Особенности развития речи у детей с аутистическими расстройствами
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 27.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Практическая часть работы 11
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 34
Страх не возникает даже после повторяющегося опыта с опасными событиями или объектами. Ребенка очень трудно успокоить и утешить. И наоборот, ребенок может не проявлять беспокойства в опасных ситуациях, которых избегают дети такого же возраста +4-11. Вербальная коммуникациявербальная коммуникация соответствует возрасту и ситуации +1+1.5легкое нарушение вербальной коммуникации. Задержка речи. Большая часть используемой речи является осмысленной, однако могут присутствовать некоторые эхолалии или замены местоимений. Иногда используются странные, необычные слова или жаргон +2+2,5средняя степень нарушения вербальной коммуникации. Речь может отсутствовать. Если речь присутствует, то это сочетание некоторой неосмысленной коммуникации, странных слов, например жаргона, эхолалий, замены местоимений. Странности в неосмысленной речи могут включать постоянное задавание вопросов или озабоченность определенными темами +3+3,5серьезная степень нарушения вербальной коммуникации. Осмысленная речь отсутствует. Ребенок может визжать, издавать странные звуки, подражать голосам животных, издавать звуки, отдаленно напоминающие речь, либо постоянно использовать некоторые неестественные слова или фразы +4-12. Невербальная коммуникацияиспользование невербальной коммуникации соответствует возрасту и ситуации +1+1.5использование невербальной коммуникации нарушено в легкой степени. Незрелое использование невербальной коммуникации, ребенок может нечетко показывать или добиваться того, что хочет, в ситуациях когда ребенок того же возраста могут указать или использовать более специфический жест, чтобы показать что он/она хочет +2+2,5использование невербальной коммуникации нарушено в средней степени. В основном, ребенок не может выразить свои потребности или желания невербальным способом и не может понять невербальную коммуникацию других людей +3+3,5использование невербальной коммуникации нарушено в тяжелой степени. Ребенок использует только странные и необычные жесты, которые не имеют очевидного значения, либо не проявляет понимания жестов и выражения лица других людей +4-13. Уровень активностиуровень активности ребенка соответствует возрасту и обстоятельствам. Ребенок не более и не менее активен, чем дети того же возраста в сходной ситуации +1+1.5уровень активности ребенка слегка нарушен. Ребенок может быть несколько неугомонным или наоборот «ленивым», медленно двигающимся. Уровень активности слегка мешает его деятельности +2+2,5уровень активности ребенка нарушен в средней степени. Ребенок может быть очень активным, его трудно сдерживать. Его/ее энергия может быть безграничной, может быть не готов отправлять спать ночью. И наоборот, ребенок может быть сонным, для того, чтобы заставить его шевелиться, нужно потратить много сил +3+3,5серьезная степень нарушения уровня активности. Ребенок проявляет крайние формы активности или пассивности, либо активность и пассивность сменяют друг друга +4-14. Уровень и согласованность интеллектуального ответаинтеллектуальное функционирование нормальное и ребенок равномерно развит в различных областях. Интеллектуальные проявления ребенка соответствуют возрасту, у ребенка нет необычных интеллектуальных навыков или трудностей +1+1.5интеллектуальное функционирование нарушено в легкой степени. Ребенок не так сообразителен, как дети того же возраста, навыки примерно одинаковы во всех областях +2+2,5средняя степень нарушения интеллектуального функционирования. В основном, ребенок не так сообразителен, как дети того же возраста, однако, в одной или нескольких областях интеллекта ребенок функционирует близко к норме +3 промежуточный вариант +3+3,5серьезная степень нарушения интеллектуального функционирования. Несмотря на то, что ребенок не так сообразителен, как сверстники, в одной или нескольких областях он или она может функционировать даже лучше, чем дети того же возраста +4-15. Общее впечатлениенет аутизма. Ребенок не проявляет симптомов аутизма +1+1.5слегка аутичен. Ребенок демонстрирует некоторые симптомы в легкой степени ++2+2,5средний уровень проявления аутизма. Ребенок демонстрирует ряд симптомов или среднюю степень проявления аутизма +3+3,5тяжелый аутизм. Ребенок проявляет много симптомов, либо серьезную степень аутизма +4-Распределение по группам соответствии с методом терапии представлено на Рисунке 1. Как видно из данных, в группе 1 наибольшее количество детей проходило коррекцию по 2-м направлениям – по системе PECS и по методу АВА-терапии. Во 2 группе РАС наибольшее количество детей проходило терапию по программе TEACCH и АВА-терапии. В 3 группе в основном дети проходили коррекцию по программе TEACCH и системе PECS, а в 4 группе - по программе TEACCH и АВА-терапии.