Социальная сфера муниципального образования и пути ее совершенствования (на примере Городского округа Красногорск Московской области)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 55 55 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 24.10.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Сущность, специфика, отрасли и значение социальной сферы муниципального образования 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение функционирования социальной сферы муниципального образования 11
1.3 Отечественный опыт развития социальной сферы муниципального образования 18
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23
2.1 Характеристика городского округа Красногорск Московской области 23
2.2 Исследование состояния социальной сферы городского округа Красногорск Московской области 29
2.3 Пути совершенствования социальной сферы городского округа Красногорск Московской области 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Фрагмент для ознакомления

В связи с этим актуализируется необходимость разработки социального проекта. В рамках данного проекта будет организовано просвещение подростков по теме компьютерной зависимости и игромании, осведомление их о возможности обратиться к школьному психологу с данной проблемой, а также о необходимости больше времени посвящать реальным активностям ‒ заниматься в спортивных секциях и творческих кружках. Название проекта: «Осторожно, игромания!»Целевая группа, на которую распространяется действие проекта: Подростки.Цель проекта: Организация и проведения просветительских мероприятий для подростков с использованием волонтеров в образовательных учреждениях городского округа Красногорск Московской области.Задачи: - Сформировать группу из волонтеров 18-23 летнего возраста, которые будут являться участниками проекта;- Распределить ролевые функции участников проекта;- Разработать информационные листовки для подростков;- Провести лекции в школах;- Подвести итоги реализации на отчетном заседании группы;- Собрать отзывы по выполнению проекта.Более подробная характеристика проекта представлена в табл. 2.8.Таблица 2.8Характеристика разработанного проекта «Осторожно, игромания!»Этапы проекта1. Подготовительный этап:- разработка проекта (определение актуальности, формирование цели и задач);2. Основной этап:- проведение лекций в школах муниципального образования с рассказом об игромании;- раздача листовок;- предложение конфиденциально обратиться к школьному психологу в случае обнаружения у себя симптомов компьютерной зависимости;- приглашение подростков на занятия и спортивные секции, действующие в их районе города;3. Заключительный этап:- анализ и оценка результатов проделанной работы.Сроки проектаПроект рассчитан на 1 месяц.Кадровые ресурсыВолонтёры ‒ молодежь муниципального образования.Социальные партнеры проектаШкольные психологи в образовательных учреждениях, детско-юношеские центры, спортивные секции городского округа Красногорск.Оценка эффективности проектаМетоды оценки эффективности данной программы включают: аналитический отчет о проделанной благотворительной работе с приложением фото- и видеоматериалов, презентаций;статистические данные: о количестве проведённых лекций с подростками, о количестве розданных листовок, о количестве новых записей подростков в секции и кружки города;опрос подростков и волонтёров об удовлетворенности уровнем реализации мероприятий в рамках проекта; аналитические справки и результаты коллективной рефлексии по итогам мероприятий;частота публикаций анонсов и результатов конкретных дел в региональных СМИ и сети Интернет.Для данного проекта были разработаны листовки – они представлены в Приложении 2.Оценка эффективности предложенных мер. Ожидается, что в ходе реализации данных рекомендаций в городском округе Красногорск Московской области будут достигнуты следующие положительные эффекты социального характера:укрепление института семьи;формирование у подростков городского округа Красногорск правильных, семейно-ориентированных установок и мотивации к созданию в будущем полной семьи;увеличение занимающихся спортом детей в малообеспеченных, малоимущих и многодетных семьях;повысится осведомленность подростков о проблеме компьютерной зависимости и игромании, появится возможность выявить у себя ее признаки и предпринять меры, обратившись к школьному психологу;за счет того, что волонтеры проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу подросткам,станет возможным увеличить количество молодежи в волонтерском движении городского округа Красногорск Московской области.Для оценки прогнозной эффективности предложенных рекомендаций также был проведен опрос жителей городского округа Красногорск. Опрос проводлся с использованием социальной сети ВКонтакте. Было опрошено 150 человек. Респондентам задавали вопрос о том, как они относятся к описанным мерам по совершенствованию социальной сферы городского округа Красногорск.Ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.7).