Специфика организации проектного обучения в России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 32 32 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 20.12.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Обзор литературы 4
2. Специфика использования проектного метода в высшей школе 7
3. Специфика организации проектного обучения в России 12
4. Метод проектов в Финляндии 17
5. Метод проектов в Китае 20
6. Анализ образовательных программ по использованию метода проекта в университетах 24
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Итак, опыт разных стран свидетельствует о том, что запрос на формирование метапредметных компетенций: умения работать в команде, лидерства, коммуникационных компетенций и др. - может быть удовлетворен посредством проектного подхода к организации учебной и учебно-воспитательной деятельности на всех уровнях образования. Целостный взгляд на применение учебного проектирования в современной социально-культурной реальности позволяет говорить о нем как об особой личностно-ориентированной развивающей образовательной технологии.Подобные выводы подтверждаются результатами исследований отношений студентов к проектным методам обучения в Китае. Студенты верят, что модель PBL предоставляет возможности для сотрудничества, коммуникации и обмена информацией со студентами, а также развивает их способность к совместному обучению; Модель PBL позволяет им усваивать новые знания и словарный запас вне учебников и осваивать методы сбора, сортировки и анализа данных. Процесс устной презентации проекта воспитал в них уверенность в себе при выступлении. PBL заставляет студентов постепенно брать на себя больше обязанностей, совершенствовать социальные навыки и межкультурную осведомленность. Студенты обладают необходимыми компетенциями и могут быть хорошо подготовлены к вхождению в общество. Что еще более важно, они естественным образом получили ценностное образование, которое принесет пользу всей их жизни.Таким образом, в настоящее время представлены разнообразные практики проектно-ориентированного обучения, которые могут стать ориентиром для российских образовательных организаций разного уровня. Продолжение нашего исследовательского поиска будет связано с выявлением спектра подходов к реализации проектной технологии в отечественной системе образования, возникающих в связи с этим практических проблем и путей их решения. Все это будет положительным образом сказываться на процессе подготовки учащихся высшей школы и развития у них таких навыков, которые необходимы для успешного функционирования в современном обществе. 6. Анализ образовательных программ по использованию метода проекта в университетахДля выявления особенностей использования метода проектов в университетах разных стран был проведен анализ рабочих программ в университетах Финляндии, Китая и России. Данные представлены в таблице 6.Таблица 6 - Особенности рабочих программ проектного образования ПараметрыРоссияФинляндияКитайМесто дисциплиныДисциплина «Методы проектной и исследовательской деятельности» относится кобязательнойчастиучебногоплана,формируемойучастникамиобразовательныхотношений.Проектный подход является основной образовательной технологией в рамках изучения каждой из представленных в университете дисциплинПроектный метод используется в определенных областях для получения узкоспециализированных знанийПрактическая направленность деятельностиРяд проектов связан с реальными заказами от организаций. Например, порядок реализации проектов НИУ ВШЭ определяется внутривузовскими документами и предполагает решение двух типов задач: проектных и учебных.Проектные задачи формулируются заказчиком и предполагают получение результатов, имеющих для заказчика практическую ценность.Любой проект, который студенты делают в процессе обучения, связан с определенной организацией.Одной из основных задач, стоящих перед системой учреждений среднего профессионального образования Китая, является подготовка кадров узкой специализации для определенных видов работ. Одним из принципов данного подхода является развитие мотивации студентов к обучению через планирование, исследование, критическое осмысление и творческое решение задач, через призму восприятия студента в качестве работника.проектно-ориентированный подход позволяет на практике использовать теоретический материал, что является очень важным фактором для понимания студентами необходимости обучения и совершенствования в своем направлении на протяжении всей трудовой жизни.Организация обученияВ рамках предпроектной подготовки можно выделить следующие элементы:- Формулировка проектных задач. - Определение состава участников проекта, построение его функциональной и организационной структур.Этап реализации проекта включает следующие элементы:- Изучение специальной литературы и источников.Сбор данных, интервьюирование.- Анализ данных, поиск решения поставленной задачи.- Подготовка письменного отчета и презентации.