Социально - психологические проблемы текучести кадров (на примере предприятия ООО «Транс-Трид».)
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 45 + 45 источников
- Добавлена 04.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологических проблем текучести кадров предприятия 10
1.1. Концептуальные подходы к исследованию текучести кадров предприятия в психологии 10
1.2. Социально-психологические факторы текучести кадров предприятия 15
Глава 2. Результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов текучести кадров ООО «Транс-Трид» 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования социально-психологических факторов текучести кадров ООО «Транс-Трид» 34
Глава 3. Основные направления решения социально-психологических проблем текучести кадров ООО «Транс-Трид» 39
3.1. Программа решения социально-психологических проблем текучести кадров ООО «Транс-Трид» 39
3.2 Анализ результатов реализации программы решения социально-психологических текучести кадров 61
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 72
Цель: предоставить информацию о понятии «физиологические реакции» и его проявлениях. Тренер приглашает участников познакомиться с небольшой беседой. Беседа 1. «Что такое физиологические реакции? Мозговой штурм. Цель: повысить мотивацию и степень эмоциональной вовлеченности в тренинг. Участники делятся на несколько команд (по 3-5 человек в каждой). Команды получают стопку пустых карточек. На них участники каждой команды должны записать новые идеи о способах работы. Время проведения мероприятия составляет 20 минут. По истечении отведенного времени тренер просит сообщить о количестве идей, выдвинутых в каждой группе. Завершение занятия. Отражение. Цель: установить обратную связь, проанализировать опыт, полученный в группе. Каждый член группы должен закончить фразу: «Для меня сегодня...».Занятие 2. Что такое стресс. Приветствие. Упражнение-приветствие «Без слов». Цель: объединить команду, повысить мотивацию, позитивный настрой. Участникам тренинга предлагается приветствовать друг друга, используя только мимику. Каждый последующий участник предлагает свой собственный способ приветствия. Обсуждение темы занятия. Цель: предоставить специалистам информацию о том, как проявляется стресс в связи с трудовой деятельностью и как его снять. Тренер предлагает познакомиться с понятием «стресс». Беседа 2. «Стресс и способы его преодоления». Практическая часть тренинга. Введение в методы снятия стресса. Цель: ознакомить участников тренинга с различными техниками и приемами, направленными на снятие стресса. Тренер по своему выбору может провести несколько упражнений из предложенных. Легко информировать участников о других упражнениях. Дыхательные упражнения для снятия стресса. Упражнение «Медленный вдох и выдох». Цель: снятие мышечного напряжения с помощью дыхательных техник. Для начала участники делают медленный вдох, считая до 5, затем задерживают дыхание и медленно выдыхают. Это упражнение повторяется 5-6 раз. Психологические упражнения в борьбе со стрессом. Упражнение «Внутренний свет». Цель: снятие стресса с помощью визуализации, повышение положительного эмоционального фона. Участники тренинга садятся в удобную позу и с закрытыми глазами начинают представлять луч света, который появляется в верхней части головы и медленно движется вниз. Тепло распространяется от лица к кончикам пальцев ног. Физические упражнения для снятия стресса.Упражнение «Пишущая машинка». Цель: мобилизовать внимание, улучшить настроение, повысить активность. Тренер предлагает участникам представить, что каждый из них становится пишущей машинкой. Каждый человек - это буква на клавиатуре (возможно, что тренер самостоятельно распределяет буквы для каждого участника. Каждый участник получает от 1 до 3 букв алфавита). Затем тренер произносит слова, например: «смех», «радость», «игра», «спокойствие» и т.д. Для каждой буквы участник хлопает в ладоши, «пробел» - все участники хлопают в ладоши, затем снова тот, у кого следующая буква. Завершение занятия. Отражение. Цель: установить обратную связь, проанализировать опыт, полученный в группе. Члены группы делятся друг с другом тем, что нового и полезного можно было бы получить на сегодняшнем уроке. Ответьте на вопросы: Что такое стресс? Как это влияет на нас? Какие инструменты управления стрессом я могу использовать самостоятельно? Занятие 3. Коммуникация Приветствие. Упражнение «Конструктивное общение». В течение 10 минут участники в парах общаются, стараясь узнать друг о друге максимально больше информации. Важно помнить, что необходимо не только говорить о себе, но и слушать, что рассказывает напарник. Через 10 минут по очереди участники начинают представлять нам своего напарника, но от своего имени. При этом необходимо максимально точно передать все то, что было поведано в ходе беседы. А также ответить на вопросы, которые могут быть заданы участниками группы.