гуманистический подход к обучению

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 22.12.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Гуманистические принципы в педагогической деятельности 4
1.1. Основные принципы гуманистической педагогики 4
1.2. Особенности реализации гуманистического подхода в педагогической деятельности (на примере концепций А. Сухомлинского, Эльконина и Давыдова и других представителей отечественной педагогики) 7
Глава 2.Гуманизм и гуманитарность в современном образовательном педагогическом процессе 14
2.1. Гуманитарная стратегия современного образования 14
2.2. Гуманистическое переосмысление современного педагогического процесса, воспитания и образования 19
Заключение 24
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

2. Компетенция в организации информационной основы деятельности учащихся. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость в наличии высокой ИКТ-компетентности, постоянном поиске новой информации. 3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. 4. Компетентность во владении современными образовательными технологиями. 5. Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию. 6. Креативная компетентность педагога.Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.Коммуникативная активность педагога участвует в формировании следующих компетенций:1. Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.2. Компетентность в установлении контактов с родителями. 3. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута учащихся. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка.2.2. Гуманистическое переосмысление современного педагогического процесса, воспитания и образованияВ последнее время происходит переосмысление образования, и это связано с переходом страны к инновационному социально ориентированному типу развития. Образование должно совершенствовать и раскрывать человеческий потенциал. Гуманистическая парадигма современного образования предполагает опору на базовую культуру личности, ее развитие и последовательное формирование. Базовая культура личности представляет собой основу содержания воспитания в современной школе. Она представлена культурой жизненного самоопределения ребенка, культурой семейных отношений, умственным, нравственным, трудовым, физическим, гражданским, политическим, интернациональным, нравственным, эстетическим, трудовым, физическим, правовым, экологическим, экономическим воспитанием.Базовая культура личности воспитывается за счет формирования мировоззрения в воспитательно-педагогическом процессе. Мировоззрение выступает в качестве целостной системы научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение дает человеку научную картину мира как системное отражение самых важных аспектов бытия и мышления, общественной жизни, природы.Окружающая человека действительность является очень многообразной. Столь же многообразный характер носят отношения человека с миром, с обществом. В процессе практической и познавательной деятельности человеку свойственно соотносить себя с определенными аспектами мира, действительности. В процессе взаимодействия с миром и обществом человек включается в процесс самопознания и самосовершенствования.Мировоззрение также отличается проявлением единства между внутренним и внешним, объективным и субъективным. Субъективная сторона мировоззрения заключается в формировании у человека целостного взгляда на мир, обобщенного представления о самом себе, это представление затем трансформируется в понимание и переживание собственного Я, своей личности и индивидуальности. В рамках педагогического процесса осуществляется формирование самосознания, личности с опорой на базовую культуру личности. Научное мировоззрение является интеграцией всех свойств и личностных качеств, оно объединяет их в единое целое, играет роль в определении социальной ориентации и личностной позиции, типа гражданского поведения и деятельности. Это и приводит к становлению мировоззренческих убеждений. В целом, следует заметить, что основой базовой культуры личности всегда является самосознание.Личность в отечественной психологии рассматривается в качестве системного (социального) качества, приобретаемого индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности? Первый критерий: человек может считаться личностью, если в его мотивах наблюдается иерархия в одном определенном смысле, а именно если обладает способностью преодолевать собственные непосредственные побуждения ради иных целей. В таких случаях можно говорить о способности субъекта к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым осуществляется преодоление непосредственных побуждений, являются социально значимыми. Они носят социальный характер в аспекте своего происхождения и смысла, т. е., здесь речь идет о заданности их обществом, о том, что они уже воспитаны в человеке.Второй необходимый критерий личности заключается в способности к тому, чтобы сознательно руководить собственным поведением. Основой для данного руководства выступают осознанные мотивы-цели и принципы. От первого критерия второй отличается наличием именно сознательного соподчинения мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может основываться и на стихийно сложившейся иерархии мотивов, и даже «стихийной нравственности»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, тем не менее действовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также подразумевается опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности. Базовая культура личности является компонентом воспитательного гуманистического влияния.