Бегство капитала: сущность, масштабы и меры противодействия.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 38 38 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 16.11.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты противодействия бегству капитала 5
1.1. Сущность понятия и причины «бегство капитала» 5
1.2. Методы оценки бегства капитала 9
1.3 Необходимость противодействия бегству капитала в рамках государственного регулирования его международного движения 11
2. Анализ масштабов и мер противодействия бегства капитала из РФ 15
2.1. Оценка масштабов бегства капитала из РФ 15
2.2. Анализ влияния оттока капиталов на состояние российской
экономики 19
2.3 Исследование государственных мер противодействия бегству
капитала из России 27
3. Совершенствование мер противодействия бегству капитала из РФ 32
Заключение 35
Список использованных источников 37

Фрагмент для ознакомления

Чтобы контролировать трансграничное движение капитала в производственном секторе, российскому правительству необходимо определить приоритетные секторы -потребителей иностранных инвестиций. В условиях низкоинтенсивной деятельности региональной экономики недопустимо предусматривать выбор направлений капиталовложений в интересах иностранных инвесторов.Во-первых, необходимо пересмотреть перечень сфер и отраслей национальной экономики для иностранных инвесторов. Прежде всего, это высокотехнологичные отрасли (производство машин и оборудования, нефтехимия, деревообработка и др.).Во-вторых, желание иностранных компаний создавать предприятия с собственным капиталом должно сопровождаться инвестициями в уставный капитал создаваемого предприятия в той же валюте и стоимости в минимальном размере, установленном законом.В-третьих, средства, полученные частными инвесторами, имеют право использоваться исключительно в соответствии с установленным режимом этих счетов (как правило, средства могут быть использованы в целях оплаты товаров, работ, услуг и результата интеллектуальной деятельности, приобретенных на территории Российской Федерации).В-четвертых, необходимо установить средний уровень рентабельности для каждой отрасли производства, с которым инвестор имеет право уйти в страну своей регистрации или третьи страны. Прибыль, превышающая эту норму, должна быть реинвестирована в производство или использована для личных нужд инвесторов в принимающей стране.Об эффективности и недостаточной сложности действий государственных органов по управлению финансами и финансовыми отношениями свидетельствует ненадлежащий контроль за операциями с трансграничными валютами движения капитала с точки зрения общих интересов экономики страны. Причины сложности валютного контроля объясняются не только финансовыми проблемами, но и смежными аспектами экономической деятельности. Традиционными ориентирами для действий государственных органов при управлении валютным рынком являются: курс и динамика обменного курса национальной денежной единицы; структура и сбалансированность внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, в частности движение капитала; борьба с отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов и т.д.Каждый из вышеупомянутых символов, как правило, не используется как самоцель. Основные функции экономической политики находятся в сфере управления темпами и динамикой инфляции, национальными товарами, доходами и занятостью. Именно поэтому показатели валютного рынка следует рассматривать в меньшей степени, чем приоритеты, чтобы соответствовать желаемым экономическим критериям.Средства иностранных инвесторов следует привлекать, во-первых, на длительный срок и, во-вторых, в передовые технологии в дополнение к внутренним инвестициям, а также финансировать инновационные проекты, основанные на международных научных исследованиях.Таким образом, рациональное привлечение иностранных инвестиций во многом зависит от эффективности регулирования валютных операций по движению капитала, которое должно содержать правила прихода иностранного капитала на российский рынок.Регулирование деятельности по перемещению капитала, во-первых, не означает запрета этой деятельности, а во-вторых, это относится не только к исходящим потокам, но и к регулированию входящих потоков, которые (если они крупные и спекулятивные) могут быть столь же изнурительными, как и утечка капитала.