Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста с нарушениями речи
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 37 + 37 источников
- Добавлена 25.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
1.1. Понятие речевых нарушений у детей школьного возраста 6
1.2. Типы и причины нарушений речи в школьном возрасте 8
Выводы по главе 1 12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 13
2.1 Обзор существующих методик и подходов к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи 13
2.2. Рекомендации по работе с детьми школьного возраста с нарушениями речи 19
2.3. Влияние психолого-педагогической помощи на развитие речи у детей школьного возраста 22
Выводы по главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список литературы: 28
Кроме логопеда и психолога работа, которых была освещена ранее, ребенку помогает дефектолог, который разрабатывает соответствующие методики обучения для данного школьника, и социальный педагог, который дает родителям понять и использовать свои ресурсы, улучшать атмосферу в семье, создавать социальные связи и избегать изоляции от проблем, а также преодолевать трудности в отношениях между ребенком и родителями [17].М. Ю. Орешкина [32] провела исследование, в котором изучала особенности самооценки и уровня притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Обнаружено, что у таких детей наблюдается недостаточная рефлексивность самооценки, соответствие реальной и идеальной самооценок, ухудшение регулирующей функции и увеличение защитной функции в поведении. Эти особенности самооценки влияют на коммуникацию между учащимися и окружающими и приводят к неадекватной оценке своей учебной деятельности. Для младших школьников с речевыми нарушениями характерно превалирование негативных моделей поведения в ситуациях успеха и неудачи. В. П. Мерзлякова исследовала особенности самооценки и уровня притязаний школьников с заиканием. Самооценка подростков с заиканием характеризуется неадекватностью, тенденцией к завышению, недостаточным развитием рефлексии. Наряду с низкой речевой самооценкой отмечается формирование некоторых неадаптивных особенностей характера: появление чувства неуверенности в силах, нерешительности, замкнутости, избирательности в общении, осторожности. Для самооценки заикающихся характерен взгляд на себя как на заикающегося, на человека с речевыми проблемами, а не на индивидуальность [20].Существует значительное влияние нарушения речи на самооценку младших школьников. Однако, при создании поддерживающей образовательной среды и применении индивидуального подхода, регулярной речевой терапии и поддержке окружающих людей, возможно улучшить самооценку детей с общим недоразвитием речи. Важно учитывать индивидуальные потребности этих детей, развивать их коммуникативные навыки и обеспечивать их интеграцию в общество и школьную среду. Методы и подходы, которые мы предложили ранее, могут послужить основой для разработки эффективных программ и подходов к работе с детьми с общим недоразвитием речи, с целью повышения их самооценки и психологического благополучия [5, 20].С. С. Петрова доказывает в своем исследовании, что после проведения комплексной работы над связной речью школьников при активном участии и помощи родителей. Результаты психолого-педагогической работы в средней общеобразовательной школе № 58, г. Нижний Тагил, где приняли участие 24 обучающихся 3 класса следующие: 1. Получилось развить активную речь учащихся и сформировать логику построения монолога и диалога;2. Дети научились составлять грамматически и композиционно верное эмоциональное высказывание;3. Смогли пополнить экспрессивный и импрессивный словарь;4. Получилось преодолевать психологические барьеры в общении и предотвращать их появление;5. Прошли несколько консультационныхвстреч с родителями по вопросам совершенствования связной речи школьников [23].Выводы по главе 2Для подтверждения задач и целей исследования был проведен психолого-педагогическое анализизучения детей школьного возраста с нарушениями речи.При обзоре существующих методик и подходов к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи становится ясно, что существует огромное количество направлений и методов, которые не только корректируют социальное развитие, но и развивают речевые навыки. Самое важное в программе это: профессиональное взаимодействие всего педагогического составас друг другом и с родителями, учитывать особенности образовательных потребностей каждого школьника через индивидуальное обучение каждого ребенка.По нашему мнению для успешной работы с детьми с нарушениями речи необходимо выполнение следующих психолого-педагогических рекомендации:1. Речь педагога должна быть образцом для детей; 2.Важно проговаривать вместе с детьми весь теоретический материал;3.Задействовать в работе все анализаторные системы детей; 4.