Деятельность медицинской сестры при лечении и профилактике атопического дерматита у детей
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 06.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕЧЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКА АТИПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ 5
1.1. Понятие, этиология, патогенез, клиническая картина атопического дерматита у детей 5
1.2. Методы диагностики и лечения атопического дерматита у детей 10
1.3. Основные характеристики сестринской деятельности по лечению и профилактика атипического дерматита у детей 15
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕЧЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ 19
2.1. Анализ клинического случая 19
2.2. Анализ результатов опроса родителей пациентов детского возраста, страдающих от атипического дерматита 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
У ребенка при опросе выявлены такие жалобы как беспокойство, нарушение сна, нарушение аппетита, кожный зуд, сухость кожи, шелушение кожи, высыпания, экссудация и т.д. При анализе анамнеза выявлено, что у ребенка есть аллергическая реакция на шерсть животных, пищевые продукты, что заболевание началось остро, часто рецидивирует. При объективном обследовании медицинская сестра отметила, что ребенок беспокоен, раздражителен, у него отмечаются поражения кожи различной локализации, формы. Проблемами ребенка были зуд, болевые ощущения из-за воспаленной кожи, дефицит сна и отдыха, дискомфорт из-за ограничений в общении со сверстниками и т.д. Потенциальными проблемами могут быть прогрессирование болезни, риск вторичного инфицирования. Проблема дефицита знаний о болезни и ее профилактике не актуальна ввиду малого возраста ребенка. План сестринского ухода будет следующим:Независимые вмешательства:Установить контакт с пациентом, успокоить пациента.Установить контакт с родителями пациента. Провести беседу с родителями пациента, объяснить причину возникновения заболевания, механизм его развития, объяснить важность гипоаллергенной диеты матери (ввиду грудного вскармливания), гипоаллергенной диеты ребенка (введены некоторые продукты в качестве прикорма), гипоаллергенного быта (борьба с пылью, удаление из помещения растений, животных), важность соблюдения надлежащих микроклиматических параметров в помещении, где находится ребенок (влажность, температура воздуха). Обучить родителям пациента методам гигиенического ухода за кожей при атопическом дерматите, в частности подходы к приему душа, ванной, порекомендовать средства для такого ухода, объяснить различия между ними, порядок их использования.Зависимые вмешательства:Обеспечить назначения врача в части лечебно-диагностического процесса, в частности:выписать пациенту все направления на анализы, консультации специалистов;объяснить родителям пациента как подготовиться к исследованиям, где и в какое время они будут проводиться;обеспечить пациенту лекарственную терапию, в частности выдать таблетирование лекарственные препараты, препараты для местного применения (в случае, если такое предусмотрено).указать как пользоваться назначенными ребенку препаратами (сколько раз, в какой дозировке, в какое время в отношении еды, как долго принимать препарат);обеспечить забор биологических жидкостей, их маркировку, отправку в лабораторию;полученные результаты анализов вклеить в карту пациента.Таким образом, можно говорить о том, что в процессе обеспечения лечения пациента с атопическим дерматитом в амбулаторно-поликлинических условиях медицинская сестра в рамках сестринского процесса проводит следующие вмешательства: выполнение назначений врача в части медикаментозной терапии, диагностики, диетотерапии;обучение родителей пациента.Это позволяет снижать интенсивность проблем пациента, снижать риск развития осложнений.2.2. Анализ результатов опроса родителей пациентов детского возраста, страдающих от атипического дерматитаМы провели опрос 26 родителей, чьи дети страдают от атопического дерматита. Анкета представлена в Приложении 1.Из числа опрошенных 11,5% – это мужчины, 88,5% – женщины (рисунок 1).Рисунок 1. Пол родителейБольшая часть опрошенных имели возраст 21-30 лет (50,0%), 31-40 лет (34,6%). Также были родители в возрасте 20 лет и моложе (7,7%), 41-50 лет (7,7%) (рисунок 2).