Литературная Викторина как форма работы по формированию читательного интереса младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 01.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность понятия «читательский интерес» в современной педагогической литературе 6
2. Характеристика современных условий формирования читательского интереса у младших школьников 14
3. Методы формирования читательского интереса младших школьников. Роль литературной викторины в данном процессе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
В. Вовк, А.А. Колесникова // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 59-2. – С. 25-28].Итак, работа по формированию читательского интереса ведется с использованием большого числа форм. Касается это и литературной викторины. Так, А.В. Синякова, Н.В. Овсянникова говорят, что приобщение ребенка к чтению, сформировать грамотного читателя – эти задачи весьма актуальны для современного российского общества. Любовь к чтению, к книге необходимо прививать уже в начальной школе. Кроме формирования навыков чтения, школа должна взять на себя трудную задачу по воспитанию активного, вдумчивого читателя. Интерес к чтению с самого начала должен стать средством решения познавательных задач, что обозначено в современных методических подходах. Викторина является одним из видов работы, которая способна значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать внимание, память, наблюдательность, да и просто приносить радость и удовольствие участникам викторины. Викторины могут быть составлены как по одному произведению, так и по нескольким, объединенным общей темой. Они могут быть посвящены творчеству одного автора, а могут – и нескольких. Викторины неизменно вызывают у детей большой интерес и вызывают массу положительных эмоций. Даже если ребенок не имеет достаточно глубоких знаний по литературе, то в викторине ему может помочь смекалка, что в конечном итоге все равно дает положительный результат в деле воспитания читательского интереса. Использование викторин на уроках литературного чтения является одним из важных условий формирования у младших школьников положительной мотивации. Они получают возможность применить ранее полученные знания и умения в нестандартных ситуациях, что, несомненно, вызывает позитивное отношение к литературе, интерес к прочитанному. Участие в викторине формирует у учеников личностные качества: целеустремленность, коллективизм, ответственность за конечный результат совместной деятельности [Синякова, А. В. Викторины по литературе в начальной школе [Текст] / А. В. Синякова, Н.В. Овсянникова // Известия института педагогики и психологии образования, 2020. – № 3. – С. 148-151].В.А. Лугарев считает, что литературные викторины как нельзя лучше отражают возрастные особенности младших школьников. Автор отмечает, что учителя и родители часто жалуются: «Не любят наши дети читать! Как привить им любовь к чтению и литературе?» Ребенок с удовольствием делает то, что ему интересно, а интересны ему игры и первенство в этих играх. Азарт состязания зовет детей к подвижным спортивным играм, этот же азарт уводит их в виртуальный мир компьютерных игр Разорвать замкнутый круг помогают игровые тест-викторины, где есть и здоровый азарт, и нагрузка для ума [Лугарев, В. А. Литературные тесты-викторины [Текст] / В. А. Лугарев // Начальная школа, 2011. – № 3. – С. 54-56].Очень важно применять адекватные средства оценивания уровня читательского интереса. Для этого должны быть разработаны определенные критерии и показатели. Пример таких критериев и показателей можно видеть в работе Н.Е. Колгановой. Они представлены в таблице 1.Таблица 1Критерии и показатели читательского интереса у младших школьное[Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели [Текст]/ Н.Е. Колганова // Гаудеамус, 2017. – Т. 16. – № 1. – С. 27-37]КритерийПоказателиМотивационныйНаличие личностного отношения к чтению умеют выстраивать аналогию прочитанного произведения с жизненным явлением; умеют уточнять позицию автора, ставить вопросы по тексту; умеют выделять проблематику читаемогоСформированность потребности в чтении умеют ставить цель чтения; пользуются библиотекой;называют различные мотивы чтенияЧитательская самостоятельность в работе с книгойумеют использовать метод чтениярассматривания; знают элементы книги; составляют аннотацию или рассказ о книгеДеятельностныйУмения оперировать полученной информациейправильно называют прочитанное произведение; последовательно передают события; составляют характеристику герояНаличие навыка чтенияправильность; беглость; выразительность; сознательностьСтепень развития умений учебного сотрудничестваумеют работать в группе; умеют инициировать, включаться и поддерживать диалог;умеют определять для себя цели совместной познавательной читательской деятельности и поддерживать взаимосотрудничествоКогнитивныйПолноценное восприятие литературного текстаумеют пересказывать текст полно, выборочно, по наводящему вопросу; разбивать текст на части и озаглавливать их словами текста; формулируют главную мысль и идею произведения; выделяют ключевые слова;связывают