«Классицизм в архитектуре России второй половины XVIII в.: проблемы изучения.».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 56 56 страниц
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 26.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА 1910-НАЧАЛА 1940 ГОДОВ 7
1.1 Становление советской музыкальной культуры в первые годы советской власти 7
1.2 Создание традиций советской музыкальной классики в 1920-1930 годах 20
ГЛАВА 2. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРЕДВОЕННОГО ПЕРИОДА В 1930-НАЧАЛЕ 1940 ГОДОВ 30
2.1 Тенденции развития отечественного музыкального искусства в 1930-1940 годов 30
2.2 Значение музыкального искусства в начале 1940-х годов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

Фрагмент для ознакомления

Они освещали актуальные темы индустриального и колхозного строительства, героику революции и гражданской войны. В этих произведениях музыка становилась средством передачи идеологии и ценностей советского общества.Некоторые примеры советских симфоний 1930-х годов, относящихся к жанру «песенной симфонии», включают 12-ю «Колхозную» и 16-ю «Авиационную» симфонии Н.Я. Мясковского, 3-ю «Дальневосточную», 4-ю «Поэму о бойце комсомольце», 6-ю «Красную конницу» и 7-ю «Военную» симфонии Л.К. Книппера, симфонию «Ленин» В.Я. Шебалина, «Ижорскую» симфонию В.В. Щербачева и другие.Эти симфонии отражали дух времени и идеологию советской эпохи. Они были наполнены патриотизмом, оптимизмом и верой в будущее, а также глубокими эмоциями и художественной силой. Они являются важным наследием советской музыки и отличаются своей оригинальностью и значимостью в истории музыкального искусства.В 1930-х годах в симфонической музыке произошло разделение на разные направления, и одной из них стала ветвь, которая сегодня воспринимается как документ трагической репрессивной сталинской эпохи. В этом контексте симфонии Д. Шостаковича, такие как №№ 4-6, отражают трагедийную философскую концепцию мира.В оперном жанре были воплощены принципы социалистического реализма. Основной задачей было реалистическое воплощение современной темы в опере. В этом контексте песенное направление играло приоритетную роль в музыкальном театре. Некоторые примеры советской «песенной оперы» 1930-х годов включают «Тихий Дон» И.И. Дзержинского, «В бурю» Т.Н. Хренникова, «Семен Котко» С.С. Прокофьева, «Кола Брюньон» Д.Б. Кабалевского.Стремление к демократизации оперного языка и драматургии привело к использованию песенного жанра как основы для характеристики героев и массовых сцен. В этом жанре преобладал типический подход над личностным, а также было отказано от классических оперных арий, ансамблей и сквозных сцен.Таким образом, в советской опере 1930-х годов прослеживалось стремление к соответствию принципам социалистического реализма. Песенное направление играло важную роль в создании реалистической и актуальной музыки, отражающей дух и идеологию того времени.В поисках иного стилистического решения реалистического направления в оперном жанре был создан шедевр оперной классики ХХ века – трагедиисатира«Леди Макбет Мценского уезда» (1934, во 2-й редакции «Катерина Измайлова», 1962) Д.Д. Шостаковича. Эта опера представляла собой революцию в оперном искусстве, переосмысляя традиции и внедряя новые структурные и музыкальные решения. Однако она также столкнулась с резкой критикой в статье газеты «Правда» под заголовком «Сумбур вместо музыки» (1936), что свидетельствует о сложной рецепции со стороны официальных кругов.В балетном театре 1930-х годов ведущим направлением стала «хореодрама» или «драмбалет» – это тип балетного спектакля, основанный на последовательном музыкально-пластическом воплощении классического литературного произведения. Примеры таких балетов включают произведения Б. Асафьева («Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Граф Нулин», «Утраченные иллюзии»), С. Прокофьева («Ромео и Джульетта») и А. Крейна («Лауренсия»). Характерные черты хореографии драмбалета, созданные балетмейстерами Л. Лавровским и Р. Захаровым, включают возрастание роли пантомимы, акцент на драматической игре танцовщиков, таких как Г. Уланова, В. Чабукиани, О. Лепешинская, М. Семенова, и др. Также отмечалась симфонизация музыкальной партитуры балета, что придавало произведениям дополнительную глубину и выразительность.