Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с нарушениями интеллекта
Заказать уникальную дипломную работу- 79 79 страниц
- 69 + 69 источников
- Добавлена 14.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Закономерности нарушений фонематической стороны речи у дошкольников в онтогенезе 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика нарушений фонематической стороны речи у дошкольников 14
1.3. Особенности речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями в развитии 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ УРОВНЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 27
2.1. Организация констатирующего эксперимента по исследованию уровня нарушений фонематической стороны речи у дошкольников 27
2.2. Методика констатирующего эксперимента по исследованию уровня нарушений фонематической стороны речи у дошкольников 29
2.3. Результаты обследования фонематических процессов младших школьников с нарушениями интеллекта 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 37
3.1. Анализ изученной литературы по развитию фонематической стороны речи у дошкольников с нарушениями интеллекта. 37
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента по развитию фонематической стороны речи у дошкольников с нарушениями интеллекта. 46
3.3. Сравнительный анализ состояния фонематической стороны речи у дошкольников с нарушениями интеллекта до и после формирующего эксперимента 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Приложение 1. 69
Приложение 2 70
Приложение 3 72
Приложение 4 76
В исследовании приняли участие 30 респондентов в возрасте от 6 – 7 лет. В ходе реализации исследования применялись упреждения и задачи коррекционного характера. Для выявления ряда особенностей, характеризующих состояние фонематической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, которые необходимо учитывать при реализации комплекса логопедической программы. Проведенная практическая деятельность позволила сделать выводы:Уровень речевого развития детей с фонематической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта на констатирующем этапе был на низком уровне. Поскольку устная связная речь возможно только при условии специально направленного обучения. В работе педагогу необходимо уделять значительное внимание на формирование навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа и постановки звуков. Так же деятельность педагога при логопедической коррекционной работе, заключается в использовании коллективной и индивидуальной расстановке заданий и занятий, на которых дети дополняют пересказ предыдущего ребенка, тем самым коллективно создают историю. Для наиболее полного предолевании системного речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать монологическую и диалогистическую речь. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведения исследования применялись виды деятельности:Система заданий, направленная на оценку уровня развитие фонематической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;Анализ исследовательских работ;Методика на дыхание при произношении певчих звуков, Автор А.В. Землянская.[27]Методики обследования нарушений речи у детей, Волкова Г.А.[8]«Диагностика детей дошкольников с нарушением интеллекта», Т.А. Фотековой[65]Метод математической обработки данных.Мы смогли сформирировать следующие выводы:Из 34 участников принятых в исследования, 4 участников были на низком уровне. Участники не проявляли заинтересованность в проведении образовательной программы, все время отвлекались и всячески старались прервать проведение методики. В моменты, когда удавалось привлечь внимание, самостоятельно не могли одолеть текстовые задачи и во многом требовали помощи педагога.На среднем уровне проведения методик было 13 испытуемых, из них 7 девочек и 6 мальчиков. Данные участники проявили заинтересованность в проведении методик , активно участвовали в решении поставленных вопросов и опросов, в моменты, когда возникали трудности, обращались за помощью к педагогу, а так же проявили высокий уровень взаимопомощи.На высоком уровне было 13 человек. Дети с интересом участвовали в методиках, отвечали на вопросы, выполняли все без исключения задания и упражнения.В период проведения коррекционных методик на выявление уровня развитие фонематической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, мы ориентировались на методические рекомендации В.П. Глухова.