Каролингское возрождение: предпосылки и особенности
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 28.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Каролинский Ренессанс: особенности и предпосылки 7
1.1.Общая характеристика эпохи и ее достижений 7
1.2.Характеристика основных предпосылок становления Каролингского Ренессанса 10
Глава 2.История развития Каролингского Ренессанса 14
2.1.Идея возрождения «золотого Рима». Расцвет образования и литературы в эпоху Карла Великого 14
2.2.Деятельность Придворной Академии: персоналии 16
2.3.Становление монастырей как центров культуры и просвещения. Развитие Каролингского Ренессанса после Карла Великого 20
Заключение 28
Список литературы 31
ДионисияАреопагита «О небесной иерархии». Гримальд преподавал в Рейхенау, где у него учился ВалахфридСтраб, потом был вызван ко двору и вошел в число «дворцового клира». По свидетельству его ученика Валахфрида, Гримальд писал эпические поэмы. Королевский библиотекарь Гервард, происходивший из знатного франкского рода, приехал ко двору из монастыря Лорш, одного из крупных центров культуры и образования во времена Карла Великого, где он преподавал в монастырской школе (20-ые гг. IX в.). Позже Гервард удалился в монастырь в Генте, где написал часть так называемых «Ксантенских Анналов», хроники, описывающей историю Франкии с 790 по 873 год. Кроме названных клириков, при дворе Людовика жили ближайший друг ГервардаЭйнхард, входивший еще в Карлову Академию, автор нескольких прозаических и поэтических сочинений, самым известным из которых является «Жизнь Карла Великого», и один из любимых учеников Алкуина, Фридугис, после смерти своего учителя возглавлявший монастырь св.Мартина в Туре, в 819 г. ставший канцлером императора (он занимал эту должность до 832 г.). Самым талантливым поэтом этого кружка был ВалахфридСтраб, происходивший из Алеманнии, из незнатной и небогатой семьи. Он поступил в монастырь Рейхенау, где он учился у Гримальда, позже порекомендовавшего его Людовику в качестве наставника для маленького Карла. Перу Валахфрида принадлежит одна из двух эклог, написанных в правление Людовика и дошедших до нашего времени, - «Об изображении Тетрика». Деятельность этого кружка была прервана в последнее десятилетие правления Людовика по причине долгих войн императора с сыновьями, однако просветительская деятельность Карла и продолжение ее при Людовике принесли свои плоды: по всему государству была создана сеть школ при монастырях и епископских кафедрах, где желающих обучали (или должны были обучать) семи свободным искусствам. В правление Людовика и монастыри, и епископские города стали центрами культуры и учености. Так, например, два ученика Алкуина возглавили монастырские школы, а позже, сделав блистательную церковную карьеру, много сделали для распространения образования в империи - Рабан Мавр, позже ставший настоятелем монастыря Фульда, а в конце жизни архиепископом Майнцским, то есть главой Церкви, и его друг, деливший с ним келью в монастыре св.Мартина, Хаймон, епископ Гальберштадтский. Преподавание в соборной школе окраинногоГальберштадта велось на том же уровне, что и в старых культурных центрах империи. Преподавание в школе монастыря Рейхенау, в которой был наставником ученик АлкуинаГримальд, также велось по образцу Алкуиновой школы в Туре. Во всех упомянутых выше школах изучали античную поэзию, переписывали и сохраняли рукописи. Везде большое внимание уделялось сочинению латинской поэзии. Можно сказать, что императорский двор и культурные центры империи, каковыми являлись монастыри и соборные, епископские школы, в правление Людовика существовали подобно сообщающимся сосудам: богословы, церковные писатели, поэты приглашались ко двору из монастырей, где они не только получали духовное и светское образование, но и проходили школу монашеского послушания; они несли свою службу во дворце и занимались там литературной