Административно- процессуальные правонарушения и ответственность за их соврешение
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 16.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Понятие, основные принципы и субъекты административного процесса………………………………………………………..…………….…….6
1.1 К вопросу о правовой определенности административно-процессуальных норм………………………………………………………………………………...6
1.2 Понятие и принципы административного процесса………………………...9
1.3 Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности………………………………………………....12
Глава 2. Понятие и характеристика административно-процессуальных нарушений………………………………………………………………………..16
2.1 Понятие и виды административно-процессуальных правонарушений…..16
2.2 Последствия совершения административно-процессуальных правонарушений……………………………………………………………..…..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………27
Таким образом, понятие нарушения в административном процессе охватывает все незаконные действия и бездействия, связанные с рассмотрением и вынесением решения по административному делу. Нарушения могут иметь место как со стороны государственных органов, так и со стороны граждан и юридических лиц. Регулирование соответствующих отношение и привлечение к ответственности за допущенные нарушения в административном процессе происходит посредством нормативного регулирования, а также контролясо стороны уполномоченных органов государственной власти. Активная позиция граждан и организаций также играет важную роль в предотвращении и пресечении нарушений в любой сфере.2.2 Последствия совершения административно-процессуальных правонарушенийПоследствия допущенных административно-процессуальных правонарушений аналогичным образом разнятся в зависимости от субъектов, их совершивших.Судебная практика исходит из того, что грубейшие процессуальные нарушения, допускаемые административными органами при производстве по делам об административных правонарушениях, являются основанием для признания оспариваемых постановлений о привлечении к административной ответственности незаконными.Показательным в этом отношении явилось следующее дело. Общество обратилось в арбитражный суд, чтобы признать незаконным и отменить постановление административного органа, которое привлекло заявителя к административной ответственности на основании части 3 статьи 20.4 КоАП РФ. Суд первой инстанции признал это постановление незаконным и отменил его. Апелляционный суд, установив нарушения в процессе рассмотрения дела первой инстанцией, принял решение удовлетворить заявление общества. Однако решение суда было принято на основании нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности, а именно, отсутствия уведомления общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В своих выводах апелляционный суд руководствовался положениями КоАП РФ, которые предусматривают, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, должно рассматриваться с участием его законного представителя или защитника. Если указанные лица отсутствуют и нет данных о надлежащем уведомлении их о рассмотрении дела, то дело может быть рассмотрено только в случаях, предусмотренных законом, или если ходатайство об отложении рассмотрения дела отклонено. Суд также выясняет факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и извещены ли участники процесса о времени и месте рассмотрения дела. Апелляционный суд пришел к выводу, что нет доказательств о надлежащем уведомлении общества о дате рассмотрения дела. В материалах дела не представлены иные доказательства такого уведомления. Эти обстоятельства свидетельствуют о нарушении процессуальных требований и лишении заявителя гарантий защиты его прав. Нарушение такого рода является существенным и может привести к неполному и необъективному рассмотрению дела об административном правонарушении. Согласно протоколу об административном правонарушении, общество было уведомлено о рассмотрении дела в назначенное время, но рассмотрение дела в указанное время не состоялось. Решение о привлечении общества к административной ответственности было вынесено. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что это решение было вынесено в отсутствие представителя общества, который не был уведомлен о рассмотрении дела. В материалах дела также отсутствуют доказательства уведомления общества о дате рассмотрения дела. Кассационная инстанция поддержала выводы апелляционного суда.Другим примером выступает постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 N 09АП-85055/2022 по делу N А40-168823/2022. Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.Решение: Удовлетворено.Обстоятельства:В рамках одной проверки, по одним и тем же основаниям, одним и тем же контролирующим органом были выявлены факты совершения заявителем нескольких административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, в связи с чем заявитель подлежит привлечению к административной ответственности как за совершение одного административного правонарушения.Таким образом, мы видим, что допущенные нарушения в порядке реализации административного процесса со стороны административных органов и судебных органов предусматривают в качестве последствий отмену принятых в нарушением процессуального порядка решений вышестоящими инстанциями. Иного вида ответственности за такие нарушения не предусмотрено.Если же речь идет о совершении административно-процессуальных нарушений другими субъектами административного процесса – сторонами процесса (гражданами и организациями), которые имеют интересы, связанные с решением административных вопросов, то в качестве последствий совершения вышеуказанных правонарушений выступают конкретные санкции. Так, С 7 февраля 2023 г. ужесточили административную ответственность за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении нарушения правил поведения в суде (ст. 17.3 КоАП РФ).Теперь посетителям суда, включая участников процесса, за такое нарушение грозит штраф от 1 тыс. до 3 тыс. руб. Ранее сумма штрафа была меньше – от 500 руб. до 1 тыс. руб.Ответственность в виде ареста на 15 суток оставили прежней – она предусмотрена только за неисполнение требования судьи.Дополнительно ввели ответственность за повторное нарушение. В случае неисполнения распоряжения судьи или пристава во второй раз оштрафуют на 3–5 тыс. руб. или арестуют на 15 суток.Усиление административной ответственности объясняется тем, что размер штрафа не менялся с 2007 г., а уровень инфляции с того момента составил 159%. Кроме того, по статистике, каждый десятый в течение года совершает повторное правонарушение, поэтому необходимо было закрепить ответственность за него.