Вклад отечественных тифлопедагогов в современную тифлопедагогику

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 28 28 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 19.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ 5
1.1 Научное обоснование тифлопедагогики 5
1.2 Основные этапы развития отечественной тифлопедагогики 8
ГЛАВА 2. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТИФЛОПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННУЮ ТИФЛОПЕДАГОГИКУ 12
2.1 Практические разработки отечественных тифлопедагогов 12
2.2 Инновации в отечественной тифлопедагогике 17
2.3 Вклад современных тифлопедагогов в развитие отечественной тифлопедагогики 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Фрагмент для ознакомления

Их усилия направлены на создание комфортной и инклюзивной среды, в которой люди с нарушениями зрения могут полноценно развиваться и учиться.
Для повышения эффективности лечебного процесса Л.А. Григорян предложила использовать педагогические мероприятия, включающие игровую деятельность, детский труд и занятия познавательного характера. При разработке содержания этих занятий учитываются особенности зрения, такие как острота, характер, фиксация, вид косоглазия, цвет, размер и форма наглядных пособий. Также рекомендуется определенное время проведения занятий, их количество и продолжительность в течение дня. Такой подход отвечает требованиям офтальмологии и педагогики, а также позволяет использовать индивидуальные и дифференцированные подходы для помощи детям с проблемами зрения.
Л.А. Григорян отмечает, что все задания и упражнения по развитию зрения строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также его разрешающих возможностей зрения и требований восстановительного лечения [3].
Л.И. Плаксина логично объясняет, расширяет и уточняет подход, предложенный Л.А. Григорян. Она придает большое значение коррекции и активизации пораженного зрения при разработке содержания общеразвивающих и коррекционных занятий. Во всех видах детской деятельности предлагается учитывать зрительные нагрузки и индивидуально подходить к проведению отдельных занятий соответственно этапам восстановительного лечения зрения и общему состоянию здоровья [9].
Л.И. Плаксина указывает, что структура и выраженность дефекта влияют на общее психофизическое развитие ребенка, а также определяют особенности его обучения, воспитания и лечения. Она представляет общую картину психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией и выделяет отклонения в эмоционально-волевой сфере, социальной активности, коммуникативной деятельности и успешности социального развития [9].
Г.В. Никулина выделяет важность целостного коррекционно-педагогического процесса формирования коммуникативной активности, объединяющего развитие всех аспектов коммуникативного потенциала, использование общедидактических, специальных и специфических принципов, а также дифференцированное педагогическое воздействие, которое принимает во внимание особенности коммуникативных состояний в различные возрастные этапы развития, обусловленные различными характеристиками и степенью нарушений зрения [8].
Также Г.В. Никулина в своих исследованиях прояснила способы формирования коммуникативной культуры у людей с нарушениями зрения. Она выявила особенности структурной организации коммуникативных возможностей данной категории людей и разработала научно-методическую базу для реализации комплексного коррекционно-педагогического процесса.
По ее мнению, коммуникативный потенциал, являющийся сложным и многофакторным индивидуально-психологическим образованием, основан на коммуникативном опыте каждого человека, который обогащается в условиях ограничений зрительной информации, как природных, так и обусловленных специальными мерами, и представляет собой основу для формирования коммуникативной культуры у людей с ограничениями зрения [8].
В.З. Денискина – опытный тифлопедагог и кандидат педагогических наук, являющаяся доцентом кафедры тифлопедагогики Московского педагогического государственного университета. Одной из важных областей ее исследовательской работы была проблема обучения детей с нарушением зрения в общеобразовательных школах. Педагог внесла значительный вклад не только в развитие методики обучения математики для детей с дефектами зрения, но и в систему социальной реабилитации таких детей. Она также является рецензентом изданий по тифлологии и учебников, предназначенных для детей с нарушением зрения.
Теоретическое значение работы Д.М. Маллаева заключается в том, что она раскрывает роль игры не только как физического, но и как нравственного развития слепых детей. В ходе своих исследований автор разработал коррекционную модель организации и руководства игровой деятельностью слепых и слабовидящих детей. Эти научно-методические рекомендации Д.М. Маллаева успешно применяются в работе по развитию игры со слепыми детьми. Согласно автору, модель руководства игровой деятельностью, учитывающая специфику и особенности игры детей с нарушением зрения, эффективно способствует физическому и нравственному развитию слепых и слабовидящих детей [6].
В статье В.В. Соколова и Н.С. Комовой представлены наиболее эффективные компьютерные средства реабилитации для слепых и слабовидящих. Эти средства могут быть использованы в специальных и инклюзивных образовательных учреждениях для улучшения учебного и воспитательного процесса [11].
Компьютерные средства реабилитации, которые представлены в статье, включают в себя различные программы и технологии, специально разработанные для потребностей людей с нарушением зрения. Некоторые из них включают в себя текстовые озвучиватели, которые могут прочитывать текст с экрана компьютера, а другие предоставляют возможность написать текст с помощью голосового ввода. Существуют также программы, которые упрощают навигацию по компьютеру с помощью аудиосигналов и шаблонов диалогов, а также дополняющие устройства, такие как точечный дисплей Брайля, позволяющий слепым людям читать текст с компьютерного экрана с помощью шеститочечных символов [10].
Эти средства имеют большое применение в образовательном процессе. Учителя и тифлопедагоги могут использовать эти программы и технологии, чтобы сделать уроки более доступными для своих слепых и слабовидящих учеников. Они могут адаптировать учебные материалы и предоставить альтернативные способы доступа к информации, что может значительно повысить образовательные возможности для этих детей.
Таким образом, вклад современных тифлопедагогов в развитие отечественной тифлопедагогики насчитывает множество нюансов и аспектов. Они не только предлагают новые методы и технологии, но и ставят перед собой задачу повышения качества образования и жизни людей с ограниченными возможностями зрения.
Выводы по второй главе