В 1930-х годах в советской музыке проявился интерес к исторической теме, который нашел свое отражение в кантатно-ораториальных жанрах. Один из примеров такого проявления – кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, а также оратории «На поле Куликовом» Ю. Шапорина и «Емельян Пугачев» М. Коваля. В этих произведениях была ориентация на классические традиции русских героико-патриотических опер, таких как Глинки, Бородина и Мусоргского, с использованием музыкальной драматургии, народных хоровых сцен и сольных номеров.Однако в 1930-х годах также происходило усиление официозных тенденций в советском искусстве, и это нашло свое отражение в создании «славильных» юбилейных кантат и ораторий. Примерами таких произведений являются «Кантата к 20-летию Октября» и «Здравица» (к 60-летию Сталина) С. Прокофьева. Эти произведения были созданы для массового исполнения и имели цель прославить важные события и деятелей советской истории.Необходимо отметить, что в начале 1940-х годов отечественное музыкальное искусство имело особое значение. Во время Великой Отечественной войны музыка стала важным источником вдохновения и надежды для народа. Волшебные и мощные звуки музыки сопровождали воинов на фронтах и поднимали их дух. Они становились взрывчатыми и эмоциональными порывами, которые дарили надежду и мотивацию продолжать борьбу за свободу.Музыкальные произведения того периода отражали сложность и недоумение, которыми пронизано жизнь в то время. Сочинители стремились передать свои эмоциональные переживания через звуки и мелодии. Длинные и сложные музыкальные фразы были выражением глубоких эмоций и мыслей, позволяющих слушателям погрузиться в суть произведения.Музыка становилась источником утешения и надежды для людей, нужными порывами эмоций, которые помогали им преодолевать трудности и искать обновление в жизни. Отдельные мелодии и гармонии создавали особую атмосферу, позволяющую людям на время отвлечься от повседневных проблем и насладиться великим искусством.Музыка 1940 года была своеобразным поворотным моментом в отечественном музыкальном искусстве. На фоне приближающейся войны в мире композиторы стали глубже задумываться о роли и значения музыки в таких трудных временах. Они искали новые выразительные средства, чтобы передать свое восприятие и чувства в музыкальных образах.Война и музыка - понятия, кажущиеся несовместимыми. Однако в годы Великой Отечественной войны музыка стала мощным орудием в борьбе с врагом. Она помогла русскому народу выжить и победить в это страшное время. Главной темой музыкальных произведений военного периода стали защита родины, встреча и разлука, надежда на победу. Музыка и песни военных лет стали духовным оружием фронта и тыла. Самой известной песней, символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне, стала "Священная война". Ее первая строчка "Вставай, страна огромная!" стала известной каждому. Эта песня сочетает в себе грозный маршевый ритм и широкую мелодичность, ставя перед слушателем образ сильной Родины, готовой защищаться. Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, в газетах "Известия" и "Красная звезда" был опубликован текст песни "Священная война" подписью известного советского поэта В.И. Лебедева-Кумача. Текст покорил композитора А.В. Александрова, руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Он сразу же сел за рояль, чтобы сочинить музыку к этим словам. На следующий день он сообщил ансамблю: «Будем разучивать новую песню "Священная война"».26 июня 1941 года ответственные исполнители песни "Священная война", Краснознаменный ансамбль Красноармейской песни и пляски СССР, впервые исполнили песню на белорусском вокзале. По воспоминаниям очевидцев, они повторили исполнение песни пять раз подряд в этот день. Эту песню пели на вокзалах для бойцов, уходящих на фронт, в партизанских отрядах, в тылу. Она призывала быть стойкими и смелыми, вдохновляя на боевые подвиги и вселяя уверенность в себе.