Особенности чина отпевания священнослужителей на Светлую седмицу

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 71 71 страница
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 23.12.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЧИНА ОТПЕВАНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ НА СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ И ВНЕ СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВИЯ. 13
1.1 История и структура чина отпевания священнослужителей на Светлую седмицу 13
1.2 История и структура чина отпевания священнослужителей, используемого в остальной богослужебный период 18
1.3 Сравнительная характеристика двух чинов 24
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТПЕВАНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ НА СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ С ВАРИАЦИЯМИ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАКТИК 28
2.1 Представление чина отпевания священнослужителей на Светлую седмицу: пример отпевания настоятеля Елоховского собора отца Александра Агейкина 28
2.2 Сравнительный анализ чина отпевания священнослужителей на Светлую седмицу литургистов XIX века и современного чина 32
Выводы по Главе 2 35
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ЧИНА ОТПЕВАНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ НА СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ 37
3.1 Основа чина отпевания в латинском обряде 37
3.2 Литургические элементы чина отпевания священнослужителей в латинском обряде 43
3.3 Богословское значение чина отпевания священнослужителей в мировых практиках 46
3.4 Практика латинского обряда в Европе, Северной Америке и за их пределами 49
Выводы по Главе 3 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 65


Фрагмент для ознакомления

Выходя за пределы Италии и Ватикана, мы сталкиваемся с уникальными обрядами отпевания священнослужителей на Пасхальной неделе в Испании и Португалии. В этих странах традиции отпевания играют важную роль в удовлетворении духовных потребностей священнослужителей и организации их похоронных обрядов. Так, в этих странах капелланы прикрепляются к различным религиозным учреждениям, больницам и даже воинским частям, обеспечивая доступность пастырской помощи в случае необходимости.Похоронные службы в Испании и Португалии делают упор на католические традиции, уходящие корнями в латинский обряд. В пасхальную неделю, заупокойные службы проводятся с тщательным соблюдением литургических обычаев, а основная зупокойная месса совершается в церквях или часовнях, сохраняя торжественность и благоговение, присущие Светлой неделе. Священники обеспечивают духовное руководство и личную поддержку скорбящим семьям и духовенству, помогая им ориентироваться в похоронном процессе.Интересным аспектом проведения похоронных церемоний в Испании и Португалии является участие конфедераций или братств. Эти религиозные организации играют активную роль в координации похоронных мероприятий, обеспечивая надлежащее проведение обрядов в соответствии с установленными традициями. Члены этих братств, часто одетые в характерные одежды, помогают в проведении различных похоронных мероприятий: несут гроб, участвуют в литургических процессиях, организуют необходимые ритуалы.Во Франции похороны священнослужителей на Пасхальной неделе проходят по традиционным католическим обычаям. Как правило, они проводятся в величественных соборах или церквях, где духовенство собирается, чтобы оплакать утрату своего собрата. Заупокойная служба проводится с большим благоговением, включает в себя молитвы, гимны и чтение Писания, посвященного воскресению Иисуса Христа. Благовония, свечи и духовная музыка дополняют торжественную атмосферу.Среди католиков Германии, похоронные обряды священнослужителей на пасхальной неделе также отражают сильное влияние католической традиции. Заупокойные службы проходят в церквях или часовнях, а возглавляют церемонию священники, епископы и другие представители духовенства. Ритуалы включают молитвы, благословения и чтение Евангелия, в котором подчеркивается воскресение Христа и надежда на вечную жизнь. Священнослужители часто облачаются в облачения и несут кресты или распятия, символизирующие их веру и посвящение.В Европе и Северной Америке погребальный обряд священнослужителей на Пасхальной неделе имеет много общих особенностей. Одной из таких особенностей является использование лилий в качестве цветочной композиции в погребальной церемонии – лилии в христианской традиции имеют глубокий символический смысл, символизируя чистоту, воскресение и надежду на вечную жизнь. Их присутствие в погребальном обряде призвано передать веру в воскресение и служить визуальным напоминанием о христианской вере в победу жизни над смертью.Если обратиться напрямую к практике, принятой в США и Канаде, то похороны священнослужителей на пасхальной неделе характеризуются сочетанием религиозных традиций и культурных влияний. Хотя в большинстве случаев заупокойные службы проводятся в церквях, существует также тенденция к проведению поминок в похоронных бюро или частных домах. Конкретные обряды и ритуалы могут варьироваться в зависимости от конфессии и личных предпочтений покойного и членов его семьи.Так, в США,чины отпевания по священнослужителям на Пасхальной неделе часто включают в себя элементы литургических традиций различных христианских конфессий: католической, протестантской, православной или англиканской. Служба может состоять из библейских чтений, молитв, надгробных речей и песнопений. Кроме того, может быть сделан особый акцент на воскресении Христа и надежде на вечную жизнь, как в других странах, исповедующих латинский обряд.В Канаде,обряды отпевания священнослужителей в пасхальную неделю отражают все многообразие религиозного ландшафта страны. В стране наблюдается многокультурное смешение католических, протестантских, православных и других христианских конфессий, а также нехристианских религий. Поэтому похоронные службы могут существенно различаться в зависимости от вероисповедания и культурных особенностей покойного и его семьи. Тем не менее, общим для них остается акцент на памяти и почитании усопшего, а также послание надежды и воскресения.