Гуманистическая составляющая современного образовательного процесса также требует повышения инновационности педагогической деятельности. В аспекте инновационной педагогической деятельности следует обратить внимание на новые методы и технологии педагогической воспитательной работы.Во-первых, это метод проектов.Проект является формой совместной деятельности педагога и обучающихся, совокупностью приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на то, чтобы решить конкретную проблему. Традиционное обучение постепенно уходит на второй план, уступая свои позиции обучению продуктивному, которое раскрывает творческие способности, формирует у дошкольников интерес, потребность в активной деятельности. Метод проектов наиболее перспективен для реализации вышеобозначенной задачи. Базируясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он способствует развитию познавательного интереса к разным сферам знания, формирует разные важные навыки, в частности, коммуникативные. Метод проектов подразумевает, что дети должны быть вовлечены в самостоятельную деятельность - исследовательскую, познавательную, продуктивную, в процессе которой ребёнок будет познавать окружающий мир и воплощать новые знания в реальный продукт. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – данный тезис можно рассматривать как базовый для того, чтобы понимать метод проектов, привлекающий многочисленные образовательные системы.Итак, основа метода проектов основана на идее относительно необходимости направленности познавательной деятельности ученика на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определёнными практическим проблемами или темами.Конечно же, не утрачивает своей актуальности игровая технология, осмысленная в личностно-ориентированном ключе.Использование ИКТ также является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Эта технология повышает скорость передачи информации детям, улучшает уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.ЗаключениеГуманизм и гуманитарность сегодня составляют содержание современного педагогического процесса, образования и воспитания. Гуманистическая педагогика направлена на то, чтобы воспитывать разностороннюю личность, обладающую развитой гуманитарной культурой. Гуманистическая педагогика тесно связана с принципом права на самоопределение, она отказывается от принуждения, давая возможности учащемуся проявить собственную инициативу, раскрыть свой потенциал. Гуманистическая педагогика является основой для многих методик обучения, которые используются в отечественной педагогике. Во второй половине 20 века в отечественной педагогике начались поиски новых методик обучения, которые бы учитывали индивидуальные особенности учащихся, помогали раскрывать их потенциал – это и есть гуманистический подход. Одной из наиболее интересных является концепция развивающего обучения Эльконина-Давыдова, которая актуальна и для современного педагогического процесса, является основой для реализации метода личностно ориентированного обучения. В том случае, если данная система будет грамотно внедрена в систему общего образования, мы можем ожидать замечательных положительных результатов. В первую очередь, эта система будет работать на обучение и воспитание современного человека – мыслящего, мобильного, инициативного, ответственного, способного адекватно и возможно быстро решать поставленные перед ним задачи, успешно применять на практике полученные знания.На современном этапе особое внимание уделяется личностно-ориентированным технологиям в обучении. Реализация принципов гуманизма и гуманитарности в педагогическом процессе требует и от педагога необходимого уровня профессионализма, коммуникативной и познавательной компетенции, активности.Список литературыАйсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002.Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.Гребенкина Л. К. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2009. – 156 с. http://www.twirpx.com/file/1027307/История педагогики и образования./Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.Кудишина А.А. Основные принципы гуманистической педагогики.// http://www.humanism.ru/pedagogika4.htmСластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.phpСлободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009 – 264 с.Степанчук О. А. Гуманитарность - «фундаментальное ядро» современного образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1985.// http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txtШабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002.
2. Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
3. Гребенкина Л. К. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2009. – 156 с. http://www.twirpx.com/file/1027307/
4. История педагогики и образования./Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
5. Кудишина А.А. Основные принципы гуманистической педагогики.// http://www.humanism.ru/pedagogika4.htm
6. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php
7. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009 – 264 с.
8. Степанчук О. А. Гуманитарность - «фундаментальное ядро» современного образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1985.// http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt
10. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/
11. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.