Темы тайны-преступления и наказания в романах Ч. Диккенса»
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Темы тайны-преступления и наказания в романах Ч. Диккенса 5
1.1. Мотив преступления как основа сюжетной интриги в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда» 5
1.2. Особенности жанра детективно-психологического романа 10
Глава 2. Морально-философский аспект «проблемы преступления» в романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда» 14
2.1. Образ Джаспера в романе Ч. Диккенса 14
2.2. Психологизм преступления и характера основных героев в романе 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
В романе, даже в той его части, которую написал Диккенс, есть некий парадокс. Несмотря на то, что все в книге ведет к убийству и расследование, скорее всего, должно было составить содержание второй части, которая нам неизвестна, основное внимание Диккенса сосредоточено на другой тайне – тайне человеческих характеров.Скрытые стороны человеческой натуры, мир его ночных переживаний, двойственность человеческой природы, роль иррационального в поведении – вот основные вопросы, которые Диккенс поднимает в «Тайне Эдвина Друда».Джаспер предстает перед нами как музыкант, артист, но также как наркоман, обладающий страстной и, вероятно, патологической личностью.В романе Диккенс передает двойственность природы человека через пары близнецов. Ландлесы — Елена и Невил, Роза и Друд, представляют собой примеры близнецов, не только по внешнему виду, но и по характеру. Кроме них, в романе также встречаем и другие, менее значительные пары близнецов, как, например, Баззард, «светлый» секретарь Грюджиуса, и «темный» секретарь Сластигроха.Диккенс на примере своих персонажей демонстрирует разнообразие человеческой натуры, включая мельчайшие нюансы и глубокие противоречия. В этом романе Диккенс даже пытается исследовать подсознание человека, как в сцене в опиумном притоне, где Джаспер пытается понять, как скрытые импульсы проявляются в речи и поступках человека.Человеческая природа чрезвычайно сложна, и Диккенс пытается показать это в своем романе, углубляясь внутрь каждого из своих персонажей и изучая их самые скрытые аспекты. Это замечательный способ понять глубину человеческой души через линзу литературы.Кроме того, в романе недостает психологической достоверности для обоснования мотивации большинства персонажей. К примеру, Ландлэссы всегда недоверчиво относились к посторонним и сопротивлялись их влиянию, однако встретив Криспаркла, они превращаются в милых и послушных ягнят. Они предпринимают действия, не преследуя своих собственных целей, а лишь в соответствии с желаниями автора. Эдвин Друд представлен в романе не как полноправный персонаж, а скорее как мишень. В главах, написанных от лица Джаспера, он предстает то, как любящий своего племянника человек, то, как хладнокровный убийца, замышляющий его гибель. Эти главы чередуются. Обычно писатели используют прием «недостоверного рассказчика», раскрывая обман в конце произведения. Здесь же, если предположить, что Диккенс использовал этот прием, он лишь запутывает читателя.В романе Ч.Диккенса «Тайна Эдвина Друда» также присутствуют роковые совпадения, образующие сюжет. Эдвин Друд получает кольцо от мистера Груджьюса, чтобы передать его Розе, если их свадьба состоится. Если нет, то он должен вернуть кольцо обратно. В тот день, когда пара разрывает свою помолвку, кольцо всё ещё находится у Эдвина и остаётся с ним вплоть до убийства. По стечению обстоятельств, это кольцо становится главной и единственной зацепкой, о которой не знает убийца. Поскольку известь не воздействует на металл, а все остальные драгоценности Эдвина, известные Джасперу, оказываются выброшенными в реку, кольцо остается единственной надеждой на установление личности убийцы.Прежде всего, стоит отметить интересную интерпретацию образа Джона Джаспера, регента церковного хора, который совершает убийство своего племянника Эдвина Друда из-за его чувств к невесте. У Чарльза Диккенса мотивация этого преступления является весьма сложной. В этом образе прослеживается не только любовь к Розе, но и тяжелое уныние от жизни в маленьком, застойном городке, которое толкает Джаспера в пучину опиума и влияет на его нравственное состояние. Он совершает убийство проявляя ловкость, которая несвойственна человеку его опыта, и демонстрирует удивительное знание людей, способность манипулировать ими, что необычно для его молодого возраста – ведь ему всего лишь двадцать шесть лет.