Пути повышения конкурентоспособности предприятия и продукции
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 12.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОДУКЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия и продукции 5
1.2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия и продукции 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО МЯСОКОМБИНАТ «СУРГУТСКИЙ» И ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия и продукции 21
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО МЯСОКОМБИНАТ «СУРГУТСКИЙ» И ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия и продукции 31
3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятий 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Оценим расходы на реализацию данных мероприятий и предполагаемый экономический эффект в следующем параграфе.3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятийВ целях формирования конкурентных преимуществ ООО Мясокомбинат «Сургутский» и повышения конкурентоспособности его продукции было порекомендовано:принять участие в акции «#МЫВМЕСТЕ» и поставить продукцию на благотворительные нужды;замена вакуумных мясных массажеров СБН-320 на GR 1000;создание и выпуск консервов для животных из остатков сырья.Проведем оценку экономической эффективности реализации каждого предложенного мероприятия.1. В рамках участия в благотворительной акции «#МЫВМЕСТЕ» предлагается поставить такие виды продукции, как докторская колбаса, краковская колбаса и паштеты, нуждающимся слоям населения. В день предприятие производит 15 000 ед. колбасы. Рекомендуемые объемы поставляемой продукции на акцию: докторская колбаса – 5 500 ед.; краковская колбаса – 5 000 ед.; паштеты – 4 000 ед. Объемы поставок продукции на благотворительные цели были определены, исходя из опыта других компаний мясоперерабатывающей промышленности за 2022 год. Представим себестоимость продукции, которая будет поставлена в рамках благотворительной акции: докторская колбаса – 98 руб.; краковская колбаса – 125 руб.; паштеты – 112 руб.Тогда объемы поставляемой продукции ООО Мясокомбинат «Сургутский» на акцию «#МЫВМЕСТЕ» в денежном выражении составят:докторская колбаса – 98 руб. * 5 500 ед. = 539 000 руб.;краковская колбаса – 125 руб. * 5 000 ед. = 625 000 руб.;паштеты – 112 руб. * 4 000 ед. = 448 000 руб.Общая стоимость поставленной продукции обойдется в 1 612 000 руб. Сюда включаются расходы на доставку продукции до г. Москвы, которые составляют порядка 10 % от общей стоимости поставки, 161 200 руб. Помимо этого необходимо осветить присоединение ООО Мясокомбинат «Сургутский» к благотворительной акции «#МЫВМЕСТЕ» на новостном портале в сети Интернет. В качестве такого новостного портала был выбран «Коммерсантъ», стоимость репортажа у которого составит 380 000 руб.Совокупные расходы на реализацию мероприятия составят 1 612 000 + 161 200 + 380 000 = 2 153 200 руб., что составляет 0,69 % от годовой выручки.По практическому опыту участие в благотворительном мероприятии позволяет повысить узнаваемость предприятия и увеличить объем его выручки в среднем на 1-5 %. Так как ООО Мясокомбинат «Сургутский» будет принимать участие в акции разово, то данный эффект будет длиться в течение 1 квартала. Средняя выручка предприятия за квартал составляет 309 134 000 / 4 = 77 283 500 руб. Предположим, что квартальная выручка при разовом участии в благотворительном мероприятии вырастит минимум на 3 %, т.е. на 77 283500 * 3 / 100 = 2 318505 руб. Экономическая эффективность мероприятий составит (2 318 505 – 2 153 200) / 2 153 200 * 100 % = 7,68 %.Сведем полученные расчеты по первому мероприятию в табл.16.Таблица 16Оценка экономической эффективности участия ООО Мясокомбинат «Сургутский» в благотворительной акции «#МЫВМЕСТЕ»Наименование показателяЗначениеОбъемы поставляемой продукции, ед.:-- докторская колбаса5 500- краковская колбаса5 000- паштеты4 000Цена поставляемой продукции, руб.:-- докторская колбаса98- краковская колбаса125- паштеты112Сумма поставляемой продукции, руб.:1 612 000- докторская колбаса539 000- краковская колбаса625 000- паштеты448 000Расходы на доставку продукции, руб.161 200Репортаж в СМИ, руб.380 000Всего расходов, руб.2 153 200Увеличение выручки, руб.2 318505Прибыль от реализации мероприятия, руб.165305Экономическая эффективность, %7,682. В рамках обновления оборудования для производства колбас ООО Мясокомбинат «Сургутский» предлагается избавиться от мясных массажеров СБН-320 путем замены их на вакуумные массажеры GR-1000.