Обсуждение темы занятия. Тренер: «Сегодня наш тренинг посвящен теме: «Коммуникация». Давайте выясним, что означает слово «общение» для каждого. Беседа 3. «Насколько важно общение?». Далее, после краткого теоретического материала, вызываются по очереди все участники, ведущий записывает их варианты ответов на доске, затем все варианты подсчитываются и обсуждаются между участниками. Тренер: «Сегодня мы познакомимся с различными техниками, которые будут способствовать развитию грамотного общения». Практическая часть занятия. Упражнение «Пантомима». Цель: развивать способность передавать и понимать информацию с помощью невербальных средств. Сначала участники упражнения делятся на пары, каждая из которых получает карточку с кратким описанием определенной конфликтной ситуации межличностного взаимодействия. После этого все пары готовятся и разыгрывают описанные ситуации, показывая полученные карточки другим участникам упражнения. Важный момент: изображая ситуацию, вы не можете ничего сказать, вы можете использовать только движения и мимику. Когда одна пара показывала ситуацию, другие участники должны были угадать, что им показали. Тренер: «Какие эмоции вы испытывали, когда готовились и показывали ситуацию? Легко ли было догадаться, что демонстрировали другие участники? Что вам помогло в этом, а что помешало? Когда в жизни нам приходится угадывать намерения других, даже если они прямо о них не говорят? Давайте обсудим арсенал выразительных средств в невербальном общении.»Тренер: «Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся о том, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что происходит? Мы встречаемся с человеком, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью языка, жестов. Успех общения будет зависеть, например, от того, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией. Общение помогает взаимодействовать». Завершение занятия. Отражение. Упражнение «Благодарный дар». Цель: установить обратную связь, проанализировать опыт, полученный в группе. Тренер: «Давайте подумаем о том, что мы могли бы дать нашей группе, и как выразить слова благодарности любыми невербальными способами (мимика, рукопожатие, жест). Все участники тренинга встают в круг. И по кругу каждый говорит спасибо ведущему и всем участникам любым невербальным способом и дарит подарок».После реализации всех этапов тренинга участники получают практические рекомендации:Напряжённая работа должна сопровождаться регулярными перерывами. В это время деятельность должна отличаться. Можно провести перерыв, занимаясь любимым делом. Также можно посвятить это время анализу собственных успехов. Важно эффективно планировать время для осуществления деятельности. При этом следует оградить себя от таких отвлекающих факторов, как телевидение и интернет. Часто психологическое напряжение усиливается при дополнительном интеллектуальном напряжении, связанном с отвлечением на какую-либо телепрограмму, музыку, информацию на развлекательных сайтах. Каждый день следует посвятить хоть какой-то отрезок времени той деятельности, которая доставляет реальное удовольствие. Например, после напряжённого трудового дня занятия рисованием позволят предотвратить психическое напряжение.Очень эффективным является освоение техник саморегуляции. В связи с этим целесообразно использование дыхательной гимнастики, которая уже за короткий отрезок времени даст почувствовать происходящие позитивные изменения: повысится энергичность, уйдёт напряжение и ощущение сдавленности. Большое значение для нормального функционирования и противостояния трудовым стрессорам имеет правильный режим питания. Необходимо свести к минимуму употребление полуфабрикатов и фастфуда. Переход на натуральные продукты питания в короткое время позволит ощутить чувство удовлетворённости едой и повысит энергичность.Не стоит полностью включаться лишь в семейные проблемы. Необходимо понимать, что жизнь многопланова и в ней множество аспектов. Важно регулярно переключаться на иные виды деятельности. Необходим баланс между физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой: только в этом случае желаемая гармония будет достигнута.Периодически следует устраивать для себя такие дни, когда можно полностью посвящать себя активному отдыху. В зависимости от личностных предпочтений каждый выбирает для себя свой вид такого восстановления. Это могут быть походы в лес и наслаждение лесной природой. Также многие выбирают для себя охоту и рыбалку: такое времяпрепровождение полезно не только для физического оздоровления, но и для снятия душевного напряжения. Если есть возможность посетить новые места, то это, безусловно, стоит сделать. Путешествия не только позволяют увидеть интересные достопримечательности, но и обновить свою эмоциональную жизнь, что очень полезно для снятия душевного напряжения. Занятия любимыми видами творческой деятельности является эффективным средством для того, чтобы получить ощущение эмоциональной удовлетворённости. При этом часто появляется особое ощущение одухотворённости, благодаря которым появляются оригинальные результаты креативной деятельности.