Проблемы новорожденного ребенка при внутричерепной родовой травме и программа сестринского ухода в условиях специализированного отделения.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 08.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретическая часть 6
1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина внутричерепной родовой травмы новорожденных 6
1.2. Сестринские диагнозы у новорожденных пациентов с внутричерепной родовой травмой 11
1.3. Основное принципы лечения новорожденных пациентов с внутричерепной родовой травмой 14
1.4. Программа сестринского ухода за новорожденными пациентами с внутричерепной родовой травмой 18
2. Практическая часть 22
2.1. Планирование и осуществление сестринского ухода за новорожденными пациентами с внутричерепной родовой травмой 22
2.1.1. Сестринский процесс при нарушении дыхания 23
2.1.2. Сестринский процесс при нарушении питания 24
2.1.3. Сестринский процесс при нарушении процессов терморегуляции 25
Заключение 26
Список использованных источников 28
В долгосрочной перспективе у пациента будет снижен риск развития психоневрологических заболеваний.Создать для пациента комфортные условия.Проведение мониторинга состоянияВыполнять назначения врача.Обучить родителей пациента правилам ухода за детьми с внутричерепными родовыми травмами. Высокий риск поражения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, парезы, параличи).В долгосрочной перспективе у пациента будет снижен риск поражения опорно-двигательного аппаратаВысокий риск инвалидизации.В долгосрочной перспективе у пациента будет снижен риск инвалидизации.Таким образом, медицинская сестра выстраивает свою деятельность по уходу за детьми с учетом определенных целей и задач.2. Практическая часть2.1. Планирование и осуществление сестринского ухода за новорожденными пациентами с внутричерепной родовой травмойРассмотрим клинический случай. Мальчик, 1 сутки после рождения. Вес – 4470 г. Диагноз – тяжела асфиксия при рождении. Субдуральное кровоизлияние.Жалоб не предъявляет в связи с возрастом.Объективные данные– t – 36,3-36,9°C, SatO2 – 84-94%, САД – 56-63 мм рт. ст., ДАД – 23-31 мм рт. ст., АД среднее – 35-39 мм рт. ст., диурез – 7,0-14,0 мл.Врачебные назначения:Питание: грудное молоко 3-5 мл через зонд каждые 3 часа, молочная смесь 10 мл в сутки.Медикаментозная терапия: амоксиклав 0,8 мг 2 раза в сутки внутривенно; амикацин 25 мг 2 раза в сутки внтривенно;викасол 0,35 мл №1 внитримышечно;кофеин 66 мг 1 раз в стуки внутривенно;фенобарбитал 20 мг 3 раза в стуки перорально в форме порошка.Инфузионная терапия: солувит3,0 мл; глюкоза 10% 150,0 мл 9 мл в час; глюкоза 40% 20,0 мл; аминовен 10% 45,0 мл; кальция глюконат 10% 0,6 мл;магния сульфат 25% 0,6 мл; гепарин 200 ед; смофлипид 20% 20,0 мл 1,1 мл в час; виталипид8,0 мл; NaCl 0,9% 10,0 мл 0,4 мл/час; допамин 4% 4 мл.При сестринском обследовании и сестринской диагностике были выявлены следующие проблемами пациента:Нарушение дыхания и других жизненно важных функций вследствие гипоксии.Нарушение питания вследствие расстройства глотательного и сосательного рефлексов.Нарушение процессов терморегуляции.Охарактеризуем их более подробно.2.1.1. Сестринский процесс при нарушении дыханияКраткосрочной целью будет недопущение гипоксии, выраженной клинической картины дыхательной недостаточности, остановки дыхания.Долгосрочной целью будет самостоятельно дыхание ребенка на момент выписки из стационара, снижение риска нарушений, связанных с гипоксией в последующем.План сестринского ухода при нарушении дыхания представлен в таблице 2.Таблица 2 – План сестринского ухода при нарушении дыхания [9, 11, 14, 17]План сестринского вмешательстваМотивацияИнформировать родственников пациента о заболевании и возможных осложненияхОбеспечение осознанного участия родственников ребенка в мероприятиях по уходуПроводить мониторинг состояния пациента – регистрировать характер дыхания, ЧСС, АД.Выявление и своевременное реагирование на нарушения в состоянии ребенкаВыполнение назначений врача, в т.ч. по оксигенотерапииСнижение риска гипоксии, осложнений, смерти ребенкаСвоевременно оказывать доврачебную помощь при возникновениипервых признаков неотложных состоянийСнижение риска осложнений, смерти ребенка2.1.2. Сестринский процесс при нарушении питанияКраткосрочной целью будет – во время госпитализации у пациента не разовьется дефицит питательных веществ, гипотрофия..