Чины отпевания в странах Латинской Америки, Африки и Азии также имеет свои особенности в отношении погребального обряда священнослужителей на Пасхальной неделе. В Латинской Америке, например, сильно влияние обычаев и традиций коренных народов, которые смешиваются с католицизмом. Такое слияние культур отражается в похоронной практике, которая часто характеризуется яркими красками, музыкой и процессиями. В некоторых регионах люди могут принимать участие в ритуальном омовении покойного, что символизирует очищение и подготовку к загробной жизни.Аналогичным образом, в африканских странах похоронный обряд в пасхальную неделю зачастую включает в себя традиционные ритуалы и верования: например, такие обычаи предков, как молитвы за усопших, возлияния и общие собрания. Похороны в Африке часто рассматриваются как важное социальное событие, способствующее формированию чувства общности и коллективной скорби.На Филиппинах похоронный обряд в пасхальную неделю характеризуется уникальным сочетанием католических и местных традиций. Особенно ярко это проявляется во время празднования Светлой недели, которая включает в себя воскресение Иисуса Христа и следующие перед ней процессии и инсценировки распятия. Похоронные обряды в это время часто включают в себя ряд религиозных процессий, предшествующих погребению, в ходе которых скорбящие идут за гробом и участвуют в различных молитвах и песнопениях.В целом,чин отпевания священнослужителей на пасхальной неделе в мировых практиках латинского обряда демонстрирует богатый гобелен культурных, религиозных и исторических влияний. В каждом регионе, начиная с использования символических ритуалов и заканчивая специфическими литургическими элементами, сложились свои особенности, которые обусловливают неповторимый характер этих погребальных практик. Независимо от континента или страны, чин отпевания на Пасхальной неделе всегда служит ярким напоминанием о главной христианской вере в воскресение и надежде на вечную жизнь.Выводы по Главе 3Таким образом, в заключительной главе дипломного исследования мы мы рассмотрели различные особенности мировой практики совершения погребальных обрядов духовенства на Пасхальной неделе, в частности, в практике латинского обряда. Через анализ различных аспектов и элементов чина отпевания в латинском обряде данная глава пролила свет на уникальные особенности и значение этих погребальных ритуалов в разных частях католического мира.В разделе 3.1 были рассмотрены основы чина отпевания в латинском обряде. Было отмечено, что этот порядок уходит корнями в многовековые традиции и литургическую практику. В латинском обряде смерть рассматривается как переход от земной жизни к вечной, а заупокойный чин служит средством поминовения и почитания усопших священнослужителей, вступающих на этот духовный путь. Изучение исторических источников и канонических правил позволило получить полное представление об основании и эволюции чина отпевания в латинском обряде. Так, можно сделать вывод, что античность послужила периодом становления религиозных традиций, и влияние древних обычаев и верований на развитие христианского погребального обряда очевидно. Раннехристианская погребальная практика, сформировавшаяся под влиянием представлений о погребении и мученичестве, в итоге превратилась в погребальные обряды латинского обряда. Понимание богатой исторической основы этих похоронных ритуалов позволяет понять, какое значение они имеют в христианской вере и в какой преемственности с древними традициями.Сегодня обряд отпевания священнослужителей на Светлой неделе продолжает оставаться торжественным и значимым моментом в католической традиции. Он служит напоминанием об уникальном служении духовенства Церкви и о надежде на вечную жизнь благодаря искупительному труду Христа. Литургическая красота и символическое богатство этого погребального обряда отражают эволюцию погребальных традиций Церкви и ее стремление чтить и помнить тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу и Его народу.Опираясь на эту основу, в разделе 3.2 были рассмотрены литургические элементы чина упокоения священника в латинском обряде. Были тщательно рассмотрены ключевые компоненты заупокойной мессы,отмечены богатая символика и ритуалы, связанные с каждым этапом отпевания, подчеркнуто значение литургических элементов в передаче богословских и духовных посланий как духовенству, так и мирянам. Можно сделать вывод, что использование многочисленных литургических элементов – текстов, молитв и жестов сыграло важную роль в выражении надежд, верований и преданий, связанных с переходом священнослужителя в его вечную жизнь.Кроме того, в разделе 3.3 было рассмотрено богословское значение чина упокоения священника в мировой практике. Выяснилось, что погребальные ритуалы латинского обряда тесно переплетены с такими богословскими понятиями, как пасхальная тайна, эсхатология и причастие святых. В латинском обряде Пасхальная неделя – время глубокой важности и религиозного значения. Она посвящена страстям, смерти и воскресению Иисуса Христа и является одним из наиболее значимых периодов в христианском календаре. Погребальный ритуал в течение этой недели ориентирован на эти религиозные торжества и включает в себя особые традиции и ритуалы, отражающие символику Пасхи. Чин отпевания в этот период служит видимым проявлением церковного учения и верований о смерти, воскресении и вечной судьбе души. Эти ритуалы создают ощущение единства, солидарности и духовной поддержки в христианской общине, где коллективно оплакивают и празднуют жизнь усопшего священнослужителя, вознося молитвы о переселении его души в присутствие Божие. Можно сделать вывод, что богословское значение чина отпевания священнослужителей заключается в его многогранной роли в религиозной практике всего мира. Священник, как духовный лидер, берет на себя ответственность за попечение о душах членов своей общины. Обряд отпевания становится важным моментом, когда роль священника усиливается, и он помогает усопшему отправиться в загробный мир и одновременно оказывает поддержку и утешение скорбящим. Благодаря своим глубоким знаниям священник направляет общину к пониманию непостоянства земного существования и способствует более глубокой связи с Божественным. В конечном счете, священнический обряд отпевания служит напоминанием о вечной природе души и о непреходящей связи между живыми и усопшими. Основа чина отпевания священнослужителей в мировой практике вращается вокруг эсхатологических размышлений и Пасхальной мистерии. Этот священный ритуал задает рамки понимания смерти и воскресения, подчеркивая путь усопшего к вечной жизни. Это глубоко осмысленная практика, позволяющая людям обрести надежду перед лицом утраты и вспомнить о преображающей силе Пасхальной мистерии.