Развитие подкастов как аудиоформата журналистики в Татарстане
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 17.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Подкастинг и современные медиа: теоретические аспекты 7
1.1 Сущность, типы, жанры и функции подкастов 7
1.2 Принципы создания популярных подкастинговых проектов 16
2 Анализ подкаст-проектов в Татарстане 22
2.1 Подкастинговый проект «Что это даст» 22
2.2 Подкастинговый проект «12 этаж» 28
2.3 Рекомендации по созданию эффективных подкастов 30
Заключение 33
Библиографический список 35
Рис. 2 Скриншот описания последнего выпуска «Пропаганда, фейки и Соловьев. Юрий Воробьев» подкаста «Что это даст»Следовательно, за данный пункт можно поставить 6 баллов.Подведем итоги по анализу и посчитаем общее количество баллов, которые набрал проект «Что это даст»: 18 баллов из возможных 100. Это говорит о крайне неэффективной реализации подкаста.2.2 Подкастинговый проект «12 этаж»Следующий проект, который мы рассмотрим — подкасты «12 этаж» от информагентства «Татар-информ» на Youtube. Мы проанализировалидва избранных выпуска: «Сергей Иванов о том, чего не хватает туристам в РТ» и «Марат Ганиев о татарской анимации».Этот проект интересен тем, что создан профессионалами журналистики. На наш взгляд, благодаря профильным знаниям редакции относительно медиапотребления у них, скорее всего, получился подкаст, у которого есть, чему поучиться.Далее пройдем по пунктам нашего чек-листа.Эмоциональная составляющая проектаРазвлекательная подача:Повествовательный формат (сторителлинг).Нарративные вставки носят незначительный по времени характер, а большая часть времени выпусков выглядит как информирование аудитории по заданному ведущим вопросу.Тем не менее, за попытки нарративной подачи проект получает 5 баллов.Использование метода монтажа аттракционов.К сожалению, мы не заметилишироты спектра эмоций, возникающего благодаря смене «аттракционов».За этот пункт проекту можно присвоить 0 баллов.Наличие сюжета и сериальностиВ качестве «жанрообразующего» элемента, то есть задающей повествование структуры, выступает интервьюирование местных общественно значимых деятелей что отражено в названии подкаста «12 этаж — главный подкаст Татарстана».Все выпуски построены по принципу приглашения гостей, чей род деятельности имеет значение для РТ, поэтому можно утверждать, что «12 этаж» — это сериализованныйвнесюжетный подкаст.За данный пункт дадим 3 балла.Интерактивы со слушателямиВ рамках проанализированных выпусков интерактивов со слушателями мы не встретили, поэтому 0 баллов.Информационная составляющая проектаГеймификация контентаПодача контента осуществляется без игровых элементов, приглашенные гости просто отвечают на вопросы ведущего через призму своего видения.За этот пункт поставим 0 баллов.ПонятностьАннотации или другого вида визуальной информации (например, яркого мема для запоминаемости главной мысли) в описании выпусков мы не нашли. Однако на сайте информагентства можно найти расшифровку интервью, в рамках которого выходил тот или иной подкаст. Что касается увлекательной для широких масс формулировки тем выпусков (рис. 3), то здесь у нас сложилось двоякое впечатление.С одной стороны, названия темотражают близкие каждому явления («о повышении цен на ЖКУ», «о состоянии энергосистемы» и т.п.). С другой, они добавляют непрозрачности (не каждый герой, чья фамилия отражена в названии выпуска, является известной медиаперсоной) и вуалируютсуть темы. Рис. 3 Скриншот плейлиста выпусков подкаста «12 этаж»Таким образом, за показатель понятности подкастам «12 этаж» можно поставить 12 баллов.Наличие описания-дайджеста с наиболее привлекательными и любопытными моментами в таймингеОтсутствует, поэтому за этот пункт можно поставить только 0 баллов.Подведем итоги по анализу: проект «12 этаж» набрал 20 баллов из 100.2.3 Рекомендации по созданию эффективных подкастовСвои рекомендации подкастерам мы построим на основе используемого для анализа проектов чек-листа.Эмоциональная составляющая проекта.