Социальная и культурная адаптация российских студентов-мигрантов в Чехии за 2011 – 2021 гг.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 37 37 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 08.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты темы социальной и культурной адаптации 5
1.1. Понятие социокультурной адаптации 5
1.2. Психологические подходы к изучению адаптационных процессов 9
1.3. Факторы, влияющие на социокультурную адаптацию 15
Глава 2. Анализ социальной и культурной адаптации российских студентов-мигрантов в Чехии 17
2.1. Обзор миграции российских студентов в Чехию 17
2.2. Проблемы, с которыми сталкиваются российские студенты-мигранты в Чехии 21
2.3. Стратегии и механизмы адаптации, используемые российскими студентами-мигрантами 23
2.4. Сравнение опыта адаптации российских студентов-мигрантов с опытом других групп мигрантов 24
Глава 3. Рекомендации по улучшению социальной и культурной адаптации российских студентов-мигрантов в Чехии 26
3.1. Политические последствия для Чешской Республики и России 26
3.2. Предложения для университетов и других учреждений по улучшению процесса адаптации 27
3.3. Направления будущих исследований 30
Заключение 33
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Это, в свою очередь, потенциально может привести к укреплению глобальной культурной дипломатии и взаимопонимания.Растущее количество российских студентов может позволить Чешской Республике превратиться в центр обмена знаниями и концепциями между Востоком и Западом. Следовательно, это способствует диалогу и сотрудничеству в различных географических секторах.По отношению к России:Отъезд российских студентов в Чехию также может послужить укреплению культурных связей и взаимопонимания между Россией и другими народами. Это могло бы положительно повлиять на дипломатическое взаимодействие между ними.Это может побудить Россию начать более активные реформы в сфере образования и инноваций. Следовательно, она направлена на удержание талантливых молодых специалистов внутри страны и преодоление экономических трудностей.По сути, миграция российских студентов в Чехию могла бы оказать заметное влияние на обе страны. Это могло бы расширить их перспективы в образовательной, культурной и экономической сферах, а также выявить конкретные проблемы и риски. Эти вызовы и риски требуют бдительности и скоординированных усилий обеих сторон.3.2. Предложения для университетов и других учреждений по улучшению процесса адаптацииУниверситетам и альтернативным образовательным учреждениям доступны различные механизмы и стратегии, направленные на улучшение процесса адаптации российских студентов-мигрантов в Чешской Республике. Вот некоторые из них:Предоставление языковых сессий и возможностей для отработки языковых навыков может иметь решающее значение. Это может включать курсы чешского языка, а также возможность пообщаться на чешском языке в разговорной обстановке.Организация мероприятий, посвященных чешской культуре, традициям и обычаям, могла бы сыграть важную роль. Такие мероприятия могут помочь российским студентам-мигрантам лучше понять местную культуру и ускорить их адаптацию к новой среде.Обеспечение социальной поддержки имеет важное значение. Учебные заведения могли бы предлагать российским студентам-мигрантам подробную информацию о местных сообществах и организациях, предоставляющих услуги мигрантам. Кроме того, они могли бы помочь студентам в обеспечении жильем и трудоустройством.Инициирование межкультурных программ и мероприятий приносит пользу. Потенциальные начинания могли бы включать программы студенческого обмена, межкультурные фестивали и другие мероприятия, способствующие взаимопониманию и расширению межкультурных обменов между студентами.Предоставление психологической поддержки имеет решающее значение. Образовательные организации могли бы оказывать российским студентам-мигрантам психологическую поддержку и консультации, чтобы они могли пережить культурные потрясения и другие проблемы, связанные с адаптацией.Передача информации о правах и обязанностях имеет жизненно важное значение. Образовательные организации могли бы поделиться знаниями о местных правовых рамках и руководящих принципах, а также методах их соблюдения.Использование этих механизмов и стратегий могло бы помочь образовательным учреждениям улучшить процедуру адаптации российских студентов-мигрантов в Чешской Республике.В целом, основываясь на выполненной работе, можно сделать вывод, что проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах являются актуальным предметом исследования. Из литературы можно выделить следующие проблемы адаптации:Языковой барьер представляет собой серьезное препятствие. Большинство иностранных студентов, которые решаются учиться в российских университетах, могут не обладать достаточным уровнем владения русским языком. Такой сценарий может затруднить как академическую, так и социальную адаптацию.Культурный шок - это заметная проблема. Студентам из-за рубежа может быть трудно адаптироваться к незнакомой культуре и образу жизни. Они могут столкнуться с различиями в системе образования, социальных нормах и ценностях.Потенциальной проблемой является социальная изоляция. Иностранные студенты могут испытывать чувство изоляции от местного населения и сталкиваться с препятствиями в установлении социальных связей.Дискриминация остается серьезным препятствием. Ученые со всего мира могут столкнуться с дискриминацией со стороны коренных жителей и их сверстников-студентов.Трудности в обучении также представляют собой препятствие. Эти иностранные студенты могут столкнуться с препятствиями в усвоении знаний из-за языковых барьеров и различий в образовательных системах.