В современном детективе или романе о тайнах автор может развернуть сюжет, полностью раскрывая одного-двух подозреваемых. Однако в 19 веке подобные произведения еще не были распространены, и в то время было достаточно тайны и шокирующих откровений.Кроме того, существуют некоторые недостатки в плане сюжета. Например, в романе уделяется слишком много внимания трем персонажам – мэру и аукционеру Сапси, благотворителю Сластгроху, помощнику Груджюса мистеру Базарду. Сюжет вполне мог бы обойтись без нескольких тысяч слов, посвященных им.Образ сестры Невилла Елены Лэндлесс не получил должного развития. Автор лишь упоминает, что она более решительна и умна, чем ее брат. Если во второй части она играет важную роль, то следовало уделить ей больше внимания. Если же она не имеет большого значения для развития сюжета, то не было необходимости вводить ее в повествование.Кроме того, в романе недостает психологической достоверности в мотивации большинства персонажей. Так, Ландсли никогда никому не доверяют и всячески сопротивляются влиянию посторонних, но встреча с Криспарклом превращает их в милых послушных овечек. Они действуют, не преследуя собственных целей, а только в соответствии с желаниями автора. Эдвин Друд же в романе является не более чем картонной мишенью.Диккенса всегда интересовали как психологические, так и характерологические особенности, связанные с преступлением, не говоря уже о том, что само преступление было для него лишь одним из элементов сюжета, развитие которого служило для более широкой задачи – характеристики общественной реальности. Метод вкрапления криминальных мотивов в сюжет романа у Диккенса несколько ближе к методам его современников, хотя и здесь реалистичная природа творчества Диккенса создает принципиальное и качественное различие между ними.Сейчас сюжет романа развивается в другом направлении. С одной стороны, прослеживается путь, которым Джасперу удается очернить Невиля, временно посадить его в тюрьму и, поскольку прямых доказательств не найдено, способствовать его моральному разрушению. Невил покидает город и переезжает в Лондон, где Груджьюс помогает ему найти квартиру. Груджьюс, несомненно, знает больше других и имеет свои причины ненавидеть Джаспера.Таким образом, Груджьюс является тем человеком, в руках которого сходятся многочисленные нити. Во-первых, от Розы он узнает о преступной страсти Джаспера и его притязаниях; во-вторых, от Эдвина или Дэтчери, хотя и в общих чертах, о деталях самого преступления. Теперь он наблюдает за поведением Джаспера по отношению к оклеветанному Невилу, которое также вызывает подозрения. Есть все основания полагать, что Груджьюсу предстоит сыграть решающую роль в расследовании преступления. Как беспристрастный наблюдатель, помимо прочего, как скромный, солидный и честный человек, он подходит для того, чтобы внести юридическую ясность в то, что для его молодых друзей покрыто мистическим туманом. Вторая линия расследования ведется Дэтчери. Дэтчери интересуют не общие психологические предпосылки преступления (за этим следит Груджьюс), а конкретные обстоятельства, связанные с убийством.Взаимодействие Диккенса с де Квинси в «Тайне Эдвина Друда», его обращение к «сенсационному роману», которое указывает на ослабление его социально-реалистического подхода к творчеству, не было случайностью. Этот поворот в его творчестве, который начал проявляться еще в «Больших надеждах» и «Нашем общем друге», был связан с развитием английского реализма в конце 60-х – начале 70-х и отражал общее снижение социально-критической направленности английской литературы в тот период.Диккенс не смог полностью сопротивляться общим тенденциям развития английской литературы того времени, что привело к определенному сужению тематики и появлению элементов «сенсационности», камерности и усиленного психологизма в его работах.