Объем произведенной продукции предприятием за 2022 год составил 9 000 тонн, из которых 5 400 тонн – колбасы. В день предприятие в среднем производило 5 400 / 360 = 15 тонн или 15 000 кг.колбасы.Среднее время обработки мяса на вакуумноммассажере составляет 4 часа. Рабочий день на предприятии составляет 12 часов, т.е. одна машина загружается в день 12 / 4 = 3 раза.Определим потребность ООО Мясокомбинат «Сургутский» в вакуумных массажерах, исходя из объема производственной программы предприятия, 15 000 кг.колбасы в день:разовая загрузка массажера СБН-320, используемого на данный момент, составляет 160 кг. Для производства 15 000 кг.колбасы в день предприятие задействует не менее 15 000 / 160 / 3 = 31,25 = 31 массажер;разовая загрузка предлагаемого оборудования, вакуумного массажера GR1000, составляет 800 кг. Время обработки продукта также составляет 4 часа. Тогда для производства 15 000 кг.колбасы в день ООО Мясокомбинат «Сургутский» потребуется не менее 15 000 / 800 / 3 = 6,25 = 7 массажеров. Проведенные расчеты показывают, что 7 массажеров GR1000 не только заменяют 31 массажер СБН-320, но и позволяют выпустить большее количество продукции. Годовой объем производства колбасы при использовании 7 вакуумных массажеров мяса GR1000 составит 800 * 7 * 3 * 360 = 6 048 000 кг.или 6 048 тонн. То есть, относительный прирост объемов произведенной и выпущенной колбасы в год составит 6 048 / 5 400 * 100 % – 100 % = 12,00 %.Определим потребность в данных видах оборудования в стоимостном выражении:рыночная цена оборудования СБН-320 составляет 300 000 руб., т.е. стоимость всех массажеров для удовлетворения потребностей в производстве составляет 31 * 300 000 = 9 300 000 руб.;рыночная цена оборудования GR1000 значительно выше и составляет 1 100 000 руб., однако и потребность в нем ниже. Совокупная стоимость массажеров составит 7 * 1 100 = 7 700 000 руб.Вакуумные массажеры для мяса относятся к 5 амортизационной группе, срок их использования составляет 10 лет. В ООО Мясокомбинат «Сургутский» амортизация начисляется линейным способом. Норма амортизации = 1 / 10 * 100 % = 10 %. Сравним размер амортизационных отчислений по каждому виду мясного массажера:по СБН-320 в год 9 300 000 * 10 / 100 = 930 000 руб.;по GR1000 в год 7 700 000 * 10 / 100 = 770 000 руб.Таким образом, экономия амортизационных отчислений в год при внедрении нового оборудования составит 930 000 – 770 000 = 160 000 руб.Для внедрения предлагаемого оборудования GR-1000 в количестве 7 единиц предприятию необходимо избавиться от 31 массажера GR-1000. На сегодняшний день износ по ним достигает 70 %, поэтому их можно реализовать на сторону представителям малого бизнеса в размере 30 % от рыночной стоимости, т.е. по полной остаточности стоимости. Соответственно при продаже 31 мясного массажера компания получит 9 300 000 * 30 / 100 = 2 790 000 руб.НДС составит 2 790 000 * 20 / 120 = 465 000 руб.Операционный доход составит 2 790 000 – 465 000 = 2 325 000 руб.При увеличении объемов производства расходы на сырье, требуемое для производства колбасы, также вырастут на 12 %. В отчетном году расходы на сырье и материалы для производства колбасы составляли 30 % от себестоимости, а именно 226 397 000 * 30 / 100 = 67 919 100 руб. Тогда в плановом году расходы на сырье и материалы вырастут на 67 919 100 * 12 / 100 = 8 150 292 руб.Помимо этого увеличатся расходы на заработную плату производственных рабочих, так как они получают сдельную заработную плату. За 2022 год расходы на оплату труда составляли 86 818 000 руб. При внедрении нового оборудования и увеличении объемов производства расходы на оплату труда вырастут на 86 818 000 * 12 / 100 = 10 418 160 руб. Доля выручки, получаемой предприятием от реализации колбасы, в общем объеме выручки составляет 70 %. Другими словами, за отчетный период предприятие получило от продаж колбасных изделий 309 134 000 * 70 / 100 = 216 393 800 руб.