Применение технологии Лэпбук на уроках русского языка в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 26.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические особенности технологии лэпбук 5
1.1. Сущность образовательных технологий 5
1.2 Понятие и разновидности лэпбука 9
1.3 Роль технологии «лэпбук» в учебном процессе младших школьников 13
Глава 2. Методические аспекты использования технологии «Лэпбук» на уроках русского языка в начальной школе 18
2.1 Особенности работы с лэпбуком на уроках русского языка в начальной школе 18
2.2 Разработка урока русского языка с применением технологии «Лэпбук» 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Б. Разработайте детальный план урока, включая этапы создания лэпбука.2. Подготовка материалов:А. Подготовьте необходимые материалы, такие как листы бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши, стикеры и другие декоративные элементы.Б. Подготовьте задания и инструкции для учащихся.3. Объяснение концепции лэпбука. Начните урок с объяснения концепции лэпбука и его структуры. Ученики должны понимать, что это интерактивный инструмент для обучения.4. Тематика урока. Выберите тему, которая соответствует учебному плану и возможностям лэпбука. Например, это может быть изучение правописания, грамматикии др.5. Инструкции для учащихся. Предоставьте четкие инструкции ученикам о том, что им нужно сделать на уроке. Объясните, какие материалы им понадобятся и как они могут использовать лэпбук.6. Интерактивные задания. Сформулируйте задания, которые требуют активного участия учеников. Например, они могут создавать мини-проекты, решать задачи, составлять иллюстрации к текстам и т.д.7. Индивидуализация. Позвольте ученикам выбирать темы или подходы к созданию лэпбука в пределах общей темы урока. Это позволит им проявить свою индивидуальность.8. Оценка и обратная связь.А. Разработайте критерии оценки лэпбуков учеников. Оцените их творческую работу, структуру и содержание.Б. Предоставьте обратную связь ученикам, чтобы они могли улучшить свои навыки.9. Интеграция технологии. Помимо традиционных материалов, ученики могут использовать компьютеры или планшеты для создания цифровых элементов лэпбука.10. Поддержка и мотивация. Поддерживайте учеников во время работы над лэпбуками и мотивируйте их к творческому мышлению и самовыражению.11. Публичная презентация. Завершите урок публичной презентацией лэпбуков учеников, чтобы они могли продемонстрировать свои проекты и делиться знаниями с другими.12. Обмен опытом. Поддерживайте обмен опытом и идеями между учениками, чтобы они могли вдохновлять друг друга.С использованием технологии «лэпбук» уроки русского языка могут стать интересными и продуктивными для учеников, поскольку они могут активно участвовать в образовательном процессе, развивать навыки и проявлять творческое мышление.Таким образом, работа с лэпбуком на уроках русского языка в начальной школе имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. Важно использовать разнообразные интерактивные учебные материалы, игры и упражнения.2.2 Разработка урока русского языка с применением технологии «Лэпбук»В данном параграфе мы разработали урок по русскому языку для младших школьников с применением технологии «Лэпбук» (табл.1).Тема урока: «Имя существительное. Обобщение и закрепление».Класс: 4.Задачи:1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о существительных.2. Поддерживать самостоятельное применение знаний об имени существительном при выполнении различных заданий.3. Развивать орфографическую зоркость, творческие способности, расширять кругозор и словарный запас.Планируемые образовательные результаты:1) меть правильно и точно использовать в речи и писать имена существительные;2) выделять и обозначать части речи;3) указывать постоянные и непостоянные признаки существительного.Метапредметные:1) раскрывать значение термина имени существительного, а также его грамматическое значение и морфологические особенности;2) планировать свою деятельность в соответствии с целью задания;3) осуществлять образовательную деятельность в соответствии с планом;4) осуществлять самопроверку, взаимоконтроль, взаимную оценку и корректировку при работе в парах и группах.Личностные:1) проявить интерес к изучению темы;2) работать в парах и группах, внимательно слушать друг друга, прислушиваться к мнению других, высказывать свое мнение.Таблица 1. – Технологическая карта занятия по русскому языку на тему «Имя существительное. Обобщение и закрепление»Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяОрганизационноеначало урока.Эмоциональный настрой.Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас необычный урок. Давайтепожелаем друг другу удачи.Садитесь.Приветствуют учителя.АктуализациязнанийЭто кукла, это книжка,Это кошка, это мышка.Всё так просто и понятно,Увлекательно, занятно.На вопросы Кто? и Что?Отвечать оно должно.«Имясуществительное».- Сегодня мы обобщим исистематизируем знания обэтой частиречи и оформимлэпбук. Напомните, чтоэто такое?