Развитие коммуникативных возможностей детей с РАС в процессе освоения элементов актерского мастерства
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 02.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных возможностей детей с РАС 8
1.1 Особенности коммуникативного развития детей с РАС 8
1.2 Актерское мастерство как инструмент социализации и коммуникации 16
1.3 Потенциал актерского мастерства в коррекции коммуникативных нарушений детей с РАС 22
Выводы по главе 29
Глава 2. Эмпирическое изучение применения элементов актерского мастерства для развития коммуникативных возможностей детей с РАС 30
2.1 Оценка коммуникативных возможностей детей с РАС на констатирующем этапе исследования 30
2.2 Программа освоения элементов актерского мастерства детьми с РАС 40
2.2 Организация занятий по актерскому мастерству для детей с РАС 51
2.3 Анализ и оценка результатов применения актерских методик для развития коммуникативных возможностей детей с РАС на контрольном этапе исследования 53
Выводы по главе 57
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение 65
Программное содержание: учить детей внимательно слушать и запоминать содержание произведения. Развивать умение интонационно передавать настроение персонажей; передавать своеобразие каждого игрового образа с помощью диалогов.Занятие 2.Пересказ сказки «Лисичка и Журавль».Программное содержание: продолжать учить детей воспроизводить содержание произведения, сохраняя интонационную выразительность речи каждого персонажа. Развивать память, внимание.Занятие 3.Программное содержание: показ воспитателем настольного театра по сказке «Лисичка и Журавль».Программное содержание: показать детям преимущество показа сказки способом настольного театра над прости рассказывания с демонстрацией иллюстраций. Привлекать детей к самостоятельному разыгрыванию различных видов театра.Занятие 4.Показ детьми настольного театра по сказке «Лисичка и Журавль».Программное содержание: совершенствовать интонационную выразительность речи детей. Развивать у детей воображение, фантазию. Закреплять умение передавать с помощью интонации эмоциональное состояние персонажей.Рассказ В зимнем лесу Декабрь.Занятие 1.Иллюстрированный рассказ «В зимнем лесу».Программное содержание: учить детей внимательно слушать и запоминать содержание произведения. Развивать умение интонационно передавать настроение персонажей; передавать своеобразие каждого игрового образа с помощью диалогов.Занятие 2.Пересказ рассказа «В зимнем лесу».Программное содержание: продолжать учить детей воспроизводить содержание произведения, сохраняя интонационную выразительность речи каждого персонажа. Развивать память, внимание.Занятие 3.Показ воспитателя настольного театра из подручного материала рассказ «В зимнем лесу».Программное содержание: показать детям преимущество показа рассказы способом настольного театра из подручного материала над простым рассказыванием с демонстрацией иллюстраций. Привлекать детей к самостоятельному разыгрыванию различных видов театра.Занятие 4.Показ детьми настольного театра из подручного материала рассказ «В зимнем лесу».Программное содержание: совершенствовать интонационную выразительность речи детей. Развивать у детей воображение, фантазию. Закреплять умение передавать с помощью интонации эмоциональное состояние персонажей.Юмореска Лебедь, рак и щука Январь.Занятие 1.Рассказ юморески «Лебедь, рак и щука».Программное содержание: учить детей внимательно слушать юмореску, запоминать ее содержание. Начать разучивание разминки для языка, губ, дыхания. Воспитывать желание и интерес заниматься театрализованным деятельностью.Занятие 2.Пересказ юморески «Лебедь, рак и щука».Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально и интонационно выразительно характеризовать персонажи с помощью речи, мимики, жестов. Развивать умение импровизировать.Занятие 3.Показ настольного театра игрушек по юмореске «Лебедь, рак и щука».Программное содержание: учить детей показывать настольный театр игрушек. Закреплять умение интонационно выразительно передавать эмоциональное состояние персонажей. Вызвать у детей желание самим показывать настольный театр.Занятие 4.Игра-драматизация» по юмореске «Лебедь, рак и щука».Программное содержание: продолжать учить детей инсценировать произведение, закрепить умение детей самостоятельно показывать настольный театр игрушек. Развивать умение детей с помощью голоса и действий передавать эмоции.Сказка Господин Коцкий Февраль.Занятие 1.Рассказ сказки «Господин Коцкий».Программное содержание: учить детей внимательно слушать сказку, запоминать ее содержание. Продолжать учить детей правильно выполнять упражнения разминки. Закреплять умение интонационно передавать различные эмоциональные состояния персонажей.