Богословские и церковно-практические аспекты таинства покаяния.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 07.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.История происхождения Таинства покаяния 5
1.1.Понятие Таинства 5
1.2.Особенности и история Таинства покаяния 6
Глава 2.Богословские аспекты Таинства покаяния 10
Глава 3.Церковно-практические аспекты Таинства покаяния: епитимии, церковное право, формулы Таинства покаяния 21
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27
Практически младшими современниками преподобного Андрея, отошедшего ко Господу в 740 году, были два других великих гимнографа – преподобные Иоанн Дамаскин и КосмаМаиумский. Они были настолько плодовиты, настолько блестяще выражали свои мысли, что их творения очень активно были включаемы в богослужения, что невольно оттеснило на второй план труды их предшественников, в том числе и преподобного Андрея. Однако свт. Феодор Студит глубоко воспринял великий канон, в частности, его богословскую составляющую, пришлось ему по душе и то, что окончание каждой песни является Троичным и Богородичным. Соответственно, он посчитал, что следует обязательно восстановить канон в практике богослужений. Глава 3.Церковно-практические аспекты Таинства покаяния: епитимии,церковное право, формулы Таинства покаянияВ Чинопоследовании Таинства покаяния возможно выделить две части. Совершение первой части осуществляется одновременно для всех исповедников, второй – индивидуально для каждого, кто кается, принимает Таинство покаяния:Вынос Креста и Евангелия на аналой.Увещание священника перед Исповедью.Возглас: «Благословен Бог наш…».«Начало обычное».Чтение 50-го псалма.Тропари.Господи, помилуй. (40 раз).Молитва: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном…»*.Обращение священника: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…»*.Чтение Символа веры.Личная исповедь.Молитва священника: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами…»*.(На практике пп. 5,6,7,10 иногда опускаются). Рассмотрим чинопоследование исповеди. В данномчинопоследовании можно выделить иерейские молитвы, обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», затем следует уже сама исповедь. После того, как завершается исповедь, священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Затем кающийся должен поцеловать Евангелие, а также крест, лежащий на аналое.Традиционно исповедь совершают после вечерней литургии или утром, когда литургия еще не началась, поскольку к причащению допускают только тех миряне, которые уже приняли покаяние и совершили исповедь. Весьма важно обратить внимание на подготовку человека к исповеди. Эта подготовка не должна быть формальной, так как покаяние нуждается в огромной духовной работе. Таинство покаяния или исповеди является поистине уникальным и очень нужным христианину, соответственно, исповедь совершают всегда и везде, если есть законный тайносовершитель – православный священник. Как гласит церковный устав, подготовка к исповеди не требует совершения особых молитвенных правил, соблюдения поста, самое главное, чтобы человек испытывал веру, раскаяние, был духовно готов покаяться. Конечно же, принимающий исповедь должен быть крещен, жить по законам православия, так как исповедь обращена именно к Богу, но не к священнику. Ранее мы отмечали, что грех является широким понятием, то есть, это могут быть и страсти, которые отличают природу человека, а также и случаи, когда человек нарушает Божественные заповеди. Покаяние есть состояниеабсолютного самоосуждения за совершение прошлых грехов, стремление и далее вступать в борьбу с собственными страстями. Итак, приготовление к исповеди означает, что человек проводит анализ своих действий, мыслей с позиции Божественного закона, он молится Богу о получении истинного покаяния и прощения. Если грехи были совершены в далеком прошлом, то их также нужно исповедовать, в особенности, если человек ранее не покаялся, не испытывал стыда, если его раскаяние не было искренним. Конечно же, если раскаяние человека является искренним, то Бог прощает грехи. Тем не менее, человеку надлежит не забывать собственные грехи, запоминать их, чтобы стяжать смирение, сохранить себя от греховного падения в будущем. Священник, который есть свидетель и ходатай человека пред Богом, должен выслушать исповедь, а также, если посчитает нужным, может задать те или иные вопросы, дать наставления. Священник обязательно молится об отпущении грехов. Если священник видит, что человек является искренним в своем деянии, то осуществляется чтение разрешительной молитвы. Само Таинство прощения грехов совершают не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, что касается «разрешительной» молитвы, то она является своего рода печатью, удостоверяющей факт совершения Таинства. Прощенный грешник берет у священника благословение.Взять благословение – это просьба священника его иерейской властьюо ниспослании укрепляющей и освящающей благодати Святого Духа на себя и на свои дела. После принесения покаяния священник имеет право наложить на человека ту или иную епитимию. Что такое епитимия? Это понятие происходит от греческого слова ἐπιτιμάω («епитимао») – «запрещаю». Очень часто епитимия воспринимается в качестве наказания. Тем не менее, это не совсем правильно. Священник не наказывает.В частности, нельзя считать наказанием возложенное в качестве епитимьи дополнительное молитвенное правило. Лишний раз помолиться Богу и тем самым соприкоснуться с Его животворящей любовью, с благодатью – это не наказание, а счастье для верующего человека. Или, например, разве можно считать наказанием совершение дел милосердия, раздачу милостыни, к которым может призвать священник во время исповеди. Таким образом, это ни в коем случае не наказание. Епитимия является благим духовным упражнением, предлагаемым грешнику, чтобы тот исправился. И здесь, также, как и в других осуществляющихся в Таинстве Покаяния действиях духовника, осуществляется реализация права « вязать и решать», данного Богом священнику. Среди спасительных епитимийных послушаний следует также назвать молитвенное коленопреклонение, пост. Конечно же, человеку необходимо осознавать, что епитимия направлена ему по благо. Это не «духовная» палка, которой грешника немилосердно бьет священник, более того, такое восприятие разрушает спасительную силу епитимии. Следует также помнить, что епитимия, ее характер, степень ее строгости – индивидуальный вопрос. Ее наложение всякий раз бывает связано с такими аспектами, как склад личности, та или иная степень внутренней готовности.