Для решения этих проблем в литературных источниках предлагается несколько мероприятий:Предложение языковых курсов и возможностей для языковой практики является полезной мерой.Обеспечение доступности социальной поддержки является еще одним важным шагом.Предоставление психологической поддержки также имеет решающее значение.Предоставление информации о юридических и общественных обязанностях и правах имеет жизненно важное значение.Изменение образовательных схем и курсов, делающее их более удобными для международных ученых, имеет решающее значение.Следует также рассмотреть возможность организации мероприятий, соответствующих местным культурным нормам и традициям.Создание межкультурных инициатив и мероприятий также играет важную роль.Полезно поощрять студентов-носителей языка к участию в межкультурных мероприятиях и программах наставничества со стороны сверстников.Следовательно, вопросы, связанные с адаптацией иностранных студентов в российских учебных заведениях, являются сложными и требуют всестороннего подхода для эффективного решения.3.3. Направления будущих исследованийВ свете представленных результатов поиска можно выделить несколько потенциальных областей исследований:Изучение процесса акклиматизации российских студентов-мигрантов в Чешской Республике заслуживает внимания. В то время как в существующей литературе содержится несколько исследований на эту тему, дополнительное исследование может дать более глубокое представление о проблемах и механистических аспектах адаптации российских студентов-мигрантов в Чешской Республике.Изучение проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в российских академических институтах, имеет первостепенное значение. Ранее подчеркивалось, что вопросы акклиматизации иностранных студентов в российских университетах представляют собой актуальную область исследований. Последующие исследования могут выявить новые проблемы и адаптивные стратегии.Изучение влияния студенческой миграции на развитие принимающей страны также нуждается в изучении. Существуют некоторые исследования на эту тему; однако дальнейшие исследования могли бы раскрыть больше о влиянии студенческой миграции на экономическое и социальное развитие принимающей страны.Изучение конструкции символических границ принадлежности в контексте миграции из бывшего Советского Союза в Чехию. Дальнейшие исследования могут помочь лучше понять, какие факторы влияют на процесс формирования символических границ принадлежности и как они влияют на процесс адаптации мигрантов.Изучение мотивов, побуждающих иностранных студентов получать образование за рубежом, является еще одной ключевой областью. Последующие исследовательские усилия могут дать более четкое представление о факторах, влияющих на решение иностранных студентов учиться за границей, и о том, какие механизмы могут улучшить процесс их адаптации.Анализ методов и стратегий адаптации для различных групп мигрантов имеет жизненно важное значение. Дополнительные исследования могли бы дать более четкое представление о том, какие стратегии и механизмы адаптации наиболее эффективны для различных групп мигрантов и как их можно адаптировать к конкретным обстоятельствам.Помимо ранее упомянутых областей исследования, важно также сосредоточиться на вытекающих отсюда концепциях и аспектах, которые могут иметь значение при анализе траектории миграции российских студентов в Чешскую Республику:Влияние на культурный обмен и межкультурную коммуникацию: Исследование последствий студенческой миграции для культурного обмена и межкультурных взаимодействий может пролить свет на то, как различные культурные практики и ценности могут улучшить образовательную и социокультурную среду как в Чешской Республике, так и в России.Изучение социальных и психологических аспектов миграции: Исследования, сосредоточенные на социальной адаптации и психологических условиях студентов-мигрантов, могут выявить факторы, влияющие на их благополучие и плодотворную адаптацию. Это, в свою очередь, может помочь в разработке поддерживающих программ.По сути, всестороннее изучение миграции российских студентов в Чешскую Республику позволит более глубоко понять это явление и будет способствовать разработке более эффективных стратегий поддержки студентов и укрепления международных отношений между странами.ЗаключениеВ ходе исследования были тщательно изучены теоретические аспекты социокультурной адаптации, включая концепцию адаптации, теоретические методы изучения адаптационных процессов, различия между адаптацией, ассимиляцией и интеграцией, а также элементы, влияющие на социокультурную адаптацию. Впоследствии был проведен анализ, касающийся социальной и культурной адаптации российских студентов-мигрантов в Чешской Республике. Особое внимание было уделено разъяснению миграции российских студентов в Чешскую Республику, проблемам, с которыми они сталкиваются, стратегиям и механизмам адаптации, которые они используют, а также сравнению опыта адаптации российских студентов-мигрантов с другими группами мигрантов.На заключительных этапах были сформулированы предложения по усилению социальной и культурной адаптации российских студентов-мигрантов в Чешской Республике. Они включали политические последствия для Чехии и России, предложения для университетов и различных учреждений по совершенствованию процедуры адаптации и направления последующих исследований.Учитывая проведенное исследование, можно сделать несколько выводов:Российские студенты-мигранты в Чешской Республике сталкиваются с многочисленными серьезными проблемами в процессе социокультурной адаптации, такими как языковые препятствия, культурное неравенство и социальная изоляция.