Совершенствование порядка перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза драгоценных камней.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 40 40 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 13.11.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Мировой рынок драгоценных камней и общие основы их перемещения через таможенную границу 4
1.1 Основные показатели мирового рынка драгоценных камней 4
1.2 Общие основы перемещения товаров через таможенную границу 16
Глава 2. Особенности порядка перемещения драгоценных камней через таможенную границу Евразийского экономического союза 23
2.1 Порядок перемещения драгоценных камней
через таможенную границу 23
2.2 Анализ структуры экспорта и импорта драгоценных
камней в России 30
Заключение 36
Список использованных источников 38

Фрагмент для ознакомления

Помимо оснований, предусмотренных для проведения проверок в соответствии с законодательством государства-члена, проверки проводятся в случае поступления в уполномоченный орган одного государства-члена жалобы от уполномоченного органа другого государства-члена о факте нарушения обязательных требований в отношении ювелирных и иных изделий, перемещаемых на территорию этого другого государства-члена.













2.2 Анализ структуры экспорта и импорта драгоценных камней в России
Федеральная таможенная служба (ФТС) ведет учет импорта и экспорта продукции. Таможенная статистика Российской Федерации характеризуется стоимостным и натуральным объемом импорта и экспорта продукции, в том числе в разрезе стран-партнеров. Классификация товаров, используемая ФТС для контроля внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), отличается от товарной классификации Росстата и поэтому синхронизируется в BusinesStat путем пересчета. Единицы таможенного учета концентратов драгоценных металлов также должны быть синхронизированы с данными Росстата: в ФТС объемы импорта и экспорта концентратов драгоценных металлов отражаются в кг. Весом нетто товара считается вес товара (за вычетом веса тары и упаковки). Стоимость внешнеторговых операций оценивается по данным статистики, включая НДС, акцизы и стоимость доставки товаров до границы на таможенной территории РФ. Основной единицей измерения объема импортно-экспортных ценностей является доллар США. При общем анализе рынка концентратов драгоценных металлов цены и стоимость импортируемой и экспортируемой продукции следует пересчитывать в рубли по среднегодовому курсу. Учет трансграничного перемещения товаров и транспортных средств осуществляется с помощью грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ГТД/ТД). В декларации участники ВЭД заявляют основные сведения о товарах - наименование, цену, вес, сведения об упаковке, код ТН ВЭД, таможенный режим, под который помещаются товары, и другие сведения.
Натуральный импорт отражает параметры ввоза товаров из других стран в Россию. К импорту относится не вся продукция, ввозимая в страну, а только та, которая произведена за пределами России. Продукция, ранее вывезенная за пределы страны и вновь ввезенная, в объем импорта не включается.
Все пятые по величине кредитные организации России могут торговать драгоценными металлами, однако их доля в активах банковской системы составляет всего 0,25%. В настоящее время лицензию на торговлю драгоценными металлами имеют 207 банков. Для торговли памятными монетами из драгоценных металлов, которые отражаются на других счетах, лицензия не требуется. Интересно, что около 130 банков имеют на балансе счета в драгоценных металлах, 108 банков имеют ненулевые остатки по состоянию на 1 декабря, а 65 банков имеют вложения на сумму более 10 млн. BRL. Иными словами, менее половины кредитных организаций, имеющих лицензию на "драгоценные металлы", действительно заинтересованы в развитии этого направления в своих портфелях. В целом количество банков, активно работающих на этом рынке, с каждым годом сокращается.