Однако эти черты второстепенны для его творчества и никоим образом не определяют его как писателя. Мы по-прежнему считаем Диккенса величайшим реалистом, автором грандиозных социальных романов о жизни Англии середины XIX века.В романе «Тайна Эдвина Друда» Чарлза Диккенса присутствует выраженный психологизм как в преступлении, так и в характерах основных героев. Автор погружает читателя во внутренний мир каждого персонажа, позволяя понимать их мотивы и затравленные чувства. Это особенно ярко проявляется в непредсказуемом поведении основных героев, что делает роман еще более интригующим.Персонажи обладают запутанными и многогранными характерами, что подчеркивает психологизм романа. Они предстают перед нами во всей своей сложности, позволяя читателям увидеть их внутренний мир, столкнуться с их тайнами и внутренними борьбами. Все это соединяется в замысловатой и психологически насыщенной интриге, которая делает роман привлекательным для тех, кто привык к глубокому анализу человеческой души и ее тайн.ЗаключениеУтверждается, что творчество выдающегося английского писателя Ч. Диккенса оказало значительное влияние на Ф.М. Достоевского, который являлся его страстным поклонником. Без сомнения, Достоевский, хорошо знакомый с многими романами Диккенса и восхищавшийся ими, использовал его идеи и открытия в своем творчестве. Сходства в темах, образах, мотивах и сюжетных перекличках в произведениях Достоевского и Диккенса могут быть объяснены не только прямым откликом впечатлений увлеченного читателя и почитателя произведений Диккенса и совпадением творческих исканий двух писателей, но и типологическим сходством, обусловленным “подготовленной почвой для подражания. Роман Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Труда» отражает стремление английского писателя создать четкую сюжетную линию, где каждая деталь продумана и на своем месте. Он основан на композиции, тонком и точном тактическом расчете. Диккенс строит здесь все вокруг интриги.В романе Достоевского «Преступление и наказание» преступление может рассматриваться на различных содержательно-формальных уровнях: как тематическое, идейное, мотивное и психологическое. Этот роман стал первым и единственным произведением Достоевского, где мотив преступления выступает в роли идейно-композиционного центра. «Тайна Эдвина Друда» стала последним романом Диккенса и первым, в основе которого лежит совершенное преступление. В этом Диккенс достиг высочайшего уровня литературного мастерства, полностью построив сюжет на этой основе. Достоевский же написал свой роман «с другого конца», начав с описания убийства, что дало ему возможность изменить традиционную форму жанра. Он выступил в роли новатора, изменив структуру сюжета, характеров и идейно-философскую основу традиционной жанровой формы. Исходя из этого, можно сказать, что у Диккенса мотив преступления играет сюжетообразующую роль и является главным в создании сюжетной интриги, занимая центральное место. У Достоевского данный мотив подчинен основной идее романа и может быть назван идейно-образующим мотивом. Иначе говоря, для Диккенса мотив преступления – основа темы, а у Достоевского он переходит на уровень проблематики.Список использованных источниковАверкиев Д.В. Литературный силуэт Ф.М. Достоевского / Д.В. Аверкиев// Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – 1885. Вып. XII. – С. 320-398.Анненский И.Ф. Книги отражений /И. Ф. Анненский, – М.: Наука, 1979. – 680 с.Ашимбаева Н.Т. Отражение художественного мира Диккенса в творчестве Достоевского/ Н. Т. Ашимбаева //Достоевский и мировая культура. № 20. СПб – М.: Серебряный век, 2004. – С. 239 - 247.Веселовский А.Н. Западное влияние в новой русской литературе / А. Н. Веселовский – М., 1916. – 417 с.Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» /Б. М. Гаспаров // Даугава. – 1988. – № 10.Диккенс Ч. Собрание сочинений в тридцати томах. Перевод с английского М. Клягиной-Кондратьевой. Под общей редакцией Л.А. Аникста и В. В. Ивашевой. – М., 1960.Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 18 т. /Ф. М. Достоевский. – М.: Воскресенье, 2004. – 758 с.