Следует отметить, что периодически стремление заниматься творческой деятельности отсутствует. Появляется апатия и инертное состояние, нежелание активно действовать и достигать своих целей. С этим ощущением периодически сталкивается почти каждый. Одним из самый действенных инструментов при этом является намеренный выход из зоны комфорта. Необходимо вспомнить те ситуации, в которых вы действовали активно и при этом достигали успеха и гордились собой.Позитивный настрой является важным условием для сохранения душевного равновесия. Для этого необходимо посвятить некоторое время для того, чтобы активировать свои ресурсы, настроить себя на позитив и с этим начинать какое-либо дело. Для того чтобы жить полноценной и интересной жизнью, важно иметь значимые цели. Посвятите некоторое время тому, чтобы обдумать, что для вас важно сегодня, через год, через 5-10 лет. Составьте список самых значимых для себя целей и регулярно отмечайте те действия, которые вы выполняете для их достижения.Планирование дня – важное условие его эффективности. После завтрака (который каждое утро должен быть) посвятите 10-15 минут обдумыванию предстоящего дня и своей роли для того, чтобы сделать этот день полезным и приятным для себя.Блок 3. Реализация методов арт-терапии с целью работы с адаптивностью сотрудников. Упражнение 1. Танец эмоций. Цель: нивелировать вспышки негативных эмоций через хореографическую деятельность.Участника просят описать своё эмоциональное состояние. После этого предлагают самому выбрать музыку и в танце изобразить своё настроение. После этого предлагают сформулировать его желаемое эмоциональное состояние. Далее- в танце необходимо показать то желаемое настроение, которое необходимо в данный момент.Упражнение 2. «Письмо». Участнику предлагают написать письмо своему несогласию с какими-либо условиями его жизни. При этом важно определить его особенности (описать, каким представляет участник своё несогласие). Далее следует охарактеризовать возможные причины этого несогласия. Также важно описать возможные способы преодоления этого несогласия.Упражнение3. «Оценка поступков»Участникам предлагают проанализировать различные поступки героев литературных произведений. При этом он отвечает на следующие вопросы:Почему герой поступил именно так?Что было бы, если он поступил по-другому?Как я бы поступил на месте литературного героя?Упражнение 4. «Рояль»Участнику предлагают вспомнить, что помогало ему в жизни преодолевать сложные ситуации. Затем проанализированные способы выхода из сложных для участника ситуаций разделяют на две категории: негативные (это чёрные клавиши рояля) и позитивные (это белые клавиши рояля). Затем обобщаются, перечисляются, делая акцент на наиболее типичных для участника негативных эмоциональных проявлениях. После этого обсуждается вопрос: «Надёжнее обладать многими или немногими «клавишами»? В заключении делается акцент на несомненном превосходстве светлых «клавиш». Упражнение 5. «Сказки»Участники сочиняют две сказочные истории. Задачи таковы: одна история должна быть с моральными законами общежития, содержать историю их соблюдения. Другая история о том обществе, где этих законов не существует. Время 15 минут. Сказки презентуются, обсуждаются по вопросам:1) Где лучше живётся?2)Необходим ли контроль над своими эмоциями? Зачем?Упражнение 6. Упражнение «Предмет»В коробке спрятаны различные предметы (мяч, зеркало, записная книжка, карандаш и др.). Участник случайным способом выбирает любой предмет и от его имени рассказывает о своём настроении, анализирует и рассуждает о нём.Упражнение 7. «Мне повезло».Участник вспоминает историю из своей жизни, в ходе которой ему в чём-либо значимом для него повезло. Он рассказывает об этой истории группе. Группа изображает этот случай.Таким образом, в рамках данного исследования разработана серия тренингов с учётом результатов проведённого исследования. Оценка эффективности данной серии будет представлена в следующем параграфе.3.2 Анализ результатов реализации программы решения социально-психологическихпроблем текучести кадровПосле реализации разработанного комплекса нами вновь был проведён организационный скрининг с целью определения эффективности и результативности разработанных мер. В Приложении 2 представлены результаты скрининга на контрольном этапе. Как было установлено в ходе проведения экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, компоненты социально-психологического климата в исследуемой организации после реализации разработанных рекомендаций отличались от данных показателей, показанных на констатирующем этапе (рис.4).Рисунок 4 – Анализ компонентов социально-психологического климата на контрольном этапе исследованияТаким образом, после реализации разработанного комплекса мероприятий эмоциональный настрой сотрудников был более позитивным, что способствовало конструктивному взаимодействию по решению рабочих вопросов. Также, благодаря повышению уровня поведенческого компонента социально-психологического климата, происходило совершенствование результативности деятельности персонала. Особое значение имеет повышение уровня когнитивного компонента социально-психологического климата. Теперь представители данного коллектива были хорошо осведомлены об особенностях и предпочтениях коллег, что позитивно сказалось на х трудовом взаимодействии.