содержание текста со знанием из других источников и со своими представлениями о миреНаличие литературоведческих представленийумеют находить средства выразительности; знают компоненты произведений и находят их;называют жанрыНаличие читательского кругозоразнают произведения наизусть; знают любимые темы чтения;называют фамилии авторов произведенийПодводя итоги, можно отметить, что сегодня предлагается масса подходов, приемов к формированию круга чтения детей, однако эти подходы плохо систематизированы, мало сведений о новых методах такой работы, что делает исследование проблемы формирования круга чтения детей младшего школьного возраста все еще актуальной. Одно из актуальных форм развития читательского интереса у младших школьников выступают литературные викторины.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам проведенного исследования посвященного развитию читательского интереса у детей младшего школьного возраста были сделаны следующие выводы:читательский интерес можно трактовать как свойство личности, при котором читатель имеет мотивы, побуждающие обращаться к книгам, и обладает знаниями, умениями, навыками, дающими ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Основными признаками читательского интереса является важность конкретной литературы для субъекта, т.е. круг его чтения, а также положительное эмоциональное отношение к той литературе, которая входит в этот круг. Интерес к чтению формируется из множества внешних и внутренних факторов, таких как личность самого ребенка, его словарного запаса, самостоятельности, уверенности в себе, а так же личности его родителей и педагога, от взгляда на книги и чтение в культуре современного общества. Возникновение читательского интереса во многом зависит от школьной среды, организующей процессы мышления, эмоции, в среде школьников в ходе занятий чтением, а также от отношений педагога к родителям. Читательский интерес, таким образом, является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Развитие читательского интереса представляет из себя сложный процесс, связанный не только с механическим изучением содержания текста литературного произведения, но так же включает в себя значительный блок творческих заданий направленный на последовательное формирование в сознании учащегося потребность в глубоком усвоении смысла прочитанного, морали произведения, идеи автора. В последствии данная потребность становится той необходимой основой для формирования устойчивого интереса к чтению, стойкого увлечения процессом познания действительности посредством литературных произведений, последовательного расширения читательского кругозора.Большое значение при формировании читательского интереса имеют литературные викторины. Использование викторин на уроках литературного чтения является одним из важных условий формирования у младших школьников положительной мотивации.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБелина, Е.В. Читательские предпочтения современного младшего школьника [Текст] / БелинаЕ.В. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 6-1 (36). – С. 20-24.Бортюк, О.А. Круг чтения современной молодежи [Текст] / О.А. Бортнюк // RussianJournalofEducationandPsychology, 2015. – №8(52). – С.364-370.Брыкотнина, Е.Б. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема [Текст] / Е.Б. Брыкотнина, Е.А. Полева // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview, 2016. – №2(12). – С.129-134.Вовк, Е.В. Развитие читательского интереса младших школьников [Текст] / Е.В. Вовк, А.А. Колесникова // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 59-2. – С. 25-28. Воронова, Е.Н. Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном (основном) этапе обучения чтению [Текст] / Воронова Е.Н., Е.А. Жесткова // Таврический научный обозреватель. – № 3 (8), 2016. – С. 160-162.Воронова, Е.Н. Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном (основном) этапе обучения чтению [Текст] / Воронова Е.Н., Е.А. Жесткова // Таврический научный обозреватель. – № 3 (8), 2016. – С. 160-162.Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский. – М.: АСТ, 1996.– 671 с.Гетманская, Е.В. Круг чтения школьника: к постановке проблемы [Текст] / Гетманская Е.В. // В сборнике: EuropeanScientificConference: сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 147-149.Гостева, Д.Н. Круг чтения современной молодежи (на примере студентов Омского государственного университета путей сообщений) [Текст] / Д.Н. Гостева // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии, 2019. – № 1(6). – С. 202-204. Гумбатова, Д. Э. Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Д. Э. Гумбатова // Известия института педагогики и психологии образования, 2020. – № 3. – С. 112-115.Долженко, Л.В. Круг чтения младшего школьника: инвариант и варианты [Текст] / Долженко Л.В., ДрагайцеваД.Г. // Мировая словесность для детей и о детях: материалы 20-й Всероссийской конференции, 2016. – Вып. 20. – С. 105-110.Жесткова, Н.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников [Текст] / Н.А. Жесткова, Л.