Церковно-христианская образность в лирике С. Есенина
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 11.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Художественный образ в поэзии и средства его создания 4
Глава II. Церковно-христианские образы в лирике С. Есенина 8
2.1 Образ Христа в творчестве С. Есенина 8
2.2. Религиозные образы и праздники в лирике С. Есенина 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Усиливаются интонации духовной риторики, прямого общения с Богом: «Господи, я верую!».Произведение «Письмо матери» является, по сути, полемической интерпретацией богородичной молитвы. Отказываясь от молитвы и обращаясь к родной «старушке», поэт адресует традиционные определения (помощь, отрада, несказанный свет). Это стихотворение получило всеобщее признание благодаря тому, что в безрелигиозную эпоху поэт смог найти аналог Богородицы в виде святой материнской любви, глубоко укорененной в народной душе. Таким образом, он создал светскую молитву, обращенную к Матери человеческой.Исследование молитвенных текстов и их сравнение с каноническими аналогами показывает, что во многих случаях мы имеем дело с авторскими вариантами известных молитв. Например, фраза «Мати Дево, все принимаю на стези моей, пошли мне с благодатной верой покров твой» не имеет полного соответствия в «Православном молитвослове». Она является свободной авторской комбинацией мотивов тропаря в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и молитвы в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.Есенин мог услышать тропарь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в константиновской церкви, которая носила ее имя. В этом тропаре говорится: «Мати Господа Всевышнего, всем полезная даруй и вся спаси. Богородице Дево: Ты бо сей Божественный покров рабам своим». Также он мог быть знаком с молитвой в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, где просится: "Покрой нас честным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла".Таким образом, Есенин создал свою собственную молитву, вдохновленную каноническими текстами, но имеющую свои особенности и индивидуальность. Он использовал элементы из различных молитвенных традиций, чтобы выразить свои мысли и чувства.«…Твой глас незримый, как дым в избе».Авторское «участие» в создании новой молитвы явственно просвечивает в характерном для Есенина мотиве благостного восприятия жизни (в молитве – «Все принимаю на стези моей...», а в одном из стихотворений того же периода -- «Все встречаю, все приемлю. / Рад и счастлив душу вынуть...»).Еще более ярким примером «авторской» молитвы, внутренне связанной с образным миром есенинской поэзии, является молитва Анисима Карева, которую он возносит, вернувшись в родные края после длительного подвижничества в монастыре: «Свете тихий, вечерний свет моей родины, прими наши святые славы».Первоисточником этого молитвословия является широко известное духовное песнопение «Свете тихий...», исполняемое во время Великой Вечерни на Всенощном Бдении: «Свете тихий, святые славы Бессмертного Отца Небесного, Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа. Бога. Достоин еси во все времена петь Тебя гласами преподобными. Сын Божий, дарующий жизнь; поэтому мир Тебя прославляет».Сохраняя ключевые образы «свете тихий», «свет вечерний», «святые славы», пронизанные особой духовностью и поэтичностью, Есенин вносит существенный «авторский» элемент в молитву своего героя -- тему родины, к которой и обращается, по существу, истосковавшийся вдалеке от нее Анисим, нарушая тем самым все строгие церковные каноны. Из его уст мы слышим молитву родине (а не Богу), что с совершенной очевидностью выявляет в ней «авторское» участие, чисто есенинский мотив поклонения родной земле, в котором всегда присутствовал элемент почти религиозного культа («О Русь, покойный уголок, / Тебя люблю, тебе и верую»).Рассмотрим еще один образ – «нецелованный мир».Есенин нашел удивительную поэтическую находку в образе «нецелованного мира», который связан с христианским обрядом «целования мира». Этот обряд олицетворял собой единство всей церкви и всего верующего общества. «Целование мира» являлось важной и неотъемлемой частью христианского богослужения. Например, после крещения священник целовалмиропомазанного и произносил слова «Господь с тобой». В христианской традиции «целование мира» стало символом братской любви и преодоления отчуждения между людьми. У Есенина «нецелованный мир» представляет собой мир, только что рожденный и ожидающий нового крещения. В данном случае, «Отчарь» выступает в роли доброго пастыря, у «плеча» которого новорожденный мир ожидает своего принятия в новую веру. Важно также отметить, что на праздник Пасхи обряд «целования мира» имел всеобщий характер и подчеркивал равенство людей перед лицом вселюдской радости – Воскресения Христа. С учетом того, что в поэме присутствует весенний пейзаж, тема пасхальной радости и единства народов приобретает дополнительное смысловое значение. Апофеозом стихотворения является изображение всеобщего пира, идиллии межнационального братства в обновленном мире, где торжествует новая религия любви и согласия, где «голод и жажда в корнях не поют», и где даже священная история переписана заново. Здесь на чудесный образ сходятся начала и концы времен, соприкасается «дряхлое» и «новое» пришествие. Следует отметить, что мифический образ «дряхлого времени» представляет собой поэтический эвфемизм от Есенина, в котором зашифровано одно из имен Отчаря – Хроноса-Ветхого Дня. Он, стоящий когда-то у начала мирового бытия, празднует его апофеоз с величием и славой.