Коррекционные методики были направлены на улучшение атмосферы в коллективе, и выявление и решение логопедических проблем. А так же на развитие фонематической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Так же коррекционные методики включали в себя ряд коллективных игр разной сложности и типологии, встречались задания на групповое выполнение, парное, и индивидуальное. В проведении коррекционных методик дети разделялись на 5 команд по 3 - 5 человек.На низком уровне результативности коррекционных методик из 34 человек принявших участие в исследовании, было 4 человек. Участники с трудом соглашались на выполнение парных заданий, так же встречались моменты протеста и отказа. Однако в конечном итоге получилось наладить контакт с участниками в проведении методик.На среднем уровне проведения коррекционных методик было 11 человек, в ходе проведения и пояснения заданий участники проявляли сотруднический характер поведения. Активно выбирали понравившийся раздаточный материал, разбивались по парам в целях необходимости выполнения задания. В моменты недопонимания или возникновения конфликтной ситуации, справлялись самостоятельно.На высоком уровне результативно использованных коррекционных методик, оказалось 15 человек. Данные испытуемые проявили отличное взаимодействие в парах, активно отвечали и участвовали во всех этапах проведения методики. Конфликтных ситуаций не возникало, если были проблемные задания, не соответствие ответов и т.д., самостоятельно находили решение.Данная методикаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Для подведения итогов данной работы невозможно не отметить широкую активность развития социальной сферы в профессиональной деятельности современного педагога. Средства и методы диагностики помогают молодому специалисту избежать неприятных трудовых ситуаций, значительно облегчают проведение и планирование профессиональной деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. Арсеньева М.В.// Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада.//М.В. Арсеньева - М.: Просвещение, 2020.-128 с.Бондарко А. В. Теория инвариантности P. O. Якобсона и вопрос об общих значениях грамматических форм // Вопросы языкознания.//А.В, Бондаренко – 1996. – Выпуск № 4 C. 5-18 .Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с. (Логопед в ДОУ).Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". - 2-е изд., - М..: Просвещение, 2006.- 288сВиноградов, Виктор Владимирович (1894-1969.). Русский язык : (Грамматическое учение о слове) : [Учеб. пособие для вузов по спец. "Рус. яз. и лит."] / В. В. Виноградов. - 3-е изд., испр. - Москва :Высш. шк., 1986. - 639,[1] с. :портр.; 22 см.; ISBN (В пер.) (В пер.) : 2 р. 50 к., 27000 экз.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. —СПб.: Детство-пресс,2018,—144 с.Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. //Г.А, Волкова//РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 1993. 45 С.Воробьева В. К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией// Нарушение речи и голоса у детей.//В.К, Воровьева - М., 2010Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме "формирование умственных действий и понятий" : [доклад на соискание ученой степени доктора психологических наук (по психологии)] / П.Я. Гальперин. – Москва : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1965. – 51 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=163317 .Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Рабочие альбомы.//Г.Г. Галкина – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006, 48 лГвездилов А.В.// преодоление недоразвития речи у детей.//А.В. Гвоздилов М.: Педагог, 2004Гвоздев, Александр Николаевич. От первых слов до первого класса : дневник науч. наблюдений / А.Н. Гвоздев. - Изд. 2-е, испр. - Москва : УРСС, 2005 (ООО Ленанд). - 322 с.; 21 см. - (Психология, педагогика, технология обучения).; ISBN 5-484-00006-8 (в обл.)Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004 – 168 с.Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24Гоголева Н. А., Цыбирева Л.В. Я учу звуки и буквы. Рабочаятетадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Предшкольная подготовка)Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет Альбомы 1, 2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009Грабенко Т.М.// Логопедия. Основы теории и практики.// Т.