Основные формы мышления и их развитие (в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте и т.д.).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 23 23 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.11.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение ………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Понятие мышления ………………………………………...…..5
1.1. Характеристика мышления как психического процесса…..…5
1.2. Структура и виды мышления……………………………….…….7
1.3. Формы мышления…………………………………………..………8
Глава 2. Периодизация развития мышления…………………………11
2.1. Особенности, виды и свойства мышления детей дошкольного возраста………………………………………………………………….…11
2.2. Возрастные особенности мышления младшего школьника и подростка…………………………………………………………….…….14
2.3. Особенности мышления зрелого человека …………………..….18
Заключение ………………………………………………………………..21
Список литературы ……………………………………………………....23






Фрагмент для ознакомления

Схематическое мышление более эффективно в геометрических задачах, а словесно-логическое – в алгебраических. Кроме ситуативных, существуют еще индивидуальные особенности мышления, при этом в первую очередь имеется в виду приоритет образно-схематического или словесно-логического мышления у данного человека.1Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – как правило, сосуществуют, дополняют друг друга, раскрывают человеку разные стороны бытия.Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы ученого. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученогоВсе перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей созревания организма. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других.Каковы же возможности человека в период взрослости? Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26 – 29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30 – 33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций – памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приема информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются.Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности.Заключение В ходе данной работы было изучено функционирование мышления на различных этапах развития человека, тем самым мы проследили «путь» развития мышления в течение жизни человека. Мы изучили мышление как познавательный процесс, его виды, формы, функционирование, а также рассмотрели вопрос о соотношении с интеллектом.Рассмотрели возможности человека в разные периоды Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций.Изучением развития мышления занимались такие ученые как Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, Б.С. Волков, и мн. другие. Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степени новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. К индивидуальным особенностям мышления специалисты относят такие качества ума как: широта мышления, самостоятельность мышления, быстрота, торопливость и критичность ума. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.Список литературы1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.2. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.: ил. - (Серия "Хрестоматия по психологии). (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Хорни, Э.Тондайк, Дж.Б. Уотсон, А.Бандура, Р.Уолтерс, А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Г.В. Олпорт, Г.Ю. Айзенк, К. Леонгард).3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с. - (Серия "Хрестоматия по психологии"). (Лазурский А.Ф., Теплов Б.М., Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г., Зейгарник Б.В., Русалов В.М., Петровский А.В., Узнадзе Д.Н., Додонов Б.И., Платонов К.К., Братусь Б.С. и др.).4. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. Сост. и авт. ввод.очерков В.В. Мироненко. - М.: "Просвещение", 1977 (и 1987 г. 2-е изд.). - 528 с. (разделы общей, возрастной и педагогической психологии).5.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.6.  Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.7. М Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964.8. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1982, Т. 2. С. 6-361.10.  Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М., 1972.11. Клюева Н.В. Учим детей общению. Я.,1996.12. Лисина М.И. Избранные труды. Проблемы общения. М., Педагогика. 1986.13.  Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошк. восп. – 1989. - № 4.14. Савова М.Р. Каковы правила игры в общении. // Начальная школа. 2004, №2.15. Сахин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. М., 2002.16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 196017. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты // Изд: М.: Лист, 1996. – 320 с.18. Крайг. А. В. Психология развития [Текст] / А. В. Крайг – М.: Профиздат, 2009. – 180 с.19. Крутетский В. А. Лукин Н. С. Психология подростка [Текст] / В. А.20. Кузнецова Д. А., Братцева О. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 285-288.21. Маклаков А. Г. Общая психология. [Текст] / А. Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2012 г. – 309; 316 – 320с.22. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / В. С. Мухина – М., 2009г. – 410; 413 – 414 с.23. Немов Р. С. " Психология" Психология образования изд. [Текст] / Р. С. Немов – М: Просвещение: Владос. 2011г. – 121 с.24. Психология современного подростка: сборник (Психологический практикум). [Текст]. / Ред. Л. А. Регуш. — СПб.: Речь, 2010г. — 386 с.25. Райс. Ф. Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. [Текст] / Ф. Райс. К. Долджин – СПб.: Питер, 2012г. – 54 – 59; 205 с.26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. [Текст] / С. Л. Рубинштейн – Т.1. – Питер, 2010г. – 390 с.127. Тихомиров О. К. Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров – М., 2009г. – 256с.

Список литературы
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.
2. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.: ил. - (Серия "Хрестоматия по психологии). (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Хорни, Э.Тондайк, Дж.Б. Уотсон, А.Бандура, Р.Уолтерс, А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Г.В. Олпорт, Г.Ю. Айзенк, К. Леонгард).
3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с. - (Серия "Хрестоматия по психологии"). (Лазурский А.Ф., Теплов Б.М., Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г., Зейгарник Б.В., Русалов В.М., Петровский А.В., Узнадзе Д.Н., Додонов Б.И., Платонов К.К., Братусь Б.С. и др.).
4. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. Сост. и авт. ввод.очерков В.В. Мироненко. - М.: "Просвещение", 1977 (и 1987 г. 2-е изд.). - 528 с. (разделы общей, возрастной и педагогической психологии).
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
7. М Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964.
8. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1982, Т. 2. С. 6-361.
10. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М., 1972.
11. Клюева Н.В. Учим детей общению. Я.,1996.
12. Лисина М.И. Избранные труды. Проблемы общения. М., Педагогика. 1986.
13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошк. восп. – 1989. - № 4.
14. Савова М.Р. Каковы правила игры в общении. // Начальная школа. 2004, №2.
15. Сахин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. М., 2002.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960
17. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты // Изд: М.: Лист, 1996. – 320 с.
18. Крайг. А. В. Психология развития [Текст] / А. В. Крайг – М.: Профиздат, 2009. – 180 с.
19. Крутетский В. А. Лукин Н. С. Психология подростка [Текст] / В. А.
20. Кузнецова Д. А., Братцева О. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 285-288.
21. Маклаков А. Г. Общая психология. [Текст] / А. Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2012 г. – 309; 316 – 320с.
22. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / В. С. Мухина – М., 2009г. – 410; 413 – 414 с.
23. Немов Р. С. " Психология" Психология образования изд. [Текст] / Р. С. Немов – М: Просвещение: Владос. 2011г. – 121 с.
24. Психология современного подростка: сборник (Психологический практикум). [Текст]. / Ред. Л. А. Регуш. — СПб.: Речь, 2010г. — 386 с.
25. Райс. Ф. Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. [Текст] / Ф. Райс. К. Долджин – СПб.: Питер, 2012г. – 54 – 59; 205 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. [Текст] / С. Л. Рубинштейн – Т.1. – Питер, 2010г. – 390 с.
127. Тихомиров О. К. Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров – М., 2009г. – 256с.