Далее были проанализированы результаты диагностики личностной и групповой удовлетворенности работой Н.П. Фетискина. Так, у 24 сотрудников (67%) был средний уровень удовлетворённости работой, у 10 сотрудников (28%) отмечался высокий уровень удовлетворённости. Низкий уровень удовлетворённости работой был отмечен у 2 сотрудников (5%) – рис.5.Рисунок 5 – Результаты диагностики групповой удовлетворённости работой на контрольном этапеТаким образом, на контрольном этапе эмпирического исследования было отмечено заметное повышение групповой удовлетворённости работой. Следовательно, после реализации разработанных рекомендаций участники коллектива узнали больше об особенностях и интересах друг друга, и теперь им было комфортнее работать в команде, что положительно отражалось на результатах совместного труда.Далее были проанализированы результаты диагностики групповой мотивации И.Д. Ладанова. В ходе проведения данной методики было отмечено, что по всем шкалам, по которым были показаны низкие результаты на констатирующем этапе, произошло заметное повышение (табл.1).Таблица 1Динамика показателей групповой мотивации№ п/пПоказателиКонстатирующий этапКонтрольный этап1Активность членов группы2,64,62Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу2,64,53Отсутствие стрессов внутри группы2,44,3Таким образом, скрининг на контрольном этапе показал, что теперь члены коллектива проявляют сознательную активность и ответственность в совместной работе. При этом в совместной работе не проявлялось негативных аспектов, которые могли бы стать причиной стрессов.Далее была проанализирована динамика корпоративной культуры после реализации разработанных рекомендаций. При этом выявлено повышение уровня каждого из компонентов (табл.2).Таблица 2Динамика основных компонентов корпоративной культуры№ п/пКомпонент корпоративной культурыКонстатирующий этапКонтрольный этап1Миссия2,83,92Согласованность3,24,13Вовлечённость3,14,04Адаптивность2,54,0Также были проанализированы показатели текучести кадров в период реализации разработанных рекомендаций (рис.6)Рисунок 6 – Динамика текучести кадров в ходе реализации разработанных рекомендаций (август – октябрь 2023 г)Таким образом, после реализации разработанных мероприятий сотрудники более чётко осознавали стратегию компании и её цели, общие для всего коллектива. Помимо этого, теперь сотрудники более внимательными были к ценностям компании. Помимо этого, существенно возросла адаптивность сотрудников: они были готовы к дальнейшему обучению и к различным изменениям в деятельности. Таким образом, риск высокой текучести был преодолён.В целом в ходе реализации разработанных рекомендаций были решены выявленные социально-психологические проблемы текучести кадров в коллективе исследуемой компании.ЗаключениеПри анализе источников было выявлено, что к числу наиболее значимых социально-психологических проблем текучести, которые необходимо преодолеть, входят низкий уровень социально-психологического климата и корпоративной культуры, низкий уровень удовлетворённости трудом, проблема утраты сотрудниками интереса к трудовой деятельности, инициативности, здорового любопытства к новому, положительного самоощущения. Также было определено, что мотивация к труду способствует более успешной психологии корпоративной культуры, а, следовательно, является основой для преодоления высокой текучести.В данном исследовании был проведён диагностика социально-психологических факторов текучести среди 36 сотрудников компании ООО «Транс-Трид». В ходе скрининга были выявлены проблемные зоны в исследуемой компании:Недостаточная сформированность когнитивного компонента социально-психологического климата. Большое число сотрудников, проявляющих низкий уровень удовлетворённости совместной работойНизкий уровень активности членов коллективаНизкий уровень ответственности за выполняемую работу.Недостаточная адаптивность коллектива.При этом отмечено, что текучесть в данной компании растёт и в последние три месяца составила 22% от общего числа сотрудников.С целью преодоления указанных проблем разработана серия тренингов, В качестве средств, направленных на преодоление социально-психологических проблем текучести кадров, применялись методики:- изобразительные арт-технологии (проектировочные рисунки, анализ художественных композиций)- литературное творчество (написание эссе, собственных высказываний по разнообразным основаниям, анализ литературных произведений)- хореографические арт-технологии (выражение эмоций хореографическими средствами)- музыкальные арт-технологии (анализ музыкальных произведений, эмоциональное восприятие музыкальных произведений).Было установлено, что произошло существенное снижение текучести кадров: за три месяца реализации серии тренингов компанию покинули 10% сотрудников, количество уволившихся постепенно существенно снижается.