Артикуляторные расстройства и нарушение голоса
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 30.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования артикуляторных расстройств и нарушений голоса 5
1.1 Понятие артикуляторных расстройств и нарушений голоса, особенности и признаки 5
1.2 Формирование артикуляторных расстройств и нарушений голоса 9
Глава 2. Особенности формирования артикуляторных расстройств и нарушений голоса 14
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению особенностей формирования артикуляторных расстройств и нарушений голоса 14
2.2 Методические рекомендации по коррекции артикуляторных расстройств и нарушений голоса 20
Заключение 23
Список литературы 27
Но в школе он начинает отставать — у него большие сложности с овладением навыком речи, и никто не ожидал, что ребенок столкнется с такими трудностями.Однако в руководстве для школ по мерам повышения грамотностиуказывается, что для детей, которые наименее хорошо реагируют на эти меры, важно установить – посредством детальной оценки и тщательного мониторинга – необходимую комбинацию элементов, которые будут мотивировать их и обеспечивать их прогресс вобучении разговорной речи. Даже при наиболее известных условиях обучения реакция на вмешательстве у некоторых детей с риноллией может быть различнойи показывает, что они, скорее всего, нуждаются в интенсивном обучении, наиндивидуальной основе столько, сколько потребуется, чтобы направить их на путь к правильной разговорной речи.ЗаключениеЗа хорошее качество произношения звуков и ясной дикции отвечает по большей мереправильно поставленное речевое дыхание. Об этом в своих научных трудах писал М.Р. Львов: «умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». По его мнению, именно правильное и гармоничное дыхание является основой не только правильного и красивого звучания речи, но и полностью всех звуков, которые издает ребенок – плач, смех, крик, стоны, то есть абсолютно всех естественных эмоциональных реакций ребенка, которые он выражает посредством шумов и звуков [16]. Дыхание – это движения грудной клетки с определенной периодичностью, меняющейся от эмоционального и физического состояния, изменяющие ее объем и вызывающие возвратно-поступательное прохождение воздуха по дыхательным путям человека. Основная роль дыхательной системы человека заключается в доставке кислорода (O2) к тканям, организм должен удовлетворять метаболические потребности тех тканей, на которые затрачивается наименьшее количество энергии. Вторая важная роль дыхательной системы заключается в удалении побочного продукта диоксида углерода (CO2) из клеточного метаболизма организма человека. Грудная стенка корректно поддерживает соответствующие уровни мышечного давления, которые могут помочь в достижении общей цели (т.е. громкий голос).Грудная клетка также предотвращает типичное давление расслабления, наблюдаемое при нормальном дыхание для поддержания подглоткового давления для конкретной фонетической задачи. Действия грудной стенки зависят от объема легких. Например, высокая легочная громкость в начале фонации требует усиленного мышечного контроля грудной стенки, чтобы поддерживать соответствующее давление для речи, в то время как низкий объем легких требует большего выдоха и мышечных усилий для той же цели. Для фонации в низкий объем легких, положительное мышечное давление грудной стенки должно быть высоким, соответственно, для высокого объемы легких, давление релаксации высоки и, возможно, потребуется преодолеть с помощью мускулатуры грудной стенки. Диафрагма, преимущественно инспираторная дыхательная мышца, остается активным во время фонации, позволяя точно регулировать давление при изменении объема легких на протяжении всего звукового сегмента, а также для обеспечения быстрого вдоха вовремя связной речи. Если брюшная мускулатура отключена или удерживается напряженной, только грудная клетка отвечает за создание достаточного давления для фонации.При составлении планирования логопедической работы по профилактике нарушений речи у первоклассников, мы опирались на авторскую программу Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексикограмматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка с речевой патологией. Программа имеет 4 этапа и рассчитана на возрастную группу обучающихся любого года обучения в начальной школе. Логопедические темы представлены таким образом, чтобы по возможности сочетались с грамматическими темами школьной программы. Первый этап – профилактика.В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику, на восприятие и анализ окружающей действительности является одним из основных условий развития речевой функции. Поэтому у говорящих детей смыслоразличительная функция не нарушается. В ряде случаев наблюдается недоразвитие функций фонематического восприятия, анализа и синтеза.С учётом несформированности основных функций фонематической системы детей с нарушениями устной речи можно подразделить на две группы.Первая группа - нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем), которые проявляются в трудностях усвоения букв, обусловленных нечеткостью слухопроизносительных представлений о звуках, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (Б – П, Д- Т, С-Ш, Ж-Ш и т.д.).Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются:в пропусках согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках звуков (утка – «тука»);в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).