деятельностью, а в старости снова возвращались в монастыри, не оставляя ученых и литературных занятий. Потрясения гражданских войн и междоусобиц нарушили относительно мирное течение жизни в империи, собранной Карлом Великим и разделенной его сыном Людовиком Благочестивым на четыре части. Сын Людовика от второго брака, Карл Лысый, наиболее известен как покровитель учености и искусств. ХейрикОксерский, его современник, и, следовательно, непосредственный свидетель происходящего, высоко оценивал просвещенность императора. Сам Карл получил отличное образование во дворце своего отца Людовика Благочестивого. Его наставником был ВалахфридСтраб, богослов, ученый и поэт. Состав дворцовой библиотеки Карла показывает, что он интересовался историей - как римской, так и историей своих предков - и в то же время читал сочинение Боэция об арифметике, где рассказывалось о символических значениях чисел. Его привлекала агиография. По просьбе императора Узуард, монах из монастыря Сен-Жермен-де-Пре, составил мартирологии, а уже упоминавшийся ХейрикОксеррский по просьбе сына Карла Лотаря, настоятеля монастыря СенЖермен, около 870 г. составил житие св.ГерманаОксеррского и посвятил его Карлу. Кроме того, при нем во Франкии получили распространение и жития греческих святых: диакон Павел из Неаполя посвятил императору свой перевод греческого «Жития прп. Марии Египетской» и историю обращения монаха Теофила, а Анастасий Библиотекарь, знаменитый италийский историк и переводчик, сделал для него переводы «Страдания св.Димитрия Солунского» и «Жития свт.Дионисия Ареопагита». Занимали Карла и богословские вопросы, по которым велись споры в его время: «о предопределении, о свободной воле и об искуплении Кровью Христовой». Как все Каролинги, Карл покровительствовал монастырям, так что Микон из Сен-Рикье назвал его «отцом монахов» и «светильником монахов». Монастыри, которые пользовались особым благоволением Карла, были издавна связаны с династией Каролингов: монастырь св.Мартина в Туре, где настоятельствовал советник Карла Великого Алкуин, Сен-Вааст, купленный Карлом у брата Лотаря, Корби, некогда находившийся под управлением близкого родственника Карла Великого, Адальхарда, монастырь св.ГерманаОксеррского, в котором сын Карла Лысого, Лотарь стал настоятелем, Сен-Рикье, возглавлявшийся братом императрицы Юдифи Нитхардом, наконец Сен-Дени, настоятелем которого был сам Карл Лысый6 и монастырь Пресв.Богородицы в Компьене, основанный по особому императорскому указу. Особым знаком покровительства было дарение церквям и монастырям богато украшенных книг. Карл Лысый особенно прославился как «премудрый Соломон», как философ на троне. Он очень любил философию, во Франкию прибывали ученые люди из Византии. Семейной традицией Каролингов было учреждение школ. В правление Карла Лысого на церковном Соборе 859 г. вновь говорилось о необходимости реорганизовать школы. Несколько источников говорят о Карле Лысом как о просветителе. Особенностью повседневной жизни Карла Лысого и его двора были частые переезды с места на место, но это не препятствовало существованию некого кружка ученых клириков, приближенных императора, которые путешествовали вместе с ним. Только когда был отстроен дворец в Компьене, дворцовая школа могла вести более менее оседлую жизнь. Особое значение придавали здесь преподаванию философии и богословия.