Праздники как способ приобщения подростков к истории и культуре России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 37 37 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 14.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации праздников для подростков 6
1.1. Современные основы патриотического воспитания подростков 6
1.2. Государственные праздники как компонент патриотического воспитания 7
ГЛАВА 2. Теоретические основы организации праздника для подростков 10
2.1. Понятие «праздник»: основные функции, классификация. 10
ГЛАВА 3. Организационно-досуговая деятельность «Центра «Адмиралтейский» по работе с подростками и молодежью» 15
3.1. Деятельность СПб ГБУ «Центр «Адмиралтейский» по работе с подростками и молодежью» 15
3.2. Анализ деятельности в рамках работы с подростками по приобщению к истории и культуре страны 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Приложение 1 27
Приложение 2 31

Фрагмент для ознакомления

Пользователей.5.Методический портфель. Материалы из опыта работы культурно-досуговых учреждений области по патриотическому воспитанию 2022 г./ Сост. Е. Ряшенцева. – Белгород: ГБУК «БГЦНТ», 2022. – 51 с.6.Официальный сайт СПб ГБУ «Центр Адмиралтейский». – http://admiralteisky.spb.ru/7.Пономарёв, В. Д. Игровая культура праздника: теория, технология, профессиональная культура : учебное пособие / В. Д. Пономарёв. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. – 177 c. – ISBN 978-5-8154-0594-3. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/121310.html (дата обращения: 29.04.2022). – Режим доступа: для авторизир. Пользователей8.Попова, В. Н. Праздник как социокультурный феномен : [учеб. пособие] / В. Н. Попова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с. 9.Сущенко, Л. А. Режиссерские технологии детско-юношеских культурно-досуговых программ : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль «Менеджер детско-юношеского досуга», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Л. А. Сущенко. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2018. – 95 c. – ISBN 978-5-8154-0434-2. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/93519.html (дата обращения: 01.11.2023). – Режим доступа: для авторизир. Пользователей10.Устав Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр «Адмиралтейский» по работе с подростками и молодежью». – Санкт-Петербург, 2019. – http://admiralteisky.spb.ru/wp-content/uploads/2023/05/Устав-2019.pdf11.Харьковская, Е.В. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности / Е.В. Харьковская, Е.А. Белецкая, Е.А. Пендюрин, В.А. Мешков // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – Текст : электронный. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27238 (дата обращения: 06.11.2023).12.Хорина, Г.П. Патриотическая направленность массовых праздников современной России и молодежь / Г. П. Хорина, Д. А. Стрельцова // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – №4. – С.184-191.Приложение 1Рис. 1. Вахта ПамятиРис. 2 День Народного единстваРис.3 День РоссииРис.4 День РоссииРис.5 День РоссииРис. 6 День государственного флагаРис. 7 150-летие со дня рождения Сергея РахманиноваПриложение 2Сценарий интерактивной программы «Культура русского народа»Начало первого блока «Русская песня и музыка»:Звучит песня «Ой как по лугу»Артисты расходятся, начинается первый блок программы.Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня вы пришли узнать о культуре русского народа и ансамбль русской песни «Лада» в этом вам поможет.Поговорим с вами о русско-народных танцах, познакомимся со звучанием народных песен, погрузимся в культуру русских костюмов, инструментов и отправимся в путешествие по традициям русским.Прослушав песню, что вы заметили, что понравилось или отметили для себя?Да, все верно!В песни были танцы, костюмы, повторяющееся слова, повторяющееся музыка.И все это не просто так!Ведущий 2: Песня – самый древний вид музыкального искусства. Очень давно возникли первые песни, и с тех самых времен песня стала верной спутницей человека на протяжении его жизни. У древних славян песни были на все случаи жизни и на любые времена года.Ведущий 1: Испокон веков песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе, от самого рождения и до самой смерти. Несомненно, русские народные песни это душа России, такая широкая и загадочная.