Песни не теряли популярности в годы войны. С октября 1942 года возобновилось производство грампластинок с военными песнями на Апрелевском заводе, которое было прервано войной. Вместе с боеприпасами, пушками и танками на фронт отправляли грампластинки. Еще одним символом сопротивления советского народа фашистским захватчикам и веры в грядущую победу стала симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию к первому исполнению симфонии в Филармонии осажденного города, чтобы ничто не мешало слушать музыку. Несмотря на бомбардировки, в зале филармонии зажгли все люстры. Произведение Шостаковича воздействовало на слушателей, заставляя их плакать, но не скрывать слезы. В этой музыке отразилось особое единство: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к городу и стране. Исполнение симфонии транслировалось по радио и громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители Ленинграда, но и немецкие войска, осаждавшие город. Они были напуганы этой мощной музыкой и вдохновлены нерушимой верой советского народа в свою победу.Таким образом, в 1930-х годах в советской музыке проявился интерес к исторической теме, который нашел свое отражение в кантатно-ораториальных жанрах. Однако в то же время происходило усиление официозных тенденций, что привело к созданию «славильных» юбилейных произведений.В 1930-х годах в СССР были созданы высокопрофессиональные исполнительские коллективы, которые стали символами советской музыкальной культуры. Среди них были Государственный симфонический оркестр СССР, Государственные хоровые капеллы, Государственный хор СССР, Государственный оркестр народных инструментов и другие. Эти коллективы объединяли выдающихся мастеров дирижерского искусства, таких как А. Гаук, Е. Мравинский, Н. Рахлин, К. Иванов, А. Мелик-Пашаев. Они достигали высоких результатов в музыкальном исполнении и внесли значительный вклад в развитие советской музыкальной культуры.Успехи советской исполнительской школы за рубежом стали важным политическим и идеологическим козырем сталинской культурной политики. Многие советские музыканты, пианисты, скрипачи, виолончелисты и певцы, стали победителями престижных всесоюзных и международных конкурсов. Среди них были такие выдающиеся музыканты, как пианисты Э. Гилельс, Г. Нейгауз, Я. Зак, Я. Флиер, Л. Оборин; скрипачи Д. Ойстрах, М. Козолупова; виолончелисты С. Кнушевицкий, Д. Шафран и другие. Эти музыканты пользовались мировым признанием и славой, и их успехи в международных конкурсах подтверждали высокий уровень советской музыкальной школы.Таким образом, в 1930-х годах в СССР были созданы высокопрофессиональные исполнительские коллективы, в которых деятельность выдающихся мастеров дирижерского искусства и музыкантов стала символом советской музыкальной культуры. Их успехи как на отечественной, так и на международной арене были использованы в качестве политического и идеологического козыря сталинской культурной политики.ЗаключениеРазвитие отечественного музыкального искусства в конце 1910-начале 1940 годов представляет собой сложный и многогранный процесс, полный неоднозначности и переживаний. В то время, когда мир находился в эпохе больших социальных, политических и культурных потрясений, музыкальное искусство не могло остаться равнодушным.Первой мировой войной и последующей революцией были созданы все условия для трансформации отечественной музыки. Наряду с большим влиянием западной музыкальной традиции, русские композиторы и музыканты стремились сохранить свою самобытность. Они искали новые звуковые языки, способы и методы, чтобы передать свои мысли и чувства через музыку.Одним из ключевых моментов в развитии отечественного музыкального искусства было появление и расцвет авангарда. Молодые, креативные композиторы, такие как Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, стремились нарушить привычные нормы и создать что-то уникальное. Их музыка была искрометной, экспериментальной, порывистой. Они играли с ритмами, гармониями и темпами, создавали невероятные звуковые пассажи.В этот период на сцену также вышли гениям русской оперы, такие как Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев. Их произведения отличались глубокой экспрессией и эмоциональностью. Они умели передать все оттенки человеческих чувств, от радости до горя, от любви до отчаяния. Их музыка захватывала слушателей и погружала их в атмосферу испытаний и страстей.