Занятие 2.Пересказ сказки «Господин Коцкий»Программное содержание: продолжать учить детей связной передавать содержание произведения. В диалогах соблюдать интонационной выразительности каждого персонажа. Побуждать детей к качественному выполнению упражнений разминки, развивать речевое дыхание, голос.Занятие 3.Показ сказки «Господин Коцкий» на фланелеграфе.Программное содержание: учить детей показывать на фланелеграфе сказку. Закреплять умение интонационно выразительно передавать эмоциональное состояние персонажей. Вызвать у детей желание самим показывать сказку.Занятие 4.Игра-драматизация по сказке «Господин Коцкий»Программное содержание: продолжать учить детей инсценировать сказку, закрепить умение детей самостоятельно обогревать персонажей. Развивать умение детей с помощью голоса и действий передавать эмоции, радость, испуг, горе.Сказка Три поросенка Март.Занятие 1.Слушание сказки «Три поросенка»Программное содержание: учить детей внимательно слушать и запоминать содержание произведения. Развивать умение интонационно передавать настроение персонажей; передавать своеобразие каждого игрового образа с помощью диалогов.Занятие 2.Пересказ сказки «Три поросенка».Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально и интонационно выразительно характеризовать персонажи с помощью речи, мимики, жестов. Развивать умение импровизировать.Занятие 3.Показ воспитателя теневого театра по сказке «Три поросенка».Программное содержание: показать детям преимущество показа сказки способом теневого театра над простым рассказыванием с демонстрацией иллюстраций. Привлекать детей к самостоятельному разыгрыванию различных видов театра.Занятие 4.Игра - драматизация сказки «Три поросенка».Программное содержание: продолжать учить детей имитировать движения животных игр - драматизаций; учить создавать своеобразие каждого игрового образа с помощью интонации; упражнять в умении интонационно передавать настроение персонажей.Сказка Заяц портной Апрель.Занятие 1.Чтение сказки «Заяц портной».Программное содержание: учить детей внимательно слушать и запоминать содержание произведения. Развивать умение интонационно передавать настроение персонажей; передавать своеобразие каждого игрового образа с помощью диалогов.Занятие 2.Пересказ сказки «Заяц портной».Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально и интонационно выразительно характеризовать персонажи с помощью речи, мимики, жестов. Развивать умение импровизировать.Занятие 3.Показ воспитателя театра по сказке «Заяц портной».Программное содержание: показать детям преимущество показа сказки способом инсценировки театра над простым рассказыванием. Привлекать детей к самостоятельному разыгрыванию различных видов театра.Занятие 4.Показ детьми театра по сказке «Заяц портной».Программное содержание: совершенствовать интонационную выразительность речи детей. Развивать у детей творчество, воображение, фантазию. Закрепить умение пользоваться пальчиковым театром, передавать эмоциональное состояние персонажей.Сказка Коза – дереза Май.Занятие 1.Чтение сказки «Коза - дереза».Программное содержание: учить детей внимательно слушать и запоминать содержание сказки. Развивать умение интонационно передавать настроение персонажей; передавать своеобразие каждого игрового образа с помощью диалогов.Занятие 2.Пересказ сказки «Коза-дереза».Программное содержание: учить детей внимательно слушать и запоминать содержание произведения. Развивать умение интонационно передавать настроение персонажей; передавать своеобразие каждого игрового образа с помощью диалогов. Продолжать учить детей правильно выполнять упражнения разминки. Закреплять умение интонационно передавать различные эмоциональные состояния персонажей.Занятие 3.Игра - драматизация по сказке «Коза - дереза».Программное содержание: продолжать учить детей имитировать движения животных игр- драматизаций; учить создавать своеобразие каждого игрового образа с помощью интонации; упражнять в умении интонационно передавать настроение персонажей.Занятие 4.Показ детьми театра Би -Ба-бо по сказке «Коза - дереза».Программное содержание: совершенствовать интонационную выразительность речи детей. Развивать у детей воображение, фантазию. Закреплять умение передавать с помощью интонации эмоциональное состояние персонажей, пользоваться куклами театра би - ба - бо.