реферат для поступления в магистратуру по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 31 31 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 18.08.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………….……………3
Параграф 1. Формирование профессиональных компетенций методиста. ИКТ-компетентность………………………………………………………….5
Параграф 2. Современное состояние теоретических и прикладных исследований проблемы развития ИКТ- компетентности методиста…18

Заключение……………………………………………………………...............28

Список литературы и источников……………………………………………..30

Фрагмент для ознакомления

д.)использование офисных приложений (текстовый редактор: набирать текст, форматировать текст (установить шрифт, размер, цвет, начертание)и т.д.-универсальные навыки и особенности использования на уроках при разработке образовательных продуктов, уверенная работа с периферийным оборудованием: сканер, цифровой фотоаппарат, веб-камера и цифровая видеокамера и возможности их применения на уроках, использование графических редакторов: основные универсальные навыки и особенности работы, работа с электронной почтой и.т. п.).Так же работа с программным обеспечением работы со средствами мультимедиа.Общеметодические: -владение современными и актуальными знаниями в области информационных источников, а именно: работа в сети Интернет. (Зайти на сайт по известному адресу, перейти по ссылке, открыть ссылку в новом окне, сохранить страницу в избранном, пользоваться кнопками навигации «вперед/назад», осуществлять поиск в поисковых системах.) Ресурсы Интернета. Информационный поиск (Yahoo, Google, Яndex, Rambler, AltaVista и т.п.). Работа с порталами и сайтами методической и педагогической поддержки (конференции, олимпиады, конкурсы и пр. для учителей и учащихся), использование информационных источников (коллекции, энциклопедии, библиотеки наглядных пособий, коллекции фильмов и пр.) по своему предмету, работа с ресурсами Open Sourceи ПО для учителя-предметника в Сети. Дополнительно: понимание основных составных гипертекста. Разработка веб-страницы. Создание коллективного гипертекста (технология WiKi). Введение в веб-дизайн. Социальные сервисы Web 2.0 и пр.Частнометодические: владение современным учебным (демонстрационным и лабораторным) оборудованием предметного кабинета и методами работы с ним.Методисту по физике, к примеру, нужно уметь работать с виртуальными конструкторами, применять программы для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов, обладать первичными навыками работы с цифровыми лабораториями, владеть техникой проведения современного учебного эксперимента, овладевать новыми возможностями и расширять спектр исследовательской деятельности, понимать методику адаптации и разработки авторских лабораторных работ и экспериментов и т.д.Методист по химии должен также уметь работать с виртуальными лабораториями по химии, конструкторами для построения молекул и пр., применять программы для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов.Для методиста по географии важно владение школьной геоинформационной системой, работа с открытыми интернет-системами и с массивами геопространственных данных (цифровыми картами и космическими снимками) типа Google Earth, World Wind, умение создавать собственные цифровые карты с использованием школьной ГИС и GPS-приемника, уметь фиксировать разные параметры состояния природной и природно-антропогенной среды с помощью цифровых датчиков и приборов.Для методиста - биолога необходимо: применение программ для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов, работа с виртуальными конструкторами (например, по генетике), использование цифровых атласов-определителей, иметь первичные навыки работы с цифровыми лабораториями и использовать компьютер на уроке биологии (и экологии), владеть техникой проведения современного учебного эксперимента на уроке биологии, и т.д. Методисту по математике также требуется осваить работу с виртуальными математическими лабораториями, виртуальными математическими лабораториями трехмерного моделирования, навыки использования виртуальных конструкторов и прилагающихся компьютерных альбомов на уроке математики. Разработка собственных ресурсов, заданий и проектов, программы для построения концептуальных диаграмм.В области искусства важно использование музыкальных компьютерных программ (знакомство с нотными редакторами, программами-конструкторами, автоаранжировщиками, аудиоредакторами и программами для записи звука и мидисеквенсерами), использование синтезатора на уроке музыки (основные функции инструментов, методы использования, примеры методических разработок (пособие для учителей и учеников И.М. Красильникова), создавать собственные музыкальные произведения (оригинальные пьесы, аранжировки, строить собственные композиции из готовых фрагментов)."[6].Выводы по параграфу 2.Рассмотрев исследовательские работы разных ученых, а так же методические пособия и учебные программы, касающиеся необходимости формирования ИКТ-компетенций у педагогических работников в разных отраслях образования за последние несколько лет, можносделать вывод, что за последние годы значительно изменились требования к профессиональным навыкам методиста. Методическая работа перешла на новую ступень, имея в доступе невероятные инструменты и возможности глобальной сети, что соответственно обязывает методиста совершенствоваться в новых реалиях, чтобы соответствовать тем требованиям и запросам, которые сегодня предъявляются к работе методиста. Другими словами в данный момент важной задачей должна стать возможность подготовки компетентных специалистов с помощью уже отлаженных механизмов (повышение квалификации, курсы и прочие образовательные программы), но и поиск новых возможностей формирования необходимых компетенций. Как отмечалось в одной из монографий, методисты на данный момент не всегда воспринимаются как управленцы, исследователи, аналитики, как особая целевая аудитория. Хотя, как отмечалось в параграфе 1,должностные инструкции этих категорийработников не тождественны, а значит и требования к квалификации тоже различны.Заключение.