Особенности социализации личности в современных условиях

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 17 17 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 11.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Специфика механизма социализации 5
Глава 2. Особенности социализации в условиях современного общества 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Однако невозможно игнорировать и деструктивное влияние окружения на человека. Искажение отношений с машинным окружением приводит к тому, что машины начинают контролировать жизнь, поведение и потребности человека. Современные информационные технологии становятся все более сложными и требуют все большей точности в их использовании. Это приводит к радикальным изменениям в психологии, ценностных ориентациях и способностях людей[4, с. 271].Трансформация линейной модели социализации связана с коренными изменениями в социальной жизни, которые произошли на рубеже ХХ-XXI веков. Традиционные социальные нормы, основанные на строгой дифференциации людей в зависимости от их социального происхождения, уступают место свободе выбора. Индивидуальность формируется обществом, но и сам человек активно конструирует социальную действительность, как практической, так и интеллектуальной деятельностью. Человек начинает самостоятельно управлять своей идентичностью[12, с. 89].Однако, также человек сталкивается с трудностями, связанными с такой тотальной свободой. Человек не всегда способен справиться с ответственностью за свое существование. Это приводит к кризису его идентичности. Таким образом, мы сталкиваемся с противоречиями в развитии общества в условиях сложной социокультурной ситуации. Наша индивидуальность формируется взаимодействием с обществом и современными технологиями, но человек также сталкивается с трудностями, связанными с такой свободой выбора. Виртуальная реальность также играет все более важную роль в нашей социальной жизни.Г. Ловинк, ныне руководитель Института сетевых культур в Амстердаме, а ранее – медиа-активист, занимавшийся пиратским радиовещанием, в эссе «Что есть социальное в социальных медиа?»Ловинк, опираясь на теоретические наработки философов-постмодернистов, утверждает, в современном мире виртуальная реальность уже не просто копирует социальную реальность, а сама становится источником социальных феноменов. Автор утверждает: «Сеть становится настоящей формой социального»[7, с. 27].Опираясь, как на современных исследователей, среди которых Дж. Дин, В. Чан, Р. Барбрук, так и на классические труды Л. Альтюссера, Г. Ловинк демонстрирует, что создание профиля в социальных сетях сравнимо с актом рождения, обретения собственной субъектности. Далее, осознавая все деструктивные черты цифровой социальности, человек все же вовлекается в бесконечную интерактивную диалектику стимула и ответа, производя для сетевой экономики новый тип сырья – данные.Как можно видеть, данные тезисы с разных ракурсов освещают один магистральный тезис автора, а именно: виртуальность стала полноценным, автономным бытием. Существование теперь утверждается не фактом рождения, а фактом присутствия в интернет-пространстве, а отказ от виртуального бытия сравним со смертью. Ловинк рассматривает адиктивный потенциал социальных сетей, отмечая, что зависимость от постоянного потребления информации представляет собой настоящую социальную болезнь современности, трудность излечения от которой сравнима с проблемой излечения от наркомании. Попутно автор утверждает возникновение нового типа «скролингового» мышления, которое пришло на смену клиповому мышлению ХХ в. Поясняя мысль автора, отметим, что «скролинговое» мышление предполагает быстрое, поверхностное потребление новой информации. При этом новые порции сведений быстро вытесняют предшествующие, в силу чего потребление информации в действительности не означает ее усвоения.Не менее интересен анализ феномена селфи, который автор обозначает, как «экзистенциальный момент в технологическом времени»[7, с. 186]. Данный тезис явственно пересекается с фундаментальным тезисом первого блока о новом способе обретения и утверждения человеком собственной идентичности через позиционирование себя в виртуальном пространстве.ЗаключениеВ данной работе был осуществлен анализ процесса социализации в условиях современного общества.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Идентичность предстает, как подвижная категория, находящаяся в зависимости от возрастной динамики. Выявление корреляционной связи между формированием идентичности и определенными возрастными этапами привело к пониманию цикличности данного процесса, где переход от одного цикла к другому сопровождается кризисом, конструктивное или деструктивное разрешение которого обуславливает дальнейшее протекание процесса формирования идентичности. Наиболее значимыми являются период детства и подростковый период, когда происходит закладка базиса идентичности и процесс освоения и экспериментирования с социальными ролями, в ходе которых индивид определяет свое место в мире и отношение к нему, людям, самому себе.