Таким образом, нами была создана подборка пальчиковых игр и упражнений, игр-медитаций, артикуляционных упражнений, речевых игр, подвижных игр на закрепление грамматических категорий, загадок к сказкам, чистоговорок, скороговорок, подборка произведений в поэтическом жанре по мотивам сказок, что позволило дополнить процесс развития коммуникативных возможностей детей с РАС. Таблица 5Содержание работы по реализации комплекса занятийВид работыСрокиОтветственныеИгры и упражнения для развития речевого дыхания; артикуляционные упражненияЕжедневноВоспитатели, логопеды, родителиУпражнения для развития дикции и интонационной выразительностиЕжедневноВоспитатели, логопеды, родителиТворческие игры со словами («Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Скажи по-другому» …)ЕжедневноВоспитатели, родителиТеатрализованные упражнения, этюды; разыгрывание этюдов по сказкам (пришла лиса к журавлю на званый пир…); сочинение этюдов детьмиЕженедельноВоспитатели, музыкальный руководительУчастие детей в мини-спектаклях по хорошо знакомым сказкам1 – 2 раза в месяцВоспитатели, музыкальный руководительИнсценировка небольших стихотворений, потешек, песенокЕженедельноВоспитателиТеатрализованные занятия (серия) по развитию интонационной выразительности (с приглашением родителей)ЕженедельноВоспитатели, музыкальный руководительЧтение (пример выразительной речи взрослого), определение в тексте средств звуковой выразительности речи ЕжедневноВоспитатели, родителиПополнение уголка художественной литературыЕжемесячноВоспитатели, родителиТеатрализованные игры с использованием разных видов театраЕжемесячноВоспитателиРассказывание по рисункам, фотографиям («Наш спектакль», «Мой любимый герой»)1-2 раза в месяцВоспитатели, родителиТеатрализованные развлечения «В гостях у сказки», «Путешествие по русским народным сказкам» и др.1 -2 раза в месяцВоспитатели, музыкальный руководительБеседы по картинкам, иллюстрациям книг; определение настроения героев, произнесение фраз с соответствующими интонациямиЕженедельноВоспитатели, логопеды, родителиКаждый из этих видов имеет свои специфические потенциальные возможности по развитию речи детей, их игровой деятельности и ставит свои приоритетные речевые задания. Когда ребенок просматривает представление, он воспринимает лучшие образцы правильной литературной речи, способствует развитию и совершенствованию его собственной связной речи. В театрализованной игре на основе художественной литературы обогащается и активизируется словарь детей, формируется умение самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет, подбирать должное речевое оформление для реализации замысла, идеи. Во время подготовки театрального представления ребенок также выполняет упражнения, направленные на развитие выразительности, образности речи и усваивает воспринятые ранее речевые формы, на что указывает С. Мерзоякова [45].Кроме этого, нами была разработана система работы с педагогами ДОУ, направленная на расширение их опыта по формированию умений коммуникативных возможностей детей с РАСсредствами театрализованной деятельности.Таблица 5План работы с воспитателями Мероприятие Цель Форма проведенияСеминар-практикум: Развитие коммуникативных возможностей детей с РАСЦель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию коммуникативных возможностей детей с РАС.Семинар-практикумКонсультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных возможностей детей с РАС»Цель: расширить представления воспитателей о процессе развития коммуникативных возможностей детей с РАС.Консультация Семинар-практикум для воспитателей «Методы и приемы по формированию коммуникативных возможностей детей с РАС»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию коммуникативных возможностей детей с РАС.Семинар-практикумМастер-класс. Развитие коммуникативных возможностей детей с РАС посредством театрализованной деятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию коммуникативных возможностей детей с РАС.Мастер-классНа основании этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная деятельность имеет большие возможности в развитии коммуникативных возможностей детей с РАС, это эффективный метод развития языка, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательнадля детей, педагогов, родителей.2.2 Организация занятий по актерскому мастерству для детей с РАСЗанятия для детей с расстройствами аутистического спектра были организованы с учетом специфических потребностей и особенностей каждого ребенка. В рамках программы для детей с РАС была подготовлена группа детей. Занятия проводились в специально подготовленной комнате, оборудованной в соответствии с потребностями детей с аутизмом.На каждом занятии уделялось внимание индивидуальным потребностям каждого ребенка. Фасилитаторы, включая специально обученных терапевтов и педагогов, взаимодействовали с детьми с большим пониманием и терпимостью.