Товароведческий анализ различных групп товаров аптечной ассортимента

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Фармацевтика
  • 30 30 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 28.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Фармацевтическая товароведческая деятельность в аптечных организациях 5
1.1 Основы фармацевтического товароведения. Основные понятия и определения 5
1.2  Нормативно-правовое регулирование розничной торговли и ассортимента аптечных организаций 6
1.3 Товары аптечного ассортимента, их классификация 9
2. Теоретические аспекты ассортиментной политики в розничной аптечной организации 13
2.1 Понятие, сущность и структура товарного ассортимента аптечной организации 13
2.2 Маркетинговые характеристики ассортимента: широта, полнота, глубина, рациональность структуры, устойчивость ассортимента 15
2.3 Планирование, формирование и управление ассортиментом аптечной организации 17
3. Анализ состояния ассортимента различных групп товаров в аптеке базы практики 20
3.1 Анализ товарного ассортимента различных групп товаров 20
3.2 Формирование оптимального ассортиментного портфеля различных групп товаров 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Фрагмент для ознакомления

Большая часть ассортимента лекарственных средствп относятся к препаратам отечественного производства. Их доля составила 64,10%, когда как доля импортных ЛС – только 35,90% (рисунок 3).Рисунок 3 – Доля препаратов импортного и отечественного производстваДоля препаратов из спискаЖВНЛП представлена на рисунке 4. Как следует из рисунка, доля препаратов из списка ЖНВЛП составляет 35,96%.Подводя итоги, отметим, что большая часть ассортимента аптеки – это лекарственные средства, медицинские изделия, средства личной гигиены, парфюмерно-косметические средства. Большая часть препаратов – это препараты, предназначенные для воздействия на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Среди лекарственных препаратов преобладают отечественные по количеству позиций, импортные в стоимостном выражении. Доля препаратов из списка ЖВНЛП варьирует в пределах 28,4-36,0%.Рисунок 4 – Доля препаратов из списка ЖВНЛПТаким образом, ширина ассортимента составляет 8 ассортиментных групп в целом, 14 ассортиментных групп по группе лекарственных препаратов.Если учесть, что на момент исследования в Государственном реестре лекарственных средств было указано около 15000 действующих препаратов, то полнота ассортимента составила 3345 / 15000 = 0,22.3.2 Формирование оптимального ассортиментного портфеля различных групп товаровАнализ особенностей управления ассортиментом аптеки показал, что при формировании ассортимента применяются следующие показатели:Экономические показатели:емкость рынка по конкретной ассортиментной позиции;величина прожиточного минимума населения в регионе;средняя заработная плата в регионе;численность населения в зоне обслуживания;Медицинские показатели:динамика заболеваемости острыми и хроническими патологиями в регионе.Производители и поставщики:число производителей;число поставщиков.Покупатели:удовлетворенность покупателей ассортиментом аптеки;анализ потребительского поведения покупателей, соотношения рационального и эмоционального выбора.Ассортимент:широта ассортимента;полнота ассортимента;глубина ассортимента;коэффициент обновления ассортимента;ценовая доступность ассортимента;индекс роста цен;соотношение отечественных и импортных товаров.Финансово-хозяйственные показатели:АВС-анализ;рентабельность;себестоимость единицы продукции;план продаж;объем продаж по конкретным ассортиментным группам в ценовом и количественном отношении;дестрибуция товара;контроль остатков;контроль качества поступающего товара.Нормативно-правовые показатели:наличие товаров из списка Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;право учреждение на реализацию того или иного типа товаров аптечного ассортимента.В целом анализ динамики аптечного ассортимента показал, что используется несколько основных стратегий.Расширение ассортимента ка стратегия управления аптечным ассортиментом применялась при открытии аптечной организации и на этапе становления ее деятельности на протяжении 8-12 месяцев. В рамках данной стратегии ассортимент расширялся на основе маркетинговых исследований, в частности, на основе анализа собственного ассортимента, анализа ассортимента конкурентов, покупательского спроса. Так, в момент открытия аптечной организации в не было представлено 4119 позиций из 5 ассортиментных групп (лекарственные средства, медицинские изделия, предметы и средства личной гигиены, БАДы), а через 12 месяцев после открытия – 5011 позиций из всех 9 ассортиментных групп.Далее шло параллельное применение таких стратегий как:Углубление ассортимента. Спустя 12 месяцев после открытия аптечной организации стратегия сменилась на стратегию углубления ассортимента. Данная стратегия базировалась на покупательском спросе и состояла в том, чтобы расширить ассортимент за счет расширения тех групп товаров, которые пользовались наибольшим спросом. Наиболее значимому расширению подверглись лекарственные препараты из таких ассортиментных групп как А. Пищеварительный тракт и обмен веществ, R. Дыхательная система, M. Костно-мышечная система, С. Сердечно-сосудистая система.Сужение ассортимента. Параллельно с углублением ассортимента шел процесс его сужения в части тех позиций, которые не показали высокого спроса в течение первых 12 месяцев работы медицинской организации. В организации данный процесс имел частичный характер, т.е. число ассортиментных групп сохранилось, однако снизился ассортимент по таких группам как очковая оптика и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского, диетического питания.Прореживание ассортиментных групп. Данная стратегия также применялась параллельно с другими стратегиями и заключалась в том, что ассортимент товаров постоянно актуализировался. В частности, менее эффективные, более старые препараты удалялись, а более новые – вводились в ассортимент.Каким образом можно изменить подход к формированию ассортимента, исходя из результатов исследования?Во-первых, необходимо проводить регулярные опросы мнения посетителей аптеки по поводу ассортимента. В частности, предлагается проводить анкетирование, разместить в зале книгу пожеланий. Те позиции, которые будут чаще всего встречаться в анкетировании и книге пожеланий следует вводить в ассортимент аптеки.Во-вторых, необходимо провести анализ ассортимента аптеки с точки зрения доли отдельных позиций в объемах продаж. Те позиции, которые не реализуются долгое время необходимо изучить, провести опрос посетителей аптеки о причине их низкой популярности и, по возможности, вывести из ассортимента аптеки, оставив возможности привоза данных позиций под заказ.В-третьих, необходимо увеличить долю медицинских изделий, т.к. их ассортимент относительно не высок. Здесь следует ориентироваться на ассортимент соседних аптечных учреждений, расположение аптеки, мнение посетителей аптеки.В четвертых, необходимо шире представить предметы и средства личной гигиены, минеральные воды, продукты лечебного, детского, диетического питания. Здесь также следует ориентироваться на ассортимент соседних аптечных учреждений, расположение аптеки, мнение посетителей аптеки.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, следует сделать следующие выводы:Ассортимент аптечной организации очень обширен, поэтому позиции ассортимента объединяются в группы, например в такие группы как лекарственные сресдтва, медицинские изделия, средства личной гигиены и др.Ассортиментная политика аптечной организации определяет ее способность удовлетворять потребности потребителей товаров аптечного ассортимента и, одновременное, этими же потребностями и определяется. При формировании такой политики необходимо проводиться соответствующие маркетинговые исследования.Структура ассортимента аптечной организации разнообразна, она зависит от локализации, размера аптеки. В целом преобладают ЛС, медицинские изделия, предметы и средства личной гигиены.Управление ассортиментом аптечной организации осуществляется посредством регулярного анализа ассортимента с использованием математических методов. Подвижность, гибкость системы управления очень важна, т.к. только в этом случае аптека будет адекватно и своевременно реагировать на изменение спроса.На примере аптеки было показано, что ассортимент аптеки достаточно широк. Вместе с тем, можно видеть преобладание лекарственных средств, медицинских изделий, БАДов. Объемы изъятия из обращения недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных товаров не значительны, большая часть из них изымается на стадии приемки товара, предпродажной его подготовки. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБожурС.Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С.Г. Божур. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 304 с.ГОСТ 31508-2012. Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования.Киселева Л.Г. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебное пособие / Л.Г. Киселева. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. 102 с.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 года №195-ФЗ.Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для использования в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета / И.И. Басакина, Д.С. Грицаненко, Д.А. Демиденок и др.; под ред. профессора И.А. Наркевича. – М.: Издательская группа ГЕОТАР-Медиа, 2019. – 523 с.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.07.2012 года №4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий».Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 года №780н «Об утверждении видов аптечных организаций».Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».Трофимова Е.О. Маркетинг в фармации: методология исследований фармацевтического рынка: учебное пособие для вузов / Е.О. Трофимова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 121 с.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года №63-ФЗ.Фармацевтический маркетинг: учебник для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования / Е.Л. Абдулманова, И.И. Басакина, Д.А. Большев и др.; под ред. И.А. Наркевича, О.Д. Немятых. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. – 616 с.Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.И. Суслов, М.Е. Добрусина, А.А. Чурин, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 319 с.Федеральный закон от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».Федеральный закон от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»Федеральный закон от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителя».Федеральный закон от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»Федеральный закон от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».Федеральный закон от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

