Особенности формирования и исполнения местного бюджета
Заказать уникальную дипломную работу- 89 89 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 09.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Бюджетная система Российской Федерации: теоретическо-правовое исследование 5
1.1. Понятие, структура и принципы бюджетной системы РФ 5
1.2. Правовые основы доходов и расходов бюджетов 26
2. Особенности формирования и исполнения местного бюджета 38
2.1. Стадии бюджетного процесса на уровне муниципальных
образований 38
2.2. Специфика формирования и исполнения местного бюджета на примере муниципального образования г. Краснодар 53
Заключение 79
Список использованных источников 83
Учитывая сохраняющиеся риски влияния геополитической ситуации, бюджетно-налоговая политика муниципального образования города Краснодар будет в приоритетном порядке направлена на обеспечение стабильности социально-экономической ситуации.Бюджетное планирование в муниципальном бюджете города Краснодар осуществлялось в новых экономических и финансовых условиях в условиях беспрецедентного давления санкций и развала сложившихся экономических связей, но, несмотря на это, бюджет обеспечивал выполнение всех социальных обязательств перед гражданами. Хотя в трудных условиях существует опасность сокращения объема поступлений, правительство региона принимают все возможные меры для обеспечения финансовой устойчивости и стабильности в регионе.Региональные возможности финансового обеспечения развития города Краснодар, как и каждого муниципального образования, зависят от социально-экономического состояния государства и характера политических, экономических социальных изменений, которые в нем происходят, а не от количества местных налогов и сборов, поэтому именно от этих факторов будут зависеть степень децентрализации власти и роль, которая будет отводиться органам региональной власти. К тому же в отношении последних стоит отметить, что они должны быть бюджетно-наполнительными, то есть иметь четко определенный круг налогоплательщиков, объект налогообложения должен быть реальным, должен быть четко прописан механизм расчета налоговой базы, порядок их уплаты и зачисления в муниципальный бюджет.Но наблюдается ситуация, при которой определение расходов из местного бюджета опережает решение вопроса по обеспечению достаточного уровня финансовых поступлений на их покрытие. Предоставление больших полномочий органам региональной власти должно быть подкреплено значительно более высоким размером поступлений в региональный бюджет.При осуществлении расходов на оказание услуг социальной сферы государственными и коммунальными учреждениями расчетные показатели не учитывают финансовое состояние таких учреждений и необходимый объем средств на их содержание (особенности водоотведения, наличие централизованного или автономного отопления, водоснабжения, что является принципиально важным и значительно колеблется в объеме финансирования). Не учитывается и наличие средств на проточный ремонт и приобретение материально-технической базы. Местные органы власти для решения проблем с финансированием привлекают средства из других источников (от 20 до 60% доходов, не учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов, идут на финансирование делегированных государством полномочий) и собственные поступления бюджетных учреждений за предоставление платных услуг.Учитывая то, что органы региональной власти зависят только от расчетных показателей, устанавливаемых Министерством финансов, и объема дотаций выравнивания, невозможно говорить о какой-то самостоятельности региональных бюджетов. А такая ситуация негативно влияет прежде всего на уровень финансирования социально-экономических потребностей муниципального образования.К тому же, в отличие от развитых стран мира, где региональные бюджеты имеют влияние на общеэкономические процессы, показатель инфляции, уровень занятости населения, уровень экономического роста, отечественные бюджеты ограничены в таких возможностях.Для развития финансового обеспечения местных бюджетов важно реализовать разнообразные подходы. Ресурсы местных бюджетов следует диверсифицировать путем привлечения денежных средств в бюджеты развития. Это может включать как банковское, так и облигационное заемное финансирование, в том числе на внешних рынках. Кроме того, следует привлекать средства от предпринимательских организаций и общественных организаций. Перенос финансирования расходов, включая сферу жилищно-коммунального хозяйства, на частный сектор также будет полезным. Важным шагом является расширение деятельности коммунального сектора и увеличение прибыли от собственной предпринимательской деятельности органов местного самоуправления. К тому же стоит воспользоваться опытом зарубежных стран по использованию системы финансового выравнивания, сущность которой будет заключаться в перераспределении финансовых ресурсов по вертикали системы бюджетов и по горизонтали между территориальными единицами. Концептуальные положения совершенствования механизма взаимодействия местных бюджетов с целью компенсации дефицита бюджетных средств за приоритетными направлениями социально-экономического обеспечения и развития путем установления линейного взаимодействия заключаются в следующем:- формируются реестры потребностей бюджета муниципального образования, финансирование которых частичное или вовсе отсутствует;- оценивается ресурсный потенциал местного бюджета по составляющим (финансовый, трудовой, земельный и т.д.);-на основе полученных оценок ресурсного потенциала формируется реестр возможностей регионального бюджета;- осуществляется поиск контрагента договора;- заключение договора по установлению линейного взаимодействия регионального бюджетов с целью компенсации дефицита бюджетных средств по приоритетным направлениям социально-экономического обеспечения и развития.С учетом зарубежного опыта и такой положительной тенденции, как дифференциация текущих доходов местных бюджетов, целесообразно и в дальнейшем стимулировать увеличение доли неналоговых поступлений в структуре текущих доходов.Следовательно, для совершенствования взаимодействия регионального бюджета и бюджета муниципального образования должны быть использованы следующие критерии:1. Усиление способности органов власти муниципального образования эффективно формировать и выполнять местные бюджеты в соответствии с определенным и четко установленным порядком. Четкое разграничение как доходных, так и расходных полномочий и применение формулы расчета трансфертов позволит органам власти региона начать формирование соответствующих бюджетов сразу после второго чтения бюджетного закона, после утверждения общей суммы межбюджетных трансфертов. 