Долгосрочной целью будет – к моменту выписки из стационара пациент будет самостоятельно питаться грудным молокомПлан сестринского ухода при нарушении питанияпредставлен в таблице 3.Таблица 3 – План сестринского ухода при нарушении питания [9, 11, 14, 17]План сестринского вмешательстваМотивацияПровести санитарно-просветительную работу с матерью ребенка.Обеспечить участие родителей в процессе уход за пациентом. Проводить мониторинг состояния пациента – регистрировать наличие срыгиваний, рвоты, анорексииВыявление и своевременное реагирование на нарушения в состоянии ребенкаПодготовить мать к сцеживанию грудного молока.Обеспечить ребенка грудным молоком матери.Организация зондового кормления грудным материнским молоком по назначению врача.Снижение риска гипотрофии, рахита, прочих нарушений, связанных с дефицитом питательных веществ.Организация зондового кормления молочной смесью по назначению врача.Осуществлять специализированный уход за ребенком, постоянно вести учет объема и состава получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия), контролировать массу тела.Отслеживание состояния пациента с учетом принимаемых мер по профилактике гипотрофии. 2.1.3. Сестринский процесс при нарушении процессов терморегуляцииКраткосрочная цель – во время госпитализации у пациента не разовьется гипотермия.Долгосрочная цель – к моменту выписки из стационара пациент не будет страдать от нарушений терморегуляции, нуждаться в специальном уходе в связи с нарушениями процессов терморегуляцииПлан сестринского ухода при нарушении процессов терморегуляции представлен в таблице 3.Таблица 3 – План сестринского ухода при нарушении процессов терморегуляции [9, 11, 14, 17]План сестринского вмешательстваМотивацияПровести санитарно-просветительную работу с матерью ребенка. Обеспечить участие родителей в процессе уход за пациентом. Проводить мониторинг состояния пациента – регистрировать температуру тела, признаки гипотермииВыявление и своевременное реагирование на нарушения в состоянии ребенкаСоздать комфортные условия для ребенка в палате интенсивной терапии,поддерживать оптимальный температурный режимСнижение риска гипотермииТаким образом, медицинская сестра выполняет большое число манипуляций по уходу за детьми с внутричерепной родовой травмой.ЗаключениеВ процессе исследования мы изучили особенности сестринского ухода за новорожденными с внутричерепными родовыми травмами.Были сделаны следующие выводы:Родовые травмы определяются как нарушение функций организма новорожденного вследствие неблагоприятных событий, возникающих при рождении, которых можно избежать или которые неизбежны. Несмотря на тщательный дородовой уход, родовая травма обычно возникает, особенно при длительных и тяжелых родах или неправильномпредлежании плода. Частота родовых травм со временем снизилась благодаря улучшению акушерской помощи и перинатальной диагностики, но полностью из избежать не удается. Одним из видов таких травм можно считать РЧМТ. Причины РЧМТ разнообразны, они могут быть как со стороны ребенка (недоношенность, переношенность, большой вес), так и со стороны матери (узкий таз, патологии родов). При таких травмах отмечаются изменения поведения новорожденного, симптомы внутреннего кровотечения, симптомы роста внутричерепного давления, симптомы сдавления ствола головного мозга, симптомы поражения черепных нервов. Диагностика проводится с использованием методов лабораторной и инструментальной диагностики.Лечение РЧМТ направлено на обеспечение оптимальных условий выхаживания (температурный режим, влажность, максимальная защита от всехвидов внешних раздражителей), минимальная агрессивность лечения. При этом проводится адекватная легочная вентиляция, поддерживается стабильность гемодинамических показателей, постоянно ведется мониторинг витальных показателей, биохимических отклонений, профилактика и лечение судорог.Весь сестринский уход за новорожденными с РЧМТ строится по принципам сестринского процесса, т.е. с учетом таких этапов как сестринское обследование, сестринская диагностика, планирование сестринского вмешательства, осуществление плана сестринского вмешательства, анализ результатов сестринского вмешательства.