Проявлять уважение к человеческому достоинству учащихся и стремиться развивать у них положительную самооценку, уверенность в своих способностях;5.Использовать приемы и методы обучения, адекватные возможностям учащихся;6. Взаимодействовать со смежными специалистами и родителями учащихся.По результатам исследований психолого-педагогическая помощь оказывает большое влияние на: развитие активная речи учащихся и формирование логики построения монолога и диалога; составление грамматически и композиционно верных эмоциональных высказываний; пополнение экспрессивного и импрессивного словаря; преодоление психологического барьера в общении и предотвращение их появление [31].ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги исследовательской работы, можно сделать следующие выводы.Первая задача была теоретическое исследование проблемы нарушений речи у детей школьного возраста с нарушениями речи.В результате анализа теоретической литературы по теме исследования было заметно, насколько данная проблема актуальна у исследователей и в обществе. Кроме того, получилось выделить наиболее подходящее определение для нашего исследования. Речевые нарушения как «нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом» [7]. В рамках медицины, психологии и педагогики выделяют органические и функциональные детерминанты нарушения речевого развития. Благодаря отечественным психологам и теоретическому анализу получилось выделить и определить основную классификацию по локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности и в этиопатогенезе [32].Вторая задача: Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста с нарушениями речи.Для решения были изучены наиболее современные существующие методик и подходы к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Каждый метод обладает своими преимуществами, но для их успешной реализации нужно работать совместно педагогическим составом, и с родителями школьника, а также при работе помнить о индивидуализации обучения.Благодаря анализу исследований нами было выделено шесть основных теоретических положений, на которым педагогам стоит обращать внимания при работе. При их использовании происходит положительное влияние психолого-педагогической помощи на развитие речи у детей школьного возраста.В заключении, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования, изучить особенности психолого-педагогической работы с детьми школьного возраста с нарушениями речи, и нами была выполнена.В дальнейшем мы собираемся провести собственное эмпирическое исследование и создание своей коррекционной программы. Список литературы:Абуталипова Э. Н. и др. Особенности внимания и мышления детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями //Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 3 (82). – С. 13-16. Арсентьева А. А., Добрынина Е. В. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ //ББК 74 З 40 Ответственный редактор. – 2019. – С. 185.Бабий Т. В. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //ББК 74 З 40 Ответственный редактор. – 2019. – С. 193.Баранова Ю. А., Шунина Е. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ. – 2022.Богдалова Т. А. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //Вестник науки. – 2023. – Т. 5. – №. 6 (63). – С. 74-79. Вершинина Т. С., Галицина Г. С. Психологическая готовность детей с речевыми нарушениями к обучению в школе //Педагогика, психология, общество: от теории к практике. – 2021. – С. 282-287.Гончар Н. В. Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном возрасте, в условиях реализации ФГОС НОО //Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2019. – С. 72-74.Гусева Е. С. УЧИТЕЛЯМ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ С ТНР //ББК 88.52 М 75. – 2021. – С. 97. Добрынина Е.В. Адаптационная программа для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья «Игрушки»// Функционирование си‑ стемы комплексной реабилитации и абилитации детей раннего возраста с огра‑ ниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник научно-мето‑ дических статей / отв. ред. Т.Н. Семенова. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. — С. 56‑63. Добрынина Е.В. Логоцветокоррекция как средство инклюзии детей до‑ школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательную сре‑ ду // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и прак‑ тики: сборник материалов IV Международной научно-практической конферен‑ ции / гл. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2019. — С. 427‑430.Жирнова О.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2019 г.). М.: Буки-Веди, 2019. С. 62-64.Заваденко Н. Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей //Педиатрия. Приложение к журналу ConsiliumMedicum. – 2019. – №. 1. – С. 101-107.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. Москва: Медгиз, 1962. 300с.Ивахненко А. А. ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде. – 2021. – С. 280-284.