Развлекательная подача:Контент о чем угодноможно упаковывать в формат истории (или делать вставки в виде историй слушателей или гостей), чтобы повысить вовлеченность и удержать внимание аудитории до конца выпуска. Так, одним из вариантов структуры, на которой может базироваться повествование, является рассказывание нескольких историй по теме выпускаразными людьми, связанных между собой рассуждениями ведущего-нарратора. В такой структуре личные истории не являются смысловым центром, скорее, служат обрамлением. Центром же является актуальная тема, которая может быть озвучена в названии выпуска и которую на протяжении всего выпуска с разных сторон открывает ведущий.Также можно использоватьмонтаж аттракционов при создании тела подкаста путем компоновки между собой фрагментов, различных по эмоциональному заряду, динамичности или типу (например, интервью перемежается историями из жизни слушателей). Важную роль будут играть инфографика и прочее графическое оформление в кадрах в студии, фирменная заставка и вставки, музыкальное сопровождение. Кроме того, могут использоваться фрагменты из телевизионных шоу, кадры из инстаграмагероев подкаста, и свободно распространяемые фото и видеоматериалы. Необходимо постараться сделать максимально похожий на клиповую нарезку монтаж.Наличие сюжета и сериальности.Наиболее эффективными являются сюжетные сериалы, в которых если не содержится сквозной сюжет на весь сезон, то хотя бы соблюдается повторяемость заложенной автором структуры (концепции) в каждом выпуске.Интерактивы со слушателями.Здесь в качестве рекомендации можно посоветовать активно задействовать функцию форума с аудиторией.Информационная составляющая проектаГеймификация контента.Для повышения запоминаемости и вовлеченности в контент рекомендуется внедрить геймификацию в используемые подкастерами форматы взаимодействия с аудиторией. Сложные концепции или идеи рекомендуется дополнительно визуализировать (если в подкасте таковые имеются). Например, в формате инфографики, которую можно прикреплять по ссылке в описаниях выпуска.Наличие описания-дайджеста с наиболее привлекательными и любопытными моментами в тайминге.Наиболее интересные моменты выпуска лучше всего описывать в формате дайджеста с указанием тайминга. Это по сути напоминает монтаж аттракционов, где каждый следующий смысл любопытнее предыдущего. Далее —выводы по главе 2.Подкасты, создаваемые медиапрактиками, являются ненамного более эффективными, нежели проекты авторов, не являющихся журналистами (20 баллов из 100 возможных набрал подкаст информагентства и 18 — подкаст сторонних авторов).Как мы и предполагали во введении, лишь глубокое понимание того, какими функциями и свойствами должен обладать подкастинговый проект, обеспечивают высокий уровень его медиапотребления. В контексте полученных результатов можно заключить, что искусству создания эффективных подкастов региональным подкастерам еще учиться и учиться.Таким образом, подкастер приходит к аудитории на ту площадку, где она есть. С точки зрения маркетинга, это правильный подход, поскольку проще прийти к слушателям в привычную для них среду, нежели переманивать их туда, где удобно вещать подкастеру.ЗаключениеМы провели исследование с целью оценить свойства и функции региональных подкастов, сделанных в республике Татарстан, в разрезе привлекательности для аудитории, а также разработать ряд рекомендаций по повышению эффективности данных подкастов.Для достижения цели мы последовательно выполнили все задачи исследования. А именно:Изучили сущность, типы, функции и жанры аудиоподкастов. Оказалось, что подкасты представляют собой медийный контент (аудио- или видео-), который пользователь подбирает по своему усмотрению Подводя итоги по вышесказанному, отметим, что современные люди потребляют огромное количество информации, при этом у них зачастую не остается времени на вдумчивое чтение или просмотр длинного видео. Аудиоподкасты, благодаря возможности отложенного потребления, можно слушать на пробежке, в спортзале, на пляже и т.п. Они являются прагматичным форматом, который легче всего вписать в нашу скоростную жизнь. Также мы выявили критерии для оценки привлекательности аудиоподкаста в глазах целевой аудитории, которые с небольшими дополнениями включили в чек-лист, приведенный ниже.2)Исследовали принципы создания популярных проектов в сфере подкастинга. Выяснилось, что важной задачей подкастинга является удержание внимания пользователей. 