Без последствий возврата к административной экономике контроль является важным инструментом, обеспечивающим хороший экономический рост в условиях полноценной рыночной экономики. В связи с этим основными функциями валютного контроля должны быть:- учет, анализ и оценка экономического содержания трансграничных валютных операций, в том числе связанных с движением капитала;- регулирование валютных операций с точки зрения экономической эффективности и соответствия интересам государства и хозяйствующих субъектов;- четкая и предсказуемая система действий резидентов и нерезидентов по оказанию влияния на участников валютных отношений в случае неблагоприятных обстоятельств;- использование системы экономических стимулов и затрат для контроля структуры операций с трансграничными валютами движения капитала;- обеспечение полного контроля за валютой и эффективной системы мер ответственности за нарушение установленных правил проведения валютных операций.Обмен рубля и открытость российской экономики стали главными достижениями перехода к рыночным отношениям. В то же время опыт последних лет показал, что систематическое использование регулирования текущей деятельности и капитала в России вполне оправдано как с точки зрения общетеоретических мотивов, основанных на международном опыте, так и с точки зрения конкретных факторов, обусловленных экономической ситуацией в стране.Реализация поставленных задач, на мой взгляд, невозможна без создания эффективной системы взаимодействия органов и агентов валютного контроля, одной из основных задач которой является непрерывный мониторинг трансграничной валютной активности и всесторонняя оценка поведения участников исследований валютных отношений, основанная на изучении характер и динамику их трансграничной валютной деятельности с учетом их особенностей в данной областиВ связи с этим необходимо изменить методы организации взаимодействия органов и агентов валютного регулирования с целью обеспечения постоянного мониторинга трансграничной валютной деятельности и обеспечения соблюдения исследований валютных отношений и правил их проведения.3. Совершенствование мер противодействия бегству капитала из РФСтраны, которые определяются как дружественные для нашей страны, представляют определенный интерес для контроля процесса оттока капитала.Основной капитал нашей страны в виде денежного эквивалента переводится чаще всего странам, которые относятся к странам СНГ. При этом из всех стран СНГ, наибольший отток капитала из нашей страны был зафиксирован в тех странах, уровень развития которых достигает максимальных оценок, например, к таким странам можно отнести Армению или Грузию. Рост оттока капитала в данные страны за 2022 год был определен увеличением в восемь раз. Казахстан стан лидером среди стран СНГ по денежным переводам из Российской Федерации. При этом такие развитие страны как Кыргызстан и Белоруссия не стали участниками в процессе притока капитала из нашей страны. Данный фактор обусловлен текущими санкционными условиями данных стран [16].На сегодняшний день актуальными причинами оттока денежных средств являются:– Динамическое развитие экономики международного типа, взаимодействие с другими странами посредствам ведения деловых отношений с ними;– Ведение государственной политики с точки зрения протекционизма, который в свою очередь выражается в производственных аналогах за границей;– Динамика роста коммуникационных средств, посредствам которых осуществляется процесс сокращения издержек экспортируемых товаров и услуг за территориальные границы нашей страны;– Увеличение уровня эффективности транспортной системы, что влечёт сокращение затрат денежных средств на транспортировку тех или иных товаров и услуг;– Расширение границ бизнеса за пределы нашей страны, за счет привлекательности определенных условий за пределамиРоссийской Федерации;– Процесс приумножения и защиты денежных средств от непосредственных притеснений.Стоит отметить, что первые четыре причины оттока капитала в полной мере не отражаются на экономических условиях нашей страны и не наносят ей сильного ущерба, в то время как две последние причины оттока капитала являются достаточно опасными и могут нанести существенный урон экономической деятельности России, поэтому они подлежат обязательному контролю и регулированию со стороны государственных органов, а также принятию мер по недопущению этих причин в дальнейшем [2].Центральный Банк Российской Федерации утверждает, что основной причиной оттока денежного капитала из нашей страны является процесс сокращения ряда обязательств перед теми банками, которые определяются как банки-резиденты. Если сравнивать текущий и прошлый год, то переводы денежных средств за территориальные границы нашей страны в большей степени осуществлялись из-за снижения уровня долговой задолженности государства [6]. Прежде всего главной целью денежных переводов за пределы нашей страны являлось получить максимально чистую прибыль [5].