Для доказательства эффективности проведенной логопедической работы нами был проведен контрольный эксперимент. После проведения обучающего эксперимента повторно были изучены навыки чтения вслух у детей экспериментальной и контрольной групп. По итогам проведения фронтального обследования были получены следующие результаты: у 100 % детей ЭГ отмечены улучшения чтения, выраженные в увеличении скорости чтения, изменении способа чтения на более высокий, появления понимания и выразительности чтения. В КГ также отмечены улучшения навыков чтения, однако они носят менее выраженный характер. При чтении детьми текста повествовательного характера были получены следующие данные и баллы. При чтении повествовательного текста результаты навыков чтения у детей улучшились по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Скорость чтения в ЭГ увеличилась на 55 %, в КГ - на 22 %. Количество ошибок в ЭГ снизилось почти на 50 %, в КГ – на 30 %. У детей ЭГ также улучшилась сознательность и выразительность чтения. При чтении рассказа-описания были получены следующие результаты налицо улучшения навыка чтения рассказа описательного характера. Скорость чтения в ЭГ увеличилась на 45 %, в КГ – на 12 %. Количество ошибок снизилось в двух группах почти в два раза, улучшилась сознательность и выразительность чтения. При чтении стихотворения были получены следующие результаты: были отмечены некоторые улучшения навыков чтения. Так, в ЭГ техника чтения увеличилась на 55 %, в КГ – на 27 %, количество ошибок в ЭГ сократилось в 2,5 раза, в КГ – в 2 раза, в двух группах улучшилась осознанность чтения, выразительность передачи материала.Список литературыАхметова Е.А. Коррекция звукопроизношения при ринолалии у дошкольников / Е. А. Ахметова, М. Б. Доровских // Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 20 – 21 ноября 2019 г. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – 183 – 186 с.Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие для ВУЗов.2-е издание, исправленное и дополненное / А.С. Балакирева. – М.: В. Секачёв, 2017. – 204 с.Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба/ Л. И. Вансовская. – Спб.: Гиппократ, 2000.Васильева Е. Е. Ринолалия: Учебное пособие / Е. Е. Васильева. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2007.Волосовец Т.В., Психолого-педагогическая характеристика детей с врожденной расщелиной губы и неба / Т.В. Волосовец, Е.А Соболева // Специальное образование. – 2002. – № 1. – С. 36-40. (РИНЦ)Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. – М: Детство-Пресс, 2007. – 472 с. Ешиев, А.М. Устранение послеоперационных дефектов при врождённых расщелинах губы и нёба / А.М. Ешиев // Инновации в науке. – 2015. – №10 (47). – С. 101-105.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.Жулина Е.В. Значение фонетической ритмики в коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста / Е.В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63 – 2. – С.173 – 176. (РИНЦ)Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.Каракулова Е. В. Коррекционная фонологоритмика: учебнометодическое пособие / Е. В. Каракулова. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 111 с.Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – Москва: ПАРАДИГМА, 2012. – 216 c. Лизунова Л.Р. Онтогенез речевой деятельности : курс лекций / Л.Р. Лизунова. –Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. – 111 c. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. Львов М. Р. Школа творческого мышления: учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах / М. Р. Львов. – Москва: Дидакт, 1993. – 183 с. Московкина А. Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии: учебное пособие / А. Г. Московкина, Н. И. Орлова. – Москва: Владос, 2015. – 224 с. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной, 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – Спб: Питер, 2009. – 370 с. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с. Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области: методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет; авторы-составители И. А. Филатова, Н. В. Обухова. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 184 с. (РИНЦ) Репина З. А. Логопедическая работа по формированию фонематической системы гласных звуков у детей с открытой ринолалией / З. А. Репина // Специальное образование. – 2017. – № 4. – С. 150 – 165. (Код ВАК 13.00.03)Смирнова И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 232 c. Соболева Е.А. Ринолалия / Е.А. Соболева. – М.: ACT: Астрель, 2006. – 126 с. Соломатина Г.И. Развитие фонематического восприятия у детей с врожденной расщелиной неба / Г.И. Соломатина // Логопед. – 2005. – №3. – С. 40 – 48.Специальная педагогика: учебник для вузов / Л. В. Мардахаев [и др.]; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – Москва: Юрайт, 2022. – 448 с.Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда /С. Л. Таптапова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с., ил.Федосеева Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии): учебное пособие / Е.С. Федосеева, М.В. Ярикова. – Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015. – 176 c. Филатова И. А. Модель психолого-педагогической работы по формированию мотивации к обучению русскому языку у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации федеральных стандартов / И. А. Филатова, Н. Е. Ильиных // Специальное образование. – 2019. – № 1. – С. 75–90. (Код ВАК 13.00.03)Филатова Ю.О. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей: формирование речевого дыхания: Учебно-методическое пособие / Ю.О. Филатова, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова и др. – Москва: Национальный книжный центр, 2017. – 80 c.Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции / Г. В. Чиркина // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 3 – 22. (РИНЦ)Чудесникова Т.А. Как сделать интересным занятие для ребенка с ринолалией / Т.А. Чудесникова // Современный детский сад. – 2015. – №4. – С. 37 – 40.