2. Прозрачность бюджетных решений. Объем трансфертов местному бюджету исчисляется лишь на основе формулы, определенной Министерством финансов, любое "ручное" регулирование суммы трансфертов запрещается. Таким образом, возможности для политических "торгов" существенно сужаются. Более того, применение формулы предполагает существование системы ориентиров для правительства и местных органов власти - и те, и другие имеют в своем распоряжении одинаковые цифры, используемые в той же формуле, что позволяет сверить сумму трансфертов, на которую может претендовать каждый конкретный регион. Благодаря этому любые ошибки можно легко обнаружить и исправить.3. Обеспечение справедливой системы местных бюджетов. Система трансфертов, рассчитанная по формуле, обеспечивает равные возможности для финансирования на душу населения на том или ином уровне местных бюджетов во всех регионах, способствует устранению последствий межрегиональных дисбалансов в налоговой базе и объемах расходов.4. Повышение уровня ответственности органов власти муниципального образования. При четком разграничении ответственности за расходы и стабильности источников доходов (собственные доходы плюс трансферты, покрывающие разницу между относительной налоговой поддержкой в регионе и потребностями в расходах), уровень ответственности местных органов власти за принятие решений по расходам должен расти. Кроме того, применение формулы сужает возможности для увеличения трансфертов с помощью “торгов”, что поможет установить более жесткие бюджетные ограничения на местные расходы, а это увеличит подотчетность местных органов власти.5. Стимулирование экономии бюджета и мобилизации доходов. Поскольку показатели относительной потребности в расходах, используемые для расчета трансфертов, оцениваются с точки зрения стандартов расходов, а не на основе объема расходов, преобладающих в конкретном регионе, создаются стимулы для поиска экономически эффективных способов предоставления социальных услуг на местном уровне. Экономия бюджетных ресурсов не сказывается на объеме трансфертов, которые будут предоставляться в следующем году. В то же время, поскольку индекс относительной налогоспособности зафиксирован на длительный период (три года), любое увеличение доходов того или иного региона не будет приводить к соответствующему сокращению назначенных ему трансфертов в следующем бюджетном периоде. Возможная корректировка трансфертов будет зависеть от того, в какой степени дополнительные доходы будут сказываться на объеме корзины доходов в следующем году в расчете на душу населения и, конечно же, будет меньше дополнительно мобилизованной суммы доходов.Таким образом, анализ состояния финансового обеспечения муниципальных образований показал, что оно напрямую зависит от тех функций, которые они выполняют, и предоставленных им полномочий; от закрепленных на законодательном уровне перечня доходов и обязательных и факультативных расходов; от форм и методов финансовой поддержки, предоставляемой государственными органами власти. Установлено, что действующая система бюджетного обеспечения расходной части региональных бюджетов, которая формируется по отраслевому принципу, несовершенна и требует доработки.Адекватная с точки зрения экономической целесообразности децентрализация власти с одновременным распределением полномочий и ответственности за нарушение бюджетного законодательства между центром управления и регионами является залогом обеспечения финансовой основы местного самоуправления. Границы финансовой независимости местного самоуправления должны четко быть закреплены в правовом поле, что позволит им полностью выполнять возложенные на них функции по финансированию социально-экономических программ и обеспечению населения достойным уровнем социального обеспечения.Для улучшения финансовой ситуации в регионе предложено воспользоваться опытом зарубежных стран по использованию системы финансового выравнивания, сущность которой будет заключаться в перераспределении финансовых ресурсов по вертикали системы бюджетов и по горизонтали межтерриториальными единицами (регионами)В городе Краснодар МО каждый год наблюдается рост совокупного объема налогооблагаемых ресурсов, что вместе с тем увеличивает налоговый потенциал. Перед обсуждением возможных мер для улучшения функционирования городской бюджетно-налоговой системы необходимо обозначить проблемы, существующие в муниципальной экономике. Среди них можно выделить неэффективное распределение бюджетных средств, отсутствие прозрачности в системе налогообложения и недостаточную эффективность использования налоговых доходов.Важно отметить, что бюджетно-налоговая политика различается в разных муниципалитетах, что проявляется в разных целях, компонентах, методах применения и результативности реализации. Это означает, что подходы к налогообложению и управлению бюджетом должны быть адаптированы к конкретным особенностям каждого муниципалитета.В результате целевая эффективность налогообложения может зависеть как от бюджетно-налоговой системы, так и от социально-экономической системы. Например, если в муниципалитете слабо развиты предпринимательская активность и индустриальная база, то налоговые доходы будут невелики, что снизит возможности для финансирования социальных программ и внедрения инноваций в городскую инфраструктуру.Таким образом, чтобы улучшить функционирование городской бюджетно-налоговой системы, необходимо провести анализ текущих проблем и найти комплексные решения, которые будут учитывать особенности каждого муниципалитета и направлены на повышение эффективности использования налоговых доходов.Налоговая политика в Краснодаре играет важную роль в стимулировании экономического роста и развития города. Местное налоговое администрирование в последние годы несомненно добивается успеха, однако все еще существуют недостаточно полные аспекты развития. Вопреки этому, большая часть собранных налогов все еще направляется в консолидированный бюджет, несмотря на постепенное увеличение доли поступлений в федеральный бюджет. Один из основных инструментов налоговой политики в муниципальном образовании - снижение налоговых ставок. Именно такие меры активно проводятся в Краснодаре, с целью стимулирования развития экономического потенциала города. Главная цель этих мер - обеспечение социально-экономического роста и устойчивого развития Краснодара. Однако, помимо снижения налоговых ставок, существует и другой подход в налоговой политике Краснодара. Например, налоговые льготы могут быть предоставлены определенным отраслям экономики, чтобы привлечь инвестиции и стимулировать их развитие. Такие меры помогают создавать благоприятные условия для предпринимателей и способствуют созданию новых рабочих мест. В итоге, налоговая политика в Краснодаре играет ключевую роль в обеспечении роста и развития города. Меры, такие как снижение налоговых ставок и предоставление налоговых льгот, способствуют привлечению инвестиций и развитию экономического потенциала города. Важно продолжать развивать и совершенствовать налоговое администрирование, чтобы полностью раскрыть потенциал данной стратегии.