Конечно, в развитии отечественного музыкального искусства важное место занимают и национальные мотивы и традиции. Композиторы активно исследовали русскую народную музыку и использовали ее в своих произведениях. Благодаря этому, родной характер и мелодике отечественной музыки оставались живыми и узнаваемыми.Однако, этот период также был сопровожден сомнениями и затруднениями. Многие композиторы сталкивались с противоречиями между собственным творческим стремлением и требованиями цензуры и власти. Их произведения порой вызывали недоумение и осуждение, но благодаря силе своего искусства, эти композиторы смогли сохранить свои уникальные голоса и вносить свой вклад в развитие отечественной музыки.В заключение, можно сказать, что развитие отечественного музыкального искусства в конце 1910-начале 1940 годов — это процесс, который был полон неоднозначности, порывистости и эмоциональности. Он знаменовался появлением авангарда, великим вкладом композиторов-гениев и борьбой между собственным искусством и внешними ограничениями. Все это делает этот период важной частью истории отечественной музыки и позволяет нам глубже понять и оценить предшествующие и последующие этапы ее развития.Развитие отечественного музыкального искусства в конце 1910-начале 1940 годов представляет собой сложный и многогранный процесс, полный неоднозначности и переживаний. В то время, когда мир находился в эпоху больших социальных, политических и культурных потрясений, музыкальное искусство не могло остаться равнодушным.Исторический период конца 1910-х – начала 1940-х годов представляет собой период значительных изменений в отечественном музыкальном искусстве. Этот период ознаменован событиями, которые повлияли на художественное развитие страны и формирование современной музыкальной культуры. В данной работе мы рассмотрим ключевые аспекты развития отечественного музыкального искусства в этот период, основываясь на основных источниках исследований.1. Ранняя советская эпоха (1917-1920-е годы): Переход к новой политической системе после Октябрьской революции 1917 года оказал влияние на развитие отечественной музыкальной культуры. Формирование новых музыкальных организаций, создание консерваторий, поддержка молодых композиторов и музыкантов – все это стало репрезентативными чертами данного периода.2. Формирование советской музыкальной культуры (1930-е годы): Процесс формирования советской идеологии привел к изменениям в музыкальной жизни страны. Стремление к созданию «советской» музыки и пропаганда новых музыкальных направлений, как, например, социалистический реализм, стали важными аспектами развития отечественной музыкальной культуры.3. Влияние мировых музыкальных течений: Одновременно с внутренними изменениями, в этот период советское музыкальное искусство впитывало идеи и тенденции мировой музыкальной культуры. Влияние авангардных и модернистских течений, развитие джаза, а также балетный ренессанс, свидетельствуют о важности внешнего контекста для понимания развития отечественной музыкальной культуры.4. Жизнь и музыка выдающихся композиторов и исполнителей: Исследование биографий и творческого наследия ключевых фигур отечественной музыкальной сцены в этот период, таких как Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и другие, позволит проследить влияние их творчества на развитие музыкального искусства.5. Формирование нового музыкального образования: Создание новых учебных заведений, изменение учебных программ и методик преподавания, а также повышение интереса к музыкальному образованию в советском обществе стали важными факторами развития музыкального образования в этот период.Важно проследить взаимосвязь этих аспектов и провести анализ развития отечественного музыкального искусства в широком историческом контексте. Основываясь на историографических материалах, исследованиях и анализе произведений соответствующего периода, можно сделать выводы о влиянии и значимости данного временного промежутка для формирования современной отечественной музыкальной культуры.Все это делает развитие отечественного музыкального искусства в конце 1910-начале 1940 годов насыщенным и непредсказуемым. Этот период является важным историческим этапом в развитии музыкальной культуры нашей страны. Благодаря своей эмоциональности, порывистости и неоднозначности, он оставил неизгладимый след в сердцах и душах людей, и продолжает вдохновлять и волновать наших современников.