«Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 54 54 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 28.12.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность понятия местное самоуправление 5
1.2. Особенности деятельности местных органов управления 10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Формирование и развитие системы организационных основ местного самоуправления 17
2.2. Тенденции развития системы организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации 26
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТАЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
3.1. Проблемы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации 35
3.2. Перспективы развития детальности местного самоуправления в Российской Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Фрагмент для ознакомления

В практике управления муниципалитетами становится явным отказ от выборности руководителей местных образований, и это поддерживается внесением изменений в статью 36 Закона № 131-ФЗ, предлагая новый способ их избрания через «представительный орган муниципального образования из числа кандидатов, выбранных конкурсной комиссией по результатам конкурса». Независимо от способа избрания, глава муниципалитета может быть снят с должности досрочно при потере доверия Президента РФ [8]. Также усилились требования к главам местных администраций, чей контракт может быть расторгнут по инициативе высшего должностного лица субъекта Федерации.Внесены значительные изменения в полномочия контрольно-счетного органа муниципалитета (ныне он называется контрольно-счетным органом): теперь он не выбирается, а его деятельность регулируется специальным Федеральным законом № 6-ФЗ от 07.02.2011 года «Об общих принципах организации и функционирования контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов» [29, c.1363]. Существенно изменилась также ответственность органов местного управления в вопросах местного бюджета, межбюджетных трансфертов и заемных средств, теперь эти вопросы регулируются нормами Бюджетного кодекса РФ.Также стоит отметить проблемы, связанные с применением механизмов прямой демократии на местном уровне. Например, публичные слушания, установленные статьей 28 Закона № 131-ФЗ, часто ограничены лишь рекомендательным характером для местных органов управления [8]. Они проводятся в неудобное для жителей муниципального образования время или в неподходящих местах. Кроме того, часто участие общественности в публичных слушаниях ограничивается участием муниципальных служащих для создания видимости участия граждан и достижения необходимого «кворума».Муниципальный бюджет формируется через взимание местных налогов и сборов согласно Бюджетному ст. 61.1. Кодекса РФ для муниципальных районов [3]. Основная линия перераспределения налогов от регионов к местным органам власти (НДФЛ, НДПИБ, акцизы и другие) определяется на уровне региональных властей. Это включает разные виды налогового дохода и иные источники, такие как платежи, штрафы и доходы от муниципальных активов. Налоговые доходы муниципальных районов главным образом формируются через несколько видов налоговых сборов :земельный налог, применяемый на межселенных территориях - 100% ставка;налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях - 100% ставка;налог на доходы физических лиц на городских поселениях - 5% ставка;налог на доходы физических лиц на сельских поселениях - 13% ставка;налог на доходы физических лиц на межселенных территориях - 15% ставка;единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - 100% ставка, и так далее.Ресурсы, доступные муниципалитетам через местные бюджеты, часто оказываются недостаточными для решения даже самых срочных проблем. Это приводит к прямой зависимости муниципальных районов от региональных властей и потребности в дополнительных денежных переводах или привлечении инвестиций из частного сектора. Региональные бюджеты не всегда могут полностью решить проблемы всех муниципалитетов, заставляя местные власти искать способы быстрого решения проблем в бюджете. В результате этого уровень жизни населения снижается.Некоторые недостатки в правилах местного самоуправления влекут за собой недостаток средств в местных бюджетах. Например, в федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ обозначены обязанности местного самоуправления в статье 15 [8]. Тенденция к централизации финансовых ресурсов на уровне государства сохраняется при увеличении обязательств муниципальных уровней. Обязанности муниципалитетов включают обеспечение газа и электричества, содержание дорог, сбор и утилизацию отходов, обеспечение бесплатного образования и другие финансовые обязательства.Решение проблемы дефицита местных бюджетов требует комплексного подхода, включающего изменения в налоговом законодательстве и более эффективное управление расходами бюджета. Необходимо пересмотреть доходы и расходы местных бюджетов на уровне законов. Добавление имущественных налогов и платежей от муниципальных учреждений в бюджеты может быть частью решения этой проблемы. Кроме того, верхние уровни бюджетов должны формироваться в основном за счет налогов, которые могут быть перераспределены, например, налоги на доходы и прибыль [29, c.1364]. Религиозные организации, освобожденные от земельного налога согласно Налоговому кодексу РФ, могут косвенно поддерживать местные бюджеты. Некоторые из этих организаций продают товары по ценам, сильно завышающим их стоимость, при этом не платят налоги. Организации не несут финансовых обязательств. В отличие от них, муниципалитеты ФРГ собирают налоги с имущества религиозных организаций и имеют значительные доходы в бюджете.