Заключительный 3.4 раздел главы был посвящен комплексному исследованию особенностей погребального обряда священников в разных странах католического мира. Так, чин отпевания связщеннослужителейна Светлую седмицу представляет собой торжественную, священную традицию, которая соблюдается в различных культурах и религиях мира. Он служит способом почтения и прощания с усопшим священником, давая утешение скорбящим прихожанам, родным и близким. Несмотря на то, что похоронный обряд в разных странах и регионах отличается, существуют определенные особенности, наблюдаемые на Пасхальной неделе в латинском обряде, в частности, в странах Европы, Северной Америке, Латинской Америке, Африке и Азии. Все эти особенности имеют историко–культурное значение и обусловливают уникальность погребальных практик.При всем различии конкретных ритуалов и традиций общие темы скорби, поминовения и празднования Воскресения Христова объединяют священнослужителей и их общины в это торжественное время. Заупокойные богослужения проходят с благоговением и уважением, напоминая всем присутствующим о вечной надежде и вере, которую олицетворяет Пасха.Понимание и оценка этих особенностей позволяет осознать их религиозное и культурное значение в более широком контексте христианской веры.Таким образом, в главе был произведён всесторонний анализ особенностей мировой практики совершения чина отпевания духовенства на Пасхальной неделе, в частности, в практиках латинского обряда. Рассмотрение предпосылок, литургических элементов, богословского значения чина отпевания священнослужителей, и различий в религиозных практиках в разных частях света, позволило получить комплексное представление об этой особенной христианской литургической традиции. Полученные результаты подчеркивают важность сохранения и понимания этого чина, уходящего корнями в многовековое богословское и литургическое развитие, поскольку он продолжает выступать значимым и торжественным инструментом почитания и поминовения усопших священнослужителей. Выводы, сделанные в ходе работы над данной главой, способствуют более широкому пониманию и оценке мировой практики погребальных обрядов духовенства, обогащая литургические исследования и богословский дискурс всей христианской традиции.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в ходе выполнения данного исследования был произведен комплексный анализ особенностей чина отпевания священнослужителей на Светлую седмицу.Благодаря подробному анализу истории, структуры и сравнительной характеристики мирского и священнического упокоения в контексте православнойи католической традиции христианства, данное исследование пролило свет на значение этого ритуала в широких религиозных рамках.В заключении хотелось бы подчеркнуть ключевые моменты, выявленные в процессе исследования.Так, в первой главе рассматривалась история и структура чина отпевания православных священнослужителей на Светлой седмице, что позволило получить ценные сведения об истоках и развитии этого важного аспекта литургической традиции православия. Кроме того, подробное исследование истории и структуры чина упокоения священнослужителей на протяжении всего остального литургического периода позволило получить полное представление об эволюции этой практики со временем. Сравнительные характеристики двух чинов духовенства дополнили этот анализ, показав разнообразие и сложность церковной практики.Во второй главе был проведен сравнительный анализ отпевания священников на Пасхальной неделе на примере исторических примеров и современной православной практики. На примере отпевания настоятеля Елоховского собора отца Александра Агейкина подробно рассмотрены все тонкости и нюансы этого скорбного события. Кроме того, сравнительный анализ ритуала литургистов XIX века и современного ритуала пролил свет на изменения и адаптации, происходившие на протяжении истории, и показал постоянную эволюцию этой важной традиции.Наконец, в третьей и заключительной главе были исследованы особенности мировой практики обряда отпевания священнослужителей на Пасхальной неделе. Рассмотрение мировой практики позволило расширить рамки исследования и получить комплексное представление об этом ритуале, не ограничиваясь рамками конкретной традиции или региона. Рассматривая международную практику, исследованию удалось получить новое представление о разнообразии и сходстве, существующих в более широком контексте христианских обычаев.Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что особенности чина отпевания священнослужителей на Пасхальной седмице имеют глубокие исторические, традиционные и религиозные корни. В данном дипломе был проведен комплексный анализ данной темы, рассмотрены различные аспекты, включая историю, структуру, сравнительные характеристики, мировые практики и перспективы. Полученные в ходе проведённого исследования результаты углубляют понимание значимости данного ритуала в более широком религиозном контексте, внося вклад в научный религиоведческийдискурс. Дальнейшие исследования по данной теме призваны продолжить и расширить изучение её тонкостей, ещё глубже раскрывая особенности и тайны христианской литургической традиции.Так, дальнейшее изучение особенностей погребальных обрядов может дать ценные сведения о культурных, исторических и богословских аспектах традиций Пасхальной недели. Исторический, символический, богословский, региональный, этнографический и междисциплинарный подходы открывают возможности для изучения тонкостей этих ритуалов. Всесторонний подход к данной теме позволит учёным не только углубить свое понимание традиций Пасхальной недели, но и внести вклад в более широкие научные дискуссии о роли религии в обществе. В целом, будущие исследования в этой области позволят глубже понять значение, символику и эволюцию христианских чинов, а также их значение для духовенства и общества.