Рис. 2.7 – Отношение жителей городского округа Красногорск Московской области к предложенным мерамКак видно, подавляющее большинство опрошенных жителей (24 + 52 = 76%) положительно оценили данные рекомендации. Они одобряли как цель рекомендаций (ориентация на укрепление института семьи и детства), так и выбранные методы. Отрицательные отзывы были получены только от 12% опрошенных. В основном они комментировали свои оценки тем, что негативно относятся к любому влиянию на детей и пропаганде каких-либо ценностей среди молодежи. Также некоторые респонденты отмечали, что проект хороший, но сомневались в том, что он будет реализован так, как задумывается, и опасались, что он станет «еще одной формальностью». Безусловно, данные опасения необходимо учитывать при реализации и при необходимости стоит провести дополнительную работу с родителями детей, педагогами и другими категориями населения, которые будут задействованы в реализации предложенных мероприятий.Также была опрошена молодежь (17-25 лет) городского округа Красногорск, 80 человек. Им задавали вопрос о том, имеют ли они желание стать волонтерами проекта «Осторожно, игромания!». Распределение ответов респондентов из числа молодежи показано на рис. 2.8.Рис. 2.8 – Готовность молодежи городского округа Красногорск к участию в проекте «Осторожно, игромания!» в качестве волонтеровКак видно, есть достаточно желающих поучаствовать в проекте «Осторожно, игромания!» в качестве волонтеров (14% с удовольствием примут участие, 42% возможно примут участие). Это говорит о перспективности будущего набора молодых волонтеров в рамках проекта.Таким образом, разработанные рекомендации находят отклик у жителей городского округа и будут иметь положительный эффект на его социальную сферу.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Социальная сфера муниципального образования включает в себя предоставление услуг гражданам, решение их социальных проблем. В числе основных отраслей социальной сферы муниципального образования выделяют: здравоохранение, образование, культура и досуговая деятельность, социальная защита,физическая культура и спорт, туризм. Также к социальной сфере относят молодежную политику в рамках муниципального образования. Разработка конкретных мероприятий и направлений развития социальной сферы муниципального образования должна учитывать специфику местного общества.Нормативно-правовая база функционирования социальной сферы муниципального образования весьма обширна и представляет собой совокупность множества нормативных правовых актов, регулирующих вопросы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и досуговой деятельности, физкультуры, спорта, туризма, молодежной политики на территории муниципального образования.В работе была исследована социальная сфера муниципального образования на примере городского округа Красногорск.  Это растущее, динамично развивающееся муниципальное образование в составе Московской области. Численность населения городского округа Красногорск Московской области стабильно увеличивается. Приток населения в муниципальное образование во многом связан с тем, что в городском округе ведется значительное строительство жилья.Административным центром городского округа является город Красногорск. Последние десятилетия Красногорск активно развивается: строятся жилые комплексы, транспортная инфраструктура и др. По оценкам ряда экспертов и данным национальных рейтингов социальный компонент Красногорска оценивается высоко. Высокая оценка достигнута благодаря хорошим коэффициентам охвата детей дошкольным образованием, высокому среднемесячному доходу жителей и размеру пенсий, достаточной обеспеченности медицинским персоналом, физкультурными учреждениями и спортивными площадками.Анализ статистических данных позволил сделать вывод о достаточно высоком уровне развития социальной сферы городского округа Красногорск. Муниципальные власти имеют перспективные планы дальнейшего развития социальной сферы по ключевым ее направлениям: здравоохранение, образование, культура и искусство, физическая культура и спорт и т.д. Планы и проекты подразумевают строительство множества социальных объектов. Что касается расходов муниципального бюджета, то в расходах на социальную сферу существенно преобладает расходы на образование. В 2022 году на нее было потрачено 13 604,8 млн. рублей. На остальные аспекты социальной сферы (здравоохранение, культура, спорт и т.д.) израсходовано значительно меньше.Тем не менее, учитывая выявленную тенденцию к недостаточной рождаемости и отрицательный прирост населения (см. рис. 2.4, табл. 2.1), меры, касающиеся социальной политики и поддержки семьи, представляется недостаточными. Недостаточная рождаемость, отказ от создания семьи и деторождения приведет к ряду демографических и социально-экономических проблемв муниципальном образовании. В связи с этим местным властям необходимо активнее заниматься вопросами поддержки семьи и детства.