Характеристика основных религиозных мотивов в творчестве А. Ахматовой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 25 25 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 4
1 Характеристика основных религиозных мотивов в творчестве А. Ахматовой 4
2 Размышления о смысле бытия и философия любви 9
3 Социально-философские и религиозные мотивы (на примере поэмы «Реквием») 12
Заключение 21
Глоссарий 22
Список использованных источников 24
Приложения 25

Фрагмент для ознакомления

Первые наброски «Реквиема» датируются 1934 годом. Изначально Ахматова планировала создание лирического цикла, однако постепенно перешла к идее поэмы. Создание поэмы было связано с тяжелейшими жизненными испытаниями – до начала работы над «Реквиемом» были арестованы два самых близких человека - третий муж Николай Пунин - отбывал второй из трёх сроков в «Крестах», позднее - в смутном 1938 -м эта же участь ждала сына Николая Гумилёва и Анны Ахматовой - Льва. Льву Гумилеву было суждено пробыть в тюрьме девять лет. Переживания матери, женщины, истинного патриота своей страны – все это сплелось в поэме «Реквием».
Вопрос относительно жанровой природы «Реквиема» невозможно решить однозначно. «Реквием» написан от первого лица, от имени «я» — здесь соединяются поэт и лирический герой. Поэма демонстрирует сложное переплетение автобиографического и художественного начал.
Произведение базируется на лирическом начале, которое интегрирует отдельные фрагменты в единое целое. Все это позволяет отнести «Реквием» к жанру поэмы, но, безусловно, это не каноническая поэма.
Наличие целостной системы «вечных образов» культуры, представленной в «Реквиеме», - главное, что дает возможность осмысления произведения Ахматовой как лиро-эпической поэмы – поэмы нового типа.
Кроме того, важно также обратить внимание на название поэмы. «Реквием» - это музыкальное произведение, тем не менее, Ахматова выбирает его для того, чтобы назвать собственную поэму. И здесь раскрывается основная идея, замысел: поэтесса посвящает свое произведение страданию, поминовению, реквием – это памятник народной скорби.
В композиционном аспекте «Реквием» состоит из эпиграфа (строки для него взяты из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе беседовали...»), прозаического предисловия, названного Ахматовой «Вместо предисловия», «Посвящения», «Вступления», десяти стихотворений и «Эпилога», состоящего из двух частей. В поэме «Реквием» достигает своей кульминации особое мастерство Ахматовой вплетать в поэтический текст различные символы, смыслы, культурные образы, мифы и т.п.
Нельзя не отметить, что в структуру поэтического текста Ахматова постоянно включает образы «двойников». Это авторские лики, которые так или иначе связаны с вечными культурными образами.
В целом, культуро-образная система поэмы представлена «вечными образами» народно-поэтического творчества, истории и литературы, библейскими образами и символами.
Образ автора раскрывается в таких образах, как мать, плакальщица, «стрелецкая женка», «царскосельская веселая грешница», Богородица, китежанка, Коломбина, «петербургская кукла, актерка».
Также отметим, что сама Ахматова то полностью растворяется в своих двойниках, то демонстрирует ярко выраженную индивидуальность, рельефно проступая в каждом поэтическом лике. Каждый из ликов автора на наших глазах наделяется конкретными чертами жизни, судьбы, биографии самой поэтессы.
Реквием – это заупокойная месса. Название поэмы, безусловно, символично, поскольку именно так поэтесса заявляет о назначении своего произведения. Это надгробное слово, которое было посвящено трагедии народа в страшное сталинское время террора и репрессий. Страдания, переживания простого народа – все здесь нашло свое пронзительное отражение. В данной поэме выразилась вся боль поэтессы за Россию, за народ, за близких ей людей.
Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. По словам самой поэтессы, она берет на себя роль плакальщицы, плакуши, вопленицы, а те трагические времена она определяет как время торжества «смерти не по обряду».
Социальная катастрофа вызвала подлинное потрясение как в жизни, так и в душе поэтессы, соответственно, Ахматова не могла не взять на себя высокую миссию: «Непогребенных всех - я хоронила их, / Я всех оплакала, а кто меня оплачет?»; «Я плакальщиц стаю веду за собой...».
Ощущение судьбы, долга и предназначения – все это и привело Ахматову к созданию трагического «Венка мертвым» - «Реквиема».
Посредством библейских образов, символики Апокалипсиса, образов абсурдности и перевернутости бытия, образов Священного Писания поэтесса реконструирует целостную картину трагической эпохи кровавого террора. В поэме масштабно воплощается образ мира, который находится в состоянии иррациональности, катастрофичности.
И не случайно сама поэтесса неоднократно сравнивает современную действительность с концом времен, с апокалипсисом.
Ахматова обращается к образу Божией Матери /«А туда, где молча Мать стояла, /Так никто взглянуть и не посмел» /, благодаря чему вся глубина горя и страдания народа раскрывает максимально масштабно и полно. Здесь мы сталкиваемся с примером блестящего создания монументального эпического обобщения. Образ Богоматери – это образ величайшей скорби и страдания.
Чтобы показать трагедию народа, поэтесса включает в свою поэму масштабный культурно-поэтический пласт, который отсылает нас к вечной проблеме «маленького человека», народного страдания. Обращается Ахматова также и к образам русской поэзии, в частности, к Некрасову. В связи с художественной разработкой А. Ахматовой темы "мать -сын" особенно ощутимо присутствие поэзии А. Некрасова.
Единство двух начал - смерти и памяти - воплощается в «Реквиеме» в образе Распятия. Символика Распятия проецируется в «Реквиеме» и на другой образ - ленинградской тюрьмы «Кресты».
Тюрьма «Кресты» является символом «крестной муки», памятником годам террора, т.е. тоже своего рода Распятием.
Не случайно и самой себе Ахматова отводит место - у Крестов, под Крестами: «Как трехсотая, с передачею, // Под Крестами будешь стоять...». Именно здесь, у Крестов, у Креста России, полагается, по мысли Ахматовой, воздвигнуть и памятник поэту, увековечившему страдания невинных - «...здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов...». Позднее, в 1944 году, героиня Ахматовой воскликнет: «Разве не я тогда у Креста?».