При увеличении объема выпуска на 12%, выручка поднимется на 216 393 800* 12 / 100 = 25 967256 руб.Получается, что расходы ООО Мясокомбинат «Сургутский» на обновление основных средств и увеличение объемов производства составляют 7 700 000 + 8 150 292 + 10 418 160 = 26268452 руб., а доходы составят 160 000 + 2 325 000 + 25 967 256= 28 452256 руб.Экономическая эффективность = (28 452 256 – 26 268452) / 26 268 452 * 100 % = 8,31 %. Сведем проведенные расчеты в табл.17.Таблица 17Оценка экономической эффективности мероприятий по обновлению мясоперерабатывающего оборудования в ООО Мясокомбинат «Сургутский»Наименование показателяЗначениеРасходы на приобретение GR-1000, руб.7 700 000Доходы от продажи СБН-320, руб.2 325 000Экономия амортизационных отчислений, руб.160 000Доходы от увеличения объема продаж, руб.25 967 256Расходы на сырье и материалы от увеличения объемов производства, руб.8 150 292Расходы на оплату труда рабочих-сдельщиков от увеличения объемов производства, руб.10 418 160Всего доходов, руб.28 452 256Всего расходов, руб.26 268 452Прибыль от реализации мероприятия, руб.2 183 804Экономическая эффективность, %8,313. В рамках следующего мероприятия было рекомендовано запустить производство новой продуктовой линейки «Консервы для животных премиум качества».Запуск новой продуктовой линейки объясняется большими остатками мясных ингредиентов после производства основных видов продукции. В запасах их доля на конец периода составляет 80 %, т.е. 7 701 000 * 80 / 100 = 6 160800 руб. В день остатки сырья составляют в среднем 6 160 800 / 360 = 17 113 руб., что соответствует, учитывая среднюю закупочную цену одного килограмма мяса в ООО Мясокомбинат «Сургутский» в размере 200 руб., 17 113/ 200 = 86 кг. Обычно ООО Мясокомбинат «Сургутский» просто списывает данные запасы, не направляя их на дальнейшую переработку. Но с запуском производства продукции для домашних животных предприятие сможет их реализовать. Однако для запуска новой продуктовой линейки мясокомбинату необходимо осуществить следующие расходы:приобретение дополнительного оборудования для консервирования;закупка тары для новых видов консервов;создание ветеринарной службы;увеличение штата работников, которые будут отвечать за производство и переработку мясных консервов для животных;реклама новой продуктовой линейки для домашних животных.Рассмотрим представленные расходы подробнее.Для производства мясных консервов для животных ООО Мясокомбинат «Сургутский» понадобится приобрести производственную линию BESTEQMCL. Данная линия будет приобретена у компании «БЕСТЕК-Инжиниринг», г. Ростов-на-Дону, которая более 10 лет специализируется на разработке и производстве различного оборудования для пищевой промышленности. Технические характеристики производственной линии BESTEQMCL отражены в табл. 18.Таблица 18Технические характеристики производственной линии BESTEQMCLПроизводительностьпо сырью (кг/смена)по готовому продукту (бан/смена)6000-1200022 0003000-600010 0001500-30005 0006002 000300-6001 000Производство и внедрение нового продукта рекомендуется начать с минимальных объемов, 300 кг. При использовании 300 кг.сырья предприятие сможет производить 1 000 банок по 150 гр. мясных консервов для животных за день. В год объемы производства составят 1 000 * 360 = 360 000 ед. Расходы на сырье и материалы, исходя из необходимого объема мяса в 300 кг. для производства 1 000 банков по 150 гр. и средней цены мяса 200 руб. за 1 кг., составят в год 300 * 200 * 360 = 21 600 000 руб.Стоимость данной производственной линии BESTEQMCL составляет 1,9 млн. руб. или 1 900 000 руб. Производственная линия относится к 4 амортизационной группе со сроком полезного использования 5-7 лет. Норма амортизации при сроке полезного использования в 5 лет составит 1 / 5 * 100 = 20 %. Тогда годовые амортизационные отчисления составят 1 900 000 * 20 / 100 = 380 000 руб.