Развитие отечественного музыкального искусства в конце 1910-начале 1940 годов было натуральным результатом социальных и культурных изменений того времени. Этот период был отмечен как интеллектуальными, так и эмоциональными вызовами для русской музыкальной сцены.Весь этот период отличался яркостью и разнообразием музыкальной палитры. Некоторые композиторы были преданы классическим традициям и создавали произведения, олицетворяющие прекрасные мелодии и глубокую гармонию. Другие, в свою очередь, исследовали новые звуки и эффекты, создавая более современные и экспериментальные произведения.Важным аспектом развития отечественного музыкального искусства в это время являлась его социальная значимость. Перед музыкантами и композиторами ставились общественные задачи, такие как прославление Родины или выражение эмоций и настроений нации. Это часто приводило к созданию произведений с высокой степенью патриотизма и национального тонуса.Список источников и литературыИсточникиГеоргий Свиридов. Сборник статей // сост. Д. Фришман. – М., 1971.Георгий Свиридов. Статьи и исследования / сост. Р. Леденев. – М., 1979.Культура в нормативных актах Советской власти. 1917-1922 / М-во культуры РФ; Сост., введ. К.Е. Рыбак. — М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2009. — 384 с.Культурное строительство в РСФСР. 1917–1920: Документы и материалы. М., 1983. Т. 1, ч. 1.Лихачева, И. Музыкальный театр Родиона Щедрина / И. Лихачева – М., 1977.Лопухов, Ф. Шестьдесят лет в балете / Ф. Лопухов. – М., 1966.Свиридов, Г. Музыка как судьба / Г.В. Свиридов. – М., 2002.Якобсон, Л. Творческий путь балетмейстера, его балеты, миниатюры, исполнители / Л. Якобсон. – Л., 1965.ЛитератураАксенов, В. Музыка XX века: Очерки в 2-х ч. / В. Аксенов, М. Арановский, Б. Ярустовский; ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (1917-1945) . – М.: Музыка, 1980. – С. 108-191.Арановский, М. Симфония и время / М. Арановский // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С.303-370.Арановский, М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки / М.Г. Арановский. – Л.: Сов. композитор, 1979.Аркадьев, М. Лирическая вселенная Свиридова / М. Аркадьев // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С. 251 – 265.Архангельский, А. Балет без правил: Главный герой современного танца – человеческое тело / А. Архангельский // Огонек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ogoniok.com/4899/34/Баева, А. Опера / А. Баева // История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960-1990) / ред.-сост. Е.Б. Долинская. – М.: Музыка, 2001. – С. 186 – 255.Белова, О. Хоровая симфония-действо / О. Белова, Г. Белов // Советская музыка. – 1988. – № 1.Богданова, А. Оперы и балеты Шостаковича / А. Богданова. – М., 1979.Богданова, А. Оперы и балеты Шостаковича / А. Богданова. – М., 1979.Бурматов М.А. Массовая песня как ведущий жанр советской музыкальной эстрады 1920-30 гг. М.А. Бурматов / Научные исследования в области культуры и образования: проблемы и перспективы. Вып. 1 / Сборник научных статей по материалам I Международной конференции молодых ученых "Актуальные проблемы современной культуры и образования, 29-31 марта 2016 г. / Под науч. ред. Е.П. Олесиной и И.Б. Пржиленской. М.: ФГБНУ "ИХОиК РАО", 2016. С. 209-214.Бурматов М.А. Роль мастеров отечественной эстрады в развитии и популяризации песни в 1920-30-е годы / М.А. Бурматов // Культура и искусство. 2017. № 2. С. 166-182.Гуляницкая Н.С. «Запечатленный ангел» Р. Щедрина – музыкально-поэтическое высказывание / Н.С. Гуляницкая // Поэтика музыкальной композиции ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 113. – М., 1990.Данько, Л. Оперы Прокофьева / Л. Данько – Л., 1963.Долинская, Е.Б. О русской музыке XX века (60-90-е годы): учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» / Е.Б. Долинская. – М.: Композитор, 2004. – 128 с.Земцовский, И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды / И. Земцовский. – Л.; М. , 1978.Ивашкин, А. Шостакович и Шнитке. К проблеме большой симфонии / А. Ивашкин // Музыкальная академия. – 1995. – № 1.История отечественной музыки второй половины XX века / отв. ред. Т.Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – 556 с.