Полагаем, что решением проблемы оттока денежных средств за территориальные границы РФ станет усовершенствование финансово-валютной системы на законодательном уровне. Также необходимо осуществлять детальный контроль по отношению к привлекательности российских инвесторов за границами нашей страны, тем самым в дальнейшем по мере развития экономической и финансовой деятельности Российской Федерации компенсировать всевозможные недостатки инвестирования в экономику России [4].Таким образом, на сегодняшний день за счет высокого уровня оттока денежного капитала из России, государству необходимо на законодательном уровне обеспечить благоприятные условия для ведения инвестиционной деятельности, обеспечить контроль и регламентирование финансово-валютной системы страны, а также формирование личностно--психологического подхода по отношению к российским предпринимателям, тем самымобеспечив развитие экономической деятельности внутри страны.При решении вставшей перед страной проблемой, основываясь на вышесказанном, следует в первую очередь дать ракурс развития финансово-валютного законодательства в сторону ограничения вывоза капитала за границу. Ограничение оттока должно предполагать усиленный финансовый контроль в валютной сфере, увеличение нормы обязательных резервов и проведение более тщательного надзора за потоками средств в страны с сомнительными дружественными связями с РФ. Также стоит обратить внимание на большую привлекательность иностранных государств для Российских инвесторов и по мере дальнейшего развития финансово-валютной сферы компенсировать недостатки инвестирования средств в экономику РФ. Формирование комфортного инвестиционного климата в стране поспособствует переливанию капитала внутри ее суверенных границ, что обеспечит меньший отток и даст возможность притоку капитала инвесторов из других государств. [4]Резюмируя вышесказанное можно обозначить следующие моменты. В текущее время, при возросшем масштабе оттока капитала из РФ, требуются изменения в первую очередь по улучшению комфортной инвестиционной среды внутри страны, также необходимы законодательные меры в финансово-валютной сфере по сдерживанию оттока капитала и последний, но не менее весомый момент, позволяющий сохранить капитал внутри страны, является формирование личностно-психологического подхода у предпринимателей, основанном на патриотическом мышлении и желании развивать экономику своего государства.Заключение«Бегство капитала» имеет сильное влияние на её национальную безопасность. Так, сокращаются налоговые поступления с самого капитала, поскольку он уходит из-под юрисдикции налоговых органов РФ. Однако, государству необходимо восполнять недостающие средства, и оно вводит или увеличивает другие налоги, увеличивая налоговое бремя для граждан и организаций. Исследуя движение бегства капитала из государства, можно убедиться в том, что на сегодняшний день его значение начинает достигать рекордного уровня, что является негативным фактором для ведения экономической деятельности нашей страны. Бегство капитала характеризуется не только вложением денежных средств в активы международного уровня, активное взаимодействие с зарубежными странами, но и процесс невозвратного вложения капитала за границы нашей страны. Чаще всего данный процесс не поддается открытой огласке, поэтому проследить динамику оттока капитала является достаточно сложной задачей.Поведенный анализ позволил сделать следующие выводы:– структура активов розничных инвесторов в значительной степени изменилась и стала более «патриотичной», однако в абсолютных значениях спрос на все инвестиционные инструменты за 2022 год упал;– доля валюты в структуре снизилась, при этом нетто-покупки в значительной степени возросли, что свидетельствует о значительном бегстве капитала;– государство и российские компании не стали бенефициарами образовавшейся монополии продавцов на фондовом рынке из-за снижения совокупного спроса;– государству необходимо стимулировать инвестиционную активность и продолжать финансовое просвещение населения, как минимум для обеспечения спроса на государственные облигации: дефицит бюджета растет, а спрос на облигации федерального займа падает, что в итоге может привести к тому, что государство будет вынужденно прибегнуть к другим способам покрытия дефицита, которые могут стать причиной более высоких темпов инфляции в России.Резюмируя вышесказанное, отметим, что необходимо как можно скорее реализовывать меры по минимизации бегства капитала:1.Совершенствовать законодательство, которое на данный момент сохраняет возможность для нелегальных каналов;2.Создание благоприятных условия для инвестирования не только зарубежного, но и отечественного капиталов в РФ;3.