Национальные культурные традиции досуговых форм современной социально-культурной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 11.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
I. Теоретические основы национально-культурных традиций досуговых форм современной социокультурной деятельности 6
1.1. Национальные культурные традиции как общественное явление 6
1.2.Специфика организации досуговых форм социально-культурной деятельности на основе культурных традиций 10
II. Национальные культурные традиции как основа в организации досуговых форм современной социально-культурной деятельности 16
2.1.Инновационный опыт использования культурных традиций в процессе реализации досуговых форм современной социально-культурной деятельности 16
2.2.Возможности для сохранения и адаптации культурных традиций в современной социально-культурной деятельности 21
Заключение 28
Список литературы 32
В старину на Зеленых святках стал традиционным обряд кумления, который проводят молодые девушки. По традиции, ритуал посестримства совершается двумя подругами, принявшими решение таким образом выразить свое духовное родство, закрепить дружеский союз. Чтобы провести обряд кумления, нужно выбрать уединенный уголок природы, конечно же, возле молодых березок. Основная часть обряда представлена свиванием кумильного венка – для этого используются яркие ленты, соединяющие березовые ветки в виде кольца. Сверху нужно повязать рушник. После все должны разбиться на пары и под обрядовую песню встать по разные стороны кумильного венка. Танец девушек также традиционен: они сходятся и расходятся, постепенно сближаясь, а после нужно трижды поцеловаться через кумильный венок. Финал обряда – дарение друг другу нужно передать сквозь веночек. Процесс дарения обязательно сопровождается добрыми пожеланиями, например, традиционно девушки делают друг другу счастливого замужества, здоровья, благополучия и т.п. Конечно же, ни один праздник не может обходиться без музыки! В этот день Праздника русской березки местный фольклорный коллектив ЛОПШЕНЬГСКО ДИВОВАНЬЕ выступает с репертуаром коренных песен и песен, посвященных празднику. Выступления данного коллектива очень популярны у всех жителей, благодаря этим выступлениям молодое поколение приобщается к традиционному фольклору, который наделен огромным воспитательным значением, ведь, как известно, народная словесность зародилась еще в глубокой древности. Ей удалось художественно отобразить важнейшие этапы жизни людей. То есть таким словесным искусством народ передавал из поколения в поколение основы человеческого бытия, что уже придает фольклору особую духовную и культурную ценность. А.Н. Афанасьев считал, что именно фольклор является источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Безусловно, через произведения фольклора люди знакомятся с этими национальными культурными традициями, фольклор – это значимое средство и инструмент культурной интеграции. Устные народные лирические тексты - это одно из определяющих средств, которые обеспечивают развитие личности, приобщая его к духовной составляющей народа. Также интересна позиция К. Д. Ушинского, который говорил, что фольклор вводит в атмосферу народного духа и чувства. Через фольклор мы познаем народную мудрость, овладеваем живой народной речью. Окружающий мир, картины жизни и быта в народных текстах силой метафоры опоэтизированы и представлены в теснейшей взаимосвязи и цельности. Фольклорные произведения помогают сохранять основы духовности и нравственности. После праздничного гулянья жители д. Лопшеньга в прекрасном настроении, распевая песни, идут к горе Ржичка, где на горе находится березка, у которой по традиции жители деревни водят хоровод. Также существует обычай вешать на березовые ветки ленточки и загадывать желания. В целом, вышеприведенные примеры показывают, что фольклор играет важную роль в социально-культурной деятельности, так как он является отражением истории, традиций и культуры народа. Благодаря разнообразию форм фольклора, его можно использовать в различных мероприятиях и событиях, направленных на развитие личности, сохранение и передачу культурного наследия.Образовательные мероприятия: фольклорные произведения, такие как сказки, легенды и пословицы, могут быть использованы для обучения детей и подростков истории, культуре и традициям своего народа.Фестивали и праздники: народные праздники, такие как Масленица, Пасха или Иван Купала, являются отличным поводом для проведения фольклорных фестивалей, на которых участники могут познакомиться с народными традициями, песнями, танцами и играми.Экскурсии и путешествия: в рамках экскурсий по историческим местам и культурным центрам можно организовывать фольклорные программы, которые знакомят туристов с обычаями и традициями данного региона.Семейные и общественные мероприятия: семейные встречи, корпоративы или волонтерские акции могут включать в себя элементы фольклора, создавая атмосферу тепла и уюта.ЗаключениеДосуговые формы социально-культурной деятельности обретают особую актуальность на современном этапе. В свободное время деятельность человека направлена на непосредственное формирование его индивидуальности, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, дает возможность человеку развивать свои творческие способности и задатки, повышать культурный уровень, эстетически, нравственно, физически совершенствоваться. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени. Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени через повышение образования, культурного уровня, овладение наукой, участие в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества [21].Культурная среда, в которой человек пребывает, определяет и его контакты. Чем более широким является представление социальной и социально-профессиональной структуры в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Там, где преимущественно осуществляется развитие одной – двух отраслей (монокультура, например хлопок), межличностные контакты носят куда более ограниченный и бедный характер. Таким образом, культурная среда представляет собой ту призму, через которую осуществляется воздействие на личность общей социальной среды, экономических общественных отношений, духовной жизни всего общества.