Таким образом, в рамках данного исследования удалось разработать серию мероприятий, способствующих снижению социально-психологических проблем текучести кадров, поэтому цель данного исследования полностью достигнута.Список использованной литературыАндруник, А.П.Кадровая безопасность. инновационные технологии управления персоналом. Учебное пособие. 2-е изд. / А.А. Андроник – М.: Дашков и Ко. – 2020. – 508 с. Анцупов, А. Я. Социально-психологическая оценка персонала / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 392 c. Аскарова, В.В. Проблемы текучести персонала в организациях / В.В. Аскарова // Отдел кадров. – 2008. – № 2. – С. 101-130Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 381 с. Банников, В. В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. ... канд. психол. наук: 10.01.03 / В. В. Банников; Урал. Федер. Ун-т им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Новосибирск, 2017. – 156 с.Барсукова, А. В., Задворная В. В. Сущность социально - психологического климата в организации и основы его формирования/ А. В. Барсукова, В. В. Задворная // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №10. – С. 310–321Богатырева, М. Р.Методика формирования и поддержания корпоративной культуры / М.Р. Богатырёва //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №. 1-12Бугайчук, Т. В. К вопросу о профессиональной идентификации и профессиональном самоопределении студентов вуза / Т.В. Бугайчук// Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. – 2015. – С. 22-25.Веприкова, М. Я.Корпоративная культура: роль и место в совершенствовании результатов деятельности коммерческой организации / М.Я. Веприкова //Экономика и предпринимательство. – 2020. – №. 1. – С. 1029-1033.Вилинская, О.А. Нестандартные ситуации в коллективе: что делать, чтобы они не мешали работе / О.А.Вилинская // Кадровое дело. – 2013. – № 5. – С. 46Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б. М. Генкин. – 2-е изд., испр. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020.Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников ; под редакцией Н. А. Горелова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с. Давыдкина, А.В.Стресс-менеджмент в организации / А.В. Давыдкина // Вестник Тульского филиала Финансового университета. – 2019. – № 1-2. – С. 93-95.Доронина, И. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Курс лекций / Новосибирск: СибАГС, 2015. – 159 с.Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А. П. Егоршин. – 3-e изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2019.Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебник для вузов / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 442 с.Захаров, Н. Л. Управление настроем персонала в организации / Н.Л. Захаров, Б.Т. Пономаренко, М.Б. Перфильева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 288 c. Иванова, О.А. Ошибки в отборе персонала / О.А. Иванова, С.А. Макушкин // Материалы Ивановских чтений. – 2017. № 3 (14). –С. 65-71. Карпов, А.В. Технологии управления развитием персонала. Учебник / А.В. Карпов. - М.: Проспект, 2017. – 129 c. Кашин, А.В.Профилактика профессионального стресса в организациях / А.В. Кашин // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. № 5 (21). – С. 528-530.Клеткина, Н.В. Актуальность и методы отбора персонала. Проблемы и пути их решения / Н.В. Клеткина // Научный журнал. – 2017. – № 1 (14). – С. 46-50. Кобзева, М.В. Социально-психологический климат как предмет научного исследования/ М. В. Кобзева // Гуманитарное пространство. – 2018. - №1.– С. 191–215.Кончакова, А. А. Социально-психологический климат в коллективе: особенности влияния стиля руководства / А. А. Кончакова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2018. - № 11. – С. 209–214.Кострова, Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю.С. Кострова // Молодой ученый. – 2018. – №12. Т.2. – С. 102-104.Куваева, И.О. Особенности организации концепта «стресс» у работников с разным уровнем профессионального стресса / И.О. Куваева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. – 2020. – № 1. –С. 112-117.Кудрявцева, Е. И. Организационное поведение: учеб. пособие / Е. И. Кудрявцева. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2013. – 260 с.Куликов. Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001, –184 с.Кучеров Д.Анализ причин текучести кадров на промышленном предприятии / Д. Кучеров, А. Абдулганиева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2013. - № 9. – С. 51-53Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В.А. Макеев. - М.: Ленанд, 2017. – 248 c.Мехтиханова, Н. Н. Психологическая оценка персонала: учебное пособие для вузов / Н. Н. Мехтиханова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 195 с.Музыченко, Л.В. Учет профессиональных стрессов в управлении персоналом / Л.В. Музыченко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2019. № 1. – С. 169-173.Мухаметова, Г.