Мир греческого ойкоса в трактате Ксенофонта Домострой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 29 29 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 30.11.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Оглавление
Введение 2
Глава I. О земле. 17
Глава II. О домашнем хозяйстве. 7
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Ксенофонт акцентирует внимание на мотивационной функции управляющего ("У некоторых личностей жажда похвалы не меньше, чем у других стремление к еде и питью") и "Невозможно приравнивать вознаграждение хорошего работника к плохому».Специфика элементов модели управляющего и его основные функциональные обязанности подробно раскрыты в 12-й главе трактата.В рамках этой модели он определил основные качества эффективного управляющего (глава 13). Управляющие должны быть честными, беспристрастными, объективными и преданными своей работе.Кроме того, Ксенофонт показывает связь между экономическими и управленческими практиками и морально-этическими проблемами.Устанавливая эффективные методы управления экономикой, Ксенофонт обращается к правилам объективности, порядочности и справедливости. В трактате он попытался продемонстрировать особенности человеческой жизни, необходимые для выработки норм правильных отношений при ведении хозяйственной деятельности, а также стремление к максимальному удовлетворению потребностей.Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сказать, что два тысячелетия Ксенофонт предложил первую научно обоснованную концепцию управления в рамках которой были сформулированы и апробированы модели эффективных управляющих.В трактате Ксенофонтом выделена и роль семьи в ведении хозяйства.Ксенофонт считает, что цель семьи - обеспечить прожиточный минимум для старости и продолжения рода. Потомки обеспечивали благополучие и бессмертие своих предков. Сыновья считались особенно ценными, поскольку считалось, что только мужчины могли поддерживать духовные отношения со своими предками.Занятость в домашних хозяйствах была разделена. Жизнеобеспечение обеспечивается работой на открытом воздухе, новорожденных кормят в помещении, готовят еду и одежду, спят и хранят запасы. Поэтому домохозяйство подразделяется на внешнее и внутреннее.Бог приспособил природу женщин к домашней работе и заботам, а природу мужчин он приспособил к внешним. Поэтому необходимо семейное сотрудничество: "И поскольку оба пола, по сути, не способны делать все одинаково, по этой причине они еще больше нуждаются друг в друге, и эта пара еще более полезна для них самих, потому что другой силен для слабого".Средства поступают в дом благодаря деятельности мужа, и большая их часть расходуется по распоряжению жены. Нет смысла нести что-либо домой, если некому это хранить. Если распоряжения жены будут хорошими, имущество увеличится, а если плохими, то имущество уменьшится. Некоторые мужья помогают своим женам приумножать свое богатство, но, по словам Ксенофонта, большинство жен разрушают экономику. "Как несчастны те, кто говорит, что они подливают воду в воду, которая просочилась». Поэтому Ксенофонт рекомендует хорошенько подумать о том, «кого лучше сопровождать домой и детей».Лучше взять в жены грубую и робкую девушку, приручить, укрощать и воспитывать следующим образом: "Если Бог пошлет нам детей, мы подумаем о том, как нам лучше всего их воспитать.В конце концов, в наших общих интересах нанять лучших помощников и обеспечить себе средства к существованию в старости.И теперь у нас с вами общая экономика. Я отдал все, что у меня было, в нашу совместную собственность, а ты превратил все, что принес, в совместную собственность. Нет необходимости подсчитывать, кто из нас внес большую сумму, но мы должны твердо помнить, что кто из нас будет более полезным участником общего дела, тот вносит большую сумму".Первым законом домашнего хозяйства должна быть система постоянного владения. "Человек, который больше всего выигрывает, сохраняя вещи в целости, и больше всего теряет, уничтожая их, должен заботиться об этом больше всех". Забота - прибыльный бизнес.Рачительность совместная жены и мужа приводит к процветанию хозяйства.Описывая роль дома и жены, Ксенофонт сравнивает функцию пчелиного роя и матки в нем. Роль жены заключается в хранении и распределении полученных ресурсов.В мире нет ничего более полезного и прекрасного, чем порядок. У каждой вещи должно быть свое место. Порядок - основа домашнего благополучия.Хозяйке нужно показать принцип устройства дома. Муж должен ее всему научить. В том числе научить выполнять все обязательства в соответствии с законом. На жену возлагается большой объем работы.