Одной из основных перспектив дальнейших исследований в этой области является историческое изучение развития погребальных обрядов. Понимание происхождения и эволюции этих ритуалов может пролить свет на их культурное и религиозное значение. Изучение того, как эти обряды трансформировались с течением времени и в разных регионах, может дать полное представление об их особенностях.Более того, подробный анализ символики, заложенной в погребальных обрядах священников на Пасхальной неделе, открывает еще одну перспективу для исследования. Символизм играет важную роль в религиозной практике, и погребальные ритуалы не являются исключением. Изучение смыслов, скрывающихся за различными действиями, предметами и жестами, может расширить наше понимание основных верований и ценностей, связанных с этими обрядами.Изучение теологических аспектов этих ритуалов позволяет понять верования и учения религиозных общин, связанных с Пасхальной неделей. Теологические основы, лежащие в основе этих погребальных обрядов, могут быть изучены путем анализа религиозных текстов, сочинений и богословских комментариев. Понимание богословских мотивов, лежащих в основе этих ритуалов, позволит глубже осветить их особенности и значение в различных религиозных контекстах.Теологические исследования также важны для понимания основных верований и доктрин, лежащих в основе погребальных обрядов священников на Пасхальной неделе. Изучение теологических основ, религиозных текстов и церковных учений позволяет понять духовное значение и теологическое обоснование уникальных элементов этих ритуалов. Ученые–теологисмогут исследовать богословские перспективы смерти, воскресения и загробной жизни. Теологические исследования также призваны выявить роль священников как посредников между божественной и человеческой сферами в этот важнейший период религиозного календаря.Другим перспективным направлением исследований является более подробное изучение региональных вариаций погребальных обрядов. Традиции Пасхальной недели могут существенно отличаться в разных регионах под влиянием местных обычаев, традиций и истории. Изучение этих региональных особенностей может способствовать более глубокому пониманию культурного и религиозного разнообразия пасхальных обрядов. Например, проведение этнографических исследований в религиозных общинах, практикующих эти похоронные обряды, может дать ценные сведения из первых рук. Общение со священниками, участниками и скорбящими может раскрыть личный опыт, эмоции и духовное значение, связанные с этими ритуалами. Такой подход к качественному исследованию может придать глубину и богатство нашему пониманию священнических погребальных обрядов на Пасхальной неделе.Междисциплинарные исследования могут дополнить изучение данной темы. Сотрудничество с экспертами из таких областей, как антропология, социология, культурология и история, может обеспечить целостный подход к пониманию этих погребальных обрядов. Например, антропологический подход может пролить свет на социальную динамику и культурные смыслы, окружающие эти ритуалы, а исторический анализ – проследить их эволюцию во времени.Так, дисциплина религиоведения сможет доскональноизучить историческую и социокультурную специфику священнического чина отпевания на Пасхальной седмице. Изучение первоисточников, таких как древние литургические тексты, рукописи и свидетельства различных христианских конфессий, может пролить свет на происхождение, развитие и адаптацию этих погребальных ритуалов. Это исследование может дать полное представление о том, как на погребальные обряды священников на Пасхальной неделе повлияли различные богословские интерпретации, региональные обычаи и общественные нормы.Культурология, в свою очередь, предлагает ценную перспективу для изучения особенностей погребального обряда священников на Пасхальной неделе. Этот междисциплинарный подход позволяет исследовать пересечения религии, культуры и общества. Благодаря этнографической работе на местах исследователи могут наблюдать и документировать разнообразные обычаи, символы и практики, связанные с похоронами священников в этот священный период. Анализируя эти культурные проявления, ученые могут раскрыть значения, роли и функции погребальных обрядов в конкретных сообществах, учитывая такие факторы, как пол, возраст и социальный статус.Наконец, литургика как дисциплина, изучающая богослужения и ритуалы, имеет ключевое значение для понимания специфических практик и ритуалов, происходящих во время отпевания священника на Пасхальной неделе. Подробный анализ литургических текстов, рубрик и исторических событий необходим для понимания тонкостей этих обрядов. Исследователи могут изучить порядок чтения молитв, использование литургических облачений, участие служителей литургии, включение музыки и символики в эти похоронные церемонии. В ходе исследования можно выяснить, как уникальное значение Пасхальной недели влияет на структуру и содержание священнических погребальных обрядов, отличая их от других погребальных обрядов.В заключение следует отметить, что перспективы дальнейших исследований в области различных областях научного знания по теме особенностей чина отпевания священников на Светлой неделе весьма обширны. Глубокое изучение исторических источников, культурных форм, богословских воззрений и литургической практики может внести существенный вклад в понимание этих обрядов. Такие исследования могут углубить наши знания о том, как религиозные традиции и культурный контекст формируют особенности погребальных обрядов священников в этот священный период, предлагая ценные сведения о верованиях, обычаях и практиках, связанных со смертью и воскресением в христианских общинах. В целом, изучая исторические, богословские, эмпирические, сравнительные и междисциплинарные аспекты этой темы, ученые смогут углубить наше понимание развития литургической практики в православном христианстве и её потенциальных последствий для укрепления и развития духовной жизни христиан во всём мире.В связи со всем вышеизложенным полагаем, что поставленные перед настоящим исследованием задачи были выполнены в полном объеме, а цель исследования – достигнута.ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРААндрей Александрович, А. М. протоирей. Из истории чинопоследования и обрядов христианского Погребения // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz–istorii–chinoposledovaniya–i–obryadov–hristianskogo–pogrebeniya (дата обращения: 09.11.2023).Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Машинопись.ч.1, 1958.Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Машинопись.ч. 2, 1962.Бахтин, С. П. Смерть и погребение в священном писании Ветхого и Нового Завета // Ипатьевский вестник. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smert-i-pogrebenie-v-svyaschennom-pisanii-vethogo-i-novogo-zaveta (дата обращения: 19.11.2023).Булгаков, С. В. Настольная книга для священно–церковно–служителей. Харьков, 1900.Дашевская, З. М. Становление историко–литургического направления в русской академической науке конца XIX – начала XX в.: исследования церковных таинств // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2021. №99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie–istoriko–liturgicheskogo–napravleniya–v–russkoy–akademicheskoy–nauke–kontsa–xix–nachala–xx–v–issledovaniya–tserkovnyh (дата обращения: 09.11.2023).Дашевская, З. М. Штонда, Ю. А. Возникновение и развитие чинопоследования христианского погребения в Византии в X–XII веках // Вестник Свято–Филаретовского института. 2017. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie–i–razvitie–chinoposledovaniya–hristianskogo–pogrebeniya–v–vizantii–v–x–xii–vekah (дата обращения: 09.11.2023).Епископ: отпевание бывшего настоятеля Елоховского собора пройдет сегодня. РИА Новости: Религия, 12:42 23.04.2020 URL: https://ria.ru/20200423/1570456814.html (дата обращения: 19.11.2023)Ефрем Сирин, прп. Творения // Предсмертное завещание. Т. 5. М.: Отчий дом, 1995. С. 296–313.Карамыше, Н. Т., Сухова, Н. Ю. Формирование исторического подхода в литургике в России: на примере выпускных сочинений воспитанников Санкт–Петербургской духовной академии (1843–1869 гг.) // Вестник ЕДС. 2020. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie–istoricheskogo–podhoda–v–liturgike–v–rossii–na–primere–vypusk–nyh–sochineniy–vospitannikov–sankt–peterburgskoy (дата обращения: 09.11.2023).Кочетков Г., свящ. Таинство погребения верных – таинство «первой» смерти человека. Отпевание и молитва «за упокой» усопших (личная и церковная) // Вестник РХД. 2016. № 205. С. 65–84; Велковска Е. Чины погребения в византийской традиции. С. 455–473; Galadza P. TheEvolutionofFuneralsforMonksintheByzantineRealm– 10th to 16th Centuries. Р. 225–257.Красноцветов, С. И. О Богослужении Православной Церкви. Изд. 2–е, СПб., 1856.Кудряшова, О. А. Обряды на «восьмой день»покрещении и история их совершения в церковной практике // Вестник Свято–Филаретовского института. 2016. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obryady–na–vosmoy–den–po–kreschenii–i–istoriya–ih–soversheniya–v–tserkovnoy–praktike (дата обращения: 09.11.2023).Купетов, И., прот. Опыт краткого исторического повествования о древностях христианских. О священных лицах, временах, местах, действиях, правлении, одеждах и книгах. М., 1814.Лопухин, А. П. Толковая Библия. СПб., 1911, т. I III.Мансуров, С., священник. Очерки из истории Церкви. Богословские труды. М., 1971, СПб., N 6 7.Марсельский, Л., священник. Объяснение святых Таинств и церковных треб в форме народных поучений. СПб., 1892.Нефедров, Г. Таинства и обряды Православной Церкви: Учебное пособие по литургике / Протоиерей Геннадий Нефедов. – 3–е изд. – Москва: Рус. Хронографъ, 2004. – 319 с.: ил.Никольский, К, священник. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. Изд. 6–е, СПб., 1900.Патракова, Е.–А. П. Репрезентация церковного собрания в чинах елеосвящения (на примере современной практики в Русской и Румынской православных церквах) // Вестник Свято–Филаретовского института. 2016. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya–tserkovnogo–sobraniya–v–chinah–eleosvyascheniya–na–primere–sovremennoy–praktiki–v–russkoy–i–rumynskoy–pravoslavnyh (дата обращения: 09.11.2023).Последованиево святую и великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. Пасхальные песнопения обихода московской традиции / [Сост. Е. Кустовский]. - Москва: СофтИздат, 2010. - 132 с.Последованиемертвенное над скончавшимся священником: Требник. В двух частях. — Москва. Синодальная типография. 1906. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/trebnik–grazhdanskim–shriftom/19 (дата обращения: 09.11.2023).Практическое руководство при совершении приходских треб / Сост. священник Н. Сильченков. – [5–е изд., испр.]. – СПб.: Сатисъ, 1994. – 290 с. ISBN 5–7373–0011–0Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский – Киев: Об–во любителей правосл. лит–ры; Изд–во св. Льва, папы Римского, 2008. – 328 с.Сингх, С. С. Богослужебная деятельность судового священника на рубеже XIX–XX веков в мемуарах, дневниках и письмах офицеров российского императорского флота // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2019. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bogosluzhebnaya–deyatelnost–sudovogo–svyaschennika–na–rubezhe–xix–xx–vekov–v–memuarah–dnevnikah–i–pismah–ofitserov–rossiyskogo (дата обращения: 09.11.2023).Сингх, С. С. К вопросу о богослужебной практике в судовых церквях на рубеЖЕ XIX–XX веков // Вестник ЕДС. 2019. №4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k–voprosu–o–bogosluzhebnoy–praktike–v–sudovyh–tserkvyah–na–rubezhe–xix–xx–vekov (дата обращения: 09.11.2023).Состоялось отпевание настоятеля Богоявленского кафедрального собора г. Москвы протоиерея Александра Агейкина. Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского патриархата, Епархии и Экзархаты, 23 апреля 2020 г. 15:45. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5626677.html (дата обращения: 19.11.2023)Требник Петра Могилы. В 2 тт.: Т. 1. Киев: Информацийно–видавничий центр Украинской Православной Церкви, 1996.Учебная программа по Литургике для 4‑го курса // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya–programma–po–liturgike–dlya–4–go–kursa (дата обращения: 09.11.2023).Хойнацкий, А. Ф., протоиерей. Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств. М., 1883.Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – Москва, 1863–1894, 1910–1917.Benson, Bruce. (2020). TheprimacyofliturgyinChristianity. ReligiousStudies. 58. 1-18. 10.1017/S0034412520000190.Bowers, Roger. (2011). LiturgyandMusicintheRoleoftheChantryPriest. JournaloftheBritishArchaeologicalAssociation. 164. 130-156. 10.1179/174767011X13184281108045. Carey, Patrick. (2009). SecondVaticanCouncil. 10.1017/CHOL9780521871082.013.Cuchet, G. (2018). Latransitionfunérairecontemporaine: Scènesetsignifications. Études, , 43-56. https://doi.org/10.3917/etu.4246.0043 Daniel, Kasomo. (2010). An analysis of the rites of passage and their relation to Christianity. InternationalJournalofSociologyandAnthropology. 1. 156–166.Fastiggi, Robert. (2020). TheContributionsoftheCouncilofTrenttotheCatholicReformation. Perichoresis. 18. 3-20. 10.2478/perc-2020-0032. Fay, Terence. (2015). DecolonizationoftheFilipinoChurchafterVatican II. JournalofHistoryResearch. 5. 10.17265/2159-550X/2015.01.003.Foster, John. (2012). A PastoralCommentaryontheGeneralInstructionoftheRomanMissalbyJosephDeGrocco (review). TheJurist: StudiesinChurchLawandMinistry. 72. 672-673. 10.1353/jur.2012.0044. Geldhof, Joris. (2012). DidtheCouncilofTrentproducealiturgicalreform? ThecaseoftheRomanMissal. 93. 171-195. 10.2143/QL.93.3.2961372. Glaser, F.. (2006). TheearlyChristianchurchattheantiquemansioofiuenna. 12. 9-17.Glendinning, C.J.. (2015). ThegeneralinstructionoftheRomanMissal: AdaptationsintroducedbytheCanadianConferenceofCatholicBishops. 49. 275-307. 10.2143/STC.49.1.3082848. Goyvaerts, Samuel. (2020). “ForyourFaithfulLord, LifeisChangednotEnded”. TheRomanCatholicFuneralRiteinFlandersandthePaschalMystery. YearbookforRitualandLiturgicalStudies. 36. 83-97. 10.21827/YRLS.36.83-97.Hahn, A. (2005). Rite etliturgie. Hermès, La Revue, 43, 49–58. https://doi.org/10.4267/2042/23989Hardy, L. (2011). Duriteauxcérémonies :prégnancedumodèlereligieux. Étudessurlamort, 140, 63-79. https://doi.org/10.3917/eslm.140.0063 Henriques, Susana & Carvalho, Liliana & Amarante, Ana & Wasterlain, Sofia. (2018). It’sgettingtightaroundhere: amilitaryhospitalnecropolisandthevariousfuneralpracticesinmodernLisbon. Johnson, Maxwell. (2007). TheOriginandDevelopmentoftheChristianLiturgyAccordingtoCulturalEpochs: Political, Cultural, andEcclesialBackgrounds: HistoryoftheLiturgy (review). TheCatholicHistoricalReview. 93. 875-877. 10.1353/cat.2007.0331.Kaur, Prabhjot. (2010). A studyofsymbolsandmonogramsusedonvestmentsofCatholicChristianPriests. Anusandhanika. 8. 190-98. Knight, Frances. (2023). SPCK Tracts and Rites of Passage in the Long Nineteenth Century. StudiesinChurchHistory. 59. 332–358. 10.1017/stc.2023.15.Konečni, Vladimir. (2020). Requiem :Psychological, Philosophical, andAestheticNotesontheMusicoftheMassfortheDead —DedicatedtotheVictimsof COVID-19 Worldwide. ArtandDesignReview. 08. 114-126. 10.4236/adr.2020.82008. Letšosa, Rantoa. (2010). LiturgicalaspectsoffuneralservicesinReformedChurchesofAfricanorigin. VerbumetEcclesia. 31. 10.4102/ve.v31i1.361. Liston, Gregory. (2020). EschatologyandtheMunusTriplex: TheThreefoldAnointingoftheSpiritinTime. JournalofReformedTheology. 14. 323-343. 10.1163/15697312-bja10006. Littrell, Mary & Evers, Sandra. (2009). LiturgicalVestmentsAndThePriestRole. HomeEconomicsResearchJournal. 14. 152 - 162. 10.1177/1077727X8501400115. Meeking, Basil. (2007). CelebratingtheLiturgywithPopeBenedict XVI. Logos: A JournalofCatholicThoughtandCulture. 11. 127-148. 10.1353/log.2008.0008. O'Loughlin, Thomas. (2023). ‘Rites of Passage’ and the Writing of Church History: Reflections upon our Craft in the Aftermath of van Gennep. StudiesinChurchHistory. 59. 8–26. 10.1017/stc.2023.3.Olver, Matthew. (2021). ConnectionbetweentheRomanCanonMissaeandtheEastSyrianAnaphoraofMarTheodore (forthcominginQuestionsLiturgiques). QuestionsLiturgiques/StudiesinLiturgy. Petersen, Nils Holger. (2022). Framing Medieval Latin Liturgy through the Marginal. Religions. 13. 95. 10.3390/rel13020095.Phillips, H. (2004). Rites of Passage in French and English Romances. In N. McDonald & W. Ormrod (Eds.), Rites of Passage: Cultures of Transition in the Fourteenth Century (pp. 83–108). Boydell & Brewer.Platts, Calum. (2023). Orthodoxy and Authority: Rites of Passage in the Vita Wilfridi and the Vitae Cuthberti. StudiesinChurchHistory. 59. 48–72. 10.1017/stc.2023.24.Salvadó, Sebastián. (2017). Rewriting the Latin liturgy of the Holy Sepulchre: text, ritual and devotion for 1149. JournalofMedievalHistory. 43. 403–420. 10.1080/03044181.2017.1346940.Stuflesser, Martin. (2012). BookReview: A CommentaryontheOrderoftheMassoftheRomanMissal: NewEnglishTranslation. TheologicalStudies. 73. 968-969. 10.1177/004056391207300428. Tzanelli, Rodanthi. (2011). ‘Rite of Passage’. 10.1002/9781405165518.wbeosr070.VelkovaVelkovska, Elena. (2001). Funeral Rites According to the Byzantine Liturgical Sources. Dumbarton Oaks Papers. 55. 21. 10.2307/1291811.

1. Андрей Александрович, А. М. протоирей. Из истории чинопоследования и обрядов христианского Погребения // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz–istorii–chinoposledovaniya–i–obryadov–hristianskogo–pogrebeniya (дата обращения: 09.11.2023).
2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Машинопись. ч.1, 1958.
3. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Машинопись. ч. 2, 1962.
4. Бахтин, С. П. Смерть и погребение в священном писании Ветхого и Нового Завета // Ипатьевский вестник. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smert-i-pogrebenie-v-svyaschennom-pisanii-vethogo-i-novogo-zaveta (дата обращения: 19.11.2023).
5. Булгаков, С. В. Настольная книга для священно–церковно–служителей. Харьков, 1900.
6. Дашевская, З. М. Становление историко–литургического направления в русской академической науке конца XIX – начала XX в.: исследования церковных таинств // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2021. №99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie–istoriko–liturgicheskogo–napravleniya–v–russkoy–akademicheskoy–nauke–kontsa–xix–nachala–xx–v–issledovaniya–tserkovnyh (дата обращения: 09.11.2023).