Для совершенствования социальной сферы городского округа Красногорск Московской области было предложено:1. Ввести просветительские занятия со школьниками – курс «Семьеведение» для укрепления института семьи и формирования у подростков городского округа Красногорск правильных, семейно-ориентированных установок и мотивации к созданию в будущем полной семьи.2. Запустить муниципальный проект «Путевка в жизнь». Он ориентирован на детей из малообеспеченных, малоимущих и многодетных семей, для детей-сирот и оставшихся без попечительства родителей, детей, воспитываемых в семье с одним родителем. В рамках проекта для такого ребенка предоставляется дотация на посещение любой платной спортивной секции по выбору подростка.3. Развивать волонтерское движение в регионе, вовлекать молодежь в общественную жизнь, а также проводить мероприятия, направленные на детей, которые являются будущим общества, ориентируя внимание на социально незащищенные и уязвимые семьи.Ожидается, что в ходе реализации данных рекомендаций в городском округе Красногорск Московской области будут достигнуты ряд положительных эффектов социального характера, а именно: укрепление института семьи;формирование у подростков городского округа правильных, семейно-ориентированных установок и мотивации к созданию в будущем полной семьи;увеличение занимающихся спортом детей в малообеспеченных, малоимущих и многодетных семьях;повысится осведомленность подростков о проблеме компьютерной зависимости и игромании, появится возможность выявить у себя ее признаки и предпринять меры, обратившись к школьному психологу;увеличится количество молодежи в волонтерском движении городского округа Красногорск, расширятся возможности для творческого, социально полезного самовыражения молодежи.Предварительные опросы показали, что разработанные рекомендации находят отклик у жителей городского округа Красногорск Московской области. Подавляющее большинство опрошенных жителей положительно оценили данные рекомендации. Они одобряли как цель рекомендаций (ориентация на укрепление института семьи и детства), так и выбранные методы. Также достаточно большое число молодежи выразило готовность стать волонтерами в проекте «Осторожно, игромания!».Это говорит о перспективности будущего набора молодых волонтеров в рамках проекта.По результатам исследования был сделан вывод, что разработанные рекомендации будут иметь положительный эффект на социальную сферу городского округа Красногорск Московской области.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru (дата обращения: 20.07.2023).Закон РФ от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870 (дата обращения: 20.07.2023).Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 (дата обращения: 20.07.2023).Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 (дата обращения: 20.07.2023).Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 20.07.2023).Федеральный закон от 04.12.2007 №239 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. ‒ Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (дата обращения: 17.07.2023).Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 (дата обращения: 20.07.2023).Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.07.2023).Федеральный закон от 30.12.2020 №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. ‒ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649 (дата обращения: 17.07.2023).Закон Московской области от 01.11.2022 №179/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О границе городского округа Красногорск» и Закон Московской области «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://mosoblpravo.ru/zakon/2022/11/01/n-179-2022-oz (дата обращения: 01.09.2023).Генеральный план городского округа Красногорск Московской области. Положение о территориальном планировании [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://krasnogorsk-adm.ru/netcat_files/multifile/2615/Utverzhdaemaya_chast_GO_Krasnogorsk_.pdf (дата обращения: 01.09.2023).Учебная и периодическая литератураАлексеева А.В. Совершенствование управления учреждениями культуры в муниципальном образовании // Скиф. – 2019. – №6(34).Бучнев Е.В. Цифровизация молодежной политики в России как фактор развития национальной стратегии кибербезопасности // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – №6.Зюзин В.А., Трофимова И.А., Федорова Т.В. Понятие и значение административно-правового регулирования социальной сферы // Государственная служба и кадры. – 2021. – №3.Ильин Е.А. Управление и финансирование сферы культуры и досуга в муниципальном образовании // E-Scio. –2021. – №2(53).Кириллова С.С., Тишкова Ю.Е., Новичкова В.В. Достижение устойчивого развития территорий путем финансирования социальных расходов // Наука и образование. – 2022. – №2.Ковальчук Л.Б. Сравнительная оценка параметров социальной сферы муниципальных образований Забайкальского края // Регионалистика. – 2022. – №4.Кужелев С.В. Педагогическое сопровождение процесса социализации ребенка // Научный вестник Крыма. ‒ 2020. ‒ №1(12).Ланская Д.В., Панченко А.Н., Третьяков Д.В. Стратегирование как инструмент реализации государственной политики в социальной сфере муниципальных образований // ЕГИ. – 2019. – №26(4).Леван Т.Ч., Дорохов Н.