Привлекательность того или иного актива для банков определяется несколькими показателями. Основными критериями являются доходность, ликвидность и риск потери инвестиционной стоимости. Ликвидность золота, особенно в безналичной форме, не является проблемой. Доходность зависит от многих факторов. Здесь важна стратегия управления и команда экспертов, определяющих момент покупки и продажи золотых слитков. Имеет значение и риск потери первоначальной стоимости. Ведь при неграмотном управлении позициями по драгоценным металлам велика вероятность понести ощутимые убытки. Этот рынок очень привлекателен, и самое главное в развитии каждого сектора банковской деятельности - наличие интереса клиентов. - Поэтому банки, обслуживающие компании, входящие в цепочку "добыча - переработка - экспорт", имеют все возможности для того, чтобы реагировать на потоки, связанные с движением металлов. Занимаясь операциями с драгоценными металлами, банки могут претендовать на универсальность и предоставление полного спектра услуг. Однако этот вид активов не очень популярен, так как работать с физическими драгоценными металлами довольно дорого. Поэтому серьезных игроков на этом рынке, скорее всего, не так много. В целом драгоценные металлы представляют потенциальный интерес для банков, связанных с золотодобывающими предприятиями, и крупных кредитных организаций, которые могут позволить себе собирать более дешевые металлические вклады, чем обычные депозиты. Тем не менее 62% вложений в драгоценные металлы сосредоточено в старом добром Сбербанке.
Во-первых, этот лидер рынка обладает мощными финансовыми ресурсами.
Во-вторых, Сбербанк обладает самой большой филиальной сетью в стране. Она охватывает даже самые отдаленные районы севера и востока России, где сосредоточена основная часть добычи золота.
За последние три года объем драгоценных металлов на балансе Сбербанка увеличился в четыре раза, а на балансе банка - в пять раз; за восемь лет рынок вырос почти в 20 раз. Этому есть простое объяснение: с начала 2000-х годов цена на золото, основной драгоценный металл, только росла. За последнее десятилетие цена золота в долларовом выражении выросла более чем в пять раз. Лишь немногие акции демонстрируют подобный рост. Действительно, вспомните, что в то время как российский фондовый рынок рухнул в 2008 году, золото упало лишь незначительно.
Природные ресурсы Российской Федерации настолько богаты, что наша страна является лидером по поставкам многих товаров, в том числе драгоценных камней, металлов и изделий из них. Для более эффективного контроля за ввозом и вывозом таких товаров были открыты новые специализированные таможенные посты. Ежегодно импорт драгоценных камней, металлов и изделий из них за рубеж растет, несмотря на экономический кризис: в 2016 году экспорт драгоценных камней, металлов и изделий из них из 71 группы в ТН ВЭД ЕАЭС увеличился на 12%, достигнув в итоге 5,42 млн т. Однако следует отметить, что стоимостной объем экспорта этих товаров показал наихудшую динамику: в 2015 году экспорт упал на 33% до 7,89 млрд. долларов США, а рост в 2016 году был практически незначительным и составил всего 8,91 млрд. долларов США.
Все это было спровоцировано значительным падением мировых цен на драгоценные камни, металлы и ювелирную продукцию в 2015 году. Так, цены на золото упали примерно на треть, а на ювелирные изделия - на 15%; общая стоимость экспорта ювелирных изделий в 2016 году составила 116,36 млрд. долл.
Стоимость экспорта платины в 2016 году составила 2,39 млрд. долл. Однако по другим позициям наблюдалось рекордное снижение: в 2016 году экспорт золота из нашей страны сократился на 43% до 22,4 т в натуральном выражении и на 40% в стоимостном до 907,6 млн. долл. Это было связано с резким ухудшением конъюнктуры мирового рынка и увеличением спроса со стороны ювелиров на нашем внутреннем рынке. Производство серебра в Российской Федерации увеличилось на 9% до 1 млн. т, а поставки снизились на 49,5% до 498 т. Экспорт ювелирных изделий и украшений также снизился почти в два раза.
Основным покупателем драгоценных камней, металлов и ювелирных изделий в России является Бельгия, на долю которой приходится треть всех поставок. Вторым по величине экспортером является Индия, закупки которой составили 950 млн. долл. Третье место занимает Китай, закупки которого в нашей стране составили 950 млн. долл. Важными покупателями драгоценных металлов являются также США, Великобритания, Италия и Швейцария.
Готовые ювелирные и металлические изделия отечественных ювелиров и мастеров больше всего приобретают на мировом рынке такие страны, как Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Импорт драгоценных камней, металлов и ювелирных изделий в Российскую Федерацию в последние годы стремительно сокращается: если в 2014 году он составлял 1,19 млрд долл. в стоимостном выражении и 271 000 т в натуральном выражении, то в 2016 году он уже упал до 440 млн долл. в стоимостном выражении и 124 000 т в натуральном выражении. Италия 0,05 Казахстан 0,06 США 0,07 Израиль 0,07 Великобритания 0,10 Швейцария 0,10 Китай 0,11 Индия 0,11 Бельгия 0,33 Другие страны 0,00 0,00 8 т в натуральном выражении. Это означает, что импорт данных товаров сократился более чем в два раза.