Проанализировав клинический случай и выявив особенности планирования и осуществления сестринского ухода за новорожденными пациентами с внутричерепной родовой травмой мы можем говорить о том, что сестринская деятельность в отношении детей с внутричерепными родовыми травмами многокомпонентна, требует от медицинской сестры специальных знаний и навыков, в том числе в части общения, психологической диагностики, навыков в организации обучения.Список использованных источниковБаев О. Р., Гайдарова А. Р., Караваева А. Л. Родовой травматизм новорожденных // Неонатология: новости, мнения, обучение. – 2023. – № 11. – № 2 (40). – С. 67-73.Барашнев Ю. И. Ключевые проблемы перинатальнойневрологии // Акушерство и гинекология. – 2007. – № 5. –С. 51-54.Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология / Ю. И. Барашнев. – 2-е изд. – М.: Триада-Х, 2011. – 670 с.Бубнова Н. И., Парилов С. Л. Механизмы родовой черепно-мозговой травмы новорожденных // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. – № 3 (57). – С. 107-110.Евтушенко С. К., Морозова Т. М. Родовые травмы нервной системы // Международный неврологический журнал. –2011. – № 3(41). – С. 4-11.Здравоохранение в России. 2021: Статистический сборник/ Росстат. – М., 2021. – 171 с.Клинические рекомендации. Неонатология / под ред. Н. Н. Володина, Д. Н. Дегтярева, Д. С. Крючко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 сЛучевая диагностика болезней сердца и сосудов: национальное руководство/ гл. ред. тома Л.С. Коков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 688 с.Лютикова О. К. Сестринское дело в педиатрии: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / О. К. Лютикова. – М.: АНМИ, 2005. – 399 с.Мочалова М. Н., Мудров В. А., Новкшанова С. В. Роль интранатальных факторов риска в патогенезе родовой травмы // ActaBiomedicascientifica. – 2020. – Т. 5. – № 1. – С. 7-13.Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела: учеб.пособие для медицинских училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М.: Родник, 2008. – 243 с.Неонатология: национальное руководство: краткое издание / А. Г. Антонов, Н. Н. Арестова, Е. Н. БАйбарина и др.; под ред. акад. РАН Н. Н. Володина. – ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 896 с.Неттер Ф. Атлас анатомии человека: учебный пос. – атлас / под ред. Н.О. Бертоша; пер. с англ. А.П. Киясова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. – 600 с.Обуховец Т. П. Сестринское дело в терапии: учеб. / Т. П. Обуховец. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 458 с.Орехова Г. Г., Бабенко А. И. Распространенность внутричерепных родовых травм у новорожденных на отдельных территориях Сибири // Мать и дитя Кузбасса. – 2008. – № 1 (32). – С. 24-27.Пальчик А. Б. Неврология недоношенных детей / А. Б. Пальчик, А. Н. Понятишин, Л. А. Федорова. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДперсс-информ, 2021. – 408 с.Перфильева Г. М. Сестринский процесс: учеб.пособие для медицинских училищ и колледжей / Г. М. Перфильева. – М., ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 175 с.Радаева Т. М. Перинатальные поражения нервной системы. Клиника. Диагностика. Лечение: учебное пособие / Т. М. Радаева, К. Г. Ганеев, С. А. Чекалова. – Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2009. – 128 с.Рауфи Н. М., Бердиев Р. Н., Турдибоев Ш. А., Шоев С. Н. Особенности диагностики и тактика лечения родовых черепно-мозговых травм // Здравоохранение Таджикистана. – 2016. – № 3 (330). – С. 39-43.Тульчинкая В. Д. Сестринское дело в педиатрии / В. Д. Тульчинская, Н. Г. Соколова, Н. М. Шеховцова.; под ред. Р. Ф. Морозовой. – 20-е изд., испр. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 383 с.Шабалов Н. П. Неонатология: учеб.пособие. В 2 т. Т. 1 / Н. П. Шабалов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 704 сШевцова Т. И. Внутричерепная родовая травма новорожденных // Здоровье ребенка. – 2015. – № 1 (60). – С. 163-167.Ырысов К. Б., Назаралиев М. С. Родовая черепно-мозговая травма: улучшение методов диагностики и тактика лечения // Наука и новые технологии. – 2011. – № 6. – С. 75-77.
