Воспитательный потенциал школьной географии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности воспитания в школе 5
1.1 Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях 5
1.2 Основные факторы, влияющие на успешность воспитания 10
1.3 Роль географии в процессе воспитания личности школьника 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Методические особенности воспитательного потенциала школьной географии 20
2.1 Организация воспитательной работы на уроках географии 20
2.2 Разработка воспитательного урока по географии 24
Выводы по второй главе 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления

Велика роль предмета в формировании навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека. Эти вопросы изучаются на уроках «Климат и люди», теме «География населения мира», на уроках темы «География крупных регионов России».Все больше мы говорим сегодня о духовно-нравственном воспитании детей и подростков, в том числе и на основе православной культуры. Религиозные вопросы также изучаются в курсе географии. На уроках географии можно использовать факты о влиянии религии на экономическое и социальное развитие государства и народа [6].Уроки географии также успешно решают задачи профессионального и трудового образования. Ученики знакомятся с профессиями, связанными с географическими науками:картографы, почвоведы, экологи, океанологи, синоптики, гидрологи, экономисты и др. В данном случае уместно проводить занятия в форме ролевых или деловых игр, групповой работы.На уроках, проводимых в нетрадиционном формате: урок-исследование, урок-практикум, урок-репортаж, урок-портрет, конференция, деловая игра, в большей степени проявляется творчество, развивается любознательность и образное мышление, дети учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, общению [7].Проблемная подача материала, выполнение творческих заданий, организация выставок творческих работ – вот некоторые формы работы, которые помогают учащимся раскрыть себя как личности и вызывают интерес к предмету [16].Таким образом, уроки географии оказывают всестороннее воздействие на ребенка и обладают большим воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал урока и внеклассной деятельности может быть очень высоким, если обучение происходит под комплексным воздействием: стиля учебного общения, дидактической структуры урока, формы урока и методических приемов, используемых учителем.Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, оказывающие влияние на развитие личности школьников.2.2 Разработка воспитательного урока по географииВ данном параграфе мы разработали занятие, направленное на патриотическое воспитание учащихся (табл. 1).Тема урока: «Россия – многонациональное государство. География религий».Класс: 8.Цель урока: сформировать патриотическую идентичность учащихся, развивать уважение к многонациональному и многоконфессиональному характеру Российской Федерации, а также понимание важности географии религий для формирования культурного разнообразия.Задачи урока:1. Ознакомить с многонациональным составом населения России и разнообразием культурных традиций.2. Сформировать понимание роли и важности многонационального государства.3. Развить навыки анализа карт, а также их интерпретации.4. Воспитать уважительное отношения к религиозному многообразию.Планируемые результаты:Личностные результаты:1. Уважение к своей стране, понимание важности ее культурного разнообразия.2. Уважение к культурным и религиозным особенностям других людей.Метапредметные результаты:Познавательные:1. Понимание географического распределения национальных групп в России.2. Знание основных религиозных течений и их географического распространения в стране.Регулятивные:1. Умение анализировать карты и графики.2. Способность к самостоятельной работе с информацией.Коммуникативные:1. Умение выражать свою точку зрения и слушать точки зрения других.2. Способность обсуждать и аргументировать свои взгляды.Предметные результаты:1. Знание о многообразии этнических групп и религий в России.2. Умение использовать географические знания для понимания социокультурных процессов в стране.Тип урока: комбинированный урок.Оборудование: учебник 8 класс, карты «Народы России. РелигииРоссии», политико-административная карта РФ.Таблица 1. – Технологическая карта занятия «Россия – многонациональное государство. География религий»Этапы урокаДеятельность педагогаДеятельность учащихсяОрганизационный момент1. Приветствие учащихся2. Проверка присутствующих3. Проверка к готовности к урокуПриветствиеАктуализациязнанийНа уроках географии в 7 классе мызнакомились с языковыми семьямиирелигиями мира.Вспомните, ребята, а какие мировые религии вы знаете?Значит, сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться:1) С языковыми семьями и географией религии России.2) Узнать каков религиозный состав народов России.Отвечают на вопросыИзучение нового материалаРабота по группамСегодняшний урок хотелось бы начать соследующих строкстихотворения В.Степанова.Живут в России разныеНароды с давних пор:Одним тайга по нраву,Другим степной простор.У каждого народаЯзык свой и наряд,Один черкеску носит,Другой надел халат.Один рыбак с рожденья,Другой оленевод,Один кумыс готовит,Другой готовит мёд.Одним милее осень,Другим милей веснаА Родина – РоссияУ нас у всех одна!Как вы думаете, о чём говорят эти строки?