Н.Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии / Г.Н. Мухаметова// В сборнике: Актуальные вопросы бухгалтерского учета, статистики и информационных технологий, сборник научных статей. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. – Уфа, 2016. С. 368-370Никифоров, Г. С. Постановка проблемы психологического обеспечения завершения профессионального пути/ Г. С. Никифоров, Н. Е. Водопьянова, О. О. Гофман // Организационная психология. – 2018. – Т. 8. – № 3. С. 86-103.Одегов, Ю.Г. Управление человеческими ресурсами. Учебник / Ю.Г. Одегов. – М.: КноРус, 2018. – 985 с.Пархимович, А.В. Текучесть кадров организации: проблемы и решения / А.В. Пархимович // Отдел кадров. – 2012. – № 10. – С. 49-58.Персикова, Т.Н. Корпоративная культура: Учебник / Т.Н. Персикова. – М.: Логос, 2012. – 288 cПластинина, Н. Текучесть кадров: причины и следствие, пути выхода из ситуации [Электронный ресурс]/ Н. Пластинина. URL: http://hr- 69 portal.ru/article/tekuchest-kadrov-prichiny-i-sledstvie-puti-vyhoda-iz-situaciiПопова, М. А. Корпоративная культура как важнейший фактор успеха современной организации // Научно-практические исследования. – 2019. № 7 (7). – С. 148–150Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология: учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. – 2-е изд., испр. и доп. –Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 246 с.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А. Ядова. – С-П.: Наука, 2004г. – С.374.Социальная психология: современная теория и практика: учебное пособие для вузов / В. В. Макерова [и др.]; под общей редакцией Л. В. Оконечниковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 231 сЧекмарев, О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. СПб., 2016. – 343 с.Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.Шепель, В. М. Управленческая психология [Текст] / В. М. Шепель. – 2-е издание перераб. и доп. – Москва: URSS. – 2023. – 240 с.Шкердина, А.А. Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива (обзор литературы)/ А. А. Шкердина // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2018. – №4. – С. 107–112. ПриложенияПриложение 1Результаты проведения диагностических методик на констатирующем этапеЭкспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто№ п/пКомпоненты социально-психологического климатаЭмоциональныйПоведенческийКогнивный1++-2++-3++-40++5++-6_+-7_+-8+--9++-10++-11+++12-0+13-++1400+15+0016__-170+-18+--190-+20+++210++220+023+++24+_+25+_+26-++27+++28+++290++30+++310++320++33+++34--+35-++36+++Средние значения0,340,530,28Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой Н.П. Фетискина№ п/пРезультат, кол-во балловВывод об удовлетворённости143Низкая243Низкая328Средняя457Низкая538Средняя653Низкая742Низкая827Средняя952Низкая1035Средняя1144Низкая1222Высокая1325Высокая1436Средняя1552Низкая1645Низкая1736Средняя1853Низкая1942Низкая2046Низкая2146Низкая2237Средняя2326Средняя2435Средняя2527Средняя2635Средняя2737Средняя2836Средняя2944Низкая3031Средняя3127Средняя3232Средняя3325Высокая3434Средняя3526Средняя3624ВысокаяДиагностика групповой мотивации И.Д. Ладанова№ п/пПоказательСредний результат, кол-во баллов1Уровень сплочённости3,62Активность членов группы2,63Межличностные отношения в группе4,94Отсутствие конфликтов в группе5,95Уровень групповой совместимости5,66Личностное осмысление групповых идей и их принятие5,77Признание авторитета руководителя5,88Уважение к компетентности руководителя3,89Признание лидерских качеств руководителя4,310Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем2,811Участие членов группы в процессе принятия решения2,912Условия для выражения творческого потенциала членов группы2,713Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу2,614Наличие хорошего психологического климата в группе4,815Высокий уровень контроля над действиями каждого члена группы6,216Наличие активной жизненной позиции внутри группы3,717Стремление к самореализации у членов группы5,718Высокая степень согласованности действий у членов группы4,719Сформированность общегрупповых ценностей3,320Отсутствие стрессов внутри группы2,421Желание работать в группе5,122Положительное отношение руководителя к своим подчиненным4,623Положительное отношение членов группы к своему руководителю4,224Принятие нравственных норм поведения внутри группы5,725Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы3,8Общий балл93,7Методика исследования корпоративной культуры Д. Дэнисона (DOCS)Параметр БаллыОценка, %ФакторБаллыОценка, %Миссия2,856Стратегия3,162Цели и задачи2,754Видение2,652Согласованность3,264 Координация и интеграция3,570Способность к консенсусу2,958Вовлечённость и ценности3,162Вовлечённость3,162Предоставление полномочий2,958Ориентация на работу в команде3,672Возможность развития2,754Адаптивность2,550Способность к изменениям2,142Внимание к клиентам3.162Обучаемость2,448Приложение 2Результаты проведения диагностических методик на контрольном этапеЭкспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто№ п/пКомпоненты социально-психологического климатаЭмоциональныйПоведенческийКогнивный1+++2++-3+++4+++5++-60++7++-8+++9+++10+++11+++12+0+13+++1400+15+0+16_+-170++18+--19+++20+++210++220++23+++24+++25+_+26+++27+++28+++290++30+++310++320++33+++34+-+35-++36+++Средние значения0,670,810,64Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой Н.