Тема: «Символика брокаровских узоров в декорировании свадебных полотенец (на примере этнографического образца заринского межпоселенческого краеведческого музея)»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусствоведение
  • 51 51 страница
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 03.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Символика брокаровских узоров в истории вышивки 6
1.1 Причины появления брокаровского стиля в декоративно-прикладном искусстве 6
1.2 Особенности брокаровских узоров 10
1.3 Декоративная вышивка свадебных полотенец как вид искусства 11
1.4 Исследование этнографического полотенца Заринского межпоселенческого музея с использованием символики брокаровких узоров 13
2. Технология выполнения брокаровских узоров на свадебном полотенце 19
2.1 Приспособления и материалы. 19
Технология выполнения брокаровкой вышивки 19
2.2 Охрана труда и техника безопасности при выполнении брокаровских узоров 28
3. Экономическое обоснование 29
3.1 Калькуляция на изготовление свадебных полотенец с символикой брокаровских узоров 29
4. Методика обучения вышиванию «брокаровских» узоров 34
4.1 Методика обучения школьников 5-7 классов в технике крест 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Фрагмент для ознакомления

Начинать обучение школьников вышивке с 5-7 классанаиболее благоприятно, потому что к этому времени мелкая моторика руки у ребенка достаточно развита, присутствует ориентация в пространстве, воля и усидчивость. Эти навыки необходимы для выполнения ровных стежков в вышивке. В свою очередь, сама вышивка стимулирует развитие качеств (внимание, терпение и т.п.), которые являются важными для успешного обучения в школе.Брокаровские узоры, выполненные в технике крест, являются яркими, красочными и простыми в исполнении. Они имеют несложную форму и выполняются нитками одного или двух цветов.Что немаловажно для начального обучения вышиванию школьников 5-7 классов.Организация обучения школьников вышиванию может проходить по-разному. Например, можно проводить занятия на уроках труда в подгруппах, организованных школьным учителем. Однако, учитывая то, что проводится в этих классах не более одного раза в неделю, а в некоторых школах и вовсе один раз в две недели сформировать у них прочные навыки в вышивке весьма сложно.Наиболее оптимальной формой организации обучения являются занятия в вышивальном кружке, где школьников обучает специалист дополнительного образования. Ребятасмогут заниматься вышивкой один раз в неделю в течение одного или двух лет.Для эффективного проведения занятий по вышивке необходимо создать благоприятные условия. Комната, где проходят занятия, должна быть хорошо освещена, а стол и стул должны соответствовать росту подростка. Для хранения материалов и незаконченных работ лучше использовать красиво оформленные индивидуальные коробки.У вышивальных игл должны быть большие ушки, а для их хранения удобно использовать игольницу. Иглы следует пересчитывать до и после работы. Для отрезания нитей рекомендуется использовать ножницы среднего размера и тупыми закругленными концами. Пяльцы могут быть из дерева или пластмассы с диаметром 18-20 см и винтом на большом обруче.На начальном этапе обучения лучше всего использовать мягкую ткань с полотняным переплетением нитей, такую как лен, простынное полотноили специальную канву с крупными ячейками, а в качестве ниток - мулине.Вышивка имеет несколько преимуществ для развития школьников5-7 классов:Развитие моторики: Вышивка требует точности и мелких движений рук, что способствует развитию моторики, а это полезно в любом возрасте. Это важный навык для усовершенствования письма, рисования и других манипуляций с предметами.Концентрация и терпение: Вышивка требует от подростковвниманияпри выполнении каждого стежка, им приходится быть терпеливыми, особенно при работе над долгими и сложными проектами. Эти навыки помогают развивать способность сосредоточиться и усидчиво выполнять задачи, что полезно для их развития.Творческое самовыражение: Вышивка дает школьникам возможность выразить свою творческую натуру и развить воображение. Они могут выбирать цвета ниток, создавая узоры и дизайны, тем самым развивая свою художественную эстетику.Понимание культурного наследия: Вышивка позволяет школьникам познакомиться с культурными традициями и наследием своего народа. Они смогут изучить различные узоры и символы, которые присутствуют в народном ремесле, и узнать о значении их использования.