Падение курса рубля привело к удорожанию закупок товаров в других странах и переработки сырья - драгоценных камней, таких как алмазы, и металлов, таких как золото и серебро. Однако на резкое сокращение импорта повлияло и снижение потребительского спроса на эти товары. Так, например, потребительский спрос на ювелирные изделия в 2015 году упал на 39%, что является самым низким показателем за последние 14 лет.
На ювелирные изделия приходится почти половина общего объема импорта. Общий объем импорта по итогам года составил 194,48 млн. долларов США, снизившись на 10%. Однако наибольшее снижение пришлось на импорт золота - со 193 млн. долл. до 155,55 млн. долл. Китай является крупным импортером драгоценных металлов, камней и изделий из них; по итогам 2016 года поставки этих товаров сократились на 25%, что в стоимостном выражении составляет 0,65 млрд долл. Половину поставок из Китая составляет бижутерия. На втором месте - Таиланд, который поставляет в РФ товары на сумму 0,46 млрд долл. Из этой страны поступает большая часть ювелирных изделий из драгоценных металлов, импортируемых в нашу страну, однако в прошлом году Китай сократил импорт в РФ на 20%.
Италия входит в тройку крупнейших импортеров драгоценных камней, металлов и ювелирных изделий из них с объемом поставок 1,041 млрд. долл. Другими крупными импортерами являются Армения, Беларусь и Узбекистан, которые поставляют в Российскую Федерацию ювелирные изделия, бижутерию, обработанные алмазы, металлы, например платину, а также драгоценные металлы из отходов и лома. Сегодня наш рынок как никогда зависит от импортных ювелирных изделий.
Крупнейшие компании, которые занимаются добычей алмазов с каждым днём всё больше и больше ориентируются на экспорт, в то время как с каждым годом переработка в данной отрасли практически исчезает, а ювелирные магазины с высокой скоростью наполняются товарами, которые импортируются. На данный момент, именно поэтому, на ювелирном рынке Российской Федерации наблюдается множество различных некачественных драгоценных ювелирных изделий и фальсификата при очень высоком уровне их цен.
























Заключение
Драгоценные камни и изделия из них играют большую роль в экономических и политических сферах государства. Драгоценные камни для общества всегда считались предметом роскоши, так как представляют собой особую ценность и уникальность.
Популярность драгоценных камней обусловлена относительно небольшим размером их мировых запасов и уникальностью того, что они обладают собой и к которым они придают продукты.
Драгоценные камни, импортируемые в ЕАЭС, подлежат идентификации. Она производится по условиям национального законодательства Евразийского экономического союза, в процессе государственного контроля, и должна быть аргументирована в письменном заключении.
Исключая ситуации, когда драгоценные камни нуждаются в обработке, то есть ремонтные работы, смена деталей (в соответствии с таможенными процедурами переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории и вне таможенной территории), то драгоценные камни для переработки, могут ввозиться и вывозиться с территории Союза только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые используют вышеуказанные товар в своем производстве.
В результате исследования темы выполнены следующие задачи:
− изучены теоретические основы перемещения драгоценных камней и изделий из них через таможенную границу ЕАЭС;
− рассмотрены особенности таможенного контроля драгоценных камней и изделий из них;
− рассмотрены особенности таможенного декларирования драгоценных камней и изделий из них;
− выявлены проблемы незаконного пересечения драгоценных камней и изделий из них;
− разработаны предложения по совершенствованию таможенного контроля драгоценных камней и изделий из них.
Посредствам решения задач была достигнута цель работы – проанализированы нарушения в сфере перемещения драгоценных камней и изделий из них, и рассмотрены пути совершенствования таможенного контроля над перемещением данных товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Таким образом, можно сделать вывод, что таможенные органы играют важную роль при перемещении драгоценных камней и изделий из них через таможенную границу ЕАЭС, в связи с тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа преступлений, совершенных в сфере добычи, производства, использования и обращения драгоценных камней.
