Жанр «Святочного рассказа» в творчестве Н. С. Лескова
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 29.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение …………………………………………………………….3
1. Святочный рассказ как жанр…………………………………….5
2. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова………..8
Заключение…………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………13
Чудо в традиции романтизма — чудо с элементами фантастического, вторжение инфернального мира в реальный мир, оно иррационально. В традиции реализма — это чудо внутреннего преображения личности (во внешних признаках не проявляется). Именно оно происходит в рассказе Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье» (1885).Здесь представлен «рассказ в рассказе». Экспозиция, от автора, — картина литературного спора, основой которого является проблема жанра святочного рассказа. Спорящие интересуются, можно ли в святочном рассказе обойтись без сказочных героев. И тогда на сцену выходит рассказчик, от лица которого ведется последующее повествование. Здесь Лесков закладывает основу жанра святочного рассказа в реалистической традиции.Рассказчик делится историей «истинного происшествия», случившегося сего родным братом. В этом нет ничего сверхъестественного и удивительного.Герой приезжает к брату на святки с твёрдым намерением жениться во что бы то ни стало. Невеста герою выбрана просто замечательная, зовут её Маша. Но рассказчик против брака Маши с братом, потому что он считал, что отец невесты оставит её без приданого. Для рассказчика материальные ценности важнее духовных. Однако отец невесты дарит ей на Новый год жемчужное ожерелье.Этот подарок символизирует испытание и для жениха, и для отца Маши. Отец невесты становится воплощением искушающего начала, призванного проверить духовные ценности жениха. Брат рассказчика выдерживает это испытание, доказывая, что может считаться добродетельным человеком.Стоит отметить, что в произведениях Н.С. Лескова прослеживается связь со святочными рассказами Ч. Диккенса. Это подтверждается наличием однотипных жанрообразующих элементов, а также реализацией концептов «семья», «дом», вниманием к христианским ценностным категориям (например, вертикаль человек – Бог). Естественно,что в содержательном наполнении рождественских текстов каждый из писателей оригиналени самостоятелен, что объясняется различием социальных и культурных ситуаций, в которых онипребывали. ЗаключениеЖанр святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова является ярким и интересным примером использования народных традиций и обрядов в литературе. Лесков сумел прекрасно передать атмосферу праздников, вызвать улыбку читателя и, в то же время, подвести его к задумчивому осмыслению общественных проблем и нравственности. Жанр святочного рассказа является важной частью русской литературной культуры и продолжает оставаться актуальным и сегодня.Святочный рассказ является одним из ведущих жанров творчества Лескова. Писатель регулярно к нему обращался, четко ощущал формальную и содержательную сторону этого жанра, осознанно включал произведения в жанровый контекст или выводил из него. Общность более чем двадцати святочных рассказов, созданных Лесковым в разное время, при разных обстоятельствах и опубликованных в разных печатных органах, определяетсяавторским видением жанра. В святочном рассказе воплотились творческиеискания Лескова как новеллиста, мастера сказа, создателя галереи ярких характеров.В произведениях Н.С. Лескова прослеживается связь со святочными рассказами Ч. Диккенса. Особую роль Н.С. Лесков отводит образу иконы. Упоминание тех или иных икон, святых образов в произведениях Н.С. Лескова, относящихся к жанру святочного рассказа, отнюдь не случайно. В них упоминаются как отдельные более или менеесоответствующие реальности произведения иконописи в целях создания конкретного образа у читателя, более «вещного»представления (что, кроме всего прочего, отвечает и одному из принципов – описанию «реальности», реальных фактов), так и встречаются многочисленные упоминания, родовые или обобщающие наименования святых образов, что позволяет читателюраспространить данное утверждение на большой объем сходных произведений.Список литературыЗенкевич С.И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. − СПб, 2005. − 23 с.Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. − 1992. − №2. – С. 113-127.СтарыгинаН.Н. Березина О.С., Михеева И.Н., Першина М.А. Межтекстовые связи святочного рассказа Н. С. Лескова с рождественской повестью Ч. Диккенса // Вестник Марийского государственного университета. − 2015. − №4 (19). – С. 100-106.ШкапаЕ.С. Роль иконы в святочных рассказах Н. С. Лескова // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. − 2015. − №2. – С. 56-66.
1. Зенкевич С.И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. − СПб, 2005. − 23 с.
2. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. − 1992. − №2. – С. 113-127.
3. Старыгина Н.Н. Березина О.С., Михеева И.Н., Першина М.А. Межтекстовые связи святочного рассказа Н. С. Лескова с рождественской повестью Ч. Диккенса // Вестник Марийского государственного университета. − 2015. − №4 (19). – С. 100-106.
4. Шкапа Е.С. Роль иконы в святочных рассказах Н. С. Лескова // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. − 2015. − №2. – С. 56-66.