М. Грабенко М.:Эксмо, 2011Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 451–458Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека журнала « Логопед »).Ефименкова, Людмила Николаевна. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общ.недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1985. - 111 с. : ил.; 21 см.Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2009Епифанова О.В. Логопедия (уточнение и коррекция слоговой структуры слов). Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004, 96 с.Жукова, Надежда Сергеевна. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] : [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург :Литур, 2011. - 316, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Мастерская человека).; ISBN 978-5-9780-0422-9 (в пер.)Забибулин Р.Ж.// Методика на составление фразы по опорному материалу. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи.//Р.Ж. Забибулин - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.Запорожец, А.В. Психология действия : избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательcтво НПО 'МОДЭК', 2000. – 736 с. – (Психологи Отечества : избранные психологические труды : в 70-ти томах) . – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12564 . – 38,64 усл. печ. л. – Экземпляр № 609/37 находится в Открытом доступе на Сретенке. – ISBN 5-89502-104-2.Землянская А.В.// Консультация для педагогов Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников. Власова Т. А)//А.В. Землянская - 2-е изд., - М..: Просвещение, 2018.- 288с.Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д.// Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2020. -223 сЗащиринская О.В.// Психическое развитие в детских возрастах.// О.В. Защиринская. - 2-е изд. -М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2017. -416 с.Колесникова Е.В. Запоминаю буквы. – М.: Издательство «Ювента», 2001. – 64 с.Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Опорные конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий. – М.: Издат-во «АКАЛИС», 1996. – 80 с. Серия «Опыт работы практического педагога».Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, 5-6 лет – М.: Изд. ЮВЕНТА, 2007 (Альбомы)Кочугова Н.П. Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова (альбом)Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2010.-128 с.Лагранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.//З.Е. Лагранович – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006Лалаева, Раиса Ивановна.Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва : Гуманитарно-издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 220, [3] с. : ил.; 22 см. - (Коррекционная педагогика).; ISBN 5-691-00137-X (в пер.)Левина А. Обучаемся грамоте 4-5 лет: Тетрадь для занятий взрослых с детьми. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003 (Серия «Полный курс подготовки к школе)Лепская, Наталия Ильинична. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская ; [Российский государственный гуманитарный университет]. - 2-е изд., стер. - Москва : РГГУ, 2017. - 313, [1] с. : ил., портр., табл., факс.; 20 см.; ISBN 978-5-7281-1907-4 : 500 экз.Мастюкова, Елена Михайловна. Ребенок с отклонениями в развитии : Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. - 94,[1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-09-004049-4 : Б. ц.Маханева М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. (Программа развития)Межецкая Т.Г. Различаем звуки и буквы: пропедевтика нарушений письменной речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009, (Конфетка)Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшейлогогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями, - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 – 48 с.Мурындина, Н. А. Развитие связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями : Сборник текстов. 2–3 классы / Н. А. Мурындина. — СПб. :КАРО, 2020. — 144 с. : ил. — (Мастер-класс логопеда).Мутыгуллина А.Т.// Занятия по развитию речи.//А.Т. Мутыгуллина Москва: Чистые пруды, 2006Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи.//Н.В. Нищева - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003Останина Е.В. Буквы я запомню сам по картинкам и стихам: альбом по подготовке к школе / Е.В. Останина. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 40 с.Онтогенез речевых актов / Дж. С. Брунер // Психолингвистика : сб. ст. : [пер. с англ., итал., нем., фр.] / сост. А. М. Шахнарович ; общ.