Особенности правового регулирования труда государственных служащих
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 29.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 5
1.1 История развития и становления государственной службы 5
1.2 Принципы и цели государственной службы 12
1.3 Должности государственной службы 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ 19
2.1 Применение трудового законодательства к государственным служащим 19
2.2 Особенности трудового договора с государственными служащими 20
2.3 Правовое регулирование режима служебного времени и времени отдыха государственных служащих 25
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Для определения продолжительности рабочего времени гражданских служащих используется понятие «служебное время». Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени не может превышать сорока дней в неделю. Для служащих установлена пятидневная рабочая неделя. Для служащих может быть установлено также ненормированное служебное время. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом. В качестве компенсации за ненормированный служебный день служащим предоставляются дополнительные отпуска.
Время отдыха для гражданских служащих реализуется предоставлением им свободного времени за пределами времени необходимого для исполнения служебных обязанностей, а также предоставлением основных и дополнительных отпусков.
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Дополнительные отпуска гражданским служащим предоставляются в следующих случаях:
в качестве компенсации за ненормированный рабочий день
за выслугу лет из расчета 1 день за год службы
в связи с тяжелыми или опасными условиями гражданской службы, в том числе службы в местности с особыми климатическими условиями.
По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, опираясь на положения законодательства, можно сказать, что служебный контракт представляет собой разновидность трудового договора, который заключается с лицом, поступившим на гражданскую службу и регламентирует отношения между гражданином — государственным служащим и уполномоченным представителем государственного органа, в котором этот служащий работает. Контракт содержит все необходимые условия прохождения службы, закрепляет права и обязанности сторон. Государственный служащий в соответствии с контрактом имеет право на оплату своего труда, на предоставление отпусков и иные гарантии, связанные с осуществлением служебной деятельности. Контракт может изменяться и прекращаться в соответствии с основаниями, установленными законодательством. В целом регулирование трудовых отношений государственных служащих осуществляется по общим принципам, установленным законодательством, но с учетом специфики осуществления службы в государственном органе.
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система органов юстиции состоит из Министерства юстиции РФ и его территориальных органов - управлений по федеральным округам и управлений по субъектам РФ. Контроль за принимаемыми в РФ нормативными актами осуществляется путем их государственной регистрации, ведения реестров, проведения юридических экспертиз Осуществление контроля за регистрацией актов гражданского состояния позволяет органам юстиции получать информацию о таких важных факторах общественной жизни, как количество рождений, смертей, браков и т д. Регистрация некоммерческих организаций и контроль за их деятельностью также позволяет обеспечить законность в их образовании и деятельности.
Подведомственными Минюсту и территориальным органам юстиции являются органы исполняющие наказание и органы исполняющие судебные решения Эта сфер деятельности, связанная с обязательностью решений суда является одной из важнейших в правоохранительной деятельности, поскольку решения суда направлены на восстановление нарушенных прав и свобод, а решения о назначении наказания направлены на реализацию мер принуждения для лиц, нарушивших нормы закона. Надлежащее исполнение судебных решений это одно из условий обеспечения прав и свобод граждан и безопасности общества. Наконец адвокатура и нотариат также занимают значительное место в правоохранительной деятельности, поскольку органы адвокатуры обеспечивают оказание юридической помощи гражданам, а органы нотариата совершают юридически значимые действия, которые способствуют укреплению их прав. Контроль за деятельностью этих органов также задача органов юстиции. Отсюда органы юстиции обладают широкими полномочиями в различных сферах правоохранительной деятельности.
Структура Министерства юстиции может быть представлена следующим образом.
Руководитель — министр юстиции Чуйченко К.А.
Заместители министра в количестве 9 человек.
Центральный аппарат Министерства юстиции, который состоит из департаментов. Каждый департамент возглавляет директор.
Территориальные органы по субъектам РФ.
Подведомственные службы: ФСИН и ФССП.
Подведомственные организации.
Особенности осуществления государственной службы в центральном аппарате Минюста определяются Регламентом Министерства юстиции Российской Федерации". Согласно данному Регламенту Структура и штатное расписание центрального аппарата Минюста России утверждаются приказом Минюста России в пределах фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий), установленных Президентом Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.5 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452.
