Роль таможенных органов в развитии национальной экономики
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы функционирования таможенных органов Российской Федерации в национальной экономике 5
1.1 Сущность и понятие национальной экономики 5
1.2 Деятельность таможенных органов в национальной экономике и обеспечении национальной и экономической безопасности 7
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов на современном этапе 15
2.1 Анализ развития национальной экономики 15
2.2 Анализ деятельности таможенных органов по обеспечению национальной и экономической безопасности 20
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования деятельности таможенных органов как важного элемента развития национальной экономики 25
3.1 Основные проблемы деятельности таможенных органов в целях развития национальной экономики 25
3.2 Пути совершенствования деятельности таможенных органов в целях развития национальной экономики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В российской практике счета ностро иногда используются для перевода валютных накоплений за рубеж. Третьей проблемой деятельности таможенных органов в России на сегодняшний день можно отметить несостыковки в порядке и правилах осуществления валютного контроля налоговыми и таможенными органами. Так, налоговые органы валютного контроля осуществляют проверку только после получения всех необходимых документов, которые доказывают наличие правонарушения, таможенные органы обязаны начать проверку незамедлительно в случае обнаружения признаков правонарушения и в процессе запросить документы и сделать вывод о проверке. Некоторые авторы отмечают немаловажной проблему истечения сроков давности привлечения к ответственности. Согласно статье КоАП 4.5 привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства прекращается через два года со дня совершения административного правонарушения. Кривенков Д.В. описывает данную проблему с точки зрения использования времени на проверки таможенными органами, и говорит о том, что при злоупотреблении правом проведении внешнеторговых операций, не указанием сроков поступления авансовых платежей, таможенные органы узнают о об только после проверки, т.е. для получения необходимой информации из других органов валютного контроля до 2 месяцев, а из государственных органов стран членов ЕАЭС д о шести месяцев. Таким образом, происходит и так, что правонарушители могут избегать ответственности из-за вышедшего срока давности.Подводя итог анализа проблем валютного контроля в России, на сегодняшний день исследователи выделяют четыре наиболее важные проблемы: наличие фирм-однодневок, которые влияют на рост оттока капитала из страны;проблема регулирования размера счета ностро, проблема в нормативно-правовом регулировании деятельности органов валютного контроля, несоответствии правил и методов контроля;проблема истечения сроков давности. Таким образом, основными проблемами деятельности таможенных органов при обеспечении национальной безопасности на сегодняшний день являются проблемы в нормативно-правовом регулировании деятельности таможенных органов, несоответствие правил и методов контроля органами, увеличение сроков проверки и срыв сроков проверки. Все перечисленные проблемы ведут к главной – оттоку капитала из страны и снижению экономической безопасности. 3.2 Пути совершенствования деятельности таможенных органов в целях развития национальной экономикиВ предыдущем разделе были выделены основные проблемы деятельности таможенных органов при осуществлении экономической безопасности, которые имеются на сегодняшний день в Российской Федерации. Все обозначенные проблемы актуальны и до сих пор не решены, хотя и существуют не первый год, но при этом приносят огромный ущерб экономике страны. Для решения данных проблем могут бать предложены следующие меры:усиление контроля за фирмами однодневками;создание инструмента по репатриации валютной выручки;развитие риск-ориентированного подхода при исполнении Таможенными органами контрольно-надзорной функции;создание электронного инструмента взаимодействия (возможно программного обеспечения) для снижения времени на передачу информации. В рамках мероприятия по усилению контроля над фирмами-однодневками необходим пересмотр нормативно-правового регулирования в области регистрации юридических лиц. На сегодняшний день регистрация фирмы является достаточно доступным и простым процессом, а отсутствие учета и контроля за такими организациями создают привлекательные условия для создания таких фирм и вывода капитала из страны. Таким образом, усложнив процесс регистрации юридических лиц, ужесточение процедуры лицензирования, получится в некоторой доле снизить число таких преступлений. Плужникова А.