И. Муниципальное образование как субъект публичных и частноправовых отношений // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – №6.Недригайлова А.П. Социальная сфера // Экономика и социум. – 2020. – №12(79).Николаев А.Д. Общественно-государственное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики // Вестник науки. ‒ 2022. ‒ №1(46).Османова М.А. Государственная молодежная политика: проектный подход // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. ‒ №2. ‒ (84).Семенов В.А., Ерешкин В.В. Культурное наследие и местное самоуправление (на примере МО Светлановское, г. Санкт-Петербург) // Управленческое консультирование. – 2023. – №4(172).Сененко А.Ш., Савченко Е.Д. Типологизация социально-ориентированных программ и проектов, реализуемых на муниципальном уровне (на примере пилотных территорий) // Социальные аспекты здоровья населения. – 2021. – №3.Снигирева А.А. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне // Форум молодых ученых. – 2021. – №6(58).Шершакова И.А. Стратегическое планирование и информатизация процесса управления в сфере образования на муниципальном уровне // Проблемы науки. – 2021. – №3(62).Шобонов Н.А., Соменкова Н.С. Формирование трудового потенциала сельской территории в муниципальной системе образования // Экономика труда. – 2022. – №2.Электронные ресурсыАдминистрация городского округа Красногорск Московской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krasnogorsk-adm.ru (дата обращения: 01.09.2023).В Красногорске провели экскурсию для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krasnogorsk-adm.ru/news/v-krasnogorske-proveli-exkursiyu-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (дата обращения: 01.09.2023).Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://centrsopr.ru/как-помочь-подростку-справиться-с-ком (дата обращения: 01.09.2023).Показатели, характеризующие состояние экономики исоциальной сферы муниципального образования городского округа Красногорск [Электронный ресурс] / Мосстат. – Режим доступа:https://rosstat.gov.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=4674400020192020202120222023(дата обращения: 15.09.2023).Расходы муниципального образования городской округ Красногорск [Электронный ресурс] / Открытый бюджет Московской области. – Режим доступа: https://budget.mosreg.ru/analitika/ispolnenie-byudjeta-subekta/rasxody-byudzheta-mo-v-razreze-rzpr (дата обращения: 01.09.2023).Национальный проекты: Администрация Мясниковского района Ростовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.amrro.ru/socsfer/2325 (дата обращения: 01.09.2023).Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.) [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_MO_2023.xlsx (дата обращения: 09.09.2023).ESG-оценка развития российских городов: новые условия – новые задачи для территорий [Электронный ресурс] / Эксперт РА. – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg_city_development_2022 (дата обращения: 09.09.2023).Study: Gen Z prefers social media as top influence channel [Electronic resource]. – URL: https://www.marketingdive.com/news/study-gen-z-prefers-social-media-as-top-influence-channel/559487 (date of treatment: 01.09.2023).Приложение 1Структура Администрации городского округа Красногорск Московской областиПриложение 2Листовка для подростков

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru (дата обращения: 20.07.2023).
2. Закон РФ от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870 (дата обращения: 20.07.2023).
3. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 (дата обращения: 20.07.2023).
4. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 (дата обращения: 20.07.2023).
5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 20.07.2023).
6. Федеральный закон от 04.12.2007 №239 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. ‒ Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (дата обращения: 17.07.2023).
7. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 (дата обращения: 20.07.2023).
8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.07.2023).
9. Федеральный закон от 30.12.2020 №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. ‒ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649 (дата обращения: 17.07.2023).
10. Закон Московской области от 01.11.2022 №179/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О границе городского округа Красногорск» и Закон Московской области «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://mosoblpravo.ru/zakon/2022/11/01/n-179-2022-oz (дата обращения: 01.09.2023).
11. Генеральный план городского округа Красногорск Московской области. Положение о территориальном планировании [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://krasnogorsk-adm.ru/netcat_files/multifile/2615/Utverzhdaemaya_chast_GO_Krasnogorsk_.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
Учебная и периодическая литература
12. Алексеева А.В. Совершенствование управления учреждениями культуры в муниципальном образовании // Скиф. – 2019. – №6(34).