1.Божур С.Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С.Г. Божур. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 304 с.
2.ГОСТ 31508-2012. Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования.
3.Киселева Л.Г. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебное пособие / Л.Г. Киселева. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. 102 с.
4.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 года №195-ФЗ.
5.Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для использования в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета / И.И. Басакина, Д.С. Грицаненко, Д.А. Демиденок и др.; под ред. профессора И.А. Наркевича. – М.: Издательская группа ГЕОТАР-Медиа, 2019. – 523 с.
6.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.07.2012 года №4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий».
7.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 года №780н «Об утверждении видов аптечных организаций».
8.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
9.Трофимова Е.О. Маркетинг в фармации: методология исследований фармацевтического рынка: учебное пособие для вузов / Е.О. Трофимова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 121 с.
10.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года №63-ФЗ.
11.Фармацевтический маркетинг: учебник для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования / Е.Л. Абдулманова, И.И. Басакина, Д.А. Большев и др.; под ред. И.А. Наркевича, О.Д. Немятых. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. – 616 с.
12.Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.И. Суслов, М.Е. Добрусина, А.А. Чурин, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 319 с.
13.Федеральный закон от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
14.Федеральный закон от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
15.Федеральный закон от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителя».
16.Федеральный закон от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
17.Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
18.Федеральный закон от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
19.Федеральный закон от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».