Ведущий 2: Чаще всего песня исполнялась хором. Собирался хор либо по очереди у каждого из его участников, либо там, где дом был по просторней; пели для самих себя, занимаясь одновременно какой-либо неторопливой, монотонной работой (прядением, шитьем, вышиванием, уборкой или готовкой. Мужчины чаще всего на сенокосе, занимались рубкой дров, рыболовством.Ведущий 1: Народные песни также делятся на обрядовые, календарные, семейно-бытовые, трудовые и шуточные.Все народные песни чаще всего о любви, о любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим.Песня объединяет нас.Звучит песня «Виновата ли я…»Ведущий 2: С древних времен люди окружали свою жизнь песнями, танцами и музыкой, исполняемой на различных народных инструментах. В музыкальной культуре нашей страны русские народные инструменты занимают особое место и представляют собой самобытное явление в мировой музыкальной культуре. Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давно, еще в незапамятные времена. Ведущий 1: Самыми первыми ударными музыкальными инструментами стали трещотки, барабаны, ложки, бубен, с помощью которых можно было передать ритм песни, танца. Затем появились духовые инструменты: глиняные свистульки дудки, жалейка, свирель.Ведущий 2: Наши предки делали инструменты из того материала, который был у них под рукой - из дерева, кожи, кости, глины, а позднее из металла. Этим инструментам приписывалась особая магическая сила.Зрителям предлагается поучаствовать в интерактиве с народными музыкальными инструментами. Баянист играет основную мелодию, ребята пытаются сымпровизировать и подстроить ритм данной музыкальной композиции.Окончание первого блокаНачало второго блока«Русские традиции»Ведущий 1:На территории России проживает более 150 народов, половина из которых считаются коренными. Народная культура и традиции фундамент каждой национальности. Есть некоторые обычаи и ритуалы, которые закрепились только у русского народа и вызывают большой интерес и восторг у иностранцев.А вы знаете какие-нибудь русские традиции?Ведущий 2: Хлеб-да-соль. Один из самых старейших обычаев, который не забывают в наше время. Хлебом и солью было принято встречать дальних гостей, а также угощать жениха и невесту. Отломив кусок хлеба, и макнув его в соль, гость подтверждает свое доверие и хорошее отношение к хозяевам.Ведущий 1:Тосты. В России если пьют, то обязательно за что-то. На любом застолье принято поднимать бокалы и говорить тосты за здоровье, любовь, мир, детей, родителей.Ведущий 2: Русская баня. Каждая русская душа питает особую любовь к бане. В давние времена в банях проводили обряды очищения невесты и жениха, новорожденного и роженицы. Сегодня же в бане можно снять усталость, стресс, подправить здоровье, отдохнуть душой и телом. Согласно русской традиции, после парилки обязательно нужно прыгнуть в холодную воду или сугроб.Семейные традиции в РоссииВедущий 1: Под семейными традициями принято понимать определенный набор норм и правил, действующих в определенной семье. Сюда относят обычаи, манеры поведения, взгляды, передающиеся из поколения в поколение. Семейные традиции в России способствуют гармоничному развитию детей, дают ощущение единства всем членамсемьи, сближают их и укрепляют чувства. Стоит выделить некоторые главные обычаи и традиции российских жителей:Ведущий 2: Каждый человек должен знать свою родословную. Познания не ограничиваютсяпрадедушками и прабабушками, а уходят гораздо глубже. Во многих семьях есть генеалогическое дерево, которое бережно хранится и позволяет лучше узнавать историюсемьи и предков.Ведущий 1:С давних времен было принято передавать своим детям и внукам семейные реликвии. Это могут быть дорогостоящие украшения, посуда и любые другие ценные вещи. Раньше довольно часто можно было услышать истории, как женщины сохраняли свои свадебные платья для дочерей, а бабушки передавали внучкам драгоценности в день их свадьбы.Ведущий 2: Раньше было принято называть сыновей и дочерей в честь мам, пап, бабушек или дедушек.Ведущий 1: Присвоение новорожденному отчества - - одна из главных русских традиций. С первых дней рождения ребенок становится частью родового имени.