Существуют альтернативные источники доходов для местных бюджетов, такие как налоги на охоту и рыболовство, учитывая ущерб для имущества и экологии. Мерой стимулирования местных бюджетов может стать введение налогов на предприятия, наносящие ущерб окружающей среде. Но такие действия требуют глубокого понимания экономической обстановки, особенно в условиях острой проблемы промышленности в российских муниципалитетах.Налоги на предприятия, влияющие на микроклимат и окружающую среду, могут взиматься пропорционально площади территории, подверженной их негативному воздействию. Что может стимулировать установку современных очистительных систем на данных предприятиях и улучшить качество жизни местного населения. Идея введения налога на домашних животных может вызвать значительное неприятие общества.Также стоит отметить, что муниципалитеты несут финансовую ответственность за транспортную инфраструктуру, но большая часть средств, собираемых в виде транспортного налога, идет в региональный бюджет, а муниципалитеты получают лишь часть средств для обслуживания транспортной сети. Перенаправление части налогов на транспорт напрямую в местные бюджеты могло бы быть более разумным подходом.Таким образом, подлинное самоуправление возможно только тогда, когда оно независимо от государства, которое в лице своих органов и должностных лиц воздерживается от вмешательства в решение вопросов локального характера. Существовавшее в советский период отечественной истории местное управление по своей сути являлось продолжением государственного управления и было нацелено в большей степени на эффективное проведение государственной политики на местах, а не на жизнеобеспечение местных общин.3.2. Перспективы развития детальности местного самоуправления в Российской ФедерацииСоциальная ответственность играет важную роль в местном управлении. Активизация общественной и экономической деятельности на местах направлена на улучшение условий для бизнеса, создание равновесия между социумом, государством и бизнесом, развитие гражданского общества и обеспечение благоприятной среды для инвестирования [9, c.33]. Что также включает поддержку и стимулирование местных инициатив для развития территорий и улучшения условий для социально-экономического прогресса. Реализация этих направлений развития должна привести к более эффективному распределению обязанностей и компетенций между уровнями власти, а также повысить эффективность деятельности органов управления на разных уровнях.Более комплексное использование потенциала местного самоуправления через объединение интересов и усилий различных уровней управления и уменьшение противоречий между ними способствует ускоренному развитию территорий, особенно сельских, и всей страны.В последние годы национальные проекты стали ключевым инструментом для достижения стратегических целей в экономике и социальной политике. Они определяют национальные цели и задачи развития, решение которых осуществляется через национальные проекты по ключевым областям деятельности органов власти.Цели национальных проектов, такие как увеличение численности населения и улучшение жизненного уровня, предполагают активное участие местных органов власти. Участие региональных и местных властей необходимо для достижения целей национальных проектов, которые явно предполагают или требуют местной поддержки в рамках их названия, содержания и целей (например, "Жилье и городская среда"), а также включения в вопросы местного значения (например, проект "Образование").Успешное включение территорий в национальные проекты и качество их развития напрямую зависят от активности региональных и местных властей. Вопросы участия органов местного самоуправления в общенациональных приоритетах развития изучаются давно, но с расширением проектов федерального уровня и их финансирования эта тема остается актуальной [9, c.34].Эффективное взаимодействие между федеральными, региональными и муниципальными властями остается важным в условиях федеративного государства. Участие разных уровней управления может проявляться разнообразно, включая финансовую поддержку, нормативное участие и вовлечение граждан в процессы принятия решений.Важно не только финансирование из местных бюджетов, но и активное участие местных жителей в процессах развития на муниципальном уровне. Этот опыт уже применяется в России, но требует дальнейшего развития, учитывая региональные особенности.Национальные проекты могут стать фундаментальной основой для качественного взаимодействия органов власти на разных уровнях в системе публичной власти. Их реализация и достижение национальных целей должны учитывать активное участие органов местного самоуправления, учитывая их природу и значение в местном управлении.Интеграция работы органов местного самоуправления и управления государства в системе национальных проектов является логичным шагом. Национальные проекты, задуманные государством в интересах общества, лежат на плечах всех уровней государственной власти. Необходимо новое, более четкое сотрудничество и координация между государственными и муниципальными органами, превосходящие текущие формы "участия", закрепленные в законодательстве. Степень координации должна находиться между сотрудничеством и контролем, сохраняя независимость местного самоуправления [22, c.54.