Вклад эмоций в решение творческих задач
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 29.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Вклад эмоций в решение творческих задач ……………………………..4
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Искусство является человеческой деятельностью, в которой один человек осознанно передает другим свои переживания с помощью внешних знаков, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их (Л. Н. Толстой, 1983). Также было замечено, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли, что свидетельствует о высоком уровне эмпатии и эмоциональной выразительности.К. Роджерсотмечает связь между творческой направленностью личности и эмпатией. Он считает, что эмпатическое понимание является неотъемлемым условием для развития творчества. Это подтверждается исследованием Т. А. Барышевой, которая обнаружила, что у младших школьников с высоким уровнем эмпатии наблюдается большая творческая продуктивность. Согласно данным Е. Я. Басина, творческие личности обладают высокой эмпатийностью: они легко переживают эмоции других людей и готовы принимать их роли. Басин считает, что эмпатия помогает смыкать личность творческого субъекта с внешним миром, стирая границы между ними. Л. Б. Ермолаева-Томина обнаружила, что у всех творческих людей есть общее свойство - эмоциональная лабильность и быстрое изменение эмоциональных состояний от одного полюса к другому. Н. А. Бердяев, говоря о творчестве, подчеркивает, что важно не только результат творчества, но и сам процесс творческого озарения. Однако некорректное понимание роли эмоций иногда искажает сущность эмоций. Большинство так называемых интеллектуальных эмоций на самом деле являются потребностью в познании и открытии нового, а не эмоциональными состояниями. К. Роджерс отмечает, что в творческом процессе присутствуют специфические эмоции, которые не включены в классификацию эмоций в психологии. Они относятся к высшим чувствам и выражаются в состоянии эмоционального открытия и удовлетворения. К. Роджерс также считает, что в творческом акте присутствуют эстетические и коммуникативные эмоции, а также ощущение отъединенности и уникальностиВопрос о роли эмоций в интеллектуальной и особенно творческой деятельности неоднократно возникал при изучении процесса получения нового знания индивидом. При этом роль эта далеко не всегда считалась положительной. Скорее, напротив, в течение длительного времени достаточно распространенным было мнение о том, что в познавательном процессе эмоции играют негативную роль. В частности, такая мысль прослеживается в трудах Т. Рибо, посвященных изучению «представлений о происхождении чувств».Однако постепенно понимание места эмоций в творческом процессе расширялось. Так, в ряде исследований О. К. Тихомирова и его коллег было показано, что интеллектуальный, творческий процесс невозможен без эмоциональной активации. Ю. Э. Виноградовым было установлено, что состояние эмоциональной активации предшествует словесному формулированию принципов решения задач. По словам П. К. Анохина, эмоциональные переживания являются своеобразным «пеленгом», который позволяет сканировать «перспективные области» в пространстве решения задачи.В заключение, эмоции играют важную роль в решении творческих задач. Положительные эмоции стимулируют креативное и гибкое мышление, способствуют нахождению новых решений и повышают качество принимаемых решений. Негативные эмоции, напротив, могут ограничивать творческое мышление и способность генерировать новые идеи. В образовательной среде, учет эмоций стимулирует развитие творческого мышления у студентов и повышает эффективность учебного процесса.ЗаключениеВклад эмоций в решение творческих задач является неотъемлемой частью процесса творчества. Эмоции играют важную роль в нашей способности воспринимать и понимать мир вокруг нас, что в свою очередь влияет на нашу способность генерировать новые идеи и решать сложные задачи. Во-первых, эмоции могут быть источником вдохновения и мотивации. Когда мы испытываем положительные эмоции, такие как радость или восторг, мы часто чувствуем себя более энергичными и готовыми браться за творческие задачи. Наше эмоциональное состояние может подтолкнуть нас к экспериментам и новым подходам, которые могут привести к новым идеям и решениям. Во-вторых, эмоции могут помочь нам воспринимать проблему с разных точек зрения и обнаруживать скрытые аспекты, которые могут привести к новым идеям. Например, гнев или разочарование могут побудить нас задать более острые вопросы и искать глубинные причины проблемы, что может привести к открытию новых путей решения.Однако следует отметить, что эмоции могут быть и двойственными. Негативные эмоции, такие как страх или тревога, могут ослабить наше творческое мышление и препятствовать нашей способности решать задачи. В таких случаях важно уметь контролировать свои эмоции и находить способы преодолевать негативные воздействия. В целом, эмоции играют важную роль в творческом процессе и влияют на нашу способность генерировать новые идеи и решать сложные задачи. Положительные эмоции могут быть источником вдохновения и мотивации, помогая нам решать творческие задачи, а негативные эмоции могут вызвать аналитическое мышление и побудить нас искать новые пути решения. Важно научиться управлять своими эмоциями и использовать их в свою пользу в творческом процессе.Список литературыАллахвердов В.М. Размышления о науке психологии с восклицательным знаком. СПб.: Формат, 2009. – 9 с.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. – 203 с.Данилина, Т. А. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2020. – 160 c. Дэвидсон, Р. Как эмоции управляют мозгом / Ричард Дэвидсон ,ШаронБегли. - М.: Питер, 2017. – 256 c. Изард К.Э. Эмоции человека. Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. - М., Просвещение. – 154с.Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. - М.: Когнито-Центр, 2009. – 215сРапопорт, Г. Н. Биологический и искусственный разум. Часть 1. Сознание, мышление и эмоции / Г.Н. Рапопорт, А.Г. Герц. - М.: Либроком, 2021. – 18 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 1998. - 579c.Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. - Одесса, 1992. – 204с.Шумский П.П., Иванова Л.Н. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека. - Мозырь, 1998. – 324с..
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. – 203 с.
3. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2020. – 160 c.
4. Дэвидсон, Р. Как эмоции управляют мозгом / Ричард Дэвидсон , Шарон Бегли. - М.: Питер, 2017. – 256 c.
5. Изард К.Э. Эмоции человека. Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. - М., Просвещение. – 154 с.
6. Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. - М.: Когнито-Центр, 2009. – 215 с
7. Рапопорт, Г. Н. Биологический и искусственный разум. Часть 1. Сознание, мышление и эмоции / Г.Н. Рапопорт, А.Г. Герц. - М.: Либроком, 2021. – 18 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 1998. - 579c.
9. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. - Одесса, 1992. – 204 с.
10. Шумский П.П., Иванова Л.Н. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека. - Мозырь, 1998. – 324 с.