Для начала каждый студент индивидуально и самостоятельно изучает теорию, которая понадобится для выполнения проекта. Затем преподаватели организуют выездную поездку, где студенты знакомятся с организацией, общаются с администрацией компании, с работниками, выявляют проблемы организации. В учебном классе группы обсуждают, придумывают выходы для решения определенной проблемы проекта, советуются с преподавателями. Итогом работы должна стать презентация проекта, где каждый студент развивает умение высказывать точку зрения всей группы и навыки публичного выступления на английском языке.Работа осуществляется в рамках реальных проектов от заказчиков. Работа над проектом имеет схожие этапы:- подготовка к реализации проекта: составление плана проекта, осуждение с заказчиками, формирование рабочей группы.- работа над проектом: анализ научной литературы, подготовка и реализация мероприятий в рамках проектной деятельности, подведение итогов.- Презентация отчетаПрезентация проектовРезультаты проектной деятельности оформляются отчетами, которые принимают заказчики проекта.Оценка успешности проекта определяется заказчиком и курирующим проект преподавателем. По итогам каждого проекта участники проектных групп обсуждают результаты и направления дальнейшей работы, выявляют проблемные области.Работа над презентацией проекта осуществляется в совершенно иной обстановке: уютная атмосфера, кофе и фрукты, возможность знакомиться с темами и работой других групп в процессе подготовки. Данный метод позволяет создать более удобную и дружескую атмосферу в процессе обучения, делиться своими идеями и мыслями в группе, более подробно изучать темы других групп и лучше усваивать учебный материал.Презентация отчетов по проекту осуществляется непосредственно перед заказчиком проекта, который оценивает его практическую значимость и ценность для организации,Т. И. Загороднюк, анализируя опыт внедрения проектного обучения в школах США, Франции и России, отмечает недостатки российского подхода и перечисляет следующие возможности преодоления образовательных барьеров с учетом практики зарубежных стран: - ориентация на продукт или результат, которая предполагает развитый процесс постановки целей и формирование гибких навыков, таких как навыки решения проблем, тайм-менеджмент, стратегическое мышление и т. д.;- интеграция проектной технологии в другие формы обучения и создание гибридных технологий обучения;- учет психологических особенностей участников при реализации проектной деятельности и ее воспитательной значимости для них;- усиление роли преподавателя как участника проекта, мотивирующего команду и выступающего в роли эксперта, не включенного в полную силу в проектную деятельность.Таким образом, на основании результатов проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом рабочие программы данной дисциплины имеют схожую структуру. При этом также выделяется ряд особенностей. В РПД Финляндии в качестве планируемых результатов особенно выделяется развитие творческих способностей студентов, формирование у них умений работать в команде. В то же время в Китае основной упор делается именно на получение специальных навыков в определенной области и умения осуществлять трудовую деятельность. ЗаключениеВ настоящее время в образовательных организациях, дающих высшее профессиональное образование, особую роль приобретают процессы, связанные с использованием методов обучения, направленных на оптимизацию деятельности обучающихся (обучающихся). На практике это выражается во все большем внедрении в учебный процесс проектных методов обучения, которые представляются весьма перспективными. Без сомнения, проектный метод и проектное обучение уверенно занимают свое место в отечественной системе высшего образования. Однако наряду с определенным оптимизмом важно помнить, что использование метода проектов должно осуществляться очень грамотно, с учетом всех особенностей данного подхода к обучению, иначе можно получить нежелательные эффекты, о которых говорилось выше.Практика внедрения проектного обучения в университетах мира подтверждает полученные преимущественно положительные результаты. Преимуществом проектного обучения является возможность моделировать реальную ситуацию и имитировать параметры реальной, «природной» среды, в том числе технологической, технической, социокультурной, экологической и других, что максимально развивает у обучающихся необходимые способности. Кроме того, существует сопутствующее решение некоторых других проблем в образовании: ослабление контроля учителя за процессом, экономия времени и ресурсов, работа только с актуальной и практически полезной информацией, сокращение доли устаревших подходов и информации, уменьшение количества оформление документации. Список литературыAdnan, M., & Anwar, K. (2020). Online learning amid the COVID-19 pandemic: Students’ perspectives. Online Submission, 2(1), 45–51.Almulla MA (2020) The effectiveness of the project-based learning (PBL) approach as a way to engage students in learning. Sage Open 10(3): 215824402093870.Chen J, Kolmos A, Du X (2021) Forms of implementation and challenges of PBL in engineering education: a review of literature. European Journal of Engineering Education 46(1): 90–115.Cho Y., Brown C. Project-based learning in education: integrating business needs and student learning // European Journal of Training and Development. 