3)Провели анализ региональных проектов на базе выявленных критериев и сделали выводы относительно цели исследования. Мы выбрали два проекта, один из которых был реализован сторонней командой людей, не являющихся профессионалами медиапространства, а второй — командой журналистов. Оказалось, что второй проект реализован не намного более эффективно с точки зрения используемого нами списка критериев (мы проводили оценку в баллах для более точного измерения качества реализации), нежели первый.Все критерии чек-листа был объединены нами в две обязательных составляющих любого подкастингового проекта— эмоциональную и информационную. 5)Разработали рекомендации.В результате анализа по критериям эффективности мы увидели, какие из них реализуются более-менее в региональном медиапространстве РТ — это использование сторителлинга и сериальности, понятность и наличие описания-дайджеста, а какие следует подтянуть — все остальные.Мы дали свои рекомендации по улучшению качества подкастов, которые должны увеличить эффективность продвижения проекта в медиапространстве. Основой для рекомендаций послужил анализ проектов, а структурой — приведенный выше чек-лист.Кроме того, мы указали платформы для распространения подкастов, что позволит качественному контенту поднять охваты и нарастить лояльную аудиторию.Таким образом все задачи исследования выполнены, а цель достигнута.Список использованных источников и научной литературы12 подкастов из Казани: что послушать, если уже выучил свой плейлист наизусть URL: https://e-kazan.ru/news/show/49447(дата обращения: 16.11.2023)Аккаунт проекта «Что это даст?» в соцсети ВК. URL: https://vk.com/dastpodcast (дата обращения: 16.11.2023)Алфавит нового визуала URL: https://beinopen.ru/issue1_alphabet (дата обращения: 16.11.2023)«ВИЧ в России / HIV in Russia». Выпуск шоу на канале «вДудь» URL: https://youtu.be/GTRAEpllGZo?feature=shared (дата обращения: 16.11.2023)Воинова Е.А., Сивякова Е.В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-kak-novyy-format-publichnoy-kommunikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-mediasredy (дата обращения: 16.11.2023)Гагарина А. Подкастинг сегодня и завтра URL: https://tvkinoradio.ru/article/article9964-podkasting-segodnya-i-zavtra(дата обращения: 16.11.2023)Гатов В. Будущее журналистики URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/(дата обращения: 16.11.2023)Дзекиш С. Дидактический потенциал технологии подкастов при обучении иностранному языку в ВУЗЕ URL: https://ibn.idsi.md/sites/default/files/imag_file/293-297_6.pdf(дата обращения: 16.11.2023)Журавлева А.А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkastingovoe-veschanie-struktura-zhanrovo-tematicheskoe-raznoobrazie-osobennosti-razvitiya-v-sotsialnoy-seti-vkontakte (дата обращения: 16.11.2023)Загидуллина М.В. Информационная потребность как теоретическая проблема URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-potrebnost-kak-teoreticheskaya-problema (дата обращения: 16.11.2023)Кемарская И.Н. Аттракцион как элемент экранной драматургии URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2018/3/attraktsion-kak-element-ekrannoy-dramaturgii/ (дата обращения: 16.11.2023)Круглова Л.А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития / Л.А Круглова. // Меди@льманах. – 2018. – № 1 (84). – С. 89-101.Круглова Л. А., Мамедов Д.З. Проблемы подкастинга в России // Вестник НГУ. Серия: история, филология. – 2021. – Т. 20 № 6. – С. 156-167.Лизунова И.В. Современное медиапотребление: модификации сущностных характеристик URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-mediapotreblenie-modifikatsii-suschnostnyh-harakteristik(дата обращения: 16.11.2023)Мастер: Сергей Эйзенштейн URL: https://tvkinoradio.ru/article/article13020-master-sergej-ejzenshtejn (дата обращения: 16.11.2023)Подкасты для начинающих: от идеи до дистрибуции URL: https://smmplanner.com/blog/podkasty-dlia-nachinaiushchikh-ot-idiei-do-distributsii(дата обращения: 16.11.2023)Подкаст «Закат империи» URL: https://music.yandex.ru/album/9444321(дата обращения: 16.11.2023)Подкасты: кому и зачем они нужны URL: https://style.rbc.ru/impressions/5d9505f49a794749a4c42a67(дата обращения: 16.11.2023)Подкаст «Что это даст» на Яндекс.музыке URL: https://music.yandex.ru/album/12311643(дата обращения: 16.11.2023)Приемы аттракционов по С.М. Эйзенштейну - А.И. Липкову URL: https://vikent.ru/enc/5283(дата обращения: 16.11.2023)Распопова С.С., Саблина Т.А. Подкастинг: учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект-Пресс, 2018. —112 с. — С.5.