Далее необходимо приобрести тару для новых видов консервов. На данный момент у ООО Мясокомбинат «Сургутский» уже есть поставщик банок по цене 30 руб. за штуку. Необходимо будет увеличить закуп консервных банок на 360 000 штук, что обойдется предприятию в 30 * 360 000 = 10 800 000 руб.Создание ветеринарной службы на предприятии необходимо для контроля за качеством получаемой продукции и определения путей ее улучшения. Для этого потребуется нанять двух сотрудников ветеринарной службы, которая будет находиться в подчинении у директора по производству. Заработная плата одного сотрудника в месяц будет составлять 45 000 руб. Тогда годовые расходы в год на оплату труда ветеринарной службы с учетом страховых взносов и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составят 45 000 * 2 * 12 * 1,3 * 1,02 = 1 432 080 руб.Средняя заработная плата работников основного производства в ООО Мясокомбинат «Сургутский» составляет 55 000 руб. Необходимо нанять 4 работников для обслуживания производственной линии. Годовые расходы на оплату труда составят 55 000 * 4 * 12 * 1,3 * 1,02 = 3 500 640 руб.Помимо этого необходима реклама новой продуктовой линейки кормов для животных, которая будет включать в себя: рекламу в магазинах и точках продаж, рекламу по телевидению. Коммерческие расходы составят 10 % от суммы производственных расходов, т.е. (21 600 000 + 380 000 + 10 800 000 + 1 432 080 + 3 500 640) * 10 / 100 = 3 771 272 руб.Для определения цены одной консервной банки 150 гр. новой продуктовой линейки в ООО Мясокомбинат «Сургутский» был проведен анализ цен аналогичных товаров на рынке продукции для домашних животных. Было определено, что средняя цена одной консервной банки корма для животных премиум качества составляет 138 руб. Тогда выручка компании за год составит 138 * 360 000 = 49 680 000 руб.Определим прибыль ООО Мясокомбинат «Сургутский» от реализации мероприятия в табл.19.Таблица 19Расчет прибыли от внедрения новой продуктовой линейки «Консервы для животных премиум качества» в ООО Мясокомбинат «Сургутский»Наименование показателяЗначениеВыручка, руб.49 680 000Переменные затраты, руб.:35 884 800- затраты на сырье21 600 000- тара10 800 000- заработная плата основного производственного персонала2 640 000- отчисления в социальные фонды 844 800Маржинальная прибыль, руб.13 795 200Постоянные затраты, руб.:5 576 872- амортизационные отчисления380 000- заработная плата работников ветеринарной службы1 080 000- отчисления в социальные фонды345 600- реклама3 771 272Прибыль, руб.8 218 328Налог на прибыль, руб.1 643 666Чистая прибыль, руб.6 574 662Экономическая эффективность, %19,82Далее определим рентабельность инвестиций по внедрению новой продуктовой линейки = (6 574 662 – 1 900 000) / 1 900 000 * 100 % = 246,03 %.Срок окупаемости производственной линии = 1 900 000 / (6 574 662 – 1 900 000) = 0,41 года или 5 месяцев.Рентабельность продаж по прибыли от продаж составит 8 218 328 / 49 680 000 * 100 % = 16,54 %. Рентабельность производства по прибыли от продаж = 8 218 328 / (35 884 800 + 5 576 872) * 100 % = 19,82 %.Итак, по результатам расчетов все три мероприятия продемонстрировали положительный экономический эффект, что наглядно отражено в табл. 20. Таблица 20Эффективность мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ООО Мясокомбинат «Сургутский»МероприятиеЦельПоказатели, руб.Экономическая эффективность, %Социальная эффективностьУчастие в акции «#МЫВМЕСТЕ» и поставить продукцию на благотворительные нуждыРазвитие социальной активности бизнесаДоходы = 2 318505Расходы = 2 153 200Прибыль = 1653057,68повышение узнаваемости предприятия на рынке мясной промышленностиЗамена вакуумных мясных массажеров СБН-320 на GR1000Повышение производительности основных средствДоходы = 28452256Расходы = 26 268452Прибыль = 2 1838048,31повышение качества выпускаемой продукции за счет улучшенной обработки мясаСоздание и выпуск консервов для животных из остатков сырьяВыпуск новой продуктовой линейкиДоходы = 49 680 000Расходы = 41 461 672Прибыль = 8 218 32819,82приобретение конкурентных преимуществ на рынке мясной продукции за счет выпуска консервов премиум качестваОбщее увеличение прибыли до вычета налогов составит 165 305 + 2 183 804 + 8 218 328 = 10 567 437 руб. Таким образом, расчеты показали, что все три мероприятия несут в себе положительный экономический и социальный эффект для развития конкурентных преимуществ ООО Мясокомбинат «Сургутский». Выводы по третьей главе.