Подходы к созданию образа автора очерковых произведений на основе произведений Анатолия Аграновского
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 01.09.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 6
1.1 Специфика публицистического стиля 6
1.2 Стилистические особенности очерка как жанра публицистики 10
ГЛАВА 2 СИСТЕМА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРЫ 16
2.1 Образ, персонаж и характер в публицистическом произведении 16
2.2. Особенности создания образа в очерке А. Аграновского 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
К числу лучших следует отнести очерки А. Аграновского «Лукояновский задор» («Известия», 1962, 20 марта), «Своего дела мастер» («Известия», 1977, 16 февраля), «Реконструкция» («Знамя», 1982, № 3).Очерк «Своего дела мастер» начинается с русской притчи, изложенной, по словам очеркиста, у Достоевского так: «Стоял на дороге камень, огромный, и вышел государев приказ: убрать! А как? Англичане запросили пятнадцать тысяч серебром, потому рельсы нужны, да погрузить, да вывезти паром. Тут мужичонка стоит ухмыляется. Ты, мол, что? «Сто рубликов определите, ваша светлость, сведем камешек». И точно: утром приходят – гладко. А он вырыл яму, «понаперли» «этак на ура», свалили, засыпали и нет камня, как не было». Такой зачин не только сразу заинтересовывает, но и служит раскрытию основной идеи очерка: показать смекалку, мастерство русского человека, на долю которого выпало участвовать на монтаже реактора первой в мире атомной электростанции в Обнинске и стартовой позиции на Байконуре. Горой данного очерка не поход на других людей, он представлен как человек, обладающий особенными чертами характера, но при этом у него самая обычная судьба. Он живет в обычном новом доме, обладает наградами «За боевые заслуги» (он воевал) и «За трудовую доблесть» (трудился всю жизнь). Автор поставил себе цель продемонстрировать читателям обаяние, которое характерно для простого, красивого своим трудом человека. Для этого он при помощи стилистических средств передал в произведении ту радость, которую испытывает данный человек при занятии творческим физическим трудом, то есть радость мастера своего дела. Поднимая проблему профессионального мастерства, противопоставляя своего героя еще встречающимся «околоспецам», «подмастерам», «худшей категории работника на белом свете», А. Аграновский делится с читателями своими раздумьями о том, как писать о людях «нравственного и трудового эталона». Пафос, замечает он, в больших дозах утомителен, красноречие, превышающее средние нормы потребления, вызывает обратное воздействие. «Чем выше дела, тем проще нужны слова, – заключает очеркист. – Мне сейчас нужны самые простые слова».Подобную технику автор также использовал и в процессе создания очерка «Реконструкция», в котором также поднимаются проблемы государственного масштаба. «Реконструкция», заявляет автор в самом начале своего повествования, вот то слово, которое «в ущерб стилю» придется все время повторять, «реконструкция» – вот дело, к которому пора привлечь самое широкое общественное мнение. Убедительно показывая, какие огромные прибыли дает реконструкция старых заводов, и, сокрушаясь, как мало еще выделяется на нее средств, публицист скрупулезно анализирует затронутую проблему, утверждая, что реконструкция – нормальное состояние производства, застой – ненормальное.Важно заметить, что, показывая выгодность реконструкции и то, как еще велики силы, ее тормозящие, автор очерка заявляет: «Тут начинается моя тема». Это авторское «моя тема» вызывает желание глубже вникнуть в содержание очерка, обстоятельнее выявить творческую манеру публициста, сделать определенные выводы для журналистов-практиков. И мы убеждаемся еще раз, какими обширными познаниями нужно обладать, чтобы написать столь проблемный, на научной основе очерк. Промелькнуло сообщение, что в Днепропетровской области на реконструкцию тратится чуть ли не вдвое больше, чем в среднем по Союзу. Иной на это может и не обратил бы внимания, а А. Аграновский с мыслью «стало быть там уже поняли» незамедлительно едет по указанному адресу. Ему необходимо еще и еще раз рассказать о выгоде реконструкции, что на то же количество руды, чугуна, стали повсюду уходит меньше, чем при новом строительстве. Автор берет в расчет (и это чрезвычайно важно) и экономию земли. Он приводит заставляющие задуматься факты: только Днепропетровщина, одна из наших житниц, потеряла за пятилетие с 1976 по 1980 г. около 20 тыс. гектаров. Поля и фермы пришлось потеснить ради заводских корпусов, новых рудников, открытых разработок.Сказанное по существу дополняется следующей деталью. Летом 1980 года состоялось заседание ЦК КПСС, и в газете промелькнула информация о том, что после реконструкции Братская ГЭС увеличила свою мощность на четыреста тысяч киловатт (весь старый Днепрогэс). Автор признается, что если бы не встреча, он бы ее пропустил. «И мне было стыдно, — пишет он, — потому что я тоже ездил на стройку в Браке и провел там много писателей и журналистов». Приводя множество других примеров того, как «мало пишут» о реконструкции, в том числе о самых известных заводах, таких как ленинградский Ижорский завод, очерк призывает читателей задуматься о необходимости ввести в намеченный курс не только реконструкцию, но и необходимость перестроить психику журналистов, привыкших ко времени первых пятилеток, чтобы «им подали что-то новое». Как видим, «свою тему» очерк А. Аграновского получил благодаря тщательному изучению вопроса, его глубокому осмыслению с научных позиций и всестороннему раскрытию.