13. Бучнев Е.В. Цифровизация молодежной политики в России как фактор развития национальной стратегии кибербезопасности // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – №6.
14. Зюзин В.А., Трофимова И.А., Федорова Т.В. Понятие и значение административно-правового регулирования социальной сферы // Государственная служба и кадры. – 2021. – №3.
15. Ильин Е.А. Управление и финансирование сферы культуры и досуга в муниципальном образовании // E-Scio. – 2021. – №2(53).
16. Кириллова С.С., Тишкова Ю.Е., Новичкова В.В. Достижение устойчивого развития территорий путем финансирования социальных расходов // Наука и образование. – 2022. – №2.
17. Ковальчук Л.Б. Сравнительная оценка параметров социальной сферы муниципальных образований Забайкальского края // Регионалистика. – 2022. – №4.
18. Кужелев С.В. Педагогическое сопровождение процесса социализации ребенка // Научный вестник Крыма. ‒ 2020. ‒ №1(12).
19. Ланская Д.В., Панченко А.Н., Третьяков Д.В. Стратегирование как инструмент реализации государственной политики в социальной сфере муниципальных образований // ЕГИ. – 2019. – №26(4).
20. Леван Т.Ч., Дорохов Н.И. Муниципальное образование как субъект публичных и частноправовых отношений // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – №6.
21. Недригайлова А.П. Социальная сфера // Экономика и социум. – 2020. – №12(79).
22. Николаев А.Д. Общественно-государственное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики // Вестник науки. ‒ 2022. ‒ №1(46).
23. Османова М.А. Государственная молодежная политика: проектный подход // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. ‒ №2. ‒ (84).
24. Семенов В.А., Ерешкин В.В. Культурное наследие и местное самоуправление (на примере МО Светлановское, г. Санкт-Петербург) // Управленческое консультирование. – 2023. – №4(172).
25. Сененко А.Ш., Савченко Е.Д. Типологизация социально-ориентированных программ и проектов, реализуемых на муниципальном уровне (на примере пилотных территорий) // Социальные аспекты здоровья населения. – 2021. – №3.
26. Снигирева А.А. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне // Форум молодых ученых. – 2021. – №6(58).
27. Шершакова И.А. Стратегическое планирование и информатизация процесса управления в сфере образования на муниципальном уровне // Проблемы науки. – 2021. – №3(62).
28. Шобонов Н.А., Соменкова Н.С. Формирование трудового потенциала сельской территории в муниципальной системе образования // Экономика труда. – 2022. – №2.
Электронные ресурсы
29. Администрация городского округа Красногорск Московской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krasnogorsk-adm.ru (дата обращения: 01.09.2023).
30. В Красногорске провели экскурсию для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krasnogorsk-adm.ru/news/v-krasnogorske-proveli-exkursiyu-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (дата обращения: 01.09.2023).
31. Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://centrsopr.ru/как-помочь-подростку-справиться-с-ком (дата обращения: 01.09.2023).
32. Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования городского округа Красногорск [Электронный ресурс] / Мосстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=4674400020192020202120222023 (дата обращения: 15.09.2023).
33. Расходы муниципального образования городской округ Красногорск [Электронный ресурс] / Открытый бюджет Московской области. – Режим доступа: https://budget.mosreg.ru/analitika/ispolnenie-byudjeta-subekta/rasxody-byudzheta-mo-v-razreze-rzpr (дата обращения: 01.09.2023).
34. Национальный проекты: Администрация Мясниковского района Ростовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.amrro.ru/socsfer/2325 (дата обращения: 01.09.2023).
35. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.) [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_MO_2023.xlsx (дата обращения: 09.09.2023).
36. ESG-оценка развития российских городов: новые условия – новые задачи для территорий [Электронный ресурс] / Эксперт РА. – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg_city_development_2022 (дата обращения: 09.09.2023).
37. Study: Gen Z prefers social media as top influence channel [Electronic resource]. – URL: https://www.marketingdive.com/news/study-gen-z-prefers-social-media-as-top-influence-channel/559487 (date of treatment: 01.09.2023).