Структура центрального аппарата Минюста России включает в себя руководство Минюста России (Министра, его первого заместителя и заместителей, в том числе статс-секретаря - заместителя Министра), помощников (советников) Министра и структурные подразделения по основным направлениям деятельности - департаменты (в состав которых входят отделы), а также самостоятельные отделы.
В штатное расписание центрального аппарата Минюста России включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
Формирование центрального аппарата осуществляется на основе вакансий, имеющихся на основании утвержденного штатного расписания. Для преступления на государственную службу в Минюст требуется пройти конкурс в соответствии с правилами, рассмотренными выше по проведению конкурса на замещение должности государственной гражданской службы. Для проведения конкурса Минюстом формируется конкурсная комиссия. По результатам прохождения конкурса заключается служебный контракт и кандидат принимается на должность в центрально аппарате согласно штатному расписанию.
Таким образом, можно охарактеризовать основы реализации положений о трудовой деятельности государственных гражданских служащих на примере центрального аппарата Министерства юстиции РФ. Рассмотрев полномочия этих органов и учреждений. можно сказать, что органы юстиции осуществляют контроль за деятельностью разнообразных по своей направленности органов. Это и органы исполняющие наказания и органы обеспечивающие принудительное исполнение решений судов и органы оказывающие правовую помощь гражданам и осуществляющие защиту их прав и свобод путем совершения нотариальных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев основные особенности правового регулирования трудовой деятельности государственных служащих можно прийти к следующим выводам.
1. Государственная гражданская служба представляет собой вид государственной службы в РФ и направлена она на обеспечение выполнения функций государственных органов и обеспечение полномочий лиц, занимающих государственные должности. Аппарат государства включает в себя большое количество разнообразных государственных органов, наделенных законодательством определенными полномочиями, но эти полномочия должны быть реализованы конкретными лицами, которыми и являются государственные гражданские служащие. Государственная служба представляет собой разновидность трудовой деятельности, она предполагает выполнение определенного круга обязанностей, которые составляют часть функций государственного органа. Государственный служащий выполняет определенные для него обязанности и получает за это должностной оклад, который по сути является заработной платой. Однако для государственной службы по сравнению с трудовой деятельностью установлен ряд специфических особенностей, касающихся правового статуса служащих, оплаты их труда порядка поступления на службу и т д.
Правовой статус гражданского служащего характеризуется наличием прав и обязанностей, которые составляют основу его деятельности. Так гражданский служащий имеет право на организацию надлежащих условий осуществления им служебной деятельности, на оплату труда на отдых, на повышение квалификации, на доступ к необходимым документам для осуществления служебной деятельности и т д. Обязанности государственного служащего заключаются в выполнении своих должностных обязанностей, подчинении приказам вышестоящих должностных лиц, соблюдении правил внутреннего служебного распорядка, соблюдении установленных законодательством ограничений и запретов. Ограничения и запреты установленные для гражданского служащего являются спецификой его правового статуса. Ограничения связаны с невозможностью занятия должности гражданской службы при недееспособности или ограниченной дееспособности, назначения наказания, исключающего занятие должности гражданской службы, наличия заболевания, препятствующего осуществлению гражданской службы, наличия гражданства другого государства и других обстоятельств. Запреты установлены для занятий определенной деятельностью, которую нельзя совмещать с гражданской службой. Это относится к предпринимательской деятельности, деятельности на выборных должностях, и государственных должностях. Государственному служащему также запрещается использовать свои служебные полномочия вопреки интересам службы.
Служебный контракт заключается между гражданским служащим и представителем государственного органа, в котором проходит служба. Контракт является разновидностью трудового договора с включением некоторых административных элементов. Контракт включает права и обязанности сторон, наименование должности гражданского служащего, условия службы, размер оплаты труда и иные условия осуществления службы.
Служебное время для гражданских служащих — время исполнения ими своих служебных обязанностей устанавливается в общем порядке в размере 40 часов в неделю при пятидневной рабочей неделе. Возможно также установление ненормированного рабочего дня. Время отдыха составляет время, в течение которого служащий свободен от выполнения своих обязанностей, а также время ежегодных отпусков. Государственным служащим предоставляются основные отпуска и дополнительные отпуска, которые устанавливаются за выслугу лет, за особые условия труда и т д. Таким образом правовое регулирование трудовой деятельности гражданских служащих осуществляется на общих основаниях с установлением обязательных правил поступления на службу, прохождения и прекращения службы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 29.11.2023).
