Тема эссе: «Роль Московского университета в развитии российской государственности»
Заказать уникальное эссе- 13 13 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 07.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ЭтопозволилосформироватьвМосквеполноценныйнаучныйцентр,которыйпервымсталраспространятьнаучныезнаниясредиширокихслоевроссийского общества.Восновномблагодаря научным обществам весь мир узнал о существованиироссийскойфундаментальнойнауки;почетнымичленамиМГУбыли И. Гете, А. Гумбольдт,Ч.Дарвин, М. Фарадей,Ж.Ламарк,Д.К.Максвелл.В XIX веке вМГУначалось формированиенаучнойшколы,котораявпоследствиисталаславой и гордостью российской и мировой науки ипозволилаговорить об университете как о "величественной крепости науки".А. Г. Столетов и П. Н. Лебедев, И. М. Сеченов и К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский и В. И. Вернадский– вотдалеко не полный список выдающихся ученых того времени, работавших вМГУ.Первую половину XIX века Россия провела в статусеевропейской державы. Посленаполеоновскихвойн военное и политическое влияние России былоогромным,ноКрымскаявойнавсеизменила.Унизительноепоражениезаделосамолюбиевластииобществаизаставилоихначать давно назревшие реформы.Самойсложнойиз нихбылаотмена крепостного права, котороетормозилонормальноеэкономическоеразвитиеРоссии.Правительство Александра II энергичновзялосьзарешениеэтойзадачии всего за несколько летдобилосьотмены крепостного права. Студенчество горячо подхватило эти изменения. Былиначатысудебныереформы,предпринятыусилияпо созданиюземскойигородскойавтономии,ограничено применение телесных наказаний, ослаблена цензура,реформированаармия. Наконец,не обошлосьбез реформыобразования.Развитие сельского хозяйства и промышленности, новые суды, армия,полицияиземства требовали подготовленных специалистов.Этоозначалонетолькоувеличениечиславыпускников, но иподготовку студентов по новым специальностям.Дляэтоготребовалосьоткрытиеновыхфакультетов,что было невозможно безграмотногопреподавательскогосостава,которогов России не было.Подготовкакуниверситетскойреформеначалась в 1856 году и продолжалась без особой спешки до начала 1860-х годов. Первый проект нового университетского устава не был поддержан ни самими университетами, ни Министерством образования. Между тем ситуация требовалапринятиясрочных мер. Это было связано не только с кризисомвсамихуниверситетах,но исостуденческимиволнениями.Особеннопосле студенческихволненийвПетербурге:когдав 1861г.вПетербургском университете вспыхнули студенческие волнения, был изданвысочайший указ о временном закрытииуниверситета довнесенияизмененийвуниверситетский устав1835 года. Вскореминистром народного просвещениябылназначенАлександр Васильевич Головнин, которыйобъяснилстуденческие беспорядки упадком научной деятельностиуниверситетаи недостаткамивегоорганизации.В первой четверти 19 века на базе университета действовали студенческие кружки будущих декабристов: братьев Критских, Виссариона Григорьевича Белинского, Александра Ивановича Герцена и Николая Платоновича Огарева.В 1863 году в рамкахВсероссийскойреформыбыл принят новый университетский устав, согласно которомубылоувеличеноколичествоучебныхдисциплин ибольшое внимание уделялось практическимзанятиям,экспериментамисеминарам.Втовремяв университете обучалось 1,5тыс.студентов.Вряд лиможносчитатьслучайностью,чтопринятиеновогоуставауниверситетасовпалосреформойМинистерстваобразования.Реформауниверситетовбыла невозможнабез изменения ихадминистративнойсистемы.Новый университетский устав стал лишь однимизэтаповреформыуниверситетского образования вРоссии.Реформадолжнабылаостановить упадок российских университетов, создать условия для их развития иподнятьнановыйкачественныйуровень.Серьезнуюугрозудлявузовв целом июридическогообразованияв частностипредставлялаполитизациястуденчества,стремительнораспространившаясяс конца1950-хгодов.Реформыфактическивернулистудентов на путь науки.ЕслисравниватьновыйУниверситетскийуставс предыдущим,тоновыйустав,во-первых,предоставилвузамбольшуюсамостоятельностьв вопросахвнутреннего управления ивозможностьразвиватьсявбольшейстепенив соответствии с местными условиями, сохранив при этомобщие для всех российских вузовпринципывнутренней организации, параметрыучебногопроцесса итематикусодержанияучебныхпланов;во-вторых,созданиеболееблагоприятныхусловийдля научной и образовательной деятельности в вузах;и,в-третьих,повышениедоступностиуниверситетскогообучениядлястудентов.ЗаключениеВсередине XX века в Московском государственном университете стали проводитьсяболее интенсивные научные исследования,анаучная мысль осваивала новые области знаний, как фундаментальные, так и прикладные. Ученые университета внесли значительный вклад в освоение космоса,изучение строенияядра,развитиевычислительнойтехники,микробиологии и многих других областейнауки;однимиизсамыхяркихнаучныхумовXXвекабылиА.Н.Колмогоров,И.Е.Тэм,П.Л.Капица,М.В.Келдыш,С.И.Вавилов,Л.Д.Ландау,А.Н.Несмеянов,А.В.Келдыш., идругие.Московскийгосударственныйуниверситет является центроминтеллектуальной элиты России. Из 18 российских нобелевских лауреатов 11 были выпускниками или профессорамиМГУ.12%всех открытий, зарегистрированных в СССР,былисделаныученымиМГУ.Московскийгосударственныйуниверситет – единоеучебное,научное,культурно-просветительноеучреждение, ядро и опора классического университетского образования, сохраняющеетрадиции и достижения,дающеевысокоспециализированноеобразование;дипломыМГУпризнаютсяво всем мире иявляютсянадежной гарантией качества знанийихобладателей.На протяжении всей своей истории Московскийгосударственныйуниверситет не тольковоспитывалипросвещал.Сформировалсяновый тип личности, сочетающий любовь кнаукеизнаниямс высокиминравственнымиценностямиигражданской ответственностью.СегодняМГУпродолжаетзаниматьлидирующиепозициивсистемевысшегообразованиястраны.