Развитие познавательных навыков: Вышивка помогает школьникам развивать навыки счета, геометрии. Они могут следовать схемам и узорам, осваивая понятия симметрии, пропорции и координат.Успех обучения школьников зависит от разнообразия, систематичности и понятного изложения материала. Вышивка является одним из занимательных и полезных видов деятельности для школьников.На занятиях по вышивке они знакомятся с различными материалами и инструментами, учатся правилам безопасности при работе с ними, а также осваивают базовые техники вышивки, такие как выполнение швов «Вперед иголку» и «Крестик».Вышивка предоставляет возможность школьникам украсить разнообразные текстильные предметы быта и элементы одеждысвоими работами, включая игольницы, платочки, салфетки, панно и др.Важными этапами процесса вышивки, с которыми школьники должны ознакомиться, являются подготовка ткани, закрепление ткани в пяльцах, собирание пряди и вдевание нити в иглу. Подготовку ткани начинают с разметки изображения на ткани при помощи шаблона. Далее проводится закрепление ткани в пяльцах. Собирание пряди и вдевание нити в иглу также являются важными навыками, которые школьники познают в процессе вышивки.Вышитые изделия требуют аккуратной обработки после завершения работы. Обработка вышитого изделия включает осторожную стирку в теплой воде без замачивания и кипячения. Затем изделие следует прополоскать в холодной воде, завернуть в махровое полотенце на некоторое время и прогладить с влажной стороны.Вышивка представляет собой интересную и полезную активность, которая развивает творческие навыки и обучает школьниковтехнике создания орнамента. Это не только позволяет создавать неповторимые изделия, но и способствует развитию воображения и творческого мышления.Возрастные особенности школьников требуют особого подхода в обучении вышивке. Для успешного обучения необходим эмоциональный подход, который включает использование игровых приемов, сюрпризные моменты и художественное слово. Во время занятий по вышивке можно включать спокойную музыку и использовать пословицы для создания интересной атмосферы.Первое занятие вышивкой рекомендуется провести в игровой форме, создав путешествие с умелой волшебной Иголочкой в королевство Тканей и Ниток. Игровой подход помогает детям мотивироваться и учиться с удовольствием.Анализ образцов и выполненных работ школьников играют важную роль в обучении вышивке. Им следует показывать правильные приемы вышивки с четким и логичным объяснением. Это облегчает освоение не только внешний вид шва, но и его последовательность выполнения.Школьники могут узнать свойства ткани путем проведения опытов с различными видами ткани и сравнения их с другими материалами, такими как бумага или природные материалы. Дидактические игры, такие как «Узнай ткань на ощупь» также помогут школьникам изучать ткань.Разметка для шва или узора вышивки должна постепенно усложняться по мере овладения школьниками приемами вышивки. Они должны научиться выполнять прямые линии на модели из картона, затем перемещаться к вышивке предметов или фигурных узоров на картонной модели, выполнять упражнения на лоскуте ткани и, наконец, использовать швы в вышивке изделий.Процесс обучения вышивки учит школьников работать в команде и создавать коллективные произведения.Вышивка крестом, в том числе и брокаровских узоров, в последние годы стала особенно популярной. Данная техника доступна школьникам 5-7 классов, но требует времени и специальных методов обучения. При обучении школьников вышивке крестом рекомендуется начинать с простых разметок на льняной или полотняной ткани, а затем переходить на специальную ткань для вышивки крестом – канву.Правильно организованное обучение школьников вышивке поможет пробудить у них интерес к творчеству, научить необходимым приемам, работать в команде, создать положительную атмосферу и познакомить с народной традиционной культурой.Выводы по 4 главеВ четвертой главе рассматривается методика обучения вышивке школьников 5-7 класса. Первым этапом обучения является знакомство с различными видами узоров «брокаровского» стиля. Школьникампредлагается рассмотреть готовые вышивки и узнать основные элементы этих узоров. Последующим этапом обучения является освоение техники крестика и простых стежков. Ребята практикуются в вышивании на специальных сетках с крупными делениями.