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. - 2003. - N 22. - ст. 2063.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. - 2004. - N 31. - ст. 3215.
Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" // "Российская газета". - N 11-12. - 17.01.1995.
Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. - 2005. - N 6. - ст. 439.
Приказ Минюста России от 02.08.2023 N 207 "Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.08.2023 (дата обращения 29.11.2023).
Учебная и научная литература
Афанасьева М.П. Конституционно-правовые гарантии равенства доступа к государственной и муниципальной службе / М.П.Афанасьева // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2020. - № 1. - С. 8.
Белковец Л. П., История государства и права России. Курс лекций / Л.П.Белковец, В.В. белковец. — Новосибирск. 2018. - 316 с.
Воробьев Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / под ред. Л.П. Волковой. М.: ДМК Пресс, 2020. -160 с.
Гончарук Н.С. Некоторые итоги реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации /Н.С.Гончарук // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2020. - № 2. - С. 7 — 11.
Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник /М.А. Исаев. - М.: Статут, 2018. - 840 с.
Корнийчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда /Г.А.Корнийчук. - М.: Альфа-Пресс, 2016. - 204 с.
Нечаева Т.В., Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп /Т.В.Нечаева, А.В. Кирилин. - М.: Деловой двор, 2019. - 368 с.
Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный) /А.А.Спектор, Э.В.Туманов. М. 2018. - 445 с.
Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография /В.П.Уманская, Ю.В.Малеванова. Москва: Норма, 2020. - 176 с.
Собрание Законодательства РФ.2004. N 31. ст. 3215.
Собрание Законодательства РФ.2002. N 1 (ч. 1). ст. 3.
Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск. 2018. С 72.
Исаев И. А. История государства и права России: Учеб. пособие. — М.2018. С.116
Собрание Законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 29.11.2023).
Афанасьева М.П. Конституционно-правовые гарантии равенства доступа к государственной и муниципальной службе // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2020. - № 1. - С. 8.
Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный). М.2018. С.20.
"Российская газета". N 11-12. 17.01.1995.
Гончарук Н.С. Некоторые итоги реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2020. - № 2. - С.11.
Собрание Законодательства РФ.2003. N 22. ст. 2063.
Собрание Законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.
Воробьев Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / под ред. Л.П. Волковой. М. 2020. С. 26.
Собрание Законодательства РФ.2005. N 6. ст. 439.
Корнийчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда. М.2016. С. 30.
Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.08.2023 (дата обращения 23.11.2023).
2
36
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 29.11.2023).
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. - 2003. - N 22. - ст. 2063.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. - 2004. - N 31. - ст. 3215.
5. Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" // "Российская газета". - N 11-12. - 17.01.1995.
6. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. - 2005. - N 6. - ст. 439.
7. Приказ Минюста России от 02.08.2023 N 207 "Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.08.2023 (дата обращения 29.11.2023).
Учебная и научная литература
1. Афанасьева М.П. Конституционно-правовые гарантии равенства доступа к государственной и муниципальной службе / М.П.Афанасьева // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2020. - № 1. - С. 8.
2. Белковец Л. П., История государства и права России. Курс лекций / Л.П.Белковец, В.В. белковец. — Новосибирск. 2018. - 316 с.
3. Воробьев Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
4. Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / под ред. Л.П. Волковой. М.: ДМК Пресс, 2020. -160 с.
5. Гончарук Н.С. Некоторые итоги реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации /Н.С.Гончарук // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2020. - № 2. - С. 7 — 11.
6. Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник /М.А. Исаев. - М.: Статут, 2018. - 840 с.
7. Корнийчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда /Г.А.Корнийчук. - М.: Альфа-Пресс, 2016. - 204 с.
8. Нечаева Т.В., Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп /Т.В.Нечаева, А.В. Кирилин. - М.: Деловой двор, 2019. - 368 с.
9. Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный) /А.А.Спектор, Э.В.Туманов. М. 2018. - 445 с.
10. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография /В.П.Уманская, Ю.В.Малеванова. Москва: Норма, 2020. - 176 с.