История современной отечественной музыки: учебник в 3-х вып., Вып.1 (197-1941) / ред. М. Тараканов. – М.: Музыка, 1995 – 480 с.; Вып. 2 (1941-1958) / ред. М. Тараканов. – М.: Музыка, 1999. – 477с.; Вып. 3 (19601990) / ред. Е. Долинская. – М.: Музыка, 2001. – 656 с.Катонова, С. Балеты Прокофьева / С. Катонова.– М., 1962.Книга о Свиридове: Размышления. Выступления. Статьи. Заметки. – М., 1983.Косачева, Р. Балет / Р. Косачева, Ю. Розанова // Музыка ХХ века. Очерки в 2-х ч. / ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (19171945) . – М.: Музыка, 1980. – С. 239 – 286.Музыка XX века: Очерки в 2-х ч. / ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (1917-1945). – М.: Музыка, 1980. – 589 с.; ч. 2, кн. 4. – М.: Музыка, 1984. – 510 с.Музыка и хореография современного балета: сб. статей. – Л., 1974.Музыкальная академия. – 2000. – № 1.Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. статей / сост. А. Белоненко. – М., 1990.Никитина, Л.Д. Советская музыка. История и современность / Л.Д. Никитина – М.: Музыка, 1991. – 278 с.Отечественная музыкальная литература (1917-1985): учебник для музыкальных училищ в 2-х вып. / ред.-сост. Е.Е. Дурандина. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1996. – 376 с.; вып. 2. – М.: Музыка, 2002. – 310 с.Паисов, Ю. Современная русская хоровая музыка / Ю. Паисов. – М., 1991.Полякова, Л. Советская опера / Л. Полякова. – М., 1968.Рахманова М. Русская духовная музыка в XX веке / М. Рахманова // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С. 371 – 406.Рахманова, М. Сергей Дягилев и «экспансия» русского искусства / М. Рахманова // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С. 623 – 654.Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: Гос. институт искусствознания, 1997. – 874 с.Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов: справочник / сост., науч. ред. Л.А. Серебрякова. – Челябинск: Урал Л. Т. Д., 2001. – 508 с.Сабинина М. Заметки об опере / М. Сабинина // Советская музыка на современном этапе: статьи, интервью / сост. Г.Л. Головинский, Н.Г. Шахназарова. – М., 1981. – С. 70 – 100.Сабинина, М. Шостакович-симфонист / М. Сабинина. – М., 1976.Савенко, С. История русской музыки XX столетия. От Скрябина до Шнитке / С. Савенко. – М.: Музыка, 2008. – 232 с.Светлов, В.Я. Современный балет / В.Я. Светлов. – СПб.: Планета музыки, 2009. – 288 с.Советская музыкальная литература. – Ч. I. – М.: Музыка, 1977.Советский балетный театр (1917 – 1967): сб. статей. – М., 1976.Сохор А. Ораториально-кантатная и хоровая музыка / А. Сохор // Музыка ХХ века. Очерки в 2-х ч./ ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (1917-1945) . – М.: Музыка, 1980. – С. 312 – 345.Степанова, И.В. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество / И.В. Степанова // История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960-1990) / ред.-сост. Е.Б. Долинская – М.: Музыка, 2001. – С. 318 – 364.Суриц, Е. Хореографическое искусство 1920-х годов / Е. Суриц. – М., 1979.Тараканов, М. Музыкальная культура РСФСР / М.Е. Тараканов. – М.: Музыка, 1987. – 365 с.Тараканов, М. Русская опера в поисках новых форм / М. Тараканов // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С. 265 – 302.Тараканов, М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке / М. Тараканов. – М., 1988.Тараканов, М. Стиль симфоний Прокофьева / М. Тараканов. – М., 1968.Тараканова Е. Работа со старинной моделью (А. Шнитке. Concertogrosso № 1) / Е. Тараканова // Музыка России. – Вып. 9. – М., 1991. – С. 231253.Тевосян, А. Концерт в трех частях памяти В.Гаврилина / А. Тевосян //Тевосян, А. По прочтении Шукшина (хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина) / А. Тевосян // Музыка России. – Вып. 7. – М., 1989.Холопова, В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин / В.Н. Холопова. – М.: Композитор. – 2000.Черкашина, М. «Мертвые души» – в партитуре и на сцене / М. Черкашина // Музыка России. – М. – 1983. – № 3.Ярустовский, Б. Опера / Б. Ярустовский // Музыка XX века: Очерки в 2-х ч. / ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (19171945). – М.: Музыка, 1980. – С. 192 – 238.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Георгий Свиридов. Сборник статей // сост. Д. Фришман. – М., 1971.
2. Георгий Свиридов. Статьи и исследования / сост. Р. Леденев. – М., 1979.