Было выявлено множество стратегий и механизмов адаптации, которые российские студенты-мигранты используют для преодоления трудностей, включая поиск сообщества и поддержки, участие в культурных мероприятиях и академическую деятельность.Анализ опыта разрозненных групп мигрантов позволяет выявить некоторые общие характеристики и дать рекомендации по улучшению адаптации студентов-мигрантов в Чешской Республике.Основываясь на вышеупомянутых выводах исследования, можно сформулировать следующие рекомендации:Университеты и образовательные учреждения должны разработать программы поддержки и адаптации мигрантов, которые включают языковые курсы и культурные мероприятия. Активное содействие созданию сообществ и социальных сетей для студентов-мигрантов имеет решающее значение для того, чтобы помочь им почувствовать себя более интегрированными в общество.Для совершенствования процесса адаптации необходимо провести дополнительные исследования и надзор, чтобы получить более глубокое понимание проблем и потребностей российских студентов-мигрантов в Чешской Республике.Подводя итог, можно сказать, что социальная и культурная адаптация российских студентов-мигрантов в Чешской Республике представляет собой актуальную и ключевую тему, требующую внимания как со стороны учебных заведений, так и со стороны населения. Результаты этого исследования могут послужить основой для разработки более эффективных стратегий поддержки и адаптации мигрантов в Чешской Республике, тем самым способствуя их успешной интеграции и вкладу в общество.Список литературыАдаптация студентов-первокурсников к условиям вуза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psy.bobrodobro.ru/462 (дата обращения: 14.10.2023)Аккультурация и адаптация иммигрантской молодёжи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/ma/socpsy/news/51883820.html (дата обращения: 14.10.2023).Астапов А. Чешские университеты отмечают повышенный интерес со стороны студентов из России и Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://internationalwealth.info/education-abroad/chislo-rossiyan-v-vuzakh-chekhii-uvelichilos / (дата обращения: 14.10.2023)Бесплатное образование в Чешской Республике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globaldialog.ru/countries/czech/higher_education/besplatnoe-obrazovanie-v-chekhii / (дата обращения: 14.10.2023)Вертягина Е.А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» //Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. 2011. Вып. 4. С. 8–10.Гунвон Ц. Социальный капитал и адаптация южнокорейских мигрантов в России //Психология. Психофизиология. – 2018. – Т. 11. – №. 1. – С. 58-67.Дериглазова Л. В. Международная академическая мобильность: мотивация и проблемы адаптации молодых ученых из России и Европы //Вестник Томского государственного университета. История. – 2019. – №. 59. – с. 142-149.Дорожинская Е. С. Социальные проблемы адаптации иностранных студентов // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования.—Ч. 4. —Екатеринбург, 2011. – 2011. – Т. 4. – № 14. – с. 170-174Егорова В.С.Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К.А.Гаврилова, Е.Б.Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012 г. 210 с.Зайлалова В. Р., Зайлалов И. И. Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях обучения УГНТУ //СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ ДЕЛЕ-2016. – 2016. – С. 152-155.Законопослушный гражданин. О каких законах и правилах стоит знать, живя в Чехии?[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.educationcenter.cz/blog/zakonoposlushnyj-grazhdanin/ (дата обращения: 08.11.2023)Клюшникова Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – № 1. – с. 133-140Курбанбекова К. К. Социокультурная адаптация иностранных студентов в современном мегаполисе (на примере города Екатеринбурга) :дис. – 2018.72 c.Матис В. И. Социокультурная адаптация в условиях миграционных перемещений //Мир науки, культуры, образования. - 2007. – Нет. [1]. – с. 59-62Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подход // Вестн. психиатрии и психологии Чувашии. 2013. № 9. С. 18–32.Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии М.: Изд-во Моск. ун-та. 1977. С. 126–143.Пиаже Ж. Избр. психол. тр. // М.: Междунар. Пед. Акад. 1994. С.680.Премьер-министр Чехии: Российский империализм заставляет нас нервничать. https://www.politico.eu/article/czech-republic-prime-minister-petr-fiala-russia-imperial-policy-biggest-threat/Пустарнакова Анна Александровна, Исмагилова Елена Владимировна Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах // Вестник науки и образования. 2019. №11-2 (65). С 112-114Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2006. С.479.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз. 1960. С. 225.Чешская Республика – Продлен запрет на въезд для граждан России и Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpmg.com/xx/en/home/insights/2023/05/flash-alert-2023-107.html (дата обращения: 14.10.2023)Чуднова О. В. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ //Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. –2020. – № [2]. – с. 386-397Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психол. журн. 1996. №17(1). С.19–34.Шпет Е. Н. Механизмы социальной адаптации студентов-мигрантов, обучающихся по программам академической мобильности //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – №. 11 (152). – с. 170-172.Klvaňová R. ‘The Russians are back’: Symbolic boundaries and cultural trauma in immigration from the former Soviet Union to the Czech Republic //Ethnicities. – 2019. – Т. 19. – №. 1. – С. 136-155.