7. Дашевская, З. М. Штонда, Ю. А. Возникновение и развитие чинопоследования христианского погребения в Византии в X–XII веках // Вестник Свято–Филаретовского института. 2017. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie–i–razvitie–chinoposledovaniya–hristianskogo–pogrebeniya–v–vizantii–v–x–xii–vekah (дата обращения: 09.11.2023).
8. Епископ: отпевание бывшего настоятеля Елоховского собора пройдет сегодня. РИА Новости: Религия, 12:42 23.04.2020 URL: https://ria.ru/20200423/1570456814.html (дата обращения: 19.11.2023)
9. Ефрем Сирин, прп. Творения // Предсмертное завещание. Т. 5. М.: Отчий дом, 1995. С. 296–313.
10. Карамыше, Н. Т., Сухова, Н. Ю. Формирование исторического подхода в литургике в России: на примере выпускных сочинений воспитанников Санкт–Петербургской духовной академии (1843–1869 гг.) // Вестник ЕДС. 2020. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie–istoricheskogo–podhoda–v–liturgike–v–rossii–na–primere–vypusk–nyh–sochineniy–vospitannikov–sankt–peterburgskoy (дата обращения: 09.11.2023).
11. Кочетков Г., свящ. Таинство погребения верных – таинство «первой» смерти человека. Отпевание и молитва «за упокой» усопших (личная и церковная) // Вестник РХД. 2016. № 205. С. 65–84; Велковска Е. Чины погребения в византийской традиции. С. 455–473; Galadza P. The Evolution of Funerals for Monks in the Byzantine Realm – 10th to 16th Centuries. Р. 225–257.
12. Красноцветов, С. И. О Богослужении Православной Церкви. Изд. 2–е, СПб., 1856.
13. Кудряшова, О. А. Обряды на «восьмой день» по крещении и история их совершения в церковной практике // Вестник Свято–Филаретовского института. 2016. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obryady–na–vosmoy–den–po–kreschenii–i–istoriya–ih–soversheniya–v–tserkovnoy–praktike (дата обращения: 09.11.2023).
14. Купетов, И., прот. Опыт краткого исторического повествования о древностях христианских. О священных лицах, временах, местах, действиях, правлении, одеждах и книгах. М., 1814.
15. Лопухин, А. П. Толковая Библия. СПб., 1911, т. I III.
16. Мансуров, С., священник. Очерки из истории Церкви. Богословские труды. М., 1971, СПб., N 6 7.
17. Марсельский, Л., священник. Объяснение святых Таинств и церковных треб в форме народных поучений. СПб., 1892.
18. Нефедров, Г. Таинства и обряды Православной Церкви: Учебное пособие по литургике / Протоиерей Геннадий Нефедов. – 3–е изд. – Москва: Рус. Хронографъ, 2004. – 319 с.: ил.
19. Никольский, К, священник. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. Изд. 6–е, СПб., 1900.
20. Патракова, Е.–А. П. Репрезентация церковного собрания в чинах елеосвящения (на примере современной практики в Русской и Румынской православных церквах) // Вестник Свято–Филаретовского института. 2016. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya–tserkovnogo–sobraniya–v–chinah–eleosvyascheniya–na–primere–sovremennoy–praktiki–v–russkoy–i–rumynskoy–pravoslavnyh (дата обращения: 09.11.2023).
21. Последование во святую и великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. Пасхальные песнопения обихода московской традиции / [Сост. Е. Кустовский]. - Москва: СофтИздат, 2010. - 132 с.
22. Последование мертвенное над скончавшимся священником: Требник. В двух частях. — Москва. Синодальная типография. 1906. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/trebnik–grazhdanskim–shriftom/19 (дата обращения: 09.11.2023).
23. Практическое руководство при совершении приходских треб / Сост. священник Н. Сильченков. – [5–е изд., испр.]. – СПб.: Сатисъ, 1994. – 290 с. ISBN 5–7373–0011–0
24. Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский – Киев: Об–во любителей правосл. лит–ры; Изд–во св. Льва, папы Римского, 2008. – 328 с.
25. Сингх, С. С. Богослужебная деятельность судового священника на рубеже XIX–XX веков в мемуарах, дневниках и письмах офицеров российского императорского флота // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2019. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bogosluzhebnaya–deyatelnost–sudovogo–svyaschennika–na–rubezhe–xix–xx–vekov–v–memuarah–dnevnikah–i–pismah–ofitserov–rossiyskogo (дата обращения: 09.11.2023).
26. Сингх, С. С. К вопросу о богослужебной практике в судовых церквях на рубеЖЕ XIX–XX веков // Вестник ЕДС. 2019. №4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k–voprosu–o–bogosluzhebnoy–praktike–v–sudovyh–tserkvyah–na–rubezhe–xix–xx–vekov (дата обращения: 09.11.2023).
27. Состоялось отпевание настоятеля Богоявленского кафедрального собора г. Москвы протоиерея Александра Агейкина. Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского патриархата, Епархии и Экзархаты, 23 апреля 2020 г. 15:45. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5626677.html (дата обращения: 19.11.2023)
28. Требник Петра Могилы. В 2 тт.: Т. 1. Киев: Информацийно–видавничий центр Украинской Православной Церкви, 1996.
29. Учебная программа по Литургике для 4‑го курса // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya–programma–po–liturgike–dlya–4–go–kursa (дата обращения: 09.11.2023).
30. Хойнацкий, А. Ф., протоиерей. Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств. М., 1883.
31. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – Москва, 1863–1894, 1910–1917.
32. Benson, Bruce. (2020). The primacy of liturgy in Christianity. Religious Studies. 58. 1-18. 10.1017/S0034412520000190.
33. Bowers, Roger. (2011). Liturgy and Music in the Role of the Chantry Priest. Journal of the British Archaeological Association. 164. 130-156. 10.1179/174767011X13184281108045.