Необходимо прививать честность своим слугам. Обеспечить все условия для реализации деятельности слуги, чтобы не возникало желания воровать. Не будет напрасным похвалить хорошего слугу и начать уважать его как личность. Это и есть стимул для работы.Ксенофонт акцентирует внимание на том факте, что необходимо воспитывать у людей способность разумно понимать свои обязанности. Концентрированным выражением этого является долг. Ксенофонт описывает это так."Боги пришли к выводу, что люди не могут жить счастливо, не понимая своих обязанностей и не пытаясь их выполнять, и что они дарят счастье разумным людям и прилежным людям, но не другим. С этой точки зрения, я уважаю богов превыше всего, но я стараюсь действовать так, чтобы они даровали мне здоровье, физическую силу, уважение, любовь среди друзей, честь и благополучное возвращение с войны, а также приумножение богатства честным путем по моим молитвам".Эстетика Ксенофонта раскрывается во взаимодействии человека и природы, благочестивом отношении человека к сельскому хозяйству и управлению, ценностном отношении к окружающей действительности. "Для тех, кто знает, как использовать каждый из них, это ценность, но для тех, кто не знает как, это не ценность."Ценность - это то, из чего вы можете извлечь выгоду".Для Ксенофонта "красивый и благообразный" - это "идеальный человек", который умеет одеваться и придерживается порядка в бизнесе и дома. Что касается внешности, то "красивая" - это естественно. "Самое приятное для человека - это тело в его первозданном виде..."По словам Ксенофонта, для того, чтобы женщина была красивой, "она не должна сидеть на одном месте, если она знает что-то лучше других, она должна учить служанок, поваров, а если она знает что-то неправильно, она должна научиться этому сама... Походить по дому и убедиться все находится там, где и должно быть. Это будет забота. Хорошим упражнением является намачивание, разминание, выбивание и складывание одежды и покрывал. При такой гимнастике повысится аппетит, улучшится самочувствие, и цвет лица действительно станет лучше…»Женщина должна быть "опрятной", так она будет привлекательной, особенно когда к этому присоединяется желание понравиться мужу, а не бессознательно служить..."Ксенофонт, развивая идею красивых вещей, говорит: "Люди называются красивыми и добрыми в одном и том же отношении... Справедливые поступки и, в целом, все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши...». "Хороший и добропорядочный человек, у которого достаточно еды, сохранит свое здоровье, если он добудет ее трудом, а получение ее трудом увеличит его силы...В целом, следует думать, что правильный уход за собой и отказ от предавания лени скорее улучшат состояние.».Итак, анализируя Ксенофонта, мы приходим к выводу, что доброе, красивое, благостное всегда полезно. Людей нужно учить видеть внутреннюю сущность человека, его духовные качества, потому что красота, благородство, смирение, грубость и другие человеческие качества напрямую не выражаются в его внешности. Следовательно, это не просто имитация существующего внешнего индивидуума, а проникновение в суть, выражение причинно-следственных связей с архетипом, универсальным и идеальным: красотой, благостью, благонравием. Следует отметить, что в заключении анализа "Домостроя" Ксенофонт рассматривает вопросы управления, начиная с рассмотрения вопроса на правительственном уровне.ЗаключениеКсенофонт (430-354 до н.э.) родился и вырос в аристократической и очень богатой афинской семье. Он был сторонником спартанских порядков и противником рабовладельческой демократии.Главный труд Ксенофонта, посвященный экономическим вопросам, — «Домострой» — представляет собой наставление по организации рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт — сторонник рационального ведения хозяйства, отсюда его интерес к домоводству как науке. "Домоводство - это название науки, которая позволяет людям обогащать экономику, экономика - это вся собственность без исключения, и я бы назвал богатство полезным людям в жизни.А что полезно, так это все, чем человек умеет пользоваться".В заявлении Ксенофонта научный анализ домашней экономики можно четко увидеть главным образом с точки зрения потребительской ценности натурального сельского хозяйства. Однако Ксенофонт видел необходимость сосредоточить внимание на меновой стоимости, на важности ведения прибыльной экономики в смысле накопления денег. По его мнению, единственный способ разбогатеть - это "жить так, чтобы был избыток". Прибыльность хозяйства Ксенофонт связывает с куплей-продажей рабовладельческих плантаций, «имений», различных вещей, в частности хлеба. Взгляды Ксенофонта на домоводство отражали процессы развития обмена в недрах натурального в основе своей рабовладельческого хозяйства.