2013. Vol. 37. Issue 8. P. 744-765.Duke, N. K., Halvorsen, A. L., Strachan, S. L., Kim, J., & Konstantopoulos, S. (2021). Putting PjBL to the Test: The Impact of Project-Based Learning on Second Graders’ Social Studies and Literacy Learning and Motivation in Low-SES School Settings. American Educational Research Journal, 58(1), 160–200.Guo, P., Saab, N., Post, L. S., & Admiraal, W. (2020). A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures. International Journal of Educational Research, 102, 101586.Guoping An & Yan Wu (2022). A Study on PBL’s Application in New Standard College English Integrated Course 3. Sch Int J Linguist Lit, 5(4): 130-135Hameen-Anttila K. Saano S., Vainio K. Professional competencies learned through working on a medication education project. American Journal of Pharmaceutical Education. 2010; 74 (6): 1-8.Markula, A., Aksela, M. The key characteristics of project-based learning: how teachers implement projects in K-12 science education. Discip Interdscip Sci Educ Res 4, 2 (2022). https://doi.org/10.1186/s43031-021-00042-xMorawski C. M. Teaching students in place: the languages of third space learning. Cultural Studies of Science Education. 2017; 12 (3): 555-564. Przybysz-Zaremba M., Kolodziejski M. Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11, № 4. P. 26–32 Trisdiono, H., Siswandari, S., Suryani, N., & Joyoatmojo, S. (2019). Multidisciplinary integrated project-based learning to improve critical thinking skills and collaboration. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 18(1), 16–30.Vahtikari K. Project based learning for master students - Case integrated interior wooden surfaces // World Conference on Timber Engineering 2012. 2012. P. 315-322.Wang, R., Liu, C. & Zhang, SY. The quality of group interactions in medical problem–based learning in China: the roles of intercultural sensitivity and group ethnic composition. BMC Med Educ 23, 661 (2023). https://doi.org/10.1186/s12909-023-04616-3Xu Y. Liu W. A project-based learning approach: A case study in China. Asia Pacific Education Review. 2010; 11 (3): 363-370. Yau JYK, Ifenthaler D (2020) Reflections on different learning analytics indicators for supporting study success. International Journal of Learning Analytics and Artificial Intelligence for Education (iJAI) 2(2): 4–23.Ye C., Van Os J., Chapman D., Jacobson D. An online project-based competency education approach to marketing education. Journal of Marketing Education. 2017; 39 (3): 162-175.Zhang L and Ma Y (2023) A study of the impact of project-based learning on student learning effects: a meta-analysis study. Front. Psychol. 14:1202728. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1202728Zhang L, Ma Y. A study of the impact of project-based learning on student learning effects: a meta-analysis study. Front Psychol. 2023 Jul 17;14:1202728Zhao K., Zhang J., Du X. Chinese business students' changes in beliefs and strategy use in a constructively aligned PBL course. Teaching in Higher Education.. 2017. 22 (7): 785-804. Абрамова Е.А. Создание модели компетенций для совершенствования бизнес-процессов управления персоналом. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2020. №4. С. 8–13 Гонова О.В. Программно-целевое планирование перспектив развития аграрного предприятия. Вестник Вятского ГАТУ. 2021. № 4(10). Загороднюк Т. И. Проектное обучение в школах США, Франции и России // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 124–135 Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. №2. С. 32-59Каргина Е. М. Метод педагогического проектирования: история и современность. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та архитектуры и строительства, 2020. 212 с Коваленко Ю. А., Никитина Л. Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза. 2018.Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;Маркевич В. М. Проектный метод обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2 (14). С. 72–89 Мусина В.Е. Развитие идеи проектного обучения в практике отечественного образования. Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: 9 междунар. науч.- практ. конф. Белгород, 2018. С. 42–46. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Л.С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 246 с.

1. Adnan, M., & Anwar, K. (2020). Online learning amid the COVID-19 pandemic: Students’ perspectives. Online Submission, 2(1), 45–51.
2. Almulla MA (2020) The effectiveness of the project-based learning (PBL) approach as a way to engage students in learning. Sage Open 10(3): 215824402093870.