Рисунок 2. Возраст родителейВ первые 6 месяцев жизни ребенка грудное вскармливание практиковали только 30,8% родителей. Еще в 57,7% случаев дети были на искусственном вскармливании, в 11,5% случаев – на смешанном вскармливании (рисунок 3).Рисунок 3. Тип вскармливания детей в первые 6 месяцев их жизниСреди факторов, которые, по мнению родителей, увеличивают число обострений атопического дерматита, можно выделитьпылевого клеща (69,2%), пищевые аллергены (61,5%), психоэмоциональный фактор (46,2%), средства бытовой химии (46,2%), аллергены домашних животных (42,3%), лекарственные средства (23,1%), табачный дым (23,1%), пыльцу растений (19,2%) (рисунок 4).Рисунок 4. Факторы обострения атопического дерматита у детейОптимальную влажность и температуру воздуха в помещении поддерживают 46,2% родителей, время от времени – 19,2% родителей, не поддерживают – 34,6% родителей (рисунок 5).Рисунок 5. Поддержание в жилом помещении оптимальной влажности и температуры воздухаДетскую одежу родители предпочитают из хлопка (100,0%), синтетики (84,6%). Шелк приобретают 34,6% родителей, шерсть – 30,8% родителей, лен – 11,5% родителей (рисунок 6).Рисунок 6. Предпочитаемый материал детской одеждыСпециальные средства дляуход за атопичной кожей используются 80,8% родителей, время от времени – 11,5% родителей, не используют – 7,7% родителей (рисунок 7).Рисунок 7. Использование родителями специальных средств для уход за атопичной кожейСпециальные средства для стирки применяют 34,6% родителей, время от времени – 53,8% родителей, не используют – 11,5% родителей (рисунок 8).Рисунок 8. Использование специальных средств для стиркиДомашние животные есть у 19,2% опрошенных (рисунок 9).Рисунок 9. Наличие домашних животныхС профилактическими целями врача посещают 1 раз в месяц 11,5% опрошенных, 1 раз в 6 месяцев – 30,8% опрошенных, 1 раз в год – 34,6% опрошенных, реже 1 раза в год – 7,7% опрошенных. Только при обострениях к врачу обращаются 15,4% опрощенных.Рисунок 10. Частота посещения врача с профилактической цельюТаким образом, следует признать, что родители далеко не все знают об атипическом дерматите, что говорит о важности просветительской деятельности медицинской сестры.ЗАКЛЮЧЕНИЕАтопический дерматит представляет собой полиэтиологическое заболевание, которое проявляется различными высыпаниями на коже. Пациенты с атопическим дерматитом страдают от комплекса проблем, в который входят физиологические, психологические, социальные проблемы. К ведущим физиологическим проблема пациентов с атопическим дерматитом относятся зуд, отек кожи, мокнутие области поражения, дефицит сна и отдыха из-за указанных симптомов, риск прогрессирования болезни, вторичной инфекции. К психологическим проблемам относятся дефицит знаний о болезни и ее профилактике, дискомфорт из-за ограничений в общении со сверстниками и др.Развитие и обострение атопического дерматита связано с комплексом неблагоприятных факторов, в частности аллергические триггеры, триггеры, связанные с состоянием нервной системы, внешними раздражителями механического характера, например одеждой.Часть проблем пациента с атопическим дерматитом является настоящими, но есть и высокий риск развития вторичных осложнений. Такие пациенты редко становятся инвалидами, умирают из-за своего заболевания, но часто страдают от вторичных инфекций.Анализ особенностей уход за детьми с атопическим дерматитом показал, что медицинская сестра при уходе за пациентами с атопическим дерматитом должна владеть всеми знаниями и навыками в обеспечении лечебно-диагностического процесса, что значимо снижает интенсивность проявлений атопического дерматита, тяжесть его последствий.Анализ анкетных данных позволяет говорить о низком уровне знаний родителей об атопическом дерматите. Это позволяет сделать вывод важности просветительской деятельности медицинской сестры.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВУчебная литератураАльбановаВ.И. Атопический дерматит: учебное пособие для врачей: для системы послувузовского и дополнительного профессионального образования врачей / В.И. Альбанова, С.Ю. Петрова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 166 с.Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – 5-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 716 с.Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.ВязьмитинаА.В. Сестринский уход в дерматовенерологии: МКД 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях: учебник / А.В. Вязьмитина, Н.Н. Владимиров; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 167 с.