Какова тема нашего лэпбука?Дома вы приготовили основулэпбука.Отгадывают загадку.Лэпбук – это самодельнаябумажная книжечка скармашками, дверками,окошками,подвижными деталями, которыеможнодоставать, перекладывать,складывать по своемуусмотрению.Имя существительное.ПовторениеопределенияименисуществительногоУ каждого из вас на столе лежитзаготовка вашего лэпбука.Посмотрите, этодверцы нашей книги,которыеможно закрывать и открывать,когда вам захочется. Дальшеоткройтезаготовку, внутри неепока пусто, тольконебольшой кармашек. Выложите всесодержимое аккуратно на своюпарту так,чтобы ничего не потерять. Обратитевнимание,поля лэпбука размечены,согласно этой разметки выбудетевклеивать детали.Итак, готовы дальше работать?Теперь нашу книгу необходимозаполнить содержанием.Что мы с вами знаем об именисуществительном?Впишите пропущенные слова на заднейстенке лэпбука.- Найдите в своих заготовках мини -блокноты с вопросами КТО? и ЧТО?,заполните ихсвоими примерами, вклейтеблокноты в лэпбук.Внимательно слушают учителя. Выполняют задание.ПовторениепостоянныхграмматическихпризнаковКакие постоянныеграмматическиепризнаки уимен существительных?Какой признак мы отметили влэпбуке?Что относят ксобственным именамсуществительным?Возьмите книжку раскладушку «Собственные и нарицательныесуществительные»,рассмотритеиллюстрации,подпишите их, используяодно имя нарицательное и одно имясобственное. Вклейте в книжку-раскладушку-Сколько склонений у именсуществительных? - Выберите по своему желанию карточку«Определи склонение именисуществительного». О каком постоянном признаке мы непоговорили?Возьмите карточки в конверте«Определирод существительного» и разделитеих натри группы в зависимостиот рода.Назовите именасуществительныекаждого рода. Вклейте конверты влэпбуки.Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание, работают с лэпбукомФизминуткаСтоит в поле теремок.(Ладони обеих рук соединены под углом)На двери висит замок.(пальцы сжаты в замок)Открывает его волк-Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо)Пришёл Петя-петушокИ ключом открыл замок.(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)Выполняют движенияПовторениенепостоянныхпризнаковименсуществительныхКакие непостоянные признакиименприлагательных вы знаете?Возьмите игру –ходилку«Чудеса вомножественном числе», сделайте по трихода ссоседом по парте, определитепобедителя. Поле игры и карточки,вложите вовклеенный конверт.С какой целью мы изучаемпадежи?Отвечают на вопросы педагога.Выполняют задание,осуществляют самопроверку.Подведениеитоговурока. Домашнеезадание.Время пролетело быстро. Нашурокподходит к концу.Посмотрите, какой лэпбук у насполучился. Всё ли мыпоместили в нем изтого, что узнали за начальную школу?— Теперь давайте оценим то,что у насполучилось.Отлично.Домашнее задание: в пустом окошкепридумайте своеинтересное задание обименисуществительном, запишитепримеры там, где вы можетбыть не доконца успели.Отвечают на вопросы педагога, оценивают свою работу, записывают домашнее заданиеТаким образом, данный урок поможет младшим школьникам углубить свое понимание в изучении представленной темы, а также развить творческие навыки с использованием технологии «Лэпбук».ЗаключениеПрименение технологии «Лэпбук» на уроках русского языка в начальной школе представляет собой важный и перспективный метод обучения, который способствует эффективному усвоению речевых навыков и развитию креативности у учащихся. Лэпбук–сравнительно новое средство обучения.Лэпбук(lapbook, или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка), — это самодельная интерактивная тетрадь скармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалыпо какой-то определенной теме.В ходе нашего исследования, мы выяснили, что эта технология не только увлекает детей, но и стимулирует их интерес к русскому языку, а также развивает широкий спектр навыков, необходимых для успешного обучения и саморазвития.Лэпбук предоставляет учащимся возможность активно взаимодействовать с учебным материалом, создавать собственные проекты, исследования и презентации, что способствует развитию критического мышления и умения работать в команде. Кроме того, использование технологии Лэпбук позволяет учителю персонализировать обучение, учитывая индивидуальные потребности каждого ученика.Эта технология также способствует развитию информационной грамотности и навыков работы с современными информационными ресурсами. Ученики учатся искать и анализировать информацию, а также создавать креативные проекты, что пригодится им в будущем, как в учебе, так и в жизни.Кроме того, использование технологии «Лэпбук» на занятиях по русскому языку позволяет интегрировать разные дисциплины и предметы. Учащиеся могут использовать информацию из других предметов, например истории или литературы, для создания проектов и исследований на уроках русского языка. Это способствует более глубокому пониманию языка и его практическому применению.