1. Баев О. Р., Гайдарова А. Р., Караваева А. Л. Родовой травматизм новорожденных // Неонатология: новости, мнения, обучение. – 2023. – № 11. – № 2 (40). – С. 67-73.
2. Барашнев Ю. И. Ключевые проблемы перинатальной
неврологии // Акушерство и гинекология. – 2007. – № 5. –
С. 51-54.
3. Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология / Ю. И. Барашнев. – 2-е изд. – М.: Триада-Х, 2011. – 670 с.
4. Бубнова Н. И., Парилов С. Л. Механизмы родовой черепно-мозговой травмы новорожденных // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. – № 3 (57). – С. 107-110.
5. Евтушенко С. К., Морозова Т. М. Родовые травмы нервной системы // Международный неврологический журнал. –
2011. – № 3(41). – С. 4-11.
6. Здравоохранение в России. 2021: Статистический сборник/ Росстат. – М., 2021. – 171 с.
7. Клинические рекомендации. Неонатология / под ред. Н. Н. Володина, Д. Н. Дегтярева, Д. С. Крючко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с
8. Лучевая диагностика болезней сердца и сосудов: национальное руководство / гл. ред. тома Л.С. Коков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 688 с.
9. Лютикова О. К. Сестринское дело в педиатрии: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / О. К. Лютикова. – М.: АНМИ, 2005. – 399 с.
10. Мочалова М. Н., Мудров В. А., Новкшанова С. В. Роль интранатальных факторов риска в патогенезе родовой травмы // Acta Biomedica scientifica. – 2020. – Т. 5. – № 1. – С. 7-13.
11. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела: учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М.: Родник, 2008. – 243 с.
12. Неонатология: национальное руководство: краткое издание / А. Г. Антонов, Н. Н. Арестова, Е. Н. БАйбарина и др.; под ред. акад. РАН Н. Н. Володина. – ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 896 с.
13. Неттер Ф. Атлас анатомии человека: учебный пос. – атлас / под ред. Н.О. Бертоша; пер. с англ. А.П. Киясова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. – 600 с.
14. Обуховец Т. П. Сестринское дело в терапии: учеб. / Т. П. Обуховец. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 458 с.
15. Орехова Г. Г., Бабенко А. И. Распространенность внутричерепных родовых травм у новорожденных на отдельных территориях Сибири // Мать и дитя Кузбасса. – 2008. – № 1 (32). – С. 24-27.
16. Пальчик А. Б. Неврология недоношенных детей / А. Б. Пальчик, А. Н. Понятишин, Л. А. Федорова. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДперсс-информ, 2021. – 408 с.
17. Перфильева Г. М. Сестринский процесс: учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / Г. М. Перфильева. – М., ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 175 с.
18. Радаева Т. М. Перинатальные поражения нервной системы. Клиника. Диагностика. Лечение: учебное пособие / Т. М. Радаева, К. Г. Ганеев, С. А. Чекалова. – Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2009. – 128 с.
19. Рауфи Н. М., Бердиев Р. Н., Турдибоев Ш. А., Шоев С. Н. Особенности диагностики и тактика лечения родовых черепно-мозговых травм // Здравоохранение Таджикистана. – 2016. – № 3 (330). – С. 39-43.
20. Тульчинкая В. Д. Сестринское дело в педиатрии / В. Д. Тульчинская, Н. Г. Соколова, Н. М. Шеховцова.; под ред. Р. Ф. Морозовой. – 20-е изд., испр. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 383 с.
21. Шабалов Н. П. Неонатология: учеб. пособие. В 2 т. Т. 1 / Н. П. Шабалов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 704 с
22. Шевцова Т. И. Внутричерепная родовая травма новорожденных // Здоровье ребенка. – 2015. – № 1 (60). – С. 163-167.
23. Ырысов К. Б., Назаралиев М. С. Родовая черепно-мозговая травма: улучшение методов диагностики и тактика лечения // Наука и новые технологии. – 2011. – № 6. – С. 75-77.