ред. А. М. Шахнаровича ; предисл. Р. М. Фрумкиной. – М., 1984. – С. 21–49.Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р. Е. Левина и др.] ;под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2013. - 366, [1] с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-91872-037-0Поволяева А.М.// Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // А.М. Поволяева. - Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24.Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком [Текст] : [Сборник статей] / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой ;Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Науч.-метод. центр рус. яз. Сектор психологии и методики обучения. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 235 с. : черт.; 21 см.Погосова Н.М.// Альбом для логопеда - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар.//Н.М. Погосова. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.Спирова, Людмила Федоровна. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : (I - IV кл.) / Л. Ф. Спиро ва. - Москва : Педагогика, 1980. - 192 с.; 20 см.Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. – М. : 2010 – 63 с.Синцова А.А. Занятия по развитию речи. Москва: Чистые пруды// А.А. Синцова-2006.Соколов Д.Ю.// Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи./\Д.Ю. Соколов. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.Сергеева Т.А.// Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей//Т.А. Сергеева. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. – 112Туманова, Татьяна Володаровна. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2005. - 45 с.Ткаченко Т.А. Букварь дошкольника. Практическое пособие.//Т.А. Ткаченко – М.: ЮНВЕС, 2002Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные звуки. Легко произносимые согласные. Труднопроизносимые согласные.//Т.А. Ткаченко – М.: ЮНВЕС, 2001Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. (пособие)//Т.А. Ткаченко – М.: ЮНВЕС, 2001Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. —Москва: ВЛАДОС, 2019,— 277 сУшакова, О. С. Методика выявления речевого развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова – М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 288 с.Федоренко, Г. А. Методика связной развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаичева. – М. : 2005 – 175 с.Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда)Филичева, Татьяна Борисовна. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - Москва :Дрофа, 2010. - 189, [1] с.; 20 см. - (Дошкольник.Логопедия).; ISBN 978-5-358-08661-6Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика).Чебанян Г.Г. // Воспитание правильной речи у детей.//Г.Г. Чебанян М., 2015. С.15 – 20Черняева С.А.// Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов// С.А. Черняева. - М.: Просвещение, 2020. С. 88ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1.Список воспитанников группы 22 «Ручеёк», диагнозы и возраст №ФИО дошкольников Диагноз Возраст1Андрей вторичное расстройство6, 11 мес. 2ПашаЗРР6, 10 мес.3МаркЗПР 6, 8 мес.4ЛевДизартрия6 ровно5ВсеволодАлалия 6, 6 мес.6Наташаглаукома6,7мес.7Ксюшаафакия6, 3 мес.8КристинаЗРР6,1 мес.9Таняамблиопия6, 5 мес.10Раямиопия6, 2 мес.11Женяастигматизм6, 6мес.12Димаамблиопия6, 4мес.13Генамиопия6, 5 мес.14Ильяастигматизм6 ровно15СережаДизартрия6, 9мес.16ДашаРинолалия6, 1 мес.17ЛидаАфазия 6, 5 мес.18ДинаРАС7 ровно19ДианаСДВГ 7, 1 мес.20КатяОлигофрения 7, 4 мес.21ЖеняЗРР6, 6мес.22ДинараЗПР 6, 4мес.23СветаДизартрия6 ровно.24Жора Алалия 6, 9мес.26Тимур РАД6, 1 мес.27Семён Олигофрения6, 5 мес.28Толя Аутизм 7 ровно29Антон Аутизм7, 1 мес.30ДимаДизартрия7, 4 мес.31ЕгорАлалия 6, 5 мес.32ТоляРАД6, 1 мес.33Тима Олигофрения5, 5 мес.34Антон Аутизм 7, 1 мес.Приложение 2Методика на дыхание при произношении певчих звуков, Автор А.В. Землянская Методика проводится в индивидуальной и групповой формеУпражнение «Ветер»Закачалось деревцо(Поднимаем ручки в верх и машем ними как «ветками»)Удержаться не легко(дети держатся зарики)Что же делать, как же быть(дети берутся за руки и растягивают хоровод в центр и в ширь) Не хочу я ведь простыть. (имитируем чихание «апчхи»)Вы большие молодцы. Задание 2. Караоке 1. Кошка на окно присела и громко запела - м – я – я – я –у – у –у !2. собака за окном бежала и кошку напугала- г – а – в! Г – а –в !3. Петушок на дереве сидел и отчаянно запел К- у-к-а-р-е-к-у!