Социология чтения как научная и учебная дисциплина
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 24.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Введение в социологию чтения 5
1.1. Определение и роль социологии чтения в научной и учебной сферах 5
1.2. История развития социологии чтения в России 9
Глава 2. Методы и подходы в социологии чтения 15
2.1. Читатель и чтение как объект исследования 15
2.2. Количественные и качественные методы исследования в социологии чтения 18
Заключение 21
Список литературы 23
Важным индикатором уровня культурного развития общества выступает его отношение к книге, чтению, читательской деятельности. В связи с этим сложилась определенная методика изучения чтения, которая варьируется в зависимости от того, какую цель ставит перед собой исследователь. Общие методические требования перед началом исследовательской деятельности: 1. Поскольку проблема психологии читателя находится на стыке наук (литературоведения, эстетики, социологии, психологии и т.д.), важен принцип комплексного подхода к получению информации о читателе. 2. Анализ структуры произведения и его элементов и их отношений с точки зрения воздействия на читателя (например, исследование восприятия жанра). 3. Необходимо, кроме объективных методов, использовать и самонаблюдение читателя. 4. Для получения как можно более полной картины при исследовании нужно использовать несколько методов, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, проявляющиеся в той или иной ситуации. Основные методы исследования в социологии и психологии чтения [24, c. 104]: 1. Наблюдение – вспомогательный метод, так как не всегда можно пронаблюдать реакции читателя на текст, а если и можно, то они будут не всегда корректными. 2. Анкетирование. Плюс этого метода в том, что можно в сравнительно короткие сроки получить данные о большом числе читателей. Минусом является то, что полученные данные эмпиричны и поверхностны, так как в анкете можно задать лишь ограниченное число вопросов и получить краткие ответы, пригодные лишь для статистической обработки. 3. Опрос, интервью, беседа. Преимущества этих методов – живое общение с читателями, индивидуальный подход к каждому, а также возможность задать контрольные вопросы и задания для уточнения получаемых данных. 4. Эксперимент. Может использоваться как в психологии, так и в социологии для изучения конкретных проблем.Изучение чтения является важной областью в социологии, и существует множество количественных и качественных методов исследования, которые помогают лучше понять этот процесс. Подробнее остановится на основных методах исследования в социологии чтения.Одним из самых распространенных количественных методов является опрос. Опросы позволяют исследователям задать разнообразные вопросы, связанные с чтением, и получить ответы от большого количества людей. Полученная информация может быть анализирована с помощью статистических методов, что позволяет сделать выводы о том, какие типы книг читаются больше, какие жанры популярны, какие возрастные группы читают больше и так далее.Другим количественным методом является контент–анализ. Используя этот метод, исследователи анализируют содержание книг, статей, блогов и других текстов, чтобы выявить тенденции и особенности чтения. Например, они могут анализировать количество и использование определенных слов или исследовать представление о гендерных ролях через анализ героев и персонажей в произведениях.В социологии чтения применяются и качественные методы исследования. Они позволяют более глубоко изучить мотивации, впечатления и опыт читателей. Один из таких методов – глубинное интервью. Исследователи проводят беседы с отдельными людьми или группами, задавая открытые вопросы и позволяя им свободно высказаться о своих предпочтениях в чтении, причинах, по которым они читают, и том, как чтение влияет на их жизнь.Качественные методы включают также «наблюдение за участниками». Исследователь непосредственно наблюдает за людьми, вовлеченными в акты чтения, например, в библиотеках или книжных магазинах. При таком наблюдении исследователи могут заметить поведение и действия читателей, выявить общие практики и даже определить, влияют ли факторы окружающей среды на акты чтения.В целом, комбинация количественных и качественных методов исследования позволяет быть более всесторонними в изучении чтения. Количественные методы дают общую картину и предоставляют данные для статистического анализа, а качественные методы помогают глубже понять мотивации и опыт читателей. Используя эти методы, социология чтения способствует расширению наших знаний о том, как и почему мы читаем, и как чтение формирует нас как индивидуумов и членов общества.ЗаключениеСоциология чтения является важной научной и учебной дисциплиной, поскольку она отражает актуальность современной культуры и образования. В современном информационном обществе чтение играет ключевую роль в усвоении, анализе и интерпретации текстов, а также в формировании мышления и развитии личности.«Социология чтения» это частная социологическая дисциплина. Она изучает социальные факты и закономерности функционирования произведений печати в обществе. Имеет своей целью объяснение социальной природы и принципов развития потребностей в чтении и читательских интересов. Достижение поставленной цели решается следующими задачами: – выявление общественно–исторической обусловленности потребностей и интересов в чтении; – определение места чтения в системе культурных явлений и его роли в познании и формировании духовного мира человека; – получение социологических данных о характере, содержании и круге чтения различных групп читателей библиотек и населения.