Переживаемые вновь события Священной истории лишены трагедийной «голгофской» окраски. В этой новой жизни в новом времени нет места Страшному Суду. История завершается соборным актом вселенского братского пира, духовной трапезы, всеобщего причащения крестьянской «сыченой брагой» – символом достигнутой жизненной полноты и земного блаженства.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ своих стихотворениях Есенин использует религиозные образы, чтобы выразить свое отношение к вере и мирозданию. Он часто обращается к образам Бога, ангелов, небесных сфер и душевных таинств. Его язык богат символами и метафорами, которые создают атмосферу мистики и святыни.Однако, помимо использования православных религиозныхобразов, Есенин также включает элементы католической образности в свои стихи. Это может быть связано с его интересом к западной культуре и литературе. Такое смешение религиозных образов создает уникальный стиль и атмосферу в его творчестве.Исследование религиозной образностив творчестве С.А. Есенина позволит нам лучше понять его отношение к религии и его мировоззрение. Оно также поможет нам раскрыть особенности его языка и стиля, а также его влияние на развитие русской литературы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАзаровский К. Сергей Есенин мнимый и подлинный / К. Азаровский. – М.: Литературная газета, 1994. – 139 c.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х тт., Т.3. – М., 1994. – 550 с.Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Борев. – Т. 1. – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 576 с.Вдовин B.A. «О новый, новый, новый, прорезавший тучи день» // Есенин и современность / B.A. Вдовин. – M.: Просвещение, 1975. – 411 c.Воронова О. Е. Сергей Есенин и русская духовная культура: моногр. — Рязань: Узорочье, 2002.— 520 с.Доманский В. А. Феномен есенинской грусти // Проблемы научной биографии С. А. Есенина: сб. тр. / отв. ред. О. Е. Воронова, Н. И. Шубникова-Гусева. — Рязань: Пресса, 2010. — С. 133-142.Есаулов И.А. Творчество Есенина и православная традиция: проблемы методологии // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Междунар. конф., посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина / И.А. Есаулов. – Рязань: Пресса, 2006. – 169 c.Есенин С. А. Ключи Марии / С. Есенин // Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 5 Автобиографии, статьи, письма. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. – С. 27-54.Есенин С.А. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Правда, 1983. – 668 с.Захарова Л.В. Поэзия С.А.Есенина в аспекте христианской образности / Л.В. Захарова. – Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. – 239 c.Левин Ю.И. Структура русской метафоры. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 824 с.Мамлеев Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина // Столетие Сергея Есенина / Ю.В. Мамлеев. – М.: Наследие, 1997. – 345 c.Миролюбов Ю. Сакральное Руси. – М., 1996, – с. 108. Михаленко Н. В. Пространственная организация образа Небесного Града в ранней лирике С. А. Есенина // Сергей Есенин и литературный процесс: традиции, творческие связи: сб. науч. тр. / отв. ред. О. Е. Воронова, Н. И. Шубникова-Гусева. — Рязань: РИД, 2006. — С. 105-116.Николаев А.И. Основы литературоведения: учеб. пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. – Иваново: Листос, 2011. – 255 с.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 797 с.Поляков Ю. Прозрения дивный свет: перечитывая Есенина / Ю. Поляков. – М.: Российская газета, 1995. – 238 c.Скороходов M.B. Раннее творчество С.А. Есенина в историко-культурном контексте: «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917. – 1918 гг. / M.B. Скороходов. – М.: Просвещение, 1995. – 216 c.Скороходов М. В. «В лунном кружеве украдкой.»; «Певущий зов»: пробные статьи для Есенинской энциклопедии // Современное есениноведение. — 2020. — № 3 (54). — С. 16-22.Соколов А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова / А.Н. Соколов // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964: сб. статей / отв. ред. У.Р. Фохт. – М., 1964. – С. 172-201.Соловьева М. А. Ветхозаветные пророчества и эсхатологические образы Нового Завета в лирике С. А. Есенина 1918-1919 гг. // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 2014. — Вып. 12.— С. 432-455.Сохряков Ю.И. О религиозных мотивах в лирике Есенина // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум: Сб. статей /Отв. ред. Ю.Л. Прокушев. – М., 1997. – С.116-123.Тимофеев В.П. Словарь рифм Сергея Есенина / В. П. Тимофеев. – Шадринск, 2009. – 465 с.Харчевников В. И. Поэтический стиль С. Есенина (1910-1916) / В. И. Харчевников. – Ставрополь, 1975. – 112 с.Юдушкина О. В. Евангельская символика в «маленькой поэме» С. А. Есенина «Товарищ» (1917) // Преподаватель XXI век. — 2011. — № 4, ч. 2. — С. 339-344.Юнусова H.K. Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917 – 1920 годов / H.K. Юнусова. – M.: Просвещение, 2004. – 197 c.Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция / П.Ф. Юшин. – M.: Просвещение, 1969. – 202 c.