Подходя к анализу, непременно надо заметить, что бюджетно-налоговая политика Краснодара не является безупречной. В частности, сфера нормативно-правового регулирования оказывается наиболее уязвимой. Только после тщательного разрешения этих сложностей станет возможным достижение полной стабильности. Однако вопрос - какие именно недостатки присущи этой политике и какие возможные пути их преодоления - требует более детального обсуждения. Давайте рассмотрим несколько основных проблем и предложим некоторые варианты их решения. Раскрытие этой темы позволит нам получить более глубокое понимание ситуации и обсудить потенциальные улучшения.Вопрос увеличения налоговых поступлений на территорию города Краснодар, находящегося в Краснодарском крае, требует серьезной оценки динамики и структуры налоговых доходов. В результате проведенного анализа можно выделить несколько рекомендаций, которые могут способствовать увеличению налоговых поступлений. Для обеспечения поступления запланированных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Краснодара главным администраторам доходов следует принять несколько мер. Одной из таких мер является улучшение налогового администрирования. Также следует увеличить уровень планирования бюджетных показателей на муниципальном уровне. И, наконец, целесообразно снизить долговую нагрузку региона. Эффективность функционирования фискальной политики в Краснодаре и решение выявленных проблем требуют разработки надежного механизма планирования доходов бюджета. Для достижения этой цели необходимо не только создать эффективный механизм, но и обеспечить его бесперебойное функционирование. Одновременно следует уделить внимание увеличению налоговых поступлений в муниципальный бюджет и сокращению задолженности по платежам в бюджетную систему края. Необходимость учета проблем, с которыми сталкивается Краснодар, является важным аспектом при разработке и реализации конкретных мероприятий. Ведь только учитывая местные особенности и вызовы, можно достичь максимальных результатов и обеспечить стабильное финансовое состояние города. Для обеспечения успешной работы механизма планирования доходов бюджета необходимо также разработать эффективную систему контроля и отчетности, что позволит оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации и принимать необходимые корректировки. Кроме того, важно активно привлекать граждан и бизнес-сектор к участию в формировании бюджета, проводить информационные кампании и образовательные мероприятия, чтобы повысить осведомленность и понимание общества о финансовых процессах и важности своевременного уплаты налогов. Все это в совокупности позволит создать устойчивую и управляемую систему планирования доходов, которая будет способствовать экономическому развитию Краснодара и улучшению качества жизни его жителей.Для противодействия уклонению налогоплательщиков от оплаты налогов, необходимо совершенствовать налоговое администрирование. Одним из вариантов является реорганизация информационных ресурсов налоговых органов, а также обновление баз данных, содержащих информацию о налогооблагаемых объектах и их владельцах. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные меры по решению данной проблемы. [4]. В городском муниципалитете возникла серьезная проблема с недостаточным уровнем эффективности налогового планирования и бюджетных показателей. Однако, для изменения сложившейся ситуации, необходимо активизировать процесс формирования бюджетных показателей и планирования налоговых поступлений в городе. Единственным способом достичь этой цели является проведение исследования текущего положения в муниципальной экономике, на основе которого составить прогноз социально-экономического развития и разработать план налоговых поступлений.Для более точной оценки налогового потенциала и эффективного выполнения местного бюджета, необходимо создать систему муниципальной налоговой статистики. Эта система поможет не только определить уровень налоговых поступлений, но и выявить факторы, оказывающие на них влияние. Такой подход позволит разработать эффективные стратегии налогового планирования и использовать ресурсы муниципалитета наиболее эффективно.Кроме того, важно обратить внимание на социальную составляющую налогового планирования. Необходимо учесть интересы граждан и предоставить им возможность участия в процессе принятия решений по расходам бюджета. Вовлечение общественности способствует более справедливому распределению налоговых средств и повышает уровень доверия к муниципалитету.Таким образом, активизация процессов налогового планирования и разработка бюджетных показателей в городском муниципалитете способны решить проблему недостаточной эффективности и улучшить финансовое состояние города. Это позволит создать более устойчивую и благополучную среду для жизни и развития его жителей.Значительный эффект обусловлен успешным внедрением методов среднесрочного планирования. Актуальная проблема снижения долговой нагрузки города требует принятия мер для увеличения самостоятельности и сотрудничества с другими муниципальными образованиями. Основные действия включают активизацию перспективных отраслей и адаптацию доходной части бюджета к обстановке в области социально-экономического развития. В свете вышеперечисленных проблем городской бюджетно-налоговой системы предлагается следующий план мероприятий.Для достижения цели по увеличению собираемости местных налогов предлагается провести инвентаризацию и переоценку имущества физических лиц. Таким образом, будет повышен экономический потенциал города, используя инновационные факторы и производственные ресурсы. Результатом увеличения экономического потенциала будет увеличение числа налогоплательщиков и соответственно увеличение налоговых платежей. Кроме того, предлагается внедрить современные технологии налогового администрирования, чтобы сократить время и затраты на сбор налогов.Внедрение предлагаемых мер по стимулированию бюджетно-налоговой политики в городе Краснодаре позволит достичь положительных результатов. Ожидается, что в результате этих мер будет достигнуто увеличение уровня налогообложения на приблизительно 3%, налогового потенциала на около 2,5%, коэффициента собираемости на более чем 2% и доли отчислений в федеральный бюджет до 37%.