Свободные выборы - утопия или реальность

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Обществознание
  • 16 16 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 23.11.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Сравнительный анализ свободных выборов в России и в мире. 3
Институт свободных выборов в системе конституционного строя России. 10
Заключение 14
Литература 16

Фрагмент для ознакомления

Правовой запрет направлен как на обеспечение свободных выборов, так и в целом на защиту основ конституционного строя и единства государства.[5]Говоря о проблеме свободного формирования политического поведения в конституционно-правовой модели свободных выборов, необходимо подчеркнуть, что в последние годы в общественнойсреде выражается мнение об отмене «дня тишины», когда запрещена предвыборная агитация. В качестве примера приводится опыт Великобритании, ФРГ, Швеции, где такого дня нет, что, по мнению приверженцев такой инициативы, не мешает свободному волеизъявлению избирателей. В РФ на данный момент предвыборная агитация запрещается в день голосования и день накануне его. В мае 2017 г. в Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству был внесен законопроект, в котором предлагалось прекращать агитационный период на следующий за днем голосования день. Однако данный законопроект и сейчас находится на рассмотрении. Но, стоит сказать, что в реалиях нет абсолютной «тишины». Большинство агитационных материалов сохраняются ко дню голосования и продолжают в какой-то мере воздействовать на электоральный выбор. К примеру, в п. 4 ст. 49 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что листовки, плакаты и иные печатные агитматериалы, размещенные на стенах, панно или иных конструкциях, могут сохраняться в день голосования. В свою очередь, винтернете, в частности в социальных сетях,технически не представляется возможным закрыть весь оборот агитационных материалов ко «дню тишины».[2]Следовательно, положения законодательных актов РФ, запрещающих предвыборную агитацию в указанный период, не реализуются «по факту» и требуют законодательных изменений. В рамках проблемы в 2016 г. федеральное законодательство о выборах пополнилось новеллой, предусматривающей обязательное личное участие кандидатов в предвыборных телевизионных дебатах на выборах всех уровней, за исключением президентских – кандидаты в Президенты РФ наделялись правом направлять доверенных лиц на дебаты. В случае невыполнения со стороны кандидата требования о личном участии доля бесплатного эфирного времени распределяется между всеми участниками совместного агитационного мероприятия. Однако, многие считают, что обязательное личное участие кандидатов следует ввести на выборах всех уровней, включая выборы будущего Президента. В рамках федерального законодательства предусматриваются ограничения, связанные с возможностью использования кандидатами своего должностного или служебного положения (ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ). Справедливо, что высшие должностные лица субъектов РФ, зарегистрированные в качестве кандидатов, на период выборов освобождаются от исполнения своих полномочий. На это указывал в своем решении Конституционный Суд, о том, что подобные ограничения «направлены на то, чтобы использование этими лицами преимуществ своего должностного положения и возможностей влиять на процесс и итоги выборов исключалось, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм международного права».ЗаключениеАнализ международных источников, закрепляющих правовые стандарты, позволяет нам сделать вывод, что современный мир — мир глобальный, мир демократии, в котором неотъемлемыми элементами являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека.В данном контексте можно выделить принцип свободных выборов как международный избирательный стандарт. Принцип свободных выборов — это основа при созидании демократической модели управления государством через народных представителей, которые избираются народом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права в условиях тайного голосования, реального политического плюрализма, свободного формирования и выражения политической воли без любого вида дискриминации, террора или запугивания.Учитывая вышесказанное, можно сказать, что участие в управлении делами своей страны представляет собой одно из главных прав человека в современном мире. Основным требованием к любым демократическим выборам является то, чтобы они были свободными. Несвободные выборы — это грубое нарушение международно-правовых стандартов организации и проведения выборов и референдумов.Одним из критериев свободных выборов является свободное участие в выборах, под которым следует понимать свободное формирование желания участия или неучастия в выборах. И здесь мы видим ряд проблем. Как уже говорилось, в зарубежной электоральной практике присутствует противоречие между провозглашенным в международных документах принципом свободы выборов и закрепленной в национальном законодательстве ряда стран юридической обязанностью граждан участвовать в голосовании. Выход из данной ситуации видится в отказе от широкой трактовки принципа свободы участия в голосовании посредством изменения самой концепции принципа свободных выборов, что предполагает смещение акцента с добровольного характера участия в выборах на обеспечение свободного выбора в ходе акта голосования.Для того чтобы модель свободных и легитимных выборов была действенной, государству необходимо придерживаться существующих международных избирательных принципов, позволяющих избегать политики двойных стандартов в рамках реализации национальных избирательных процедур.Выборы могут считаться свободными и демократическими, в том случае если реально гарантировано конституционное право на полную и объективную информацию, а также на свободное формирование и свободное выражение своего политического поведения всеми участниками избирательного процесса. Именно в этом случае они могут являться реальным механизмом демократии, а не утопией и не шоу с тайными кукловодами за политическими кулисами. ЛитератураАртемова О.Е. Свободное участие в выборах в контексте современного понимания принципа свободных выборов. — URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2020-1/36-artemova-sveshnikova.pdfКабышев В.Т. Институт свободных выборов в системе конституционного строя России: проблемы реализации, тенденции развития. — URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2020-1/36-artemova-sveshnikova.pdfРозенков, Я. А. Проблемы реализации института самовыдвижения в избирательном праве Российской Федерации. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78321/ Слободчикова С. Н. Реализация принципа свободных выборов в России и в мире: сравнительно-правовой анализ. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-svobodnyh-vyborov-v-rossii-i-v-mire-sravnitelno-pravovoy-analiz Слободчикова С. Н. Принцип свободных выборов как международный избирательный стандарт. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-svobodnyh-vyborov-kak-mezhdunarodnyy-izbiratelnyy-standart Слободчикова С. Н. Содержание конституционно-правовой модели свободных выборов в России. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-konstitutsionno-pravovoy-modeli-svobodnyh-vyborov-v-rossii

Литература

1. Артемова О.Е. Свободное участие в выборах в контексте современного понимания принципа свободных выборов. — URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2020-1/36-artemova-sveshnikova.pdf
2. Кабышев В.Т. Институт свободных выборов в системе конституционного строя России: проблемы реализации, тенденции развития. — URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2020-1/36-artemova-sveshnikova.pdf
3. Розенков, Я. А. Проблемы реализации института самовыдвижения в избирательном праве Российской Федерации. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78321/
4. Слободчикова С. Н. Реализация принципа свободных выборов в России и в мире: сравнительно-правовой анализ. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-svobodnyh-vyborov-v-rossii-i-v-mire-sravnitelno-pravovoy-analiz
5. Слободчикова С. Н. Принцип свободных выборов как международный избирательный стандарт. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-svobodnyh-vyborov-kak-mezhdunarodnyy-izbiratelnyy-standart
6. Слободчикова С. Н. Содержание конституционно-правовой модели свободных выборов в России. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-konstitutsionno-pravovoy-modeli-svobodnyh-vyborov-v-rossii