Координация может быть реализована через:согласование целей и стратегических задач в рамках совместных действий;включение представителей органов местного самоуправления в рабочие группы региональных проектов, особенно при участии конкретной территории;повышение заинтересованности представителей органов местного самоуправления в разработке и реализации проектов через финансовую поддержку муниципалитетов;обеспечение информационной поддержки для участия органов местного самоуправления в проектах;сбор и анализ данных об участии органов местного самоуправления в проектах для формирования статистической информации;интеграция муниципальных программ в региональные стратегии и национальные проекты с учетом местных задач;развитие и использование института инициативного бюджетирования на региональном уровне.Внедрение механизмов координации должно строго соответствовать законодательству и установленным целям, а не быть слишком широким. Расширение компетенции местного самоуправления важно для внедрения координации деятельности органов власти. Развитие необходимых методических материалов, обучение депутатов и руководителей местного самоуправления играют важную роль в успешной реализации национальных проектов.Отсутствие связи между различными уровнями власти приводит к проблемам в разграничении обязанностей, что мешает эффективному развитию территорий. Недостаточная подготовленность муниципальных депутатов и служащих, а также недостаток компетенций у высших должностных лиц органов местного самоуправления являются факторами, затрудняющими выполнение задач по модернизации экономики и развитию территорий.Участие органов местного самоуправления и их взаимодействие с органами государственного управления требуют повышенной квалификации должностных лиц и служащих. Программы обучения муниципальных служащих должны быть модульными, учитывая специфику региона и решаемые задачи [22, c.55].Проблемами, препятствующими активному участию населения в решении проблем местного сообщества, являются недостаток знаний, недостаток возможностей, отсутствие уверенности в способности населения влиять на решения всего КТОСа, недоверие к КТОСу в целом и к чиновникам.Поэтому необходимо разработать общегородскую программу «Давайте лично участвовать в жизни города», чтобы активизировать участие граждан в развитии местного самоуправления, способствовать развитию общественной активности и гражданской социальной ответственности, создать более благоприятные условия для самореализации граждан.Одной из проблем является отсутствие специальной литературы по отдельным направлениям деятельности TPSG. Можно организовывать региональные и всероссийские конференции и семинары по проблемам и перспективам развития ТПСГ, проводить систематическую работу по распространению лучшего опыта организаций ТПСГ, в том числе форм и методов решения важных региональных проблем через СМИ, участие общественности. Необходимо разработать и реализовать мероприятия, направленные на распространение знаний об организации TPSG и повышение доверия к ней со стороны населения .Развитие групп дружественного общества может быть необратимым только при наличии эффективной системы поддержки, пробуждающей инициативу граждан и делающей их реальной силой в обществе. Более активное непосредственное участие граждан во всех сферах общественной жизни и усиление контроля населения за действиями всенародно избранных муниципальных органов власти будут способствовать общему улучшению ситуации в муниципалитетах.Таким образом, потенциал местного самоуправления в решении проблем социальной сферы может быть в значительной степени реализован при условии создания механизма социального партнерства между муниципалитетами и жителями. Для того чтобы такие механизмы работали на практике, необходимы финансовые рычаги. В этом смысле благоприятным инструментом оказались социальные гранты для органов местного самоуправления.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ текущем времени Россия проходит через начальный этап формирования нового типа местного управления, который является продолжительным и сложным.При существующих условиях демократизации, изменениях в общественной жизни и принятии новой Конституции, у России есть реальные перспективы разработать современную модель местного управления. Однако негативные экономические факторы, нестабильная структура Российской Федерации, распад традиций и быстрые изменения в политической обстановке, а также отсутствие "чувства стабильности" у населения, которое непосредственно участвует в формировании органов местного управления, затрудняют реализацию этой модели.Современная модель местного управления включает в себя систему взаимоотношений между органами государственной власти и местными управленческими организациями, а также между представительскими и исполнительными органами местного управления. Новая модель представляет собой единую систему местного управления с разнообразными территориальными и организационными формами, которая является ключевым элементом конституционной структуры Российской Федерации.Местное управление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не являются подчиненными друг другу. Данный принцип распространяется на отношения между муниципалитетами, государственными органами и муниципальными органами. Муниципальные образования имеют экономическую и финансовую автономию в пределах своей компетенции. Устав местного управления определяет название, процедуру формирования, полномочия и сроки их действия.