Для повышения конкурентоспособностиООО Мясокомбинат «Сургутский» и его продукции было порекомендовано: участие в акции «#МЫВМЕСТЕ», замена вакуумных мясных массажеров СБН-320 на GR 1000, создание и выпуск консервов для животных из остатков сырья. Наибольший экономический эффект зафиксирован по созданию и выпуску новой продуктовой линейки – консервов для животных, 19,82 %.ЗАКЛЮЧЕНИЕКонкурентоспособность продукции – это способность товара отвечать требованиям рынка, на котором он представлен и реализуется. Конкурентоспособность предприятия – это совокупность свойств, которые отличают его большей степенью удовлетворения своей продукцией потребностей потребителей и более высокой эффективностью хозяйственной деятельности, а также способностью к адаптации внешним и внутренним условиям. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть и целое. В рамках данной работы для оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции были использованы методы: оценка внутреннего финансового состояния и сравнение со среднеотраслевыми и среднероссийскими показателями;PEST-анализ; модель М. Портера;EFAS-анализ; SNW-анализ; SWOT-анализ.ООО Мясокомбинат «Сургутский» является одним из ведущих предприятий мясоперерабатывающей промышленности Ханты-Мансийского Автономного округа. Основа ассортимента – колбасы и полуфабрикаты под собственной торговой маркой Мясокомбинат «Сургутский».По результатам анализа внешней среды ООО Мясокомбинат «Сургутский» были выделены следующие угрозы деятельности: уход с рынка зарубежных поставщиков оборудования; более широкий ассортимент у конкурентов; мясная продукция и полуфабрикаты характеризуются большим количеством товаров-заменителей. Однако был также выделен ряд возможностей: развитие корпоративной социальной ответственности; развитие отечественных инноваций в мясоперерабатывающей отрасли; ухудшение положения тех конкурентов, чья деятельность основана на импортном сырье.По результатам анализа внутренней среды ООО Мясокомбинат «Сургутский» были выделены слабые стороны: неэффективное использование ресурсов; недостаточный ассортимент продукции для завоевания большей доли рынка; низкий уровень узнаваемости на рынке. Сильные стороны: высокое качество продукции; наличие свободных производственных площадей; ценовая политика, адаптированная под потребности населения. Основными конкурентами ООО Мясокомбинат «Сургутский» являются Мираторг, Ишимский мясокомбинат, Ялуторовский мясокомбинат. В сравнении с фирмами-конкурентами компания находится на третьем месте. К факторам, снижающим конкурентоспособность, относится недостаточный для удовлетворения всех потребностей населения в мясной продукции ассортимент. В целях повышения конкурентоспособности ООО Мясокомбинат «Сургутский» было рекомендовано:принять участие в акции «#МЫВМЕСТЕ» и поставить продукцию на благотворительные нужды. Положительный результат от реализации мероприятия состоит в увеличении прибыли на 165 305 руб., экономическая эффективность составила 7,68 %. Социальная эффективность заключается в повышении узнаваемости предприятия на рынке мясной промышленности и в формировании положительного имиджа;обновить основные средства на более высокотехнологическое оборудование от отечественных поставщиков путем замены вакуумных мясных массажеров СБН-320 на GR 1000. Реализация мероприятия позволит повысить прибыль на 2 183 804 руб., экономическая эффективность составила 8,31 %. Социальная эффективность заключается в повышении качества выпускаемой продукции за счет улучшенной обработки мяса;запустить линейку продукции «консервы для животных премиум качества», что позволит расширить ассортимент производимых товаров, привлечь новых покупателей и сократить остаток запасов, которые занимают практически половину всего имущества. Увеличение прибыли составит 8 218 328 руб. Экономическая эффективность – 19,82 %. Социальная эффективность заключается в укреплении конкурентных позиций.