Роль игры в развитии словарного запаса дошкольника с ОНР 3 уровня.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 58 58 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 09.09.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава I. Основы развития словарного запаса у дошкольника с ОНР 3 уровня 5
1.1. Особенности развития детей с общим недоразвитием речи 5
1.2. Специфика формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста 9
1.3. Игры как средство развития словарного запаса у детей с ОНР 13
Глава II. Анализ роли игр в развитии словарного запаса дошкольника с ОНР 3 уровня 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Результаты исследования 18
2.3. Методические рекомендации 27
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложения 37
Фрагмент для ознакомления

покажи, где кот...Кот идёт к дому++Кот в доме++Жёлтый мяч++шар1+Кот перед домом++Жёлтая майка++2+Кот за домом++Жёлтое яблоко++5+Кот на крыше++Красная роза++кукла1+Кот вылезает из трубы++Красный флаг++2+откуда выглядывает?покажи, откуда выглядывает?Красное кресло++5+из-под крыльца++Синяя сумка++ведро1+из трубы++Синий автобус++2+из-за дома++Синее полотенце++5+Словообразование.Словообразование названий детёнышей животныхНазови детёнышей животныхОбразование относительных прилагательныхМашина из железа-+Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамистол++У волчицы--Стол из дерева-+У кошки-+Мяч из резины-+кукла++У зайчихи-+Кораблик из бумаги-+У медведицы-+Сок из апельсинов-+стул++У ежихи--Стакан из стекла-+У лисицы-+Шуба из меха-+кровать++Понимание синтаксических конструкцийОбразование глаголов с помощью приставокЧто делает человечек?Что делает машина?С реальными предметами, затем по картинкамподходит++въезжает++Покажи ручкой карандашПокажи ручку карандашомвыходит++съезжает++заходит++переезжает++Покажи мамину дочкуПокажи дочкину мамупереходит++подъезжает++IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯУровень обобщения яблоко, апельсин, банан+Словарь действийЧто делает?Кто как голос подаёт?Кто как передвигается?Слова-антонимы Скажи наоборотогурец, морковь, помидор+врач-+собака-+птица-+Большой-+собака, кошка, свинья+продавец-+корова-+лягушка-+Кислый-+сапоги, тапки, ботинки+повар-+петух-+черепаха-+Твёрдый-+стул, кровать, шкаф+учитель-+кошка-+волк-+Грустный-+ложка, кружка, тарелка+водитель-+свинья-+рыба-+Холодный-+V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА Повтори предложения Повтори слова, если не выполняется п.1 (опора на картинки)Полицейский стоит на перекрёстке.+светофоригрушкизвездаавтобускисточкасвеклаЗолотые рыбки плавают в аквариуме.+пистолетласточкапуговицакарандашрасчёскапаутинаФотограф фотографирует детей.+вертолёткружкасамокатыцыплёноксвечкачерепахаВелосипедист едет на велосипеде.+скакалкакнопкикукурузаперчаткикреслогусеницаVI. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТАСтроение артикуляционного аппаратаМимические движенияПодвижность артикуляционного аппаратагубыНормаоскаливаниенадуваниещёкнахмуриваниенаморщиваниегубыязыкзубыНормаулыбочка+лопаточка+грибок+«цоканье»прикусНорматрубочка+иголочка+часики+языкНормаоскал+горка+чашечка+«обведи губы»уздечкаНормабублик+парус+качельки+твёрдое и мягкое нёбоНорматрубочка-улыбочка+на нижнюю губу+на верхнюю губу+«скажи «а»VII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕзвуксловакак произносит по картинкекак произносит отражённозвуксловакак произносит по картинкекак произносит отражённозвуксловакак произносит по картинкекак произносит отражённоСсобака++Шшапка++Ррыба++усы++машина++корова++автобус++душ++помидор++ ,Ссиний++Жжук++ ,Рдверь++гусь++ножи++ремень++апельсин++ножницы++брюки++Ззонт++Ччайник++Ллук++коза++мяч++пила++звезда++очки++дятел++ ,Ззима++Щщетка++ ,Ллев++обезьяна++щенок++телефон++земляника++овощи++пальто++Цогурец++jяблоко++Друг. звукицветы++майка++пуговица++юбка++VIII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХАПовторение слогов с оппозиционными звукамиДифференциация оппозиционных звуков Хлопни в ладоши на звукИз 3-х слоговИз 2-х слоговмискаМишка +[с]С А М С З С Ц Ш С +да-та-да+да-та+та-та-да+та-да+па-ка-ка+па-ка+ЛизаЛиса +[ш]Ш Н Р Ш Щ Ч Ш Ж +ка-па-па+ка-па+ба-па-ба+ба-па+па-ба-па+па-ба+домДым +[ч]Ч И Ч Ц Щ Ч Ш Ть Ч +ма-на-на+ма-на+на-на-ма+на-ма+IX. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗВыделение начального звука в словеВыделение конечного звука в словеаист+Ира+Оля+утка+шары+кот+волк+дом+стол+дверь+мячи+сок+X. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯРечевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие)Краткий анамнез (беременность, заболевания)Раннее речевое развитиеБез особенностей2 беременность. Беременность протекала без патологии. Роды на 38,5 недели.гуление3 месяцафразакогда заметили НР-лепет6 месяцевАгу-агуДай мнезанятия с логопедом-слово9 месяцевМаМожно мнеповедениеЛегко возбуждается, общается охотно, задает вопросы.Речевое заключение: норма Приложение 3. Пример оценки пассивного и активного словаря по методике Трубниковой у ребенка с ОНР 3 уровняСодержание заданияИспользуемый речевой и наглядный материалОтвет ребенкаХарактер выполненияПассивный словарьАктивный словарьОбследование номинативного словаряОбследование слов высокой частоты употребленияКартинки Показать предметы по лексическим темамНазвать предметы по лексическим темамЧасти лица и тела (10)101010Игрушки (5)555Посуда (6)655,5Одежда (7)656,5Обувь (6)555Овощи (6)666Фрукты (6)666Мебель (6)555Животные (6)655,5Транспорт (6)666Еда (6)666Обследование слов низкой частоты употребленияИнструменты (6)454,5Деревья (6)454,5Цветы (6)454,5Бытовая техника (6)544,5Учебные принадлежности (6)555Спортивный инвентарь (6)634,5Специальный транспорт (6)634,5Ягоды (6)444Птицы (6)444Профессии (6)666Обследование малознакомых слов Памятник, фонтан, улей, клумба, водопад, манжет (6)666Подбор и название предметов по описаниюКак называется место, где читают люди, где покупают продукты и т.д.Подбери картинкуНазови местоВыполнено Название семантических словПоезд-вагон, корабль-парус (4)10Не выполненоПонимание и название обобщающих понятийКартинки по лексическим темамПокажи, гдеНазови предметы одним словом, найди общие названияНе выполненоОбследование предикативного словаряПонимание и название действий, изображенных на картинкеКартинки с действиямиПокажи Назови Не выполненоПонимание и название семантически близких действийПокажи Назови Не выполненоОбследование адъекативного словаряПонимание и название слов, обозначающих признаки предметаОтносительные прилагательныеПокажи, гдеНазови ВыполненоЦвет предметаПокажиНазови ВыполненоФорма предметаПокажиНазови ВыполненоКачества предметаПокажиНазови Не выполненоОбследование употребления наречийНаречия образа действияКартинки Покажи, какКак он это делаетВыполнено Наречия времениКартинкиПокажи, чтоКогда тыНе выполненоНаречия местаКартинкиПокажи, чтоГде Не выполненоОбследование употребления системной лексикиПодбор слов с противоположным значениемКартинкиПокажи Назови Выполнено Подбор слов с похожим значениемКартинкиПокажи Назови Выполнено Подбор однокоренных словКартинкиПокажи Назови Не выполненоПриложение 4. План коррекционно-развивающей деятельности для дошкольников 5-6 лет с ОНР 3 уровняКоррекционно-развивающая работа составлена на 30 недель. Цель – обучение и освоение связной речи, адаптация в социуме.Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь.Количество занятий в неделю: 3. 1 занятие по формированию звукопроизношения, 1 занятие по формированию слоговой структуры слов, 1 занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Второй период обучения: декабрь, январь, февраль, март.Количество занятий в неделю: 5. 2 занятия по развитию лексико-грамматических средств языка, 1 занятие по формированию звукопроизношения, 1 занятие по формированию слоговой структуры слов, 1 занятие по развитию связной речи.Третий период обучения:апрель, май, июнь.Количество занятий в неделю: 4. 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка, 1 занятие по развитию звукопроизношения, 1 занятие по формированию слоговой структуры слов, 1 занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Содержание коррекционной работы:МесяцЛексическая темаФормирование фонетической стороны речиСлоговая структура словаЛексико-грамматический строй речи. Связная речьСентябрь Осень. Периоды осениРазвитие слухового внимания и восприятия неречевых звуковУсвоение слов 1 типа по слоговому составу. Игры «кто это», «найди и назови», «выполни команду». Упражнения «выбери картинку»Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Игра «закончи предложение»Деревья осеньюУзнавание неречевых звуковУсвоение слов 1 типа по слоговому составу. Игры «подскажи слово». Упражнение «послушай и ответь», «кого ты видел в зоопарке»Понятия «предмет», «действия». Закрепление слов в предложенияхОктябрь Овощи, трудУзнавание неречевых звуковУсвоение слов 2 типа по слоговому составу. Игра «один-много», «кто у кого», «закончи предложение», «покажи и назови», «кого ты видишь»Одушевленные и неодушевленные существительные. Постановка вопросов к простым сюжетным картинкамФрукты Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембруУсвоение слов 2 типа по слоговому составу. Игра «слушай и называй», «что ты делаешь», «так бывает или нет», «чьи это вещи», «назови лишнее»Существительные с уменьшительно- ласкательным значением.