К- у-к-а-р-е-к-у!А теперь ребята мы выполняем все задания вместе на одном дыхании, наберите побольше воздуха и начинаем. Молодцы Сказка о трех поросятах 1. Жили – были три брата поросенка. Первый брак построил дом из соломы, второй брат из глины а третий брат из кирпича. 1.1 Выберите на картинке из чего построил домик первый брат (слайд 4)1.2. Выберите на картинке из чего построил домик второй брат(слайд 5)1.3. Выберите на картинке из чего построил домик третий брат(слайд 6)2. Поселился в лесу волк, узнал он про братьев - поросят и захотел их съесть.Пришел он к первому домику И как сильно начал дуть (дети изображают как волк дует на домик из соломы)(дуем пока картинка с соломенным домиком не упадет) Молодцы 3. Но братец поросенок успел убежать ко второму брату и волк его не поймал 4. Тогда волк пришел ко второму домику из глины и как начал сильно дуть что бы разрушить домик (дети изображают как волк дует на домик из глины)5. но братцы – поросята опять смогли убежать от волка. Побежали они в домик третьего брата. 6. Волку очень хотелось скушать поросят, подошел но к домику из кирпича, набрал много - много воздуха и как начал дуть из всех сил (дети набирают воздух и стараются сдуть кирпичный домик) 7. но так у волка ничего не получилось, и ушел он обратно в лес. Упражнение 3. Перед детьми стоит задача на одном дышании назвать как можно больше букв.Упражнение 4. Имитируем явления, птиц, звуки природы Дождик - кап, кап, кап.Ветер – шшшВолк воет - ууууБарабаны – бом, бом, бомБез правильного распределения воздуха и дыхания для ребенка затруднительно регулировать громкость речи, четкость, а также соблюдение пауз и плавного говорения с выразительной интонацией. Дыхательная гимнастика проводится как разминка в течении 5 – 7 минутПриложение 3Методика обследования нарушений речи у детей, Волкова Г.А.Содержание: для реализации данной методики, рекомендуется применять знакомые ребенку предметы. Например: ложка, машинка, конструктор, кукла, мяч. Далее педагог задает вопрос ребенку «что это? (И показывает на определенный предмет», ребенок называет предмет. Например педагог указал на машинку, ребенок назвал предмет. Далее педагог начинает катать машинку, и задает вопрос «Что машинка делает? И какой звук она издает?».Следующее упражнение, выполняется за ширмой. Педагог начинает шуршать пакетом, ребенок должен назвать вещь, которая издает данный звук.4 упражнение, описание комнаты или картинки. В случаях когда ребенок отказывается называть предметы или испытывает трудности, педагог задает вспомогательные вопросы или же помогает добиться желаемого результата.Задание 1. Звукоподражание Задание 2. Найти и покажи кто или что издает звук 3. задание 3 нейро – психологическое упражнение 4 упражнение, описание комнаты или картинкиПриложение 4«Диагностика детей дошкольников с нарушением интеллекта», Т.А. ФотековойЦель методики: научить ребенка составлять фразы и рассказ по отдельно подобранным картинкам или по ситуативным, а так же развивать познавательный интерес к процессу обучения и игровой деятельности. Задание 1. Проверка состояния фонематического восприятия Инструкция: Педагог выполняет работы у карточками. Показывает ребенку карточку и проговаривает. Задача ребенка слушать внимательно и повторять слоги с максимально возможной точностью Предъявление – воспроизведение :Ба – па па – баЖи – ши ши – жиЦа – саса – цаЗадание 2. Исследование артикуляционной моторикиИнструкция: я показываю тебе движения частями лица, а ты за мной повтори Улыбка Язык лопата Язык иголочка Маятник Улыбка – трубочкаЗадание 3. Исследование звукопроизношенияИнструкция: повтори за мной цепочку слов, старайся не пропускать слова и не менять из местамиМаска – паста – кружка – блюдцеЦветок – роза – собака – солнцеКошка – цыпленок – котенок – носЕсли ребенок испытывает трудности в запоминании или произношении, требуется повторить цепочку слов, изменить темп речи, применить вспомогательные карточки, вернуться к предыдущему заданию Задание 4. Исследование сформированностизвуко – слоговой структуры слова.Инструкция: повторяй за мной слова - облако - игрушка - булочка- собака- мяч- машина - куклаСлова предъявляются до первого воспроизведения.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арсеньева М.В.// Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада.//М.В. Арсеньева - М.: Просвещение, 2020.-128 с.