О. предлагает внедрить инструмент по репатриации валютной выручки, который заключается в ответственности банка, за нарушение правил возврата валютных поступлений. Если схема будет применена, то банк будет нести ответственность в размере неоправданно невозвращенной суммы экспортных поступлений. Таким образом, банк будет дополнительно проверять, законна ли проходит сделка. Мероприятие по созданию электронного инструмента взаимодействия (возможно программного обеспечения) для снижения времени на передачу информации планируется внедрить в рамках развития цифровизации экономики. Это должно быть принципиально новое программное обеспечение, которое позволит повысить эффективность документооборота между таможенными органами и органами валютного контроля в стране. Таким образом, в процессе модернизации деятельности таможенных органов при развитии национальной экономики, необходимо особое внимание уделить на основные проблемы, которые наблюдаются на сегодняшний день и влияют на отток капитала из страны, что является негативным фактором для экономики. Необходимо решать проблемы комплексно, модернизировать нормативно-правовую базу, вводить новые инструменты и методы контроля.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе данного исследования по изучению роли таможенных органов в развитии национальной экономики были решены следующие задачи. В первой главе данного исследования рассмотрена сущность национальной экономики, а также национальной и экономической безопасности. Изучена деятельность таможенных органов в национальной экономике и обеспечении национальной и экономической безопасности, рассмотрены основные полномочия таможенных органов и порядок осуществления функций по обеспечению экономической безопасности. Проанализировано состояние национальной экономики на сегодняшний день при помощи изучения основных макроэкономических показателей. Изучена роль таможенных органов в области осуществления валютного контроля. Выявлено, что роль таможенных органов в обеспечении финансово-экономических интересов и экономической безопасности страны велика. Регулируя ВЭД, передвижение товаров через границу, а также осуществляя развитие международной деятельности страны, таможенные органы реализуют потребности государства в обеспечении финансово-экономической защищенности и развития экономики страны в целом, тем самым повышая эффективность развития РФ.Изучена правоохранительная деятельность таможенных органов в РФ, было выявлено, что в 2022 году было проведено в два раза меньше проверок в области валютного контроля, что связано с либерализацией требований валютного законодательства. Такую же динамику можно наблюдать и по количеству возбужденных дел, в 2022 году на 47% снизилось количество возбужденных дел относительно 2019 года. Однако, можно отметить, что в 2022 году увеличилась сумма по выявленным административным правонарушениям на 11% относительно прошлого года, в федеральный бюджет поступило 57,9 млрд. рублей, но показатель все также ниже 2019 года на 43%. В процессе анализа выявлено, что сумма по подозрительным операциям по выводу денежных средств ежегодно снижается, в 2022 году, по данным ЦБ РФ сумма средств, выведенных из страны, составила 37 млрд. руб., что на 14% ниже предыдущего года. Результаты анализа позволяют предположить, что деятельность таможенных органов в области предотвращения вывода средств из страны и подозрительных операций на сегодняшний день эффективна, но не исключает полностью вывод средств из страны. Третья глава посвящена проблемам деятельности таможенных органов в развитии национальной экономики, среди которых выделены наиболее существенные на сегодняшний день: наличие фирм-однодневок, которые влияют на рост оттока капитала из страны; проблема регулирования размера счета ностро, проблема в нормативно-правовом регулировании деятельности органов валютного контроля, несоответствии правил и методов контроля; проблема истечения сроков давности. Для решения данных проблем предложены мероприятия по усилению контроля за фирмами однодневками; созданию инструмента по репатриации валютной выручки; созданию электронного инструмента взаимодействия (возможно программного обеспечения) для снижения времени на передачу информации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция)Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 (ред. от 19.06.