Подводя итог проделанной работы, а именно изучение и анализ современного состояние теоретических и прикладных исследований проблемы развития ИКТ- компетентности методиста, можно сказать, что в настоящее времяметодист должен обладать профессиональными качествами на высоком уровне, уметь использоватьновые технологии в своей деятельности, организовывать работу с педагогамина основе современных ресурсов в условиях новой информационно образовательной среды.В работе были рассмотрены и проанализированы особенности профессиональнойдеятельности методиста в условиях информатизации, и можно отметить, что методистдолжен осознавать значимость и необходимость оказания методической,консультационной и другой помощи педагогам на основе использования веб-ресурсов, современных технических и программных средств и т.д..; знатьособенности организации информационно - образовательной среды, еересурсов, возможностей для взаимодействия с педагогами; уметьосуществлять консультационную поддержку педагогов, профессиональноеобщение с ними, дистанционное обучение, экспертизу педагогическойдеятельности, организовывать совместную работу с документами,осуществлять моделирование педагогических исследований на основеоптимального использования современных информационных технологий,веб-ресурсов и др.; адаптироваться к условиям постоянно и быстроменяющейся информационно-образовательной среды.Таким образом, на ряду с важнейшими классическими требования к работе методиста, можно и нужно особенно выделить ИКТ- компетентность. На сегодняшний день это,пожалуй, наиважнейший критерий оценки квалификации и профессионализма любого методиста. В условиях постоянно совершенствуемыхобразовательных стандартов, требований по организации информационной среды и т.д., не владея этими навыками, методист просто не сможет полноценно выполнять свою работу. В наше время, когда поиск информации посредством глобальной сети может занимать минуты, а дистанционные образовательные технологии шагнули вперед и для методической работы стерты географические границы, и время, ИКТ-компетентность методиста должна быть поставлена на очень высокий уровень. А возможность ее формирования у будущих или уже работающих методистов должно быть приоритетнойзадачей. На мой взгляд, это один из важных аспектов грамотной организации всего процесса непрерывного образования педагогов в дальнейшем, а значит и более совершенному течению образовательных процессов в любых образовательных учреждениях.На сегодняшний день наиболее популярным инструментом в этой области выделяется курсы повышения квалификации и самообразования методиста, так же формирование ИКТ-компетентности уделяется внимание уже на этапе профессионального обучения студентов педагогических вузов.Но непрерывно развивающаяся информационная среда требует все более совершенных способов и методик постоянного обновления знаний в этой области. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.1.Андреев, А.А. Введение в интернет образование: учеб. пособие / А.А.Андреев. – М.: ЛОГОС, 2003 – 76 с.2.Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 923-926.3.Афанасенкова Л.М. Дистанционные формы повышения квалификации, как средство развития профессионализма педагога // "Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании"(сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе») // Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru // URL: http://www.proshkolu.ru/club/prosvescheniexxivek/file2/4125047.pdf.-С.201- 205.4.Бачурина Л. А. Многофакторная модель ИКТ-компетентности педагогического работника [Текст] / Л. А. Бачурина, Н. В. Ярчикова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.1. - С. 49-52.5.Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=66. Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.-Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/338197.Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. – 2012 – № 14. – С. 86-91.8.Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: Автореф. дис… д-ра пед. наук. – Москва: МГПДУ, 2009. – 50 с.9. Василевская Е.В. Повышение профессионального уровня методиста –первое условие эффективного методического сопровождения инновационныхпроцессов в системе образования // Методист, 2011 - №7.10.Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество. – 2010. – №2. – С. 269-273.11.Галанов А.Б. Модель формирования ИКТ-компетенций у учителей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf12.Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html13.Денисова И.А. Облачные сервисы в образовании / И.А. Денисова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2012. – №9-10.14. Драйден, Г. Революция в обучении: пер. с англ. / Г. Драйден, Дж. Вос. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 672 с.15. Дьяконов Б.П., Игошев Б.М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник ЧГПУ. – 2014. – №5. – С. 59-69.16. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернетобразования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-200417. Игошев Б.М., Дьяконов Б.П. Новые компетенции педагога в современной информационно-образовательной среде // Педагогическое образование в России. – 2013. – №4. – С. 248-251.18.Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-519. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие [Текст] / В. А. Красильникова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с. с.10920. Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования [Текст]: учебное пособие / М. П. Лапчик. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 182 c.21. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-10022. Максимченко Т.В. Развитие ключевых компетенций методиста в системе повышения квалификации. /Автореферат Автореф. дис… к. пед. наук. – Москва: ФГУ ФИРО, 2010. – 25 с.23. Мельничук Н.Г. Формирование ИКТ – компетенции педагога // URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga - (дата обращения 09.07.2023).24. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html - (дата обращения 08.07.2023).25. Профессиональный стандарт педагога (проект). // URL: http://www.docme.ru/doc/124798/12.02.15-profstandart-pedagoga--proekt- (дата обращения: 19.04.2017).