2.Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие для ВУЗов. 2-е издание, исправленное и дополненное / А.С. Балакирева. – М.: В. Секачёв, 2017. – 204 с.
3.Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
4.Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба/ Л. И. Вансовская. – Спб.: Гиппократ, 2000.
5.Васильева Е. Е. Ринолалия: Учебное пособие / Е. Е. Васильева. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2007.
6.Волосовец Т.В., Психолого-педагогическая характеристика детей с врожденной расщелиной губы и неба / Т.В. Волосовец, Е.А Соболева // Специальное образование. – 2002. – № 1. – С. 36-40. (РИНЦ)
7.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. – М: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
8.Ешиев, А.М. Устранение послеоперационных дефектов при врождённых расщелинах губы и нёба / А.М. Ешиев // Инновации в науке. – 2015. – №10 (47). – С. 101-105.
9.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
10.Жулина Е.В. Значение фонетической ритмики в коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста / Е.В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63 – 2. – С.173 – 176. (РИНЦ)
11. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
12. Каракулова Е. В. Коррекционная фонологоритмика: учебнометодическое пособие / Е. В. Каракулова. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 111 с.
13. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – Москва: ПАРАДИГМА, 2012. – 216 c.
14. Лизунова Л.Р. Онтогенез речевой деятельности : курс лекций / Л.Р. Лизунова. –Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. – 111 c.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
16. Львов М. Р. Школа творческого мышления: учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах / М. Р. Львов. – Москва: Дидакт, 1993. – 183 с.
17. Московкина А. Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии: учебное пособие / А. Г. Московкина, Н. И. Орлова. – Москва: Владос, 2015. – 224 с.
18. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной, 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
19. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – Спб: Питер, 2009. – 370 с.
20. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
21. Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области: методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет; авторы-составители И. А. Филатова, Н. В. Обухова. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 184 с. (РИНЦ)
22. Репина З. А. Логопедическая работа по формированию фонематической системы гласных звуков у детей с открытой ринолалией / З. А. Репина // Специальное образование. – 2017. – № 4. – С. 150 – 165. (Код ВАК 13.00.03)
23.Смирнова И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 232 c.
24.Соболева Е.А. Ринолалия / Е.А. Соболева. – М.: ACT: Астрель, 2006. – 126 с.
25. Соломатина Г.И. Развитие фонематического восприятия у детей с врожденной расщелиной неба / Г.И. Соломатина // Логопед. – 2005. – №3. – С. 40 – 48.
26. Специальная педагогика: учебник для вузов / Л. В. Мардахаев [и др.]; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – Москва: Юрайт, 2022. – 448 с.
27. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда / С. Л. Таптапова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с., ил.
28.Федосеева Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии): учебное пособие / Е.С. Федосеева, М.В. Ярикова. – Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015. – 176 c.
29.Филатова И. А. Модель психолого-педагогической работы по формированию мотивации к обучению русскому языку у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации федеральных стандартов / И. А. Филатова, Н. Е. Ильиных // Специальное образование. – 2019. – № 1. – С. 75–90. (Код ВАК 13.00.03)
30.Филатова Ю.О. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей: формирование речевого дыхания: Учебно-методическое пособие / Ю.О. Филатова, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова и др. – Москва: Национальный книжный центр, 2017. – 80 c.
31.Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
32. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции / Г. В. Чиркина // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 3 – 22. (РИНЦ)
33. Чудесникова Т.А. Как сделать интересным занятие для ребенка с ринолалией / Т.А. Чудесникова // Современный детский сад. – 2015. – №4. – С. 37 – 40.