П. Фетискина№ п/пРезультат, кол-во балловВывод об удовлетворённости132Средняя243Низкая328Средняя457Низкая538Средняя633Низкая742Низкая821Высокая932Средняя1035Средняя1124Высокая1222Высокая1325Высокая1436Средняя1526Высокая1637Средняя1736Средняя1836Средняя1923Высокая2046Низкая2136Средняя2237Средняя2321Высокая2435Средняя2527Средняя2635Средняя2737Средняя2836Средняя2934Средняя3031Средняя3127Средняя3221Высокая3325Высокая3434Средняя3526Средняя3622ВысокаяДиагностика групповой мотивации И.Д. Ладанова№ п/пПоказательСредний результат, кол-во баллов1Уровень сплочённости4,92Активность членов группы4,63Межличностные отношения в группе5,84Отсутствие конфликтов в группе5,95Уровень групповой совместимости5,86Личностное осмысление групповых идей и их принятие5,77Признание авторитета руководителя5,88Уважение к компетентности руководителя3,89Признание лидерских качеств руководителя4,310Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем5,711Участие членов группы в процессе принятия решения3,812Условия для выражения творческого потенциала членов группы2,913Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу4,514Наличие хорошего психологического климата в группе4,815Высокий уровень контроля над действиями каждого члена группы6,216Наличие активной жизненной позиции внутри группы5,717Стремление к самореализации у членов группы5,718Высокая степень согласованности действий у членов группы4,719Сформированность общегрупповых ценностей3,920Отсутствие стрессов внутри группы4,321Желание работать в группе5,122Положительное отношение руководителя к своим подчиненным4,623Положительное отношение членов группы к своему руководителю4,224Принятие нравственных норм поведения внутри группы5,725Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы4,7Общий балл93,7Методика исследования корпоративной культуры Д. Дэнисона (DOCS)Параметр БаллыОценка, %ФакторБаллыОценка, %Миссия3,978Стратегия3,978Цели и задачи4,080Видение3,876Согласованность4,182 Координация и интеграция3,774Способность к консенсусу4,284Вовлечённость и ценности4,488Вовлечённость4,080Предоставление полномочий3,774Ориентация на работу в команде4,590Возможность развития3,978Адаптивность4,080Способность к изменениям3,978Внимание к клиентам4,284Обучаемость3,876Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа прошла проверку на корректность заимствования в системе «Антиплагиат.ру».Настоящим подтверждаю, что даю разрешение Университету «Синергия» на размещение полного текста моей выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы, отзыва на мою выпускную квалификационную работу в электронно-библиотечной системе Университета «Синергия».Мурашов Александр Сергеевич ФИО___________________________________ Подпись«___» ___________________2023 г.
2. Анцупов, А. Я. Социально-психологическая оценка персонала / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 392 c.
3. Аскарова, В.В. Проблемы текучести персонала в организациях / В.В. Аскарова // Отдел кадров. – 2008. – № 2. – С. 101-130
4. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 381 с.
5. Банников, В. В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. ... канд. психол. наук: 10.01.03 / В. В. Банников; Урал. Федер. Ун-т им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Новосибирск, 2017. – 156 с.
6. Барсукова, А. В., Задворная В. В. Сущность социально - психологического климата в организации и основы его формирования/ А. В. Барсукова, В. В. Задворная // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №10. – С. 310–321
7. Богатырева, М. Р. Методика формирования и поддержания корпоративной культуры / М.Р. Богатырёва //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №. 1-12
8. Бугайчук, Т. В. К вопросу о профессиональной идентификации и профессиональном самоопределении студентов вуза / Т.В. Бугайчук // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. – 2015. – С. 22-25.
9. Веприкова, М. Я. Корпоративная культура: роль и место в совершенствовании результатов деятельности коммерческой организации / М.Я. Веприкова //Экономика и предпринимательство. – 2020. – №. 1. – С. 1029-1033.
10. Вилинская, О.А. Нестандартные ситуации в коллективе: что делать, чтобы они не мешали работе / О.А. Вилинская // Кадровое дело. – 2013. – № 5. – С. 46
11. Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б. М. Генкин. – 2-е изд., испр. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020.
12. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников ; под редакцией Н. А. Горелова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
13. Давыдкина, А.В. Стресс-менеджмент в организации / А.В. Давыдкина // Вестник Тульского филиала Финансового университета. – 2019. – № 1-2. – С. 93-95.