Ведущий 2: Раньше молодожены обязательно должны были повенчаться в церкви и провести крещение ребенка.Ведущий 1: Всех этих традиций и до сих пор придерживаются многие русские семьи. В современном мире продолжают появляться новые обычаи, которые уже достаточно закрепились среди жителей страны. К их числу можно отнести шествие Бессмертного полка, которое проходит каждый год.Ведущий 2: Что ни будь запомнилось или отметили для себя? Быть может в вашей стране есть похожие традиции?А теперь песня!«Родина»Окончание второго блокаНачало третьего блока«Народный танец»Ведущий 1:Русский народный танец – это танец с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски, гуляния, веселые большие хороводы. Ведущий 2: Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка, ни одно гуляние…Танец «Четыре двора» в исполнении танцевальной студииВедущий 1:Сейчас немного подвигаемся и попробуем себя в русско-народных танцах. Приглашаем всех поучаствовать в танцевальной игре.Воспитанники танцевальной студии проводят со зрителями игру «Ручеек»Окончание третьего блокаНачала четвертого блока«Традиционный костюм»Ведущий 2: Традиционныйкостюм – неотъемлемая часть русской культуры. Русский костюм – очень сложное многогранное явление, отражающее особенности культуры народа, его историиВедущий 1: Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи.Ведущий 2: В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати нижней.Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой.Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.Ведущий 1: Поверх рубахи надевали зипун распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий до запястья.Ведущий 1: Крестьяне носили лапти. В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века, появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх. Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой.Ведущий 2: Идеалом красоты на Руси была статная женщина с гордой осанкой и плавной походкой. Русская красавица белолицая, с ярко очерченными бровями, которые называли соболиными.Ведущий 1: Основная задача женского костюма - обереговая. Он не только защищал от холода, - ветра или палящих лучей, но и оберегал свою хозяйку от вредоносных энергий. Именно поэтому все наряды шили из домотканого полотна, ведь оно само по себе обладало мощной защитной силой. И прялки, и древние ткацкие станки, и сама пряжа из растений(лен, крапива и др.), вобравшие природную силу, считались сильными оберегами. И всеэто делалось любящими руками, ведь в любой труд вкладывали Душу.Ведущий 2: Женская славянская одежда всегда была многослойной.1. Первый слой - рубаха.зачастую она была довольно длинной, считалось, что круг ее подола накапливала живительную силу Матушки-Земли. Но край одежды это и возможность воздействие - тёмных сил, именно поэтому по подолу, вороту и рукаву всегда пускался обережный узор Огромное значение имела символика цвета. Белый цвет славянской рубахи символизировал Духовную чистоту.Ведущий 1: Повседневная женская славянская одежда отличалась от праздничной и покроем, символикой.О многом мог рассказать даже покрой рукава или ворота. Например, рукав замужней женщины расширялся книзу, тогда как у незамужней оканчивался манжетой. Ворот женской рубахи застегивался на пряжку, девичьей завязывался веревочкой, отличались он 1 глубиной разреза, ведь замужней женщине предстояло кормить грудью ребенка, поэт он был глубже.Ведущий 2: 2. Сарафан.Как мы уже говорили, костюм был многослойным. Поверх рубахи одевались распашные сарафаны, иногда передники и др. И везде по краю и в проемах пускался защитный орнаментУкрашения из жемчуга, янтаря, полудрагоценных камней, различных металлов тоже обладали защитными свойствами.Ведущий 1: 3.Юбка/поневаНа юбках и поневах замужних женщин тоже непременно присутствовал Родовой орнамент. Юбка считалась обязательным элементом костюма для замужней барышни.Ведущий 2: 4. ПоясЕще одной важнейшей частью женской славянской одежды был пояс. На нем тоже был обережный орнамент, часто в пояс вплетались волосы рукодельницы, что усиливало его защитную силу. Пояс девочки получали только в 12 лет Древние праздничные наряды имели царский вид - в них использовалось и золотое шитье, и драгоценные камни, и богато украшенные головные уборы.