Начало изучения истории Китая. Источники изучения, первые исторические данные.
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 19.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Начало древнекитайской историографии 4
Конфуций –знаток прошлого своей страны 4
Классик исторической науки Сыма Цянь 5
Династические истории 6
Словари и тексты 8
Заключение 10
Литература 11
Традиция комментирования сохранилась вплоть до настоящего времени.Переписчики эпохи Ханьзанялись и вопросами языка, его изменениями. Они начали составлять словари, полезные всем, кто занимаетсялитературой до-ханьского периода. В III в. до н. э. составлен самый ранний «цыдянь» (словарь слов и выражений). Чуть позже возможно первый в мире словарь диалектных слов «Фан янь» («Слова, используемые в разных местностях») над которым автор Ян Сюн (53 г. до н. э. — 18 г. н. э.) трудился 27 лет. Важнейшим вкладом был «Шо-вэньцзе-цзы» («Толковый словарь иероглифов»), над которым авторСюйШэнь (ок. 58 — ок. 147) работал 22 года. Классификация иероглифовосуществлялась по повторяющимся графическим элементам — ключам. Этим методом, пользуются и сейчас составители китайских и японских словарей. Каждый иероглиф снабжен пояснениями и записан в нескольких графических списках, включая и вышедшие из употребления. К концу ханьского периода появился «Ши мин» («Толковый словарь названий») Лю Си (III в.). Использовался особый фонетический метод передачи информации о звучании знаков, именуемый фаньце. [2, с 173]Все это имеет не только лингвистическую ценность, но и оказывает неоценимую услугу историкам, работающим с китайскими первоисточниками и содержат значительную долю исторических сведений.Начиная с периода Хань, в Китае, впервые в мире, была cсоздана бумага, и тексты печатались на ней. Существовали, и произведения, которые были записаны на более прочном материале — деревянных и бамбуковых дощечках. В 1975 г. в Шуйхуди, центре провинции Хубэй,найдены более 1100 планок периода Цинь (221-207 гг. до н. э.) со значительным количествомюридических текстов. Период Хань сыграл огромную роль в становлении китайской историографии. Он оформил историческую науку в русле широких многосторонних исследований в жестких идеологических рамках. Это сковывало свободу высказываний, суживалограницы научного познания. После падения империи Хань Китай вошел в полосу нестабильности и вторжений гуннских племен с севера. Она длилась до нового объединения властью династий Суй (581-618) и Тан (618-907). При династии Тан страна достигла самого величественного расцвета за всю историю. Начало, положенное при династии Хань, продолжало еще действовать все указанное время.[4, с 199]ЗаключениеХаньский период был временем быстрого становления китайской культурной традиции. Образованными людьми была проделана серьезная работа по сбору, изучению и реставрации памятников древней литературы по записи сказаний, бытовавших в народе, по разработке учений, созданных в древнейшие периоды. Именно тогда появились «Записи историка»СымаЦяня,созданы ряд книг по изучению событий в соседних с Китаем странах. Благодаря им нам стали доступны те источники, которые дали возможность написать древнюю историю Китая. Была создана теория, позволяющая представить и саму историю как бесконечный законосообразный процесс.В заключение надо сказать, что в древней китайской историографии был создан и практически применен новый историографический метод, с помощью которого стало возможным привести в систему историю Китая от мифических времен до начала нашей эры на основе обобщения большого количества исторических источников.В распоряжении китайских историков были многие, не сохранившиеся до наших днейхроники, правовые документы, биографический материал, который онисмогли представить в своих трудах. Они широко использовали материалы царских и частных архивов, но не просто копировали их, а отбирали наиболее важные, сравнивали, обобщали в форме таблиц и списков. Впервые в историографии использовалось комментирование сохранившихся фрагментов текстов. Были составлены словари устаревшей и диалектной лексики. Несмотря на идущий от правителей заказ на создание исторических описаний многие историки смогли заявить о своей личной позиции. Так СымаЦяньцель труда историк видел в том, чтобы помочь людям сделать выводы из прошлого, понять, что идет впользу, а что - во вред стране.Думаю, что правдивость этих мудрых слов проверена временем. Литература1.Васильев Л. С. Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.). — М.: Восточная литература, 1995. - 439 с2.Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай/Под ред. проф. В. И. Кузищина. — СПб.: Алетейя 2002. - 303 с,3.Гране М. Китайская цивилизация / М. Гране. - М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016 – 480 с.4.Лёве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 224 с.5.Кроль Ю. Л. СымаЦянь – историк.- М.: ГРВЛ, 1970.
2. Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай/Под ред. проф. В. И. Кузищина. — СПб.: Алетейя 2002. - 303 с,
3. Гране М. Китайская цивилизация / М. Гране. - М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016 – 480 с.
4. Лёве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 224 с.
5. Кроль Ю. Л. Сыма Цянь – историк.- М.: ГРВЛ, 1970.