Особенность культурной жизни при Карле Лысом состояла в том, что в империи не было единого культурного центра. Хотя отдельные части империи разделяла политика, но их соединяла вера. Большую роль играли города с епископскими кафедрами, центры диоцез. Институт епископства пережил разнообразные политические изменения, и его власть осталась устойчивой, несмотря на войны и разделы государства. Еще указами Карла епископам предписывалось открывать при своих соборах школы, где дети свободных граждан империи, мальчики, могли обучаться свободным искусствам. Вокруг просвещенного епископа собиралось ученое сообщество: так называемая «familia» - «семья». Таков был, например, епископ ХартгарийЛьежский, при котором в школе диоцезы преподавалась грамматика поэтом Седулием Скоттом. В капитуляриях Льежскойдиоцезы школы напрямую не упоминаются, но, тем не менее, есть свидетельства, что они существовали уже в 803 г. Так, пресвитерам в церквях и монастырях диоцезы предписывалось учить свой клир «чтению, пению и прочим наукам, относящимся к церковному правилу», а это подразумевало основательное знание, по крайней мере, латыни и тривиума - грамматики, риторики, диалектики, а также музыки, входящей в квадривиум. В правление Карла Лысого уже невозможно говорить об отдельных центрах культуры и просвещения в стране, поскольку школы - и дворцовая, и епископские, - были связаны между собой благодаря тому, что их наставники-ирландцы были знакомы между собой. Так, Иоанн Скотт Эриугена некоторое время провел во дворце Карла и, возможно, участвовал в работе придворной школы, в то время как переводил сочинения св. Дионисия Ареопагита. Но Эриугена преподавал и в Лане, а также в Реймсе и Суассоне. С другой стороны, ирландцы, жившие в Лане, поддерживали контакты со своими соотечественниками в монастырях «РегоппаScottorum» недалеко от Парижа, Сент-Аманд на севере Франции, Райхенау и Санкт-Галлен на юге Германии, Сен-Жермен в Оксерре, в Реймсе, в Шуттерне, построенномна о новоприсоединенных землях. Образованные франки, как, например, Фрекульф из Лизьё, Нитхард, ПасхазийРатберт и Ратрамн из Корби и другие, приезжали ко двору, но все же жили в своих монастырях.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Каролингское Возрождение является относительно непродолжительным периодом в истории средневековой Европы, тем не менее, оно отмечено выдающимися достижениями в области культуры, науки, образования.Рассматривая предпосылки Каролингского Ренессанса, мы отметили, что основная причина – это личность самого Карла Великого, который стремился к централизации власти, ценил науки и ученость, старался сделать многое для того, чтобы расцвет культуры настал. Кроме того, Карл Великий испытывал острую потребность в грамотных священнослужителях, чиновниках, соответственно, покровительствовал созданию системы образования в Каролингской империи. Наконец, расцвет культуры должен был идеологически поддерживать идею воссоединения Римской империи, соответственно, этим возможно объяснить и рост интереса к античной культуре.Итак, основные достижения Каролингского Возрождения представлены расцветом искусства (музыка, архитектура, изобразительное искусство, литература), наук (богословие, юриспруденция, лингвистика, теология), образования (создание школ, привлечение образованных людей в империю, формирование монастырей как просветительских центров).Оглядываясь назад, на начало эпохи Каролингов, можно сказать, что школьная реформа Карла и просветительская деятельность его соратников действительно увенчалась успехом, были выполнены все те задачи, которые поставил правитель. Если сначала, при Карле Великом, светский элемент в культуре имел достаточно сильное влияние, то уже при Людовике среди придворных появились в большом количестве те люди, которые с детства получили монастырское воспитание, а при Карле Лысом и дворцовая школа, и школы при монастырях и соборах были включены в единую систему образования. Если в конце VIII в. двор правителя представлял собой важнейший культурный государственный центр, притягивающий к себе лучшие умы, то в конце IX в., по крайней мере, во Франкии существовали связи двух видов: а именно, здесь речь идет о налаженной церковной структуре и сети соборных и монастырских школ, которые обменивались книгами, наставниками и учениками, и, таким образом, были достигнуты единство веры и однородность ученой культуры, которые укрепляли государство.