Составление и проговаривание словосочетанийчислительных одна-один, с существительными.Закрепление слов в предложенияхНасекомые Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембруУсвоение слов 3 типа по слоговому составу. Игра «что ты запомнил», «выбери картинку», «скажи наоборот», «узнай по описанию», «лабиринт»Именительный падеж множественного числа существительных.Договаривание и анализ предложенийПерелетные птицыРазличение слов, близких по звуковому составуУсвоение слов 3 типа по слоговому составу (продолжение темы). Игра «Назови 5 предметов», «Сложи картинку и назови»,«Отгадай загадки».Закрепление словв предложениях3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени.Работа с деформированным текстомНоябрь Лес. Грибы и ягодыРазличение слов, близких по звуковому составуУсвоение слов 4 типа по слоговому составу. Игра «какое слово получилось», «назови ласково», «подумай и назови», «кто как передвигается»Существительные с уменьшительно- ласкательным значением.Договаривание и анализ предложенийДомашние животные и их детенышиРазличение слов, близких по звуковому составуУсвоение слов 4 типа по слоговому составу. Игра «посмотри и назови», «что ты будешь делать», «назови 9 предметов», «назови, чьи вещи»Притяжательные местоимения.Проговаривание предложений в игре «4 лишний»Дикие животныеРазличение слов, близких по звуковому составуУсвоение слов 5 типа по слоговому составу. Игра «скажи наоборот», «ответь на вопрос», «путаница», «различай слова». Загадки Глаголы прошедшего времени единственного числа. Составлениепредложений по 2-м опорным картинкам. Постановка вопросов к сюжетным картинкам.Послушай, ответь, расскажиОбувь, одежда, головные уборыРазличение слов, близких по звуковому составуУсвоение слов 5 типа по слоговому составу. Игра «назови ласково», «один-много», «4 лишний», «узнай предмет»Винительный падеж единственного числа существительных.Составление простых предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкамДекабрь Зима. Зимние месяцыРазличение слов, близких по звуковому составуУсвоение слов 5 типа по слоговому составу. Игра «скажи наоборот», «чего нет», «подбери слово». Загадки. Закрепление слов 4 типа в предложенияхРодительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом уДоговаривание преобразование предложенийМебель Различение слов, близких по звуковому составуУсвоение слов 6 типа по слоговому составу. Игра «ответь на вопрос», «чего/кого нет», «один-пять, «скажи наоборот», «образуй слово»Приставочные глаголы.2Преобразованиеприставочных глаголов- антонимов в составе словосочетанийДоговаривание предложений приставочными глаголами с опорой на картинкуПосуда Дифференциация слоговУсвоение слов 6 типа по слоговому составу. Игра «узнай слово по слогу», «подбери картинку». Закрепление слов 5 типа в предложенияхКоличественные числительные два, две.Преобразование предложений по сюжетным картинкам.Договаривание предложений по предметным картинкам и карточке с цифрой 2Новогодний праздникДифференциация слоговУсвоение слов 7 типа по слоговому составу. Игра «назови ласково», «назови детенышей», «закончи предложение», «один-пять», «образуй слово»Предлог «на».Договариваниепредложений по демонстрации действий. Преобразование деформированной фразы. Самостоятельное составление предложений по 2 опорным картинкамЯнварь Зимующие птицыЗвук У. Выделение начального ударного и безударного гласногоУсвоение слов 7 типа по слоговому составу. Игра «в деревне», «назови слово», «чей хвост», «скажи наоборот». Закрепление слов 6 типа в предложенияхПредлоги «на», «с».Договариваниепредложений. Самостоятельное составление предложений с предлогами «на», «с»по двум опорным картинкам. Постановка вопросов с опорой на картинку по образцуЗима Усвоение слов 8 типа по слоговому составу. Игра «у кого кто», «какое слово получилось», «скажи наоборот». Упражнение «выбери картинки»Составление рассказа «Зима».Составление предложений по опорным словам. Распространение предложений определениями. Заучивание короткого рассказаЖивотные жарких странЗвук А. Выделение начального ударного и безударного гласногоУсвоение слов 8 типа по слоговому составу. Игра «образуй слово», «хитрые слова», «послушай и ответь». Закрепление слов 7 типа в предложенияхПредлоги «на», «под». Составлениепредложений по картине по вопросам. Выделение предлогов из текстаФевраль Семья Звуки А,У. Звуковой анализ сочетаний, воспроизведение звуковых рядовУсвоение слов 9 типа по слоговому составу. Игра «бабушкино угощение», «кем ты будешь», «назови ласково»Родительный падеж множественного числа существительных2Полный ответ на вопрос игры: «Чего не стало?».