Занятия включали в себя ряд актерских упражнений и ролевых игр, разработанных с учетом специфики аутистического спектра. Были использованы визуальные средства, такие как яркие костюмы и реквизит, чтобы сделать уроки более привлекательными для детей.Сам процесс занятий был структурированным. Каждое занятие начиналось с разминки, после чего дети учились выражать эмоции и играть роли. Визуальные планы и расписания помогали детям понимать последовательность уроков.Особое внимание уделялось развитию социальных навыков. Дети были вовлечены в упражнения, которые способствовали улучшению их способности взаимодействовать в группе и понимать эмоции других участников.Родители также участвовали в процессе обучения, получая рекомендации и инструкции по тому, как поддерживать развитие навыков актерского мастерства дома.В процессе занятий дети с РАС проявили значительный прогресс в развитии коммуникационных навыков, уверенности в себе и способности выражать эмоции. Программа учитывала индивидуальные потребности и достижения каждого участника, и дети с радостью участвовали в каждом новом уроке.Итак, организация занятий по актерскому мастерству для детей с РАС требует специфического и индивидуального подхода, который способствует развитию социальных навыков, самовыражению и уверенности в себе у детей с аутизмом. Этот опыт подчеркивает важность инклюзивных и поддерживающих программ для детей с РАС, которые помогают им развивать свой потенциал и лучше взаимодействовать с окружающим миром.2.3 Анализ и оценка результатов применения актерских методик для развития коммуникативных возможностей детей с РАС на контрольном этапе исследованияПрограмма была создана педагогами, психологами и специалистами в области аутизма, учитывая особенности этой группы детей. Она включала в себя разнообразные актерские упражнения и методики, направленные на развитие навыков общения, эмоциональной выразительности и взаимодействия с окружающим миром.Программа была внедрена в рамках учебных и коррекционных занятий, проводившихся как индивидуально, так и в группах. Дети с расстройствами аутистического спектра участвовали в уроках актерского мастерства, где выполняли упражнения, игры и ролевые сценарии, способствующие развитию их коммуникативных и социальных навыков.Дети были вовлечены в процесс обучения с учетом их индивидуальных потребностей и уровня аутистического спектра. Программа уделяла внимание адаптации уроков под конкретные особенности каждого ребенка, создавая условия для комфортного обучения.После ряда занятий, дети начали проявлять видимые позитивные сдвиги. Они стали более активными и выразительными в общении, лучше понимали и интерпретировали чувства и эмоции других людей. Уровни мотивации, эмоциональной активности и деятельностной активности, как указано в таблице, улучшились, что свидетельствует о позитивном воздействии программы на коммуникативные навыки детей с аутизмом.Представим результаты повторного наблюдения за детьми с аутизмом. Таблица 7Характеристика критериев коммуникативной активности детей с РАС (%) на начальном и итоговом этапе исследования УровеньМотивационныйЭмоциональныйДеятельностныйначальная диагностикаитоговая диагностиканачальная диагностикаитоговая диагностиканачальная диагностикаитоговая диагностикаДостаточный7.4159.2612010Низкий35.24531.485044.4460Очень низкий57.44059.264855.5630Таблица предоставляет информацию о характеристиках коммуникативной активности детей с расстройством аутистического спектра на начальном и итоговом этапе исследования, выраженных в процентах, сгруппированных по уровню мотивационной, эмоциональной и деятельностной активности. Уровень активности: ДостаточныйМотивационная активность: на начальной диагностике составляла 7.4%, а на итоговой диагностике увеличилась до 15%.Эмоциональная активность: сначала была на уровне 9.26%, а к итоговой диагностике выросла до 12%.Деятельностная активность: начально была нулевой (0%), но к итоговой диагностике составила 10%.Уровень активности: низкийМотивационная активность: начально составляла 35.2%, а к итоговой диагностике увеличилась до 45%.Эмоциональная активность: начально была на уровне 31.48%, а к итоговой диагностике выросла до 50%.Деятельностная активность: начально была 44.44%, а к итоговой диагностике выросла до 60%.Уровень активности: очень низкийМотивационная активность: начально составляла 57.4%, а к итоговой диагностике снизилась до 40%.Эмоциональная активность: начально была на уровне 59.26%, а к итоговой диагностике снизилась до 48%.Деятельностная активность: начально была 55.56%, а к итоговой диагностике снизилась до 30%.