Ведущий 1: 5. Головные уборыОни считались важнейшей частью наряда, ведь они прикрывали волосы.Напомним, какое особое отношение у славян было к волосам. С незапамятных времен считалось, что, обрезав волосы, можно лишить себя силы и здоровья, ведь волосы впитывают в себя и земную силу, и космические лучи Солнца и Звезд. Из-за этой связи с космосом в древности волосы называли космами.Ведущий 2: Женщины в Древней Руси должны были обязательно носить головной убор. С непокрытой головой позволялось ходить только незамужним девушкам. Они скрепляли волосы цветной лентой или заплетали в одну косу. Замужние женщины заплетали две косы, скручивали их, а поверх надевали платок.Ведущий 1: Девушка в русском народном костюме- это воплощение красоты, скромности и изящности. Традиционное одеяние барышень Древней Руси отличалось разнообразием и яркими расцветками. Практически каждая деталь наряда была декорирована оригинальнойвышивкой или орнаментом.Просмотр народных костюмов, возможность померить и сфотографироваться. Звучит финальная песня + хоровод «Ой Зоря, ты , зорюшка.. »Ведущий 1: Спасибо большое всем участникам и зрителям нашей интерактивной программы о культуре русского народа.С вами был ансамбль русской песни «Лада». До новых встреч!

1. Есина, Т.А. Государственный праздник как компонент современной российской культуры / Т.А. Есина // Известия ТулГУ, сер. Гуманитарные науки. – Тула: Изд-во ТулГУ. – 2020. Вып. 1. – С. 128-140
2. КЮМ «Адмиралтеец»| Адмиралтейский район. – https://vk.com/morskoy_club
3. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников : учебное пособие / Л. Н. Лазарева. – Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2017. – 252 c. – ISBN 978-5-94839-586-9. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/70449.html (дата обращения: 03.11.2023). – Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
4. Медведь, Э. И. Профессионально-ориентированная подготовка бакалавров социально-культурной деятельности к организации досуга детей и молодежи : учебное пособие / Э. И. Медведь, О. И. Киселева. — Саратов : Вузовское образование, 2015. — 76 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/36272.html (дата обращения: 06.11.2023). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
5. Методический портфель. Материалы из опыта работы культурно-досуговых учреждений области по патриотическому воспитанию 2022 г./ Сост. Е. Ряшенцева. – Белгород: ГБУК «БГЦНТ», 2022. – 51 с.
6. Официальный сайт СПб ГБУ «Центр Адмиралтейский». – http://admiralteisky.spb.ru/
7. Пономарёв, В. Д. Игровая культура праздника: теория, технология, профессиональная культура : учебное пособие / В. Д. Пономарёв. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. – 177 c. – ISBN 978-5-8154-0594-3. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/121310.html (дата обращения: 29.04.2022). – Режим доступа: для авторизир. Пользователей
8. Попова, В. Н. Праздник как социокультурный феномен : [учеб. пособие] / В. Н. Попова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с.
9. Сущенко, Л. А. Режиссерские технологии детско-юношеских культурно-досуговых программ : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль «Менеджер детско-юношеского досуга», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Л. А. Сущенко. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2018. – 95 c. – ISBN 978-5-8154-0434-2. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/93519.html (дата обращения: 01.11.2023). – Режим доступа: для авторизир. Пользователей
10. Устав Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр «Адмиралтейский» по работе с подростками и молодежью». – Санкт-Петербург, 2019. – http://admiralteisky.spb.ru/wp-content/uploads/2023/05/Устав-2019.pdf
11. Харьковская, Е.В. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности / Е.В. Харьковская, Е.А. Белецкая, Е.А. Пендюрин, В.А. Мешков // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – Текст : электронный. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27238 (дата обращения: 06.11.2023).
12. Хорина, Г.П. Патриотическая направленность массовых праздников современной России и молодежь / Г. П. Хорина, Д. А. Стрельцова // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – №4. – С.184-191.