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" / Консультант Плюс [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382977/ (дата обращения 18.11.2023)Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 19.11.2023)Приказ ФТС России от 17.07.2019 N 1171 (ред. от 02.11.2021) "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2019 N 56733) / Консультант Плюс [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339801/#:~:text=Приказ%20ФТС%20России%20от%2017.07.2019,с%20перемещением%20товаров%20через%20таможенную (дата обращения 18.11.2023)Агибалова В Г. О государственном регулировании экономических отношений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 12 (43). С. 41-45.Градов А.П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2005. 240 с.Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. (с. 127)Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность 2-е издание. учебник и практикум для вузов / Е.И. Кузнецова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 337 с.Кривенков Д.В. Проблемы осуществления валютного контроля/ Д.В. Кривенков// Актуальные научные исследования в современном мире, 2021. - №11-3(79). – с. 196 -198Леонтьев В.В. Исследование структуры американской экономики. М., 1958. 231 сПлужникова А.О. Проблемы и практические рекомендации по совершенствованию системы валютного регулирования и валютного контроля/ А.О. Плужникова// Научно-техническая конференция обучающихся и молодых учёных СКГМИ (ГТУ) «НТК – 2018»ЕМИСС. Индексы физического объема ВВП РФ [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/57370 (дата обращения 18.11.2023)ЕМИСС. Валовый национальный доход [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/30947 (дата обращения 18.11.2023)Росстат. Цены. Инфляция [Электронный ресурс].режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/price(дата обращения 18.11.2023)Минфин России. Федеральный бюджет [Электронный ресурс] режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения 18.11.2023)Минфин России. Государственный долг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/ (дата обращения 18.11.2023)ФТС. Официальный сайт. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/323702 (дата обращения 18.11.2023)ЦБ РФ. Структура подозрительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги [Электронный ресурс] режим доступа: https://cbr.ru/analytics/podft/resist_sub/2022/ (дата обращения 19.11.2023)
2. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 (ред. от 19.06.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" / Консультант Плюс [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382977/ (дата обращения 18.11.2023)
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 19.11.2023)
4. Приказ ФТС России от 17.07.2019 N 1171 (ред. от 02.11.2021) "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2019 N 56733) / Консультант Плюс [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339801/#:~:text=Приказ%20ФТС%20России%20от%2017.07.2019,с%20перемещением%20товаров%20через%20таможенную (дата обращения 18.11.2023)
5. Агибалова В Г. О государственном регулировании экономических отношений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 12 (43). С. 41-45.
6. Градов А.П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2005. 240 с.
7. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. (с. 127)
8. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность 2-е издание. учебник и практикум для вузов / Е.И. Кузнецова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 337 с.
9. Кривенков Д.В. Проблемы осуществления валютного контроля/ Д.В. Кривенков// Актуальные научные исследования в современном мире, 2021. - №11-3(79). – с. 196 -198
10. Леонтьев В.В. Исследование структуры американской экономики. М., 1958. 231 с
11. Плужникова А.О. Проблемы и практические рекомендации по совершенствованию системы валютного регулирования и валютного контроля/ А.О. Плужникова// Научно-техническая конференция обучающихся и молодых учёных СКГМИ (ГТУ) «НТК – 2018»
12. ЕМИСС. Индексы физического объема ВВП РФ [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/57370 (дата обращения 18.11.2023)
13. ЕМИСС. Валовый национальный доход [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/30947 (дата обращения 18.11.2023)
14. Росстат. Цены. Инфляция [Электронный ресурс].режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения 18.11.2023)
15. Минфин России. Федеральный бюджет [Электронный ресурс] режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения 18.11.2023)
16. Минфин России. Государственный долг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/ (дата обращения 18.11.2023)
17. ФТС. Официальный сайт. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/323702 (дата обращения 18.11.2023)
18. ЦБ РФ. Структура подозрительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги [Электронный ресурс] режим доступа: https://cbr.ru/analytics/podft/resist_sub/2022/ (дата обращения 19.11.2023)