В современных социологических исследованиях чтения выделяется ряд комплексных направлений: изучение общественного мнения о книгах и библиотеках как показателе отношения к представленным в них нормам и ценностям культуры; анализ сложившейся структуры книжного обращения в социальном и культурном контексте, определение специфики библиотек различного типа в этой структуре; исследование формирования различных типов читательского понимания литературы в условиях семьи, школы, других социальных институтов; анализ дифференциации читательской аудитории, процессов развития читательских навыков и запросов, читательской активности; изучение влияния чтения на различные сферы жизни (работа, учеба, досуг); исследование влияния новых информационных технологий на чтение.Отечественная социология чтения носит преимущественно прикладной характер, следствием чего является отсутствие единой социологической теории чтения, различия в подходах исследователей к определению понятия «читатель», несопоставимость методик и результатов большинства исследований. Тем не менее, накопление обширного банка эмпирических данных позволяет в настоящее время перейти от преимущественно описательных исследований к аналитическим и прогностическим, выявляющим тенденции изменения чтения и читательского облика различных социальных групп.Таким образом, социология чтения представляет собой актуальную и значимую научную и учебную дисциплину, которая помогает понять и проанализировать взаимосвязь между социальными факторами, культурой и чтением, а также способствует формированию критического мышления и развитию индивидуальности студентов.Список литературыВанеев А.Н. Становление петербургской школы библиотековедения / А.Н. Ванеев // История библиотек. – Вып. 5. – СПб, 2004. – С. 23–30.Волкова Е.А. Трансформация чтения студенческой молодежи: конец 80–х гг. XX– начало XXI вв.: дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / Е.А. Волкова. – Краснодар, 2012. – 174 с. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы / К.И. Воробьева. – СПб, 1996. – 312 с.Гудков Л.Д. Институциональные рамки чтения: консервация культурных разрывов / Л.Д. Гудков // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам междунар. конф. – М., 2003. – С. 20–38.Демерле Е Б. Формирование читательских потребностей современной молодежи как залог духовного климата общества / Е.Б. Демерле, Л.Н. Белоножко // Изв. вузов. Социология. Экономика. Политика. – 2016. – № 3. – С. 7–78.Дуков Е.В. Введение в социологию искусства / Е.В. Дуков, В.С. Жидков, Ю.В. Осокин, К.Б. Соколов, Н.А. Хренов. – СПб., 2001.Дюркгейм Э. Социология. ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: Юрайт– 2019 – 307 с. Каргаполова Е.В. Динамика читательских практик современного российского студенчества: социологический анализ / Е.В. Каргаполова // Экон. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2022. – Т. 15, № 1. – С. 258–275. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии / Н.И. Кареев. – М.: Юрайт– 2019 – 319 с. Корниенко Н. Массовый читатель 20–30–х гг. / Н. Корниенко. – URL: www.moskvam.ru/1999/06_99/cornienko.htm (дата обращения: 17.11.2023).Костина В.А. Культура чтения студенческой молодёжи (результаты контент–анализа публикаций) / В.А. Костина, Е.А. Лукьянчикова // Динамика систем, механизмов и машин. – 2016. – Т. 4, № 1. – С. 302–306. Кременцов Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество: учебное пособие / Л.П. Кременцов. – М.: ФЛИНТА – 2017 – 169 с. Миронова М.В. Психология и социология чтения: Учеб. пособие для студ. 3 курса специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» / М.В. Миронова. – Ульяновск, 2003. – 67 с.Отургашева Н.В. Книга как пространство образов и смыслов: круг чтения современной студенческой молодежи / Н.В. Отургашева // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2018. – № 16. – С. 72–85.Плотников С.Н. Чтение в России / С.Н. Плотников // Книжное обозрение. – 2006. – С. 13.Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. / А.И. Рейтблат. – М., 1991.Рейтблат, А.И. Социологические исследования чтения в России: Аннотированный указатель литературы (1986–2001) / А.И. Рейтблат // Библиотечное дело: ХХ век. – № 1 (17), 2004. – С. 244–268.Сирота Н.М. Общая социология. специальные социологические теории / Н.М. Сирота. – М.: Юрайт– 2019 – 122 с. Стельмах В.Д. Книга и чтение в зеркале социологии / В.Д. Стельмах. – М., 2004.Стефановская Н.А. Методологические проблемы эмпирических социологических исследований чтения / Н.А. Стефановская // Аналитика культурологии. – 2007. – №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie–problemy–empiricheskih–sotsiologicheskih–issledovaniy–chteniya (дата обращения: 17.11.2023).Стефановская Н.А. Проблемы развития социологи чтения в России // Н.А. Стефановская. – Материалы Восьмой международной научной конференции «Библиотечное дело». – 2003.Стефановская Н.А. Социология чтения / Н.А. Стефановская // Чтение. Энциклопедический словарь. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2021. – С. 242–245. Тенекова А.М. Твои путеводители по книге. Обучение жанрам справочного аппарата книги: учебное пособие / А.М. Тенекова. – М.: ФЛИНТА – 2017 – 175 с. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М., 1998.ВЦИОМ [официальный сайт]. – URL: www.wciom.ru (дата обращения: 17.11.2023).