Таким образом, применение технологии Лэпбук на уроках русского языка в начальной школе представляет собой важный инструмент для достижения образовательных целей, развития навыков учащихся и их мотивации к изучению русского языка. Эта методика способствует формированию компетентных и креативных личностей, готовых к успешной адаптации в современном мире.Список использованных источниковГуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2020. - 288 c.Зенкина, С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / С.В. Зенкина // Педагогика. - 2021. - № 6. - С. 22-28.Зяблицкая, А.А. Применение лэпбука при автоматизации звуков у младших школьников / А.А. Зяблицкая // Логопедия. - 2019. - № 7. - С. 57-61.Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Стихи, кроссворды, загадки, шарады / Н.А. Касаткина. - Учитель - М., 2018. - 329 c.Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2021. - 436 c.Кугач, А.Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / Кугач Антонина Николаевна. - М.: Феникс, 2019. - 813 c.Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.Ломакович, С. В. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): моногр. / С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. - Вита-Пресс - М., 2019. - 112 c.Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2019. - 160 c.Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологиии организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе / И.В. Никишина. - М.: Учитель, 2018. - 436 c.Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2021. - 192 c.Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2019. - 233 c. Прокофьева, О. О. Педагогика. Практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления / О.О. Прокофьева, Е.И. Снопкова. - М.: МГУ им. А. А. Кулешова, 2019. - 240 c.Ратахина, Н.В. Учебные проекты по русскому языку и литературе в начальных классах / Н.В. Ратахина // Русский язык. — 2019. — №5-6. — С. 45-46.Саломатина, Л. С. Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе / Л.С. Саломатина. - Прометей - М., 2021. - 927 c.Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии / Е.А. Сыпченко. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 448 c.Тихомирова, Е. Лэпбук - эффективная технология логопедической работы / Е. Тихомирова // Коррекционная работа. - 2021. - № 12. - С. 57-58.Узорова, О.В. Большой справочник по русскому языку для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - АСТ - М., 2019. - 430 c.Штрекер, Н. Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе / Н.Ю. Штекер. - Высшая школа - М., 2021. - 256 c.Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7616/ (дата обращения: 26.10.2023).
1. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2020. - 288 c.
2. Зенкина, С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / С.В. Зенкина // Педагогика. - 2021. - № 6. - С. 22-28.
3. Зяблицкая, А.А. Применение лэпбука при автоматизации звуков у младших школьников / А.А. Зяблицкая // Логопедия. - 2019. - № 7. - С. 57-61.
4. Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Стихи, кроссворды, загадки, шарады / Н.А. Касаткина. - Учитель - М., 2018. - 329 c.
5. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2021. - 436 c.
6. Кугач, А.Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / Кугач Антонина Николаевна. - М.: Феникс, 2019. - 813 c.
7. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.
8. Ломакович, С. В. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): моногр. / С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. - Вита-Пресс - М., 2019. - 112 c.
9. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2019. - 160 c.
10. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологиии организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе / И.В. Никишина. - М.: Учитель, 2018. - 436 c.
11. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2021. - 192 c.
12. Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2019. - 233 c.
13. Прокофьева, О. О. Педагогика. Практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления / О.О. Прокофьева, Е.И. Снопкова. - М.: МГУ им. А. А. Кулешова, 2019. - 240 c.
14. Ратахина, Н.В. Учебные проекты по русскому языку и литературе в начальных классах / Н.В. Ратахина // Русский язык. — 2019. — №5-6. — С. 45-46.
15. Саломатина, Л. С. Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе / Л.С. Саломатина. - Прометей - М., 2021. - 927 c.
16. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии / Е.А. Сыпченко. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 448 c.
17. Тихомирова, Е. Лэпбук - эффективная технология логопедической работы / Е. Тихомирова // Коррекционная работа. - 2021. - № 12. - С. 57-58.
18. Узорова, О.В. Большой справочник по русскому языку для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - АСТ - М., 2019. - 430 c.
19. Штрекер, Н. Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе / Н.Ю. Штекер. - Высшая школа - М., 2021. - 256 c.
20. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7616/ (дата обращения: 26.10.2023).