3. Chen J, Kolmos A, Du X (2021) Forms of implementation and challenges of PBL in engineering education: a review of literature. European Journal of Engineering Education 46(1): 90–115.
4. Cho Y., Brown C. Project-based learning in education: integrating business needs and student learning // European Journal of Training and Development. 2013. Vol. 37. Issue 8. P. 744-765.
5. Duke, N. K., Halvorsen, A. L., Strachan, S. L., Kim, J., & Konstantopoulos, S. (2021). Putting PjBL to the Test: The Impact of Project-Based Learning on Second Graders’ Social Studies and Literacy Learning and Motivation in Low-SES School Settings. American Educational Research Journal, 58(1), 160–200.
6. Guo, P., Saab, N., Post, L. S., & Admiraal, W. (2020). A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures. International Journal of Educational Research, 102, 101586.
7. Guoping An & Yan Wu (2022). A Study on PBL’s Application in New Standard College English Integrated Course 3. Sch Int J Linguist Lit, 5(4): 130-135
8. Hameen-Anttila K. Saano S., Vainio K. Professional competencies learned through working on a medication education project. American Journal of Pharmaceutical Education. 2010; 74 (6): 1-8.
9. Markula, A., Aksela, M. The key characteristics of project-based learning: how teachers implement projects in K-12 science education. Discip Interdscip Sci Educ Res 4, 2 (2022). https://doi.org/10.1186/s43031-021-00042-x
10. Morawski C. M. Teaching students in place: the languages of third space learning. Cultural Studies of Science Education. 2017; 12 (3): 555-564.
11. Przybysz-Zaremba M., Kolodziejski M. Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11, № 4. P. 26–32
12. Trisdiono, H., Siswandari, S., Suryani, N., & Joyoatmojo, S. (2019). Multidisciplinary integrated project-based learning to improve critical thinking skills and collaboration. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 18(1), 16–30.
13. Vahtikari K. Project based learning for master students - Case integrated interior wooden surfaces // World Conference on Timber Engineering 2012. 2012. P. 315-322.
14. Wang, R., Liu, C. & Zhang, SY. The quality of group interactions in medical problem–based learning in China: the roles of intercultural sensitivity and group ethnic composition. BMC Med Educ 23, 661 (2023). https://doi.org/10.1186/s12909-023-04616-3
15. Xu Y. Liu W. A project-based learning approach: A case study in China. Asia Pacific Education Review. 2010; 11 (3): 363-370.
16. Yau JYK, Ifenthaler D (2020) Reflections on different learning analytics indicators for supporting study success. International Journal of Learning Analytics and Artificial Intelligence for Education (iJAI) 2(2): 4–23.
17. Ye C., Van Os J., Chapman D., Jacobson D. An online project-based competency education approach to marketing education. Journal of Marketing Education. 2017; 39 (3): 162-175.
18. Zhang L and Ma Y (2023) A study of the impact of project-based learning on student learning effects: a meta-analysis study. Front. Psychol. 14:1202728. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1202728
19. Zhang L, Ma Y. A study of the impact of project-based learning on student learning effects: a meta-analysis study. Front Psychol. 2023 Jul 17;14:1202728
20. Zhao K., Zhang J., Du X. Chinese business students' changes in beliefs and strategy use in a constructively aligned PBL course. Teaching in Higher Education.. 2017. 22 (7): 785-804.
21. Абрамова Е.А. Создание модели компетенций для совершенствования бизнес-процессов управления персоналом. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2020. №4. С. 8–13
22. Гонова О.В. Программно-целевое планирование перспектив развития аграрного предприятия. Вестник Вятского ГАТУ. 2021. № 4(10).
23. Загороднюк Т. И. Проектное обучение в школах США, Франции и России // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 124–135
24. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. №2. С. 32-59
25. Каргина Е. М. Метод педагогического проектирования: история и современность. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та архитектуры и строительства, 2020. 212 с
26. Коваленко Ю. А., Никитина Л. Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза. 2018.
27. Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
28. Маркевич В. М. Проектный метод обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2 (14). С. 72–89
29. Мусина В.Е. Развитие идеи проектного обучения в практике отечественного образования. Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: 9 междунар. науч.- практ. конф. Белгород, 2018. С. 42–46.
30. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Л.С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 246 с.