3. Культура в нормативных актах Советской власти. 1917-1922 / М-во культуры РФ; Сост., введ. К.Е. Рыбак. — М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2009. — 384 с.
4. Культурное строительство в РСФСР. 1917–1920: Документы и материалы. М., 1983. Т. 1, ч. 1.
5. Лихачева, И. Музыкальный театр Родиона Щедрина / И. Лихачева – М., 1977.
6. Лопухов, Ф. Шестьдесят лет в балете / Ф. Лопухов. – М., 1966.
7. Свиридов, Г. Музыка как судьба / Г.В. Свиридов. – М., 2002.
8. Якобсон, Л. Творческий путь балетмейстера, его балеты, миниатюры, исполнители / Л. Якобсон. – Л., 1965.

Литература
1. Аксенов, В. Музыка XX века: Очерки в 2-х ч. / В. Аксенов, М. Арановский, Б. Ярустовский; ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (1917-1945) . – М.: Музыка, 1980. – С. 108-191.
2. Арановский, М. Симфония и время / М. Арановский // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С.303-370.
3. Арановский, М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки / М.Г. Арановский. – Л.: Сов. композитор, 1979.
4. Аркадьев, М. Лирическая вселенная Свиридова / М. Аркадьев // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С. 251 – 265.
5. Архангельский, А. Балет без правил: Главный герой современного танца – человеческое тело / А. Архангельский // Огонек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ogoniok.com/4899/34/
6. Баева, А. Опера / А. Баева // История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960-1990) / ред.-сост. Е.Б. Долинская. – М.: Музыка, 2001. – С. 186 – 255.
7. Белова, О. Хоровая симфония-действо / О. Белова, Г. Белов // Советская музыка. – 1988. – № 1.
8. Богданова, А. Оперы и балеты Шостаковича / А. Богданова. – М., 1979.
9. Богданова, А. Оперы и балеты Шостаковича / А. Богданова. – М., 1979.
10. Бурматов М.А. Массовая песня как ведущий жанр советской музыкальной эстрады 1920-30 гг. М.А. Бурматов / Научные исследования в области культуры и образования: проблемы и перспективы. Вып. 1 / Сборник научных статей по материалам I Международной конференции молодых ученых "Актуальные проблемы современной культуры и образования, 29-31 марта 2016 г. / Под науч. ред. Е.П. Олесиной и И.Б. Пржиленской. М.: ФГБНУ "ИХОиК РАО", 2016. С. 209-214.
11. Бурматов М.А. Роль мастеров отечественной эстрады в развитии и популяризации песни в 1920-30-е годы / М.А. Бурматов // Культура и искусство. 2017. № 2. С. 166-182.
12. Гуляницкая Н.С. «Запечатленный ангел» Р. Щедрина – музыкально-поэтическое высказывание / Н.С. Гуляницкая // Поэтика музыкальной композиции ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 113. – М., 1990.
13. Данько, Л. Оперы Прокофьева / Л. Данько – Л., 1963.
14. Долинская, Е.Б. О русской музыке XX века (60-90-е годы): учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» / Е.Б. Долинская. – М.: Композитор, 2004. – 128 с.
15. Земцовский, И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды / И. Земцовский. – Л.; М. , 1978.
16. Ивашкин, А. Шостакович и Шнитке. К проблеме большой симфонии / А. Ивашкин // Музыкальная академия. – 1995. – № 1.
17. История отечественной музыки второй половины XX века / отв. ред. Т.Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – 556 с.
18. История современной отечественной музыки: учебник в 3-х вып., Вып.1 (197-1941) / ред. М. Тараканов. – М.: Музыка, 1995 – 480 с.; Вып. 2 (1941-1958) / ред. М. Тараканов. – М.: Музыка, 1999. – 477с.; Вып. 3 (19601990) / ред. Е. Долинская. – М.: Музыка, 2001. – 656 с.
19. Катонова, С. Балеты Прокофьева / С. Катонова.– М., 1962.
20. Книга о Свиридове: Размышления. Выступления. Статьи. Заметки. – М., 1983.
21. Косачева, Р. Балет / Р. Косачева, Ю. Розанова // Музыка ХХ века. Очерки в 2-х ч. / ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (19171945) . – М.: Музыка, 1980. – С. 239 – 286.