Рисунок 1. Распределение количества детей по применяемым методам коррекции РАСНа 2 этапе проводили оценку эффективности выбранных методов терапии, согласно данным рейтинговой шкалы «CARS». Оценивали средний балл по всем детям, проходившим данный вид терапии. Результаты представлены в Таблице 1:Таблица 1. Средний балл всех детей по показателям шкалы «CARS» по результатам терапии 1 из 4-х методовПоказательМетод Марты ВелшАВА-терапияTEACCHPECS1. Отношение к людям3,52,52,02,52. Имитация3,52,51,52,53. Эмоциональный ответ3,02,51,52,04. Владение телом3,52,51,53,55. Использование предметов3,53,02,02,56. Адаптация к изменениям3,02,02,52,07. Использование зрения (зрительный ответ)2,53,52,03,58. Использование слуха (слуховой ответ)3,02,51,52,59. Ответ и использование обоняния, осязания и вкуса4,03,02,03,010. Нервозность и страхи3,52,02,53,011. Вербальная коммуникация3,52,52,03,012. Невербальная коммуникация3,02,02,01,513. Уровень активности3,02,52,03,014. Уровень и согласованность интеллектуального ответа3,02,52,02,515. Общее впечатление3,02,52,02,5И на последнем этапе был статистически рассчитан средний балл для каждого из методов, по всем показателям шкалы «CARS» для сравнения эффективности использованных методов. Сравнение произодилось попарно, с использованием t- теста Стьюдента для непараметрических данных. Результаты представлены в Таблице 2.Таблица 2. Сравнение средних значений по всем показателям шкалы «CARS» для изученных методовМетод Марты ВелшАВА-терапияTEACCHPECSСредний балл3,233±0,09#^2,533±0,10*^1,933±0,08*#2,633±0,14^Примечание:* - различия статистически значимы по отношению к группе терапии по методу Марты Велш# - различия статистически значимы по отношению к группе АВА-терапии^ - различия статистически значимы по отношению к группе TEACCH -терапииЗАКЛЮЧЕНИЕ.Безусловно, на качество проводимой коррекции такого сложного расстройства, как аутизм оказывает влияние множество факторов. Подход к терапии таких детей должен носить комплексный характер и волекать не только специалиста но и членов семьи в терапию, однако по результатам проведенного исследования на базе фонда «Мархамат» в период с января 2018 г. по июль 2023 г. была показана преимущественная эффективность по программе обучение по программе ТЕАССН.Списоклитературы.LainhartJE, PivenJ. Diagnosis, treatment, andneurobiologyofautisminchildren. CurrOpinPediatr. 1995;7:392–400. Golarai G, Grill-Spector K, Reiss AL. Autism and the development of face processing. ClinNeurosci Res. 2006;6:145–160. Mazzoni N, Ricciardelli P, Actis-Grosso R, Venuti P. Difficulties in Recognising Dynamic but not Static Emotional Body Movements in Autism Spectrum Disorder. J Autism Dev Disord. 2022;52:1092–1105. Андреева, С. В. Формирование произвольной речи у обучающихся с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития в начальной специализированной школе // Специальное образование. — 2021. — № 4 (64).Иванов Е.С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: хрестоматия. СПб.: МУСиР им. Р. Валлен-берга, 1997.Candini M, Battaglia S, Benassi M, di Pellegrino G, Frassinetti F. The physiological correlates of interpersonal space. Sci Rep. 2021;11:2611. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: ИСПиП, 1998.Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981. 190 с.Жуков Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом. Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии. Изд-воКурск. 2003.Ellena G, Battaglia S, Làdavas E. The spatial effect of fearful faces in the autonomic response. Exp Brain Res. 2020;238:2009–2018. Зинченко В.П., Мещеякова Б.Г. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 345 с.Borgomaneri S, Vitale F, Battaglia S, Avenanti A. Early Right Motor Cortex Response to Happy and Fearful Facial Expressions: A TMS Motor-Evoked Potential Study. Brain Sci. 2021;11:1203. Кревелен В. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб, 1997.ReemElbeltagi, Mohammed Al-Beltagi, Nermin Kamal Saeed, and RawanAlhawamdeh. Play therapy in children with autism: Its role, implications, and limitations World J ClinPediatr. 2023 Jan 9; 12(1): 1–22.Summer S. Chahin, Roger W. Apple, Kailin H. Kuo, Cheryl A. Dickson Autism spectrum disorder: psychological and functional assessment, and behavioral treatment approaches Vol 9, Supplement 1 (February 22, 2020)Лепская, Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская. — Москва :Издат. центр РГГУ, 2017.Богдашина, О. И. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера. Говорим ли мы на одном языке / О. И. Богдашина. — Москва : Наш Солнечный мир, 2016.Бородина, Л. Г. Типология отклоняющегося развития. Варианты аутисти-ческих расстройств / Л. Г. Бородина, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. — Москва : Генезис, 2020.Никольская О.С, Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. Школьный психолог, 2002.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 336 с.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). М.: Классикс стиль, 2003. 160 сМ. Welch «Holding-Time». N.Y., 1988.The Picture Exchange Communication System Training Manual, 2nd Edition by Lori Frost, M.S., CCC-SLP and Andy Bondy, Ph.D., 2002, 396 p.Румянцева (Юнтунен) О.А., Старосельская Н.Е. Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми // Проблемы детской речи - 1996: материалы межвузовской конференции, СПб: Образование, 1996.Андреева С. В. Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. № 2 (66)Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. М.: Теревинф, 2003. 160 с.Чигинцева Е.Г., Сунагатуллина И.И., Исаева Е.В., Аболмасова Л.С.Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра // RussianJournalofEducationand Psychology2018. Т.9. №3.Ахутина, Т. В. Нейролингвистиче-ский анализ лексики, семантики, прагматики / Т. В. Ахутина. — Москва :Издат. дом ЯСК : Языки славянской культуры, 2014. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика : учеб. пособие / И. Ю. Левченко. — Москва :Издат. центр «Академия», 2010.