Ответы с отрицательным словом НЕТ. Договаривание предложенийПочта Звук И. Выделение начального ударного и безударного гласногоУсвоение слов 9 типа по слоговому составу. Игра «подумай и ответь», «скажи наоборот», «с чем баночка». Закрепление слов 8 типа в предложенияхРод имен существительныхСоставление предложений по предметной картинке и карточке с цифрой 1 с данным глаголомДень защитника ОтечестваЗвук Н. Выделение конечного согласного, воспроизведение слоговых рядовУсвоение слов 10 типа по слоговому составу. Игра «чего/кого нет», «какое слово получилось», «назови ласково»Понятие признакПостановка вопросов кпредметным картинкам из серии и ответы на нихТранспорт Звук М. Выделение конечного и начальногосогласного, воспроизведение слоговых рядов. Звуковой анализ и схема обратных слоговУсвоение слов 10 типа по слоговому составу. Игра «назови действие», «образуй слово», «скажи как». Закрепление слов 9 типа в предложенияхПризнаки предметов, выраженные прилагательными. Договаривание предложений. Заучивание отрывков из стиховМарт Весна Звук П. Выделение конечного согласного. Звуковой анализ, составление схемУсвоение слов 11 типа по слоговому составу. Игра «добавь первый звук», «один-много», «чего/кого нет», «узнай предмет», «что ты делаешь»Относительные прилагательныеРазвитие диалогической речи: полные ответы на вопросы, самостоятельная постановка вопросов8 мартаЗвук Т. Выделение конечного согласного. Звуковой анализ, составление схем. Договаривание словУсвоение слов 11 типа по слоговому составу. Игра «подумай и ответь», «скажи наоборот», «закончи слово»Относительные прилагательные.Составление предложений с относительными прилагательными в винительном и творительном падежах, с использованием предлога «из»Перелетные птицы веснойЗвук К. выделение конечного согласного. Звуковой анализ, составление схем. Договаривание словУсвоение слов 11 типа по слоговому составу. Игра «кто это», «послушай и ответь». Закрепление слов 10 типа в предложенияхПритяжательные прилагательные с суффиксом -ин-Весна в садах и лесахЗвуки К-Т. Выделение конечного согласного. Звуковой анализ, преобразование обратных слоговУсвоение слов 12 типа по слоговому составу. Игра «чего/кого не стало», «скажи наоборот», «скажи ласково», «сравни предметы». Ответы на вопросыПересказ сказки «Заюшкина избушка». Пересказ по цепочке с опорой на картинки. Заучивание песенки петухаАпрель Наша странаЗвуки П-Т. Выделение конечного согласного. Звуковой анализ, преобразование обратных слоговУсвоение слов 12 типа по слоговому составу. Игра «добавь слог КА», «какое слово получилось», «образуй слово», «исправь предложение». Закрепление слов 11 типа в предложенияхПритяжательные прилагательные с суффиксом -ин-2. Развитие диалогической речи: упражнение в постановке вопросов Чей? Чья? Чье?Профессии Звуки П-Т-К. Выделение конечного согласного. Звуковой анализ, преобразование обратных слоговУсвоение слов 13 типа по слоговому составу. Игра «подбери картинку», «образуй слово», «скажи наоборот». оставление описательного рассказа «Весна идет» по простым однофигурным сюжетным картинкам и опорным словам.Объединениепредложений в связный описательный рассказНаш домЗвук Х. Выделение начального согласного, преобразование обратных слогов в прямыеУсвоение слов 13 типа по слоговому составу. Прилагательные с противоположным значением. Игра «покажи и назови», «закончи предложение»Относительные прилагательные.Составление и употребление в речи предложений с однородными членамиНасекомые Звуки К-Х. Дифференциация звуков. Звуковой анализ, составление схем слов ПУХ, МАКУсвоение слов 13 типа по слоговому составу. Образование сложных прилагательных. Игра «образуй слово». Закрепление слов 12 типа в предложенияхОтносительные прилагательные.Развитие диалогической речи: составление предложений с относительными прилагательными по образцуМай Человек Звук О. Выделение гласного под ударением после согласного. Звуковой анализ, составление схем слов КОТУсвоение слов 14 типа по слоговому составу. Игра «добавь слог», «какое слово получилось», «скажи наоборот», «назови предмет», «назови действие»Притяжательные прилагательные с суффиксом -й- (на –ий, -ья, -ье, -ьи)2. Развитиемонологической речи: составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцуДомашние животные Звук Ы. Выделение гласного под ударением после согласного. Звуковой анализ, составление схем слоговУсвоение слов 14 типа по слоговому составу. Игра «добавь слог», «какое слово получилось», «чье это», «закончи предложение»Сравнительная степень качественных прилагательных.