В. Филиппова // Современные фундаментальные и прикладные исследования, 2013. – № 3 (10). – С. 17-19.Климова, Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Текст] / Е. П. Климова // Обучение и воспитание: методики и практики, 2013. – № 7. – С. 117-120.Книговедение: энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Н.М. Сикорского и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664 с. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели [Текст] / Н.Е. Колганова // Гаудеамус, 2017. – Т. 16. – № 1. – С. 27-37Лугарев, В. А. Литературные тесты-викторины [Текст] / В. А. Лугарев // Начальная школа, 2011. – № 3. – С. 54-56.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: «Академия», 2007. – 464 с.Мамаева, С.В. Исследование круга чтения младших школьников [Текст] / С.В. Мамаева, А.П. Якушева // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016 г. Ч. 1. - С. 179-182.Московкина, Е.А. Специфика формирования круга детского чтения в образовательных программах начальной школы России [Текст] / Московкина Е.А. // Опыт, проблемы и пути совершенствования качества подготовки специалистов в сфере культуры и искусства : материалы XVIII Всероссийской научно-методической конференции, 2019. – С. 36-44.Омарокова, М.И. Основы обучения чтения младших школьников: учеб.пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика нач. образования» [Текст] / М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 127 с.Основы общей психологии: учебное пособие [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.Первова, Г. М. Законы формирования круга детского чтения [Текст] / Г. М. Первова // Начальная школа, 2015. – № 1. – С. 17-21. Пересада, О.В. Формирование читательского интереса младших школьников средствами инновационных технологий буктрейлера и виртуальной книжкой выставки [Текст] / О.В. Пересада, Н.А. Корепина // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2021. – Т. 6. – № 6. – С. 981-989. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя [Текст] / Т. Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 22 с.Самойлова, М.И. Основные подходы к формированию круга детского чтения и принципы отбора произведений для детей [Текст] / Самойлова М.И. // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей. Выпуск XIV, 2016. – С. 247-254.Самсонова. Н. Е. Способы расширения круга чтения младшего школьника [Текст] / Н.Е. Самсонова // На рубеже эпох: подготовка учителя начальных классов в условиях ФГОС нового поколения: сборник научно-методических статей, 2015. – С. 89-95.Синякова, А. В. Викторины по литературе в начальной школе [Текст] / А. В. Синякова, Н.В. Овсянникова // Известия института педагогики и психологии образования, 2020. – № 3. – С. 148-151.Смахтина, А.В. Формирование потребности в чтении у младших школьников в образовательном учреждении с помощью социально-педагогических ресурсов [Текст] / А.В. Смахтина // Педагогическая перспектива, 2021. – №2. – С. 77-82Смирнова, М.Г. Формирование круга чтения младших школьников в процессе изучения литературных произведений [Текст] / Смирнова М.Г., ГлизеринаН.Д. // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей, 2019. – Вып. 11. – С. 352-357.Степанова, А. Р. Развитие читательского интереса у младших школьников / А. Р. Степанова, С. Н. Шадрина // Глобальный научный потенциал, 2022. – № 3 (132). – С. 69-72.Томилова, С.Д. Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста [Текст] / Томилова С.Д. // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 127-134.Чернолецкая, А.В. К вопросу о формировании круга чтения младших школьников [Текст] / ЧернолецкаяА.В. // Известия института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 4. С. – 151-154.Шамарина, Е.В. Методические и психолого-педагогические приемы по формированию навыка чтения у детей в начальной школе [Текст] / Е.В. Шамарина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2016. – № 4 (73). – С. 379-382.
1. Белина, Е.В. Читательские предпочтения современного младшего школьника [Текст] / Белина Е.В. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 6-1 (36). – С. 20-24.
2. Бортюк, О.А. Круг чтения современной молодежи [Текст] / О.А. Бортнюк // Russian Journal of Education and Psychology, 2015. – №8(52). – С.364-370.
3. Брыкотнина, Е.Б. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема [Текст] / Е.Б. Брыкотнина, Е.А. Полева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2016. – №2(12). – С.129-134.
4. Вовк, Е.В. Развитие читательского интереса младших школьников [Текст] / Е.В. Вовк, А.А. Колесникова // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 59-2. – С. 25-28.
5. Воронова, Е.Н. Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном (основном) этапе обучения чтению [Текст] / Воронова Е.Н., Е.А. Жесткова // Таврический научный обозреватель. – № 3 (8), 2016. – С. 160-162.
6. Воронова, Е.Н. Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном (основном) этапе обучения чтению [Текст] / Воронова Е.Н., Е.А. Жесткова // Таврический научный обозреватель. – № 3 (8), 2016. – С. 160-162.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский. – М.: АСТ, 1996. – 671 с.