После освоения начальных навыков школьники переходят к обучению более сложным элементам «брокаровских» узоров. Они учатся использовать различные цвета ниток, создавать переходы и асимметрию в рисунке, а также варьировать плотность и расположение крестиков.Особое внимание уделяется развитию творческого мышления школьников. Они учатся предлагать и реализовывать свои собственные идеи и варианты узоров. Это помогает школьникам развивать фантазию, оригинальность и самостоятельность в творческом процессе.Методика обучения вышиванию «брокаровских» узоров также включает элементы игры. В процессе обучения можно проводить конкурсы на самый красивый или оригинальный узор, что стимулирует внимание и мотивацию исполнителей.В результате обучения по методике «брокаровского» вышивания школьникине только осваивают традиционное русское искусство и приобретают умение вышивать красивые узоры, но и развивают свои творческие способности, внимательность и терпение.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данного дипломного проекта является изготовление образца обрядового полотенца с брокаровскими узорами, выполненного на базе изучение эскизов, технологии и отличительных особенностей брокаровской вышивки и решение задачи о возрождении и сохранении русских традиций. Для достижения данной цели проведен анализ, который показал,что название брокаровская вышивка или брокаровские узоры возникло в следствии маркетинговой политики супруги известного парфюмера француза по происхождению Генриха Брокара, которая в конце 19 – начале 20 вв. запустила выпуск недорогого мыла и одеколона для простого народа с вложением схем популярной вышивкой крестом. Шарлоттой Реве, москвичка бельгийского происхождения после замужества присоединилась к бизнесу«Брокаръ и Ко», воплотив там ряд своих творческие идей. Простота готовых рисунков, предложенных «Брокаръ и Ко», быстрота освоения техники вышивания крестом, удобство перевода рисунка в схему в данной технике завоевало признание вышивальщиц. Предоставленные фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, геометрических мотивов и других разнообразных фигур быстро находили своих поклонниц и использовались в народных костюмах, домашнем текстиле и не только там. Отличительной особенностью брокаровской вышивки стала французская роза, вышитая, как правило, черной и красной нитью, трактуемая как символ любви и милосердия. Считалось, что красный цвет символизирует солнце, тепло, красоту жизненной силы. Черный – это символ земли и плодородия и богатства. Все это укрепило традиции вышивки крестом среди восточнославянских народов: русских, украинцев, белорусов. Брокаровская вышивка стала настолько популярной, что была распространена и в Сибири, в том числе на Алтае. Под влияние «брокаровских» тенденций к вышивке пристрастилось даже старожильческое, наиболее консервативное, население Алтая. При этом проведенные исследования показали, что полотенце – это не только привычный предмет обихода, быта, но и объект историко-культурного наследия, отражающий особенности русской культуры и традиций.В рамках исследований из фондов Заринского музея выбран этнографический образец полотенца первой половины 20 века с вышитыми брокаровскими узорами в технике крест, на базе которого в рамках данной работы будет выполняться копия. На исследуемом полотенце изображены пять полос с растительными орнаментами и одна полоса с зооморфными мотивами – птицы.Решение задачи дипломного проекта, по созданию изделия зависит от качества составления технологической карты, которая позволяет добиться максимально приближенного к первоисточнику исполнения проектируемого полотенца. Во второй главе рабоы представлен перечень приборов и материалов, необходимых для выполнения вышивки брокаровских узоров. Описана технология вышивания брокаровских узоров в технике крест и приемы безопасной работы. В третьей главе работы проведен расчет стоимости вышитого изделия. Зафиксированы затраты на основные и вспомогательные материалы. Рассмотрены затраты на усложняющие элементы. Выполнен расчет, который показал, что стоимость свадебного полотенца с вышитыми вручную брокаровкими узорами составляет 27063 р.