Для обеспечения успешной реализации поставленных целей следует уделить особое внимание системе налогового администрирования. Важно создать эффективную систему контроля и надзора за соблюдением налоговых обязательств, чтобы предотвратить попытки уклонения от уплаты налогов со стороны налогоплательщиков. Кроме того, проведение профилактической работы с целью обучения и информирования налогоплательщиков о последствиях уклонения от налогов также является важным аспектом.Еще одним фактором, который следует учитывать при разработке и реализации фискальной политики, является уровень налогового планирования. Повышение этого уровня позволит оптимизировать сбор налогов и максимизировать налоговый потенциал города. В свою очередь, это положительно скажется на экономическом развитии и благосостоянии Краснодара в целом.Повышение эффективности формирования разного вида доходов муниципального бюджета и улучшение мероприятий по исполнению ежегодного городского бюджета - это основная цель предложений, представленных в данной работе. При этом, эти мероприятия окажут положительное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования в целом. Одно из предложений, которое может способствовать достижению этой цели, состоит в разработке новых методов привлечения инвестиций в муниципальные проекты. Такие методы могут включать в себя создание привлекательной инвестиционной среды, разработку специальных налоговых льгот для инвесторов и проведение маркетинговых исследований для определения потенциальных объектов инвестирования.Другое предложение, направленное на улучшение мероприятий по исполнению городского бюджета, заключается в улучшении системы бюджетного планирования и контроля. Важно разработать более точные прогнозы доходов и расходов, а также усилить механизмы мониторинга и анализа исполнения бюджета. Это позволит более эффективно использовать бюджетные средства и предупреждать возможные финансовые проблемы.В заключении, реализация данных предложений будет способствовать не только повышению эффективности муниципального бюджета, но и развитию самого муниципального образования. Конечная цель - обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие города и повысить качество жизни его жителей.Таким образом, организация исполнения бюджета города Краснодар направляется на достижение финансовой устойчивости и развития муниципалитета. За осуществление этого процесса отвечает финансовый отдел администрации города, который обладает полномочиями юридического лица и осуществляет контроль и регулирование бюджетных правоотношений.Исследования показывают, что вопросы местного самоуправления являются одними из ключевых факторов в обеспечении стабильности и развития бюджетной сферы в Краснодаре. Органы местного самоуправления активно участвуют в формировании и контроле местного бюджета, играя важную роль в обеспечении его сбалансированности. Помимо этого, они следят за соблюдением требований, установленных федеральными законами, в отношении регулирования бюджетных правоотношений и осуществления бюджетного процесса. Они также активно контролируют размеры дефицита и состав муниципального долга, прилагая усилия для его минимизации.Органы местного самоуправления в Краснодаре, выступая в роли надежного регулятора, гарантируют прозрачность и эффективность использования бюджетных средств. Благодаря их активной деятельности, ресурсы распределяются оптимально, обеспечивая развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения и других сфер, необходимых для комфортной жизни горожан. Тем самым, они способствуют созданию благоприятных условий для экономического роста и повышения качества жизни в регионе.Более того, задачей органов местного самоуправления является обеспечение исполнения бюджетных и долговых обязательств городского поселения города Краснодара. Ведение учета и контроль за исполнением бюджета, планирование расходов и доходов, а также принятие решений по финансовым вопросам становятся неотъемлемой частью работы органов местной власти. Таким образом, финансовый отдел администрации города и органы местного самоуправления совместно разрабатывают и реализуют стратегию развития муниципалитета, обеспечивая устойчивое финансовое положение города Краснодара и управление городскими финансами в соответствии с установленными нормами и требованиями.Одним из важных аспектов местного самоуправления в Российской Федерации является формирование, утверждение и исполнение местного бюджета города Краснодар. Эти процессы осуществляются органами местного самоуправления муниципального образования самостоятельно, с соблюдением федеральных и региональных законов. Организация и контроль за исполнением местного бюджета города Краснодара являются важной функцией местных органов власти. Эти органы несут ответственность за использование бюджетных средств в соответствии с установленными правилами и целями, которые определены в муниципальных правовых актах. Особое внимание уделяется прозрачности и открытости процессов формирования и исполнения местного бюджета города Краснодара. Органы местного самоуправления обеспечивают доступность информации о бюджетных расходах и доходах для граждан и других заинтересованных сторон. Это способствует повышению доверия населения к местным органам власти и эффективному использованию бюджетных средств для реализации программ и проектов, направленных на развитие города Краснодара и его жителей.Вывод по второму разделу:Таким образом, в городе Краснодар применяется определенная система регулирования бюджетного процесса в местном уровне, которая основана на соответствующих федеральных и региональных законодательных актах, а также на специальном Положении о бюджетном процессе, принятом городом. Это Положение определяет порядок и регулирует все взаимоотношения, связанные с формированием, обсуждением, утверждением и реализацией бюджета муниципалитета, а также контролирует исполнение бюджета и управление муниципальным долгом. Кроме того, оно предусматривает правила ведения бюджетного учета и составления отчетности. Все эти процессы являются неотъемлемой частью общего бюджетного процесса в городе Краснодаре.Главное направление бюджетно-налоговой системы муниципального образования города Краснодар - сохранение преемственности в ранее установленных приоритетах, адаптация к текущей экономической ситуации и необходимость реализации приоритетов.Основным направлением бюджетной и налоговой политики является обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета муниципального образования.Бюджетная политика в области расходов направлена на повышение качества жизни населения, приведение бюджетных расходов в соответствие с приоритетными направлениями социально-экономического развития города Краснодар и достижение важнейших целей регионального развития.