Евнин Ф. И. Достоевский и Некрасов // Русская литература. – 1971. – № 3. – С. 25-48.Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. – 2. изд., перераб. – Москва: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2003 (Великолук. гор. тип.). – 173 с.Калининская Н. Б. Психологизм детективных рассказов Диккенса (Тезисы). – URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/kalininskaya-psihologizm-rasskazov.htm (дата обращения 16.11.2023).Катарский И.М. Диккенс в России. Середина XIX века/ И. М. Катарский. – М.: Наука, 1966. – 428 с.Михновец Н. Г. Кроткая [Комментарий] / Н. Г. Михновец // Достоевский: Сочинения, письма, документы: словарь-справочник. – СПб.: Пушкинский Дом, 2008. – С. 116–121.Назиров Р.Г. Диккенс, Бодлер, Достоевский (К истории одного литературного мотива) //Р.Г. Назиров Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С. 7-20.Назиров Р.Г. Характеросложение и проблема прототипов /Р. Г. Назиров //Творческие принципы Достоевского. – Саратов, 1982. – С. 127-135.Пропп В.Я. Морфология сказки. – (Вопросы поэтики; Вып. XII). – URL: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/PMS-001-.htm (дата обращения 17.11.2023).Реизов Б.Г. К вопросу о влиянии Диккенса на Достоевского/ Б. Г. Реизов// Язык и литература, 1930. – № 5. – С. 253-270.Сафонова С.Ю. Детектив как форма художественного мышления (на примере романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – № 1 (23). – C. 239- 242.Уолтерс Дж.К. Ключи к роману Диккенса «Тайна Эдвина Друда» // Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 30 т. – М., 1963. – Т. 27. – С. 637-638.
1. Аверкиев Д. В. Литературный силуэт Ф.М. Достоевского / Д.В. Аверкиев// Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – 1885. Вып. XII. – С. 320-398.
2. Анненский И. Ф. Книги отражений /И. Ф. Анненский, – М.: Наука, 1979. – 680 с.
3. Ашимбаева Н. Т. Отражение художественного мира Диккенса в творчестве Достоевского/ Н. Т. Ашимбаева //Достоевский и мировая культура. № 20. СПб – М.: Серебряный век, 2004. – С. 239 - 247.
4. Веселовский А. Н. Западное влияние в новой русской литературе / А. Н. Веселовский – М., 1916. – 417 с.
5. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» /Б. М. Гаспаров // Даугава. – 1988. – № 10.
6. Диккенс Ч. Собрание сочинений в тридцати томах. Перевод с английского М. Клягиной-Кондратьевой. Под общей редакцией Л.А. Аникста и В. В. Ивашевой. – М., 1960.
7. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 18 т. /Ф. М. Достоевский. – М.: Воскресенье, 2004. – 758 с.
8. Евнин Ф. И. Достоевский и Некрасов // Русская литература. – 1971. – № 3. – С. 25-48.
9. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. – 2. изд., перераб. – Москва: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2003 (Великолук. гор. тип.). – 173 с.
10. Калининская Н. Б. Психологизм детективных рассказов Диккенса (Тезисы). – URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/kalininskaya-psihologizm-rasskazov.htm (дата обращения 16.11.2023).
11. Катарский И. М. Диккенс в России. Середина XIX века/ И. М. Катарский. – М.: Наука, 1966. – 428 с.
12. Михновец Н. Г. Кроткая [Комментарий] / Н. Г. Михновец // Достоевский: Сочинения, письма, документы: словарь-справочник. – СПб.: Пушкинский Дом, 2008. – С. 116–121.
13. Назиров Р. Г. Диккенс, Бодлер, Достоевский (К истории одного литературного мотива) // Р.Г. Назиров Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С. 7-20.
14. Назиров Р. Г. Характеросложение и проблема прототипов /Р. Г. Назиров //Творческие принципы Достоевского. – Саратов, 1982. – С. 127-135.
15. Пропп В. Я. Морфология сказки. – (Вопросы поэтики; Вып. XII). – URL: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/PMS-001-.htm (дата обращения 17.11.2023).
16. Реизов Б. Г. К вопросу о влиянии Диккенса на Достоевского/ Б. Г. Реизов // Язык и литература, 1930. – № 5. – С. 253-270.
17. Сафонова С. Ю. Детектив как форма художественного мышления (на примере романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – № 1 (23). – C. 239- 242.
18. Уолтерс Дж. К. Ключи к роману Диккенса «Тайна Эдвина Друда» // Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 30 т. – М., 1963. – Т. 27. – С. 637-638.