2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х тт., Т.3. – М., 1994. – 550 с.
3. Борев Ю. Б. Эстетика: в 2 т. / Ю. Б. Борев. – Т. 1. – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 576 с.
4. Вдовин B. A. «О новый, новый, новый, прорезавший тучи день» // Есенин и современность / B. A. Вдовин. – M.: Просвещение, 1975. – 411 c.
5. Воронова О. Е. Сергей Есенин и русская духовная культура: моногр. — Рязань: Узорочье, 2002.— 520 с.
6. Доманский В. А. Феномен есенинской грусти // Проблемы научной биографии С. А. Есенина: сб. тр. / отв. ред. О. Е. Воронова, Н. И. Шубникова-Гусева. — Рязань: Пресса, 2010. — С. 133-142.
7. Есаулов И. А. Творчество Есенина и православная традиция: проблемы методологии // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Междунар. конф., посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина / И. А. Есаулов. – Рязань: Пресса, 2006. – 169 c.
8. Есенин С. А. Ключи Марии / С. Есенин // Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 5 Автобиографии, статьи, письма. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. – С. 27-54.
9. Есенин С.А. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Правда, 1983. – 668 с.
10. Захарова Л. В. Поэзия С. А. Есенина в аспекте христианской образности / Л. В. Захарова. – Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. – 239 c.
11. Левин Ю.И. Структура русской метафоры. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 824 с.
12. Мамлеев Ю. В. Духовный смысл поэзии Есенина // Столетие Сергея Есенина / Ю. В. Мамлеев. – М.: Наследие, 1997. – 345 c.
13. Миролюбов Ю. Сакральное Руси. – М., 1996, – с. 108.
14. Михаленко Н. В. Пространственная организация образа Небесного Града в ранней лирике С. А. Есенина // Сергей Есенин и литературный процесс: традиции, творческие связи: сб. науч. тр. / отв. ред. О. Е. Воронова, Н. И. Шубникова-Гусева. — Рязань: РИД, 2006. — С. 105-116.
15. Николаев А. И. Основы литературоведения: учеб. пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново: Листос, 2011. – 255 с.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 797 с.
17. Поляков Ю. Прозрения дивный свет: перечитывая Есенина / Ю. Поляков. – М.: Российская газета, 1995. – 238 c.
18. Скороходов M. B. Раннее творчество С. А. Есенина в историко-культурном контексте: «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917. – 1918 гг. / M. B. Скороходов. – М.: Просвещение, 1995. – 216 c.
19. Скороходов М. В. «В лунном кружеве украдкой.»; «Певущий зов»: пробные статьи для Есенинской энциклопедии // Современное есениноведение. — 2020. — № 3 (54). — С. 16-22.
20. Соколов А. Н. Художественный образ в лирике Лермонтова / А. Н. Соколов // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964: сб. статей / отв. ред. У. Р. Фохт. – М., 1964. – С. 172-201.
21. Соловьева М. А. Ветхозаветные пророчества и эсхатологические образы Нового Завета в лирике С. А. Есенина 1918-1919 гг. // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 2014. — Вып. 12.— С. 432-455.
22. Сохряков Ю. И. О религиозных мотивах в лирике Есенина // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум: Сб. статей /Отв. ред. Ю. Л. Прокушев. – М., 1997. – С.116-123.
23. Тимофеев В. П. Словарь рифм Сергея Есенина / В. П. Тимофеев. – Шадринск, 2009. – 465 с.
24. Харчевников В. И. Поэтический стиль С. Есенина (1910-1916) / В. И. Харчевников. – Ставрополь, 1975. – 112 с.
25. Юдушкина О. В. Евангельская символика в «маленькой поэме» С. А. Есенина «Товарищ» (1917) // Преподаватель XXI век. — 2011. — № 4, ч. 2. — С. 339-344.
26. Юнусова H. K. Формирование эстетической концепции С. А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917 – 1920 годов / H.K. Юнусова. – M.: Просвещение, 2004. – 197 c.
27. Юшин П. Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция / П. Ф. Юшин. – M.: Просвещение, 1969. – 202 c.