В четвертой главе рассматривается методика обучения вышивке школьников 5-7 классов. Первым этапом обучения является знакомство с различными видами узоров «брокаровского» стиля. Школьникам предлагается рассмотреть готовые вышивки и узнать основные элементы этих узоров. Последующим этапом обучения является освоение техники крестика и простых стежков. При получении начальных навыков школьники практикуются в вышивании на специальных сетках с крупными делениями постепенно переходя к более сложным элементам. Особое внимание уделяется развитию творческого мышления подростков, путем включения в методику элементов игры. Таким образом, результате обучения по методике «брокаровского» вышивания школьники не только осваивают традиционное русское искусство и приобретают умение вышивать красивые узоры, но и развивают свои творческие способности, внимательность и терпение, поэтому считаю, что цель данного исследования достигнута, поставленные задачи решены.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИАмброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивке архаического типа/ А.К. Амброз // Советская археология. – М.: Наука, 1966. – С. 18Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян/ А.К. Байбурин. – Л.: Наука, 1983. – 186 с.Бережнова, М.Л. Ткачество русских крестьян юга Западно-Сибирской равнины в конце XIX – первой трети XX в. // Народы Сибири и сопредельных территорий. – Томск, 1995. – С. 187.Богуславская, И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке / И.Я. Богуславская. – М.: Наука, 1964. – 204 с.Богуславская, И.Я. Русская народная вышивка/ И.Я. Богуславская. – М.: Наука, 1972. – 214 с.Богуславская, И.Я. Русское народное искусство Севера/ И.Я. Богуславская. – Л.: Наука, 1968.Велецкая, Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов/ Н.Н. Велецкая – М.: Современник, 1978. – 250 с.Вышивка. От простого к сложному. Авт.-сост. Е.Калинина.- М.: Лабиринт Пресс,2002. – 325с.Гальперина Г. А. Подушки, покрывала, гардины, шторы: красота и уют своими руками / Г.А. Гальперина. – М.: РИПОЛ классик, 2004. – 320 с.Глазычев, В.Л. Зарождение зодчества/ В.Л. Глазычев. – М.: Наука, 1983. – 158 с.Горожанина, С.В. Русский народный свадебный костюм. Из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника / С.В. Горожанина, Л.М. Зайцева. – М., - 2003. – 243 с.Грибанова, Н.С. Полотенце в культуре русского населения Алая в конце XIX начале ХХ века / Н.С. Грибанова. – Барнаул: Изд–во АлтГПА, 2013. – 254 с.Григорьева А. Золотая книга рукоделий./ М.: Белый город, 2008.-192с.Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры/ А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 1972. – 198 с.Дильмон, Т. Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, У. Ботвинко. – М.: Изд-во Эксмо, 2008.-736с.,илл.Динцес, Л.А. Древние черты в русском народном шве / Л.А. Динцес // Книга: История культуры Древней Руси. - М.: - Л. Наука, 1951. – С. 65Дурасов, Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: Музей народного искусства/ Г.П. Дурасов. - М.: Советская Россия, 1990. – 323 с.Еременко, Т. И. Вышивка простейшими швами: Альбом узоров. – М.: ОЛМА – ПРЕСС,1999. – 32 с.Ермакова, С. О. Большая коллекция орнаментов: вышиваем крестом / С. О. Ермакова. – М.: Мир книг,2006. – 240 с.: ил.Ефимова, Л.В., Белогорская, Р.М. Русская вышивка и кружево/ Л.В. Ефимова. - М.: Знание, 1982. – 312 с.Качаева, М. А. Сокровища русского орнамента. Книга 2 / прорисовок.-М.:Белые альвы,2011. – 168с.: илл.Климова, Н.Т. Вышивка. Основы художественного ремесла / Н.Т. Климова. - М.: Наука, 1978. – 226 с.Лебедева, А.А. Крестьянская одежда населения центральной России (XIX и XX вв.). Определитель/ А.А. Лебедева. - М.: Современник, 1971. – 342 с.25.Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник/ Г.С. Маслова. – М. Наука, 1978. – 298 с.Моисеенко, Н.Ю. Русская вышивка XVII - начала XX вв./Н.Ю. Моисеенко. - Л. Знание, 1978.- 346 с.Молотова, Л.Н., Соснина Н.П. Русский народный костюм/ Л.Н. Молодова. - Л.: Знание, 1984. – 312 с.Некрасова, М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности/ М.А. Некрасова. М.: Современник, 1983. – 289 с.Плотникова, Т. Вышивка крестиком для начинающих. Техника вышивки крестом. Приемы, хитрости, узоры. - Ростов-н/Д: ВЛАДОС; М.; Почукаева, С.А. История заселения территории Заринского района / С.А. Почукаева. – Заринск, - 2012. – 40 с.Работнова, И.П. Архангельская народная вышивка/ И.П. Работнова. -М.: Наука, 1954. – 233 с.Работнова, И.П. Русская народная одежда/ И.П. Работнова М.: Наука, 1964. – 256 с.Работнова, И.П. Тамбовская вышивка/ И.П. Работнова. М.: Наука, 1963.- 179 с.Работнова, И.П., Яковлева В.Я. Русская народная вышивка/ И.