Ксенофонт также показывает, насколько важно учитывать все элементы управления экономикой на примере сельского хозяйства. В каждой главе он делится своим опытом, и в результате получается полное представление умелого руководящего лица. Ксенофонт дает нам практические советы о том, как стать ценным и незаменимым специалистом.Хотя это произведение написано давно, его основные принципы сохранили актуальность и на сегодняшний день.Список использованных источников и литературыИсточники: Ксенофонт. Домострой / пер.С. И. Соболевского под ред. А. А. Столярова, 2001.Литература:Андреев, В. Н. Аграрные отношения в Аттике в V–IV вв. до н. э./ /Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983. 423 с. Андреев, Ю.В., Кузищин, В.И., Маринович, Л.П., Кошеленко, Г.А. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1986. 382 с.Борщ, И.Е. Сведения о рабах и рабстве в произведениях Ксенофонта «Экономик» и «Меморабилии» // Вестник древней истории. 1963. № 3. С. 107–112.Бочко, В.С. «Ойкономика» Ксенофонта: ее значение для современной экономической науки // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 3. С. 341-356.Брюле, П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. М., 2005. С. 264.Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. М.: Высш. шк., 1988. С. 504.Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков. СПб: Алетейя, 1995. С. 594Глускина, Л.М. О специфике греческого классического полиса в связи с проблемой его кризиса // Вестник древней истории. 1973. № 2. С. 27–42. Глускина, Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1975. 179 сДревнегреческо-русский словарь [в 2-х тт.]: Ок. 70 000 слов (в обоих томах) / Составил И.Х. Дворецкий; Под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР С.И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С.И. Соболевским. М.: ГИС, 1958. С. 1915Кузищин, В. И. Хозяйство Исхомаха и имение Катона: две модели античного поместья // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. Доклады конференции — М.: ИВИ РАН, 1999. С. 99–113.Кузищин В. И. Этика труда в античности // Исследования в области экономической истории античности. СПб.: Алетейя, 2011. 654 с. Куланж, Ф. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010. С. 207 Муравьева, Л.А. Финансово-экономическое развитие Древней Греции // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 5. С. 58-69. Окунь, Т.В. Проблемы управления в экономической теории Ксенофонта // Вестник Челябинского государственного университета. 1999. № 1. С. 51-58. Писаревская, А.А. Положение женщины в Афинской демократии // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 26. С. 39–43.Рымарович, С.Н. Дом-ойкос, государство-полис и мир-космос: смысловая иерархия бытия в античной культуре // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 12. С. 339-343.Соболевский С. И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения. Л.: ACADEMIA, 1935. 417 с. Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. 319 с. Суриков, И.Е. Античная Греция: Механизмы политической жизни (Opusculaselecta III). 2-е изд. М.: Издательский Дом ЯСК, 2022.Суриков, И.Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. На пороге нового мира. М.: 2015. С. 193. Федоров, В.М. «Домострой» Ксенофонта и модель эффективного управления // Омский научный вестник. Серия «Общество. История». 2022. Т. 7. №1. С. 127-131.Фролов Э. Д. Ксенофонт и поздняя тирания // ВДИ. — 1969. Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1991. Фролов Э. Д. Экономические взгляды Ксенофонта // Учёные записки ЛГУ, № 192, Серия исторических наук, вып. 21. — 1956. С. 53–80. Чеснокова, Л.В. Ойкос как пространство лишенности: представления о приватности в Античности // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 4 (75). С. 65-69.Cawkwell, G. Xenophon the Athenian: the Problem of the Individual, 1977. С. 183.Sarah B. Pomeroy. Xenophon, Oeconomicus: A Social and Historical Commentary. Oxford: ClarendonPress, 1994.Strauss, L. Xenophon's Socratic Discourse; An Interpretation of the Oeconomicus. Ithaca: Cornell University Press, 1970. С. 232.Leshem, D. What Did the Ancient Greeks Mean by Oikonomia? // Journal of Economic Perspectives. 2016. C. 225–231.