Россияне полюбили слушать подкасты. Аналитический обзор. ВЦИОМ, 2020. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-polyubili-slushat-podkasty(датаобращения: 16.11.2023)Сергей Иванов: «Татарстан уперся в потолок роста турпотока». URL: https://www.tatar-inform.ru/news/sergei-ivanov-tatarstan-upersya-v-potolok-rosta-turpotoka-5923308(дата обращения: 16.11.2023)Слушать лучшее: МИА «Россия сегодня» запускает линейку подкастов URL: https://ria.ru/20181015/1530677137.html(дата обращения: 16.11.2023)Томаева Е.В. Аудиторный фактор дизайн-проектирования узкоспециализированных конвергентных СМИ URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/587d367c5f1be77c40d59077.pdf (дата обращения: 16.11.2023)Фомичева И.Д. Социология СМИ: учебное пособие. – Москва: АП, 2007. – 43 с.Youtube-канал информагентства «Татар-информ». URL: https://www.youtube.com/@tatarinform(дата обращения: 16.11.2023)What is Podcasting? URL: https://www.pewresearch.org/journalism/2006/07/19/what-is-podcasting(датаобращения: 16.11.2023)Источники:Выпуск «Сидите дома». Алексей Свет о пациентах, медиках и ковид-диссидентах», выпуск от 25.04.2023. URL: https://ria.ru/20200425/1570539538.html(дата обращения: 16.11.2023)«Марат Ганиев о татарской анимации/ 12 этаж - Главный подкаст Татарстана», выпуск от 18.02.2023. URL: https://youtu.be/xbJ9ghSlfew?feature=shared(дата обращения: 16.11.2023)«ЖИЗНЬ С ВИЧ и благотворительность. Светлана Изамбаева», выпуск от 22.06.2023 URL: https://youtu.be/6wE7oVZ6A-Y?feature=shared(дата обращения: 16.11.2023)«Сергей Иванов о том, чего не хватает туристам в РТ / 12 этаж - Главный подкаст Татарстана», выпуск от 24.10.2023. URL: https://youtu.be/t-7_IKIICSw?feature=shared (дата обращения: 16.11.2023)«Пропаганда, фейки и Соловьев. Юрий Воробьев», выпуск от 15.11.2023 URL: https://youtu.be/EFvBL9RD4-s?feature=shared(дата обращения: 16.11.2023)Kaplan A. Spotify Launches ‘Bookcast’ Concept Featuring Dolly Parton And James Patterson Following Rocky Month Of Joe Rogan News. URL: https://www.forbes.com/sites/annakaplan/2022/02/23/spotify-launches-bookcast-concept-featuring-dolly-parton-and-james-patterson-following-rocky-month-of-joe-rogan-news(дата обращения: 16.11.2023)Langston A. Three podcast market trends to watch in 2023. URL: https://www.midiaresearch.com/blog/three-podcast-market-trends-to-watch-in-2023(дата обращения: 16.11.2023)
1. 12 подкастов из Казани: что послушать, если уже выучил свой плейлист наизусть URL: https://e-kazan.ru/news/show/49447 (дата обращения: 16.11.2023)
2. Аккаунт проекта «Что это даст?» в соцсети ВК. URL: https://vk.com/dastpodcast (дата обращения: 16.11.2023)
3. Алфавит нового визуала URL: https://beinopen.ru/issue1_alphabet (дата обращения: 16.11.2023)
4. «ВИЧ в России / HIV in Russia». Выпуск шоу на канале «вДудь» URL: https://youtu.be/GTRAEpllGZo?feature=shared (дата обращения: 16.11.2023)
5. Воинова Е.А., Сивякова Е.В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-kak-novyy-format-publichnoy-kommunikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-mediasredy (дата обращения: 16.11.2023)
6. Гагарина А. Подкастинг сегодня и завтра URL: https://tvkinoradio.ru/article/article9964-podkasting-segodnya-i-zavtra (дата обращения: 16.11.2023)
7. Гатов В. Будущее журналистики URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/ (дата обращения: 16.11.2023)
8. Дзекиш С. Дидактический потенциал технологии подкастов при обучении иностранному языку в ВУЗЕ URL: https://ibn.idsi.md/sites/default/files/imag_file/293-297_6.pdf (дата обращения: 16.11.2023)
9. Журавлева А.А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkastingovoe-veschanie-struktura-zhanrovo-tematicheskoe-raznoobrazie-osobennosti-razvitiya-v-sotsialnoy-seti-vkontakte (дата обращения: 16.11.2023)
10. Загидуллина М.В. Информационная потребность как теоретическая проблема URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-potrebnost-kak-teoreticheskaya-problema (дата обращения: 16.11.2023)
11. Кемарская И.Н. Аттракцион как элемент экранной драматургии URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2018/3/attraktsion-kak-element-ekrannoy-dramaturgii/ (дата обращения: 16.11.2023)
12. Круглова Л.А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития / Л.А Круглова. // Меди@льманах. – 2018. – № 1 (84). – С. 89-101.