Священник после Исповеди в некоторых случаях может даже запретить кающемуся приступить к Евхаристической Чаше. Почему же он это делает? Быть может, здесь мы можем воспринять такую епитимью как наказание грешника? Нет, в данном случае речь также не идет о наказании. Священник, напротив, оберегает кающегося, заботится о его благополучии. Следует помнить, что, если человек причащается недостойно, это может нанести ему непоправимый духовный и даже физический вред. Апостол Павел свидетельствует в Первом послании к Коринфянам: «… кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:27–30). Соответственно, действия священника направлены человеку во благо. Далее коснемся вопроса о том, когда можно принимать исповедь. Исповедоваться православный человек может в любой день, обратившись с личной просьбой к батюшке, если душа того требует или в других исключительных обстоятельствах (при тяжелой болезни или перед угрозой близкой смерти). Однако не может совершаться таинство исповеди над не крещенными людьми, потому что в церковных таинствах (кроме Крещения) могут участвовать только члены Церкви. Также нельзя совершать исповедь, если человек не отдает себе отчета в своих действиях (например, находится без сознания, или если у человека помрачен рассудок, или он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т. п.). Во время исповеди священник может не прочитать разрешительную молитву, если пришедший на исповедь человек не кается в грехах, не имеет намерения прекратить тяжкие, смертные грехи.ЗаключениеМожно сделать вывод о том, что именно покаяние помогает человеку пройти путь приближения к Богу. Все основные добродетели являются связанными между собой, то есть, без покаяния мы не можем стать смиренными, в полной мере постичь величие Искупительный Жертвы Христа. Понятие покаяния в христианстве тесно связано с понятием благодати. Духовный образ жизни, духовные упражнения, покаяние призваны подготовить человека к восприятию Божественной благодати, а поскольку благодать является непременным условием спасения, то для русской православной традиции святость почитается как самый высокий пример благочестия и высочайший пример приближения к Богу, обретения спасения и вечной жизни. Воспитание умения каяться – это достаточно длительный и сложный процесс. Однако этому способствует постоянное напоминание об Искуплении, о необходимости стяжания смирения. Великую помощь христианину оказывают жития святых. Жития святых – это пример для каждого христианина. Конечно же, в мирской жизни обычному человеку сложно достигать таких высот духовного подвига, однако это не означает, что мы не должны к этому стремиться, не каяться в своих прегрешениях.Исповедь – это важнейшая составляющая жизни человека, так как именно покаяние помогает человеку пройти путь приближения к Богу. Без покаяния человек не может стяжать все иные добродетели, обрести смирение. Принятие Таинства исповеди – это показатель того, что христианин осознает степень своей греховность, что он стремится к совершенствованию и желает преодолеть собственную греховную природу. Через исповедь человек получает не только прощение грехов, но и Божественную благодать. Божественная благодать выступает как условие спасения, жизни вечной во Христе. Список использованных источников и литературыВеликий покаянный канон. https://ruvera.ru/lib/andreya_kritskogoДергалев С., свящ. Введение в православную аскетику. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/4_3Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128Камышев В. Анализ понятия «грех» в Посланиях апостола Павла // Дипломное сочинение. СПб., 2003Кирьянова О. Выражение монашеского миросозерцания. Беседа о Великом покаянном каноне. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/60894.htmlМакарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие. Том 1. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/2_12 Православное учение о церковных таинствах – Т. 1–3. – М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2009. / Т. 3. – Брак. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. – 608 с. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-uchenie-o-tserkovnyh-tainstvah-tom-3/#sourceПравила Святых Апостол и Святых Отец. Правила Святых Вселенских Соборов. Правила Святых Поместных Соборов. С толкованиями в трех томах. М.: Сибирская Благозвоница, 2011. Т. 2. С 389.Соколовский А. Борисовское благочиние Минской Епархии Белорусская Православная Церковь. О смирении. URL.: //http://www.blagobor.by/article/vera/smirenieФлоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. / Азбука веры. / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/stolp-i-utverzhdenie-istiny/8Яблоков И. Н. Религиоведение./И. Н. Яблоков. – М.: Высшая школа, 2005. – 508 с.
1. Великий покаянный канон. https://ruvera.ru/lib/andreya_kritskogo
2. Дергалев С., свящ. Введение в православную аскетику. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/4_3
3. Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128
4. Камышев В. Анализ понятия «грех» в Посланиях апостола Павла // Дипломное сочинение. СПб., 2003
5. Кирьянова О. Выражение монашеского миросозерцания. Беседа о Великом покаянном каноне. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/60894.html
6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие. Том 1. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/2_12
7. Православное учение о церковных таинствах – Т. 1–3. – М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2009. / Т. 3. – Брак. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. – 608 с. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-uchenie-o-tserkovnyh-tainstvah-tom-3/#source
8. Правила Святых Апостол и Святых Отец. Правила Святых Вселенских Соборов. Правила Святых Поместных Соборов. С толкованиями в трех томах. М.: Сибирская Благозвоница, 2011. Т. 2. С 389.
9. Соколовский А. Борисовское благочиние Минской Епархии Белорусская Православная Церковь. О смирении. URL.: //http://www.blagobor.by/article/vera/smirenie
10. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. / Азбука веры. / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/stolp-i-utverzhdenie-istiny/8
11. Яблоков И. Н. Религиоведение./И. Н. Яблоков. – М.: Высшая школа, 2005. – 508 с.