ЗаключениеТаким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы, рекомендации. Бюджетная система РФ служит основой финансовой деятельности всех образований и организаций на территории российского государства, а также является исходным пунктом осуществляемых социальных и экономических программ государства.Местный бюджет является планом формирования финансовых ресурсов определенной территории (региона, муниципального образования, субъекта РФ), необходимых для обеспечения полномочий и функций местных органов государственной власти и их использование с целью удовлетворения различных экономических и социальных потребностей.Местные бюджеты являются одним из основных способов обеспечения населения конечными продуктами. С помощью этих мер средства, выделяемые на государственное потребление, направляются конкретным группам населения, что позволяет финансировать развитие производственного сектораОдной из важных функций местного бюджета является создание фондов, которые являются финансовой основой для обеспечения деятельности региональных государственных органов. Аналогичным образом, денежные средства распределяются и используются между секторами национальной экономики в рамках региональных бюджетов. Кроме того, в областном бюджете осуществляется мониторинг финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, связанных с местного государственными органамиРазвитие бюджетно-финансового процесса на муниципальном уровне представляет собой существенную задачу в условиях сокращения финансовых ресурсов и затухания экономической динамики. Одним из важных факторов достижения устойчивости и гармонии бюджетной системы страны является повышение уровня эффективности управления муниципальными финансами. Для этого необходимо разработать механизмы и пути совершенствования процесса формирования бюджета и взаимоотношений между бюджетами различных уровней. Прочная основа местных бюджетов становится ключевым элементом в обеспечении стабильности и сбалансированного развития государственной финансовой системы.Для обеспечения финансовых потребностей муниципальных бюджетов необходимо более точное соответствие налоговых поступлений с покрытием расходных обязательств. Важно, чтобы федеральные и региональные органы власти активно участвовали в регулировании и управлении финансовыми ресурсами на местном уровне. Умелая организация финансового обеспечения поможет местным органам в достижении высокой производительности.Изменение и улучшение финансовых отношений имеют огромное влияние на общее положение компаний, организаций и учреждений, связанных с МО и вносящих доход в локальный бюджет. Тем не менее, на данный момент подходы к выполнению функций распределения и контроля в сфере финансов, которые регулируются финансовым механизмом в рамках общего хозяйственного механизма, все еще являются недостаточно разработанными.В качестве объекта исследования выступал муниципальный бюджет города Краснодара. В городе Краснодар применяется определенная система регулирования бюджетного процесса в местном уровне, которая основана на соответствующих федеральных и региональных законодательных актах, а также на специальном Положении о бюджетном процессе, принятом городом. Это Положение определяет порядок и регулирует все взаимоотношения, связанные с формированием, обсуждением, утверждением и реализацией бюджета муниципалитета, а также контролирует исполнение бюджета и управление муниципальным долгом. Кроме того, оно предусматривает правила ведения бюджетного учета и составления отчетности. Все эти процессы являются неотъемлемой частью общего бюджетного процесса в городе Краснодаре.В результате сравнения показателей за 2022 год с данными за 2021 год, можно отметить увеличение доходов бюджета города Краснодара на 8,1 млрд. руб. Этот прирост произошел благодаря повышению налоговых и неналоговых доходов, которые пополнили бюджет на 2,9 млрд. руб., а также увеличению безвозмездных поступлений на 5,2 млрд. руб.Расходы бюджета в сравнении 2022 года с показателями 2021 года увеличились на 6,8 миллиарда рублей. В 2022 году большая часть расходов муниципального бюджета направляется на образование, так как его доля составила 60%, что на 6% выше, чем в 2021 году. Значительная доля расходов также приходится на национальную экономику (16% всех расходов в 2022 году) и ЖКХ (7% расходов в 2022 году). Однако доля расходов на здравоохранение, ЖКХ и обслуживание государственного долга сокращается к 2022 годуВ 2022 году бюджет муниципального образования показал профицит - на 1,4 млрд. руб. больше, чем годом ранее, составив 1,9 млрд. руб. Вывод следующий: бюджет г. Краснодара в 2022 году сбалансирован, однако неустойчив. Это свидетельствует о снижении коэффициента покрытия расходов собственными доходами и низком коэффициенте бюджетной результативности. Вплоть до 2025 года бюджет утвержден с дефицитом. Исследование показывает, что к 2022 году общая сумма доходов и расходов бюджета растет. В то же время, в 2022 году бюджет остается профицитным, в то время как прогноз на следующие периоды говорит о дефиците. Имеется недостаток собственных доходов для покрытия общих расходов бюджетаГлавное направление бюджетно-налоговой системы муниципального образования города Краснодар - сохранение преемственности в ранее установленных приоритетах, адаптация к текущей экономической ситуации и необходимость реализации приоритетов.Основным направлением бюджетной и налоговой политики является обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета муниципального образования.Бюджетная политика в области расходов направлена на повышение качества жизни населения, приведение бюджетных расходов в соответствие с приоритетными направлениями социально-экономического развития города Краснодар и достижение важнейших целей регионального развития.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации: Конституция Росс. Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2015 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (в ред. от 14.04.2023) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_19702/ Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146–ФЗ (в ред. от 18.03.2023) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ (в ред. от 06.02.2023) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар от 22 ноября 2007 г. N 32 п.2 [Электронный ресурс]: (действующая редакция). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446130160 Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (Редакция от 28.12.2022) [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (Редакция от 28.04.2023) [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (Редакция от 21.11.2022) [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/Атаева А.