8. Гетманская, Е.В. Круг чтения школьника: к постановке проблемы [Текст] / Гетманская Е.В. // В сборнике: European Scientific Conference: сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 147-149.
9. Гостева, Д.Н. Круг чтения современной молодежи (на примере студентов Омского государственного университета путей сообщений) [Текст] / Д.Н. Гостева // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии, 2019. – № 1(6). – С. 202-204.
10. Гумбатова, Д. Э. Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Д. Э. Гумбатова // Известия института педагогики и психологии образования, 2020. – № 3. – С. 112-115.
11. Долженко, Л.В. Круг чтения младшего школьника: инвариант и варианты [Текст] / Долженко Л.В., Драгайцева Д.Г. // Мировая словесность для детей и о детях: материалы 20-й Всероссийской конференции, 2016. – Вып. 20. – С. 105-110.
12. Жесткова, Н.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников [Текст] / Н.А. Жесткова, Л.В. Филиппова // Современные фундаментальные и прикладные исследования, 2013. – № 3 (10). – С. 17-19.
13. Климова, Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Текст] / Е. П. Климова // Обучение и воспитание: методики и практики, 2013. – № 7. – С. 117-120.
14. Книговедение: энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Н.М. Сикорского и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664 с.
15. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели [Текст] / Н.Е. Колганова // Гаудеамус, 2017. – Т. 16. – № 1. – С. 27-37
16. Лугарев, В. А. Литературные тесты-викторины [Текст] / В. А. Лугарев // Начальная школа, 2011. – № 3. – С. 54-56.
17. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: «Академия», 2007. – 464 с.
18. Мамаева, С.В. Исследование круга чтения младших школьников [Текст] / С.В. Мамаева, А.П. Якушева // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016 г. Ч. 1. - С. 179-182.
19. Московкина, Е.А. Специфика формирования круга детского чтения в образовательных программах начальной школы России [Текст] / Московкина Е.А. // Опыт, проблемы и пути совершенствования качества подготовки специалистов в сфере культуры и искусства : материалы XVIII Всероссийской научно-методической конференции, 2019. – С. 36-44.
20. Омарокова, М.И. Основы обучения чтения младших школьников: учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика нач. образования» [Текст] / М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 127 с.
21. Основы общей психологии: учебное пособие [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.
22. Первова, Г. М. Законы формирования круга детского чтения [Текст] / Г. М. Первова // Начальная школа, 2015. – № 1. – С. 17-21.
23. Пересада, О.В. Формирование читательского интереса младших школьников средствами инновационных технологий буктрейлера и виртуальной книжкой выставки [Текст] / О.В. Пересада, Н.А. Корепина // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2021. – Т. 6. – № 6. – С. 981-989.
24. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя [Текст] / Т. Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 22 с.
25. Самойлова, М.И. Основные подходы к формированию круга детского чтения и принципы отбора произведений для детей [Текст] / Самойлова М.И. // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей. Выпуск XIV, 2016. – С. 247-254.
26. Самсонова. Н. Е. Способы расширения круга чтения младшего школьника [Текст] / Н.Е. Самсонова // На рубеже эпох: подготовка учителя начальных классов в условиях ФГОС нового поколения: сборник научно-методических статей, 2015. – С. 89-95.
27. Синякова, А. В. Викторины по литературе в начальной школе [Текст] / А. В. Синякова, Н.В. Овсянникова // Известия института педагогики и психологии образования, 2020. – № 3. – С. 148-151.
28. Смахтина, А.В. Формирование потребности в чтении у младших школьников в образовательном учреждении с помощью социально-педагогических ресурсов [Текст] / А.В. Смахтина // Педагогическая перспектива, 2021. – №2. – С. 77-82
29. Смирнова, М.Г. Формирование круга чтения младших школьников в процессе изучения литературных произведений [Текст] / Смирнова М.Г., Глизерина Н.Д. // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей, 2019. – Вып. 11. – С. 352-357.
30. Степанова, А. Р. Развитие читательского интереса у младших школьников / А. Р. Степанова, С. Н. Шадрина // Глобальный научный потенциал, 2022. – № 3 (132). – С. 69-72.
31. Томилова, С.Д. Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста [Текст] / Томилова С.Д. // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 127-134.
32. Чернолецкая, А.В. К вопросу о формировании круга чтения младших школьников [Текст] / Чернолецкая А.В. // Известия института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 4. С. – 151-154.
33. Шамарина, Е.В. Методические и психолого-педагогические приемы по формированию навыка чтения у детей в начальной школе [Текст] / Е.В. Шамарина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2016. – № 4 (73). – С. 379-382.