Ипполитова, М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличоv/ М.В. Ипполитова. – М.: Академия, 2019. – 180 с. КОЛЕСОВА О. В., ТИВИКОВА С. К., ДЕМЕНЕВА Н. Н. Развитие речи младших школьников в процессе проектной деятельности //Сибирский учитель. – 2020. – №. 3. – С. 102-110.Конобевская К. Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА С ОВЗ, ИМЕЮЩЕГО РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ //Логопедическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: современный облик и контуры будущего. – 2021. – С. 271-281.Логопедия/ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. Москва: Гуманит. изд. центрnВЛАДОС, 2002. 680с.Любимов М. Л., Куминова И. И., Мокс А. А. Современные информационные технологии как коррекционный компонент в обучении детей с нарушениями речи //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – №. 3. – С. 121-137. Мерзлякова В. П. Организация воспитательной работы путем взаимодействия с семьями, имеющими детей с нарушениями речи //Наука и школа. – 2022. – №. 2. – С. 243-248.Мирзарахимова Г. И. Видынарушенийречи //Science and innovation. – 2022. – Т. 27. – №. 6. – С. 825-830.Нарушение речи: причины и виды // Нарушение речи : сайт. – URL: https://myskimou7.edusite.ru/p42aa1detales9.html#:~:text=Нарушение речи – это отклонения речи. (дата обращения: 21.11.2023) Петрова С. С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 76-3. – С. 222-225. Потапов В., Потапова Р. Язык, речь, личность. – Litres, 2022. Приказ министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;Раисова А. Т., Якубенко О. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Гармонизация психофизического и социального развития детей дошкольного возраста. – 2022. – С. 275-277.Расстройство речи у детей и подростков/ Под ред. Ляпидевского С.С. Москва: Медицина,1969. 288с.Романенко А. Н. и др. ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА //ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. – 2022. – С. 147-150.Рощупкина Н.В. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте. Вестник гуманитарного научного образования. 2019; № 6 (51): 35 - 37.Семчук Ю. Ф. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ //ББК 74.489 я43. – 2022. – С. 232.Степаненко Д. Г. Вопросы диагностики и реабилитации речевых нарушений у детей. Методические рекомендации для врачей и логопедов лечебно-профилактических учреждений. Екатеринбург: Бонум, 2002. с. 29.Тодорская О. И. НАРУШЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. – 2021. – С. 221-222.Торицына О. С. Арт-терапия как метод коррекции //Проблемы педагогики. – 2021. – №. 3 (54). – С. 62-67.Шешина А. В. Специальные условия обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательной школе //Вестник науки и образования. – 2020. – №. 3-1 (81). – С. 64-67.Штерц О. М. Цифровые технологии в диагностике и коррекции нарушений письменной речи //Вестник Северо-Восточного федерального университета им. МК Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2020. – №. 4 (20). – С. 113-117.Ягунова К. В., Гайнетдинова Д. Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста //Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – Т. 63. – №. 6. – С. 23-30.Speech Impairment (SI) // Florida Department of Education :сайт. – URL: https://www.fldoe.org/academics/exceptional-student-edu/ese-eligibility/speech-impairment-si.stml#:~:text=Definition,need for exceptional student education. (датаобращения: 21.11.2023)
2. Арсентьева А. А., Добрынина Е. В. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ //ББК 74 З 40 Ответственный редактор. – 2019. – С. 185.
3. Бабий Т. В. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //ББК 74 З 40 Ответственный редактор. – 2019. – С. 193.
4. Баранова Ю. А., Шунина Е. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ. – 2022.
5. Богдалова Т. А. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //Вестник науки. – 2023. – Т. 5. – №. 6 (63). – С. 74-79.
6. Вершинина Т. С., Галицина Г. С. Психологическая готовность детей с речевыми нарушениями к обучению в школе //Педагогика, психология, общество: от теории к практике. – 2021. – С. 282-287.
7. Гончар Н. В. Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном возрасте, в условиях реализации ФГОС НОО //Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2019. – С. 72-74.
8. Гусева Е. С. УЧИТЕЛЯМ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ С ТНР //ББК 88.52 М 75. – 2021. – С. 97.
9. Добрынина Е.В. Адаптационная программа для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья «Игрушки»// Функционирование си‑ стемы комплексной реабилитации и абилитации детей раннего возраста с огра‑ ниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник научно-мето‑ дических статей / отв. ред. Т.Н. Семенова. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. — С. 56‑63.