СмолеваЭ.В. Сестринский уход в терапии: МДК 02.01 Сестринской уход при различных заболеваниях и состояниях/ Э.В. Смолева; под ред. Б.в. Кабарухина. – 3-е изд. – Ростов н/Дону, 2020. – 365 с.Научная литератураАльбановаВ.И. Атопическийдерматит / В.И. Альбанова, А.Н. Пампура. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 143 с.БалаболкинИ.И. Атопический дерматит у детей / И.И. Балаболкуин, В.А. Булгакова, Т.И. Елисеева. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2019. – 304 с.Бутов Ю.С. Дерматовенерология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Ю.С. Бутова, Ю.К. Скрипкина, О.Л. Иванова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 896 с.ГоукроджерД.Д. Дерматология: иллюстрированное руководство / Д.Д. Гоукроджер, М.Р. Ардерн-Джонс; пер. с англ., под рел. Н.Н. Потекаева, А.Н. Львова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 320 с.Детская дерматология: руководство для врачей / И.А. Горланов, Л.М. Леина, И.Р. Милявская, Д.В. Заславская; под ред. И.А. Горланова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 676 с.Кошкин С.В. Атопический дерматит / С.В. Кошкин, М.В. Дрождина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 105 с.Коэн Б.А. Педиатрическая дерматология / Б.А. Коэн; пер. с ангд.; под общ.ред. проф. Н.М. Шаровой. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2021. – 424 с. МатушевскаяЕ.В. Атопический дерматит: генетика, патогенез и терапия / Е.В. Матушевская, Е.В. Свирщевская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 140 с.Справочно-информационная литература, периодические издания, интернет-источникиАтопический дерматит и микробиом: есть ли связь? // ConsiliumMedicum, 2020. – Т. 22. – № 7. – С. 20-24.Атопический дерматит. Клинические рекомендации Минздрава [Электронный ресурс]. – URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/265_2 (дата обращения: 06.11.2023).Ганиева Л.Ф. Атопический дерматит у детей / Л.Ф. Ганиева, Р.М. Файзуллина, В.А. Ревякина, В.В. Викторов // Медицинский вестник Башкортостана, 2021. – № 1 (91). – С. 124-127.Здравоохранение в России 2021. Приложение к сборнику (информация в разрезе субъектов Российской Федерации 2021) [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Pril_Zdravohran_2021.rar (дата обращения: 06.11.2023).Здравоохранение в России 2021. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения: 06.11.2023).МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс]. – URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 06.11.2023).НеврычеваЕ.В. Сестринский процесс (лекция для средних медицинских работников) / Е.В. Неврычева // Здравоохранение Дальнего востока, 2018. – №2(76). – С. 67-74.Профессиональный стандарт «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/ медицинский брат)» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 06.11.2023).Смолкин Ю.С. Согласительный документ АДАИР: атопический дерматит у детей – обновление 2019 (краткая версия). Часть 1 / Ю.С. Смолкин, И.И. Балаболкин, И.А. Горланов и др. // Аллергология и иммунология в педиатрии, 2020. – № 1 (60). – С. 4-25.Смолкина О.Ю. Взаимосвязь атопического дерматита и пищевой аллергии / О.Ю. Смолкина, Е.В. Дворянкова, З.А. Невозинская и др. // Педиатрия. Приложение к журналу ConsiliumMedicum, 2020. – № 3. – С. 43-46.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе!Ваш пол?МужскойЖенскийВаш возраст? _____ летКакой тип вскармливания был у Вашего ребенка в первые 6 месяцев жизни?ГрудноеИскусственноеСмешанноеКакие факторы риска обострения атопического дерматита Вы знаете (укажите)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Поддерживаете ли Вы в помещении, где проживает ребенок, оптимальный уровень влажности?ДаВремя от времениНетИз какой ткани выполнена одежда Вашего ребенка (можно выбрать несколько вариантов ответа)?Акрил, полиэфир, капрон и др. синтетические тканиХлопчатобумажные тканиЛенШелкШерстьДругое _________________________________________________________________Используете ли Вы специальные средства для ухода за кожей при атипичном дерматите?ДаИногдаНетИспользуете ли Вы специальные средства для стирки детской одежды, постельного белья?ДаИногдаНетЕсть ли в Вашем доме домашние животные?ДаНетКак часто Вы посещаете врача с профилактической целью?1 раз в месяц1 раз в 6 месяцев 1 раза в годРеже 1 раза в годТолько при обостренияхСпасибо за участие в опросе!