Заключение
Мотивы Богоискательства, молитвы, Божественной благодати, антитезы рая и ада сопровождали А. Ахматову на протяжении всего ее творческого пути. Бог и Божественной для поэтессы было символом внутреннего душевного покоя, обретения смысла бытия, милости, надежды. Образ Бога и Божественной благодати у Ахматовой пронизан светлым звучанием.
Молитва – это и порыв отчаяния, и потребность души лирической героини, которая жаждет прекращения страданий и обретения земного счастья, любви.
Символика рая и ада в творчестве Ахматовой достаточно сложна. С одной стороны, Ахматова не отказывается от традиционного осмысления этих понятий, но все же, рай у нее может быть и земным, а ад – связанным с муками неразделенной несчастливой любви.
Столько же сложна философия любви А. Ахматовой. Любовь Ахматова репрезентует как противоречивое чувство, наполненное счастьем и горем, страданиями и блаженством. Вместе с тем, любовь, творчество, поиск себя – без этого Ахматова не мыслила своей жизни.
Поэма «Реквием» стала кульминацией творчества Ахматовой. Именно здесь проявились все выдающиеся черты поэтического стиля Ахматовой, нашли свое отражение ключевые религиозно-философские и социальные символы. Поэма «Реквием» также является совершенным воплощением темы Родины, темы народа, страданий Отечества в творчестве А.А. Ахматовой. Родина и простой народ для Ахматовой – это нечто святое, абсолютно чистое, это то, на чем не может быть вины. Все страдания Родины Ахматова воспринимает и позиционирует как безвинные. Посредством библейских образов Ахматова достигает эффекта эпического обобщения темы народного страдания, незащищенности простого человека перед лицом судьбы, произволом власти.


Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1
Художествен-ный образ
Всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. 2 Символ Метод придания образу глубины и выразительности, благодаря которому связываются самые разные планы. 3 Акмеизм Поэтическое направление в русской поэзии 1910-х годов. 4 Метафора Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. 5 Эпитет художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления. 6 Гипербола Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности 7 Мотив Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. 8 Поэма Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение, как правило, лиро-эпического характера. 99 Иррациональ-ность Познание, мышление, разговор или действие без рациональности. 110
Эпос Героическое повествование. Список использованных источников
1 Ахматова А.А. Лирика. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/ 2 Бурдина С.В. «Трагическая симфония о судьбе поколения»: лиро-эпическая трилогия А. Ахматовой // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4 (16). С.151–156. 3 Гурвич И. Любовная лирика А. Ахматовой. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/gurvich-lyubovnaya-lirika-ahmatovoj.htm 4 Кублановский Ю. О "Реквиеме" Ахматовой. Эссе//Волга. 1992. № 11-12. С. 158-164. 5 Лейдерман Н.Л. Бремя и величие скорби: «Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века: моногр. очерки. Екатеринбург, 1996. С. 199-203. 6 «Новая» (неканоническая) поэма // Теория литературных жанров : учеб. пособие под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2011. С. 66-72. 7 Павловский А. И. Анна Ахматова / А. И. Павловский // Литература в школе. 2005. № 1.С. 12-18. 8 Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. М., 1991. 192 с. 9 Руденко М.С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии Анны Ахматовой : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. М., 1995. 234 с. 10 Тименчик Р. К генезису ахматовского "Реквиема" // Новое литературное обозрение. 1994. №8. С.215-216. Приложения
А
Руденко М.С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии Анны Ахматовой : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. М., 1995. 234 с.
Ахматова А.А. Лирика. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/
Мартынова Е.А. Поиск смысла жизни в лирике А. Ахматовой и А. Смородиной (сравнительно-сопоставительный аспект). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poisk-smysla-zhizni-v-lirike-a-ahmatovoy-i-a-smorodinoy-sravnitelno-sopostavitelnyy-aspekt?ysclid=levi7i1viy829143277
Гурвич И. Любовная лирика А. Ахматовой. – Режим доступа: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/gurvich-lyubovnaya-lirika-ahmatovoj.htm
Ахматова А. Лирика.// stih.su/ahmatova/
Павловский, А. И. Анна Ахматова / А. И. Павловский // Литература в школе. - 2005. -№ 1.-С. 12-18. Павловский, А. И. Анна Ахматова: жизнь и творчество / А. И. Павловский. - М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
Лейдерман Н.Л. Бремя и величие скорби: «Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века: моногр. очерки. Екатеринбург, 1996. С. 199-203.
«Новая» (неканоническая) поэма // Теория литературных жанров : учеб. пособие под ред. Н.Д.Тамарченко. — М., 2011. С. 66-72.
Бурдина С.В. «Трагическая симфония о судьбе поколения»: лиро-эпическая трилогия А. Ахматовой // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4 (16). С.151–156.
Кублановский Ю. О "Реквиеме" Ахматовой. Эссе//Волга. - 1992. -№ 11-12. - С. 158-164.












2

Ахматова А.А. Лирика. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/
Бурдина С.В. «Трагическая симфония о судьбе поколения»: лиро-эпическая трилогия А. Ахматовой // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4 (16). С.151–156.
Гурвич И. Любовная лирика А. Ахматовой. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/gurvich-lyubovnaya-lirika-ahmatovoj.htm
Кублановский Ю. О "Реквиеме" Ахматовой. Эссе//Волга. 1992. № 11-12. С. 158-164.
Лейдерман Н.Л. Бремя и величие скорби: «Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века: моногр. очерки. Екатеринбург, 1996. С. 199-203.
«Новая» (неканоническая) поэма // Теория литературных жанров : учеб. пособие под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2011. С. 66-72.
Павловский А. И. Анна Ахматова / А. И. Павловский // Литература в школе. 2005. № 1.С. 12-18.
Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. М., 1991. 192 с.
Руденко М.С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии Анны Ахматовой : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. М., 1995. 234 с.
Тименчик Р. К генезису ахматовского "Реквиема" // Новое литературное обозрение. 1994. №8. С.215-216.