Таким образом, разработанные мероприятия рекомендованы к внедрению в деятельность ООО Мясокомбинат «Сургутский», так как позволят повысить конкурентоспособность предприятия и его продукции.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнтипина, Ю.А. Факторы конкурентоспособности коммерческой организации / Ю.А. Антипина // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2021. – № 21(37). – С. 60-64.Антонов, Г.Д. Конкурентоспособность организаций и территорий: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 375 с.Болдырева, Н.П. Теория оценки конкурентоспособности: учебное пособие / Н.П. Болдырева. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 146 с.Бондаренко, А.А. Методический подход к оценке конкурентоспособности организации, опираясь на конкурентные преимущества / А.А. Бондаренко // Вестник науки. – 2020. – Т. 1, № 11(32). – С. 46-52.Гилязетдинова, Г.Р. Подходы к понятию конкурентоспособности организаций / Г.Р. Гилязетдинова, А.М. Киреева-Каримова // Вести научных достижений. Экономика и право. – 2020. – № 3. – С. 61-68.Горбашко, Е.А. Управление конкурентоспособностью: учебник / Е. А. Горбашко. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2023. – 407 с.Григорян, Э.Р. Управление конкурентоспособностью организации / Э. Р. Григорян // Экономика и бизнес. – 2022. – № 9(91). – С. 40-43.Данина, Д. В. Конкурентоспособность предприятия: сущность и методы оценки / Д. В. Данина, Н.В. Климова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 11-2(81). – С. 71-73.Еремеева, Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 242 с.Зяблицкая, Н. В. Конкурентоспособность организаций / Н. В. Зяблицкая// Форум. – 2021. – № 4-5(72). – С. 87-91Кирильчук, С.П. Экономика предприятия: учебник / С. П. Кирильчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 458 с.Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие / И.М. Лифиц. – Москва : Юрайт, 2023. – 409 с.Майкова, Е.Н. Сущность и факторы конкурентоспособности организации / Е.Н. Майкова, П.Н. Майкова, Ю.О. Захарова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 10(50). – С. 339-343.Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа: учебное пособие / М. Портер. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 453 с.Прокофьева, Т.А. Системный анализ в менеджменте: учебник / Т. А. Прокофьева, В.В. Челноков. – Москва:Юрайт, 2023. – 313 с.Романова, А.С. Развитие методики экономического анализа эффективности деятельности и конкурентоспособности организации / А. С. Романова // Экономика и право. – 2022. – № 12. – С. 253-258.Рубцова, Н.В. Анализ рыночных возможностей: учебное пособие / Н. В. Рубцова. – Москва:Юрайт, 2023. – 175 с.Сапожникова, В.М. Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций / В.М. Сапожникова // Научные известия. – 2022. – № 26. – С. 226-228.Семибратский, М.В. Факторы конкурентоспособности организаций / М.В. Семибратский // Вестник МГПУ. – 2022. – № 3(33). – С. 20-31.Соловьева, Ю.Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие / Ю.Н. Соловьева. – Москва:Юрайт, 2023. – 139 с.Тюлин, А.Е. Управление конкурентоспособностью продукции: учебник / А.Е. Тюлин, А.А. Чурсин. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 215 с.Фасхиев, Х.А. Конкурентоспособность организации: оценка и управление: монография / Х. А. Фасхиев. – Уфа : РИК УГАТУ, 2019. – 275 с.Фомичев, В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебник / В.И. Фомичев. – Москва:Юрайт, 2023. – 156 с.Чиназирова, С.К. Анализ управления конкурентоспособностью организации / С.К. Чиназирова, Л.Т. Тлехурай-Берзегова, М.Н. Михайлюк // Адыгейский государственный университет. – 2020. – № 54-7(54). – С. 18-22.ООО Мясокомбинат «Сургутский» : официальный сайт. – Сургут, 2022 – URL: https://mksurgut.ru (дата обращения 12.10.2023).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС НА 31.12.2022 Г.Окончание приложения 1Приложение 2ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ЗА 2022 Г.