Список использованных источников и литературы

Источники:
Ксенофонт. Домострой / пер. С. И. Соболевского под ред. А. А. Столярова, 2001.
Литература:
1. Андреев, В. Н. Аграрные отношения в Аттике в V–IV вв. до н. э./ /Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983. 423 с.
2. Андреев, Ю.В., Кузищин, В.И., Маринович, Л.П., Кошеленко, Г.А. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1986. 382 с.
3. Борщ, И.Е. Сведения о рабах и рабстве в произведениях Ксенофонта «Экономик» и «Меморабилии» // Вестник древней истории. 1963. № 3. С. 107–112.
4. Бочко, В.С. «Ойкономика» Ксенофонта: ее значение для современной экономической науки // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 3. С. 341-356.
5. Брюле, П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. М., 2005. С. 264.
6. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. М.: Высш. шк., 1988. С. 504.
7. Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков. СПб: Алетейя, 1995. С. 594
8. Глускина, Л.М. О специфике греческого классического полиса в связи с проблемой его кризиса // Вестник древней истории. 1973. № 2. С. 27–42.
9. Глускина, Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1975. 179 с
10. Древнегреческо-русский словарь [в 2-х тт.]: Ок. 70 000 слов (в обоих томах) / Составил И.Х. Дворецкий; Под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР С.И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С.И. Соболевским. М.: ГИС, 1958. С. 1915
11. Кузищин, В. И. Хозяйство Исхомаха и имение Катона: две модели античного поместья // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. Доклады конференции — М.: ИВИ РАН, 1999. С. 99–113.
12. Кузищин В. И. Этика труда в античности // Исследования в области экономической истории античности. СПб.: Алетейя, 2011. 654 с.
13. Куланж, Ф. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010. С. 207
14. Муравьева, Л.А. Финансово-экономическое развитие Древней Греции // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 5. С. 58-69.
15. Окунь, Т.В. Проблемы управления в экономической теории Ксенофонта // Вестник Челябинского государственного университета. 1999. № 1. С. 51-58.
16. Писаревская, А.А. Положение женщины в Афинской демократии // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 26. С. 39–43.
17. Рымарович, С.Н. Дом-ойкос, государство-полис и мир-космос: смысловая иерархия бытия в античной культуре // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 12. С. 339-343.
18. Соболевский С. И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения. Л.: ACADEMIA, 1935. 417 с.
19. Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. 319 с.
20. Суриков, И.Е. Античная Греция: Механизмы политической жизни (Opuscula selecta III). 2-е изд. М.: Издательский Дом ЯСК, 2022.
21. Суриков, И.Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. На пороге нового мира. М.: 2015. С. 193.
22. Федоров, В.М. «Домострой» Ксенофонта и модель эффективного управления // Омский научный вестник. Серия «Общество. История». 2022. Т. 7. №1. С. 127-131.
23. Фролов Э. Д. Ксенофонт и поздняя тирания // ВДИ. — 1969.
24. Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1991.
25. Фролов Э. Д. Экономические взгляды Ксенофонта // Учёные записки ЛГУ, № 192, Серия исторических наук, вып. 21. — 1956. С. 53–80.
26. Чеснокова, Л.В. Ойкос как пространство лишенности: представления о приватности в Античности // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 4 (75). С. 65-69.
27. Cawkwell, G. Xenophon the Athenian: the Problem of the Individual, 1977. С. 183.
28. Sarah B. Pomeroy. Xenophon, Oeconomicus: A Social and Historical Commentary. Oxford: Clarendon Press, 1994.
29. Strauss, L. Xenophon's Socratic Discourse; An Interpretation of the Oeconomicus. Ithaca: Cornell University Press, 1970. С. 232.
30. Leshem, D. What Did the Ancient Greeks Mean by Oikonomia? // Journal of Economic Perspectives. 2016. C. 225–231.