Важно отметить, что с ростом на спрос драгоценностей на мировом рынке несет в себе издержки в стремление преступных группировок, которые незаконно добывали драгоценные камни и экспортировали их за границу. Драгоценные камни играют важную роль для государства. Их запас обеспечивает гарантию и страховку от нестабильности денежного обращения. Усиление борьбы на таможенных постах в отношении контрабанды драгоценных камней и изделий из них в России представляет важнейшую задачу таможенных органов в рамках пресечения роста криминальных ситуаций.
Если вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ высока, то необходимо выбрать приоритеты – прежде всего, проверить те операции и поставки, с которыми связаны эти правонарушения, которые влекут за собой самые значительные убытки от точки зрения интересов, защищённых таможенным законодательством.




Список использованных источников
1. Збойков В. Цветные драгоценные камни в законодательстве России [Текст]: политика и экономика // Рынок самоцветов. – 2007. −№ 2. – 8 с.
2. Гамидуллаев С.Н. Основы таможенной экспертизы: учебное пособие [Текст]/С.Н. Гамидуллаев, В.А. Соложенцев, В.Н. Симонова. – СПб.: Питер, 2014. – 541 с.
3. Гравина, А.А. Таможенное законодательство [Текст]/А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова. – М.: Проспект, 2015. – 349 с.
4. Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы"
5. Доклад начальника отдела торговых отношений и экспортного контроля М.В. Чагочкина «Контроль перемещения ограниченных (лицензируемых) товаров в условиях Таможенного союза» [Электронно-цифровой ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1520021.html − (01.05.2020)
6. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)
7. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 марта 2020 года № 307 О Федеральной пробирной палате
8. Ершов, А.Д. Международные таможенные отношения: учебное пособие [Текст] / А. Д. Ершов. – СПб.: Питер, 2013. – 367 с.
9. Неверов А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли непродовольственных товаров. – М.: «Академия», 2009. – 43с.
10. Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования"
11. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (изм от 24.04.2020 № 138-ФЗ)
12. Современный правовой режим операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Российской Федерации (Н.Ю. Ерпылева, М.Н. Клевченкова, "Законодательство и экономика", № 10, октябрь 2011 г.
13. Изместьев А.А. Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в неторговом обороте//Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей: материалы Межрегиональной научно-практической заочной конференции, ноябрь 2014 г. Улан-Удэ, 2014. С. 98-99.
14. Коргун, И.А. Внешняя торговля и экономическое развитие российских регионов [Текст]/И.А. Коргун, К. Кумо.− М.: Наука//Вестник Санкт-Петербургского университета, 2015. – 47 с.
15. Лебедев, Д.С. Методическое обеспечение внешнеторговых связей страны [Электронно-цифровой ресурс]/Д.С. Лебедев//Российский экономический вестник. – 2014. № 3, 56-7 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/ query_results.asp?pagenum . – (10.05.2020).
16. Манжосова, А.И. Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы [Текст]/под ред. А.И. Манжосова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 193 с.
17. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник [Текст]/Под ред. В.К.Сенчагова –М., бином, 2009. – 59 с.
18. Рапоты, Г.А. ЕАЭС: экономическое притяжение [Текст]/под ред. Г.А. Рапоты. – М., 2014. – 220 с.
19. Васина А.Н. Правовые основы государственной службы в таможенных органах учебное пособие [Текст]/Васина А.Н.– Владивосток, 2011. – 382 с.
20. Гайкои П.Н., Казуров Б.К., Казуров М.Б., Карлин В.С., Руденок В.П. Основы технологий и средств таможенного контроля. Учебник. М. [Текст]: Проспект, 2016. − 222с.
21. Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 № 321 «О проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них»)//СПС «Гарант»
22. Решение КТС от 16 августа 2012 г. № 134 Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или на вывоз государствами-членами ТС в рамках ЕвАзЭс от 09.06.2009 года «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.» утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. № 59
23. Иванов А.Г. Незаконная сделка с драгоценными металлами, драгоценными камнями: вопросы документирования и квалификации//Оперативник (сыщик). – М., 2011, №3 (28). – С. 36-39
24. Голубцова О.В. ВЭД и электронное декларирование//Российское предпринимательство. 2016. № 2-1. 96-100 с.