Среди источников цитирования в очерках А.А. Аграновского большинство принадлежит к художественным текстам (классике отечественной литературы, фольклору, древнерусским летописям)и текстам ближе к публицистике (партийные документы, материалы съездов и пленумов партии, статьи Ленина и других советских коммунистов.). Им цитируются так же письма читателей.Цитирование присутствует и в очерке «Как я был первым»: «Cпециальный корреспондент «Известий» поехал в далёкую деревню не случайно. За пять тысяч километров от Москвы он приехал, чтобы защитить учителя. Его травили там. Почему?»Основной темой очерка является информация о полёте в космос Германа Титова и реакция на это событие членов его семьи и односельчан. В добавок ко всему, автор создает новые тематические линии. Он внедряет в текст ещё одних героев: сельского учителя Адриана Топорова, а также его гонителя,автора гневных писем. Со всеми героями автор имеет связь — он присутсвует и в доме Титовых: «Время шло, и я отправился за хозяином дома, В своей книге «Два детства» Степан Павлович Титов описал нашу встречу: «Где-то на краю сада зашумела машина. Ко мне в малину шел высокий черноволосый чело-век. ».» Он же и ведет беседу с гонителем Адриана Топорова (имени его не называет): «На следующее утро в большом сибирском городе я встретился с человеком, о котором заранее знал, что понять его будет непросто. Я готовил себя к этой встрече, спешил, потому что днем позже он не стал бы со мной говорить. Я не предупреждал его, мне надо было застать этого человека врасплох. »На страницах очерка четко прослеживаются мысли автора: «Я подумал: слава ворвалась в этот дом, топоча сапогами, шумная, потная, бесцеремонная. И мне захотелось как-то это все остановить и не хотелось участвовать в этом, и только через много дней я понял, что без этой колобродицы Титовым было бы худо, что публичное одиночество, на которое обрекли их шумные газетчики, было в эти самые длинные в их жизни сутки спасением для них.»Стиль речи в диалогах персонажей и повествовании Анатолий Аграновский использует как буквальный, так и разговорный.В очерке «Золотой дым» рассказчиком является автор. Он знакомит читателя с историей старика, решившего пожертвовать свои ценности государству. Чтобы убедить читателя в том, что эта необычная история правдива, Анатолий Аграновский выдает себя за «какого-то» свидетеля (но не прямого!) и пишет: «Потом мне показали эту бумагу». Графологи считают, что если человек умудряется писать каждую букву отдельно курсивом, значит, он высокого о себе мнения. Читатель сразу понимает, что у автора есть несколько источников информации, дающих ему различную информацию: от погоды в тот день, когда старик написал высказывание «Старожилы говорят, что таких морозов не было со времен войны» дос описанием места жительства пожилого мужчины «Дом у него большой. Справа, как войдешь, русская печь, за ней кровать, потом оказалось, старуха, над нею в углу икона в тяжелом окладе и горит лампада. И они вошли в зал. Там все было добротно, массивно. Два дивана, большой шкаф, большой ковер на полу, письменный стол у окна. И снова значок в углу.ЗАКЛЮЧЕНИЕПублицистическому стилю отводится особое место в рамках литературных стилей, это связано с тем, что в большинстве случаев для создания произведений необходимо перерабатывать тексты, которые были созданы в иных стилях. Ориентация научной и деловой речи направлена на отражение действительности через интеллектуальную составляющую, в то время как художественная речь подразумевает высокий уровень эмоциональности. Публицистике отводится особая роль ввиду того, что она направлена на удовлетворение одновременно интеллектуальных, а также эстетических потребностей. Одним из популярных и одновременно достаточно сложных произведений в публицистическом стиле выступает очерк. В рамках настоящего исследования были рассмотрены особенности создания образа в очерковых произведениях. Под образом при этом понимался объект, которые появляется в человеческом сознании и отражает предметы или явления, находящиеся в окружающей действительности. В данном случае основным для рассмотрения выступает художественный образ, представляющий собой образ персонажа произведения и имеющий заданную автором индивидуальность, а также многогранный и экспрессивный характер. Для создания образа используются специальные лингвистические средства, среди которых выделяются: фонетические (авторская транскрипция, авторская транскрипция), морфологические (категория рода существительных), синтаксические (синтаксический параллелизм, парцелляция, инверсия).Наиболее частыми и важными средствами создания образа выступают тропы (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, градация, оксюморон, олицетворение).Изучение создания образа в литературных произведениях в целом и в жанре очерка в частности проводилось на основании произведений одного из классиков журналистики - А. А. Аграновского. Автор отмечал, что важной составляющей очерка выступает заложенная в нем мысль и при этом также указывалчто большинство авторов не уделяют этому должного внимания. Очерки рассматриваемого автора наполнены мыслями, кропотливо, филигранно отделаны. Им присущ хороший, литературный стиль, публицистичность. Важная особенность очерка – это использование того или иного метода, к примеру, теоретический метод исследования какой-либо проблемной ситуации. Художественный метод применяется прианализ, исследовании в очерке.