Сравнительное богословие как дисциплина: история, предметная область, задачи.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Богословие
  • 24 24 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.08.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1.История сравнительного богословия, определение научной дисциплины 4
2.Характеристика предметной области, задач сравнительного богословия 12
Заключение 22
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, очевидно, что Православная Церковь также признает некое присутствие спасающего действия Божия не только в ограде церковной, но и вне ее. «Православная Церковь свидетельствует, что христианский мир, который находится вне ее ограды, не есть что-то с нею никак не сообщающееся... что свет благодати, имеющий источником своим Церковь, неизреченно ... простирается и за видимые ее пределы»4. Однако, что хотя это спасающее действие благодати совершается вне видимых границ Церкви, но оно имеет ее своим источником. Говоря иначе, мы признаем, что спасение возможно вне Церкви только по причине того, что существует сама Церковь, ибо она есть единственный в мире источник Божией благодати, которая пребывает в ней в полноте и может спасительно изливаться вовне, спасение может совершаться вне пределов Православной Церкви, но оно не может совершаться вне ее спасительного бытия.Наиболее болезненным и не лишенным внутренних противоречий остается в этой связи вопрос об отношении Православия к Римо-католической Церкви. Вероучительные заблуждения римо-католичества очевидны, причем некоторые из них, например, учение об исхождении Св. Духа, затрагивают догматические основы веры. Возникает закономерный вопрос: сохраняет ли истинную церковную природу исповедание, которое содержит ложные вероучения, ибо природа Церкви – Тела Христова не может быть ущербной или неполной. Исчерпывающий ответ на этот вопрос дать чрезвычайно сложно, но, тем не менее, Православная Церковь продолжает верить в то, что ложные воззрения Римо-католической Церкви не исказили окончательно ее церковную природу, в отличие от всех протестантских исповеданий.Установленные Православной Церковью различные чины воссоединения инославных христиан с Православием отражают степень поврежденности церковной природы и ее вероучения в различных христианских исповеданиях. Еще в IV-V веках сложились три чина воссоединения с Православной Церковью, порядок которых затем был закреплен в правилах Вселенских и Поместных Соборов и в правилах святых отцов, в частности в 95-м правиле VI Вселенского Собора.В частности, речь идет о Крещении, Миропомазании, Покаянии. Таинство Крещения является священным действием, в рамках которого тот человек, который верует во Христа, троекратно погружается в воду, также в ходе данного Таинства произносятся слова: «крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св. Духа, аминь» – омывается от первородного греха. Таким образом, Крещение обладает огромной очистительной силой. Святые Отцы Церкви отмечают, что Таинство Крещения есть дверь в Церковь Христа, это самое важное Таинство, которое является необходимым для спасения. Также в христианском катехизисе указано, что верующий в Крещении очищается и умирает для жизни греховной и плотской, а далее идет его возрождение в жизнь духовную. Посредством Крещения человек получает спасительную благодать Духа Святого. Исключительная важность Таинства Крещения была отмечена в Священном Писании, в частности, там указано, что Крещение очищает от греха, проклятия и вечной смерти, освящая и воссоздавая доселе греховное человеческое естество: «Аще кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).Святые Отцы Церкви, говоря о Крещении, отмечали, что дальнейший духовный рост опирается на произволение человека, но так как искушающее начало способно находить себе сочувствие в природе человека, имеющий со дня первого грехопадения склонность ко греху, то поэтому нравственное усовершенствование не обходится без борьбы; помощь в этой внутренней борьбе человек получает во всей благодатной жизни Церкви. Крещение – дверь для получения других благодатных даров. Итак, можно сделать вывод о том, что Таинство Крещения установлено Господом Иисусом Христом. В одно из Своих явлений ученикам Воскресший Христос прямо установил форму совершения Таинства. К ним относились научение основным догматам православной веры, покаяние в грехах и заблуждениях, тайна духовного рождения при погружении в воду Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа. В обязанность апостолов и их преемников вменялся еще и постоянный бдительный надзор после Крещения, чтобы человек научился соблюдать все, заповеданное Христом. Далее обратимся к Таинству Миропомазания. Миропома́зание (греч. Миро – благовонный елей) является Таинством, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, которые укрепляют в духовной жизни. Как и другие Таинства, оно имеет Божественное установление. Миро является сложным и весьма дорогим благовонным составом. В ветхозаветной истории миро употреблял Моисей, чтобы освятить Скинию, кроме того, миром были помазаны Аарон, пророки, первосвященники, это помазание являлось символом вступления в Божественное служение. Помазание было доступно лишь избранным. Кроме того, из Священного Писания Ветхого Завета мы можем узнать, что самый древний первый состав ценного вещества был указан Моисею Самим Богом (Исх. 30). При этом миро Бог определил как «святыню» (Исх. 30, 32). Конечно же, ветхозаветное миропомазание не было наделено всей полнотой Божественного присутствия, если проводить сравнение с христианским новозаветным Миропомазанием. Но все же, помазание в Ветхом Завете является прообразом новозаветного Таинства. В Новом Завете мы прочитаем: «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокажённого, и возлежал, пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову». Помазание Христа миром – это общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Как пишет блж. Иероним Стридонский: «С особым посланием эта женщина обращается к вам, собирающимся принять крещение. Она разбила алавастровый сосуд свой, чтобы Христос сделал вас Христовыми, то есть помазанниками. Вот как говорится в Песне Песней: От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро: поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою (Песн. 1:3-4)». В древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с Крещением одно целое. После же Таинства начинают разделяться, а в III и IV веках чин Миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие представлены в нем и сейчас: помазание святым Миром (с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»), которое обязательно соединяется с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью (греч. – сфрагас). Исповедь или Таинство покаяния – это важнейшая составляющая жизни человека, так как именно покаяние помогает человеку пройти путь приближения к Богу. И это Таинство также имеет ветхозаветные прообразы.