1. Ванеев А.Н. Становление петербургской школы библиотековедения / А.Н. Ванеев // История библиотек. – Вып. 5. – СПб, 2004. – С. 23–30.
2. Волкова Е.А. Трансформация чтения студенческой молодежи: конец 80–х гг. XX– начало XXI вв.: дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / Е.А. Волкова. – Краснодар, 2012. – 174 с.
3. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы / К.И. Воробьева. – СПб, 1996. – 312 с.
4. Гудков Л.Д. Институциональные рамки чтения: консервация культурных разрывов / Л.Д. Гудков // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам междунар. конф. – М., 2003. – С. 20–38.
5. Демерле Е Б. Формирование читательских потребностей современной молодежи как залог духовного климата общества / Е.Б. Демерле, Л.Н. Белоножко // Изв. вузов. Социология. Экономика. Политика. – 2016. – № 3. – С. 7–78.
6. Дуков Е.В. Введение в социологию искусства / Е.В. Дуков, В.С. Жидков, Ю.В. Осокин, К.Б. Соколов, Н.А. Хренов. – СПб., 2001.
7. Дюркгейм Э. Социология. ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: Юрайт – 2019 – 307 с.
8. Каргаполова Е.В. Динамика читательских практик современного российского студенчества: социологический анализ / Е.В. Каргаполова // Экон. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2022. – Т. 15, № 1. – С. 258–275.
9. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии / Н.И. Кареев. – М.: Юрайт – 2019 – 319 с.
10. Корниенко Н. Массовый читатель 20–30–х гг. / Н. Корниенко. – URL: www.moskvam.ru/1999/06_99/cornienko.htm (дата обращения: 17.11.2023).
11. Костина В.А. Культура чтения студенческой молодёжи (результаты контент–анализа публикаций) / В.А. Костина, Е.А. Лукьянчикова // Динамика систем, механизмов и машин. – 2016. – Т. 4, № 1. – С. 302–306.
12. Кременцов Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество: учебное пособие / Л.П. Кременцов. – М.: ФЛИНТА – 2017 – 169 с.
13. Миронова М.В. Психология и социология чтения: Учеб. пособие для студ. 3 курса специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» / М.В. Миронова. – Ульяновск, 2003. – 67 с.
14. Отургашева Н.В. Книга как пространство образов и смыслов: круг чтения современной студенческой молодежи / Н.В. Отургашева // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2018. – № 16. – С. 72–85.
15. Плотников С.Н. Чтение в России / С.Н. Плотников // Книжное обозрение. – 2006. – С. 13.
16. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. / А.И. Рейтблат. – М., 1991.
17. Рейтблат, А.И. Социологические исследования чтения в России: Аннотированный указатель литературы (1986–2001) / А.И. Рейтблат // Библиотечное дело: ХХ век. – № 1 (17), 2004. – С. 244–268.
18. Сирота Н.М. Общая социология. специальные социологические теории / Н.М. Сирота. – М.: Юрайт – 2019 – 122 с.
19. Стельмах В.Д. Книга и чтение в зеркале социологии / В.Д. Стельмах. – М., 2004.
20. Стефановская Н.А. Методологические проблемы эмпирических социологических исследований чтения / Н.А. Стефановская // Аналитика культурологии. – 2007. – №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie–problemy–empiricheskih–sotsiologicheskih–issledovaniy–chteniya (дата обращения: 17.11.2023).
21. Стефановская Н.А. Проблемы развития социологи чтения в России // Н.А. Стефановская. – Материалы Восьмой международной научной конференции «Библиотечное дело». – 2003.
22. Стефановская Н.А. Социология чтения / Н.А. Стефановская // Чтение. Энциклопедический словарь. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2021. – С. 242–245.
23. Тенекова А.М. Твои путеводители по книге. Обучение жанрам справочного аппарата книги: учебное пособие / А.М. Тенекова. – М.: ФЛИНТА – 2017 – 175 с.
24. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М., 1998.
25. ВЦИОМ [официальный сайт]. – URL: www.wciom.ru (дата обращения: 17.11.2023).