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБорисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). С. 20–26.Быконя Э.Н. Русские очерки 1880-1890 годов о Сибири. Автореферат. М., 1974.Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. Ростов н /Д., 1966.- 76с.Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1959. 448 с. С. 93Клушина Н. И. Стиль массовой коммуникации: Учеб.пособие. - М: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010. - 64 с.Котович М. И. Языковые средства создания персонажа в художественном произведении // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. 2015. С.64–68Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. М.: Академия, 2001. 208 с.С. 77Нагаева А. Э., Ахметьянова Наиля Ахмадулловна КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ» И ЕГО ОСОБЕННОСТИ // Colloquium-journal. 2021. №33 (120). С. 20-22Нагаева, А. Э. Язык и стиль интернет-изданий: современное состояние и перспективы развития / А. Э. Нагаева // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 29 октября 2020 года. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. - С. 127-129.Опарина Е. О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. М., 2017. 152 сПлещенко, Т. П. Стилистика и культура речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. Мн.: «ТетраСистемс», 2001. 544 с. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. \\ Вестник Моск. Ун-та. – Серия 9. Филология. – 1978. - №4.Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 614 с. С. 14Репонь А. Очерк как прозаический жанр // CCS&ES. 2021. №1. С. 22-31Сафарова, Д. Р., Ахметьянова Н. А. Использование прецедентных заголовков в газете "Маяк Приуралья" Чернушинского района // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Москва: РУДН, 2016. - С. 165-169.Светличная, А. А. Художественный образ и средства его создания / А. А. Светличная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 213-215.Федорова М.В. Языковые средства журна-листики//Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 328-330Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984. 112 с. С. 81Шутилова, Н. Н. Контаминация в заголовках региональных печатных СМИ / Н. Н. Шутилова // Медиапространство Российской Федерации: гло бальный и национальный аспекты : сборник конференции с международным участием, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося ученого, писателя, Заслуженного деятеля науки БАССР, Заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора филологических наук, профессора МидхатаФазлыевичаГайнуллина и 75-летию Великой Победы. - Уфа: БашГУ, 2020. - С. 337-340.
2.Быконя Э.Н. Русские очерки 1880-1890 годов о Сибири. Автореферат. М., 1974.
3.Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. Ростов н /Д., 1966.- 76с.
4.Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1959. 448 с. С. 93
5.Клушина Н. И. Стиль массовой коммуникации: Учеб. пособие. - М: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010. - 64 с.
6.Котович М. И. Языковые средства создания персонажа в художественном произведении // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. 2015. С.64–68
7.Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. М.: Академия, 2001. 208 с.С. 77
8.Нагаева А. Э., Ахметьянова Наиля Ахмадулловна КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ» И ЕГО ОСОБЕННОСТИ // Colloquium-journal. 2021. №33 (120). С. 20-22
9.Нагаева, А. Э. Язык и стиль интернет-изданий: современное состояние и перспективы развития / А. Э. Нагаева // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 29 октября 2020 года. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. - С. 127-129.
10.Опарина Е. О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. М., 2017. 152 с
11.Плещенко, Т. П. Стилистика и культура речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. Мн.: «ТетраСистемс», 2001. 544 с.
12.Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. \\ Вестник Моск. Ун-та. – Серия 9. Филология. – 1978. - №4.
13.Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 614 с. С. 14
14.Репонь А. Очерк как прозаический жанр // CCS&ES. 2021. №1. С. 22-31
15.Сафарова, Д. Р., Ахметьянова Н. А. Использование прецедентных заголовков в газете "Маяк Приуралья" Чернушинского района // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Москва: РУДН, 2016. - С. 165-169.
16.Светличная, А. А. Художественный образ и средства его создания / А. А. Светличная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 213-215.
17.Федорова М.В. Языковые средства журна-листики//Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 328-330
18.Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984. 112 с. С. 81
19.Шутилова, Н. Н. Контаминация в заголовках региональных печатных СМИ / Н. Н. Шутилова // Медиапространство Российской Федерации: гло бальный и национальный аспекты : сборник конференции с международным участием, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося ученого, писателя, Заслуженного деятеля науки БАССР, Заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора филологических наук, профессора Мидхата Фазлыевича Гайнуллина и 75-летию Великой Победы. - Уфа: БашГУ, 2020. - С. 337-340.