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с работой таких ученых, как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин и других. Их исследования сыграли большую роль в развитии образования, реабилитации и социальной адаптации людей с нарушениями зрения.
Современные инновации в отечественной тифлопедагогике включают использование современных технологий, разработку адаптивных учебных материалов и создание условий для социализации слабовидящих. Эти новшества значительно облегчают обучение и интеграцию лиц со слабым зрением, способствуют их достижениям в образовании и социуме.
Современные тифлопедагоги развивают отечественную тифлопедагогику, создавая комфортную и инклюзивную среду для людей с ограниченными возможностями зрения. Они используют новые подходы и методы, такие как игровая деятельность, детский труд и занятия познавательного характера, учитывая особенности зрения каждого ребенка. Работа тифлопедагогов направлена на повышение качества образования и жизни людей с ограниченными возможностями зрения, стремясь создать равные возможности для всех независимо от их особенностей.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования было выяснено, что вклад отечественных тифлопедагогов в современную тифлопедагогику является значительным и оказывает положительное влияние на развитие данной области.
Первая задача исследования была связана с определением научного обоснования и методологии тифлопедагогики. Было выявлено, что отечественные тифлопедагоги вносят важный вклад в разработку и научное обоснование этой дисциплины. Их работы исследуют особенности восприятия и обучения людей с нарушением зрения, а также предлагают эффективные методы и техники обучения.
Вторая задача исследования заключалась в выделении основных этапов развития отечественной тифлопедагогики. Были исследованы работы ученых, педагогов и специалистов в этой области, что позволило установить, что развитие тифлопедагогики в России проходило через основные этапы, связанные с реформами образования и успехами научно-технического прогресса.
Следующая задача исследования представляла анализ практических разработок отечественных тифлопедагогов. Было отмечено, что отечественные тифлопедагоги не только создают уникальные программы и специализированные учебные материалы, но и активно взаимодействуют с другими специалистами и организациями. Важным достижением является разработка комплексной подхода к обучению и социализации людей с нарушением зрения, который включает как учебные материалы и программы, так и формирование социальных навыков и адаптации.
Четвертая задача исследования заключалась в рассмотрении инноваций в отечественной тифлопедагогике. Были изучены новые подходы и технологии, применяемые отечественными тифлопедагогами, такие как использование компьютерных программ и специализированного оборудования, включение сенсорной стимуляции и других методов, которые доказали свою эффективность для развития у людей с нарушением зрения.
Таким образом, исследование позволило сделать вывод о значительном вкладе отечественных тифлопедагогов в современную тифлопедагогику. Их научное обоснование, разработки, инновации и практический опыт являются важным фактором, способствующим эффективной реабилитации и образованию людей с нарушением зрения. Дальнейшие исследования и разработки в этой области могут привести к еще более значимым результатам и улучшению качества жизни данной категории людей.