Модель местного управления в современности осуществляется через несколько ключевых функций, включающих разрешение вопросов административно-территориального деления, компетенцию в экономической и финансовой сферах, обеспечение местного социального развития и поддержку культурного и художественного прогресса.Чтобы местное управление было эффективным и соответствовало потребностям жителей, требуется развивать муниципальную демократию, создавать лучшие условия для самостоятельного принятия населением решений по вопросам регионального значения, поддерживать гражданские инициативы и помогать людям в реализации своей активности.Активность населения и его чувство ответственности за организацию общественной жизни выражаются через местное управление. Это подразумевает гарантирование прав и возможностей граждан для участия в управлении, улучшение методов местного управления и преодоление политической апатии и безграмотности среди граждан.Реализация потенциала местного управления представляет реальную возможность установления новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.Современные модели местного управления, в отличие от централизованных систем, стремятся приблизить власть к населению, создавая менее бюрократизированный и более гибкий механизм управления. Данный аспект способствует демократизации структуры управления и эффективному решению местных проблем. Согласно современной российской типологии местного управления, они тесно взаимодействуют с различными формами прямого участия граждан, предполагая оптимальное сочетание прямых и представительных демократических институтов, формальных и неформальных структур, профессиональной и общественной работы.В современной России формирование структур местного управления представляет собой сложный и длительный процесс, требующий учета широкого спектра социальных, политических и экономических факторов, а также готовности общественного сознания и скорости изменения убеждений граждан. Задержка в реализации принципов местного управления и соответствующих конституционных прав граждан, зафиксированных в Конституции, обусловлена данными обстоятельствами.Суть местного управления как формы власти не имеет полного определения в современной концепции организации местного управления в России. Оно представляет собой форму публичной власти, однако решения, принимаемые на уровне местного управления, обязательны к исполнению всеми органами на соответствующей территории. Современное управление на местном уровне как особая форма власти характеризуется объединением общественной и государственной природы.Для улучшения системы отчетности представительных органов, в первую очередь глав муниципальных образований и выбранных ими лиц, необходимо определить границы их самостоятельности и предусмотреть механизмы их замены при необходимости. Взаимоотношения между представительными и исполнительными органами местного управления должны строиться на принципе общности целей и задач, направленных на поддержку важных для жителей местного общества и не быть предметом политической борьбы.Существенное внимание следует уделить процедурным нормам, регулирующим использование прямых демократических институтов. Необходимо создать в муниципалитетах механизмы, позволяющие участвовать населению в управлении местным управлением. Новые муниципальные администрации должны улучшить четкость и эффективность административного разделения для более эффективного решения местных проблем.Не менее важно пересмотреть взаимоотношения между органами государственной власти и местными управленческими органами. Органы государственной власти, особенно федерального уровня, периодически передают организациям местного управления общегосударственные задачи без обеспечения достаточных финансовых ресурсов.Исследование развития современных моделей организаций местного управления в России показывает, что переход от теоретических концепций к их практической реализации представляет собой сложный и длительный процесс, который требует более глубокого осмысления. Текущее развитие российского общества включает в себя формирование системы местного управления, поэтому дальнейшие исследования в этой области должны быть продолжены.Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации стоит перед сложной задачей становления современной модели, соответствующей демократическим стандартам и удовлетворяющей потребности граждан. Несмотря на обозначенные тенденции развития, включая демократизацию, определение компетенций и создание условий для активного участия населения, существует целый ряд вызовов, мешающих полноценной реализации этой модели.Для достижения эффективной модели местного самоуправления необходимо учитывать разнообразные социальные, политические и экономические условия, активно развивать участие граждан в управлении и обеспечивать баланс между представительством и прямой демократией. Реформирование системы подотчетности и определение границ самостоятельности глав муниципальных образований также играют важную роль в эффективном развитии местного самоуправления.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция) // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».Статья 61.1. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов // Правовая справочно-информационная система «Гарант».Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 г. N 236-О "По запросу Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности пункта "е" статьи 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, статьи 2 и пункта 3 статьи 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике" // Правовая справочно-информационная система «Гарант».Федеральный закон "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 27.05.2014 N 136-ФЗ (последняя редакция) // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».Галаев А.А. Развитие местного самоуправления в Российской Федерации // Экономика, социология и право. – 2017. – № 10. – С. 32-36. Горяченко Е.Е., Малов К.В. Реформирование системы местного самоуправления: оценки и проблемы // Регион: Экономика и Социология. – 2017. – № 1(93). – С. 271-291. Долганева А.В. Понятие и сущность местного самоуправления Российской Федерации // Мир современной науки. – 2020. – № 5(63). – С. 35-36. Домнина А.В. Местное самоуправление: современные тенденции развития // Законность и правопорядок. – 2018. – № 4(20). – С. 94-98. Жигалов О.С., Козачук Е.С. Теоретические основы местного самоуправления // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 1-1(10). – С. 53-59. Забавка В.И., Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Основные тенденции развития местного самоуправления (муниципального управления) и их роль в системе единой публичной власти // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2021. – № 1. – С. 119-125. Забавка В.И., Хазова В.Е. Современные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации в рамках конституционного реформирования в системе единой публичной власти // Криминологический журнал. – 2020. – № 3. – С. 8-12. Ильинская Е.В. Развитие системы местного самоуправления сельских территорий в новых экономических условиях // Региональные агросистемы: экономика и социология. – 2017. – № 3. – С. 1-9. Карева А.В. Особенности становления и развития местного самоуправления в России // Выборы: теория и практика. – 2020. – № 2(54). – С. 47-53. Кузьмина В.В. Местное самоуправление как способ обеспечения экономической безопасности муниципального образования // Экономическая безопасность как парадигма современной теории и практики управления. – 2019. – С. 181-184. Лось Л.В. Развитие местного самоуправления в России: Теоретические аспекты // Океанский менеджмент. – 2021. – № 3(12). – С. 66-71. Мирошников С.Н. Местное самоуправление в системе публичной власти и национальных проектах // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 21-27. Нагуманова О.М. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления с населением в России // Наука через призму времени. – 2017. – № 4(4). – С. 131-133. Петросян Т.А. Проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления в России // Интерактивная наука. – 2019. – № 2(36). – С. 54-56. Продиблох Н.Е. Местное самоуправление как ресурс общественного развития: эффективность функционирования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2018. – № 2. – С. 143-149. Ракова О.Б. Понятие и сущность местного самоуправления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 8-1. – С. 266-268. Рахимова Ю.И. Становление и развитие местного самоуправления в России // Наука XXI века: проблемы и перспективы. – 2016. – № 1(4). – С. 186-195. Сеничева Л.В., Шуваев Ю.В. Теоретические основы организации взаимодействия органов власти с населением // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 1-2(11). – С. 436-446.Соловьева А.Д. Методы взаимодействия между органами местного самоуправления и населением // Вестник научных конференций. – 2020. – № 12-2(64). – С. 100-104. Тарасова К.Ю. Понятие и сущность местного самоуправления // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Воронеж, 20 мая 2021 года. Том Часть 2. – 2021. – С. 204-206. Федотов Д.А. Формирование системы местного самоуправления в 1990-е и последующая её модернизация в 2000-е годы // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 28. – С. 1362-1373. Хадиков А.Т., Хевсаков А.В., Хевсаков В.В. Современный этап развития местного самоуправления в России // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2017. – С. 75-79. Чиркова Ю.Р. История становления и развития системы местного самоуправления в Российской Федерации // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – № 6(31). – С. 67-71. Чихладзе Л.Т., Ганина О.Ю. Новые тенденции развития местного самоуправления в свете конституционной реформы 2020 г // Цивилизация знаний: российские реалии. – 2022. – С. 68-76. Шепилова А.Р. Понятие и сущность местного самоуправления // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 5(121). – С. 1-2.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
2. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция) // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
3. Статья 61.1. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
5. Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 г. N 236-О "По запросу Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности пункта "е" статьи 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, статьи 2 и пункта 3 статьи 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике" // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
6. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
7. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 27.05.2014 N 136-ФЗ (последняя редакция) // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
9. Галаев А.А. Развитие местного самоуправления в Российской Федерации // Экономика, социология и право. – 2017. – № 10. – С. 32-36.