Книги Исход и Левит описывают «жертву за грех». Данная жертва приносилась в том случае, если человек оказывался ритуально нечист или нарушил религиозные и моральные нормы. Кроме того, есть упоминания о строгом после, постоянной молитве как способах покаяния в грехе. Однако приход Спасителя в наш мир избавляет человечество от греха, от необходимости принесения жертв. Но без покаяния человек не может стяжать все иные добродетели, обрести смирение. Принятие Таинства исповеди – это показатель того, что христианин осознает степень своей греховность, что он стремится к совершенствованию и желает преодолеть собственную греховную природу. Через исповедь человек получает не только прощение грехов, но и Божественную благодать. Божественная благодать выступает как условие спасения, жизни вечной во Христе. Таинство исповеди не может совершиться без покаяния и раскаяния. То есть, перед исповедью человек проделывает огромную сложную работу над собой, порой весьма длительную и болезненную, он должен вспомнить все прегрешения, запомнить их, раскаяться, исповедоваться, а затем запомнить эти грехи ради смирения и неповторения их в будущем. Исповедь – это необходимое условие принятия другого великого Таинства – Таинства Евхаристии.ЗаключениеНа основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.Формирование сравнительного богословия начинается уже с первых веков существования Церкви. Тем не менее, как научная дисциплина сравнительное богословие начинает укрепляться в конце 18-начале 19 вв. В 19 веке в духовных учебных заведениях уже преподавали эту дисциплину, она и сейчас входит в программу обучения.Особую роль в формировании сравнительного богословия сыграли Вселенские соборы. Вселенский собор является съездом высшего христианского духовенства, представляющего все Поместные церкви. Каноническое определение Вселенского собора отсутствует, однако, если опираться на историю, то мы увидим, что Вселенский собор обсуждал, принимал решения по важнейшим вопросам жизни Церкви. Вселенскому собору принадлежала важная роль в разработке догматики, культа, борьбе с ересями. Мы рассмотрели различные примеры из истории Вселенских соборов. 1-й вселенский собор состоялся в Никее в 325 г.; и именно на нем состоялось принятие единого Символа веры, кроме того, данный Собор осудил ересь арианства. Наиболее значимой характеристикой Вселенского собора является то, что епископы действуют от имени Святого Духа, то есть, решения собора абсолютно авторитетны и истинны.Цель сравнительного богословия состоит в критическом изучении различий между Православием и иными конфессиями, которые отпали от единства Вселенской Церкви. Эти различия носят догматический, канонический, церковно-практический характер. Список литературыАфанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия // Православная мысль. - П., 1951. Вып. VIII. – С. 21-32.Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов. [Электр.ресурс] URL: http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bolotov_lektsii_po_istorii_tserkvi_35-all.shtml (Дата обращения 12.07.2023)Васечко В., прот. Сравнительное богословие: учеб.пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 4-7.Желтов М., свящ. Миро // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 45. С. 355–358.Желтов М., свящ. Миропомазание // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 45. С. 379–386.Каллист (Уэр), митр. Диоклийский. Святоотеческие основания православного учения о таинствах. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/321210.html?ysclid=lae7m2uiog197795462Карташев А.В. Вселенские Соборы. [Электр.ресурс] URL: http://azbyka.ru/dictionary/03/kartashev_vselenskie_sobory_01-all.shtml (дата обращения 12.07.2023)Козлов М., прот. Огицкий Д. П. Западное христианство: взгляд с Востока. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 17-22Национальная историческая энциклопедия. – [Электр.ресурс] URL: https://interpretive.ru/termin/vselenskii-sobor.html (Дата обращения 12.07.2023)Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, «Жизнь с Богом». 1964. [Электр.ресурс] URL: http://krotov.info/history/00/posnov/00_posn.html (Дата обращения 12.07.2023)

Список литературы

1. Афанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия // Православная мысль. - П., 1951. Вып. VIII. – С. 21-32.
2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов. [Электр. ресурс] URL: http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bolotov_lektsii_po_istorii_tserkvi_35-all.shtml (Дата обращения 12.07.2023)
3. Васечко В., прот. Сравнительное богословие: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 4-7.
4. Желтов М., свящ. Миро // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 45. С. 355–358.
5. Желтов М., свящ. Миропомазание // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 45. С. 379–386.
6. Каллист (Уэр), митр. Диоклийский. Святоотеческие основания православного учения о таинствах. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/321210.html?ysclid=lae7m2uiog197795462
7. Карташев А.В. Вселенские Соборы. [Электр. ресурс] URL: http://azbyka.ru/dictionary/03/kartashev_vselenskie_sobory_01-all.shtml (дата обращения 12.07.2023)
8. Козлов М., прот. Огицкий Д. П. Западное христианство: взгляд с Востока. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 17-22
9. Национальная историческая энциклопедия. – [Электр. ресурс] URL: https://interpretive.ru/termin/vselenskii-sobor.html (Дата обращения 12.07.2023)
10. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, «Жизнь с Богом». 1964. [Электр. ресурс] URL: http://krotov.info/history/00/posnov/00_posn.html (Дата обращения 12.07.2023)