1. Андреев, А.А. Введение в интернет образование: учеб. пособие / А.А.
Андреев. – М.: ЛОГОС, 2003 – 76 с.

2.Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 923-926.

3.Афанасенкова Л.М. Дистанционные формы повышения квалификации, как средство развития профессионализма педагога // "Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании"(сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе») // Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru // URL: http://www.proshkolu.ru/club/prosvescheniexxivek/file2/4125047.pdf.-С.201- 205.

4.Бачурина Л. А. Многофакторная модель ИКТ-компетентности педагогического работника [Текст] / Л. А. Бачурина, Н. В. Ярчикова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.1. - С. 49-52.
5.Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6
6. Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.-Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819

7.Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. – 2012 – № 14. – С. 86-91.

8.Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: Автореф. дис… д-ра пед. наук. – Москва: МГПДУ, 2009. – 50 с.

9. Василевская Е.В. Повышение профессионального уровня методиста –
первое условие эффективного методического сопровождения инновационных
процессов в системе образования // Методист, 2011 - №7.

10.Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество. – 2010. – №2. – С. 269-273.

11.Галанов А.Б. Модель формирования ИКТ-компетенций у учителей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
12.Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html
13.Денисова И.А. Облачные сервисы в образовании / И.А. Денисова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2012. – №9-10.

14. Драйден, Г. Революция в обучении: пер. с англ. / Г. Драйден, Дж. Вос. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 672 с.

15. Дьяконов Б.П., Игошев Б.М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник ЧГПУ. – 2014. – №5. – С. 59-69.

16. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернетобразования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004

17. Игошев Б.М., Дьяконов Б.П. Новые компетенции педагога в современной информационно-образовательной среде // Педагогическое образование в России. – 2013. – №4. – С. 248-251.

18.Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-5

19. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие [Текст] / В. А. Красильникова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с. с.109

20. Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования [Текст]: учебное пособие / М. П. Лапчик. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 182 c.

21. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100

22. Максимченко Т.В. Развитие ключевых компетенций методиста в системе повышения квалификации. /Автореферат Автореф. дис… к. пед. наук. – Москва: ФГУ ФИРО, 2010. – 25 с.

23. Мельничук Н.Г. Формирование ИКТ – компетенции педагога // URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga - (дата обращения 09.07.2023).

24. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html - (дата обращения 08.07.2023).

25. Профессиональный стандарт педагога (проект). // URL: http://www.docme.ru/doc/124798/12.02.15-profstandart-pedagoga--proekt- (дата обращения: 19.04.2017).