10. Добрынина Е.В. Логоцветокоррекция как средство инклюзии детей до‑ школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательную сре‑ ду // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и прак‑ тики: сборник материалов IV Международной научно-практической конферен‑ ции / гл. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2019. — С. 427‑430.
11. Жирнова О.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2019 г.). М.: Буки-Веди, 2019. С. 62-64.
12. Заваденко Н. Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей //Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. – 2019. – №. 1. – С. 101-107.
13. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. Москва: Медгиз, 1962. 300с.
14. Ивахненко А. А. ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде. – 2021. – С. 280-284.
15. Ипполитова, М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличоv/ М.В. Ипполитова. – М.: Академия, 2019. – 180 с.
16. КОЛЕСОВА О. В., ТИВИКОВА С. К., ДЕМЕНЕВА Н. Н. Развитие речи младших школьников в процессе проектной деятельности //Сибирский учитель. – 2020. – №. 3. – С. 102-110.
17. Конобевская К. Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА С ОВЗ, ИМЕЮЩЕГО РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ //Логопедическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: современный облик и контуры будущего. – 2021. – С. 271-281.
18. Логопедия/ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. Москва: Гуманит. изд. центрnВЛАДОС, 2002. 680с.
19. Любимов М. Л., Куминова И. И., Мокс А. А. Современные информационные технологии как коррекционный компонент в обучении детей с нарушениями речи //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – №. 3. – С. 121-137.
20. Мерзлякова В. П. Организация воспитательной работы путем взаимодействия с семьями, имеющими детей с нарушениями речи //Наука и школа. – 2022. – №. 2. – С. 243-248.
21. Мирзарахимова Г. И. Виды нарушений речи //Science and innovation. – 2022. – Т. 27. – №. 6. – С. 825-830.
22. Нарушение речи: причины и виды // Нарушение речи : сайт. – URL: https://myskimou7.edusite.ru/p42aa1detales9.html#:~:text=Нарушение речи – это отклонения речи. (дата обращения: 21.11.2023)
23. Петрова С. С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 76-3. – С. 222-225.
24. Потапов В., Потапова Р. Язык, речь, личность. – Litres, 2022.
25. Приказ министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
26. Раисова А. Т., Якубенко О. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Гармонизация психофизического и социального развития детей дошкольного возраста. – 2022. – С. 275-277.
27. Расстройство речи у детей и подростков/ Под ред. Ляпидевского С.С. Москва: Медицина,1969. 288с.
28. Романенко А. Н. и др. ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА //ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. – 2022. – С. 147-150.
29. Рощупкина Н.В. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте. Вестник гуманитарного научного образования. 2019; № 6 (51): 35 - 37.
30. Семчук Ю. Ф. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ //ББК 74.489 я43. – 2022. – С. 232.
31. Степаненко Д. Г. Вопросы диагностики и реабилитации речевых нарушений у детей. Методические рекомендации для врачей и логопедов лечебно-профилактических учреждений. Екатеринбург: Бонум, 2002. с. 29.
32. Тодорская О. И. НАРУШЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. – 2021. – С. 221-222.
33. Торицына О. С. Арт-терапия как метод коррекции //Проблемы педагогики. – 2021. – №. 3 (54). – С. 62-67.
34. Шешина А. В. Специальные условия обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательной школе //Вестник науки и образования. – 2020. – №. 3-1 (81). – С. 64-67.
35. Штерц О. М. Цифровые технологии в диагностике и коррекции нарушений письменной речи //Вестник Северо-Восточного федерального университета им. МК Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2020. – №. 4 (20). – С. 113-117.
36. Ягунова К. В., Гайнетдинова Д. Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста //Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – Т. 63. – №. 6. – С. 23-30.
37. Speech Impairment (SI) // Florida Department of Education : сайт. – URL: https://www.fldoe.org/academics/exceptional-student-edu/ese-eligibility/speech-impairment-si.stml#:~:text=Definition,need for exceptional student education. (дата обращения: 21.11.2023)