3. Бондарко А. В. Теория инвариантности P. O. Якобсона и вопрос об общих значениях грамматических форм // Вопросы языкознания.//А.В, Бондаренко – 1996. – Выпуск № 4 C. 5-18 .
4. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с. (Логопед в ДОУ).
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". - 2-е изд., - М..: Просвещение, 2006.- 288с
6. Виноградов, Виктор Владимирович (1894-1969.). Русский язык : (Грамматическое учение о слове) : [Учеб. пособие для вузов по спец. "Рус. яз. и лит."] / В. В. Виноградов. - 3-е изд., испр. - Москва : Высш. шк., 1986. - 639,[1] с. : портр.; 22 см.; ISBN (В пер.) (В пер.) : 2 р. 50 к., 27000 экз.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. —СПб.: Детство-пресс,2018,—144 с.
8. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. //Г.А, Волкова//РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 1993. 45 С.
9. Воробьева В. К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией// Нарушение речи и голоса у детей.//В.К, Воровьева - М., 2010
10. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме "формирование умственных действий и понятий" : [доклад на соискание ученой степени доктора психологических наук (по психологии)] / П.Я. Гальперин. – Москва : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1965. – 51 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=163317 .
11. Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Рабочие альбомы.//Г.Г. Галкина – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006, 48 л
12. Гвездилов А.В.// преодоление недоразвития речи у детей.//А.В. Гвоздилов М.: Педагог, 2004
13. Гвоздев, Александр Николаевич. От первых слов до первого класса : дневник науч. наблюдений / А.Н. Гвоздев. - Изд. 2-е, испр. - Москва : УРСС, 2005 (ООО Ленанд). - 322 с.; 21 см. - (Психология, педагогика, технология обучения).; ISBN 5-484-00006-8 (в обл.)
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004 – 168 с.
15. Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24
16. Гоголева Н. А., Цыбирева Л.В. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Предшкольная подготовка)
17. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет Альбомы 1, 2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
18. Грабенко Т.М.// Логопедия. Основы теории и практики.// Т.М. Грабенко М.:Эксмо, 2011
19. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 451–458
20. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека журнала « Логопед »).
21. Ефименкова, Людмила Николаевна. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общ. недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1985. - 111 с. : ил.; 21 см.
22. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2009
23. Епифанова О.В. Логопедия (уточнение и коррекция слоговой структуры слов). Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004, 96 с.
24. Жукова, Надежда Сергеевна. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] : [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2011. - 316, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Мастерская человека).; ISBN 978-5-9780-0422-9 (в пер.)
25. Забибулин Р.Ж.// Методика на составление фразы по опорному материалу. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи.//Р.Ж. Забибулин - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
26. Запорожец, А.В. Психология действия : избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательcтво НПО 'МОДЭК', 2000. – 736 с. – (Психологи Отечества : избранные психологические труды : в 70-ти томах) . – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12564 . – 38,64 усл. печ. л. – Экземпляр № 609/37 находится в Открытом доступе на Сретенке. – ISBN 5-89502-104-2.
27. Землянская А.В.// Консультация для педагогов Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников. Власова Т. А)//А.В. Землянская - 2-е изд., - М..: Просвещение, 2018.- 288с.
28. Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д.// Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2020. -223 с
29. Защиринская О.В.// Психическое развитие в детских возрастах.// О.В. Защиринская. - 2-е изд. -М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2017. -416 с.
30. Колесникова Е.В. Запоминаю буквы. – М.: Издательство «Ювента», 2001. – 64 с.
31. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Опорные конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий. – М.: Издат-во «АКАЛИС», 1996. – 80 с. Серия «Опыт работы практического педагога».
32. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, 5-6 лет – М.: Изд. ЮВЕНТА, 2007 (Альбомы)
33. Кочугова Н.П. Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова (альбом)
34. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2010.-128 с.
35. Лагранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.//З.Е. Лагранович – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006
36. Лалаева, Раиса Ивановна.Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва : Гуманитарно-издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 220, [3] с. : ил.; 22 см. - (Коррекционная педагогика).; ISBN 5-691-00137-X (в пер.)
37. Левина А. Обучаемся грамоте 4-5 лет: Тетрадь для занятий взрослых с детьми. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003 (Серия «Полный курс подготовки к школе)
38. Лепская, Наталия Ильинична. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская ; [Российский государственный гуманитарный университет]. - 2-е изд., стер. - Москва : РГГУ, 2017. - 313, [1] с. : ил., портр., табл., факс.; 20 см.; ISBN 978-5-7281-1907-4 : 500 экз.
39. Мастюкова, Елена Михайловна. Ребенок с отклонениями в развитии : Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. - 94,[1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-09-004049-4 : Б. ц.
40. Маханева М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. (Программа развития)
41. Межецкая Т.Г. Различаем звуки и буквы: пропедевтика нарушений письменной речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009, (Конфетка)
42. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями, - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
43. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 – 48 с.
44. Мурындина, Н. А. Развитие связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями : Сборник текстов. 2–3 классы / Н. А. Мурындина. — СПб. :КАРО, 2020. — 144 с. : ил. — (Мастер-класс логопеда).
45. Мутыгуллина А.Т.// Занятия по развитию речи.//А.Т. Мутыгуллина Москва: Чистые пруды, 2006
46. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи.//Н.В. Нищева - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
47. Останина Е.В. Буквы я запомню сам по картинкам и стихам: альбом по подготовке к школе / Е.В. Останина. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 40 с.
48. Онтогенез речевых актов / Дж. С. Брунер // Психолингвистика : сб. ст. : [пер. с англ., итал., нем., фр.] / сост. А. М. Шахнарович ; общ. ред. А. М. Шахнаровича ; предисл. Р. М. Фрумкиной. – М., 1984. – С. 21–49.
49. Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р. Е. Левина и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2013. - 366, [1] с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-91872-037-0
50. Поволяева А.М.// Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // А.М. Поволяева. - Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24.
51. Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком [Текст] : [Сборник статей] / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Науч.-метод. центр рус. яз. Сектор психологии и методики обучения. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 235 с. : черт.; 21 см.
52. Погосова Н.М.// Альбом для логопеда - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар.//Н.М. Погосова. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
53. Спирова, Людмила Федоровна. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : (I - IV кл.) / Л. Ф. Спиро ва. - Москва : Педагогика, 1980. - 192 с.; 20 см.
54. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. – М. : 2010 – 63 с.
55. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. Москва: Чистые пруды// А.А. Синцова-2006.
56. Соколов Д.Ю.// Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи./\Д.Ю. Соколов. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
57. Сергеева Т.А.// Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей//Т.А. Сергеева. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. – 112
58. Туманова, Татьяна Володаровна. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2005. - 45 с.
59. Ткаченко Т.А. Букварь дошкольника. Практическое пособие. //Т.А. Ткаченко – М.: ЮНВЕС, 2002
60. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные звуки. Легко произносимые согласные. Труднопроизносимые согласные.//Т.А. Ткаченко – М.: ЮНВЕС, 2001
61. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. (пособие) //Т.А. Ткаченко – М.: ЮНВЕС, 2001
62. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. —Москва: ВЛАДОС, 2019,— 277 с
63. Ушакова, О. С. Методика выявления речевого развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 288 с.
64. Федоренко, Г. А. Методика связной развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаичева. – М. : 2005 – 175 с.
65. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда)
66. Филичева, Татьяна Борисовна. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2010. - 189, [1] с.; 20 см. - (Дошкольник. Логопедия).; ISBN 978-5-358-08661-6
67. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика).
68. Чебанян Г.Г. // Воспитание правильной речи у детей.//Г.Г. Чебанян М., 2015. С.15 – 20
69. Черняева С.А.// Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов// С.А. Черняева. - М.: Просвещение, 2020. С. 88