25. Дикарев С.У., Семенов С.Е, О некоторых результатах исследования судебной практики по делам о таможенных преступлениях [Текст]//Следователь. – М., 2010, №1 (141).− 10-12 с.
26. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)











1

1. Збойков В. Цветные драгоценные камни в законодательстве России [Текст]: политика и экономика // Рынок самоцветов. – 2007. −№ 2. – 8 с.
2. Гамидуллаев С.Н. Основы таможенной экспертизы: учебное пособие [Текст]/С.Н. Гамидуллаев, В.А. Соложенцев, В.Н. Симонова. – СПб.: Питер, 2014. – 541 с.
3. Гравина, А.А. Таможенное законодательство [Текст]/А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова. – М.: Проспект, 2015. – 349 с.
4. Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы"
5. Доклад начальника отдела торговых отношений и экспортного контроля М.В. Чагочкина «Контроль перемещения ограниченных (лицензируемых) товаров в условиях Таможенного союза» [Электронно-цифровой ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1520021.html − (01.05.2020)
6. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)
7. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 марта 2020 года № 307 О Федеральной пробирной палате
8. Ершов, А.Д. Международные таможенные отношения: учебное пособие [Текст] / А. Д. Ершов. – СПб.: Питер, 2013. – 367 с.
9. Неверов А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли непродовольственных товаров. – М.: «Академия», 2009. – 43с.
10. Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования"
11. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (изм от 24.04.2020 № 138-ФЗ)
12. Современный правовой режим операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Российской Федерации (Н.Ю. Ерпылева, М.Н. Клевченкова, "Законодательство и экономика", № 10, октябрь 2011 г.
13. Изместьев А.А. Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в неторговом обороте//Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей: материалы Межрегиональной научно-практической заочной конференции, ноябрь 2014 г. Улан-Удэ, 2014. С. 98-99.
14. Коргун, И.А. Внешняя торговля и экономическое развитие российских регионов [Текст]/И.А. Коргун, К. Кумо.− М.: Наука//Вестник Санкт-Петербургского университета, 2015. – 47 с.
15. Лебедев, Д.С. Методическое обеспечение внешнеторговых связей страны [Электронно-цифровой ресурс]/Д.С. Лебедев//Российский экономический вестник. – 2014. № 3, 56-7 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/ query_results.asp?pagenum . – (10.05.2020).
16. Манжосова, А.И. Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы [Текст]/под ред. А.И. Манжосова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 193 с.
17. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник [Текст]/Под ред. В.К.Сенчагова –М., бином, 2009. – 59 с.
18. Рапоты, Г.А. ЕАЭС: экономическое притяжение [Текст]/под ред. Г.А. Рапоты. – М., 2014. – 220 с.
19. Васина А.Н. Правовые основы государственной службы в таможенных органах учебное пособие [Текст]/Васина А.Н.– Владивосток, 2011. – 382 с.
20. Гайкои П.Н., Казуров Б.К., Казуров М.Б., Карлин В.С., Руденок В.П. Основы технологий и средств таможенного контроля. Учебник. М. [Текст]: Проспект, 2016. − 222с.
21. Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 № 321 «О проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них»)//СПС «Гарант»
22. Решение КТС от 16 августа 2012 г. № 134 Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или на вывоз государствами-членами ТС в рамках ЕвАзЭс от 09.06.2009 года «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.» утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. № 59
23. Иванов А.Г. Незаконная сделка с драгоценными металлами, драгоценными камнями: вопросы документирования и квалификации//Оперативник (сыщик). – М., 2011, №3 (28). – С. 36-39
24. Голубцова О.В. ВЭД и электронное декларирование//Российское предпринимательство. 2016. № 2-1. 96-100 с.
25. Дикарев С.У., Семенов С.Е, О некоторых результатах исследования судебной практики по делам о таможенных преступлениях [Текст]//Следователь. – М., 2010, №1 (141).− 10-12 с.
26. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)