Г. Бюджеты муниципальных образований: проблемы и источники формирования // Молодой ученый. – 2019. – № 3. – С. 53-62 Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 355 с.Афанасьева Е.Е. Проблемы развития местного самоуправления в современной России // Новая экономика: института, инструменты, тренды. - 2020. - С. 25-33Бондаренко И.С. Финансовая самостоятельность органов местного самоуправления: правовые проблемы // Наука. Общество. Образование. - 2020. - с.50-52Бочкарева Е.А. Управление бюджетными ресурсами региона: финансово-правовое исследование. М.: Инфра-М, 2017. 104 с. Быкова Н.Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования // Научный журнал «Молодой ученый». – 2016. – №28. – С. 366-368.Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н.Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н.Г. Ивановой, М.И. Канкуловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 381сБюджетная система РФ : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 398 сВасильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2019. – Т. 25. – №1. – С. 117–125. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2017. - 816 с. Волкова Л.Г. Влияние отраслевой специфики на формирование налогового потенциала территориальных образований//Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58 – 63.Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- Изд. 2-е, доп. и перераб. / Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изл-во РАГС, 2020.Даудова, А. У. Резервы роста доходов регионального бюджета в современных условиях / А. У. Даудова // . – 2020. – № 39-4(125). – С. 83-88.Джурбина Е. М., Таран О. Л., Лиходедова Н. С. Актуальные проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2017. – № 13. – С. 16 – 22. Дмитриев, Н. А. Управление бюджетным процессом на региональном уровне: из опыта увеличения доходов региональных бюджетов / Н. А. Дмитриев, Е. П. Верховская // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2020. – Т. 8, № 1. – С. 51-55Дробноходов, Д. Д. Укрепление местных бюджетов как элемент развития бюджетного процесса на муниципальном уровне / Д. Д. Дробноходов // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 1(35). – С. 15-17Енгибаров, И. Г. Совершенствование бюджетной системы муниципального образования город Краснодар / И. Г. Енгибаров // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 45. – С. 920-925Ермакова, Е.А. Методологические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта Российской Федерации // Финансы и кредит, 2020. 28(604), С. 32-39Жукова, Я. В. Контроль за исполнением местных бюджетов: особенности правового регулирования / Я. В. Жукова // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – С. 64-66Заусаева, М. А. Особенности регионального бюджета / М. А. Заусаева // Экономика и социум. – 2022. – № 12-1(103). – С. 1262-1268Ибрагимова, П. А. Особенности формирования и исполнения местного бюджета / П. А. Ибрагимова, М. А. Абасова, К. М. Тагирова // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1(138). – С. 602-607Иванова, О. Е. Влияние экономического развития региона на формирование доходов и расходов регионального бюджета / О. Е. Иванова, Ю. И. Шмидт // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). – С. 573-581Игонина, Л. Л. О долгосрочной устойчивости региональных бюджетов / Л. Л. Игонина // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 8. – С. 29-33Игонина, Л. Л. Формирование доходов региональных бюджетов как фактор обеспечения финансовой самостоятельности территорий / Л. Л. Игонина, В. В. Кулинич // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49(2). - С. 360-368Иневатова О.А., Харитонова Ю.А. Проблемы формирования доходов бюджета муниципальных образований // Научный журнал «Тенденции развития науки и образования». – 2017. – №22-2. – С. 14-18.Кириллова С.С., Родюкова А.С. Финансовые возможности муниципалитетов в области инновационного развития //Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 4 (63). С. 215-220. Кириллова, С. С. Бюджетное планирование и прогнозирование как важнейшая стадия бюджетного процесса на муниципальном уровне / С. С. Кириллова, Е. Г. Савенкова, В. В. Новичкова // Наука и Образование. – 2022. – Т. 5, № 4.Кириллова, С. С. Бюджетное планирование и прогнозирование как важнейшая стадия бюджетного процесса на муниципальном уровне / С. С. Кириллова, Е. Г. Савенкова, В. В. Новичкова // Наука и Образование. – 2022. – Т. 5, № 4.Кисиев З.Э., Токаева С.К. Проблемы формирования местных бюджетов // Научные известия. – 2019. – № 4. – С. 48-51Ковалева Т.М, Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2016. 208 с.Крохина Ю.А. Бюджетное право России: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 345 с.Лисачкина, Ю. С. Стратегия дефицита региональных бюджетов России / Ю. С. Лисачкина // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 53(6). – С. 343-345Магомедов, М. А. Особенности формирования и исполнения местного бюджета в муниципальном образовании / М. А. Магомедов, З. З. Омаров // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). – С. 366-371.Меркулова, Н. С. Современные аспекты законодательства функционирования Региональных бюджетов / Н. С. Меркулова, Е. А. Непота // Политика, экономика и инновации. – 2022. – № 3(44)Мочалов М.В. Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий // Научный альманах. - 2017. - № 10-1. - С. 93-100Мурадова, М. А. Бюджетный процесс в муниципальном образовании / М. А. Мурадова, Р. А. Ялмаев // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 66-2. – С. 141-144.Натырова А.В. Роль региональных налогов в формировании бюджета территории // Управление социально-экономическими системами: материалы Международной научно-практической конференции. - Вологда, 2017. - С. 112-114Оптимизация бюджетного процесса / Н. В. Липчиу, А. А. Храмченко, И. Е. Иваньшин, П. Р. Лысенко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 43(5). - С. 184-188Пилипенко, М.М. Понятие, роль и место местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации / М.М. Пилипенко //Colloquium-journal. - 2019. - № 11-5 (35). - С. 65-67Прилуцкая, И. А. Этапы организации, планирование и исполнение местного бюджета / И. А. Прилуцкая // Форум молодых ученых. – 2017. – № 3 (7). – С. 388-390. Прокофьев С.Е. Операционная эффективность Федерального казначейства и направления ее повышения // Финансы. 2019. № 5. С. 25-28Ракитина И. С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 333 сСолнышкова Ю.Н. Роль региональных и местных налогов в формировании бюджетов РФ: современные проблемы и возможности роста // Сборник научных трудов. - Саратов, 2018. - С. 96-102Сорокина, А. А. Роль региональных налогов в формировании регионального бюджета / А. А. Сорокина // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2020. – № 17. – С. 50-55Сутормина Е.