Список литературыИсточникиАлкуин. Письма. URL: https://acathist.ru/en/novosti/item/2732-alkuin-pisma?ysclid=lmaz3jqg1816004617 Анналы королевства франков. URL: https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Annales_regni_francorum/frametext1.htm?ysclid=lmazdlmpk2739146709Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX века / Отв.ред. М.Л.Гаспаров М., 2006. Памятники средневековой латинской литературы. X-XI века / Отв.ред. М.С.Касьян. М., 2011.Эйнхард. Жизнь Карла Великого. URL: https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Einhard/frametext.htm?ysclid=lmayuo9w6i654360127BenedictiAnianensis Concordia Regularum // Corpus christianorum. Turnhout, 1999. Vol. 168.ЛитератураГайворонский И.Д. К вопросу об образах власти в эпоху «каролингского ренессанса» // Молодой учёный. 2013. №6 (53). С. 608-612.Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История Средних веков. М., 2008. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. М., 2003. Левандовский А.П. Франкская империя Карла Великого. «Евросоюз» Средневековья. М.: Алгоритм, 2013. Назаренко А.В. Империя Карла Великого — идеологическая фикция или политический эксперимент? // Карл Великий: реалии и мифы. Коллектив авторов / Отв. редактор: А.А. Сванидзе М.: ИВИ РАН, 2001. С. 11-25.Ненарокова М.Р. Каролингская эклога : теория и история жанра : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03. М., 2012.Ненарокова М.Р. Каролингская культура: между миром и монастырем // https://studylib.ru/doc/2322787/karolingskaya-kultura--mezhdu-mirom-i-monastyrem?ysclid=ln2w3mbuuk994080749Сидоров А.И. В ожидании апокалипсиса. Франкское общество эпохи Каролингов. URL: https://djvu.online/file/X3IkRbi6Nh5EH?ysclid=lmaz9dcjsp684204720Спасский А.А. Лекции по истории западно-европейского Средневековья. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009. 288 с. Хэгерманн Д. Карл Великий. М.: Издательство АСТ, 2003. 684 с.
1. Алкуин. Письма. URL: https://acathist.ru/en/novosti/item/2732-alkuin-pisma?ysclid=lmaz3jqg1816004617
2. Анналы королевства франков. URL: https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Annales_regni_francorum/frametext1.htm?ysclid=lmazdlmpk2739146709
3. Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX века / Отв.ред. М.Л.Гаспаров М., 2006.
4. Памятники средневековой латинской литературы. X-XI века / Отв.ред. М.С.Касьян. М., 2011.
5. Эйнхард. Жизнь Карла Великого. URL: https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Einhard/frametext.htm?ysclid=lmayuo9w6i654360127
6. Benedicti Anianensis Concordia Regularum // Corpus christianorum. Turnhout, 1999. Vol. 168.
Литература
7. Гайворонский И.Д. К вопросу об образах власти в эпоху «каролингского ренессанса» // Молодой учёный. 2013. №6 (53). С. 608-612.
8. Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История Средних веков. М., 2008.
9. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. М., 2003.
10. Левандовский А.П. Франкская империя Карла Великого. «Евросоюз» Средневековья. М.: Алгоритм, 2013.
11. Назаренко А.В. Империя Карла Великого — идеологическая фикция или политический эксперимент? // Карл Великий: реалии и мифы. Коллектив авторов / Отв. редактор: А.А. Сванидзе М.: ИВИ РАН, 2001. С. 11-25.
12. Ненарокова М.Р. Каролингская эклога : теория и история жанра : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03. М., 2012.
13. Ненарокова М.Р. Каролингская культура: между миром и монастырем // https://studylib.ru/doc/2322787/karolingskaya-kultura--mezhdu-mirom-i-monastyrem?ysclid=ln2w3mbuuk994080749
14. Сидоров А.И. В ожидании апокалипсиса. Франкское общество эпохи Каролингов. URL: https://djvu.online/file/X3IkRbi6Nh5EH?ysclid=lmaz9dcjsp684204720
15. Спасский А.А. Лекции по истории западно-европейского Средневековья. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009. 288 с.
16. Хэгерманн Д. Карл Великий. М.: Издательство АСТ, 2003. 684 с.