13. Круглова Л. А., Мамедов Д.З. Проблемы подкастинга в России // Вестник НГУ. Серия: история, филология. – 2021. – Т. 20 № 6. – С. 156-167.
14. Лизунова И.В. Современное медиапотребление: модификации сущностных характеристик URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-mediapotreblenie-modifikatsii-suschnostnyh-harakteristik (дата обращения: 16.11.2023)
15. Мастер: Сергей Эйзенштейн URL: https://tvkinoradio.ru/article/article13020-master-sergej-ejzenshtejn (дата обращения: 16.11.2023)
16. Подкасты для начинающих: от идеи до дистрибуции URL: https://smmplanner.com/blog/podkasty-dlia-nachinaiushchikh-ot-idiei-do-distributsii (дата обращения: 16.11.2023)
17. Подкаст «Закат империи» URL: https://music.yandex.ru/album/9444321 (дата обращения: 16.11.2023)
18. Подкасты: кому и зачем они нужны URL: https://style.rbc.ru/impressions/5d9505f49a794749a4c42a67 (дата обращения: 16.11.2023)
19. Подкаст «Что это даст» на Яндекс.музыке URL: https://music.yandex.ru/album/12311643 (дата обращения: 16.11.2023)
20. Приемы аттракционов по С.М. Эйзенштейну - А.И. Липкову URL: https://vikent.ru/enc/5283 (дата обращения: 16.11.2023)
21. Распопова С.С., Саблина Т.А. Подкастинг: учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект-Пресс, 2018. —112 с. — С. 5.
22. Россияне полюбили слушать подкасты. Аналитический обзор. ВЦИОМ, 2020. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-polyubili-slushat-podkasty (дата обращения: 16.11.2023)
23. Сергей Иванов: «Татарстан уперся в потолок роста турпотока». URL: https://www.tatar-inform.ru/news/sergei-ivanov-tatarstan-upersya-v-potolok-rosta-turpotoka-5923308 (дата обращения: 16.11.2023)
24. Слушать лучшее: МИА «Россия сегодня» запускает линейку подкастов URL: https://ria.ru/20181015/1530677137.html (дата обращения: 16.11.2023)
25. Томаева Е.В. Аудиторный фактор дизайн-проектирования узкоспециализированных конвергентных СМИ URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/587d367c5f1be77c40d59077.pdf (дата обращения: 16.11.2023)
26. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учебное пособие. – Москва: АП, 2007. – 43 с.
27. Youtube-канал информагентства «Татар-информ». URL: https://www.youtube.com/@tatarinform (дата обращения: 16.11.2023)
28. What is Podcasting? URL: https://www.pewresearch.org/journalism/2006/07/19/what-is-podcasting (дата обращения: 16.11.2023)
Источники:
29. Выпуск «Сидите дома». Алексей Свет о пациентах, медиках и ковид-диссидентах», выпуск от 25.04.2023. URL: https://ria.ru/20200425/1570539538.html (дата обращения: 16.11.2023)
30. «Марат Ганиев о татарской анимации/ 12 этаж - Главный подкаст Татарстана», выпуск от 18.02.2023. URL: https://youtu.be/xbJ9ghSlfew?feature=shared (дата обращения: 16.11.2023)
31. «ЖИЗНЬ С ВИЧ и благотворительность. Светлана Изамбаева», выпуск от 22.06.2023 URL: https://youtu.be/6wE7oVZ6A-Y?feature=shared (дата обращения: 16.11.2023)
32. «Сергей Иванов о том, чего не хватает туристам в РТ / 12 этаж - Главный подкаст Татарстана», выпуск от 24.10.2023. URL: https://youtu.be/t-7_IKIICSw?feature=shared (дата обращения: 16.11.2023)
33. «Пропаганда, фейки и Соловьев. Юрий Воробьев», выпуск от 15.11.2023 URL: https://youtu.be/EFvBL9RD4-s?feature=shared (дата обращения: 16.11.2023)
34. Kaplan A. Spotify Launches ‘Bookcast’ Concept Featuring Dolly Parton And James Patterson Following Rocky Month Of Joe Rogan News. URL: https://www.forbes.com/sites/annakaplan/2022/02/23/spotify-launches-bookcast-concept-featuring-dolly-parton-and-james-patterson-following-rocky-month-of-joe-rogan-news (дата обращения: 16.11.2023)
35. Langston A. Three podcast market trends to watch in 2023. URL: https://www.midiaresearch.com/blog/three-podcast-market-trends-to-watch-in-2023 (дата обращения: 16.11.2023)