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Алексеев O. Л. Системный характер коррекционной работы в учреждениях для детей с нарушениями зрения // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза: материалы международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2006. – 270 с.
2. Волокитина Т. В., Зотова А. А., Попова Е. В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: учебно-методическое пособие. – Архангельск:  Издательство Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, 2013. – 175 с.
3. Григорян Д. А., Кащенко Т. П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медикопедагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994. – 33 с.
4. Денискина В. З., Фатьянова Г. А. К вопросу об обучении детей с нарушением зрения чтению и письму по системе Брайля // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 23-27.
5. Дружинина Л. А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 58-69.
6. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. – М.: Советский спорт, 1992. – 95 с.
7. Мухортова Д. Д. Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени // Образование и воспитание. – 2016. – № 1. – С. 14-16.
8. Никулина Г. В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 93 с.
9. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998. – 262 с.
10. Ревякина В. И., Чеботарева О. В. Отечественный опыт педагогической поддержки слепых учащихся с множественными нарушениями развития: исторический обзор // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 3. – С. 241-247.
11. Соколов В. В., Комова Н. С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 33-42.
12. Тупоногов Б. К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Владос, 2013. – 223 с.
13. Фомина Л. А. Рекомендации по подготовке незрячих дошкольников к чтению и письму по системе Брайля: из опыта работы. – М.: Российская государственная библиотека для слепых, 2010. – 31 с.
14. Хватько И. Н., Солдатова Л. В., Коростелева О. В. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира // Молодой ученый. – 2017. – № 46. – С. 321-324.
15. Чеканова М. В. История специальной педагогики // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 94-100.
16. Чердонов Р. А., Чердонова Т. Н. Обучение приемам коммуникации детей с нарушениями зрения // Молодой ученый. – 2020. – № 45. – С. 267-269.











5

1. Алексеев O. Л. Системный характер коррекционной работы в учреждениях для детей с нарушениями зрения // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза: материалы международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2006. – 270 с.
2. Волокитина Т. В., Зотова А. А., Попова Е. В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: учебно-методическое пособие. – Архангельск: Издательство Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, 2013. – 175 с.
3. Григорян Д. А., Кащенко Т. П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медикопедагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994. – 33 с.
4. Денискина В. З., Фатьянова Г. А. К вопросу об обучении детей с нарушением зрения чтению и письму по системе Брайля // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 23-27.
5. Дружинина Л. А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 58-69.
6. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. – М.: Советский спорт, 1992. – 95 с.
7. Мухортова Д. Д. Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени // Образование и воспитание. – 2016. – № 1. – С. 14-16.
8. Никулина Г. В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 93 с.
9. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998. – 262 с.
10. Ревякина В. И., Чеботарева О. В. Отечественный опыт педагогической поддержки слепых учащихся с множественными нарушениями развития: исторический обзор // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 3. – С. 241-247.
11. Соколов В. В., Комова Н. С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 33-42.
12. Тупоногов Б. К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Владос, 2013. – 223 с.
13. Фомина Л. А. Рекомендации по подготовке незрячих дошкольников к чтению и письму по системе Брайля: из опыта работы. – М.: Российская государственная библиотека для слепых, 2010. – 31 с.
14. Хватько И. Н., Солдатова Л. В., Коростелева О. В. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира // Молодой ученый. – 2017. – № 46. – С. 321-324.
15. Чеканова М. В. История специальной педагогики // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 94-100.
16. Чердонов Р. А., Чердонова Т. Н. Обучение приемам коммуникации детей с нарушениями зрения // Молодой ученый. – 2020. – № 45. – С. 267-269.