П. Работнова. М.: Наука, 1957.- 218 с.Русакова, Л.М. Архаический мотив ромба с крючками в узорах полотенец сибирских крестьянок/ Л.М. Русакова // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири: ХVIII – начало ХХ в. – Новосибирск, 1985.Русское народное искусство XVIII - 2-й половины XIX в. - М.: Современник, 1971. – 485 с.Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. – 783 с.Семячкин, А. Узоры. Альбом для вышивания: - М.: Малыш,1987г., 20кСотникова, Н. А. Вышивка украшающих отделок / Надежда Сотникова.-М.: Эксмо, 2008.-144.: ил. – ( Азбука рукоделия).Терешкович, Т. А. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи (2-е изд.) / Серия «Хит сезона».-Ростов н/Д: «Феникс»,2004.-496 с.Щукина, Л. И., Ковальская, Е.Г. Из опыта учебно-воспитательной работы в кружках вышивки. – М.:, 1957. – 40 с.Список электронных ресурсовМастера рукоделия вышивка крестом – URL.: https://www.gioni.ru/mastera-rukodeliya-vyshivka-krestom-master-klass-po-vyshivke-kartin/(дата обращения 9.09.23г)Обучение вышивке детей старшего дошкольного возраста – URL.:https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2014/03/19/obuchenie-vyshivke-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения 3.09.23г) Все виды рукоделия. Вышивка – URL.: https://.livemaster.ru/topic/274295-vse-vidy-rukodeliyavyshivk (дата обращения 9.09.23г)Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX веков - URL: http://kupava-lada.livejournal.com/5703.html (дата обращения: 20.08.2023)Чумаков, В. Боги парфюмерного производства Брокары- URL: http://marin-ant.ya.ru/replies.xml?item_no=189 (дата обращения: 27.08.2023)Лаврентьева, Л. С. Божье полотенце - URL: http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-189-3/978-5-88431-189- 3_24.pdf (дата обращения: 26.08.2023)Теобальт, Б. А. Орнаментированное полотенце – элемент традиционной материальной культуры переселенцев Кулундинской равнины (по материалам этнографических экспедиций) - URL: http://e-koncept.ru/2016/86383.htm (дата обращения: 19.08.2023)ПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 1 – Приборы и маериалыРисунок 2 – Льняная тканьРисунок 3 – Орнамент свадебного полотенца, выбранного в качестве образца

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивке архаического типа/ А.К. Амброз // Советская археология. – М.: Наука, 1966. – С. 18
2. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян/ А.К. Байбурин. – Л.: Наука, 1983. – 186 с.
3. Бережнова, М.Л. Ткачество русских крестьян юга Западно-Сибирской равнины в конце XIX – первой трети XX в. // Народы Сибири и сопредельных территорий. – Томск, 1995. – С. 187.
4. Богуславская, И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке / И.Я. Богуславская. – М.: Наука, 1964. – 204 с.
5. Богуславская, И.Я. Русская народная вышивка/ И.Я. Богуславская. – М.: Наука, 1972. – 214 с.
6. Богуславская, И.Я. Русское народное искусство Севера/ И.Я. Богуславская. – Л.: Наука, 1968.
7. Велецкая, Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов/ Н.Н. Велецкая – М.: Современник, 1978. – 250 с.
8. Вышивка. От простого к сложному. Авт.-сост. Е.Калинина.¬- М.: Лабиринт Пресс,2002. – 325с.
9. Гальперина Г. А. Подушки, покрывала, гардины, шторы: красота и уют своими руками / Г.А. Гальперина. – М.: РИПОЛ классик, 2004. – 320 с.
10. Глазычев, В.Л. Зарождение зодчества/ В.Л. Глазычев. – М.: Наука, 1983. – 158 с.
11. Горожанина, С.В. Русский народный свадебный костюм. Из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника / С.В. Горожанина, Л.М. Зайцева. – М., - 2003. – 243 с.
12. Грибанова, Н.С. Полотенце в культуре русского населения Алая в конце XIX начале ХХ века / Н.С. Грибанова. – Барнаул: Изд–во АлтГПА, 2013. – 254 с.
13. Григорьева А. Золотая книга рукоделий./ М.: Белый город, 2008.-192с.
14. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры/ А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 1972. – 198 с.
15. Дильмон, Т. Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, У. Ботвинко. – М.: Изд-во Эксмо, 2008.-736 с.,илл.
16. Динцес, Л.А. Древние черты в русском народном шве / Л.А. Динцес // Книга: История культуры Древней Руси. - М.: - Л. Наука, 1951. – С. 65
17. Дурасов, Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: Музей народного искусства/ Г.П. Дурасов. - М.: Советская Россия, 1990. – 323 с.
18. Еременко, Т. И. Вышивка простейшими швами: Альбом узоров. – М.: ОЛМА – ПРЕСС,1999. – 32 с.