С. Векторы развития инновационной инфраструктуры Тамбовской области//Наука и Образование. 2019. Е. 2. № 3. С. 41.Темникова, Т. Н. Особенности бюджетного процесса на муниципальном уровне / Т. Н. Темникова, Ю. С. Яковлева, Е. Л. Власова // Человек. Социум. Общество. – 2023. – № 7. – С. 207-212.Углицких О.Н., Сорокина Н.М. Роль региональных и местных налогов в формировании региональных и местных бюджетов // Сборник научных трудов 5-й Междунар. научн.-практ. конф.: в 2 тт.; Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 209-211Филимонов А.Е. Анализ проблем формирования местных бюджетов в Российской Федерации / А.Е. Филимонов, И.В. Пыхтеева, О.А. Белоглазова, А.В. Виноградов, А.Ф. Абдурахманова //Научно-практические исследования. - 2020. - № 6-7 (29). - С. 60-63Чабаева Н.Д., Мусаева Х.М. Региональные налоги и их роль в формировании доходов бюджетов субъектов РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 4-3. - С. 153-155Чениб, Р. Ш. Региональная практика управления остатками средств на единых счетах региональных и местных бюджетов Российской Федерации / Р. Ш. Чениб, Н. Х. Шеуджен // Финансы. – 2020. – № 8. – С. 19-24Черяпина, В. В. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня / В. В. Черяпина, Е. В. Бенько // Экономика и социум. – 2016. – № 12-2 (31). – С. 1636-1640. Чумакова, М.К., Шабанова, П.М. Местный бюджет Российской Федерации в системе межбюджетных отношений / М.К. Чумакова, П.М. Шабанова //Эпоха науки. - 2020. - № 22. - С. 197-201Яндарбаева Л.А., Чалдаев И.Р. Природа и сущность государственного и муниципального управления // ФГУ Science. 2018. № 1 (11). С. 178-181.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (в ред. от 14.04.2023) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_19702/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146–ФЗ (в ред. от 18.03.2023) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ (в ред. от 06.02.2023) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571
5. Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар от 22 ноября 2007 г. N 32 п.2 [Электронный ресурс]: (действующая редакция). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446130160
6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (Редакция от 28.12.2022) [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
7. Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (Редакция от 28.04.2023) [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/
8. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (Редакция от 21.11.2022) [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/
9. Атаева А.Г. Бюджеты муниципальных образований: проблемы и источники формирования // Молодой ученый. – 2019. – № 3. – С. 53-62
10. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 355 с.
11. Афанасьева Е.Е. Проблемы развития местного самоуправления в современной России // Новая экономика: института, инструменты, тренды. - 2020. - С. 25-33
12. Бондаренко И.С. Финансовая самостоятельность органов местного самоуправления: правовые проблемы // Наука. Общество. Образование. - 2020. - с.50-52
13. Бочкарева Е.А. Управление бюджетными ресурсами региона: финансово-правовое исследование. М.: Инфра-М, 2017. 104 с.
14. Быкова Н.Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования // Научный журнал «Молодой ученый». – 2016. – №28. – С. 366-368.
15. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н.Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н.Г. Ивановой, М.И. Канкуловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 381с
16. Бюджетная система РФ : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 398 с
17. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2019. – Т. 25. – №1. – С. 117–125.
18. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2017. - 816 с.
19. Волкова Л.Г. Влияние отраслевой специфики на формирование налогового потенциала территориальных образований//Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58 – 63.
20. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- Изд. 2-е, доп. и перераб. / Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изл-во РАГС, 2020.
21. Даудова, А. У. Резервы роста доходов регионального бюджета в современных условиях / А. У. Даудова // . – 2020. – № 39-4(125). – С. 83-88.
22. Джурбина Е. М., Таран О. Л., Лиходедова Н. С. Актуальные проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2017. – № 13. – С. 16 – 22.
23. Дмитриев, Н. А. Управление бюджетным процессом на региональном уровне: из опыта увеличения доходов региональных бюджетов / Н. А. Дмитриев, Е. П. Верховская // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2020. – Т. 8, № 1. – С. 51-55
24. Дробноходов, Д. Д. Укрепление местных бюджетов как элемент развития бюджетного процесса на муниципальном уровне / Д. Д. Дробноходов // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 1(35). – С. 15-17
25. Енгибаров, И. Г. Совершенствование бюджетной системы муниципального образования город Краснодар / И. Г. Енгибаров // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 45. – С. 920-925
26. Ермакова, Е.А. Методологические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта Российской Федерации // Финансы и кредит, 2020. 28(604), С. 32-39
27. Жукова, Я. В. Контроль за исполнением местных бюджетов: особенности правового регулирования / Я. В. Жукова // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – С. 64-66
28. Заусаева, М. А. Особенности регионального бюджета / М. А. Заусаева // Экономика и социум. – 2022. – № 12-1(103). – С. 1262-1268
29. Ибрагимова, П. А. Особенности формирования и исполнения местного бюджета / П. А. Ибрагимова, М. А. Абасова, К. М. Тагирова // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1(138). – С. 602-607
30. Иванова, О. Е. Влияние экономического развития региона на формирование доходов и расходов регионального бюджета / О. Е. Иванова, Ю. И. Шмидт // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). – С. 573-581
31. Игонина, Л. Л. О долгосрочной устойчивости региональных бюджетов / Л. Л. Игонина // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 8. – С. 29-33
32. Игонина, Л. Л. Формирование доходов региональных бюджетов как фактор обеспечения финансовой самостоятельности территорий / Л. Л. Игонина, В. В. Кулинич // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49(2). - С. 360-368
33. Иневатова О.А., Харитонова Ю.А. Проблемы формирования доходов бюджета муниципальных образований // Научный журнал «Тенденции развития науки и образования». – 2017. – №22-2. – С. 14-18.
34. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Финансовые возможности муниципалитетов в области инновационного развития //Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 4 (63). С. 215-220.
35. Кириллова, С. С. Бюджетное планирование и прогнозирование как важнейшая стадия бюджетного процесса на муниципальном уровне / С. С. Кириллова, Е. Г. Савенкова, В. В. Новичкова // Наука и Образование. – 2022. – Т. 5, № 4.
36. Кириллова, С. С. Бюджетное планирование и прогнозирование как важнейшая стадия бюджетного процесса на муниципальном уровне / С. С. Кириллова, Е. Г. Савенкова, В. В. Новичкова // Наука и Образование. – 2022. – Т. 5, № 4.
37. Кисиев З.Э., Токаева С.К. Проблемы формирования местных бюджетов // Научные известия. – 2019. – № 4. – С. 48-51
38. Ковалева Т.М, Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2016. 208 с.
39. Крохина Ю.А. Бюджетное право России: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 345 с.
40. Лисачкина, Ю. С. Стратегия дефицита региональных бюджетов России / Ю. С. Лисачкина // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 53(6). – С. 343-345
41. Магомедов, М. А. Особенности формирования и исполнения местного бюджета в муниципальном образовании / М. А. Магомедов, З. З. Омаров // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). – С. 366-371.
42. Меркулова, Н. С. Современные аспекты законодательства функционирования Региональных бюджетов / Н. С. Меркулова, Е. А. Непота // Политика, экономика и инновации. – 2022. – № 3(44)
43. Мочалов М.В. Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий // Научный альманах. - 2017. - № 10-1. - С. 93-100
44. Мурадова, М. А. Бюджетный процесс в муниципальном образовании / М. А. Мурадова, Р. А. Ялмаев // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 66-2. – С. 141-144.
45. Натырова А.В. Роль региональных налогов в формировании бюджета территории // Управление социально-экономическими системами: материалы Международной научно-практической конференции. - Вологда, 2017. - С. 112-114
46. Оптимизация бюджетного процесса / Н. В. Липчиу, А. А. Храмченко, И. Е. Иваньшин, П. Р. Лысенко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 43(5). - С. 184-188
47. Пилипенко, М.М. Понятие, роль и место местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации / М.М. Пилипенко //Colloquium-journal. - 2019. - № 11-5 (35). - С. 65-67
48. Прилуцкая, И. А. Этапы организации, планирование и исполнение местного бюджета / И. А. Прилуцкая // Форум молодых ученых. – 2017. – № 3 (7). – С. 388-390.
49. Прокофьев С.Е. Операционная эффективность Федерального казначейства и направления ее повышения // Финансы. 2019. № 5. С. 25-28
50. Ракитина И. С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 333 с
51. Солнышкова Ю.Н. Роль региональных и местных налогов в формировании бюджетов РФ: современные проблемы и возможности роста // Сборник научных трудов. - Саратов, 2018. - С. 96-102
52. Сорокина, А. А. Роль региональных налогов в формировании регионального бюджета / А. А. Сорокина // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2020. – № 17. – С. 50-55
53. Сутормина Е.С. Векторы развития инновационной инфраструктуры Тамбовской области//Наука и Образование. 2019. Е. 2. № 3. С. 41.
54. Темникова, Т. Н. Особенности бюджетного процесса на муниципальном уровне / Т. Н. Темникова, Ю. С. Яковлева, Е. Л. Власова // Человек. Социум. Общество. – 2023. – № 7. – С. 207-212.
55. Углицких О.Н., Сорокина Н.М. Роль региональных и местных налогов в формировании региональных и местных бюджетов // Сборник научных трудов 5-й Междунар. научн.-практ. конф.: в 2 тт.; Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 209-211
56. Филимонов А.Е. Анализ проблем формирования местных бюджетов в Российской Федерации / А.Е. Филимонов, И.В. Пыхтеева, О.А. Белоглазова, А.В. Виноградов, А.Ф. Абдурахманова //Научно-практические исследования. - 2020. - № 6-7 (29). - С. 60-63
57. Чабаева Н.Д., Мусаева Х.М. Региональные налоги и их роль в формировании доходов бюджетов субъектов РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 4-3. - С. 153-155
58. Чениб, Р. Ш. Региональная практика управления остатками средств на единых счетах региональных и местных бюджетов Российской Федерации / Р. Ш. Чениб, Н. Х. Шеуджен // Финансы. – 2020. – № 8. – С. 19-24
59. Черяпина, В. В. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня / В. В. Черяпина, Е. В. Бенько // Экономика и социум. – 2016. – № 12-2 (31). – С. 1636-1640.
60. Чумакова, М.К., Шабанова, П.М. Местный бюджет Российской Федерации в системе межбюджетных отношений / М.К. Чумакова, П.М. Шабанова //Эпоха науки. - 2020. - № 22. - С. 197-201
61. Яндарбаева Л.А., Чалдаев И.Р. Природа и сущность государственного и муниципального управления // ФГУ Science. 2018. № 1 (11). С. 178-181.