Учебная литература
1. Альбанова В.И. Атопический дерматит: учебное пособие для врачей: для системы послувузовского и дополнительного профессионального образования врачей / В.И. Альбанова, С.Ю. Петрова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 166 с.
2. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – 5-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 716 с.
3. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.
4. Вязьмитина А.В. Сестринский уход в дерматовенерологии: МКД 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях: учебник / А.В. Вязьмитина, Н.Н. Владимиров; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 167 с.
5. Смолева Э.В. Сестринский уход в терапии: МДК 02.01 Сестринской уход при различных заболеваниях и состояниях/ Э.В. Смолева; под ред. Б.в. Кабарухина. – 3-е изд. – Ростов н/Дону, 2020. – 365 с.
Научная литература
6. Альбанова В.И. Атопический дерматит / В.И. Альбанова, А.Н. Пампура. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 143 с.
7. Балаболкин И.И. Атопический дерматит у детей / И.И. Балаболкуин, В.А. Булгакова, Т.И. Елисеева. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2019. – 304 с.
8. Бутов Ю.С. Дерматовенерология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Ю.С. Бутова, Ю.К. Скрипкина, О.Л. Иванова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 896 с.
9. Гоукроджер Д.Д. Дерматология: иллюстрированное руководство / Д.Д. Гоукроджер, М.Р. Ардерн-Джонс; пер. с англ., под рел. Н.Н. Потекаева, А.Н. Львова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 320 с.
10. Детская дерматология: руководство для врачей / И.А. Горланов, Л.М. Леина, И.Р. Милявская, Д.В. Заславская; под ред. И.А. Горланова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 676 с.
11. Кошкин С.В. Атопический дерматит / С.В. Кошкин, М.В. Дрождина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 105 с.
12. Коэн Б.А. Педиатрическая дерматология / Б.А. Коэн; пер. с ангд.; под общ. ред. проф. Н.М. Шаровой. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2021. – 424 с.
13. Матушевская Е.В. Атопический дерматит: генетика, патогенез и терапия / Е.В. Матушевская, Е.В. Свирщевская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 140 с.
Справочно-информационная литература, периодические издания, интернет-источники
14. Атопический дерматит и микробиом: есть ли связь? // Consilium Medicum, 2020. – Т. 22. – № 7. – С. 20-24.
15. Атопический дерматит. Клинические рекомендации Минздрава [Электронный ресурс]. – URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/265_2 (дата обращения: 06.11.2023).
16. Ганиева Л.Ф. Атопический дерматит у детей / Л.Ф. Ганиева, Р.М. Файзуллина, В.А. Ревякина, В.В. Викторов // Медицинский вестник Башкортостана, 2021. – № 1 (91). – С. 124-127.
17. Здравоохранение в России 2021. Приложение к сборнику (информация в разрезе субъектов Российской Федерации 2021) [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Pril_Zdravohran_2021.rar (дата обращения: 06.11.2023).
18. Здравоохранение в России 2021. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения: 06.11.2023).
19. МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс]. – URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 06.11.2023).
20. Неврычева Е.В. Сестринский процесс (лекция для средних медицинских работников) / Е.В. Неврычева // Здравоохранение Дальнего востока, 2018. – №2(76). – С. 67-74.
21. Профессиональный стандарт «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/ медицинский брат)» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 06.11.2023).
22. Смолкин Ю.С. Согласительный документ АДАИР: атопический дерматит у детей – обновление 2019 (краткая версия). Часть 1 / Ю.С. Смолкин, И.И. Балаболкин, И.А. Горланов и др. // Аллергология и иммунология в педиатрии, 2020. – № 1 (60). – С. 4-25.
23. Смолкина О.Ю. Взаимосвязь атопического дерматита и пищевой аллергии / О.Ю. Смолкина, Е.В. Дворянкова, З.А. Невозинская и др. // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum, 2020. – № 3. – С. 43-46.