Интерпретация таблицы показывает, как изменялись уровни мотивации, эмоциональной активности и деятельностной активности детей с расстройством аутистического спектра с начальной диагностики до итоговой диагностики. На основе этих данных можно сделать вывод о динамике коммуникативной активности в зависимости от уровня активности на начальном этапе исследования.Позитивные сдвиги были достигнуты благодаря разработке и апробации программы освоения элементов актерского мастерства детьми с расстройствами аутистического спектра. Эта программа представляет собой важный инструмент, который помог детям с аутизмом улучшить свои коммуникативные навыки и проявить более высокую мотивацию, эмоциональную активность и деятельностную активность. Это свидетельствует о положительном влиянии программы на развитие и адаптацию детей с расстройствами аутистического спектра, что может иметь важное значение для их качества жизни и будущего успеха.Успех данной программы не только способствует улучшению коммуникативных навыков участников, но также увеличивает их шансы на более успешное социальное взаимодействие и включение в общество, что важно для их будущего благополучия.Таким образом, программа освоения элементов актерского мастерства среди детей с расстройствами аутистического спектра оказала положительное воздействие на их коммуникативные навыки и социальную адаптацию, а также обеспечила им индивидуализированную и эффективную поддержку.Выводы по главеВ рамках данной работы проведена начальная оценка коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Это важный шаг для понимания их исходного уровня коммуникативных навыков.Были использованы специальные методики и инструменты для определения уровня коммуникативных навыков у детей с РАС. Результаты оценки показали, что у детей с РАС обычно наблюдаются определенные проблемы в области коммуникации.Разработана и представлена программа освоения элементов актерского мастерства детьми с РАС. Программа была разработана с учетом особенностей детей с РАС и включала в себя различные упражнения и игры, направленные на развитие коммуникативных навыков. Рассмотрена организация занятий по актерскому мастерству для детей с РАС. Были предложены различные методики и подходы к проведению занятий, учитывающие особенности детей с РАС. Отмечается, что важно создавать благоприятную и поддерживающую атмосферу на занятиях, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно и участвовать активно.В работе проведен анализ и оценка результатов применения актерских методик для развития коммуникативных возможностей детей с РАС на контрольном этапе исследования. Результаты показали, что использование элементов актерского мастерства может положительно влиять на коммуникативные навыки детей с РАС. Дети стали более открытыми и активными в общении, улучшилась их способность к восприятию и передаче информации.Таким образом, применение элементов актерского мастерства может быть эффективным для развития коммуникативных возможностей детей с РАС. Однако, необходимо продолжать исследования в данной области и разрабатывать более подробные и адаптированные программы для работы с этой категорией детей.ЗаключениеВ работе были рассмотрены особенности коммуникативного развития детей с расстройствами аутистического спектра, а также рассмотрено актерское мастерство как инструмент социализации и коммуникации. Был выявлен потенциал актерского мастерства в коррекции коммуникативных нарушений у детей с РАС. Эти аспекты подтверждают важность и актуальность изучения коммуникативных возможностей детей с РАС и применения актерских методик в этом контексте. Выводы данной главы подчеркивают, что актерское мастерство может служить мощным инструментом в помощи детям с РАС в развитии и улучшении их коммуникативных навыков.Глава 2 была посвящена оценке коммуникативных возможностей детей с РАС на начальном этапе исследования, разработке программы освоения элементов актерского мастерства, организации занятий по актерскому мастерству для этой категории детей, и анализу результатов применения актерских методик на контрольном этапе исследования. В данной главе были представлены практические шаги и методики, которые могут помочь детям с РАС улучшить свои коммуникативные навыки и социальную адаптацию.Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:Актерское мастерство действительно имеет потенциал в коррекции коммуникативных нарушений у детей с РАС. Это подтверждается результатами анализа, представленными в данной работе.Программа освоения элементов актерского мастерства и организация занятий по актерскому мастерству могут быть эффективными средствами развития коммуникативных навыков детей с РАС.