10. Горяченко Е.Е., Малов К.В. Реформирование системы местного самоуправления: оценки и проблемы // Регион: Экономика и Социология. – 2017. – № 1(93). – С. 271-291.
11. Долганева А.В. Понятие и сущность местного самоуправления Российской Федерации // Мир современной науки. – 2020. – № 5(63). – С. 35-36.
12. Домнина А.В. Местное самоуправление: современные тенденции развития // Законность и правопорядок. – 2018. – № 4(20). – С. 94-98.
13. Жигалов О.С., Козачук Е.С. Теоретические основы местного самоуправления // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 1-1(10). – С. 53-59.
14. Забавка В.И., Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Основные тенденции развития местного самоуправления (муниципального управления) и их роль в системе единой публичной власти // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2021. – № 1. – С. 119-125.
15. Забавка В.И., Хазова В.Е. Современные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации в рамках конституционного реформирования в системе единой публичной власти // Криминологический журнал. – 2020. – № 3. – С. 8-12.
16. Ильинская Е.В. Развитие системы местного самоуправления сельских территорий в новых экономических условиях // Региональные агросистемы: экономика и социология. – 2017. – № 3. – С. 1-9.
17. Карева А.В. Особенности становления и развития местного самоуправления в России // Выборы: теория и практика. – 2020. – № 2(54). – С. 47-53.
18. Кузьмина В.В. Местное самоуправление как способ обеспечения экономической безопасности муниципального образования // Экономическая безопасность как парадигма современной теории и практики управления. – 2019. – С. 181-184.
19. Лось Л.В. Развитие местного самоуправления в России: Теоретические аспекты // Океанский менеджмент. – 2021. – № 3(12). – С. 66-71.
20. Мирошников С.Н. Местное самоуправление в системе публичной власти и национальных проектах // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 21-27.
21. Нагуманова О.М. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления с населением в России // Наука через призму времени. – 2017. – № 4(4). – С. 131-133.
22. Петросян Т.А. Проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления в России // Интерактивная наука. – 2019. – № 2(36). – С. 54-56.
23. Продиблох Н.Е. Местное самоуправление как ресурс общественного развития: эффективность функционирования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2018. – № 2. – С. 143-149.
24. Ракова О.Б. Понятие и сущность местного самоуправления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 8-1. – С. 266-268.
25. Рахимова Ю.И. Становление и развитие местного самоуправления в России // Наука XXI века: проблемы и перспективы. – 2016. – № 1(4). – С. 186-195.
26. Сеничева Л.В., Шуваев Ю.В. Теоретические основы организации взаимодействия органов власти с населением // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 1-2(11). – С. 436-446.
27. Соловьева А.Д. Методы взаимодействия между органами местного самоуправления и населением // Вестник научных конференций. – 2020. – № 12-2(64). – С. 100-104.
28. Тарасова К.Ю. Понятие и сущность местного самоуправления // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Воронеж, 20 мая 2021 года. Том Часть 2. – 2021. – С. 204-206.
29. Федотов Д.А. Формирование системы местного самоуправления в 1990-е и последующая её модернизация в 2000-е годы // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 28. – С. 1362-1373.
30. Хадиков А.Т., Хевсаков А.В., Хевсаков В.В. Современный этап развития местного самоуправления в России // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2017. – С. 75-79.
31. Чиркова Ю.Р. История становления и развития системы местного самоуправления в Российской Федерации // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – № 6(31). – С. 67-71.
32. Чихладзе Л.Т., Ганина О.Ю. Новые тенденции развития местного самоуправления в свете конституционной реформы 2020 г // Цивилизация знаний: российские реалии. – 2022. – С. 68-76.
33. Шепилова А.Р. Понятие и сущность местного самоуправления // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 5(121). – С. 1-2.