2. Антонов, Г. Д. Конкурентоспособность организаций и территорий : учебник / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 375 с.
3. Болдырева, Н. П. Теория оценки конкурентоспособности : учебное пособие / Н. П. Болдырева. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 146 с.
4. Бондаренко, А. А. Методический подход к оценке конкурентоспособности организации, опираясь на конкурентные преимущества / А. А. Бондаренко // Вестник науки. – 2020. – Т. 1, № 11(32). – С. 46-52.
5. Гилязетдинова, Г. Р. Подходы к понятию конкурентоспособности организаций / Г. Р. Гилязетдинова, А. М. Киреева-Каримова // Вести научных достижений. Экономика и право. – 2020. – № 3. – С. 61-68.
6. Горбашко, Е. А. Управление конкурентоспособностью : учебник / Е. А. Горбашко. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2023. – 407 с.
7. Григорян, Э. Р. Управление конкурентоспособностью организации / Э. Р. Григорян // Экономика и бизнес. – 2022. – № 9(91). – С. 40-43.
8. Данина, Д. В. Конкурентоспособность предприятия: сущность и методы оценки / Д. В. Данина, Н. В. Климова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 11-2(81). – С. 71-73.
9. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник / Н. В. Еремеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 242 с.
10. Зяблицкая, Н. В. Конкурентоспособность организаций / Н. В. Зяблицкая // Форум. – 2021. – № 4-5(72). – С. 87-91
11. Кирильчук, С. П. Экономика предприятия : учебник / С. П. Кирильчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 458 с.
12. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие / И. М. Лифиц. – Москва : Юрайт, 2023. – 409 с.
13. Майкова, Е. Н. Сущность и факторы конкурентоспособности организации / Е. Н. Майкова, П. Н. Майкова, Ю. О. Захарова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 10(50). – С. 339-343.
14. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа : учебное пособие / М. Портер. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 453 с.
15. Прокофьева, Т. А. Системный анализ в менеджменте : учебник / Т. А. Прокофьева, В. В. Челноков. – Москва : Юрайт, 2023. – 313 с.
16. Романова, А. С. Развитие методики экономического анализа эффективности деятельности и конкурентоспособности организации / А. С. Романова // Экономика и право. – 2022. – № 12. – С. 253-258.
17. Рубцова, Н. В. Анализ рыночных возможностей : учебное пособие / Н. В. Рубцова. – Москва : Юрайт, 2023. – 175 с.
18. Сапожникова, В. М. Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций / В. М. Сапожникова // Научные известия. – 2022. – № 26. – С. 226-228.
19. Семибратский, М. В. Факторы конкурентоспособности организаций / М. В. Семибратский // Вестник МГПУ. – 2022. – № 3(33). – С. 20-31.
20. Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг : учебное пособие / Ю. Н. Соловьева. – Москва : Юрайт, 2023. – 139 с.
21. Тюлин, А. Е. Управление конкурентоспособностью продукции: учебник / А. Е. Тюлин, А. А. Чурсин. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 215 с.
22. Фасхиев, Х. А. Конкурентоспособность организации: оценка и управление : монография / Х. А. Фасхиев. – Уфа : РИК УГАТУ, 2019. – 275 с.
23. Фомичев, В. И. Управление качеством и конкурентоспособностью : учебник / В. И. Фомичев. – Москва : Юрайт, 2023. – 156 с.
24. Чиназирова, С. К. Анализ управления конкурентоспособностью организации / С. К. Чиназирова, Л. Т. Тлехурай-Берзегова, М. Н. Михайлюк // Адыгейский государственный университет. – 2020. – № 54-7(54). – С. 18-22.
25. ООО Мясокомбинат «Сургутский» : официальный сайт. – Сургут, 2022 – URL: https://mksurgut.ru (дата обращения 12.10.2023).