34. Carey, Patrick. (2009). Second Vatican Council. 10.1017/CHOL9780521871082.013.
35. Cuchet, G. (2018). La transition funéraire contemporaine: Scènes et significations. Études, , 43-56. https://doi.org/10.3917/etu.4246.0043
36. Daniel, Kasomo. (2010). An analysis of the rites of passage and their relation to Christianity. International Journal of Sociology and Anthropology. 1. 156–166.
37. Fastiggi, Robert. (2020). The Contributions of the Council of Trent to the Catholic Reformation. Perichoresis. 18. 3-20. 10.2478/perc-2020-0032.
38. Fay, Terence. (2015). Decolonization of the Filipino Church after Vatican II. Journal of History Research. 5. 10.17265/2159-550X/2015.01.003.
39. Foster, John. (2012). A Pastoral Commentary on the General Instruction of the Roman Missal by Joseph DeGrocco (review). The Jurist: Studies in Church Law and Ministry. 72. 672-673. 10.1353/jur.2012.0044.
40. Geldhof, Joris. (2012). Did the Council of Trent produce a liturgical reform? The case of the Roman Missal. 93. 171-195. 10.2143/QL.93.3.2961372.
41. Glaser, F.. (2006). The early Christian church at the antique mansio of iuenna. 12. 9-17.
42. Glendinning, C.J.. (2015). The general instruction of the Roman Missal: Adaptations introduced by the Canadian Conference of Catholic Bishops. 49. 275-307. 10.2143/STC.49.1.3082848.
43. Goyvaerts, Samuel. (2020). “For your Faithful Lord, Life is Changed not Ended”. The Roman Catholic Funeral Rite in Flanders and the Paschal Mystery. Yearbook for Ritual and Liturgical Studies. 36. 83-97. 10.21827/YRLS.36.83-97.
44. Hahn, A. (2005). Rite et liturgie. Hermès, La Revue, 43, 49–58. https://doi.org/10.4267/2042/23989
45. Hardy, L. (2011). Du rite aux cérémonies : prégnance du modèle religieux. Études sur la mort, 140, 63-79. https://doi.org/10.3917/eslm.140.0063
46. Henriques, Susana & Carvalho, Liliana & Amarante, Ana & Wasterlain, Sofia. (2018). It’s getting tight around here: a military hospital necropolis and the various funeral practices in modern Lisbon.
47. Johnson, Maxwell. (2007). The Origin and Development of the Christian Liturgy According to Cultural Epochs: Political, Cultural, and Ecclesial Backgrounds: History of the Liturgy (review). The Catholic Historical Review. 93. 875-877. 10.1353/cat.2007.0331.
48. Kaur, Prabhjot. (2010). A study of symbols and monograms used on vestments of Catholic Christian Priests. Anusandhanika. 8. 190-98.
49. Knight, Frances. (2023). SPCK Tracts and Rites of Passage in the Long Nineteenth Century. Studies in Church History. 59. 332–358. 10.1017/stc.2023.15.
50. Konečni, Vladimir. (2020). Requiem : Psychological, Philosophical, and Aesthetic Notes on the Music of the Mass for the Dead —Dedicated to the Victims of COVID-19 Worldwide. Art and Design Review. 08. 114-126. 10.4236/adr.2020.82008.
51. Letšosa, Rantoa. (2010). Liturgical aspects of funeral services in Reformed Churches of African origin. Verbum et Ecclesia. 31. 10.4102/ve.v31i1.361.
52. Liston, Gregory. (2020). Eschatology and the Munus Triplex: The Threefold Anointing of the Spirit in Time. Journal of Reformed Theology. 14. 323-343. 10.1163/15697312-bja10006.
53. Littrell, Mary & Evers, Sandra. (2009). Liturgical Vestments And The Priest Role. Home Economics Research Journal. 14. 152 - 162. 10.1177/1077727X8501400115.
54. Meeking, Basil. (2007). Celebrating the Liturgy with Pope Benedict XVI. Logos: A Journal of Catholic Thought and Culture. 11. 127-148. 10.1353/log.2008.0008.
55. O'Loughlin, Thomas. (2023). ‘Rites of Passage’ and the Writing of Church History: Reflections upon our Craft in the Aftermath of van Gennep. Studies in Church History. 59. 8–26. 10.1017/stc.2023.3.
56. Olver, Matthew. (2021). Connection between the Roman Canon Missae and the East Syrian Anaphora of Mar Theodore (forthcoming in Questions Liturgiques). Questions Liturgiques/Studies in Liturgy.
57. Petersen, Nils Holger. (2022). Framing Medieval Latin Liturgy through the Marginal. Religions. 13. 95. 10.3390/rel13020095.
58. Phillips, H. (2004). Rites of Passage in French and English Romances. In N. McDonald & W. Ormrod (Eds.), Rites of Passage: Cultures of Transition in the Fourteenth Century (pp. 83–108). Boydell & Brewer.
59. Platts, Calum. (2023). Orthodoxy and Authority: Rites of Passage in the Vita Wilfridi and the Vitae Cuthberti. Studies in Church History. 59. 48–72. 10.1017/stc.2023.24.
60. Salvadó, Sebastián. (2017). Rewriting the Latin liturgy of the Holy Sepulchre: text, ritual and devotion for 1149. Journal of Medieval History. 43. 403–420. 10.1080/03044181.2017.1346940.
61. Stuflesser, Martin. (2012). Book Review: A Commentary on the Order of the Mass of the Roman Missal: New English Translation. Theological Studies. 73. 968-969. 10.1177/004056391207300428.
62. Tzanelli, Rodanthi. (2011). ‘Rite of Passage’. 10.1002/9781405165518.wbeosr070.
63. Velkova Velkovska, Elena. (2001). Funeral Rites According to the Byzantine Liturgical Sources. Dumbarton Oaks Papers. 55. 21. 10.2307/1291811.