«Человек в древнегреческой традиции»
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 14.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Представления о человеке в эпоху военной демократии как основа для формирования древнегреческой трагедии 4
2.Представления о человеке в античной драме 6
Заключение 14
Список литературы 15
Несмотря на полную несправедливости и страданий жизнь человека его времени, Эсхил был уверен в том, что конечная цель мироздания - торжество справедливости. Опору существования человека он видел в устойчивом коллективе - полисе, и полисные связи воспринимались им как божественное установление («Орестея», «Прикованный Прометей»). В трагедиях Софокла причинная связь между поведением людей и высшей волей богов понимается уже не столь однозначно. Однако трагический конфликт Софокл не связывает с природой человека, это не результат внутренней раздвоенности или противоречивости, а следствие нарушения человеком - сознательно или бессознательно -бесспорных нравственных норм. Именно оно приводило к наказанию даже в тех случаях, когда в действиях человека отсутствовал элемент субъективной вины («Царь Эдип», «Электра», «Аякс», «Трахинянки»).Переосмысление сущности божественного, имевшее место у Эсхила и Софокла, не означало отрицания божественного как глубинной основы бытия. Но у Еврипида мы видим иную картину. Божественное в трагедиях Еврипида было уже лишено разумности, соответственно, некоторая иррациональность присутствовала и в человеческой жизни.Идея о неотвратимости судьбы, в столкновении с которой погибает герой (хотя нравственно одерживает верх над ней) – это главная идея трагедий Еврипида. Почти все герои Еврипида наделены глубоким психологизмом, сильными эмоциями. Можно с уверенностью сказать о том, что Еврипид, в противовес Софоклу и Эсхилу, стремится к реабилитации чувств человека, но не абсолютизации разума и разумного выбора. Но все же, как и у всех драматургов, герой Еврипида – это человек, наделен свободой, а если и не имеет свободы, то проявляет готовность бороться за нее даже ценой собственной жизни. Идеал человека, особенности формирования характера и социального поведения – все эти вопросы были актуальны и для античной философии. Рассмотрим, в частности, воззрения философа Аристотеля, которые во многом подтверждают все сказанное ранее. Именно Аристотелю принадлежит честь введения термина «этика». Этика в понятии Аристотеля является системой человеческих добродетелей. Этические добродетели отождествляются с душевными качествами. Аристотель выделил следующие: мужество, кротость, щедрость, умеренность, честолюбие, великодушие, величавость, ровность, честолюбие, любезность, правдивость, справедливость, дружелюбие, справедливое негодование и мудрость. Что касается добродетелей ума, то их развитие осуществляется благодаря тому, что человек получает образование. Это есть качества рассудительности, мудрости, сообразительности. Нравственные качества возникают из привычек человека, которые приобретает опыт со временем, действует. На основе чего и происходит формирование характера.Также для Аристотеля было характерно представление о человеке как существе «политическом», вне социума и государства человек не может полноценно развиваться. Государство по мысли Аристотеля является результатом склонности людей к политическому общению и совместной жизни. То есть, это естественный процесс. Государство непосредственно обеспечивает гражданам счастливое существование. Согласно позиции Аристотеля, все члены общества должны соблюдать баланс, не допускать политического насилия. Человек для Аристотеля является политическим и общественным существом, которое он называл еще «политическим животным», одаренным речью. Человек способен понимать, что такое зло и добро, несправедливость и справедливость, то есть у него всегда есть определенные нравственные качества.ЗаключениеОсновой для формирования представлений о человеке в древнегреческой трагедии во многом послужил эпос, эпическая традиция, репрезентованная Гомером. Таким образом, в античный период военной демократии в качестве героя выступал общинник, вождь, настоящий воин. Настоящим сокровищем искусства этого периода стали поэмы Гомера, которые оказали значительное влияние на развитие античной литературы, европейской культуры в целом. Каждая из поэм Гомера представляет собой подлинный шедевр, сложный по своей образной структуре. В поэмах Гомера действуют не только люди, но и боги, кроме того, каждый из героев обладает собственным уникальным характером.В древнегреческих трагедиях представления о человеке стали трансформироваться. В частности, анализ трагедий выдающихся деятелей Древней Греции свидетельствует о повышении степени ответственности человека за совершение выбора, божественные силы постепенно отходят на второй план, а человек приобретает выраженную индивидуальность.Несмотря на то, что социальное поведение человека, как и ранее, было связано с мифологическими представлениями, все же, теперь выбор за человеком – поступить правильно, то есть, в соответствии с принятыми морально-нравственными законами и требованиями, либо же нарушить эти законы, а в этом случае – принять на себя божественный гнев и заслуженное справедливое наказание.Особое значение разработка представлений о человеке, об общественном идеале имела в философии. И, в частности, мы рассмотрели учение Аристотеля. Человек наделен разумом, способностью выбирать, тем не менее, далеко не все люди умеют грамотно пользоваться возможностями своего разума, как считал философ. Особое внимание Аристотеля уделял необходимости развития в человеке гражданских добродетелей, умения вести себя в соответствии с принятыми правилами морали, проявлять мужество, справедливость, умеренность. Список литературыАристотель. Сочинения. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/aristotel_sochinenija_v_chetyrekh_tomakh_tom_1_red_v_f_asmus/7-1-0-389?ysclid=loydbeg5fj201193195Боннар А. Греческая цивилизация. – Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/school/bonnar/bonnar1.pdfГиленсон Б.А. История античной литературы. Древняя Греция. – Режим доступа: https://www.litres.ru/book/boris-gilenson-89327/istoriya-antichnoy-literatury-kniga-1-drevnyaya-greci-633995/Гомер. Илиада. http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txtГомер. Одиссея. http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txtГринцер Н.П. Гомер на рубеже веков. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gomer-na-rubezhe-epoh Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.: Высшая школа, 1990. – Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/yarkho_antichnaya_drama/yarkho_antichnaya_drama.pdfЯрхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии / Еврипид. Трагедии: в 2 т. / пер. И.Ф. Анненского; изд. подгот. М.Л. Гаспаров, В.Н. Ярхо. - М.: Ладомир. Наука, 1999.
1. Аристотель. Сочинения. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/aristotel_sochinenija_v_chetyrekh_tomakh_tom_1_red_v_f_asmus/7-1-0-389?ysclid=loydbeg5fj201193195
2. Боннар А. Греческая цивилизация. – Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/school/bonnar/bonnar1.pdf
3. Гиленсон Б.А. История античной литературы. Древняя Греция. – Режим доступа: https://www.litres.ru/book/boris-gilenson-89327/istoriya-antichnoy-literatury-kniga-1-drevnyaya-greci-633995/
4. Гомер. Илиада. http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt
5. Гомер. Одиссея. http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt
6. Гринцер Н.П. Гомер на рубеже веков. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gomer-na-rubezhe-epoh
7. Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.: Высшая школа, 1990. – Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/yarkho_antichnaya_drama/yarkho_antichnaya_drama.pdf
8. Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии / Еврипид. Трагедии: в 2 т. / пер. И.Ф. Анненского; изд. подгот. М.Л. Гаспаров, В.Н. Ярхо. - М.: Ладомир. Наука, 1999.