В целом следует отметить, что совершение правонарушений в административном процессе может иметь последствия для лиц, совершивших эти правонарушения. Однако этот перечень не так широк, как за совершение административных правонарушений. Нарушение административных правил и законодательства может повлечь за собой широкий спектр санкций, включая штрафы, административное наказание, лишение прав и другие меры, направленные на восстановление законности и обеспечение публичного порядка. Совершение же административно-процессуальных нарушений связано с применением предупреждений и штрафов в отношении участников процесса: граждан и юридических лиц. В отношении административных органов и судов последствием нарушений процессуальных правил выступает отмена принятых такими органами решений (постановлений) вышестоящими инстанциями.Наряду с индивидуальными последствиями, правонарушения в административном процессе также могут иметь негативное влияние на общественный порядок. Бездействие административных органов в отношении правонарушителей может создать неблагоприятную обстановку и стимулировать другие нарушения. Правильная реакция на административные правонарушения является необходимой для обеспечения законности и защиты прав граждан.Таким образом, действующим законодательством предусмотрены последствия совершения правонарушений в административном процессе для нарушителей. Кроме того, нарушение административных правил может иметь негативные последствия для внешней репутации и социальной жизни нарушителя. Для обеспечения законности и общественного порядка важно применять эффективные меры в ответ на правонарушения в административном процессе.ЗаключениеТаким образом, в ходе исследования было выяснено, что административно-процессуальные правонарушения играют значительную роль в обеспечении конституционных прав граждан и установлении правопорядка в обществе. Анализируя соответствующие нормативно-правовые акты и их применение, можно сделать вывод о важности соблюдения процедур и правил при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Ответственность за совершение административных правонарушений направлена на наказание правонарушителей и предотвращение повторения правонарушений в будущем. При этом важно учитывать принципы справедливости и пропорциональности при назначении наказания и рекомендовать наиболее эффективные меры предупреждения правонарушений.Однако следует отметить, что существуют определенные процессуальные проблемы в процессе рассмотрения административных дел об административных правонарушениях, такие как недостаток доказательств. Для их решения необходимо принимать меры по увеличению эффективности работы судей, административных органов, социальной реабилитации правонарушителей и общественного контроля за соблюдением требований законодательства РФ, Таким образом, изучение процессуальных административных правонарушений и ответственности за их совершение позволяет лучше понять механизмы обеспечения правопорядка, а также выявить недостатки и проблемы в их рассмотрении. Внедрение рекомендаций и улучшение законодательства в этой области поможет сделать процессуальную систему более справедливой, эффективной и предупредительной в отношении правонарушителей.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. 2015. 11 марта.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.06.2023, с изм. от 20.07.2023) // Российская газета. 2002. 20 ноября.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // Российская газета. 2002. 27 июля.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. 2001. 31 декабря.Денисенко В.В. Теория административно-деликтных отношений: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. – 394 с.Порываев С.А. К вопросу о понимании и систематизации административных споров в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2023. N 1. С. 46 - 51.Смагина Е.С. Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография. Москва: Статут, 2021. – 268 с.Соловей Ю.П. К завершению дискуссии о понимании административного процесса // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. N 3. С. 375 - 376Стахов А.И. Меры административно-правового принуждения, применяемые в России в порядке, урегулированном административно-процессуальным законодательством // Российский юридический журнал. 2021. N 6. С. 119 - 126.Телегин А.С. Представительство в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве: сравнительный анализ // Административное право и процесс. 2021. N 4. С. 6 - 10. Постановление Верховного Суда РФ от 7 октября 2022 г. № 78-АД22-58-К3// СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. № 21// СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 N 09АП-85055/2022 по делу N А40-168823/2022 // СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.Постановление Калужского областного суда от 20 августа 2014 г. № 4-А-218/14// СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.Постановление Севастопольского городского суда от 29 июля 2015 г. № 4А-52/2015// СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.Постановление ФАС СЗО от 07.06.2021 по делу N А56-50160/2020 // СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. 2015. 11 марта.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.06.2023, с изм. от 20.07.2023) // Российская газета. 2002. 20 ноября.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // Российская газета. 2002. 27 июля.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. 2001. 31 декабря.
6. Денисенко В.В. Теория административно-деликтных отношений: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. – 394 с.
7. Порываев С.А. К вопросу о понимании и систематизации административных споров в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2023. N 1. С. 46 - 51.
8. Смагина Е.С. Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография. Москва: Статут, 2021. – 268 с.
9. Соловей Ю.П. К завершению дискуссии о понимании административного процесса // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. N 3. С. 375 - 376
10. Стахов А.И. Меры административно-правового принуждения, применяемые в России в порядке, урегулированном административно-процессуальным законодательством // Российский юридический журнал. 2021. N 6. С. 119 - 126.
11. Телегин А.С. Представительство в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве: сравнительный анализ // Административное право и процесс. 2021. N 4. С. 6 - 10.
12. Постановление Верховного Суда РФ от 7 октября 2022 г. № 78-АД22-58-К3// СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. № 21// СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.
14. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 N 09АП-85055/2022 по делу N А40-168823/2022 // СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.
15. Постановление Калужского областного суда от 20 августа 2014 г. № 4-А-218/14// СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.
16. Постановление Севастопольского городского суда от 29 июля 2015 г. № 4А-52/2015// СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.
17. Постановление ФАС СЗО от 07.06.2021 по делу N А56-50160/2020 // СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.consultant.ru.