Каждый из нас – не только россиянин, нои представитель своегонарода.Особенность России в том, что у насмного разных культур,языков, традиций. Россия многонациональная страна. Посходствуязыков народы относят кчетырём основным языковым семьям, вкоторых входят разные языковые группы.По страницам атласа 38-39, рассмотрим, какие основные языковыесемьи существуют.Учитель обращает внимание, чтоязыковые семьи делятся на группы,которые включают в себя народы.Работа в группах: рассмотрите карту народов России, изучив легенду карты.) и картународов1) выявите признаки многонациональностинаселения?2) как обозначены на карте представителиразличных групп народов?3) какие показатели можно определить пофоновой окраске, по цифрам? 4) по каким критериям объединили отдельныенародов в языковыесемьи?Используя карту «Народы России» страницы атласа 38-39 заполнитесхему:Россия многонациональная страна. Но посвоему религиозному составухарактеризуется абсолютнымпреобладанием православия 9/10всехверующих России.Откройтестраницуучебника294,рис.147рассмотритекарту «Религиозный состав населения».Определите в каких субъектах РФисповедуют ислам и буддизм?Какие народы исповедуют даннуюрелигию?Работа по группам:1-я группа – готовит материал охристианстве2-я группа - готовит материал о буддизме.3-я группа – готовит материал о мусульманстве.4-я группа – иудаизм, язычество.Учитель выслушивает, корректирует выступление учащихся.Внимательно слушаютУчащиеся обсуждают строкистихотворения.Дети работают со страницами атласа иотвечают, какие языковые семьисуществуют.Объясняют,накартемногонациональность указана фоновойокраской,представителиразличныхгрупп – цифрами и значками.Определяютрайоныкомпактногопроживания народов одной языковойсемьи или группы.Цифры – расселение населения этихнародов по территории России.Группыотчитываются,заполняюттаблицу, отвечают на вопросы делаютвыводыУчащиесявнимательнослушаютПо страницеучебника определяют, чтобольшинство исповедуют православие.Рассматривают, определяют в какихсубъектах РФ и какие народыисповедуют,буддизм и мусульманствоГотовят мини выступления каждый всвоей группе.Закрепление1) Сколько языковых семей можно выделить на территории РФ?2) К какой группе и языковой семьеотносятся марийцы?3)Назовите народы исповедующие натерритории РФ буддизм?4) На территории какой республикипроживают народы, исповедующиеислам?Отвечают на вопросыДомашнеезаданиеПрочитать параграф 47Записывают вдневникТаким образом, разработка воспитательного урока по географии, направленного на патриотическое воспитание, играет важную роль в формировании у учащихся гражданской и патриотической позиции, готовности беречь свою Родину и быть активными членами общества.Выводы по второй главеШкольная география – учебный предмет, который развивает и расширяет кругозор учащихся, воспитывает их как ответственных граждан, знающих географические законы, умеющих экономически мыслить, экологически грамотно действовать и лучше понимать людей, живущих в разных странах. Воспитательный потенциал географии содержится на каждом уроке данного курса и реализуется посредством патриотического, краеведческого, экологического, эстетического и гуманистического направлений воспитания подрастающего поколения.Воспитательный потенциал урока географии и внеклассной деятельности может быть очень высоким, если обучение происходит под комплексным воздействием: стиля учебного общения, дидактической структуры урока, формы урока и методических приемов, используемых учителем.Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, оказывающие влияние на развитие личности школьников.В параграфе 2.2 мы разработали мы разработали занятие«Россия – многонациональное государство. География религий», направленное на патриотическое воспитание учащихся.Разработка данного занятия играет важную роль в формировании у учащихся гражданской и патриотической позиции, готовности беречь свою Родину и быть активными членами общества.ЗаключениеВ ходе рассмотрения воспитательного потенциала школьной географии становится ясным, что данная дисциплина не только передает знания о мире, но и играет ключевую роль в формировании личности учащегося. География – один из самых интересных предметов, который помогает учащимся понять, как устроен наш мир. Школьная география имеет большой воспитательный потенциал, поскольку поддерживает развитие ценностей, связанных с глобальной ответственностью, устойчивым развитием и стремлением к межкультурному взаимопониманию и сотрудничеству.Этот предмет позволяет ученикам понять важность заботы о нашей планете и помогает им развивать навыки, необходимые для решения проблем, стоящих перед глобальным сообществом, таких как изменение климата и сохранение биологического разнообразия.Школьная география способствует развитию толерантности и уважения к разнообразию культур, позволяя учащимся понимать взаимосвязь между различными регионами и нациями. Кроме того, изучение экологических проблем формирует ответственное отношение к окружающей среде.Способность анализа и критического мышления, развиваемые в процессе обучения географии, являются важными навыками для формирования активного и гражданского общества. Эти знания не только помогают понимать структуру и функционирование мира, но и способствуют осознанному участию в социальной жизни.