Таким образом, в отечественной и зарубежной науке, социализации рассматривается как важнейший с точки зрения становления личности процесс, который обуславливает вхождения индивида в социум.Социально-философский анализ позволяет раскрыть специфику усложняющегося механизма социального конструирования реальности и механизма социализации в рамках информационного общества. Алгоритм социализации, в ходе которых у индивидов формируются определенные типизированные «запросы» и «отклики» может быть дополнен новыми социальными факторами, порой усложняющими данный алгоритм до состояния «сбоя», в результате которого наблюдается кризис традиционной линейной модели социализации. В числе таких факторов мы полагаем необходимым назвать разные аспекты информационной и виртуальной реальности, порой дублирующие, а порой расширяющие социальную действительность.Список использованной литературыБауман, З. Глобализация: последствия для человека и общества / З. Бауман [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bauman-globalizaciya-8l.pdf (дата обращения: 11.11.2023).Божович,Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович// Проблемы формирования личности. – М.: Воронеж, 1995. – 352 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.Бураева, Л.А., Дадова, З. И. О проблемах негативного влияния глобального информационного пространства на процесс становления системы ценностей молодежи / Л. А. Бураева, З. И. Дадова // Социально-политические науки. – 2018. – № 5. – С. 270-272.Игнатьева, Э.А., Софронова, Н.В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э. А. Игнатьева, Н. В. Софронова – М.: Спутник +, 2014. – 158 с.Колпачников, В.В. Соотношение тенденций к актуализации и к самоактуализации в человекоцентрированном подходе / В. В. Колпачников // Мир психологии. – 2018. – № 3 (95). – С. 104-113.Ловинк, Г. Критическая теория интернета / Г. Ловинк. – М.: Ад Маргинем; Музей современного искусства «Гараж», 2019. – 304 с.Мартынов, К. Homodigitus. Кирилл Мартынов о цифровом человечестве [Электронный ресурс] / К. Мартынов // Фонд Общественное мнение. URL: http://fom.ru/science/10025. (дата обращения: 04.04.2022).Поликанова, Е.П. Социализация личности / Е. П. Поликанова // Философия и общество. – 2003. – № 2. – С. 84-109.Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс / пер. с англ. В. Данченко. – М.: Прогресс, 2004. – 479 с.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.Ярославцева, Е.И. Интерактивный человек в пространстве современных межкультурных коммуникаций / Е. И. Ярославцева // Библиотечное дело XXI век. – 2008. – № 1. – С. 89-94.

1. Бауман, З. Глобализация: последствия для человека и общества / З. Бауман [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bauman-globalizaciya-8l.pdf (дата обращения: 11.11.2023).
2. Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович // Проблемы формирования личности. – М.: Воронеж, 1995. – 352 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
4. Бураева, Л.А., Дадова, З. И. О проблемах негативного влияния глобального информационного пространства на процесс становления системы ценностей молодежи / Л. А. Бураева, З. И. Дадова // Социально-политические науки. – 2018. – № 5. – С. 270-272.
5. Игнатьева, Э.А., Софронова, Н.В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э. А. Игнатьева, Н. В. Софронова – М.: Спутник +, 2014. – 158 с.
6. Колпачников, В.В. Соотношение тенденций к актуализации и к самоактуализации в человекоцентрированном подходе / В. В. Колпачников // Мир психологии. – 2018. – № 3 (95). – С. 104-113.
7. Ловинк, Г. Критическая теория интернета / Г. Ловинк. – М.: Ад Маргинем; Музей современного искусства «Гараж», 2019. – 304 с.
8. Мартынов, К. Homo digitus. Кирилл Мартынов о цифровом человечестве [Электронный ресурс] / К. Мартынов // Фонд Общественное мнение. URL: http://fom.ru/science/10025. (дата обращения: 04.04.2022).
9. Поликанова, Е.П. Социализация личности / Е. П. Поликанова // Философия и общество. – 2003. – № 2. – С. 84-109.
10. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс / пер. с англ. В. Данченко. – М.: Прогресс, 2004. – 479 с.
11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
12. Ярославцева, Е.И. Интерактивный человек в пространстве современных межкультурных коммуникаций / Е. И. Ярославцева // Библиотечное дело XXI век. – 2008. – № 1. – С. 89-94.