Результаты исследования свидетельствуют о потенциале актерских методик в помощи детям с РАС в их социализации и коммуникации.В целом, данная работа подчеркивает важность дальнейших исследований и разработки методик для использования актерского мастерства в коррекции коммуникативных нарушений у детей с РАС. Это может привести к улучшению качества жизни и социализации этой категории детей, а также дать им возможность развивать свой потенциал в полной мере.Список использованных источниковАкулова О. А. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 57 64Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. 3е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 400 с.Аматьева А.П. Диагностика и развитие творческих способностей дошкольников в театральноигровой деятельности // Наука и образование. 2017. № 5-6. С.7780.Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д.В. Ермолаева. — Москва: Теревинф, 2006. — 216 с.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2011. 301 с.Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007 – 108 с.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) М.: Теревинф, 2007 – 108с.Башина В.М. Аутизм в детстве. - М .: «Медицина», 1999. - 236 с. Башина В.М. Диагностика детского аутизма в хронобиологическом аспекте// Журнал неврологии и психиатрии. - Изд. № 4, 2010г. Богдашина А.А. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк: «Лебедь», 1999. - 112 с.Богдашина А.А. Аутизм: содержание и характеристика.Донецк: «Лебедь», 2010. – 112 с.Богуш А.М. Речевое развитие детей: Сущность и пути реализации // Дошкольное воспитание. 2013. № 6. С. 35Бочкарева Л. П. Театральноигровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск, ИПКПРО, 2014. 219 с. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста СПб. Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.Гайдукевич С.Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.Учеб. -метод.пособие Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. - Вентланд М., 2009. - 276 с.Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов \ Пер. с англ. А.В. Деряевой; под науч.ред. Л. Шипицыной, Д.Н. Исаева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -144 с. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В., Детский аутизм: диагностика и коррекция.Учеб. пособие.Санкт- Петербург: Дидактика плюс, 2004. - 80 с. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция.СПб. Дидактика Плюс, 2004. — 80 с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Спецлит. 2001. — 463 с.Купчак А. Н. Система логопедической коррекции с детьми с расстройствами спектра аутизма / А. Н. Купчак. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis.../cgiirbis_64.exe. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция Москва; Альфа, 1990.Ли Л. (сост.) Учебное Пособие по Аутизму.Учебное пособие, 2013. - 43 с.Литвинова А. В. К вопросу систематизации речевых нарушений при аутизме / В. Литвинова // Логопедия. - 2013. - № 3. - С. 48-51. Логвинова И. П. Особенности формирования невербальных средств коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с расстройствами спектра аутизма. - М., 2013 Логвинова И. П. Формирование коммуникативной потребности детей с аутизмом в невербальном взаимодействии / И. П. Логвинова // Сборник научных трудов Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко / под ред. А. В. Гаврилова, В. И. Спивака. - Каменец-Подольский: Аксиома, 2008. - С. 59-61. Мастюкова Е. М. "Лечебная педагогика" (ранний и дошкольный возраст). - М.: "Владос", 1997, 258 с. Методики развития речи и общения [Электрон. ресурс.]. - Режим доступа: http://www.autism-spectrum.org.ua/index.php/relations_therapy_uk.html. Микиртумов Б.Е., Завитаев П.Ю. Аутизм: история вопроса и современный взгляд.СПб. H-Л, 2012, 94 с.Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме Каннера. У детей DOCXМнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме Каннера у детей: Детский аутизм. Хрестоматия. СПб. 1997. – 415 с. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизиологические и психоакустические базы. - М.: Изд. ИП РАН, 1998. - 164 с.Никольская А.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М.: Теревинф, 2005. - 224с. Пасевина А. А. Возможности инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Пасевина // молодой ученый. - 2013. - № 2 (02). - С. 99-104.Петрова Е. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 3238.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.: Школьная пресса, 2014. 110 с.Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. - Минск: «Соврем. слово», 2006. - 928с. Развитие речи аутичных детей по методике Л. Г. Нуриева [Электрон. ресурс.]