1. Адаптация студентов-первокурсников к условиям вуза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psy.bobrodobro.ru/462 (дата обращения: 14.10.2023)
2. Аккультурация и адаптация иммигрантской молодёжи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/ma/socpsy/news/51883820.html (дата обращения: 14.10.2023).
3. Астапов А. Чешские университеты отмечают повышенный интерес со стороны студентов из России и Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://internationalwealth.info/education-abroad/chislo-rossiyan-v-vuzakh-chekhii-uvelichilos / (дата обращения: 14.10.2023)
4. Бесплатное образование в Чешской Республике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globaldialog.ru/countries/czech/higher_education/besplatnoe-obrazovanie-v-chekhii / (дата обращения: 14.10.2023)
5. Вертягина Е.А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» //Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. 2011. Вып. 4. С. 8–10.
6. Гунвон Ц. Социальный капитал и адаптация южнокорейских мигрантов в России //Психология. Психофизиология. – 2018. – Т. 11. – №. 1. – С. 58-67.
7. Дериглазова Л. В. Международная академическая мобильность: мотивация и проблемы адаптации молодых ученых из России и Европы //Вестник Томского государственного университета. История. – 2019. – №. 59. – с. 142-149.
8. Дорожинская Е. С. Социальные проблемы адаптации иностранных студентов // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования.—Ч. 4. —Екатеринбург, 2011. – 2011. – Т. 4. – № 14. – с. 170-174
9. Егорова В.С. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К.А. Гаврилова, Е.Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012 г. 210 с.
10. Зайлалова В. Р., Зайлалов И. И. Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях обучения УГНТУ //СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ ДЕЛЕ-2016. – 2016. – С. 152-155.
11. Законопослушный гражданин. О каких законах и правилах стоит знать, живя в Чехии? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.educationcenter.cz/blog/zakonoposlushnyj-grazhdanin/ (дата обращения: 08.11.2023)
12. Клюшникова Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – № 1. – с. 133-140
13. Курбанбекова К. К. Социокультурная адаптация иностранных студентов в современном мегаполисе (на примере города Екатеринбурга) : дис. – 2018.72 c.
14. Матис В. И. Социокультурная адаптация в условиях миграционных перемещений //Мир науки, культуры, образования. - 2007. – Нет. [1]. – с. 59-62
15. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подход // Вестн. психиатрии и психологии Чувашии. 2013. № 9. С. 18–32.
16. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии М.: Изд-во Моск. ун-та. 1977. С. 126–143.
17. Пиаже Ж. Избр. психол. тр. // М.: Междунар. Пед. Акад. 1994. С.680.
18. Премьер-министр Чехии: Российский империализм заставляет нас нервничать. https://www.politico.eu/article/czech-republic-prime-minister-petr-fiala-russia-imperial-policy-biggest-threat/
19. Пустарнакова Анна Александровна, Исмагилова Елена Владимировна Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах // Вестник науки и образования. 2019. №11-2 (65). С 112-114
20. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2006. С.479.
21. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз. 1960. С. 225.
22. Чешская Республика – Продлен запрет на въезд для граждан России и Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpmg.com/xx/en/home/insights/2023/05/flash-alert-2023-107.html (дата обращения: 14.10.2023)
23. Чуднова О. В. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ //Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. –2020. – № [2]. – с. 386-397
24. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психол. журн. 1996. №17(1). С.19–34.
25. Шпет Е. Н. Механизмы социальной адаптации студентов-мигрантов, обучающихся по программам академической мобильности //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – №. 11 (152). – с. 170-172.
26. Klvaňová R. ‘The Russians are back’: Symbolic boundaries and cultural trauma in immigration from the former Soviet Union to the Czech Republic //Ethnicities. – 2019. – Т. 19. – №. 1. – С. 136-155.