Усиление мер по борьбе с коррупцией, а также разросшимся влиянием офшорных зон;4.Ввод ограничений на некоторые формы вывоза;5.Ужесточение наказаний за незаконный вывоз капитала из страны. К сожалению, на настоящий момент, уровень бегства капитала из страны продолжает расти, в связи с внешнеэкономической ситуацией. В связи с этим, вопрос о минимизации оттока капитала из страны стоит как никогда остро перед Правительством РФ.Список использованных источниковФедеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О валютном регулировании и валютном контроле».Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 № 376-ФЗ (ред. от 12.11.2018).Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» от 27.11.2017 № 340-ФЗ.Анискина, Н. А. Проблемы оценки движения потоков капитала / Н. А. Анискина // Мировая экономика и мировые финансы: проблемы и перспективы развития : Сборник научных статей студентов по результатам проведения XII Международного научного студенческого конгресса, секции Факультета международных экономических отношений / Под редакцией М.И. Сидоровой, Е.В. Оглоблиной. Том Выпуск 2. Часть 2. – Москва : Научные технологии, 2021. – С. 192-201. Безбородых, С. А. Проблемы бегства капитала из страны / С. А. Безбородых, Е. Е. Бичева // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 97-7. – С. 40-42. Беляева, А. А. Теоретические основы исследования проблемы утечки капитала за рубеж / А. А. Беляева // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2021. – Т. 16, № 4. – С. 1312-1317.Гамулинская, Н. В. Отток капитала из страны как угроза экономической безопасности / Н. В. Гамулинская, Ф. Е. Смирнов // Вектор экономики. – 2023. – № 1(79). Задорин, Г. А. Отток капитала из Российской Федерации / Г. А. Задорин // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования : Материалы I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Пермь, 16 января 2023 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. – С. 41-50. Ильина, Е. А. Актуальность вопроса осуществления валютного контроля на современном этапе / Е. А. Ильина // Академическая публицистика. – 2022. – № 6-2. – С. 116-124. Канаш, Э. Ш. Легальный и нелегальный характер бегства капитала / Э. Ш. Канаш // Актуальные вопросы современной экономической науки : Материалы ХI Международной научной конференции, Астрахань, 21 апреля 2021 года / Сост. Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарёва. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 2021. – С. 154-158. Кардовская, Д. П. Оценка оттока капитала из России и его динамика / Д. П. Кардовская // Научные труды студентов Ижевской ГСХА : Сборник статей / Отв. за выпуск Н.М. Итешина. Том 1 (14). – Ижевск : Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2022. – С. 1420-1426. Лысенко, В. А. Влияние оттока капитала из Российской Федерации на национальную экономику / В. А. Лысенко // День науки : Материалы XXXII научной конференции Амурского государственного университета, Благовещенск, 20 апреля 2023 года. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2023. – С. 118-119. Матусевич, А. П. Международный офшорный бизнес и бегство капитала из России: теоретический аспект / А. П. Матусевич // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 10(147). – С. 139-142. Соколова, В. Р. Вывод денежных средств за рубеж как фактор риска для экономики государства / В. Р. Соколова // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем : сборник статей по материалам LVII-LVIII международной научно-практической конференции, Москва, 08 апреля 2022 года. Том 3-4 (53). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2022. – С. 38-42. Туркин, А. А. Нестабильность российского фондового рынка как фактор переориентации частного инвестора / А. А. Туркин, О. Ю. Красильников // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики : Материалы XII Международной научно-практической конференции, Тамбов, 26 апреля 2023 года / Отв. редакторы А.А. Бурмистрова, А.В. Саяпин, Н.К. Родионова. – Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2023. – С. 485-491. Хитров, И. Ю. Бегство капитала из России: масштабы, причины, последствия, способы противодействия / И. Ю. Хитров, И. А. Долматович // Молодая наука - 2022 : Сборник материалов Тринадцатой национальной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в 2-х частях, Ярославль, 19–20 апреля 2022 года / Международная академия бизнеса и новых технологий. Том Часть 1. – Ярославль: Редакционно-издательский отдел Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) г. Ярославль, ул. Советская, 80., 2022. – С. 222-225.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О валютном регулировании и валютном контроле».
2. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 № 376-ФЗ (ред. от 12.11.2018).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» от 27.11.2017 № 340-ФЗ.
4. Анискина, Н. А. Проблемы оценки движения потоков капитала / Н. А. Анискина // Мировая экономика и мировые финансы: проблемы и перспективы развития : Сборник научных статей студентов по результатам проведения XII Международного научного студенческого конгресса, секции Факультета международных экономических отношений / Под редакцией М.И. Сидоровой, Е.В. Оглоблиной. Том Выпуск 2. Часть 2. – Москва : Научные технологии, 2021. – С. 192-201.
5. Безбородых, С. А. Проблемы бегства капитала из страны / С. А. Безбородых, Е. Е. Бичева // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 97-7. – С. 40-42.
6. Беляева, А. А. Теоретические основы исследования проблемы утечки капитала за рубеж / А. А. Беляева // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2021. – Т. 16, № 4. – С. 1312-1317.
7. Гамулинская, Н. В. Отток капитала из страны как угроза экономической безопасности / Н. В. Гамулинская, Ф. Е. Смирнов // Вектор экономики. – 2023. – № 1(79).
8. Задорин, Г. А. Отток капитала из Российской Федерации / Г. А. Задорин // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования : Материалы I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Пермь, 16 января 2023 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. – С. 41-50.
9. Ильина, Е. А. Актуальность вопроса осуществления валютного контроля на современном этапе / Е. А. Ильина // Академическая публицистика. – 2022. – № 6-2. – С. 116-124.
10. Канаш, Э. Ш. Легальный и нелегальный характер бегства капитала / Э. Ш. Канаш // Актуальные вопросы современной экономической науки : Материалы ХI Международной научной конференции, Астрахань, 21 апреля 2021 года / Сост. Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарёва. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 2021. – С. 154-158.
11. Кардовская, Д. П. Оценка оттока капитала из России и его динамика / Д. П. Кардовская // Научные труды студентов Ижевской ГСХА : Сборник статей / Отв. за выпуск Н.М. Итешина. Том 1 (14). – Ижевск : Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2022. – С. 1420-1426.
12. Лысенко, В. А. Влияние оттока капитала из Российской Федерации на национальную экономику / В. А. Лысенко // День науки : Материалы XXXII научной конференции Амурского государственного университета, Благовещенск, 20 апреля 2023 года. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2023. – С. 118-119.
13. Матусевич, А. П. Международный офшорный бизнес и бегство капитала из России: теоретический аспект / А. П. Матусевич // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 10(147). – С. 139-142.
14. Соколова, В. Р. Вывод денежных средств за рубеж как фактор риска для экономики государства / В. Р. Соколова // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем : сборник статей по материалам LVII-LVIII международной научно-практической конференции, Москва, 08 апреля 2022 года. Том 3-4 (53). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2022. – С. 38-42.
15. Туркин, А. А. Нестабильность российского фондового рынка как фактор переориентации частного инвестора / А. А. Туркин, О. Ю. Красильников // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики : Материалы XII Международной научно-практической конференции, Тамбов, 26 апреля 2023 года / Отв. редакторы А.А. Бурмистрова, А.В. Саяпин, Н.К. Родионова. – Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2023. – С. 485-491.
16. Хитров, И. Ю. Бегство капитала из России: масштабы, причины, последствия, способы противодействия / И. Ю. Хитров, И. А. Долматович // Молодая наука - 2022 : Сборник материалов Тринадцатой национальной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в 2-х частях, Ярославль, 19–20 апреля 2022 года / Международная академия бизнеса и новых технологий. Том Часть 1. – Ярославль: Редакционно-издательский отдел Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) г. Ярославль, ул. Советская, 80., 2022. – С. 222-225.