. - Режим доступа: http://dnz3.osvitakp.com.ua/index.php/metodychna-skarbnychka/446-rozvitok-movlennya- autichnikh -ditej-za-metodikoyu-nurievoji-lg. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Сфера, 2003.Ремшмидт Х. Психотерапия детей и подростков. Москва: Мир, 2000. - 656 с.Речевое развитие аутичного ребенка [Электрон. ресурс.]. - Режим доступа: http://www.uaua.info/osobye-deti/autizm/article-10822-movlennjeviy-rozvitok-autichnoyi-ditini/. Рождественская М. В. Синдром органического аутизма у детей с задержкой психического развития / М. В. Рождественская // Дефектология. - 2002. - № 2. - С. 46-49. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Часть 2: Психотерапия детского аутизма. М. 2011. – 315 с. Тарасун В. Концепция развития, обучения и социализации детей с аутизмом / В. Тарасун, Г. Хворова / По наук. ред. В. Тарасун - М., 2004. - 103 c. Театрализованные игры: методическое пособие / С. Мерзлякова. Москва: Обруч, 2012. 151 сФурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. С.8799.Чувашова С.Н., Корелина Ю.В. (сост.) Знакомьтесь – Аутизм.Информационный выпуск для педагогов и специалистов, образовательных учреждений. – Пермь. Благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям». – 2010. – 48 с.Шипицына Л.М., Защиринская А.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушений интеллекте. Монография. - СПб.: Речь, 2009. – 128с.Шульженко Д. И. Основы психологической коррекции аутистических нарушений у детей / Д. И. Шульженко. - К. Слово, 2009. - 381 с.Шульженко Д. И. Основы психологической коррекции аутистических нарушений у детей: Монография. - М., 2009. - 385с.ПриложениеУважаемые родители!Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу по коммуникативному развитию.Как на Вас повлиял тот факт, что у ребенка аутизм?_____________________________________________________________Фиксирует ли ребенок взгляд на вашем лице? Смотрит ли в глаза?ДаНетЗатрудняюсь ответитьПрисутствовал ли у ребенка этап гуления и лепета?ДаНетЗатрудняюсь ответитьХарактерен ли для ребенка взгляд "мимо", "сквозь" собеседника?ДаНетЗатрудняюсь ответитьВыразительна ли мимика вашего ребенка? ДаНетЗатрудняюсь ответитьОбращается ли самостоятельно ребенок к вам? ДаНетИгнорирует ли он вас? Проявляет безразличность, если ему выражают симпатию?ДаНетЗатрудняюсь ответитьВыражает ли интерес ребенок к процессу коммуникации?ДаНетЗатрудняюсь ответитьИспользуете ли вы в процессе коммуникации неречевые средства (жесты, рисунок и пр.)? ДаНетСвой вариантОтказывается ли ваш ребенок вооще от речи?ДаНетЗатрудняюсь ответитьПовторяет ли ребенок за вами определенные фразы, без осознания того, что он говорит?ДаНетЗатрудняюсь ответитьПроизносит ли ваш ребенок длинные монологи?ДаНетЗатрудняюсь ответитьВаш ребенок может поддержать разговор? ДаНетЗатрудняюсь ответитьЗатрудняют ли специфические особенности вашего ребенка процесс коммуникации с ним?Где, по Вашему мнению, лучше учиться ребенку с нарушением развития аутичного спектра?Спасибо за ответы!
1. Акулова О. А. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 57 64
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. 3 е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 400 с.
3. Аматьева А.П. Диагностика и развитие творческих способностей дошкольников в театрально игровой деятельности // Наука и образование. 2017. № 5-6. С.77 80.
4. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д.В. Ермолаева. — Москва: Теревинф, 2006. — 216 с.
5. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2011. 301 с.
6. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
7. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007 – 108 с.
8. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) М.: Теревинф, 2007 – 108 с.
9. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М .: «Медицина», 1999. - 236 с.
10. Башина В.М. Диагностика детского аутизма в хронобиологическом аспекте // Журнал неврологии и психиатрии. - Изд. № 4, 2010 г.
11. Богдашина А.А. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк: «Лебедь», 1999. - 112 с.
12. Богдашина А.А. Аутизм: содержание и характеристика. Донецк: «Лебедь», 2010. – 112 с.
13. Богуш А.М. Речевое развитие детей: Сущность и пути реализации // Дошкольное воспитание. 2013. № 6. С. 3 5
14. Бочкарева Л. П. Театрально игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск, ИПКПРО, 2014. 219 с.
15. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста СПб. Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
16. Гайдукевич С.Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учеб. -метод.пособие Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. - Вентланд М., 2009. - 276 с.
17. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов \ Пер. с англ. А.В. Деряевой; под науч.ред. Л. Шипицыной, Д.Н. Исаева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -144 с.
18. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В., Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учеб. пособие. Санкт- Петербург: Дидактика плюс, 2004. - 80 с.
19. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. СПб. Дидактика Плюс, 2004. — 80 с.
20. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Спецлит. 2001. — 463 с.
21. Купчак А. Н. Система логопедической коррекции с детьми с расстройствами спектра аутизма / А. Н. Купчак. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis.../cgiirbis_64.exe.
22. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция Москва; Альфа, 1990.
23. Ли Л. (сост.) Учебное Пособие по Аутизму. Учебное пособие, 2013. - 43 с.
24. Литвинова А. В. К вопросу систематизации речевых нарушений при аутизме / В. Литвинова // Логопедия. - 2013. - № 3. - С. 48-51.
25. Логвинова И. П. Особенности формирования невербальных средств коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с расстройствами спектра аутизма. - М., 2013
26. Логвинова И. П. Формирование коммуникативной потребности детей с аутизмом в невербальном взаимодействии / И. П. Логвинова // Сборник научных трудов Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко / под ред. А. В. Гаврилова, В. И. Спивака. - Каменец-Подольский: Аксиома, 2008. - С. 59-61.
27. Мастюкова Е. М. "Лечебная педагогика" (ранний и дошкольный возраст). - М.: "Владос", 1997, 258 с.
28. Методики развития речи и общения [Электрон. ресурс.]. - Режим доступа: http://www.autism-spectrum.org.ua/index.php/relations_therapy_uk.html.
29. Микиртумов Б.Е., Завитаев П.Ю. Аутизм: история вопроса и современный взгляд. СПб. H-Л, 2012, 94 с.
30. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме Каннера. У детей DOCX
31. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме Каннера у детей: Детский аутизм. Хрестоматия. СПб. 1997. – 415 с.
32. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизиологические и психоакустические базы. - М.: Изд. ИП РАН, 1998. - 164 с.
33. Никольская А.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М.: Теревинф, 2005. - 224с.
34. Пасевина А. А. Возможности инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Пасевина // молодой ученый. - 2013. - № 2 (02). - С. 99-104.
35. Петрова Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 32 38.
36. Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.: Школьная пресса, 2014. 110 с.
37. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. - Минск: «Соврем. слово», 2006. - 928с.
38. Развитие речи аутичных детей по методике Л. Г. Нуриева [Электрон. ресурс.]. - Режим доступа: http://dnz3.osvitakp.com.ua/index.php/metodychna-skarbnychka/446-rozvitok-movlennya- autichnikh -ditej-za-metodikoyu-nurievoji-lg.
39. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Сфера, 2003.
40. Ремшмидт Х. Психотерапия детей и подростков. Москва: Мир, 2000. - 656 с.
41. Речевое развитие аутичного ребенка [Электрон. ресурс.]. - Режим доступа: http://www.uaua.info/osobye-deti/autizm/article-10822-movlennjeviy-rozvitok-autichnoyi-ditini/.
42. Рождественская М. В. Синдром органического аутизма у детей с задержкой психического развития / М. В. Рождественская // Дефектология. - 2002. - № 2. - С. 46-49.
43. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Часть 2: Психотерапия детского аутизма. М. 2011. – 315 с.
44. Тарасун В. Концепция развития, обучения и социализации детей с аутизмом / В. Тарасун, Г. Хворова / По наук. ред. В. Тарасун - М., 2004. - 103 c.
45. Театрализованные игры: методическое пособие / С. Мерзлякова. Москва: Обруч, 2012. 151 с
46. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. С.87 99.
47. Чувашова С.Н., Корелина Ю.В. (сост.) Знакомьтесь – Аутизм. Информационный выпуск для педагогов и специалистов, образовательных учреждений. – Пермь. Благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям». – 2010. – 48 с.
48. Шипицына Л.М., Защиринская А.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушений интеллекте. Монография. - СПб.: Речь, 2009. – 128 с.
49. Шульженко Д. И. Основы психологической коррекции аутистических нарушений у детей / Д. И. Шульженко. - К. Слово, 2009. - 381 с.
50. Шульженко Д. И. Основы психологической коррекции аутистических нарушений у детей: Монография. - М., 2009. - 385с.