19. Ермакова, С. О. Большая коллекция орнаментов: вышиваем крестом / С. О. Ермакова. – М.: Мир книг,2006. – 240 с.: ил.
20. Ефимова, Л.В., Белогорская, Р.М. Русская вышивка и кружево/ Л.В. Ефимова. - М.: Знание, 1982. – 312 с.
21. Качаева, М. А. Сокровища русского орнамента. Книга 2 / прорисовок.- М.:Белые альвы,2011. – 168с.: илл.
22. Климова, Н.Т. Вышивка. Основы художественного ремесла / Н.Т. Климова. - М.: Наука, 1978. – 226 с.
23. Лебедева, А.А. Крестьянская одежда населения центральной России (XIX и XX вв.). Определитель/ А.А. Лебедева. - М.: Современник, 1971. – 342 с.
24. 25.Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник/ Г.С. Маслова. – М. Наука, 1978. – 298 с.
25. Моисеенко, Н.Ю. Русская вышивка XVII - начала XX вв./Н.Ю. Моисеенко. - Л. Знание, 1978.- 346 с.
26. Молотова, Л.Н., Соснина Н.П. Русский народный костюм/ Л.Н. Молодова. - Л.: Знание, 1984. – 312 с.
27. Некрасова, М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности/ М.А. Некрасова. М.: Современник, 1983. – 289 с.
28. Плотникова, Т. Вышивка крестиком для начинающих. Техника вышивки крестом. Приемы, хитрости, узоры. - Ростов-н/Д: ВЛАДОС; М.;
29. Почукаева, С.А. История заселения территории Заринского района / С.А. Почукаева. – Заринск, - 2012. – 40 с.
30. Работнова, И.П. Архангельская народная вышивка/ И.П. Работнова. -М.: Наука, 1954. – 233 с.
31. Работнова, И.П. Русская народная одежда/ И.П. Работнова М.: Наука, 1964. – 256 с.
32. Работнова, И.П. Тамбовская вышивка/ И.П. Работнова. М.: Наука, 1963.- 179 с.
33. Работнова, И.П., Яковлева В.Я. Русская народная вышивка/ И.П. Работнова. М.: Наука, 1957.- 218 с.
34. Русакова, Л.М. Архаический мотив ромба с крючками в узорах полотенец сибирских крестьянок/ Л.М. Русакова // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири: ХVIII – начало ХХ в. – Новосибирск, 1985.
35. Русское народное искусство XVIII - 2-й половины XIX в. - М.: Современник, 1971. – 485 с.
36. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. – 783 с.
37. Семячкин, А. Узоры. Альбом для вышивания: - М.: Малыш,1987г., 20к
38. Сотникова, Н. А. Вышивка украшающих отделок / Надежда Сотникова.-М.: Эксмо, 2008.-144.: ил. – ( Азбука рукоделия).
39. Терешкович, Т. А. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи (2-е изд.) / Серия «Хит сезона».-Ростов н/Д: «Феникс»,2004.-496 с.
40. Щукина, Л. И., Ковальская, Е.Г. Из опыта учебно-воспитательной работы в кружках вышивки. – М.:, 1957. – 40 с.




Список электронных ресурсов
41. Мастера рукоделия вышивка крестом – URL.: https://www.gioni.ru/mastera-rukodeliya-vyshivka-krestom-master-klass-po-vyshivke-kartin/ (дата обращения 9.09.23г)
42. Обучение вышивке детей старшего дошкольного возраста – URL.: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2014/03/19/obuchenie-vyshivke-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения 3.09.23г)
43. Все виды рукоделия. Вышивка – URL.: https://.livemaster.ru/topic/274295-vse-vidy-rukodeliyavyshivk (дата обращения 9.09.23г)
44. Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX веков - URL: http://kupava-lada.livejournal.com/5703.html (дата обращения: 20.08.2023)
45. Чумаков, В. Боги парфюмерного производства Брокары - URL: http://marin-ant.ya.ru/replies.xml?item_no=189 (дата обращения: 27.08.2023)
46. Лаврентьева, Л. С. Божье полотенце - URL: http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-189-3/978-5-88431-189- 3_24.pdf (дата обращения: 26.08.2023)
47. Теобальт, Б. А. Орнаментированное полотенце – элемент традиционной материальной культуры переселенцев Кулундинской равнины (по материалам этнографических экспедиций) - URL: http://e-koncept.ru/2016/86383.htm (дата обращения: 19.08.2023)