14. Доронина, И. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Курс лекций / Новосибирск: СибАГС, 2015. – 159 с.
15. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А. П. Егоршин. – 3-e изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2019.
16. Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебник для вузов / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 442 с.
17. Захаров, Н. Л. Управление настроем персонала в организации / Н.Л. Захаров, Б.Т. Пономаренко, М.Б. Перфильева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 288 c.
18. Иванова, О.А. Ошибки в отборе персонала / О.А. Иванова, С.А. Макушкин // Материалы Ивановских чтений. – 2017. № 3 (14). –С. 65-71.
19. Карпов, А.В. Технологии управления развитием персонала. Учебник / А.В. Карпов. - М.: Проспект, 2017. – 129 c.
20. Кашин, А.В. Профилактика профессионального стресса в организациях / А.В. Кашин // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. № 5 (21). – С. 528-530.
21. Клеткина, Н.В. Актуальность и методы отбора персонала. Проблемы и пути их решения / Н.В. Клеткина // Научный журнал. – 2017. – № 1 (14). – С. 46-50.
22. Кобзева, М.В. Социально-психологический климат как предмет научного исследования/ М. В. Кобзева // Гуманитарное пространство. – 2018. - №1.– С. 191–215.
23. Кончакова, А. А. Социально-психологический климат в коллективе: особенности влияния стиля руководства / А. А. Кончакова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2018. - № 11. – С. 209–214.
24. Кострова, Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю.С. Кострова // Молодой ученый. – 2018. – №12. Т.2. – С. 102-104.
25. Куваева, И.О. Особенности организации концепта «стресс» у работников с разным уровнем профессионального стресса / И.О. Куваева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. – 2020. – № 1. –С. 112-117.
26. Кудрявцева, Е. И. Организационное поведение: учеб. пособие / Е. И. Кудрявцева. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2013. – 260 с.
27. Куликов. Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001, –184 с.
28. Кучеров Д. Анализ причин текучести кадров на промышленном предприятии / Д. Кучеров, А. Абдулганиева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2013. - № 9. – С. 51-53
29. Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В.А. Макеев. - М.: Ленанд, 2017. – 248 c.
30. Мехтиханова, Н. Н. Психологическая оценка персонала: учебное пособие для вузов / Н. Н. Мехтиханова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 195 с.
31. Музыченко, Л.В. Учет профессиональных стрессов в управлении персоналом / Л.В. Музыченко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2019. № 1. – С. 169-173.
32. Мухаметова, Г.Н. Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии / Г.Н. Мухаметова // В сборнике: Актуальные вопросы бухгалтерского учета, статистики и информационных технологий, сборник научных статей. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. – Уфа, 2016. С. 368-370
33. Никифоров, Г. С. Постановка проблемы психологического обеспечения завершения профессионального пути / Г. С. Никифоров, Н. Е. Водопьянова, О. О. Гофман // Организационная психология. – 2018. – Т. 8. – № 3. С. 86-103.
34. Одегов, Ю.Г. Управление человеческими ресурсами. Учебник / Ю.Г. Одегов. – М.: КноРус, 2018. – 985 с.
35. Пархимович, А.В. Текучесть кадров организации: проблемы и решения / А.В. Пархимович // Отдел кадров. – 2012. – № 10. – С. 49-58.
36. Персикова, Т.Н. Корпоративная культура: Учебник / Т.Н. Персикова. – М.: Логос, 2012. – 288 c
37. Пластинина, Н. Текучесть кадров: причины и следствие, пути выхода из ситуации [Электронный ресурс]/ Н. Пластинина. URL: http://hr- 69 portal.ru/article/tekuchest-kadrov-prichiny-i-sledstvie-puti-vyhoda-iz-situacii
38. Попова, М. А. Корпоративная культура как важнейший фактор успеха современной организации // Научно-практические исследования. – 2019. № 7 (7). – С. 148–150
39. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология: учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 246 с.
40. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А. Ядова. – С-П.: Наука, 2004г. – С.374.
41. Социальная психология: современная теория и практика: учебное пособие для вузов / В. В. Макерова [и др.]; под общей редакцией Л. В. Оконечниковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 231 с
42. Чекмарев, О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. СПб., 2016. – 343 с.
43. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
44. Шепель, В. М. Управленческая психология [Текст] / В. М. Шепель. – 2-е издание перераб. и доп. – Москва: URSS. – 2023. – 240 с.
45. Шкердина, А.А. Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива (обзор литературы)/ А. А. Шкердина // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2018. – №4. – С. 107–112.