Воспитательный потенциал школьной географии заключается также в том, что она помогает учащимся развивать гражданское сознание и чувство патриотизма, укреплять уважение к культурному наследию и истории своей страны, узнавать о других странах и культурах.Школьная география является важной частью развития мировоззрения учащихся, позволяя им понять, как их действия могут повлиять на жизнь в других регионах мира, и оценить важность глобального сотрудничества в достижении мира и процветания. Это предмет, который помогает учащимся вырасти ответственными гражданами, дает им возможность активно участвовать в общественной жизни и менять мир к лучшему.Таким образом, школьная география, обладая значительным воспитательным потенциалом, несет на себе ответственность за формирование не только умов учащихся, но и их ценностных ориентаций, что делает этот предмет ключевым элементом учебно-воспитательного процесса.Список использованных источниковАндреева, В.Н. Предметная неделя географии в школе / В.Н. Андреева. - М.: Феникс, 2019. - 975 c.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.Баранов, А. С. Компьютерные технологии в школьной географии. Методическое пособие / А.С. Баранов, В.Г. Суслов, А.И. Шейнис. - М.: ГЕНЖЕР, 2021. - 989 c.Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е.А. Беловолова. - М.: Прометей, 2019. - 717 c. Болотникова, Н. В. Рабочие программы по географии. 8-9 классы / Н.В. Болотникова. - Москва: РГГУ, 2021. - 216 c.Даринский, А. В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2019. - 416 c.Душина, И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. - М.: Дрофа, 2019. - 917 c.Жижина, Е.А. ПШУ 9 кл. Поурочные разработки по географии. Универсальное издание. Жижина Е.А. / Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2021. - 568 c.Коринская, В.А. Методическое пособие по географии материков и океанов / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2019. - 400 cКугут, И. А. География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы (+ CD-ROM) / И.А. Кугут. - М.: Планета, 2019. - 272 c.Кузьмичев, И.С. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И.С. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.Летягин, А. А. Современный кабинет географии / А.А. Летягин. - М.: Дрофа, 2021. - 192 c.Логинова, А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот для пед / А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2019. - 619 c.Нечаев, М. П. Адаптивная воспитательная система в современной школе / М.П. Нечаев. - М.: Перспектива, 2021. - 725 c.Прохорова, О. Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении / О.Г. Прохорова. - М.: Каро, 2019. - 160 c.Романова, А.Ф. Нестандартные уроки. География. У нас в гостях Япония / А.Ф. Романова. - М.: Учитель, 2019. - 124 c.Сергеева, В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие / В.П. Сергеева. - М.: Учитель, 2019. - 907 c.Снигирев, В.А.Игры на уроках географии. Методическое пособие / В.А. Снигирев. - М.: Владос, 2021. - 308 c.Федорова, В. А. Раздаточные материалы по географии. 8-9 классы / В.А. Федорова. - М.: Дрофа, 2019. - 633 c.

1.Андреева, В.Н. Предметная неделя географии в школе / В.Н. Андреева. - М.: Феникс, 2019. - 975 c.
2.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.
3.Баранов, А. С. Компьютерные технологии в школьной географии. Методическое пособие / А.С. Баранов, В.Г. Суслов, А.И. Шейнис. - М.: ГЕНЖЕР, 2021. - 989 c.
4.Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е.А. Беловолова. - М.: Прометей, 2019. - 717 c.
5. Болотникова, Н. В. Рабочие программы по географии. 8-9 классы / Н.В. Болотникова. - Москва: РГГУ, 2021. - 216 c.
6.Даринский, А. В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2019. - 416 c.
7.Душина, И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. - М.: Дрофа, 2019. - 917 c.
8.Жижина, Е.А. ПШУ 9 кл. Поурочные разработки по географии. Универсальное издание. Жижина Е.А. / Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2021. - 568 c.
9.Коринская, В.А. Методическое пособие по географии материков и океанов / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.
10.Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2019. - 400 c
11.Кугут, И. А. География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы (+ CD-ROM) / И.А. Кугут. - М.: Планета, 2019. - 272 c.
12.Кузьмичев, И.С. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И.С. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.
13.Летягин, А. А. Современный кабинет географии / А.А. Летягин. - М.: Дрофа, 2021. - 192 c.
14.Логинова, А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот для пед / А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2019. - 619 c.
15.Нечаев, М. П. Адаптивная воспитательная система в современной школе / М.П. Нечаев. - М.: Перспектива, 2021. - 725 c.
16.Прохорова, О. Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении / О.Г. Прохорова. - М.: Каро, 2019. - 160 c.
17.Романова, А.Ф. Нестандартные уроки. География. У нас в гостях Япония / А.Ф. Романова. - М.: Учитель, 2019. - 124 c.
18.Сергеева, В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие / В.П. Сергеева. - М.: Учитель, 2019. - 907 c.
19.Снигирев, В.А.Игры на уроках географии. Методическое пособие / В.А. Снигирев. - М.: Владос, 2021. - 308 c.
20.Федорова, В. А. Раздаточные материалы по географии. 8-9 классы / В.А. Федорова. - М.: Дрофа, 2019. - 633 c.