Развитие монологической речи: придумывание конца сказки «Хвосты»Школа Гласные звукиУсвоение слов 14 типа по слоговому составу. Игра «образуй слово», «чего нет», «в зоопарке». Закрепление слов 13 типа в предложенияхЗаучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчик». Упражнение в постановке вопросов к картине; беседа по содержаниюстихотворения; заучивание стихотворенияЛето Согласные звукиПредложения с использованием слов сложной слоговой структуры. Закрепление слов 14 типа в предложенияхПересказ сказки «Снегурочка».Беседа по содержанию сказки поиллюстрациям; Подбор из текста отрывков к каждой иллюстрации; коллективный пересказ с использованием приема договаривание фраз

Список использованной литературы

1.Абелева И.Ю. Механизмы коммуникации речи: учебно-монограф. пособие / И.Ю. Абелева; Подгот. к изд и ред. В.И.Селиверстова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 288 с.
2.Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. – 2017. – С. 38-44.
3.Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольника: онтогенез и дизонтогенез / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. – М. 2013. – 179 с.
4.Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – Спб.: Каро. – 2005. – 176 с.
5.Баканова О.И. Особенности развития детей с задержкой речи и общим недоразвитием речи в инклюзивном пространстве / О.И. Баканова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 11–15.
6.Безрукова О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. – М.: Каисса, 2008. – 95 с.
7.Болдырева В.Э. Общее недоразвитие речи детей / В.Э. Болдырева, Н.М. Узун // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. – 2019. – С. 221-223.
8.Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля / Г.А. Ванюхина // Логопед в детском саду. – 2006. – № 6. – С. 4-25.
9.Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи / В.А. Гончарова // Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2002. – 286 с.
10.Губатова С.Г. Уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи / С.Г. Губатова // Наука и реальность/Science & Reality. – 2021. – № 2 (6). – С. 207-211.
11.Давидович Л.Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Ж.В. Антипова. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 216 с.
12.Делягин В.М. Задержка речевого развития у детей / В.М. Делягин // Русский медицинский журнал. – 2013. – № 24. – С. 1174.
13.Иванова Н.В. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи / Н.В. Иванова, Я.А. Савина // Символ науки. – 2017. – № 3. – С. 108-111.
14.Ионова Г.А. Роль дидактических игр и упражнений для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушением речи // Экономика и социум. – 2016. – № 1 (20). – С. 3-12.
15.Коваленко О.А. Дидактические игры как средство формирования активного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня / О.А. Коваленко // Инновационная наука. – 2023. – № 3-2. – С. 119-221.
16.Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь. – 2006. – 380 с.
17.Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. − СПб.: СОЮЗ, 1999. − 160 с.
18.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высших учеб.заведений. / Под ред. Л.С.Волковой. – 5 изд., перераб. и доп. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 703 с
19.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пос. / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2012. – 144 с.
20.Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: наглядно-методическое пособие / И.А. Смирнова. – СПб.: ТЦ Сфера, 2014. – 52 с.
21.Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР / Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 6. – С. 54-58.
22.Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
23.Филичева Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева // Логопедия. – 2016. – № 2. – С. 57-68.
24.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224 с.
25.Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2003. – 479 с.
26.Хуснутдинова Г.С. Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня / Г.С. Хуснутдинова // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 583-584.
27.Ягунова К.В. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / К.В. Ягунова, Д.Д. Гайнетдинова // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – № 63. – С. 23-30.