На сегодняшний день многие люди много времени тратят на бездеятельный отдых. Особенно это касается молодежи. После преодоления тридцатилетнего возрастного барьера как у мужчин, так и у женщин, эти затраты становится гораздо меньше, хотя в целом, общие затраты времени на бездеятельный отдых выше затрат времени на общественную работу, физкультуру и спорт вместе взятые. Бездеятельный отдых является формой реализации социально и гигиенически неоправданных затрат времени отдыха, которые часто имеют связь с разными асоциальными явлениями (алкоголизм, противоправное поведение, правонарушения).Таким образом, важно, чтобы свободное время рационально использовалось человеком на разных уровнях, не только на личностном. Это будет способствовать его гармоничному развитию как личности, значимой части общественного целого.Огромным потенциалом в организации досуговых форм социально-культурной деятельности обладают национальные культурные традиции. Культурные традиции - это обычаи, обряды, праздники и другие проявления народной культуры, передающиеся из поколения в поколение. Они включают в себя фольклор, искусство, музыку, кухню, религию, спорт, язык и другие аспекты жизни общества. Национальные культурные традиции важны для формирования национальной идентичности, сохранения культурного наследия и передачи его будущим поколениям. Примеры национальных культурных традиций: празднование национальных праздников, проведение традиционных ритуалов, исполнение народных песен, участие в национальных спортивных соревнованиях.На современном этапе активно используются инновационные технологии организации социально-культурной деятельности, которые позволяют приобщить молодежь к национальной культуре. Среди форм организации социально-культурной деятельности на основе национальных культурных традиций можно выделить игры, массовые праздники. Что касается социокультурной функции, то необходимо отметить, что игра является сильным инструментом социализации личности, которое представлено социально-контролируемыми процессами целенаправленного воздействия на то, как личность усваивает опыт, духовные ценности и нормы, присущие обществу, социальной группе, кроме того, здесь же идет речь о стихийных и спонтанных процессах, которые влияют на то, как формируется личность. Социокультурная значимость игры отсылает нас к синтезу личностью культурного богатства, воспитательного потенциала, формирования его как личности, за счет чего индивид получает возможность становиться полноправным членом детского или взрослого коллектива. Процесс социализации в игре не сводим только к тому, что индивиды непосредственно взаимодействуют, здесь представлены многие общественные отношения, в том числе, глубокие и опосредованные. Игра является эталоном культуры, контролируемым феноменом, который к тому же выступает в качестве полного выражения самобытного в людях, психологического уклада народов, этносов, традиций сублимации. Социокультурный смысл, к примеру, национальной игры в том, что она выполняет задачу формирования типовых навыков социального поведения, специфических систем ценностей, выработки ориентации на групповые или индивидуальные действия, кроме того, здесь же нужно сказать о соревновательности и кооперации, развитии схожих этнических характеров, стереотипов социального поведения. Очень важна игровая досуговая деятельность для развития детей, подростков. Культуродосуговая игровая деятельность играет важную роль в творческом, нравственном, эстетическом становлении личности ребенка. Учреждения дополнительного образования сегодня предлагают широкий выбор форм игровой культуродосуговой деятельности, в частности, это сугубо игровые, творческие, праздничные мероприятия, обучающие программы и творческие мастер-классы и т.п. Организация культуродосуговой игровой деятельности детей базируется на общих педагогических принципах, в последние годы все большее значение при организации такой деятельности приобретает личностно-ориентированный подход, что в полной мере соответствует государственным стандартам.Массовые праздники являются важной частью культуры многих народов. Они могут быть связаны с религиозными, национальными или историческими событиями и отмечаются различными способами. Некоторые из наиболее известных массовых праздников включают в себя Рождество, Пасху, Хануку, Курбан-байрам, Дивали, Новый год, День независимости, День победы, День труда и другие. Каждый из этих праздников имеет свои традиции, обычаи и ритуалы, которые передаются из поколения в поколение.Цифровые инновационные технологии, конечно же, могут использоваться для организации массовых народных праздников, но они не должны заменять традиционные методы проведения мероприятий. Вместо этого, они могут быть использованы для улучшения коммуникации, распространения информации о празднике и привлечения большего количества участников. Например, можно использовать социальные сети для распространения информации о празднике, создания онлайн-сообществ для обсуждения его истории и традиций, а также для организации виртуальных мероприятий, таких как конкурсы, мастер-классы и вебинары. Кроме того, цифровые технологии могут помочь в создании интерактивных программ и приложений, которые позволят участникам праздника узнавать больше о его истории и традициях, а также участвовать в различных активностях.В заключительной части хотелось бы отметить, что необходимо сохранять национальные культурные традиции, активно внедрять их в социально-культурную деятельность, в разные формы организации и проведения досуга. В особенности это актуально для подрастающего поколения, которое проходит через этап социализации. Роль национальных культурных традиций в воспитании весьма велика. Инновационные формы организации социально-культурной деятельности также возможны, тем не менее, они не должны служить заменой главному, ради чего организуются массовые игры и праздники – это живое взаимодействие, познание на основе народной национальной культуры. Список литературыАриарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. - Санкт-Петербург, 2008. -792 с.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. – Спб., 1993. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. - Алма-Ата, 2011. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники. – М.: Астрель, 2015. – 96 с. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебник для вузов. – Санкт-Петербург, 2016. – 160 с.Буянкина Н.Д. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Барнаул, 2005. Весин Д.К. Праздник: организация и проведение. - М.: Наука, 2007. Ерошенков И. Н Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / А.Д. Жарков. - Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник.- М.:МГУКИ,2004.- 539 с. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2957992/Мусакулова, Д. А. Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе / Д. А. Мусакулова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 205-207.Санникова Т.М. Формы актуализации традиционной народной культуры в современных этнокультурных проектах. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-aktualizatsii-traditsionnoy-narodnoy-kultury-v-sovremennyh-etnokulturnyh-proektah?ysclid=lpl7y5eqn258880985Скачок, В. Е. Игра как философский феномен человеческой деятельности / В. Е. Скачок, А. М. Демьяненко, Е. А. Демьяненко, А. А. Котлярович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1193-1195. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24232Сокол, И.Н. Классификация квестов [Текст] / И.Н. Сокол // Молодой учений №6, 2014. - С. 138-140Социально-культурная деятельность в современном гуманитарном дискурсе: Коллективная монография /Авторск. коллектив: Н. Н. Ярошенко, К. И. Вайсеро, Л.Е. Востряков и др.; Сост .и науч. ред. Н.Н. Ярошенко; Московский государственный институт культуры. Москва : МГИК, 2021.Социально-культурная деятельность: теория и практика [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов 071800 Социально-культурная деятельность профиль "Менеджмент социально-культурной деятельности" / [Ю. Д. Багаув и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Забайкальский гос. ун-т". - Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2014. - 210 с.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2781924/Чижиков В.М. Новые подходы к технологиям менеджмента социально-культурной деятельности. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-tehnologiyam-menedzhmenta-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti?ysclid=lplaton2qu706986624Чистякова, К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян [Текст] / К.В. Чистякова // Работы молодых ученых -победителей конкурса. - 2013. - С. 20 – 22Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования : структурно-функциональный подход : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.05, 13.00.08 / Шарковская Наталия Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2009. Шевчук И.В. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность».//Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25838237Шулунова, Л. И. Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе / Л. И. Шулунова, Г. Л. Ажимбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 431-435. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н.Н. Ярошенко. - Москва: МГУКИ, 2007. - 360 с.
1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. - Санкт-Петербург, 2008. -792 с.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. – Спб., 1993.
3. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. - Алма-Ата, 2011.
4. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники. – М.: Астрель, 2015. – 96 с.
5. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебник для вузов. – Санкт-Петербург, 2016. – 160 с.
6. Буянкина Н.Д. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Барнаул, 2005.
7. Весин Д.К. Праздник: организация и проведение. - М.: Наука, 2007.
8. Ерошенков И. Н Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
9. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / А.Д. Жарков. - Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник.- М.:МГУКИ,2004.- 539 с. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2957992/
11. Мусакулова, Д. А. Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе / Д. А. Мусакулова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 205-207.
12. Санникова Т.М. Формы актуализации традиционной народной культуры в современных этнокультурных проектах. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-aktualizatsii-traditsionnoy-narodnoy-kultury-v-sovremennyh-etnokulturnyh-proektah?ysclid=lpl7y5eqn258880985
13. Скачок, В. Е. Игра как философский феномен человеческой деятельности / В. Е. Скачок, А. М. Демьяненко, Е. А. Демьяненко, А. А. Котлярович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1193-1195. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24232
14. Сокол, И.Н. Классификация квестов [Текст] / И.Н. Сокол // Молодой учений №6, 2014. - С. 138-140
15. Социально-культурная деятельность в современном гуманитарном дискурсе: Коллективная монография /Авторск. коллектив: Н. Н. Ярошенко, К. И. Вайсеро, Л.Е. Востряков и др.; Сост .и науч. ред. Н.Н. Ярошенко; Московский государственный институт культуры. Москва : МГИК, 2021.
16. Социально-культурная деятельность: теория и практика [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов 071800 Социально-культурная деятельность профиль "Менеджмент социально-культурной деятельности" / [Ю. Д. Багаув и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Забайкальский гос. ун-т". - Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2014. - 210 с.
17. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2781924/
18. Чижиков В.М. Новые подходы к технологиям менеджмента социально-культурной деятельности. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-tehnologiyam-menedzhmenta-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti?ysclid=lplaton2qu706986624
19. Чистякова, К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян [Текст] / К.В. Чистякова // Работы молодых ученых -победителей конкурса. - 2013. - С. 20 – 22
20. Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования : структурно-функциональный подход : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.05, 13.00.08 / Шарковская Наталия Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2009.
21. Шевчук И.В. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность».//Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25838237
22. Шулунова, Л. И. Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе / Л. И. Шулунова, Г. Л. Ажимбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 431-435.
23. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н.Н. Ярошенко. - Москва: МГУКИ, 2007. - 360 с.