22. Музыка XX века: Очерки в 2-х ч. / ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (1917-1945). – М.: Музыка, 1980. – 589 с.; ч. 2, кн. 4. – М.: Музыка, 1984. – 510 с.
23. Музыка и хореография современного балета: сб. статей. – Л., 1974.
24. Музыкальная академия. – 2000. – № 1.
25. Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. статей / сост. А. Белоненко. – М., 1990.
26. Никитина, Л.Д. Советская музыка. История и современность / Л.Д. Никитина – М.: Музыка, 1991. – 278 с.
27. Отечественная музыкальная литература (1917-1985): учебник для музыкальных училищ в 2-х вып. / ред.-сост. Е.Е. Дурандина. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1996. – 376 с.; вып. 2. – М.: Музыка, 2002. – 310 с.
28. Паисов, Ю. Современная русская хоровая музыка / Ю. Паисов. – М., 1991.
29. Полякова, Л. Советская опера / Л. Полякова. – М., 1968.
30. Рахманова М. Русская духовная музыка в XX веке / М. Рахманова // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С. 371 – 406.
31. Рахманова, М. Сергей Дягилев и «экспансия» русского искусства / М. Рахманова // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С. 623 – 654.
32. Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: Гос. институт искусствознания, 1997. – 874 с.
33. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов: справочник / сост., науч. ред. Л.А. Серебрякова. – Челябинск: Урал Л. Т. Д., 2001. – 508 с.
34. Сабинина М. Заметки об опере / М. Сабинина // Советская музыка на современном этапе: статьи, интервью / сост. Г.Л. Головинский, Н.Г. Шахназарова. – М., 1981. – С. 70 – 100.
35. Сабинина, М. Шостакович-симфонист / М. Сабинина. – М., 1976.
36. Савенко, С. История русской музыки XX столетия. От Скрябина до Шнитке / С. Савенко. – М.: Музыка, 2008. – 232 с.
37. Светлов, В.Я. Современный балет / В.Я. Светлов. – СПб.: Планета музыки, 2009. – 288 с.
38. Советская музыкальная литература. – Ч. I. – М.: Музыка, 1977.
39. Советский балетный театр (1917 – 1967): сб. статей. – М., 1976.
40. Сохор А. Ораториально-кантатная и хоровая музыка / А. Сохор // Музыка ХХ века. Очерки в 2-х ч./ ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (1917-1945) . – М.: Музыка, 1980. – С. 312 – 345.
41. Степанова, И.В. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество / И.В. Степанова // История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960-1990) / ред.-сост. Е.Б. Долинская – М.: Музыка, 2001. – С. 318 – 364.
42. Суриц, Е. Хореографическое искусство 1920-х годов / Е. Суриц. – М., 1979.
43. Тараканов, М. Музыкальная культура РСФСР / М.Е. Тараканов. – М.: Музыка, 1987. – 365 с.
44. Тараканов, М. Русская опера в поисках новых форм / М. Тараканов // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ред.-сост. М. Арановский. – М.: ГИИ, 1997. – С. 265 – 302.
45. Тараканов, М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке / М. Тараканов. – М., 1988.
46. Тараканов, М. Стиль симфоний Прокофьева / М. Тараканов. – М., 1968.
47. Тараканова Е. Работа со старинной моделью (А. Шнитке. Concerto grosso № 1) / Е. Тараканова // Музыка России. – Вып. 9. – М., 1991. – С. 231253.
48. Тевосян, А. Концерт в трех частях памяти В.Гаврилина / А. Тевосян //
49. Тевосян, А. По прочтении Шукшина (хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина) / А. Тевосян // Музыка России. – Вып. 7. – М., 1989.
50. Холопова, В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин / В.Н. Холопова. – М.: Композитор. – 2000.
51. Черкашина, М. «Мертвые души» – в партитуре и на сцене / М. Черкашина // Музыка России. – М. – 1983. – № 3.
52. Ярустовский, Б. Опера / Б. Ярустовский // Музыка XX века: Очерки в 2-х ч. / ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. – Ч. 2., кн. 3 (19171945). – М.: Музыка, 1980. – С. 192 – 238.