2. Golarai G, Grill-Spector K, Reiss AL. Autism and the development of face processing. Clin Neurosci Res. 2006;6:145–160.
3. Mazzoni N, Ricciardelli P, Actis-Grosso R, Venuti P. Difficulties in Recognising Dynamic but not Static Emotional Body Movements in Autism Spectrum Disorder. J Autism Dev Disord. 2022;52:1092–1105.
4. Андреева, С. В. Формирование произвольной речи у обучающихся с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития в начальной специализированной школе // Специальное образование. — 2021. — № 4 (64).
5. Иванов Е.С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: хрестоматия. СПб.: МУСиР им. Р. Валлен-берга, 1997.
6. Candini M, Battaglia S, Benassi M, di Pellegrino G, Frassinetti F. The physiological correlates of interpersonal space. Sci Rep. 2021;11:2611.
7. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: ИСПиП, 1998.
8. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981. 190 с.
9. Жуков Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом. Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии. Изд-во Курск. 2003.
10. Ellena G, Battaglia S, Làdavas E. The spatial effect of fearful faces in the autonomic response. Exp Brain Res. 2020;238:2009–2018.
11. Зинченко В.П., Мещеякова Б.Г. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 345 с.
12. Borgomaneri S, Vitale F, Battaglia S, Avenanti A. Early Right Motor Cortex Response to Happy and Fearful Facial Expressions: A TMS Motor-Evoked Potential Study. Brain Sci. 2021;11:1203.
13. Кревелен В. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб, 1997.
14. Reem Elbeltagi, Mohammed Al-Beltagi, Nermin Kamal Saeed, and Rawan Alhawamdeh. Play therapy in children with autism: Its role, implications, and limitations World J Clin Pediatr. 2023 Jan 9; 12(1): 1–22.
15. Summer S. Chahin, Roger W. Apple, Kailin H. Kuo, Cheryl A. Dickson Autism spectrum disorder: psychological and functional assessment, and behavioral treatment approaches Vol 9, Supplement 1 (February 22, 2020)
16. Лепская, Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская. — Москва : Издат. центр РГГУ, 2017.
17. Богдашина, О. И. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера. Говорим ли мы на одном языке / О. И. Богдашина. — Москва : Наш Солнечный мир, 2016.
18. Бородина, Л. Г. Типология отклоняющегося развития. Варианты аутисти-ческих расстройств / Л. Г. Бородина, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. — Москва : Генезис, 2020.
19. Никольская О.С, Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. Школьный психолог, 2002.
20. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 336 с.
21. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
22. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). М.: Классикс стиль, 2003. 160 с
23. М. Welch «Holding-Time». N.Y., 1988.
24. The Picture Exchange Communication System Training Manual, 2nd Edition by Lori Frost, M.S., CCC-SLP and Andy Bondy, Ph.D., 2002, 396 p.
25. Румянцева (Юнтунен) О.А., Старосельская Н.Е. Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми // Проблемы детской речи - 1996: материалы межвузовской конференции, СПб: Образование, 1996.
26. Андреева С. В. Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. № 2 (66)
27. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. М.: Теревинф, 2003. 160 с.
28. Чигинцева Е.Г., Сунагатуллина И.И., Исаева Е.В., Аболмасова Л.С. Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Russian Journal of Education and Psychology2018. Т.9. №3.
29. Ахутина, Т. В. Нейролингвистиче-ский анализ лексики, семантики, прагматики / Т. В. Ахутина. — Москва : Издат. дом ЯСК : Языки славянской культуры, 2014.
30. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика : учеб. пособие / И. Ю. Левченко. — Москва : Издат. центр «Академия», 2010.